Научная статья на тему 'Сравнительно-правовой анализ ст. 211. 1 УК РСФСР и ст. 264. 1 УК РФ'

Сравнительно-правовой анализ ст. 211. 1 УК РСФСР и ст. 264. 1 УК РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
687
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
управление транспортным средством в состоянии опьянения / ст. 211.1 УК РСФСР / ст. 264.1 УК РФ / состояние опьянения / наркотическое опьянение / административная преюдиция / сравнительно-правовой анализ норм / driving while intoxicated / article 211.1 of the Criminal Code of the RSFSR / art. 264.1 of the Criminal code of the Russian Federation / intoxication / narcotic intoxication / administrative prejudice / comparative legal analysis of the norms

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Василий Евгеньевич Трофимов

Исследуется содержание уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за управление транспортным средством в состоянии опьянения в СССР и в Российской Федерации. Анализируются некоторые вопросы правоприменительной практики в данной сфере

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Василий Евгеньевич Трофимов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE LEGAL ANALYSIS OF ART. 211.1 OF THE CRIMINAL CODE OF THE RSFSR AND ART. 264.1 OF THE CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION

The content of criminal law rules providing for liability for driving in a state of intoxication in the USSR and in the Russian Federation is studied. Some issues of law enforcement practice in this area are analyzed

Текст научной работы на тему «Сравнительно-правовой анализ ст. 211. 1 УК РСФСР и ст. 264. 1 УК РФ»

УДК 343 DOI 10.24411/2073-0454-2020-10016

ББК 67.408 © В.Е. Трофимов, 2020

Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ СТ. 211.1 УК РСФСР И СТ. 264.1 УК РФ

Василий Евгеньевич Трофимов, адъюнкт кафедры уголовного права, криминологии и психологии Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова (302027, Орел, ул. Игнатова, д. 2) E-mail: vasiliytrofimov88@mail.ru

Научный руководитель: доктор юридических наук А.П. Дмитренко

Аннотация. Исследуется содержание уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за управление транспортным средством в состоянии опьянения в СССР и в Российской Федерации. Анализируются некоторые вопросы правоприменительной практики в данной сфере.

Ключевые слова: управление транспортным средством в состоянии опьянения, ст. 211.1 УК РСФСР, ст. 264.1 УК РФ, состояние опьянения, наркотическое опьянение, административная преюдиция, сравнительно-правовой анализ норм.

COMPARATIVE LEGAL ANALYSIS OF ART. 211.1 OF THE CRIMINAL CODE OF THE RSFSR AND ART. 264.1 OF THE CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Vasiliy E. Trofimov, postgraduate of department of criminal law, criminology and psychology

Orel Law Institute of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.V. Lukyanov (302027, Orel, ul. Ignatova, d. 2) E-mail: vasiliytrofimov88@mail.ru

Research supervisor: doctor of legal sciences A.P. Dmitrenko

Abstract. The content of criminal law rules providing for liability for driving in a state of intoxication in the USSR and in the Russian Federation is studied. Some issues of law enforcement practice in this area are analyzed.

Keywords: driving while intoxicated, article 211.1 of the Criminal Code of the RSFSR, art. 264.1 of the Criminal code of the Russian Federation, intoxication, narcotic intoxication, administrative prejudice, comparative legal analysis of the norms.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Трофимов В.Е. Сравнительно-правовой анализ ст. 211.1 УК РСФСР и ст. 264.1 УК РФ. Вестник Московского университета МВД России. 2020;(1):76-80.

В Российской Федерации вопросам как предупреждения, так и пресечения преступлений в сфере безопасной работы транспорта, а именно борьбе с лицами, управляющими транспортными средствами в нетрезвом виде, уделяется особое внимание не только руководством Министерства внутренних дел России, но и государственными органами власти, высшими должностными лицами регионального и федерального уровней.

Ежегодно в России регистрируется около 220 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в результате которых гибнет в среднем около 30 тыс. человек, 270 тыс. получают различные ранения. Согласно статистике предшествующих пяти лет, в ДТП на российских дорогах погибли 172 тыс. человек, более 1200 тыс. получили увечья, что соизмеримо с населением города или даже последствиями масштабных катастроф и вооруженных конфликтов1.

Значительное внимание, уделяемое проблемам дорожной безопасности, привело к ужесточению санкционной политики в отношении лиц, управляющих транспортными средствами в состоянии опьянения. Федеральным законом Российской Федерации от 31 декабря 2014 г. № 528-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения»2, вступившим в законную силу с 1 июля 2015 г., в Уголовный кодекс России введена ст. 264.1 «Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию».

1 Статистические данные Федеральной службы государственной статистики // URL://http://www.gks.ru/

2 URL://http://www.pravo.gov.ru; СЗ РФ. 2015. № 1 (ч. I). Ст. 81; Российская газета. 2015, 12 янв.

В свою очередь, изменения в Уголовном кодексе России послужили основанием для признания утратившим силу п. 4 ст. 12.8 КоАП РФ, предусматривавшего санкции для лиц, неоднократно (повторно) управлявших транспортным средством в состоянии опьянения.

Государственная политика, направленная на предупреждение и пресечение управления транспортными средствами лицами, находящимися в состоянии опьянения, динамично развивается на протяжении многих десятилетий. Этой проблеме уделяется широкое внимание и мировым сообществом, поскольку такого рода преступность свойственна не только развивающимся странам, но и странам с крепкой, стабильной экономикой.

Неудивительно, что аналогичная норма существовала в уголовном законодательстве советского периода. Первой попыткой регулирования данного вида нарушений послужил Указ Президиума ВС РСФСР от 5 октября 1961 г. «Об ответственности водителей автомототранспорта и городского электротранспорта за управление транспортом в нетрезвом состоянии»3. Впоследствии его заменил Указ Президиума ВС РСФСР от 19 июня 1968 г. «Об усилении административной ответственности за нарушение Правил движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам и правил пользования транспортными средствами»4, который впервые возвел управление транспортным средством в нетрезвом виде в разряд уголовно-наказуемых деяний. На основании названного Указа, Уголовный кодекс РСФСР пополнился ст. 211.1 следующего содержания: «Управление автомототранспортным или городским электротранспортным средством, трактором или иной самоходной машиной лицом, находящимся в состоянии опьянения и лишенным права на управление транспортными средствамиза такое нарушение». Следующее изменение уголовного законодательства в данной сфере состоялось 30 ноября 1972 г., когда ст. 211.1 УК РСФСР дополнилась ч. 2: «Управление транспортными средствами, указанными в ч. 1 настоящей статьи, лицом, находящимся в состоянии опьянения и не имевшим водительских прав, совершенное повторно в течение года»5. Спустя более 20 лет — 24 декабря 1992 г. ст. 211.1 была исключена из УК РСФСР.

Анализируя ранее действующую норму права и ее современный аналог, необходимо установить то общее, что определяет уникальность каждой из них.

Рассматривая предусмотренное ст. 264.1 УК РФ преступление, необходимо обратить внимание на тот факт, что преступным признается управление транспортным средством (автомобилем, трактором, трамваем и т.д.) водителем в нетрезвом состоянии. При этом нахождение лица в пьяном виде за рулем недвижущегося транспортного средства не образует состава преступления, указанного в ст. 264.1 УК РФ. Аналогичная правоприменительная практика наработана по ст. 211.1 УК РСФСР [2, с. 10].

Привлечение к уголовной ответственности по названым статьям имеет место при соблюдении определенных правовых условий, характеризующих водителя транспортного средства:

1) водитель привлекался к административной ответственности за управление транспортным средством в пьяном виде, равно как за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения в порядке и на основаниях, предусмотренных действующим законодательством;

2) водитель привлечен к уголовной ответственности за совершение преступлений, предусмотренных ч. 2, 4 или же 6 ст. 264 УК РФ, ст. 264.1 УК РФ, а в период действия УК РСФСР — ст. 211.1;

3) водитель транспортного средства снова управляет им, находясь в состоянии опьянения.

На основании названых признаков следует вывод, что рассматриваемые преступления имеют сложную структуру, включая в себя как административную преюдицию, так и непогашенную или неснятую судимость за перечисленные преступления.

Необходимо учитывать, что ни уголовным, ни административным кодексами не обозначен период, в который совершение аналогичного правонарушения влечет привлечение не к административной, а к уголовной ответственности. Однако, в данном случае необходимо руководствоваться общими принципами административного права, а именно положениями ст. 4.6 КоАП РФ, которая определяет 1 год со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания, как срок действия административного наказания6.

3 Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1961. № 40. Ст. 557.

4 Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1968. № 26. Ст. 1010.

5 Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1972. № 51. Ст. 1207.

6 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

Наличие только прямого умысла является еще одним общим признаком состава преступлений, предусмотренных ст. 264.1 УК РФ и ст. 211.1 УК РСФСР. Формальный состав преступлений подтверждает, что указанные противоправные действия могут быть осуществлены лишь с указанным видом умысла.

При этом субъект рассматриваемого вида преступлений как в одном, так и в другом случае — специальный: физическое вменяемое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности — 16 лет, которое является водителем транспортного средства. При этом такое лицо для привлечения к уголовной ответственности по ст. 264.1 УК РФ должно отвечать определенным выше характеристикам (привлечение к административной ответственности, наличие непогашенной судимости и т.п.). Для привлечения к уголовной ответственности в соответствии со ст. 211.1 УК РСФСР необходимо было иметь административное взыскание, предусмотренное ст. 117 КоАП РСФСР или же иметь уголовную непогашенную судимость за совершение преступления установленного ст. 211.1 УК РСФСР.

Стоит отметить, что субъектом преступления может являться как лицо, имеющее водительское удостоверение установленного образца, так и лицо, которое данного документа не имеет или же водительское удостоверение было изъято, а также лица, еще обучающиеся навыкам управления транспортным средством.

Предметом анализируемых преступлений выступают транспортные средства — автомобили, автобусы, троллейбусы, трамваи, тракторы и другие транспортные средства.

Объект преступления в обоих случаях — охраняемые законом общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Объективная сторона ст. 264.1 УК РФ и ст. 211.1 УК РСФСР выражена в форме действия по управлению транспортным средством и считается оконченным с момента начала движения транспорта.

В настоящее время действуют правила проведения освидетельствования, утвержденные Правительством Российской Федерации. Кроме того, Министерством здравоохранения Российской Федерации установлен определенный порядок, а также возможно назначение судебной экспертизы, проводящейся в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации7.

Состояние опьянения фиксируется при наличии в организме водителя абсолютного этилового спирта в показателе 0,32 промилле. Данная концентрация превышает суммарную погрешность измерений и составляет 0,16 мг на 1 л выдыхаемого воздуха.

В свою очередь, определение наркотического опьянения лица, управляющего транспортным средством, определяется наличием в крови веществ, указанных в Постановлении Правительства России от 30 июня 1998 г. № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации», а также в Реестре новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен.

Касаясь установления факта опьянения, следует отметить, что в советский период методикой медицинского освидетельствования продолжительное время не предусматривалось возможности выявления состояния наркотического опьянения. Подобная правовая ситуация привела к отсутствию правил и порядка направления и проведения освидетельствования на состояние наркотического опьянения. Медицинское освидетельствование на состояние опьянения имело нормативную базу, не меняющуюся несколько десятилетий — приказ Министерства здравоохранения СССР от 22 ноября 1954 г. № 523«О мерах улучшения экспертизы алкогольного опьяне-ния»8 продолжал действовать до 1988 г.

Период с конца 1970-х гг. до 1991 г. характеризуется формированием административной практики по привлечению к ответственности за единичные факты потребления наркотиков, в том числе водителей транспортных средств. Указом Президиума Верхов-

7 «Правила освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством», утв. постановлением Правительства РФ от 26 июня 2008 г. № 475 (в ред. постановлений Правительства РФ от 10 февраля 2011 г. № 64, от 4 сентября 2012 г. № 882, от 18 ноября 2013 г. № 1025) // СПС «КонсультантПлюс».

8 Приказ Министерства Здравоохранения СССР от 22 ноября 1954 г. № 523 «О мерах улучшения экспертизы алкогольного опьянения» // СПС «КонсультантПлюс».

ного Совета СССР от 25 апреля 1974 г. «Об усилении борьбы с наркоманией»9 впервые была установлена административная ответственность за потребление наркотиков без назначения врача. Впоследствии норма, предусматривающая наказание за данное деяние, была закреплена в ст. 44 КоАП РСФСР 1984 г.

В соответствии со ст. 245 КоАП РСФСР водители, в отношении которых имелись достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, подлежали отстранению от управления транспортным средством и освидетельствованию на состояние опьянения.

Порядок направления указанных лиц на освидетельствование на состояние опьянения и проведения освидетельствования определялся Инструкцией, утвержденной МВД СССР, Минздравом СССР, Минюстом СССР10. В указанном документе определялось, что участники дорожно-транспортных происшествий, в результате которых имелись пострадавшие или причинен существенный материальный ущерб, направляются сотрудниками ГАИ и участковыми уполномоченными милиции в специализированные кабинеты наркологических диспансеров, где производится медицинское освидетельствование на предмет алкогольного опьянения и состояния одурманивания, вызванное наркотическими или другими веществами.

В 2014 г. в КоАП РФ введена ст. 27.12.1, регламентирующая основания и порядок направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, совершивших административные правонарушения. Данная мера определена как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и ориентирована на случаи, когда состояние опьянения является квалифицирующим обстоятельством, когда ответственность прямо связана с состоянием опьянения или обстоятельством, отягчающим административную ответственность [3, с. 81-84]. Постановлением Правительства РФ от 23 января 2015 г. № 37 утверждены правила направления на такое освидетельствование, а также исчерпывающий перечень оснований (кри-терии)для направления лица на медицинское осви-детельствование11.

Общими, для ст. 264.1 УК РФ и ст. 211.1 УК РСФСР являются и основания освидетельствования водителя транспортного средства: запах алкоголя изо рта, нарушение речи, неустойчивость позы, не

соответствующее обстановке поведение и т.п. При направлении на медицинское освидетельствование необходимо составление соответствующего протокола [1, с. 79].

В свою очередь, лицо, подлежащее освидетельствованию, может отказаться от него (отказ от осмотра врачом, о лабораторных и иных установленных правилами освидетельствования исследований). Стоит особое внимание уделить тому, что при фальсификации выдоха (имитации выдоха), предоставлении недостоверного биологического материала для проведения исследования, также фиксируется отказ от освидетельствования. Следовательно, отказ может выражаться как в форме действия, так и в форме бездействия. Итогом такого отказа является медицинское заключение «от медицинского освидетельствования отказался».

При наличии возможности установления факта опьянения в момент нахождения за рулем у водителя, который скрылся с места преступления, указанное лицо может быть признано управляющим транспортным средством в состоянии опьянения12.

В СССР административные санкции за управление транспортным средством в нетрезвом состоянии, передачу управления транспортным средством лицу в состоянии опьянения и уклонение от прохождения освидетельствования на состояние опьянения (освидетельствование), регламентировались требованиями Указа Президиума Верховного Совета СССР.

Так, в советский период, лицо, уклоняющееся от прохождения освидетельствования, подвергалось штрафу в размере 200 руб. или применялось лише-

9 Указ Президиума ВС СССР от 25 апреля 1974 г. № 5928^Ш «Об усилении борьбы с наркоманией» // Ведомости ВС СССР. 1974. № 18. Ст. 275.

10 Инструкция о порядке направления граждан на освидетельствование для установлениясостояния опьянения и проведения освидетельствования, утв. 29 июня 1983 г. МВД СССР № 45, Минздравом СССР № 06-14/14, Минюстом СССР № К-8-347 // СПС «КонсультантПлюс».

11 Постановление Правительства РФ от 23 января 2015 г. № 37 «Об утверждении Правил направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, совершивших административные правонарушения» // Российская газета. 2015. 4 февр.

12 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 г. № 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» (ред. от 24 мая 2016 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

ние права управления транспортными средствами всех видов на срок от 1 до 3 лет13. Немаловажно, что в зависимости от наличия или отсутствия у водителя права управления транспортным средством, законодательством варьировалась ответственность за отказ от прохождения освидетельствования. Данное положение в современном праве отражения не нашло.

В рамках проведения сравнительно-правового анализа норм Уголовных кодексов России и РСФСР, в сфере управления транспортным средством в состоянии опьянения, следует отметить, что их схожесть обусловлена несколькими факторами: это и то, что Россия является правопреемником СССР, наследуя,ко всему прочему, наикрупнейшую нормативную базу, прошедшую апробацию на территории, которой до сих пор нет равных в мире; это и неутешительные цифры статистики, определяющей рост количества нетрезвых водителей и совершаемых ими преступлений. Не стоит забывать и об ограниченном наборе правовых мер воздействия на недобросовестных водителей, которые наталкивают на иногда вполне обоснованное возвращение норм советского периода.

В свою очередь, необходимо отметить, что ст. 264.1 УК РФ является достаточно молодой нормой уголовного законодательства и спектр ее совершенствования не ограничивается действующей редакцией. В современном, динамично развивающемся мире, необходимо своевременно и в соответствии с выявленными в ходе правоприменительной практики пробелами совершенствовать действующее законодательство. Именно путь постоянного развития норм права обеспечивает качественное и безопасное существование общества и государства в целом.

Литература

1. Дмитренко А.П. Дорожно-транспортные преступления, совершенные в состоянии опьянения //

Российский криминологический взгляд. 2014. № 3. С. 79.

2. Улицкий С. Уголовная ответственность за управление транспортными средствами в состоянии опьянения // Советская юстиция. 1972. № 6. С. 10.

3. Цуканов Н.Н. Статья 44 Федерального закона от 8 января 1998 г. № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» и статья 27.12.1 КоАП РФ: к вопросу о соотношении оснований направления на медицинское освидетельствование на состояние наркотическогоопьянения // Актуальные проблемы борьбы с преступностью: вопросы тео-риии практики: Мат. XX междунар. науч.-практ. конф. (20-21 апреля2017 г.). В 2 ч. Красноярск: СибЮИ МВД России, 2017.

References

1. Dmitrenko A.P. Dorozhno-transportnye prestupleniya, sovershennye v sostoyanii op'yaneniya // Rossiyskiy kriminologicheskiy vzglyad. 2014. № 3. S. 79.

2. Ulitskiy S. Ugolovnaya otvetstvennost' za up-ravleniye transportnymi sredstvami v sostoyanii op'ya-neniya // Sovetskaya yustitsiya. 1972. № 6. S. 10.

3. Tsukanov N.N. Stat'ya 44 Federal'nogo zakona ot 8 yanvarya 1998 g. № 3-FZ «O narkoticheskikh sred-stvakh i psikhotropnykh veshchestvakh» i stat'ya 27.12.1 KoAP RF: k voprosu o sootnoshenii osnovaniy napravleniya na meditsinskoye osvidetel'stvovaniye na sostoyaniye narkoticheskogoop'yaneniya // Aktual'nyye problemy bor'by s prestupnost'yu: voprosy teoriii prak-tiki: Mat. XX mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (20-21 aprelya2017 g.). V 2 ch. Krasnoyarsk: SibYul MVD Rossii, 2017.

13 Указ Верховного Совета СССР от 15 марта 1983 г. «Об административной ответственности за нарушение правил дорожного движения», утв. Законом СССР 17 июня 1983 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1983. № 25. Ст. 387.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.