ИЗ ОПЫТА МЕСТ
Д. В. Казакевич
Условия труда на тяговых электроподстанциях с ртутными выпрямителями на Свердловской железной
дороге
Из лаборатории гигиены труда Свердловской железной дороги
Широкое применение электротяги на железнодорожном транспорте в СССР, в частности, на Свердловской железной дороге, вызвало строительство ряда преобразовательных тяговых подстанций с ртутными выпрямителями. Тяговая электроподстанция имеет целью преобразовать переменный ток высокого напряжения до 110 ООО V в постоянный ток с напряжением 3 ООО V, который подается на контактную сеть для питания электроподвижных составов.
Эксплоатация и ремонт ртутных выпрямителей связаны с поступлением в воздух помещения подстанций вредных для здоровья паров металлической ртути.
Лаборатория гигиены труда с 1938 г. ведет наблюдения за содержанием паров ртути и за состоянием метеорологических условий на ряде подстанций.
Метеорологический фактор. Ртутные выпрямители во время работы выделяют тепло. Правда, они непрерывно охлаждаются водой, но все же часть тепла от анодных радиаторов стенок цилиндров и реостатов рассеивается в воздух помещения.
В процессе формовки ртутного выпрямителя выделение тепла увеличивается, так как температура корпуса агрегата доводится до 55—60°, в то время как при нормальной работе она равна 35°.
Средняя температура воздуха в помещении машинного зала подстанций в летнее время на уровне дыхания (стоя) колеблется от 21° до 28,4°, на уровне пола — от 19,3° до 25". Температурный перепад на нескольких подстанциях составляет от 1° до 8°. Относительная влажность воздуха в машинном зале не превышает 60°/».
Зимой температура воздуха в машинном зале в зоне дыхания рабочего без вклю,-чения вентиляции при обычной эксплоатации ртутного выпрямителя составляет от 14° до 18,8". На подстанциях, где производилась формовка, температура значительно повышалась— до 25—28°. При включении вентиляции средняя температура уменьшалась на 2—5°. Относительная влажность в машинном зале в зимний период находится в пределах нормы, составляя от 20 до 60°/».
Таким образом, зимой температура воздуха на тяговых подстанциях находится на верхней границе нормы, допустимой правилами (+ 18°).
При оценке метеорологических условий в помещении машинного зала тяговых подстанций следует иметь в виду свойство ртути испаряться при любой температуре и даже на холоду, причем с повышением температуры испаряемость ее увеличивается.
Исследование воздуха на содержание паров ртути. Как показали исследования, концентрация ртути на тяговых подстанциях зависит от многих условий и прежде всего от того, в какой период отбираются пробы воздуха — до переборки ртутных выпрямителей, во время нее или непосредственно после переборки. Большое значение имеет соблюдение режима уборки помещения, организация воздухообмена, в основном естественного, в машинном зале и др.
На основании большого количества проведенных анализов (983) мы предприняли попытку проследить динамику изменения содержания ртути в воздухе за 1938—1949 гг.
Динамика показателей концентрации паров ртути в воздухе по всем подстанциям такова: в 1938 г. средняя концентрация паров ртути —0,033 мг/м3—превышала допустимую концентрацию в 3,3 раза, в 1939 г. она была несколько ниже, в 1940 г. резко снизилась, а в последующие годы колебалась в пределах от 0,012 до 0,019 мг/м3; в 1949 г. средняя концентрации находилась почти на уровне 1940 г., составляя 0,006 мг/м3; в 1949 г. она несколько повысилась — до 0,01 мг/м3.
Процент проб с повышенной концентрацией ртути в воздухе обнаруживает в основном ту же динамику, что и пробы со средней концентрацией, давая, однако, отклонения по отдельным годам.
В 1948 г. лаборатория гигиены труда произвела 220 анализов воздушной среды на содержание ртути в летних и зимних условиях.
Летом среднее содержание ртути на рабочих местах в зоне дыхания составляло от 0,001 до 0,01 мг/м3, на уровне пола —от 0,001 до 0,02 мг/м3.
Зимой, несмотря на более низкую температуру воздуха в помещении, среднее содержание ртути на тех же рабочих местах в зоне дыхания несколько выше —от 0,001 до 0,015 мг/м3. На уровне пола концентрация доходила до 0,02 мг/м3.
Разница в результатах анализов при действии вентиляции и без вентиляции была обнаружена лишь на уровне пола на двух подстанциях.
В 1940 г. для устранения поступления паров ртути из форвакуумных бачков на выхлопных отверстиях насосов были укреплены коробки-фильтры. В 1947 г. коробки-фильтры были заменены резиновыми шлангами с выводом наружу.
По предложению лаборатории на тяговых подстанциях собирают пролитую ртуть медными • щетками, особыми приборами и грушей в узкий сосуд под воду, но полностью пролитая ртуть не извлекается, особенно из кабельных канавок. Обработку рассеянной по помещению ртути химическими реагентами, которые бы создавали на поверхности металлической ртути пленку, препятствующую дальнейшему испарению, не производят ввиду опасения вызвать коррозию металлических частей оборудования.
Для эффективной борьбы с парами ртути при переборке ртутных выпрямителей необходимо удалять их непосредственно в месте их образования.
Переборку ртутных выпрямителей следует производить только в отдельном, специально предназначенном для этого помещении, изолированном от машинного зала и других помещений тяговых подстанций. Помещение, выделенное для переборки ртутных выпрямителей, необходимо оборудовать местной вытяжной вентиляцией, соответствующими столами, станками и приспособлениями, требующимися для этой операции.
1. Основным санитарным дефектом в устройстве тяговых подстанций является отсутствие специально приспособленных и оборудованных помещений для переборки ртутных выпрямителей. Воздухообмен в машинных залах не соответствует существующим правилам, в частности, нигде нет системы приточной вентиляции.
2. Температура воздуха на тяговых подстанциях зимой находится на верхней границе нормы (18°), а летом на некоторых подстанциях температурный перепад выше предельно допустимой на 3°. Чтобы уменьшить возможность испарения ртути, следует рекомендовать снижение температуры воздуха в машинном зале до 16° в зимнее время путем регулировки отопления. Снижение температуры воздуха летом может быть достигнуто с помощью улучшения воздухообмена в помещении машинного зала.
* тАг -Аг
Я. Е. Михлин
О санитарно-гигиенических принципах при проектировании пищевых блоков1
Из санитарно-эпидемиологической станции Фрунзенского района Москвы
Принцип последовательности (поточности) технологического процесса обработки пищевых продуктов со стремлением исключить скрещивание чистых и грязных процессов производства является общепринятым, и он правильно отражен в действующих «Санитарных правилах для предприятий общественного питания».
Действующий ГОСТ 2086-49 (ГОСТ 2086-43, на который ссылается Б. Л. Гордин, отменен с 1.VII. 1949 г.) дает достаточный набор производственных помещений и правильную ориентацию для проектирования предприятий общественного питания, соответствующую принципу, предусмотренному в санитарных правилах ВГСИ от 21.XI.1943 г. Сущность поднятого Б. Л. Гординым вопроса сводится к тому, что автор стремится по-иному распределить процессы производства, требуя разделения помещений столовой по «стадиям технологической обработки продуктов» вместо разделения их «по группам пищевых продуктов».
По существу это означает только требование изменить наименование цехов по стадиям процесса производства; по мысли Б. Л. Гордина, «овощной цех» и «мясо-рыбный цех» должны быть упразднены и заменены при той же планировке и наборе помещений «цехом предварительной обработки» и «цехом последующей обработки»: в первом производится первичная обработка всякого вида сырья (овощи, рыба, птица, мясо и т. д.), во втором — «чистые операции» после первичной обработки также всех видов продуктов.
Отвергая существующее целевое назначение производственных помещений, Б. Л Гордин исходит из спорных представлений, будто в овощном цехе, наряду с первичной обработкой овощей, производятся и «чистые процессы: нарезка картофеля, моркови, свеклы, шинковка капусты»; «в овощной цех несут из кухни сваренные овощи, где нарезают их и готовят винегреты. Что же касается салатов, то они, как правило, готовятся в овощном цехе».
Практика работы предприятий общественного питания показывает, что овощные блюда (винегреты, салаты и т. д.) никогда не изготовляются в овощном цехе и что если это где-нибудь и происходит, то виной здесь отсутствие санитарного надзора и незнание персоналом санитарного минимума. Овощной цех везде является цехом только первичной обработки овощей; правда, в ГОСТ нет указаний по этому поводу, но это очевидно само собой.
1 В порядке обсуждения статьи доцента Б. Л. Гордина «К вопросу о принципах проектирования пищеблоков», помещенной в журнале «Гигиена и санитария» № 1 за 1950 г.