программы «Народный инспектор» в других регионах России.
4. Проведение целенаправленной психологической работы в автошколах, способствующей быстрой и эффективной адаптации неопытных водителей, знанию возможных психофизиологических особенностей поведения участников движения, их проявлений в дорожном движении и, соответственно, реакции на поведение других участников. При этом необходимо
увеличивать количество часов практического вождения в период обучения.
Таким образом, проблема повышения уровня культуры водителей как участников дорожного движения требует комплексного подхода к ее решению. Реализация изложенных мер регулирования позволит снизить влияние агрессивного вождения на безопасность дорожного движения и минимизировать количество дорожно-транспортных происшествий.
Список литературы
1. Климович Е.В., Кузнецов А.В. Правовое регулирование применения специальных технических средств фиксации нарушений правил дорожного движения - проблемы и перспективы // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2015. N 4 (34). С. 132-139.
2. Козлов В.В. Психологические правила безопасного вождения. М.: Автополис-плюс, 2005. 64 с.
3. Гуменюк Г.Х. Важнейшие аспекты обеспечения безопасности дорожного движения // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями: материалы XXII междунар. науч.-практ. конф.: в 3 ч. Ч. 1. Барнаул: БЮИ МВД России, 2014. С. 197-200.
4. Утлик В.Э. Социально-психологические условия предупреждения конфликтов в дорожном движении: дис. ... канд. психол. наук. М., 2006. 202 с.
ПЕСТОВ Р.А., кандидат юридических наук, [email protected] Кафедра административного права; Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 344015, г. Ростов-на-Дону, ул. Еременко, 83
СОКОЛОВ В.А., кандидат политических наук, [email protected] Кафедра административного права; Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 344015, г. Ростов-на-Дону, ул. Еременко, 83
PESTOV R.A.
Candidate of Legal Sciences,
Chair of administrative law;
Rostov Law Institute
of the Ministry of the Interior
of the Russian Federation,
Eremenko St. 83, Rostov-on-Don,
344015, Russian Federation
SOKOLOV V.A.,
Candidate of Political Sciences,
Chair of administrative law;
Rostov Law Institute
of the Ministry of the Interior
of the Russian Federation,
Eremenko St. 83, Rostov-on-Don,
344015, Russian Federation
СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОМ АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА, В СООТВЕТСТВИИ С СОГЛАШЕНИЯМИ О ПЕРЕДАЧЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ
Аннотация. Анализируются правовые аспекты, связанные с реализацией полномочий должностных лиц органов внутренних дел в сфере общественной безопасности, переданных им в соответствии с соглашениями между Министерством внутренних дел Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий (на примере субъектов, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа). В результате проведенного исследования авторы пришли к выводу о необходимости внесения изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О полиции» в части отнесения к компетенции органов внутренних дел составления протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок, общественную безопасность, здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, а также общественную нравственность.
Ключевые слова: общественная безопасность; полиция; региональное законодательство; общественное сознание; соглашение; федерализм.
COMPARATIVE LEGAL ANALYSIS OF THE IMPLEMENTATION OF THE LEGISLATION ON ADMINISTRATIVE OFFENCES OF THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION INCLUDED IN NORTH CAUCASUS FEDERAL DISTRICT BY INTERNAL AFFAIRS BODIES, IN ACCORDANCE WITH THE AGREEMENTS ON TRANSFER OF POWERS
Annotation. The legal aspects related to the implementation of powers of the officials of the internal affairs bodies in the field of public security are analyzed. These powers are delegated to them in accordance with the agreements on the transfer of part of powers between the Ministry of the Internal Affairs of the Russian Federation and the executive authorities of the subjects of the Russian Federation (by the example of the subjects that are part of the North Caucasus Federal District). Basing on the results of the research, the authors come to the conclusion about the necessity of amending the RF Code of Administrative Offences and the Federal Law "On Police" in the part concerning the referring of drawing up the reports on administrative offences encroaching upon public order and security, health and sanitary and epidemiological welfare of the population, as well as public morals, to the competence of the internal affairs bodies.
Keywords: public security; police; regional legislation; social consciousness; agreement; federalism.
Государство - сложный механизм, Обществом и законодателями были диа-
оптимизация такого механизма является гностированы системные причины и вы-
предметом исследований многих ученых двинуты меры для устранения недостатков
[1, c. 19; 2, c. 79]. Успешная работа государ- функционирования органов внутренних
ственного механизма связана с решением дел [4, c. 54; 5, c. 90].
проблем в различных сферах. Проблемы Одной из мер для оптимизации дея-
правоохранительной деятельности пре- тельности органов внутренних дел явилось
пятствуют нормальной жизнедеятельности принятие в 2011 году Федерального закона
общества, его экономическому развитию, «О полиции» (далее - ФЗ о полиции)*.
а также являются фактором для появления Согласно данному закону полиция явля-
общественной нестабильности. ется составной частью Министерства вну-
В связи с этим реформирование тренних дел Российской Федерации, а правоохранительной сферы, в частности сотрудник полиции - федеральным госу-Министерства внутренних дел Российской дарственным служащим. Иными словами, Федерации, было необходимым для лока- произошел переход от частичной федерализации отрицательных последствий поли- лизации органов внутренних дел к полной. цейских функций государства [3, c. 68]. При Следовательно, принятый регио-обсуждении концепции реформы было со- нальным законодательным (представи-
брано более десяти тысяч предложений
О полиции: федер. закон от 7 февр. 2011 г.
по повышению эффективности деятельно- п з_фз ц Собр. законодательства Рос. Феде-сти сотрудников органов внутренних дел. рации. 2011. N 7. Ст. 900.
*
тельным) органом власти нормативный акт не может наделять полицию дополнительными полномочиями [2]. Однако пункт 2 статьи 3 вышеуказанного закона закрепляет использование законодательства субъектов Российской Федерации при реализации вопросов охраны общественного порядка и общественной безопасности.
Ответом на этот допущенный законодателем пробел явилось принятие судебными органами целого ряда решений о неправомерности применения сотрудниками полиции региональных законов об административных правонарушениях*. Региональный законодатель не выработал единого подхода к решению данной проблемы. Так, в ранее действовавшем Кодексе Республики Дагестан об административных правонарушениях** пункт 1 статьи 10.2 Решением Верховного суда Республики Дагестан от 17 июня 2013 г. N 3-13/2013 признан недействующим с 1 марта 2011 года*** в части возложения на должностных лиц органов внутренних дел
* См.: Об оставлении без изменения решения Московского городского суда от 30.05.2012, которым удовлетворено заявление о признании недействующим пункта 3 статьи 16.3 Закона г. Москвы «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» от 21.11.2007 N 45: определение Верховного Суда РФ от 29 авг.
2012 г. N 5-АПГ12-21; Об отмене решения Самарского областного суда от 13.11.2012 в части признания недействующими отдельных положений пунктов 2-9 статьи 11.2 Закона Самарской области от 01.11.2007 N 115-ГД «Об административных правонарушениях на территории Самарской области»: определение Верховного Суда РФ от 27 февр.
2013 г. N 46-АПГ13-2; Об оставлении без изменения решения Санкт-Петербургского городского суда от 14.05.2013, которым удовлетворено заявление в части признания недействительным пункта 3 статьи 51 Закона Санкт-Петербурга от 12.05.2010 N 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге»: определение Верховного Суда РФ от 14 авг. 2013 г. N 78-АПГ13-15.
** Кодекс Республики Дагестан об административных правонарушениях от 7 июня 2006 г. N 32 (принят Народным Собранием РД 25.05.2006) // Собр. законодательства Республики Дагестан. 2006. N 6. Ст. 338. Утратил законную силу в связи с изданием Кодекса Республики Дагестан об административных правонарушениях от 13 янв. 2015 г. N 10.
*** См.: О признании недействующим пункта
1 статьи 10.2 Кодекса Республики Дагестан об
административных правонарушениях: решение Верховного суда РД от 17 июня 2013 г. N 3-13/2013.
(подразделений полиции по охране общественного порядка) полномочий составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных вышеуказанным Кодексом. В январе 2015 года вступил в силу новый Кодекс Республики Дагестан обадминистративных правонарушениях****, в котором отсутствует ссылка о возложении на должностных лиц органов внутренних дел прав по составлению протоколов об административных правонарушениях.
Законом Республики Ингушетия***** названные должностные лица органов внутренних дел (подразделений полиции по охране общественного порядка) не указаны в качестве субъектов полномочий в части возложения на должностных лиц органов внутренних дел (подразделений полиции по охране общественного порядка) полномочий составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных данным законом Республики Ингушетия.
В Кабардино-Балкарской Республике, Карачаево-Черкесской Республике, Республике Северная Осетия-Алания, чеченской Республике и Ставропольском крае с 2011 года по 2015 год отсутствовала практика применения регионального законодательства сотрудниками полиции. В связи с этим реформирование Министерства внутренних дел Российской Федерации, призванное устранить риски для общества в целом и граждан в частности, создало новую проблему - проблему избыточной централизации Министерства внутренних дел России. Налицо правовая коллизия: сотрудники полиции, будучи практически единственными субъектами, работающими со всеми слоями общества, не уполномочены реагировать на жалобы, например, о нарушении тишины и покоя граждан или так называемого «детского комендантского часа».
Федеральный законодатель только по прошествии трех лет обратился к этой
**** Кодекс Республики Дагестан об административных правонарушениях от 13 янв. 2015 г. N 10 (принят Народным Собранием РД 25.12.2014) // Дагестанская правда. 2015. 16 янв. N 36-37. ***** Об административной ответственности за совершение отдельных правонарушений на территории Республики Ингушетия: закон Республики Ингушетия от 7 дек. 2010 г. N 60-РЗ (принят Народным Собранием РИ 25.11.2010) // Ингушетия. 2010. 18 дек. N 211-212.
проблеме. В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 247-ФЗ «О внесении изменений в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»* в часть 6 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протоколы об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) в случае, если передача этих полномочий предусматривается соглашениями между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий.
В настоящее время предложение о заключении Соглашения между Министерством внутренних дел по Республике Дагестан и органами исполнительной власти Республики Дагестан о передаче осуществления части полномочий по составлению должностными лицами органов внутренних дел протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных законами Республики Дагестан, не поддержано.
Обращения о необходимости заключения указанного Соглашения неоднократно направлялись Министерством внутренних дел по Республике Дагестан в Правительство Республики Дагестан и Министерство юстиции Республики Дагестан.
Из Минюста Республики Дагестан получен ответ о нецелесообразности подписания указанного Соглашения в связи с тем, что принятый Кодекс Республики Дагестан об административных правонарушениях не содержит раздел, предусматривающий ответственность за правонарушения, нарушающие общественный
* О внесении изменения в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: федер. закон от 21 июля 2014 г. N 247-ФЗ / / Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. N 30 (ч. I). Ст. 4248.
порядок и общественную безопасность. Заключение Соглашения возможно только после внесения в Кодекс соответствующих изменений, направленных на регулирование отношений в сфере охраны общественного порядка. В связи с этим в случае внесения соответствующих поправок в Кодекс предлагается вернуться к рассмотрению данного вопроса.
Проект Соглашения между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Правительством Кабардино-Балкарской Республики о передаче части полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, и Протокол согласования потребности в финансовых средствах на реализацию в 2015 году указанных полномочий с расчетом-обоснованием необходимых материальных и финансовых средств подготовлен и направлен в ГУОООП МВД России для предварительного рассмотрения.
В настоящее время рабочей группой готовится проект Соглашения между МВД России и органами исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики (с учетом выявленных недостатков и предложений) для согласования и выделения денежных средств, необходимых для реализации части полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 4.4, 4.5, 4.13 Кодекса Кабардино-Балкарской Республики об административных правонарушениях.
МВД по Карачаево-Черкесской Республике подготовлен проект соглашения между МВД России и Правительством Карачаево-черкесской Республики о передаче части полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных Законом Карачаево-черкесской Республики от 11 апреля 2005 г. N 40-РЗ «Об административных правонарушениях», произведен расчет потребности в материальных и финансовых средствах на реализацию в 2016 году полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, передаваемых Министерству внутренних дел Российской Федерации, который проходит правовую экспертизу.
По завершении правовой экспертизы планируется направление проекта Соглашения в Правительство Карачаево-Черкесской Республики для окончательного согласования. Министерством внутренних дел по Республике Северная Осетия-Алания подготовлен проект Соглашения между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Правительством Республики Северная Осетия-Алания о передаче МВД России части полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных Законом Республики Северная Осетия-Алания от 17 ноября 2014 г. N 43 «Об административной ответственности за отдельные виды правонарушений». Проект Соглашения передан для предварительного согласования в Правительство Республики Северная Осетия-Алания.
Правовой департамент Администрации Главы и Правительства Чеченской Республики осуществляет работу, связанную с подготовкой проекта Соглашения между МВД России и Правительством Чеченской Республики, о передаче части полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусматривающих ответственность за нарушения законодательства Чеченской Республики об административных правонарушениях.
ГУ МВД России по Ставропольскому краю подготовлен проект Соглашения между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Правительством Ставропольского края о передаче МВД России части полномочий органов исполнительной власти Ставропольского края по составлению протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную
безопасность, предусмотренных Законом Ставропольского края от 10 апреля 2008 г. N 20-КЗ «Об административных правонарушениях в Ставропольском крае».
Обзор реализации органами внутренних дел компетенции законодательства об административных правонарушениях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в соответствии с соглашениями о передаче полномочий показывает, что ни один вышеуказанный субъект Российской Федерации такое соглашение не заключил.
Резюмируя изложенное выше, отметим, что более рациональным решением проблемы наделения полиции соответствующими полномочиями, на наш взгляд, является корректировка части 2 статьи 3 Федерального закона «О полиции» и части 6 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, посредством которой к компетенции полиции относились бы установленные законами субъектов Российской Федерации административные правонарушения, посягающие на общественный порядок, общественную безопасность, здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, а также общественную нравственность. Кроме того, соглашение о наделении должностных лиц полиции подобными полномочиями целесообразно заключать между тремя субъектами: МВД России, законодательным и исполнительным органом власти субъекта Российской Федерации. Возможен также и полный отказ от прямого участия региональных властей в процессе заключения соглашения, так как их интересы может представлять Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Список литературы
1. Лубский Р.А. Государственность и патернализм в России // Философия права. 2012. N 6 (55). С. 19-21.
2. Лубский Р.А. Патернализм как предмет научного дискурса // Философия права. 2012. N 5 (54). С. 79-80.
3. Понежин М.Ю., Понежина Л.Ю. Некоторые особенности привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к административной ответственности // Юристъ-правоведъ. 2015. N 2 (68).
4. Рыдченко КД., Пестов РА. «Детский комендантский час» по региональному законодательству Воронежской и Ростовской областей: проблемы и перспективы правового регулирования // Юристь-Правоведь. 2014. N 2 (63). С. 53-58.
5. Рыдченко К.Д., Пестов Р.А. Полномочия должностных лиц в сфере содействия физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей // Юристь-Правоведь. 2015. N 5 (72). С. 87-91.