Научная статья на тему 'Сравнительная оценка защитных средств, применяемых на тяговых подстанциях Южно-Уральской железной дороги'

Сравнительная оценка защитных средств, применяемых на тяговых подстанциях Южно-Уральской железной дороги Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
13
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительная оценка защитных средств, применяемых на тяговых подстанциях Южно-Уральской железной дороги»

представляет собой сложную научно-практическую проблему, разрешать которую лучше всего с участием низовых санитарных работников, хорошо знакомых с местными условиями.

Непочатый край научно-практической, исследовательской работы лежит перед санитарными врачами в области очистки населенных мест, водоснабжения населенных мест применительно к особенностям нашей обширной страны, в области санитарной охраны водоемов и пр. Правильно проводимые местные наблюдения могут принести несомненную практическую пользу и оказать большое влияние на формирование санитарного законодательства.

Широкое поле деятельности открывается перед врачами-гигиенистами в области изучения условий физического воспитания детского населения нашей страны. Как обеспечить наиболее полную аэрацию школ, детских садов, детских яслей? Какие формы и виды физических упражнений наиболее благотворно действуют на развитие ребенка? Какой режим времени для школьника наиболее приемлем? Можно ли все эти вопросы решать в тиши кабинетов, оторванно от жизни и от опыта школьных санитарных врачей? Конечно нет.

Говоря о научно-исследовательской работе санитарных врачей, нельзя также пройти мимо вопроса об изучении форм и методов работы санитарной общественности. За последние годы в нашей стране возникли замечательные формы движения рабочих, колхозников, трудовой интеллигенции, направленные на повышение санитарной культуры городов и поселков, заводов и фабрик, колхозов и совхозов. Уже •теперь накопилось много интересных материалов. На их основе, казалось, можно было бы сделать немало ценных обобщений. Все новое, что возникает в недрах нашего общества и что способствует его укреплению, развитию и росту, все это должно нами изучаться, обобщаться, внедряться в жизнь В полной мере это должно быть отнесено и к движению санитарной оЗщественности. Изучить опыт этого движения, проследить, как применение новых методов оздоровления внешней среды отражается на санитарных условиях жизни населения, — разве это не может быть темой исследовательской работы наших санитарных врачей?

Наконец, необходимо изучить как изменилась санитарно-эпидемиологическая характеристика населенных мест, что собой представляет структура заболеваемости населения в связи с внедрением новых методов и форм развития здравоохранения, нашедших наиболее яркое выражение в объединении больниц и поликлиник. Разве это не интересная область научной работы санитарных врачей?

Нами затронута лишь часть вопросов из обширной сферы деятельности санитарных врачей. Большая армйя врачей гигиенистов и эпидемиологов, которая ежедневно, ежечасно сталкивается с указанными вопросами, должна значительно расширить научно-практическую работу в оЗласти гигиены. Всесоюзная госсанинспек-иия. Академия медицинских наук СССР, Институт им. Эрисмана, гигиенические кафедры медицинских институтов должны стать подлинными научно-методическими центрами по руководству исследовательской работой массы санитарных врачей. Эта работа должна проводиться по общим планам и иметь определенную направленность. То, что до сих пор делалось и деяается в этом направлении, ни в коей мере не может быть признано достаточным.

-йг

Ф. П. Сенкевич

Сравнительная оценка защитных средств, применяемых на тяговых подстанциях Южно-Уральской

железной дороги

Из дорожной лаборатории гигиены труда

В первом номере журнала «Гигиена и санитария» за 1950 г. мной дана оценка эффективности резиновых шлангов, применяемых на тяговых подстанциях Южно-Уральской железной дороги. В настоящее время, помимо этих основных средств защиты, на одном энергоучастке дороги имеются силикогелевые поглотители, предложенные Яворовской (пока не установлены), защитные свойства которых лаборатория решила проверить в момент формовки ртутных выпрямителей (РВ), когда больше всего возможностей для загрязнения машинного зала ртутью, выбрасываемой масляным насосом.

После переборки в специальном помещении РВ устанавливается в машинном зале и начинается его формовка. Процесс этот длится несколько дней, а иногда и месяц; цель его—подготовить РВ к работе в нормальных условиях, одним из которых является вакуум до 0,1 атм., создаваемый работой ртутного и масляного (форвакуумного) насоса.

Для изучения эффективности силшшгелевого поглотителя он был установлен на масляном насосе, на поглотитель был надет резиновый шланг с выходом наружу. Неоднократные анализы воздуха в машинном зале показали, что в воздухе содержится 0,005 мг/м3 ртути. В шланге, который продувался 10 дней наружным воздухом, ртуть не обнаруживалась.

31.Х. 1950 г., в первый день формовки, через 1 г/2 часа после начала формовки в шланге было обнаружено 0,01 мг/м3 ртути, I.XI—0,015 мг/м-1, при этом I.X1 силико-гель дал хорошую качественную реакцию на HgJ2, т. е. дал порозовение, но не по всему столбу, а с обоих кондов, следовательно, и со стороны шланга. Эта качественная реакция наглядно подтвердила, что в шланге имеется ртуть, не улавливаемая химическим поглотителем.

При дальнейших анализах, проводимых также по методу Полежаева-Плисецкой, в шланге было установлено: 3.XI—0,005 мг/м3 ртути, 9.XI—0,015 мг/м3 и II.XI—0,01 мг/м3. Ко времени последнего анализа слой порозовения силикогеля был толщиной до 0,5 см. 30.XI слой этот со стороны шланга достиг уже 1 см.

Одновременно с определением концентрации ртути в шланге производилось определение ее в воздухе машинного зала возле насоса и в других точках по одной и той же горизонтали, причем концентрация ее выше 0,005 мг/м3 ни разу не наблюдалась.

Выводы

1. Концентрация паров ртути в шланге выше, чем в воздухе машинного зала.

2. Химический поглотитель, предложенный Яворовской, при формовке и откачке частично пропускает пары ртути, причем его адсорбционная способность быстро понижается.

3. Резиновые шланги полностью изолируют ртуть, удобны для работы, не требуют замены и имеются на каждой подстанции.

■¿г Ъ Ъ

Н. Н. Санкович и М. М. Тученко

Эффективность вентилирования первого комбайна вискозного корда

Из Ленинградского института гигиены труда и профессиональных заболеваний

Непрерывные процессы получения искусственного волокна открывают новые перспективы развития вискозной промышленности. На одном из заводов мы имели возможность ознакомиться с машиной, с помощью которой обеспечивается непрерывность указанных процессов. Это был комбайн для получения искусственной кордной нити (КВК-1).

Ввиду широкого внедрения комбайна в производство, представляло практический интерес изучение принципов вентилирования машины, от которого зависит создание удовлетворительных условий работы. С этой целью нами было произведено испытание вентиляционных систем, обслуживающих комбайн. В качестве основных показателей для оценки условий труда приняты создающиеся в воздухе концентрации сероуглерода и сероводорода, а также данные метеорологических исследований.

Комбайн имеет как бы три яруса. На разном уровне от пола расположены рабочие площадки — галереи, с которых производится обслуживание разных зон машины. С верхней площадки обслуживается зона прядения, со средней — зона пластификации и промывки, с нижней (пол цеха) — зона сушки и намотки.

Машина капсулирована, зоны обслуживания укрыты опускающимися щитами. Однако при эксплоатации не использовались щиты укрытия средней и нижней зоны вследствие запотевания их и замедления сушки нити. Исследования велись также при поднятых щитах укрытия зон пластификации и сушки.

Принцип вентилирования комбайна сводится к удалению больших объемов воздуха из укрытий машины и подаче приточного воздуха сверху вниз на каждую рабочую площадку, вдоль машины, по обе ее стороны.

Приточный воздух подается из одного центра. Распределительные приточные магистрали подвешены вдоль рабочих галерей и несколько смещены по отношению к ним в сторону, противоположную машине. Воздух выпускается по всей длине каждой магистрали через ряд отверстий прямоугольного сечения в нижней грани воздуховодов. Равномерность подачи воздуха достигается постепенным уменьшением сечения каждого воздуховода и снабжением выпускных отверстий выступающими кромками.

Общее количество воздуха, удаляемого из помещения, равно 47 420 м3/час, что обеспечивает кратность воздухообмена 23,5. Подается в помещение 43 000 м3 воздуха в час, кратность по притоку — 21,5.

В подкапсульном пространстве зоны прядения создаются кратности обмена по вытяжке порядка 90. По мере удаления от вентилятора количество извлекаемого из

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.