ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
46 (235) - 2013
УДК 338.1
сравнительная оценка уровня военной безопасности китая и государств
центральной и северо-восточной азии
д. в. гордиенко,
доктор военных наук, профессор, действительный член (академик) Академии военных наук E-mail: gordienko@ane. ru
Статья посвящена оценке уровня военной безопасности Китайской Народной Республики. Проанализирован подход к обеспечению военной безопасности Китая в современных условиях обострения экономического противоборства.
Ключевые слова: военная безопасность, уровень военной безопасности, обеспечение военной безопасности государства, Китайская Народная Республика.
Перемены в мире, связанные с глобализацией1, обусловливают необходимость принятия высшим политическим руководством России оперативных и адекватных решений по нейтрализации, локализации и (или) устранению военных вызовов и угроз, которые возникают и непрерывно трансформируются в процессе эволюции всей системы современных международных отношений.
В этих условиях предстоит сделать выбор внешнеполитического вектора развития и Российской Федерации. В этой связи в числе первых документов, подписанных Президентом России В. В. Путиным после его вступления в должность, был Указ от 07.05.2012 № 605 «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации», в котором подчеркивается необходимость разработки новой редакции внешней политики России.
В этой связи представляет интерес рассмот-
1 Глобализация (globalization) — действие или состояние, охватывающее весь мир по своим масштабам или применению [29].
44-
рение мер обеспечения военной безопасности2, принятых в разных странах [9—11, 14—17] и, в частности, в Китайской Народной Республике.
Элементы системы обеспечения
военной безопасности Китайской Народной Республики
Обострение военно-политической обстановки в Северо-Восточной Азии обусловливает необходимость принятия центральным военным советом КНР мер по обеспечению военной безопасности Китая. Главным инструментом обеспечения военной безопасности КНР являются ее вооруженные силы.
Вооруженные силы КНР состоят из народно-освободительной армии Китая (НОАК), войск народной вооруженной милиции Китая и народного ополчения [5]. Основными задачами вооруженных сил КНР являются: укрепление государственной обороны, отпор внешней агрессии и защита Отечества, охрана мирного труда народа КНР, участие в государственном строительстве и преданное служение народу. Войска действительной службы НОАК представляют собой регулярную армию государства3.
2 По мнению автора, военная безопасность государства (military safety) может быть представлена как состояние защищенности государства от внешних и внутренних военных угроз, при котором обеспечивается поступательное развитие общества, военно-политическая стабильность в стране, регионе и мире, несмотря на наличие неблагоприятных внешних и внутренних факторов.
3 В Китае учреждено 7 военных округов. В задачу войск дейс-
Силовыми структурами КНР, обеспечивающими военную безопасность государства, также являются: министерство государственной безопасности, министерство общественной безопасности, национальная администрация по охране государственных тайн и национальное управление по исследованиям космического пространства.
Руководство и единое командование всеми вооруженными силами осуществляет центральный военный совет КНР. Через генеральный штаб, главное политическое управление, главное управление тыловой службы и главное управление боевого оснащения он осуществляет боевое командование и руководство военным строительством.
Войска народной вооруженной милиции Китая включены в организационную структуру госсовета, находятся в двойном подчинении у госсовета и центрального военного совета, придерживаются системы единого руководства и сочетания с командованием по ступеням4. Численность народной вооруженной милиции составляет около 1,3 млн чел.
Народная вооруженная милиция состоит из соединений, частей и подразделений трех родов войск: внутренней охраны, пограничной охраны и специальных войск (пожарной и лесной охраны, производственно-строительных частей). Основная часть войск народной вооруженной милиции, подразделения внутренней охраны, пограничные войска, войска общественной безопасности, пожарные части и части охраны, которые входят в организационную структуру войск народной вооруженной милиции Китая, а также подразделения охраны золотых запасов, лесов, гидроэлектростанций, охраны на транспорте, находятся в двойном подчинении у соответствующих ведомств госсовета и войск народной вооруженной милиции Китая5.
твительной службы НОАК входят оборонительные военные операции и при необходимости, согласно закону, содействие поддержанию внутреннего общественного порядка. Войска запаса участвуют в регулярных военных учениях, в случае необходимости оказывают содействие в наведении общественного порядка, что предусмотрено китайскими законами, а в случае войны после государственной мобилизации превращаются в регулярные действующие войска.
4 Согласно воинским уставам, положениям и профильным правилам НОАК, войска народной вооруженной милиции ведут военное строительство в сочетании с собственной спецификой, претворяют в жизнь закон КНР о воинской обязанности, пользуются равными правами с НОАК.
5 Основная задача войск народной вооруженной милиции
Китая — защита суверенитета и достоинства государства,
защита общественного порядка, охрана безопасности партийно-административных учреждений, охрана важных объектов
Деятельность народного ополчения строится под руководством госсовета и центрального военного совета, за отряды ополчения в масштабе всей страны отвечает генеральный штаб НОАК.
В военное время под командованием военных ведомств отряды ополчения содействуют регулярной армии в боевых операциях, самостоятельно воюют с противником, обеспечивают боевую службу регулярной армии, а также пополняют ряды войск. В мирное время на отряды ополчения возложены задачи несения службы оборонного значения, борьбы со стихийными бедствиями и наведения общественного порядка6.
В НОАК входят сухопутные войска, военно-морские силы, военно-воздушные силы и 2-е артиллерийское подразделение, военные академии и НИИ оборонной науки и техники.
Численность НОАК в настоящее время составляет 2 млн 250 тыс. чел. В военное время теоретически (без учета ограничений по материальному обеспечению) может быть мобилизовано до 60 млн чел.
В состав сухопутных войск входят 1 млн 700 тыс. чел., 7 военных округов, 28 провинциальных военных округов, 4 командования гарнизонов, 21 общевойсковая армия (44 пехотных, 9 танковых и 7 артиллерийских дивизий, мотопехотная дивизия), 12 танковых, 13 пехотных, 22 мотопехотных и 12 артиллерийских бригад, 7 вертолетных полков, 3 воздушно-пехотные дивизии и ряд других воинских и специализированных частей и подразделений7.
Численность военно-воздушных сил составляет 400 тыс. чел. (в том числе 210 тыс. чел. — в ПВО). На вооружении ВВС КНР состоит около 4 тыс. боевых самолетов (до 500—600 единиц могут быть носителями ядерного оружия), из них более 3 тыс.
государства, охрана безопасности народного имущества и жизни граждан.
6 Для быстрого сбора народных ополченцев китайское правительство создало систему подготовки на случай войны. Народные ополченцы проходят воспитание, которое укрепляет концепцию национальной обороны, целеустремленно проводят маневры на случай войны, повышая таким образом способность выполнения боевых задач.
7 Сухопутные войска имеют два типа грунтовых мобильных ракетных комплексов, которые могут производить пуски ракет как с обычной, так и с ядерной ГЧ: первый оснащен твердотопливной ОТР «Дунфэн-11» (дальность стрельбы — до 300 км), второй — КРНБ «Дунхай-10» (дальность стрельбы — 1 500— 2 000 км). Количество развернутых ПУ с ОТР «Дунфэн-11» составляет порядка 100 ед., а с КРНБ «Дунхай-10» — до 350 ед. (по другим данным — до 500 ед.). В хранимом для этих ракет боекомплекте ГЧ может насчитываться в общей сложности до 150 ядерных головок.
-45
истребителей и около 200 бомбардировщиков. В боевом составе стратегической авиации (СА) находится около 60 бомбардировщиков «Хун-6» и еще примерно столько же содержится в режиме складского хранения8. В боевом составе тактической авиации (ТА) насчитывается в общей сложности более 300 истребителей-бомбардировщиков «Цян-5» и других ударных самолетов, сертифицированных для выполнения ядерных задач9.
Самолетный и вертолетный парки оснащены также машинами российских (советских) производителей — МиГ-21, Су-27,Су-30МКК, Су-30МК2, Ил-76, Ан-12, Ми-8 [3, 4].
Личный состав военно-морских сил КНР насчитывает около 255 тыс. чел. Численность обученного резерва ВМС народно-освободительной армии Китая оценивается в 600 тыс. чел. В составе ВМС НОАК имеются 3 атомных подводных лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) (еще одна проходит испытания), 6 многоцелевых атомных и 68 дизельных подводных лодок (плюс до 30 в резерве), один авианосец, 26 ракетных эскадренных миноносцев и 47 ракетных фрегатов, 116 малых противолодочных кораблей, 85 ракетных и 9 торпедных катеров, 117 сторожевых (артиллерийских) катеров (без учета речных и малых патрульных катеров), один минный заградитель, 69 морских и базовых тральщиков (28 в резерве), 4 радиоуправляемых рейдовых тральщика, 68 больших и средних тан-кодесантных кораблей, значительное количество малых десантных кораблей и десантных катеров, 10 десантных катеров на воздушной подушке, 4 десантных войсковых транспорта, более 900 самолетов и вертолетов (см. справки 1 и 2).
Справка 1. ПЛАРБ Chang Zheng-6 проекта 092 (в 1995—2001 гг. прошла модернизацию и была перевооружена МБР JL-1A) и две ПЛАРБ типа Daqinqyu проекта 094. К строительству серии подлодок проекта 094 Китай приступил в 2001 г. Головная субмарина Daqinqyu формально вступила в состав ВМС еще в 2007 г., а первая
8 Максимальная дальность полета бомбардировщика «Хун-6» с одной термоядерной бомбой Б-5 на внутренней подвеске — около 5 800 км. Всего для этих самолетов выделяется до 120 авиабомб Б-5.
9 Максимальная дальность полета истребителей-бомбардировщиков «Цян-5» с одной атомной бомбой Б-4 — 1 400—2 000 км. Всего для тактической авиации выделено 320 авиабомб Б-4. Таким образом, общие запасы предназначенных для оперативного развертывания авиабомб Б-4 и Б-5 составляют 440 ед. В мирное время они хранятся на авиабазах отдельно от самолетов.
серийная — в 2009 г., но испытания предназначенных для них новых МБР продолжались и в 2011 г. В настоящее время ведется строительство трех ПЛАРБ проекта 094 и запланирована постройка еще одной такой же подлодки. Однако по имеющейся информации строящиеся ПЛАРБ уже относятся к кораблям проекта 096, на борту которых будет находиться 24 МБР После 2016 г. Китай, вероятно, будет располагать шестью новыми и одной устаревшей ПЛАРБ. В настоящее время в морском компоненте ядерных сил КНР развернуто 36 моноблочных БРПЛ «Цзюйлан-1, -2», боекомплект ядерных головных частей для которых оценивается в 45 ед.
Кроме того, на вооружении ВМС КНР состоят три атомные подводные торпедные лодки (ПЛАТ) проекта 091 постройки 1980—1990 гг. (две первые подлодки этого проекта уже списаны) и три — проекта 093. С учетом проведения заводских ремонтов субмарины проекта 091 будут постепенно выводиться из состава флота в 2012—2020 гг. В настоящее время осуществляется постройка многоцелевой ПЛАТ проекта 093, сравнимой по характеристикам с российской атомной подлодкой проекта 671РТМ. Всего до 2020 г. планируется построить до восьми ПЛАТ этого типа. Всю вышеприведенную информацию по ПЛАРБ проекта 094 в части российских технологий по АЭУ эксперты подтверждают и применительно к подлодкам проекта 093.
В боевом составе ВМС на начало 2012 года оставалось 48 неатомных подлодок (НАПЛ) (проекты 041, 039/039G, 035, 877ЭКМ/636). В настоящее время их строительство продолжается лишь по проекту 041. Ныне в строю находится четыре НАПЛ этого проекта, одна лодка в стадии строительства и три субмарины запланированы к постройке. Подлодка проекта 041 является практически полной копией НАПЛ российского проекта 636 с изменением в размещении носовых и кормовых рулей. Сложившаяся ситуация будет способствовать продолжению закупок Китаем новейших российских или французских НАПЛ.
Военно-морские силы НОАК официально приняли на вооружение первый авианосец. Корабль с бортовым номером «16» получил название «Ляонин». Он перестроен на верфи китайского города Далянь из советского тяжелого авианесущего крейсера «Варяг», который был приобретен у Украины в 1998 г. Китай методом покупки списанных на металлолом АВ уже достаточно давно изучает авианосные технологии. Первым удачным приобретением стал ТАВКР «Минск» проекта 1143. Выведенный из состава Тихоокеанского флота и проданный на лом южнокорейской компании крейсер был отведен в один из портов Южной Кореи и перепродан в 1997 г. в Китай за 5 млн долл. Основной целью покупки объявлялось создание плавучего увеселительного аттракциона. После 18 месяцев ремонта, который обошелся примерно в 45 млн долл., бывший «Минск», превращенный в аттракцион, встал на якорь в бухте специальной экономи-
ческой зоны Шэньчжэнь, недалеко от Гонконга. Затем в 2000 г. КНР приобрела за 8,5 млн долл. списанный «Киев» — головной корабль проекта 1143. Пекин хочет иметь от четырех до шести авианосных ударных групп. Они будут развернуты в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях. В их состав должны входить корабли, подобные строящимся эсминцам проекта 052D. Строительство первого АВ собственного проекта завершится не ранее 2017—2020 гг. Водоизмещение корабля составит 45 000—50 000 т.
В боевом составе ВМС числятся эскадренные миноносцы (эсминцы, ЭМ) различных проектов. Отличительной чертой программы строительства ЭМ является постройка двух кораблей в серии с различными системами вооружения и схемами ГЭУ Наиболее современными из них считаются два ЭМ проекта 052C типа Lanzhou, строившихся на китайских верфях, но с использованием иностранных технологий и комплектующих (французские РЛС, ГАС, 100-мм АУ, российский ЗРК «Риф», украинские ГТД и др.). Закупленные в России ЭМ проектов 956Э и 956ЭМ уступают данным кораблям по вооружению ПВО, превосходя их по ударным возможностям. Эсминцы проекта 052С оснащены многофункциональной РЛС (МФРЛС) с 4-мя неподвижными фазированными антенными решетками (ФАР) типа 382, созданными с использованием российских технологий. Поскольку стоимость такого корабля оказалась очень высокой, принято решение о строительстве двух ЭМ проекта 051С типа Shenyang.
В боевом составе ВМС КНР находятся фрегаты, часть которых по европейской классификации можно отнести к корветам. Кроме шести фрегатов проекта 054А все остальные имеют слабую ПВО, представленную в лучшем случае только ЗРК малой дальности (типа Crotale). Значительное количество устаревших фрегатов проектов 053 и 053Н было продано в ряд стран третьего мира. Для замены старых фрегатов и как дополнение к сравнительно дорогим новым ЭМ строятся более дешевые фрегаты. К концу 2011 г. построено два фрегата проекта 054 с упрощенной ПВО, имеющих сходные характеристики и состав технических средств с французским фрегатом La Fayette. В дальнейшем эти суда стали строиться (построено 6 кораблей) по измененному проекту 054А, предусматривающему замену ЗРК HQ-7 (Crotal) на ЗРК HQQ-16 («Штиль») 1Ч32 ВПУ (32). Кроме того, четыре ЗАК АК-630 заменены на два ЗАК типа 730 (Goalkeeper). Сегодня известно о продолжающемся строительстве еще двух фрегатов данного типа.
В боевом составе ВМС КНР имеются десантные корабли (ДК), в том числе два десантно-вертолетных корабля-дока (ДВКД) проекта 071 (один в постройке). Самостоятельное создание ДВКД является безусловным успехом Китая. В этом корабле угадывается его прототип — ДВКД ВМС США типа San Antonio (LPD-17), так как первоначальные его проектные изображения
были очень похожи на прототип. Вместе с тем быстрое наращивание амфибийных сил за последние четыре года (построено около 70 танко-десантных кораблей — ТДК) показало, что китайская промышленность способна в мирное время строить простые корабли (технологии 1950—1960-х гг.) в высоком темпе. Нет сомнения в том, что реально этот мощный флот ТДК создан прежде всего для политического давления на государства, охваченные «первой цепью островов» (Рюкю и Филиппинские), — Тайвань, Вьетнам, Филиппины, Южную Корею.
Кроме десантных кораблей, в боевом составе ВМС КНР находится более 150 десантных катеров (ДКА), в том числе 10 ДКА на воздушной подушке (ДКАВП) грузоподъемностью до 15 т. В настоящее время ведутся работы по созданию ДКАВП с грузоподъемностью 50—60 т для использования его в ДВКД проекта 071 в качестве высадочного средства. Реально Китай может располагать до 500 ДКА, но они распределены между различными ведомствами и точному учету не поддаются. ВМС проявляют интерес к российскому многоцелевому десантному кораблю на воздушной подушке (МДКВП) проекта 1232.2. По сообщениям некоторых источников, предполагался заказ на 6—8 кораблей этого типа на Украине.
Справка 2. Организационно ВМС состоят из трех оперативных флотов — Северного (штаб в Циндао), Восточного (штаб в Нинбо) и Южного (штаб в Чжа-ньцзяне), а также Сунгарийской речной флотилии. В составе каждого флота имеются военно-морские базы с подчиненными им пунктами базирования, военно-морские районы (районы береговой обороны) с отдельными дивизионами кораблей и катеров, флотилии подводных лодок и надводных кораблей, авиадивизии и отдельные авиаполки морской авиации, полки и отдельные дивизионы береговых ракетно-артиллерийских войск.
Северный флот имеет операционную зону от границы с КНДР по реке Ялуцзян на севере до г. Ляньюньган на юге (примерно 35°10' с. ш.). Эта зона охватывает залив Бохайвань и Ляодунский залив и северную часть Желтого моря. Флот располагает военно-морскими базами Циндао (главная база, здесь же базируются все атомные подводные лодки ВМС НОАК), Люйшунь (база надводных сил) и Хулудао (база дизельных подводных лодок, здесь же строятся атомные подводные лодки). В состав Северного флота входят 1-я флотилия атомных подводных лодок, 2-я, 12-я и 62-я флотилии дизельных подводных лодок, флотилия эскадренных миноносцев, флотилия фрегатов, флотилия десантных кораблей, флотилия минно-тральных сил, флотилия быстроходных боевых катеров, флотилия судов обеспечения и отряд спасательных судов, Бохайская учебная флотилия, Люгондаоская учебно-тренировочная база флота, учебно-тренировочный центр, Хулудаоская база испытаний военно-морского оружия, испытательный полигон, части береговых ракетно-артиллерийских войск, береговая
радиотехническая бригада, а также соединения и части авиации (1-я и 2-я морские ракетоносно-бомбардировочные авиадивизии, 5-я морская истребительно-штурмовая авиадивизия, 1-й отдельный морской разведывательный авиаполк, группа базовых патрульных гидросамолетов, отдельный морской учебно-тренировочный авиаполк, группа корабельных вертолетов и Шанхайгуанская учебно-тренировочная база морской авиации). Флагманский корабль Северного флота—ракетный эсминец «Харбин» типа «Люху».
Операционная зона Восточного флота простирается от Ляньюньгана на севере до острова Нанао (примерно 23°30' с. ш.) на юге, охватывая южную часть Желтого моря, Восточно-Китайское море и Тайваньский пролив. Военно-морские базы флота — Шанхай (Усун, главная база), Нинбо, Сяншань и Чжоушань. Командованию Восточного флота подчинены 22-я и 42-я флотилии дизельных подводных лодок, 3-я, 6-я и 8-я флотилии эсминцев и фрегатов, флотилия десантных кораблей, флотилия минно-тральных сил, две флотилии быстроходных боевых катеров, флотилия судов обеспечения, учебно-тренировочный центр, отряд морской инженерной службы, части береговых ракетно-артиллерийских войск, береговая радиотехническая бригада, 4-я морская истребительная и 6-я морская истребительно-бомбарди-ровочная авиадивизии, отдельный морской учебно-тренировочный авиаполк, морская авиагруппа специального назначения и группа корабельных вертолетов. Флагманский корабль флота — плавучая база подводных лодок «Чунминдао».
Операционная зона Южного флота включает акваторию от Тайваньского пролива до побережья Вьетнама, охватывая Южно-Китайское море. Основными военно-морскими базами флота являются Чжаньцзян (главная), Гуанчжоу и Юйлинь (база дизельных подводных лодок). Важное значение имеют пункт базирования и аэродром на острове Вуди (Парасельские острова), с которого могут действовать самолеты тактической авиации. Южный флот включает две флотилии дизельных подводных лодок, флотилию эсминцев, флотилию фрегатов, две флотилии десантных кораблей, флотилию минно-тральных сил, две флотилии быстроходных боевых катеров, флотилию судов обеспечения, отдельную военно-морскую группу в составе Сянганского (Гонконгского) гарнизона, Донгуанскую учебно-тренировочную базу флота, учебно-тренировочный центр, отряд морской инженерной службы, части береговых ракетно-артиллерийских войск, две береговые радиотехнические бригады (в том числе 3-я, развернутая на острове Хайнань), 3-ю морскую ракетоносно-бомбардировочную, 8-ю морскую истребительную и 9-ю морскую истребительно-бомбардировочную авиадивизии, отдельные морские учебно-тренировочный и военно-транспортный авиаполки, группу корабельных вертолетов, две бригады морской пехоты и гарнизон морской пехоты на Парасельских островах и архипелаге
Спратли. Флагманский корабль флота — большой морской танкер-заправщик «Наньчан».
В течение 1990-х гг. в ВМС НОАК происходило значительное сокращение многочисленных катерных сил с увеличением числа кораблей эскортной группы (эсминцы, фрегаты) морской, а затем и океанской зоны.
В настоящее время ВМС НОАК по количеству эсминцев и фрегатов превзошли флоты России, Великобритании и Франции. Эволюционируя вместе с ростом боевых возможностей ВМС, китайская военная доктрина расширяет оперативные рамки их использования (см. справку 3). К началу XXI в., по мнению китайского военного руководства, они уже приобрели определенную способность вести боевые действия в ближней океанской зоне.
Справка 3. В соответствии с современной китайской военно-морской стратегией в будущей войне на ВМС будет возлагаться решение следующих главных задач: уничтожение боевых кораблей и транспортов противника, нарушение морских коммуникаций противника, нанесение внезапных ударов по ВМБ, портам и важным береговым объектам противника с целью ослабления его военного потенциала, осуществление морских десантных операций с участием сухопутных войск и ВВС, а также противодействие высадке морских десантов противника, обеспечение безопасности морских коммуникаций, рыболовства, разработки полезных ископаемых и научных исследований и ряд других.
Китайская военно-морская стратегия предусматривает три этапа развития ВМС. На первом этапе предполагалось создание группировок, которые могли бы поддерживать заданный операционный режим в пределах зоны, ограниченной «первой цепью островов» (острова Рюкю и Филиппинский архипелаг), включающей акватории Желтого, Восточно-Китайского и ЮжноКитайского морей и одновременно призванной играть роль «морской Великой китайской стены». В настоящее время этот этап завершен. На втором этапе (до 2020 г.) планируются активные действия ВМС в пределах зоны, ограниченной «второй цепью островов» (Курильские острова, Хоккайдо, острова Нампо, Марианский и Каролинский архипелаги, Новая Гвинея) и включающей акватории Японского и Филиппинского морей, а также морей Индонезийского архипелага. На третьем этапе (до 2050 г.) предполагается создать мощный океанский флот, способный решать поставленные задачи практически в любом районе Мирового океана. Поэтому одной из важнейших задач развития китайского ВМФ считается создание авианосных сил и полноценных ПЛА уже в начале XXI в.
К 2020 г. Китай будет стремиться распространить оперативные возможности флота на дальнюю океанскую зону, а в середине XXI в. ВМС НОАК, согласно перспективной программе их развития, должны действовать во всех районах Мирового океана с развертыванием соответствующих корабельных группировок боевой службы (см. справку 4).
Справка 4. КНР уже старается обозначать свое военно-морское присутствие далеко за пределами территориальных вод. Так, в 1997 г. два ракетных эсминца в сопровождении танкера-заправщика совершили дальний поход с визитами на Гавайи, в порты Мексики, Перу и Чили. Одновременно с этим другая эскадра, состоящая из ракетных эсминцев и фрегатов, посетила Филиппины, Таиланд и Малайзию. А в 2002 г. ракетный эсминец «Циндао», сопровождаемый танкером, совершил первый в истории китайского военного флота кругосветный поход, обозначив тем самым способность ВМС НОАК демонстрировать свой флаг в любом районе Мирового океана. Возрастающая военно-морская активность Китая направлена, среди прочего, на обеспечение безопасности стратегически важных для него морских путей поставки сырой нефти из Персидского залива, поскольку 80 % этой нефти поступает в нефтяные терминалы китайских портов через Малаккский пролив. В этой связи китайцы стремятся обзавестись цепочкой военно-морских баз в дружественных Пекину государствах Юго-Восточной и Южной Азии.
Второй артиллерийский корпус народно-освободительной армии Китая имеет численность около 100 тыс. чел. в шести бригадах. По разным оценкам, количество ядерных зарядов составляет от 100 до 400 ед. (см. справку 5).
Справка 5. В Шэньянском военном округе развернута 51-я ракетная база, в состав которой входят три ракетные бригады, вооруженные грунтовым мобильным ракетным комплексом с двухступенчатой твердотопливной БРСД «Дунфэн-21» (с дальностью стрельбы до 2 000 км). Всего 28 пусковых установок (ПУ) с боезапасом до 35 ракет и 35 ядерных ГЧ.
В Нанкинском военном округе развернута 52-я ракетная база. В ее составе 7 ракетных бригад, из них две вооружены грунтовым мобильным ракетным комплексом с двухступенчатой твердотопливной БРСД «Дунфэн-21А» (с дальностью стрельбы 2 800—3 000 км), две другие — грунтовым мобильным ракетным комплексом с твердотопливной ОТР «Дунфэн-15, -15А, -15Б» (с дальностью стрельбы до 600 км) и еще три — грунтовым мобильным ракетным комплексом с твердотопливной ОТР «Дунфэн-11А» (с дальностью стрельбы до 300 км). Всего 84 ПУ (24 с БРСД «Дунфэн-21А», 24 с ОТР «Дунфэн-15,
-15А, -15Б» и 36 с ОТР «Дунфэн-11А»). Боезапас для ПУ с БРСД «Дунфэн-21А» составляет до 30 ракет и 30 ядерных ГЧ. ОТР «Дунфэн-15, -15А, -15Б» и «Дунфэн-11А» могут оснащаться как осколочно-фугасной, так и ядерной головной частью. В хранимый для этих ОТР боекомплект ГЧ могут входить в общей сложности до 30 ядерных боеголовок.
В Чэндуском военном округе развернута 53-я ракетная база, в состав которой входят две ракетные бригады, вооруженные грунтовым мобильным ракетным комплексом с БРСД «Дунфэн-21, -21А». Всего — 24 ПУ с боезапасом — до 30 ракет и 30 ядерных ГЧ.
В Цзинанском военном округе развернута 54-я ракетная база. В ее составе три ракетные бригады: первая вооружена шахтным ракетным комплексом с двухступенчатой жидкостной МБР «Дунфэн-5А» (с дальностью стрельбы до 12 000 км), вторая — шахтным и наземным ракетным комплексом с жидкостной БРСД «Дунфэн-4» (с дальностью стрельбы до 5 200 км) и третья — грунтовым мобильным ракетным комплексом с трехступенчатой твердотопливной МБР «Дунфэн-31» (с дальностью стрельбы до 8 000 км). Всего — 24 ПУ (6 с МБР «Дунфэн-5А», 6 с БРСД «Дунфэн-4» и 12 с МБР «Дунфэн-31») с боезапасом до 28 ракет и 28 ядерных ГЧ.
В Гуанчжоуском военном округе развернута 55-я ракетная база, в состав которой входят две ракетные бригады, вооруженные шахтным ракетным комплексом с МБР «Дунфэн-5А», и одна ракетная бригада, вооруженная шахтным и наземным ракетным комплексом с БРСД «Дунфэн-4». Всего — 17 ПУ (12 с МБР «Дунфэн-5А» и 5 с БРСД «Дунфэн-4») с боезапасом до 20 ракет и 20 ядерных ГЧ.
В Ланьчжоуском военном округе развернута 56-я ракетная база в составе двух ракетных бригад: одна вооружена грунтовым мобильным ракетным комплексом с БРСД «Дунфэн-21А», другая — грунтовым мобильным ракетным комплексом с трехступенчатой твердотопливной МБР «Дунфэн-31А» (с дальностью стрельбы до 12 300 км). Всего — 30 ПУ (12 с БРСД «Дунфэн-21А» и 18 с МБР «Дунфэн-31А») с боезапасом 35 ракет и 35 ядерных ГЧ. Более подробно см. [38].
В общей сложности в стратегических ракетных войсках развернуто 207 ПУ (48 с МБР, 99 — с БРСД и 60 — с ОТР). Боезапас для этих установок составляет 238 ракет и 208 ядерных головных частей.
Сравнительная оценка уровня военной
безопасности Китайской Народной Республики и государств Центральной и Северо-Восточной Азии
Оценка уровня военной безопасности КНР может базироваться на расчете нормированных показателей военной безопасности этого государства. При
этом нормирование данных показателей может быть осуществлено относительно принятых критериев обеспечения военной безопасности государства в данных условиях военно-политической обстановки (см. справку 6).
Справка 6. Показателями военной безопасности государства могут являться: 1) численность сухопутных войск (для КНР — сухопутных войск и 2-го артиллерийского корпуса); 2) численность ВВС и войск ПВО; 3) численность военного флота (для КНР — военно-морских сил); 4) численность внутренних войск и военизированных полицейских частей (для КНР — народной вооруженной милиции); 5) численность вспомогательных воинских частей (для КНР — народного ополчения); 6) численность частей специальных служб (для КНР — МГБ и МОБ); 7) численность других войск и воинских (военизированных) формирований; 8) количество боевых танков; 9) количество боевых бронированных машин; 10) количество артиллерийских систем; 11) количество ударных вертолетов; 12) количество пусковых установок ОТР и ТР; 13) количество боевых самолетов; 14) количество пусковых установок зенитных ракет; 15) количество подводных лодок; 16) количество надводных кораблей; 17) количество боевых катеров; 18) доля расходов на оборону в ВВП; 19) объем валового внутреннего продукта (ВВП) в ценах и ППС 2003 г.
Пороговыми (на диаграмме — единичными) уровнями военной безопасности КНР считаются: 1) для численности сухопутных войск и 2-го артиллерийского корпуса — 800 тыс. чел.; 2) для численности ВВС и войск ПВО — 200 тыс. чел.; 3) для численности военного флота—200 тыс. чел.; 4) для численности внутренних войск и военизированных полицейских частей (народной вооруженной милиции) — 1 000 тыс. чел.; 5) для численности вспомогательных воинских частей (народного ополчения) — 3 650 тыс. чел.; 6) для численности частей специальных служб (МГБ и МОБ) — 50 тыс. чел.; 7) для численности других войск и воинских (военизированных) формирований — 100 тыс. чел.; 8) для количества боевых танков — 4 000 ед.; 9) для количества боевых бронированных машин — 2 000 ед.; 10) для количества артиллерийских систем — 10 000 ед.; 11) для количества ударных вертолетов — 200 ед.; 12) для количества пусковых установок ОТР и ТР — 300 ед.; 13) для количества боевых самолетов — 1 300 ед.; 14) для количества пусковых установок зенитных ракет — 8 000 ед.; 15) для количества подводных лодок — 30 ед.; 16) для количества надводных кораблей — 90 ед.; 17) для
количества боевых катеров — 150 ед.; 18) для доли расходов на оборону — 1,1 % к ВВП; 19) для объема валового внутреннего продукта (ВВП) — 4 000 млрд долл. в ценах и ППС 2003 г.
Таким образом, уровень военной безопасности КНР может быть охарактеризован нормированными показателями военной безопасности государства (рис. 1) и общим интегральным показателем защищенности этого государства от внешних и внутренних военных угроз (см. справку 7, рис. 1, таблицу) [12].
Справка 7. Здесь и далее предполагается, что наименьшее возможное значение г-го нормированного частного показателя военной безопасности государства — в. = 0,01 — соответствует наименьшему уровню военной безопасности государства при фиксированных значениях остальных частных показателей-индикаторов. И наоборот, наибольшее возможное значение г-го нормированного частного показателя — В. = 100 — со* ' г, max
ответствует наибольшему уровню военной безопасности также при фиксированных значениях остальных частных показателей-индикаторов. Единичное значение г-го нормированного частного показателя — В. = 1 — соответствует пороговому уровню военной безопасности государства.
Расчетная формула общего нормированного показателя военной безопасности j-го государства может иметь вид:
19
УВБ, j =ШУ °,01 ^Kj^ 10°,
1=1
где УВБ j — общий нормированный показатель уровня военной безопасности j-го государства; а, ^ — вес г-го нормированного частного показателя, характеризующего военную безопасность j-го государства;
Вг ^ — значение г-го нормированного частного показателя, характеризующего военную безопасность j-го государства.
При одинаковой значимости 19 компонент военной безопасности (т. е. при а. j = 1) наименьшее возможное значение общего нормированного показателя военной безопасности j-го государства — УВБ , min = 10—38 — соответствует наименьшему уровню военной безопасности. И наоборот, наибольшее возможное значение этого показателя — УВБ , max = 1038 — соответствует наибольшему уровню военной безопасности государства. Единичное значение общего (интегрального) нормированного показателя военной безопасности государства— УВБ j = 1 — соответствует критическому уровню военной безопасности, понижение которого определяет военную опасность для j-го государства. Это значение соответствует общему (интегральному) условному «порогу», который, тем не менее, дает представление о некоторой
границе между состоянием военной защищенности и состоянием незащищенности от внешних и внутренних военных угроз.
Для нашего случая (т. е. случая одинаковой значимости компонент военной безопасности и принятых правилах нормировки частных показателей военной безопасности) уровень абсолютной военной безопасности государства составляет 1038, а уровень абсолютной незащищенности страны от военных угроз — 10—38. В общем случае компоненты военной безопасности имеют разную значимость для общего (интегрированного) показателя (уровня) военной безопасности государства. В частности, такая разная значимость особенно проявляется для условий мирного времени, угрожаемого периода и в военного времени, а также для различных форм разрешения военного конфликта.
Аналогично могут быть рассчитаны общие интегральные показатели защищенности от существующих и возможных военных угроз стран Центральной (Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан, Афганистан) и Северо-Восточной Азии (КНДР и Южная Корея) (см. справки 8—13, рис. 2).
Справка 8. Пороговыми уровнями военной безопасности Узбекистана считаются: 1) для численности сухопутных войск — 150 тыс. чел.; 2) для численности ВВС и войск ПВО — 40 тыс. чел.; 4) для численности внутренних войск и военизированных полицейских частей (ВВ МВД) — 40 тыс. чел.; 5) для численности вспомогательных воинских частей (ПВ) — 3,5 тыс. чел.; 6) для численности частей специальных служб (службы национальной безопасности) — 1,5 тыс. чел.; 7) для численности др. войск и воинских (военизированных) формирований — 2,0 тыс. чел.; 8) для количества боевых танков — 440 ед.; 9) для количества боевых бронированных машин — 1 500 ед.; 10) для количества артиллерийских систем — 1 000 ед.; 11) для количества ударных вертолетов — 60 ед.; 13) для количества боевых самолетов — 235 ед.; 14) для количества пусковых установок зенитных ракет — 100 ед.; 18) для доли расходов на оборону — 2,0 % к ВВП; 19) для объема валового внутреннего продукта (ВВП) — 30 млрд долл. в ценах и ППС 2003 г. Для остальных нормированных показателей военной безопасности Узбекистана приняты единичные значения. О вооруженных силах Узбекистана см. [22, 26, 33].
Справка 9. Пороговыми уровнями военной безопасности Киргизии считаются: 1) для численности сухопутных войск — 20,0 тыс. чел.; 2) для численности ВВС и войск ПВО — 5,0 тыс. чел.; 3) для численности военного флота — 1,0 тыс. чел.; 4) для численности внут-
ренних войск и военизированных полицейских частей (ВВ МВД) — 8,0 тыс. чел.; 5) для численности вспомогательных воинских частей (пограничной службы) — 10,0 тыс. чел.; 6) для численности частей специальных служб — 3,0 тыс. чел.; 7) для численности других войск и воинских (военизированных) формирований — 10,0 тыс. чел.; 8) для количества боевых танков — 500 ед.; 9) для количества боевых бронированных машин — 800 ед.;
10) для количества артиллерийских систем — 400 ед.;
11) для количества ударных вертолетов — 20 ед.; 13) для количества боевых самолетов — 100 ед.; 14) для количества пусковых установок зенитных ракет — 70 ед.; 17) для количества боевых катеров — 20 ед.; 18) для доли расходов на оборону — 2,0 % к ВВП; 19) для объема валового внутреннего продукта (ВВП) — 5,0 млрд долл. в ценах и ППС 2003 г. Для остальных нормированных показателей военной безопасности Киргизии приняты единичные значения. О вооруженных силах Киргизии см. [22, 33].
Справка 10. Пороговыми уровнями военной безопасности Таджикистана считаются: 1) для численности сухопутных войск — 30,0 тыс. чел.; 2) для численности ВВС и войск ПВО — 6,0 тыс. чел.; 3) для численности мобильных сил — 3,0 тыс. чел.; 4) для численности внутренних войск и военизированных полицейских частей (ВВ МВД) — 20,0 тыс. чел.; 5) для численности вспомогательных воинских частей (пограничных войск) — 30,0 тыс. чел.; 6) для численности частей специальных служб — 10,0 тыс. чел.; 7) для численности других войск и воинских (военизированных) формирований — 10,0 тыс. чел.; 8) для количества боевых танков — 90 ед.; 9) для количества боевых бронированных машин — 120 ед.;
10) для количества артиллерийских систем — 60 ед.;
11) для количества ударных вертолетов — 50 ед.; 13) для количества боевых самолетов — 20 ед.; 14) для количества пусковых установок зенитных ракет — 60 ед.; 18) для доли расходов на оборону — 2,0 % к ВВП; 19) для объема валового внутреннего продукта (ВВП) — 2,0 млрд долл. в ценах и ППС 2003 г. Для остальных нормированных показателей военной безопасности Таджикистана приняты единичные значения. О вооруженных силах Таджикистана см. [1, 22, 32, 33].
Справка 11. Пороговыми уровнями военной безопасности Туркменистана считаются: 1) для численности сухопутных войск — 35,0 тыс. чел.; 2) для численности ВВС и войск ПВО — 6,0 тыс. чел.; 3) для численности военно-морских сил — 1,0 тыс. чел.; 4) для численности внутренних войск и военизированных полицейских частей (ВВ МВД) — 20,0 тыс. чел.; 5) для численности вспомогательных воинских частей (пограничных войск) — 24,0 тыс. чел.; 6) для численности частей специальных служб — 15,0 тыс. чел.; 7) для численности других войск и воинских (военизированных) формирований — 3,0 тыс.
чел.; 8) для количества боевых танков — 1 000 ед.; 9) для количества боевых бронированных машин — 2 500 ед.;
10) для количества артиллерийских систем — 800 ед.;
11) для количества ударных вертолетов — 60 ед.; 13) для количества боевых самолетов — 150 ед.; 14) для количества пусковых установок зенитных ракет — 90 ед.; 17) для количества боевых катеров — 25 ед.; 18) для доли расходов на оборону — 2,0 % к ВВП; 19) для объема валового внутреннего продукта (ВВП) — 25,0 млрд долл. в ценах и ППС 2003 г. Для остальных нормированных показателей военной безопасности Туркменистана приняты единичные значения. О вооруженных силах Туркменистана см. [22, 24, 31, 36].
Справка 12. Пороговыми уровнями военной безопасности Афганистана считаются: 1) для численности сухопутных войск — 150,0 тыс. чел.; 2) для численности ВВС и войск ПВО — 25,0 тыс. чел.; 4) для численности внутренних войск и военизированных полицейских частей — 150,0 тыс. чел.; 5) для численности вспомогательных воинских частей (пограничных войск) — 50,0 тыс. чел.; 6) для численности частей специальных служб (в том числе до 2014 г. — КООФ и МССБ) — 40,0 тыс. чел.; 8) для количества боевых танков — 150 ед.; 9) для количе ства боевых бронированных машин — 400 ед.; 10) для количества артиллерийских систем — 200 ед.; 11) для количества ударных вертолетов — 40 ед.; 13) для количества боевых самолетов — 140 ед.; 14) для количества пусковых установок зенитных ракет — 200 ед.; 18) для доли расходов на оборону — 2,0 % к ВВП; 19) для объема валового внутреннего продукта (ВВП) — 6,0 млрд долл. в ценах и ППС 2003 г. Для остальных нормированных показателей военной безопасности Афганистана приняты единичные значения. О вооруженных силах Афганистана см. [2, 28, 30].
Справка 13. Пороговыми уровнями военной безопасности Южной и Северной Кореи считаются: 1) для численности сухопутных войск — 550 тыс. чел.; 2) для численности ВВС и войск ПВО — 100 тыс. чел.; 3) для численности военного флота — 50 тыс. чел.; 4) для численности внутренних войск и военизированных полицейских частей — 3,5 тыс. чел.; 5) для численности вспомогательных воинских частей — 3,5 тыс. чел.; 6) для численности частей специальных служб — 1,0 тыс.
чел.; 7) для численности других войск и воинских (военизированных) формирований — 4,5 тыс. чел.; 8) для количества боевых танков — 2 000 ед.; 9) для количества боевых бронированных машин — 2 500 ед.; 10) для количества артиллерийских систем — 4 400 ед.; 11) для количества ударных вертолетов — 500 ед.; 12) для количества пусковых установок ОТР и ТР — 212 ед.; 13) для количества боевых самолетов — 600 ед.; 14) для количества пусковых установок зенитных ракет — 845 ед.; 15) для количества подводных лодок — 20 ед.; 16) для количества надводных кораблей — 71 ед.; 17) для количества боевых катеров — 130 ед.; 18) для доли расходов на оборону — 2,0 % к ВВП; 19) для объема валового внутреннего продукта (ВВП) — 600 млрд долл. О воо-
Рис. 1. Показатели военной безопасности КНР в период 1997—2020 гг.:
1 — численность сухопутных войск; 2 — численность ВВС и войск ПВО; 3 — численность военно-морских сил; 4 — численность народной вооруженной милиции; 5 — численность частей народного ополчения;
6 — численность специальных служб; 7 — численность других войск и воинских (военизированных) формирований; 8 — количество боевых танков; 9 — количество боевых бронированных машин; 10 — количество артиллерийских систем; 11 — количество ударных вертолетов; 12 — количество пусковых установок ОТР и ТР; 13 — количество боевых самолетов; 14 — количество пусковых установок зенитных ракет; 15 — количество подводных лодок; 16 — количество надводных кораблей; 17 — количество боевых катеров; 18 — расходы на оборону;
19 — объем ВВП
Рис. 2. Уровни военной безопасности КНР и стран Центральной и Северо-Восточной Азии
руженных силах Южной Кореи и КНДР см. [5, 18—21, 23, 25, 27, 34, 35, 37].
Не секрет, что ситуация в мире предвещает новые катаклизмы. Основными военными угрозами в 2014 г. и в ближайшие последующие годы видятся обострение военно-политической обстановки на Корейском полуострове, на границах Китая и в акватории прилегающих к нему морей, а также в Центральной Азии и Афганистане.
Военно-политические итоги и прогнозы представляют интерес не просто как дань академической науке. Они важны в первую очередь для оценки текущей военной политики и ее влияния на обеспечение военной безопасности государства.
Мировой финансово-экономический кризис и обострение военно-политической обстановки значительно повлияли на возможности Китая и других государств Северо-Восточной и Центральной Азии по повышению уровня своей военной безопасности, что до сих пор обусловливает принятие
и реализацию правительствами этих стран дополнительных мер по обеспечению защищенности своих государств от военных угроз [6—8, 13].
Список литературы
1. БольшегаГ. Н. Мы помним тебя, Таджикистан // Независимое военное обозрение. 17—23.08.2012. № 28.
2. Васильев А. Ход строительства Вооруженных сил Афганистана // Зарубежное военное обозрение. 2006. № 7. С. 15—18.
3. Волчарин И. Военно-воздушные силы Китая // Зарубежное военное обозрение. 2008. № 10. С. 46—52.
4. Волчарин И. Военно-воздушные силы Китая // Зарубежное военное обозрение. 2008. № 11. С. 55—59.
5. Вооруженные силы зарубежных государств: информационно-аналитический сборник / А. Н. Си-дорин, Г. М. Мингатин, В. М. Прищепов, В. П. Аку-ленко. М.: Воениздат, 2009.
ОТ
Значения нормированных показателей (индикаторов) военной безопасности КНР в 1997—2020 гг.
Показатель Год
1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2015* 2020*
Численность 2,00 2,00 2,00 2,00 2,00 2,00 2,00 2,00 2,00 2,00 2,00 2,00 2,00 2,13 2,13 2,13 2,13
сухопутных войск
Численность ВВС и войск ПВО 2,00 2,00 2,00 2,00 2,00 2,00 2,00 2,00 2,00 2,00 2,00 2,00 2,00 2,00 2,00 2,00 2,00
Численность военного флота 1,28 1,28 1,28 1,28 1,28 1,28 1,28 1,28 1,28 1,28 1,28 1,28 1,28 1,28 1,28 1,28 1,28
Численность 1,50 1,50 1,50 1,50 1,50 1,50 1,50 1,50 1,50 1,50 1,50 1,50 1,50 1,30 1,30 1,30 1,30
народной вооруженной милиции
Численность 10,00 10,00 10,00 10,00 10,00 10,00 10,00 10,00 10,00 10,00 10,00 10,00 10,00 10,00 10,00 10,00 10,00
народного ополчения
Численность 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00
специальных служб национальной безопасности
Численность 1,50 1,50 1,50 1,50 1,50 1,50 1,50 1,50 1,50 1,50 1,50 1,50 1,50 1,50 1,50 1,50 1,50
других войск и воинских (военизированных) формирований
Количество боевых танков 2,15 2,15 2,15 2,15 2,15 2,15 2,15 2,15 2,15 2,15 2,15 2,15 2,15 2,15 2,15 2,15 2,15
Количество боевых бронированных машин 2,25 2,25 2,25 2,25 2,25 2,25 2,25 2,25 2,25 2,25 2,25 2,25 2,25 2,25 2,25 2,25 2,25
Количество ар- 2,54 2,54 2,54 2,54 2,54 2,54 2,54 2,54 2,54 2,54 2,54 2,54 2,54 2,54 2,54 2,54 2,54
тиллерийских систем
Количество 1,64 1,64 1,64 1,64 1,64 1,64 1,64 1,64 1,64 1,64 1,64 1,64 1,64 1,64 1,64 1,64 1,64
ударных вертолетов
Количество пус- 2,00 2,10 2,17 2,33 2,36 2,36 2,36 2,36 2,36 2,36 2,36 2,36 2,36 2,36 2,36 2,50 2,67
ковых установок ОТР и ТР
№ та
<<5
о»
ев
Е
№
О
Н
Е
н
Я >
а я о и
я
к
я
к я
1-3
м ■ч и га
Б
я ■о
5 О
■е к
-а ее -а
а
о
3
О О >4 В"
СЬ
со СП
ьо о
а £
а
а §
у
к
§
О
В о о 2,31 2,00 2,67 1,86 1,97 2,18 8,75 4 853 811
2015* | 2,15 оо 2,57 1,86 1,97 2,18 5,50 2 408 893
2011 2,03 оо 2,57 1,86 1,97 2,18 4,25 1 657 561
2010 2,03 оо 2,57 1,86 1,97 2,18 3,01 1 174 704
2009 2,03 оо 2,50 1,86 1,97 2,27 2,79 1 198 397
2008 2,03 оо 2,40 1,86 1,97 2,36 2,61 1 118 286
2007 | 2,03 оо 2,30 1,86 1,97 1,82 2,44 | 770 451
2006 | 2,03 оо 2,13 1,86 1,97 1,82 2,15 | 629 267
2005 | 2,03 оо 2,13 1,86 1,97 1,36 1,98 | 433 536
| 2004 | 2,03 оо 2,13 1,86 1,97 1,36 1,80 | 395 121
2003 | 2,03 оо 2,13 1,86 1,97 1,27 I 99'1 339 861
2002 | 2,03 оо 2,13 1,86 1,97 1,36 1,50 | 329 816
2001 | 2,03 оо 2,13 1,86 1,97 1,36 1,38 | 302 926
2000 | 2,03 оо 2,13 1,86 1,97 1,23 1,26 | 246 951
1999 | 2,03 оо 2,13 1,86 1,97 9 ,21 213 704
1998 | 2,03 оо 2,13 1,86 1,97 1,08 1,00 | 154 598
1997 | 2,03 оо 2,13 1,86 1,97 0,99 0,92 | 124 203
Показатель Количество боевых самолетов Количество пусковых установок зенитных ракет Количество подводных лодок Количество надводных кораблей Количество боевых катеров Расходы на оборону | Объем ВВП Значение интегрального показателя военной безопасности
6. Гордиенко Д. В. Влияние мирового финансово-экономического кризиса на изменение уровня экономической безопасности Китая // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 34. С. 69—76.
7. Гордиенко Д. В. Влияние мирового финансово-экономического кризиса на изменение уровня экономической безопасности Китая и США / Проблемы безопасности в СевероВосточной Азии / сост. Д. В. Гордиенко. М.: ИДВ РАН, 2012.
8. Гордиенко Д. В. Влияние мирового финансово-экономического кризиса на изменение уровня экономической безопасности Китая / Информационные материалы Все-росс. научн. конф. «Социально-экономическое положение современного Китая». М.: ИДВ РАН, 2012.
9. Гордиенко Д. В. Военно-политические блоки и институты обеспечения евразийской безопасности // Имперское возрождение. 2009. № 2 (22). С. 26—45.
10. Гордиенко Д. В. Обеспечение экономической безопасности государства в условиях кризиса: учебное пособие. М.: Изд-во «Дело», 2012.
11. Гордиенко Д. В. Основы экономической безопасности государства. Курс лекций: учебно-методическое пособие. М.: Финансы и статистика, 2009.
12. Гордиенко Д. В. Оценка уровня экономической безопасности государств Азиатско-Тихоокеанского региона // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 13. С. 39—55.
| 13. Гордиенко Д. В. Оценка уров-
| ня экономической безопасности (и Китая и США в период мирового | финансово-экономического кризиса Щ // Китай в мировой и региональной | политике. История и современность. ° Вып. XVII: ежегодное издание. М.: Г ИДВ РАН, 2012.
14. Гордиенко Д. В., Баскаков В. В. Основы экономической безопасности государства: монография. М.: Министерство обороны РФ, 2007.
15. Гордиенко Д. В., Тучков Ю. Н. Военно-политические блоки и институты обеспечения евразийской безопасности. Формирование новой системы безопасности в Евразии // Бюллетень научно-методических материалов ВАГШ. 2009. № 57. С. 4—41.
16. Гордиенко Д. В., Хохлов А. С. Военно-экономическая безопасность государства: монография. М.: ВАГШ ВС РФ, 2008.
17. Гордиенко Д. В., Яковлева Н. Г. Мировой финансово-экономический кризис и обеспечение экономической безопасности государства: монография. М.: АРГАМАК-МЕДИА, 2013.
18. Дюжев А. Состояние и перспективы развития вооруженных сил Республики Корея // Зарубежное военное обозрение. 2007. № 12. С. 12—17.
19. Евсеев В. В. Северокорейская ракетная «угроза» // Независимое военное обозрение. 8— 14.02.2013. № 4 (745).
20. Евсеев В. В. Северокорейский ядерный потенциал // Независимое военное обозрение. 1—7.03.2013. № 7 (748).
21. Евсеев В. В. Угрозы реальные и мнимые // Независимое военное обозрение. 20—26.04.2012. № 13.
22. Захаров В. М. Военное строительство в государствах постсоветского пространства. М.: РИСИ, 2011.
23. Коновалов И. Противоракетный джокер президента // ВПК, 30.1 — 5.2.2013, № 4 (472)
24. Корбут А. Трудовая армия пока остается // Военно-промышленный курьер. 19.09.2007. № 36 (202).
25. Лихолетов А. А. Угрозы из прошлого века — реальные и мнимые. Ракетно-ядерные програм-
мы Северной Кореи // Независимое военное обозрение. 8—14.06.2012. № 18.
26. Малашенко А. В. Главная интрига Узбекистана // Военно-промышленный курьер. 13— 19.02.2013. № 6 (474).
27. Михайлов А. Пхеньян никого не напугал // Военно-промышленный курьер, 2—8.05.2012. № 17 (434).
28. Нестеркин В. Военное участие ФРГ в Афганистане // Зарубежное военное обозрение. 2008. № 10. С. 37—40.
29. Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия. М.: ИНФРА-М, 2006.
30. Сатаров В. Иностранное военное присутствие в Афганистане // Зарубежное военное обозрение. 2010. № 2. С. 3—14.
31. Соколов Б. Армия пустыни // Военно-промышленный курьер. 17.07.2013. № 27 (495).
32. Соколов Б. Или разбегутся, или уйдут к талибам // Военно-промышленный курьер. 5— 11.06.2013. № 21 (489).
33. Старчак М. В. Прорехи в зонтике Центральной Азии // Независимое военное обозрение. 22—28.03.2013. № 10 (751).
34. Храмчихин А. А. Бомба для чучхе // Независимое военное обозрение. 1—7.03.2013. № 7 (748).
35. Храмчихин А. А. Тоннель номер три // Независимое военное обозрение. 16—22.11.2012. № 41 (735).
36. Цыганок А. Военно-газовый нейтралитет // Военно-промышленный курьер. 27.12.2006. № 50 (166).
37. Чуприн К. Ракетные войска «Великого наследника» // Военно-промышленный курьер. 16—22.05.2012. № 19 (436).
38. Шунин В. Основные этапы создания баллистических ракет в Китае // Зарубежное военное обозрение. 2009. № 7. С. 50—53.
Публикация годовой и квартальной отчетности
В кратчайшие сроки опубликуем отчетность Вашей организации в наших журналах. Стоимость одной публикации — 8 000 руб. за две журнальные страницы
формата А4.
Тел.: (495) 989-9610, e-mail:[email protected]