5. Бессонов А. О некоторых возможностях современной криминалистики в работе с электронными следами // Вестник Университета им. О.Е. Кутафина. 2019. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-nekotoryh-vozmozhnostyah-sovremennoy-krimlnalistlki-v-rabote-s-elektronnymi-sledami
6. Кириченко М. В России появиться система контроля за беспилотниками // Сайт Российские космические системы. 2019. // URL: http://russianspacesystems.ru/2017/05/22/bespilotnlkl/.
7. Митюшин Д. Опыт применения беспилотных комплексов и систем в деятельности полиции зарубежных стран // Специальная Техника. 2012. №2. С. 25-27.
8. Кежов А.А., Грачёв Ю.А., Степанов И.В. Организационно-правовое обеспечение беспилотных комплексов в системе МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. № 3(71). С.21-23.
9. Bespilotnlk.org, торгово-сервисная компания в Москве: сайт/ Bespilotnik.org. 2019 // URL https://bespilotnik.org/catalog/UAV_application/monitoring/
10. Бойко А. Террористов в Питере вычислили с беспилотника // Комсомольская правда. 2017. 20 декабря. №146.
11. Зыков В. Потерявшихся детей станут искать с помощью беспилотников // Известия. 2015. 24 марта. №50.
12. Фалалеев М. Беспилотник смог разыскать пропавшую женщину в тайге // Российская газета. 2018. 18 июля. №154.
13. Борисов Т. Помощь придет с беспилотника // Российская газета. 2015. 3 февраля. №20.
14. Naked Science. Российский научно-популярный портал: сайт/ Naked Science.ru, 2019. // URL: https://naked-science.ru/article/nakedscience/policiya-budushchego (дата обращения: 07.10.2019).
15. Чередникова Т. В Ботаническом саду будут ловить воришек с помощью беспилотников // Московский комсомолец. 2014. 27 октября. №237.
16. Тайманова Г., Пак Р.Е. Беспилотные летательные аппараты для мониторинга нефтепроводов // Вестник ЕНУ им. Л. Н. Гумилева. Астана. 2018. №1(29).
17. ROBO-HUNTER.COM, Первый сайт, который занимается трудоустройством роботов. 2019. - URL: https://robo-hunter.com/news/pochemu-droni-v-policii-eto-budushee-v-borbe-s-prestupnos1y (дата обращения: 07.10.2019).
18. Шамаева Я. С неба упала // Российская газета. 2018. №287(7750).
References and Sources
1. Rossijskaya novostnaya set mediaholdinga E -generator, kompanlya SMI 2 // URL: https://sml2.ru/newdata/adprevlew?ad=6187986&bl=87796&ct= adprevlew&st=33&ab=b&rnd=404490&utm_campalgn=45167&utm_term=03090627-cab8-41d7-95d8-0054e8e4f4b1 (data obrashchenlya: 12.03.2019).
2. Molseev A. Mini-radary razmestlll na bespilotnikah // Izvestiya. 2016. 19 oktyabrya. №195. C.5.
3. Stepanov A. Vertolet iz karmana // Rossijskaya gazeta. 2019. 4 maya.
4. Karshov R. Klasslfikaclya bespilotnyh letatelnyh apparatov // Problemy sovremennoj naukl i obrazovanlya. 2016. // URL: https://cyberleninka.ru/ journal/n/problemy-sovremennoy-nauki-i-obrazovaniya
5. Bessonov A. O nekotoryh vozmozhnostyah sovremennoj kriminalistiki v rabote s elektronnymi sledaml // Vestnlk Universiteta im. O.E. Kutafina. 2019. // URL: https://cyberlenlnka.ru/artlcle/n/o-nekotoryh-vozmozhnos1yah-sovremennoy-krlmlnallstlkl-v-rabote-s-elek1ronnyml-sledaml
6. Kirichenko M. V Rossll poyavltsya sistema kontrolya za bespilotnikami // Sajt Rossijskie kosmicheskie sistemy. 2019. // URL: http://russlanspacesystems.ru/2017/05/22/bespllotnlkl/.
7. Mityushin D. Opyt primeneniya bespilotnyh kompleksov i slstem v deyatelnostl policii zarubezhnyh stran // Speclalnaya Te khnika. 2012. №2. S. 25-27.
8. Kezhov A.A., Grachyov YU.A., Stepanov I.V. Organizacionno-pravovoe obespechenie bespilotnyh kompleksov v sisteme MVD Rossll // Vestnlk Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossll. 2016. № 3(71). S.21-23.
9. Bespilotnik.org, torgovo-servisnaya kompaniya v Moskve: sajt/ Bespilotnik.org. 2019 // URL https://bespilotnik.org/ catalog/UAV_application/monitoring/
10. Bojko A. Terroristov v Pitere vychislili s bespilotnika // Komsomolskaya pravda. 2017. 20 dekabrya. №146.
11. Zykov V. Poteryavshihsya detej stanut iskat s pomoshchyu bespilotnikov // Izvestiya. 2015. 24 marta. №50.
12. Falaleev M. Bespilotnik smog razyskat propavshuyu zhenshchinu v tajge // Rossijskaya gazeta. 2018. 18 iyulya. №154.
13. Borisov T. Pomoshch pridet s bespilotnika // Rossijskaya gazeta. 201 5. 3 fevralya. №20.
14. Naked Science. Rossijskij nauchno-populyarnyj portal: sajt/ Naked Science.ru, 2019. // URL: https://naked-science.ru/article/nakedscience/policiya-budushchego (data obrashcheniya: 07.10.2019).
15. Cherednikova T. V Botanicheskom sadu budut lovit vorishek s pomoshchyu bespilotnikov // Moskovskij komsomolec. 2014. 27 oktyabrya. №237.
16. Tajmanova G., Pak R.E. Bespilotnye letatelnye apparaty dlya monitoringa nefteprovodov // Vestnik ENU im. L.N. Gumileva. Astana. 2018. №1(29).
17. ROBO-HUNTER.COM, Pervyj sajt, kotoryj zanimaetsya trudoustrojstvom robotov. 2019. - URL: https://robo-hunter.com/news/pochemu-droni-v-policii-eto-budushee-v-borbe-s-prestupnosty (data obrashcheniya: 07.10.2019).
18. Shamaeva YA. S neba upala // Rossijskaya gazeta. 2018. №287(7750).
РЫБКИН СТАНИСЛАВ ЮРЬЕВИЧ - кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики Волгоградского института управления РАНХиГС ([email protected]). Т.89876415255 RYVKIN, STANISLAV Yu. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of criminal procedure and criminalistics, Volgograd Institute of management of Ranepa, war veteran ([email protected]).
УДК 343.140.01
СКОГОРЕВА Т.Ф., ЧХВИМИАНИ Э.Ж., ЛУНКАШУ Ю.В. СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ НИКАРАГУА И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ключевые слова: республика, преступление, анализ, полиция, расследование.
Правовая система Никарагуа входит в обособленную латиноамериканскую группу и относится к романо-германской правовой семье. Анализ нормативно-правовых актов, практики их применения Российской Федерации и Республики Никарагуа показывает, что основным вопросом назначения законодательств обоих государств является защита прав и
законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод, уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания и восстановление социальной справедливости. Проведен анализ Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, Уголовно-процессуального кодекса Республики Никарагуа, учебников и учебных пособий, посвященных тактике и методике раскрытия и расследования преступлений российских авторов, руководства по процессу производства расследования преступлений и происшествий сотрудниками полиции Никарагуа.
SKOGOREVA, T.F., CHKHVIMIANI, E.ZH., LUNKASHU, Y.V.
COMPARATIVE LEGAL ANALYSIS OF THE LEGISLATION GOVERNING THE ACTIVITIES OF POLICE OFFICERS IN THE REPUBLIC OF NICARAGUA AND THE RUSSIAN FEDERATION
Keywords: republic, crime, analysis, police, investigation.
An analysis of normative legal acts, the practice of their application in the Russian Federation and the Republic of Nicaragua shows that the main issue in the appointment of the laws of both states is the protection of the rights and legitimate interests of persons and organizations who have suffered from crimes, the protection of individuals from unlawful and unjustified charges, convictions, restrictions her rights and freedoms, the prosecution and appointment of fair punishment by the perpetrators and the restoration of social justice. The analysis of the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation, the Code of Criminal Procedure of the Republic of Nicaragua, textbooks and teaching aids on tactics and techniques for the disclosure and investigation of crimes of Russian authors, guidance on the process of investigation of crimes and incidents by Nicaraguan police.
Применение термина «романо-германское право» можно объяснить тем, что данную правовую семью составляют правовые системы «романских» и «германских» государств. К романо-германскому праву приемлем и такой термин, как континентальное право, т.е. оно отражает ту или иную территорию распространения данного права в определенный отрезок времени. К романо-германской правовой семье относятся правовые системы всех государств Латинской Америки. Формирование никарагуанского права попало под влияние правовой культуры Испании, которая являлась бывшей метрополией этой страны. За основу конституционного права Никарагуа переняло модель США, гражданское право подверглось большому влиянию французского законодательства.
Конституция и УПК 1879 г. провозгласили основные демократические принципы уголовного судопроизводства Никарагуа. Отмена Конституции 1879 г. подтверждена Конституцией 1987 г., из содержания которой следует, что единую судебную систему возглавляет Верховный суд. Ему же подчиняются и военные трибуналы, хотя ими рассматриваются только воинские преступления и проступки. Процесс совершенствования судебной системы Никарагуа происходит постоянно. Он включает в себя такую первостепенную меру, как создание института консультантов по судебным вопросам, а также улучшение деятельности Генеральной прокуратуры.
13 ноября 2001 года Национальной ассамблеей был принят Закон №2 406, который содержал Уголовно-процессуальный кодекс Республики Никарагуа. С его вступлением в силу 24 декабря 2002 года в Никарагуа установилась обвинительная система уголовного судопроизводства, в соответствии с Политической конституцией, которая закрепила права человека. В итоге, была введена новая процессуальная норма и обозначены новые органы, функции и обязанности которых четко определены в целях осуществления контроля за правомерностью всех этапов расследования, возбуждения уголовного преследования и проведения судебного разбирательства.
По результатам проведенного анализа нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Никарагуа, а также практики их применения, следует отметить, что самым основным вопросом законодательств обоих государств является защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод, уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания.
Были проанализированы Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Республики Никарагуа, учебники и учебные пособия, посвященные тактике и методике раскрытия и расследования преступлений российских авторов, руководство по процессу производства расследования преступлений и происшествий сотрудниками полиции Никарагуа (Манагуа, сентябрь 2011).
Из содержания ст. 6 УПК РФ видно, что назначением уголовно-процессуального судопроизводства России яляется:1) защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений; 2) защита личности от незаконного и необоснованного обвинения,
178
осуждения, ограничения ее прав и свобод. Уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию [1].
Практически не отличается назначение уголовного судопроизводства Республики Никарагуа. Как следует из содержания ст. 7, уголовный процесс направлен на урегулирование конфликтов уголовного характера и восстановление правового мира и гармоничного социального сосуществования, путем установления фактов и привлечения к ответственности обвиняемых, применения соответствующих мер наказания и обеспечения безопасности, других решений, основанных на положениях уголовного преследования, посредничество и соглашение между сторонами в случаях, предусмотренных этим Кодексом [2].
Важное научное и особенно практическое значение в уголовном процессе имеют доказательства. Однако следует учесть, что не любая информация может быть доказательством, а доказательство, в свою очередь, не всегда можно использовать в процессе доказывания. Доказательства или сведения, обнаруженные на этапе их собирания, могут быть приобщены к материалам уголовного дела только в том случае, если они получены и оформлены в установленном уголовно-процессуальным законом порядке.
От того, какой информацией располагают должностные лица, осуществляющие сбор доказательств по уголовному делу, зависит характер процессуальных решений, которые они примут. Важнейшим этапом производства по уголовному делу является процесс доказывания и то, насколько качественно он будет осуществлен, насколько полны и достоверны будут собранные доказательства, процессуально правильно оформлены, так как от этого зависит дальнейшая судьба людей, являющихся участниками уголовного дела. Отсюда следует вывод, что деятельность должностных лиц, обязанных осуществлять доказывание, должна быть регламентирована тщательным образом.
В ст. 16 Уголовно-процессуального кодекса Республики Никарагуа указано, что доказательства будут иметь значение только в том случае, если они были получены законным путем и включены в процесс доказывания в соответствии с положениями настоящего Кодекса [2]. Из содержания ст. 76 УПК РФ следует, что доказательствами по уголовному делу являются любые сведения, на основе которых суд, прокурор, следователь, дознаватель в порядке, определенном настоящим Кодексом, устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, а также иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела [1]. Согласно ч. 1 ст. 86 УПК РФ, собирание доказательств осуществляется в ходе уголовного судопроизводства дознавателем, следователем, прокурором и судом путем производства следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных настоящим Кодексом [1].
Как видим, законодательство обоих государств определяет процессуальный порядок сбора и проверки полученных доказательств.
В качестве доказательств, согласно ч.2 ст. 74 УПК РФ, допускаются: показания подозреваемого, обвиняемого; показания потерпевшего, свидетеля; заключение и показания эксперта; заключение и показания специалиста; вещественные доказательства; протоколы следственных и судебных действий; иные документы.
Как отмечает Семенцов В.А.: «именно с помощью следственных действий чаще всего обнаруживаются, изымаются и приобщаются к уголовному делу доказательства» [3]. Принято считать, что приоритетное положение в системе следственных действий, согласно УПК РФ, отводится осмотру. Осмотр наиболее распространенное следственное действие, направленное на сбор информации, имеющей отношение к преступному деянию. При осуществлении любого из видов следственных осмотров, происходит фиксация места происшествия, т.е. тех обстоятельств, которые подлежат доказыванию в обязательном порядке по каждому уголовному делу. Осуществляется он чаще всего в самом начале производства по делу, а в случае необходимости осмотра места происшествия, данное следственное действие может проводится и до возбуждения уголовного дела.
Поскольку, как было сказано выше, осмотр места происшествия достаточно распространенное следственное действие, без которого практически, не обходится ни одно уголовное дело, был проведен правовой анализ на примере именно его.
Само понятие «место происшествия» в уголовно-процессуальном законодательстве Российской Федерации и Республики Никарагуа не нашло законодательного закрепления.
В. Бурхард отмечает, что «осмотр места происшествия - это, как правило, неотложное следственное действие, направленное на установление, исследование и фиксацию обстановки места происшествия, следов преступления, преступника и иных фактических данных, позволяющих в совокупности с другими доказательствами сделать вывод о механизме преступления, т.е. содержании преступной деятельности, и других обстоятельствах расследуемого события» [4]. В «Руководстве для следователей» В.В. Мозяков определяет понятие данного следственного действия, как «неотложное следственное действие, которое состоит из познавательных и удостоверительных операций следователя (дознавателя), выполняемых на месте обнаружения признаков совершенного или предполагаемого преступления с целью отыскания и закрепления следов, предметов и других объектов, позволяющих уяснить механизм происшедшего события и установить обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела» [5].
Что касается руководства по процессу производства расследования преступлений и происшествий сотрудниками полиции Никарагуа (Манагуа, сентябрь 2011), то оно обязывает полицейских следить за тем, чтобы все, что связано с наказуемым деянием, сохранялось, и чтобы обстановка не изменялась до тех пор, пока не будет должным образом зафиксирована. Осуществление поиска очевидцев, которые могут сообщить полезную информацию о расследуемом факте. Фиксация положения людей, вещей и мест путем проведения осмотра, составления планов, изготовление фотографий и проведения иных необходимых технических операций. Как видим, независимо от страны, сущность, цели и задачи сотрудников полиции при раскрытии и расследовании преступлений обоих государств сводятся к одному: сохранение обстановки на месте происшествия, следов, получение необходимой информации, способствующей поиску и задержанию виновного, а также иных доказательств, способствующих понять, что произошло.
В содержании руководства по процессу производства расследования преступлений и происшествий сотрудниками полиции Никарагуа описывается порядок действия полицейских, первыми прибывшими на место происшествия, их действия по охране места происшествия, работе специалистов, следователей. В его основу положен Уголовно-процессуальный кодекс Республики Никарагуа.
Согласно ст. 230 УПК Республики Никарагуа сотрудники Национальной полиции наделены следующими полномочиями:
1. Следить за тем, чтобы все, что имеет отношение к совершенному преступлению, сохранялось и изменений не происходило до тех пор, пока не будет должным образом зафиксировано. В это же время, он принимает все необходимые меры для оказания помощи потерпевшим и защиты свидетелей;
2. Осуществлять поиск людей, которые могут сообщить что-либо о совершенном факте;
3. Получать от лица, совершившего преступление, необходимую информацию, которую он добровольно хочет передать для оказания помощи при расследовании, при этом не должны быть нарушены его права при даче показаний;
4. Сохраненять место преступления до тех пор, пока это необходимо;
5. Фиксировать положение людей, вещей на месте путем проведения осмотра, составления планов, осуществления других необходимых действий с использованием технических средств;
6. Проводить исследования или анализ любого характера, в связи с чем он может обращаться за помощью к специалистам, в случае необходимости специальных научных знаний.
7. Проводить выемки, обыски, проверки и ревизии, необходимые для успешного проведения расследования, в соответствии с настоящим Кодексом [2].
Согласно проведенному исследованию, можно сделать вывод, что на месте происшествия организатором и руководителем в обоих государствах являются следователи. Специалисты оказывают им содействие в обнаружении, фиксации и изъятии вещественных доказательств.
Кроме того, и в России, и в Никарагуа, при поступлении в дежурную часть сообщения о преступлении, на места происшествия незамедлительно выезжают дежурные следственно-оперативные группы (далее - СОГ). В их состав входят следователь, специалист и оперативный уполномоченный, при необходимости кинолог с собакой. В обоих государствах предусмотрены специализированные СОГ, предназначенные для расследования тяжких и особо тяжких преступлений. Деятельность СОГ закреплены как в России, так и в Никарагуа приказами МВД для служебного пользования. Как видно, каких-либо кардинальных отличий по организации работы сотрудников полиции по прибытии на место происшествия, осуществлению работы на месте происшествия при получении первоначальной информации от потерпевших, очевидцев, обнаружении, фиксации и изъятии объектов с места происшествия не имеется. Однако хотелось бы обратить внимание, что в руководстве по процессу производства расследования преступлений и происшествий сотрудниками полиции Никарагуа недостаточно подробно расписаны действия специалистов, следователей на месте происшествия. Не рассматривается возможность проведения предварительного исследования по обнаруженным следам. В Руководстве рекомендуется изымать почву с объектов, при этом не имеется технической возможности проведения такого вида судебной экспертизы, как почвоведческая. Также в нем ничего не говорится о способах фиксации (только название видов и методов) мест происшествия, особенностях «привязки» объектов относительно друг друга и постоянных объектов, которые не изменяют своего положения длительное время, особенностях изъятия и упаковки, для исключения потери доказательств.
Литература и источники
1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. закон № 174 от 18.12.2001 (ред. от 02.08.2019).
2. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Никарагуа: закон № 406от 13.11.2001 (Codigo Procesal Penaldela Republicade Nicaragua).
3. Семенцов В.А. О соотношении следственных и иных процессуальных действий, предназначенных для собирания доказательств // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. № 2. С. 39-45.
4. Бурхард В. Криминалистический словарь. М.: Юридическая литература, 2005. 580 с.
5. Мозякова В.В. Руководство для следователей / Под общ. ред. В.В. Мозякова. М.: Экзамен, 2005. 912 с.
References and Sources
1. Ugolovno-processual'nyj kodeks Rossijskoj Federacii: feder. zakon № 174 ot 18.12.2001 (red. ot 02.08.2019).
2. Ugolovno-processual'nyj kodeks Respubliki Nikaragua: zakon № 406ot 13.11.2001 (Codigo Procesal Penaldela Republicade Nicaragua).
3. Semencov V.A. O sootnoshenii sledstvennyh i inyh processual'nyh dejstvij, prednaznachennyh dlya sobiraniya dokazatel'stv // Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika. 2015. № 2. S. 39-45.
4. Burhard V. Kriminalisticheskij slovar'. M.: YUridicheskaya literatura, 2005. 580 s.
5. Mozyakova V.V. Rukovodstvo dlya sledovatelej / Pod obshch. red. V.V. Mozyakova. M.: Ekzamen, 2005. 912 s.
СКОГОРЕВА ТАТЬЯНА ФЕДОРОВНА - кандидат юридических наук, доцент, кафедра организации следственной работы Волгоградской академии МВД РФ ([email protected]).
ЧХВИМИАНИ ЭДУАРД ЖЮЛЬЕНОВИЧ - кандидат юридических наук, доцент, кафедра специальных дисциплин Краснодарского университета МВД России (Eduard- [email protected]).
ЛУНКАШУ ЮРИЙ ВИОРЕЛОВИЧ - начальник кафедры специальных дисциплин Краснодарского университета МВД России.
SKOGOREVA, TATYANA F. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of Organization of Investigation, Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation ([email protected]).
CHKHVIMIANI, EDUARD ZH - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of Special Disciplines, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia ([email protected]).
LUNKASHU, YURY V. - Head of the Department of Special Disciplines, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
УДК 343.112
КАЛИНКИНА Л. Д., КРЫСИНА Н.Р. КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ ДОВЕРИТЕЛЕЙ - ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ОТВОДА АДВОКАТА
В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ
Ключевые слова: адвокат, отвод адвоката, конфликт интересов доверителей, право на квалифицированную юридическую помощь.
В статье на основе уголовно-процессуального законодательства и правоприменительной практики рассматривается суть и содержание конфликта интересов доверителей, как основание отвода адвоката в российском уголовном судопроизводстве. Показано, что суды неизменно занимают позицию о недопустимости защиты одним адвокатом двух лиц, интересы которых противоречат. В соответствии с ч. 6 ст. 49 УПК РФ, одно и то же лицо не может быть защитником двух подозреваемых или обвиняемых, если интересы одного из них противоречат интересам другого. В то же время на практике встречаются случаи, когда решение об отводе адвоката принимается, исходя лишь из предположения о возможности возникновения противоречия интересов в будущем.