Научная статья на тему 'Защищенность Китая от военных угроз и сравнительная оценка уровней военной безопасности государств Центральной и Северо-Восточной Азии'

Защищенность Китая от военных угроз и сравнительная оценка уровней военной безопасности государств Центральной и Северо-Восточной Азии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1164
307
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УРОВЕНЬ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА / КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА / People"s Republic of China / military security / military security level / military security of a state

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гордиенко Дмитрий Владимирович

Статья посвящена оценке уровня военной безопасности Китайской Народной Республики. Проанализирован подход к обеспечению военной безопасности Китая в современных условиях обострения экономического противоборства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHINA"S IMMUNITY AGAINST MILITARY THREATS AND COMPARISON OF MILITARY SECURITY LEVELS OF CENTRAL AND NORTHEAST ASIA

The article is devoted to the evaluation of the military security level of the People"s Republic of China. Approaches to the military security of China in current circumstances associated with the aggravation of the economic confrontation are also analyzed.

Текст научной работы на тему «Защищенность Китая от военных угроз и сравнительная оценка уровней военной безопасности государств Центральной и Северо-Восточной Азии»

Защищенность Китая от военных угроз...

163

Д.В. Гордиенко'

ЗАЩИЩЕННОСТЬ КИТАЯ ОТ ВОЕННЫХ УГРОЗ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА УРОВНЕЙ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ

Аннотация. Статья посвящена оценке уровня военной безопасности Китайской Народной Республики. Проанализирован подход к обеспечению военной безопасности Китая в современных условиях обострения экономического противоборства.

Ключевые слова: военная безопасность; уровень военной безопасности; обеспечение военной безопасности государства; Китайская Народная Республика.

Перемены в мире, связанные с глобализацией1, обусловливают необходимость принятия высшим политическим руководством России оперативных и адекватных решений по нейтрализации, локализации и/или устранению военных вызовов и угроз, которые возникают и непрерывно трансформируются в процессе эволюции всей системы современных международных отношений. В этих условиях предстоит сделать выбор

* Гордиенко Дмитрий Владимирович, д. воен. н., проф., в. н. с. Центра изучения стратегических проблем Северо-Восточной Азии и ШОС ИДВ РАН, действительный член (академик) Академии военных наук.

164

Международные отношения КНР

внешнеполитического вектора развития и Российской Федерации. В числе первых указов президента России В.В. Путина был подписан документ «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации», в котором подчеркивается необходимость разработки новой редакции внешней политики России. В связи с этим представляет интерес рассмотрение уровней защищенности от военных угроз различных государств мира и мер обеспечения военной безопасности2, принятых в разных странах, в частности в Китайской Народной Республике.

Элементы системы обеспечения военной безопасности Китайской Народной Республики

Обострение военно-политической обстановки в СевероВосточной Азии обусловливает необходимость принятия Центральным Военным Советом КНР мер по обеспечению военной безопасности Китая3. Главный инструмент обеспечения военной безопасности КНР — ее Вооруженные силы, состоящие из Народно-освободительной армии Китая (НОАК), войск Народной вооруженной милиции Китая и Народного ополчения4, которые выполняют задачи укрепления государственной обороны, отпора внешней агрессии и защиты Отечества, охраны мирного труда народа КНР, участия в государственном строительстве и преданного служение народу. Войска действительной службы НОАК представляют собой регулярную армию государства5.

Силовыми структурами КНР, обеспечивающими военную безопасность государства, также являются: Министерство государственной безопасности, Министерство общественной безопасности, Национальная администрация по охране государственных тайн и Национальное управление по исследованиям космического пространства6. Руководство и единое командование всеми вооруженными силами осуществляет Центральный военный совет КНР. Центральный военный совет через Генеральный штаб, Главное политическое управление, Главное управление тыловой службы и Главное управление боевого ос-

Защищенность Китая от военных угроз...

165

нащения осуществляет боевое командование и руководство военным строительством.

Войска Народной вооруженной милиции Китая численностью около 1,3 млн человек, включены в организационную структуру Госсовета, находятся в двойном подчинении у Госсовета и Центрального военного совета, придерживаются системы единого руководства и сочетания с командованием по ступеням7. Народная военная милиция состоит из соединений, частей и подразделений трех родов войск: внутренней охраны, пограничной охраны и специальных войск (пожарной и лесной охраны, производственно-строительных частей). Основная часть войск Народной вооруженной милиции, подразделения внутренней охраны, пограничные войска, войска общественной безопасности, пожарные части и части охраны, а также подразделения охраны золотых запасов, лесов, гидроэлектростанций, охраны на транспорте находятся в двойном подчинении у соответствующих ведомств Госсовета и войск Народной вооруженной милиции Китая 8.

Деятельность Народного ополчения строится под руководством Госсовета и Центрального военного совета, за отряды ополчения в масштабе всей страны отвечает Генеральный штаб НОАК. В военное время отряды ополчения содействуют регулярной армии в боевых операциях, самостоятельно воюют с противником, обеспечивают боевую службу регулярной армии, а также пополняют ряды войск. В мирное время на отряды ополчения возложены задачи несения службы оборонного значения, борьбы со стихийными бедствиями и наведения общест-

9

венного порядка.

В HOAX входят Сухопутные войска, Военно-морские силы (ВМС), Военно-воздушные силы (ВВС) и 2-е артиллерийское подразделение, военные академии и НИИ. Численность НОАК — 2 250 000 человек. В военное время теоретически может быть мобилизовано до 60 млн человек.

В состав Сухопутных войск входят 1 млн 700 тыс. человек, 7 военных округов, 28 провинциальных военных округов, 4 командования гарнизонов, 21 общевойсковая армия (44 пехотных, 9 танковых и 7 артиллерийских дивизий, мотопехотная диви-

166

Международные отношения КНР

зия), 12 танковых, 13 пехотных, 22 мотопехотных и 12 артиллерийских бригад, 7 вертолетных полков, 3 воздушно-пехотные дивизии и ряд других воинских и специализированных частей и подразделений10.

Численность Военно-воздушных сил составляет 400 тыс. человек [в том числе — 210 тыс. в Войсках противовоздушной обороны (ПВО)]. На вооружении ВВС КНР около 4 тыс. боевых самолетов (до 500—600 единиц могут быть носителями ядерного оружия), из них более 3 тыс. истребителей, около 200 бомбардировщиков. В боевом составе стратегической авиации (СА) находится около 60 бомбардировщиков «Хун-6» и еще примерно столько же содержится в режиме складского хранения11. В боевом составе тактической авиации (ТА) насчитывается в более 300 истребителей-бомбардировщиков «Цян-5» и других ударных самолетов, сертифицированных для выполнения ядерных задач12. Самолетный и вертолетный парк оснащен также машинами российских (советских) производителей: МиГ-21, Су-27, Су-30МКК, Су-30МК2, Ил-76, Ан-12, Ми-813.

Личный состав Военно-морских сил КНР насчитывает около 255 тыс. человек, численность обученного резерва ВМС — 600 тыс. человек. В составе ВМС имеются три атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (еще одна проходит испытания)14, шесть многоцелевых атомных15 и 68 дизельных подводных лодок (30 в резерве)16, один авианосец17, 26 ракетных эскадренных миноносцев18 и 47 ракетных фрегатов19, 116 малых противолодочных кораблей, 85 ракетных и девять торпедных катеров, 117 сторожевых (артиллерийских) катеров (без учета речных и малых патрульных катеров), минный заградитель, 69 морских и базовых тральщиков (28 в резерве), четыре радиоуправляемых рейдовых тральщика, 68 больших и средних танкодесантных кораблей, значительное количество малых десантных кораблей и десантных катеров, 10 десантных катеров на воздушной подушке, четыре десантных войсковых транспорта20, более 900 самолетов и вертолетов21.

В течение 1990-х годов в ВМС НОАК происходило сокращение катерных сил с увеличением числа кораблей эскортной группы (эсминцы, фрегаты) морской, а затем и океанской зоны.

Защищенность Китая от военных угроз...

167

В настоящее время ВМС по количеству эсминцев и фрегатов превзошли флоты России, Великобритании и Франции. Эволюционируя вместе с ростом боевых возможностей ВМС, китайская военная доктрина расширяет оперативные рамки их использования22. К началу XXI в., по мнению китайского военного руководства, они уже приобрели определенную способность вести боевые действия в ближней океанской зоне. К 2020 г. Китай будет стремиться распространить оперативные возможности флота на дальнюю океанскую зону, а в середине XXI в. ВМС НОАК должны действовать во всех районах Мирового океана с развертыванием соответствующих корабельных группировок боевой службы23.

Второй артиллерийский корпус Народно-освободительной армии Китая имеет численность около 100 тыс. человек в шести бригадах24. По разным оценкам, количество ядерных зарядов составляет от 100 до 400 штук.

В общей сложности в стратегических ракетных войсках развернуто 207 ПУ (48 с МБР, 99 с БРСД и 60 с ОТР). Боезапас для этих установок составляет 238 ракет и 208 ядерных головных

«25

частей25.

Сравнительная оценка уровня военной безопасности Китайской Народной Республики и государств Центральной и Северо-Восточной Азии

Оценка уровня военной безопасности КНРможет базироваться на расчете нормированных показателей военной безопасности. При этом нормирование показателей может быть осуществлено относительно принятых критериев обеспечения военной безопасности государства в данных условиях военно-политической обстановки26.

Таким образом, уровень военной безопасности КНР может быть охарактеризован нормированными показателями военной безопасности государства (рис. 1) и общим интегральным показателем защищенности этого государства от внешних и внутренних военных угроз (табл.)27.

сг>

оо

Рис. 1. Показатели военной безопасности КНР в период 1997 - 2020 гг.

Международные отношения КНР

Рис. 2. Уровни военной безопасности КНР и стран Центральной и Северо-Восточной Азии

Защищенность Китая от военных угроз... 169

170

Международные отношения КНР

Таблица. Значения нормированных показателей (индикаторов) военной

Нормированные показатели 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004

Численность Сухопутных войск 2,00 2,00 2,00 2,00 2,00 2,00 2,00 2,00

Численность ВВС и Войск ПВО 2,00 2,00 2,00 2,00 2,00 2,00 2,00 2,00

Численность Военного флота 1,28 1,28 1,28 1,28 1,28 1,28 1,28 1,28

Численность Народной вооруженной милиции 1,50 1,50 1,50 1,50 1,50 1,50 1,50 1,50

Численность Народного ополчения 10,00 10,00 10,00 10,00 10,00 10,00 10,00 10,00

Численность специальных служб национальной безопасности 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00

Численность других войск и воинских (военизированных) формирований 1,50 1,50 1,50 1,50 1,50 1,50 1,50 1,50

Количество боевых танков 2,15 2,15 2,15 2,15 2,15 2,15 2,15 2,15

Количество боевых бронированных машин 2,25 2,25 2,25 2,25 2,25 2,25 2,25 2,25

Количество артиллерийских систем 2,54 2,54 2,54 2,54 2,54 2,54 2,54 2,54

Количество ударных вертолетов 1,64 1,64 1,64 1,64 1,64 1,64 1,64 1,64

Количество пусковых установок ОТР и ТР 2,00 2,10 2,17 2,33 2,36 2,36 2,36 2,36

Количество боевых самолетов 2,03 2,03 2,03 2,03 2,03 2,03 2,03 2,03

Количество пусковыхустановок зенитных ракет 1,88 1,88 1,88 1,88 1,88 1,88 1,88 1,88

Количество подводных лодок 2,13 2,13 2,13 2,13 2,13 2,13 2,13 2,13

Количество надводных кораблей 1,86 1,86 1,86 1,86 1,86 1,86 1,86 1,86

Количество боевых катеров 1,97 1,97 1,97 1,97 1,97 1,97 1,97 1,97

Расходы на оборону 0,99 1,08 1,19 1,23 1,36 1,36 1,27 1,36

Объем ВВП 0,92 1,00 1,21 1,26 1,38 1,50 1,66 1,80

Значение интегрального показателя военной безопасности 124203 154598 213704 246951 302926 329816 339861 395121

Защищенность Китая от военных угроз...

171

безопасности КНР в 1997—2020 гг.

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2015 (прогноз) 2020 (прогноз)

2,00 2,00 2,00 2,00 2,00 2,13 2,13 2,13 2,13

2,00 2,00 2,00 2,00 2,00 2,00 2,00 2,00 2,00

1,28 1,28 1,28 1,28 1,28 1,28 1,28 1,28 1,28

1,50 1,50 1,50 1,50 1,50 1,30 1,30 1,30 1,30

10,00 10,00 10,00 10,00 10,00 10,00 10,00 10,00 10,00

1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00

1,50 1,50 1,50 1,50 1,50 1,50 1,50 1,50 1,50

2,15 2,15 2,15 2,15 2,15 2,15 2,15 2,15 2,15

2,25 2,25 2,25 2,25 2,25 2,25 2,25 2,25 2,25

2,54 2,54 2,54 2,54 2,54 2,54 2,54 2,54 2,54

1,64 1,64 1,64 1,64 1,64 1,64 1,64 1,64 1,64

2,36 2,36 2,36 2,36 2,36 2,36 2,36 2,50 2,67

2,03 2,03 2,03 2,03 2,03 2,03 2,03 2,15 2,31

1,88 1,88 1,88 1,88 1,88 1,88 1,88 1,88 2,00

2,13 2,13 2,30 2,40 2,50 2,57 2,57 2,57 2,67

1,86 1,86 1,86 1,86 1,86 1,86 1,86 1,86 1,86

1,97 1,97 1,97 1,97 1,97 1,97 1,97 1,97 1,97

1,36 1,82 1,82 2,36 2,27 2,18 2,18 2,18 2,18

1,98 2,15 2,44 2,61 2,79 3,01 4,25 5,50 8,75

433536 629267 770451 1118286 1198397 1174704 1657561 2408893 4853811

172

Международные отношения КНР

Аналогично могут быть рассчитаны общие интегральные показатели защищенности от существующих и возможных военных угроз стран Центральной (Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан, Афганистан) и Северо-Восточной Азии (КНДР и Южная Корея28) (рис. 2).

* * *

Ситуация в мире предвещает новые катаклизмы. Основные военные угрозы в ближайшие годы — обострение военно-политической обстановки на Корейском полуострове, на границах Китая и в акватории прилегающих к нему морей, а также в Центральной Азии и Афганистане.

Военно-политические итоги и прогнозы представляют интерес не просто как дань академической науке. Они важны в первую очередь для оценки текущей военной политики и ее влияния на обеспечение военной безопасности государства.

Мировой финансово-экономический кризис и обострение военно-политической обстановки значительно повлияли на возможности Китая и других государств Северо-Восточной и Центральной Азии по повышению уровня своей военной безопасности, что до сих пор обусловливает принятие и реализацию правительствами этих стран дополнительных мер по обеспечению защищенности своих государств от военных угроз.

Примечания

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Глобализация (globalization) — действие или состояние, охватывающее весь мир по своим масштабам или применению. (Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. 2-е изд. М.: ИНФРА-М. 2006. С. 106).

2 По нашему мнению, военная безопасность государства (military safety) может быть представлена как состояние защищенности государства от внешних и внутренних военных угроз, при котором обеспечивается поступательное развитие общества, военно-политическая стабильность в стране, регионе и мире, несмотря на наличие неблагоприятных внешних и внутренних факторов.

Защищенность Китая от военных угроз...

173

3 Более подробно см., напр.: Брусенцов И. Военно-политическая обстановка в Азиатско-Тихоокеанском регионе // Зарубежное военное обозрение. 2006. № 8. С. 2—11; 2006, № 9. С. 2—10; Пэн Еуанъцянъ Национальная оборона Китая. Пекин: Donated by Hanban. 2005. 191 с.; Колганов А.М., Не-стеркин В.Д. Вооруженные силы / Китай. М.: Большая российская энциклопедия. Т. 14. 2009. С. 139—140; Меркулов В.И., Швец Н.Н. Воздушно-космическая политика государств Азиатско-Тихоокеанского региона. Тверь: ВА ВКО. 2006. 386 с.; Носов С. Деятельность Китая по обеспечению безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе // Зарубежное военное обозрение. 2008. № 12. С. 3—13; Ануфриев А. Роль Вооруженных сил Китая в противодействии нетрадиционным угрозам национальной безопасности // Зарубежное военное обозрение. 2011, № 8. С. 14—19; Савченко О.О. Китай инспектирует Черное море. Киев и Пекин укрепляют военно-техническое сотрудничество // Независимое военное обозрение (далее — НВО) 10—

16.08.2012. №27; Еленский О. «Длинная рука» Поднебесной // НВО. 26.10. — 01.11.2012. № 38; Арбатов А.Г. Большой стратегический треугольник // НВО. 02—08.11.2012. № 39; Храмчихин А.А Острова преткновения в Восточно-Китайском море // Военно-промышленный курьер (далее — ВПК). 26.09—02.10.2012. № 38 (455); Николъский В, Новичков ЯВМС Китая сегодня и завтра // ВПК. 23—29.5.2012. № 20 (437); 30.05—05.06. 2012. № 21 (438); Есин В. Третий после США и России // ВПК. 02—08.05. 2012. № 17 (434); Белобров Ю. Китайская стена между США и Ираном // ВПК.

25.04— 01.05.2012. № 16 (433); Преображенский Н. Китай расширяет семейство стратегических ракет // ВПК. 28.11—04.12.2012. № 47 (464); Новичков Н., Милованова Л. Успехи военного авиастроения Поднебесной // ВПК. 28.11—04.12.2012. № 47 (464); Храмчихин А.А. Китайский фактор АСЕАН // ВПК, 19—25.12.2012. № 50 (467); Новичков Я«Варяг» в Китае. Взгляд с Украины // ВПК. 14—20.11.2012. № 45 (462); Храмчихин А Феномен китайской военной мощи пока еще недооценен // НВО, 29.12.2011—

19.01.2012, № 50 (694); Храмчихин А.А. Китайское пятое поколение // НВО. 07—13.12.2012. № 44 (738); Новичков Н., Милованова Л. До серии пока далеко // ВПК. 05—11.12.2012. № 48 (465); Коновалов И. Противоракетный джокер президента // ВПК. 30.01—05.02.2013. № 4 (472); Федюшенко Д, Милованова Л. Китай: покупает, копирует, производит // ВПК. 15— 21.01.2014. № 1 (519); Шлындов А.В. Военная мощь Поднебесной ищет ответы на угрозы сетецентризма // НВО. 08—14.03.2013. № 8 (749); Новичков Н. Новый лидер в торговле оружием // ВПК. 27.03—02.04.2013. № 12 (480); Иванов В. Белая книга Народно-освободительной армии Китая // НВО.

26.04— 17.05.2013. № 15 (756); Сивков К.Направления экспансии Поднебесной // ВПК. 10—16.04.2013. № 14 (482); Храмчихин АА. «Оверлорд» по-Пекински // ВПК. 10—16.04.2013. № 14 (482).

174

Международные отношения КНР

4 Вооруженные силы зарубежных государств: Информационно аналитический сборник / А.Н. Сидорин, Г.М. Мингатин, В.М. Прищепов, В.П. Акуленко. М.: Воениздат. 2009. 528 с.

5 В Китае учреждено 7 военных округов. В задачу войск действительной службы НОАК входят оборонительные военные операции и, при необходимости, содействие поддержанию внутреннего общественного порядка. Войска запаса участвуют в регулярных военных учениях, оказывают содействие в наведении общественного порядка, в случае войны после государственной мобилизации превращаются в регулярные действующие войска.

6 China National Space Administration (CNSA). Более подробно см.: Путилов А. Развитие космонавтики в Китае // Зарубежное военное обозрение. 2008. № 12. С. 47-51.

7 Согласно воинским уставам, положениям и профильным правилам НОАК, войска Народной вооруженной милиции ведут военное строительство в сочетании с собственной спецификой, претворяют в жизнь Закон КНР о воинской обязанности, пользуются равными правами с НОАК.

8 Основная задача войск Народной вооруженной милиции Китая — защита суверенитета и достоинства государства, защита общественного порядка, охрана безопасности партийно-административных учреждений, охрана важных объектов государства, охрана безопасности народного имущества и жизни граждан.

9 Для быстрого сбора народных ополченцев китайское правительство создало систему подготовки на случай войны.

10 Сухопутные войска имеют два типа грунтовых мобильных ракетных комплексов, которые могут производить пуски ракет как с обычной, так и с ядерной ГЧ: первый оснащен твердотопливной ОТР «Дунфэн-11» (дальность стрельбы — до 300 км, количество 100 ед.), второй — КРНБ «Дунхай-10» (дальность стрельбы — 1500—2000 км, количество до 350 ед.). В хранимом для этих ракет боекомплекте ГЧ может насчитываться в общей сложности до 150 ядерных.

11 Максимальная дальность полета бомбардировщика «Дун-6» с одной термоядерной бомбой Б-5 на внутренней подвеске — около 5800 километров. Всего для этих самолетов выделяется до 120 авиабомб.

12 Максимальная дальность полета истребителей-бомбардировщиков «Цян-5» с одной атомной бомбой Б-4 — 1400—2000 км. Всего для ТА выделено 320 авиабомб.

13 Более подробно см.: Шлындов А.В. Военно-воздушные силы Народно-освободительной армии Китая // Проблемы Дальнего Востока, 2014, № 1. С. 50—63, № 2. — С. 85—92; Волчарин ЖВоенно-воздушные силы Китая // Зарубежное военное обозрение. 2008, № 10. С. 46—52; 2008. № 11. С. 55—59.

Защищенность Китая от военных угроз...

175

14 ПЛАРБ Chang Zheng-6 проекта 092 (в 1995—2001 гг. прошла модернизацию и была перевооружена МБР JL-1A) и две ПЛАРБ типа Daqinqyu проекта 094. К строительству серии подлодок проекта 094 Китай приступил в 2001 г. Головная субмарина Daqinqyu формально вступила в состав ВМС еще в 2007 г., а первая серийная — в 2009 г., но испытания предназначенных для них новых МБР продолжались и в 2011 г. В настоящее время ведется строительство трех ПЛАРБ проекта 094 и запланирована постройка еще одной. По имеющейся информации, строящиеся ПЛАРБ относятся к кораблям проекта 096, на борту которых будет находиться 24 МБР. После 2016 г. Китай, вероятно, будет располагать шестью новыми и одной устаревшей ПЛАРБ. В настоящее время в морском компоненте ядерных сил КНР развернуто 36 моноблочных БРПЛ «Цзюйлан-1, -2», боекомплект ядерных головных частей для которых оценивается в 45 единиц.

15 Три ПЛАТ проекта 091 постройки 1980—1990 годов и три проекта 093. С учетом проведения заводских ремонтов субмарины проекта 091 будут постепенно выводиться из состава флота в 2012—2020 гг. В настоящее время осуществляется постройка многоцелевой ПЛАТ проекта 093, сравнимой по характеристикам с российской атомной подлодкой проекта 671РТМ. Всего до 2020 г. планируется построить до восьми ПЛАТ этого типа. Всю вышеприведенную информацию по ПЛАРБ проекта 094 в части российских технологий по АЭУ эксперты подтверждают и применительно к подлодкам проекта 093.

16 В боевом составе ВМС на начало 2012 г. оставалось 48 неатомных подлодок (проекты 041, 039/039G, 035, 877ЭКМ/636). Ныне в строю находится четыре НАПЛ проекта 041, одна в стадии строительства и три запланированы к постройке. Подлодка проекта 041 является практически полной копией НАПЛ российского проекта 636. Сложившаяся ситуация будет способствовать продолжению закупок Китаем новейших российских или французских НАПЛ.

17 Военно-морские силы НОАК официально приняли на вооружение первый авианосец. Корабль с бортовым номером «16» получил название «Ляонин». Он перестроен на верфи китайского города Далянь из советского тяжелого авианесущего крейсера «Варяг», приобретенного у Украины в 1998 г. Китай методом покупки списанных на металлолом АВ уже достаточно давно изучает авианосные технологии. Пекин хочет иметь от четырех до шести авианосных ударных групп, развернутых в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях. Строительство первого АВ собственного проекта завершится не ранее 2017—2020 гг. Водоизмещение корабля составит 45 000—50 000 т.

18 В боевом составе ВМС числятся эсминцы (ЭМ) различных проектов. Отличительной чертой программы строительства ЭМ является по-

176

Международные отношения КНР

стройка двух кораблей в серии с различными системами вооружения и схемами ГЭУ. Наиболее современными из них считаются два ЭМ проекта 052C типа Lanzhou, строившихся на китайских верфях, но с использованием иностранных технологий и комплектующих. Закупленные в России ЭМ проектов 956Э и 956ЭМ уступают данным кораблям по вооружению ПВО, превосходя их по ударным возможностям. Поскольку стоимость такого корабля оказалась очень высокой, принято решение о строительстве двух ЭМ проекта 051С типа Shenyang.

19 В боевом составе находятся фрегаты (ФР), часть которых по европейской классификации можно отнести к корветам (КРВ). Все, кроме шести ФР (проект 054А), имеют слабую ПВО, представленную в лучшем случае только ЗРК малой дальности (типа Crotale). Для замены старых ФР и как дополнение к сравнительно дорогим новым ЭМ строятся более дешевые фрегаты.

20 В боевом составе ВМС КНР имеются десантные корабли (ДК), в том числе два десантно-вертолетных корабля-дока (ДВКД) проекта 071 (один в постройке). Самостоятельное создание ДВКД является безусловным успехом Китая. Быстрое наращивание амфибийных сил за последние четыре года (построено около 70 танко-десантных кораблей — ТДК) показало, что китайская промышленность способна в мирное время строить простые корабли (технологии 1950—1960-х годов) в высоком темпе. Нет сомнения в том, что реально этот мощный флот ТДК создан, прежде всего, для политического давления на государства, охваченные «первой цепью островов», — Тайвань, Вьетнам, Филиппины, Южную Корею. В составе ВМС находится более 150 десантных катеров (ДКА), в том числе 10 ДКА на воздушной подушке (ДКАВП) грузоподъемностью до 15 т. ВМС проявляют интерес к российскому многоцелевому десантному кораблю на воздушной подушке (МДКВП) проекта 1232.2, предполагался заказ на шесть-восемь кораблей этого типа на Украине.

21 Организационно ВМС состоят из трех оперативных флотов — Северного (штаб в Циндао), Восточного (штаб в Нинбо) и Южного (штаб в Чжаньцзяне), а также Сунгарийской речной флотилии. В составе каждого имеются военно-морские базы с подчиненными им пунктами базирования, военно-морские районы (районы береговой обороны) с отдельными дивизионами кораблей и катеров, флотилии подводных лодок и надводных кораблей, авиадивизии и отдельные авиаполки морской авиации, полки и отдельные дивизионы береговых ракетно-артиллерийских войск. Операционная зона Северного флота охватывает залив Бохайвань и Ляодунский залив и северную часть Желтого моря. Флот располагает военно-морскими базами Циндао, Люйшунь и Хулудао. Флагманский корабль Северного флота — ракетный эсминец Харбин типа Люху. Операционная зона Восточного флота охватывает южную часть Желтого моря, Восточно-Китайское море и Тай-

Защищенность Китая от военных угроз...

177

ваньский пролив. Военно-морские базы флота — Шанхай (Усун, главная база), Нинбо, Сяншань и Чжоушань. Флагманский корабль флота — плавучая база подводных лодок Чунминдао. Операционная зона Южного флота включает акваторию от Тайваньского пролива до побережья Вьетнама, охватывая Южно-Китайское море. Основными военно-морскими базами флота являются Чжаньцзян (главная), Гуанчжоу и Юйлинь (база дизельных подводных лодок). Важное значение имеют пункт базирования и аэродром на о. Вуди (Парасельские острова), с которого могут действовать самолеты тактической авиации. Флагманский корабль флота — большой морской танкер-заправщик Наньчан.

22 В будущей войне на ВМС будет возлагаться решение следующих задач: уничтожение боевых кораблей и транспортов противника, нарушение морских коммуникаций, нанесение внезапных ударов по ВМБ, портам и важным береговым объектам противника, осуществление морских десантных операций с участием сухопутных войск и ВВС, а также противодействие высадке морских десантов противника, обеспечение безопасности морских коммуникаций, рыболовства, разработки полезных ископаемых и научных исследований, а также ряд других. Китайская военно-морская стратегия предусматривает три этапа развития ВМС. На первом этапе предполагалось создание группировок, которые могли бы поддерживать заданный операционный режим в пределах зоны, ограниченной «первой цепью островов» (острова Рюкю и Филиппинский архипелаг), включающей акватории Желтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей и призванной играть роль «морской Великой китайской стены». В настоящее время этот этап завершен. На втором этапе (до 2020 г.) планируются активные действия ВМС в пределах зоны, ограниченной «второй цепью островов» (Курильские острова, Хоккайдо, острова Нампо, Марианский и Каролинский архипелаги, Новая Гвинея) и включающей акватории Японского и Филиппинского морей, а также морей Индонезийского архипелага. На третьем этапе (до 2050 г.) предполагается создать мощный океанский флот, способный решать поставленные задачи практически в любом районе Мирового океана. Поэтому одной из важнейших задач развития китайского ВМФ считается создание авианосных сил и полноценных ПЛА уже в начале XXI в.

23 КНР уже старается обозначать свое военно-морское присутствие далеко за пределами территориальных вод. Так, в 1997 г. два ракетных эсминца в сопровождении танкера-заправщика совершили дальний поход с визитами на Гавайи, в порты Мексики, Перу и Чили. Одновременно с этим другая эскадра, состоящая из ракетных эсминцев и фрегатов, посетила Филиппины, Таиланд и Малайзию. А в 2002 г. ракетный эсминец Циндао, сопровождаемый танкером, совершил первый в истории китайского военного флота кругосветный поход, обозначив тем самым способность ВМС НОАК демонстрировать свой флаг в любом районе Мирового океана. Возрастаю-

178

Международные отношения КНР

щая военно-морская активность Китая направлена, среди прочего, на обеспечение безопасности стратегически важных для него морских путей поставки сырой нефти из Персидского залива.

24 Подробно см.: Шунин В. Основные этапы создания баллистических ракет в Китае // Зарубежное военное обозрение. 2009. № 7. С. 50—53.

25 О численности, боевом составе и ходе строительства и развития НОАК, а также возможностях по производству вооружения и военной техники в КНР см. также: Барабанов М.С., Кашин В.Б., Макиенко КВ. Оборонная промышленность и торговля вооружением КНР. М.: Центр анализа стратегий и технологий. РИСИ. 2013. 272 с.; Меркулов В.И., Швец Н.Н. Воздушно-космическая политика государств Азиатско-тихоокеанского региона. Тверь: ВА ПВО. 2006. 386 с.; Каменное П.Б. Военная политика на рубеже веков. М.: ИДВ РАН, 2008. 224 с.; Каменное П.Б. Военно-промышленный комплекс / Проблемы экономического роста и развития производительных сил в КНР. М.: ИДВ РАН. 2007. С. 102—125; Каменное П.Б. Армия и ВПК в материалах XVII съезда КПК / XVII съезд КПК и проблемы социально-политического развития КНР на современном этапе. М.: ИДВ РАН. 2009. С. 129—138; Каменное П.Б. Военная политика / Китайская Народная Республика: политика, экономика, культура. К 60-летию КНР. М.: ИД «ФОРУМ», 2009. С. 272—286; Каменное П.Б. Военная политика / Китайская Народная Республика в 2007 г.: политика, экономика, культура. М.: ИДВ РАН, «Русская панорама», 2008. С. 181—191; Каменное П.Б. Военно-промышленный комплекс КНР на новом этапе / Экономическая реформа в КНР: на рубеже веков. М.: ИДВ РАН, 2008. С. 121—135; Каменное П.Б. Военные расходы Китая / Влияние мирового финансового кризиса на экономику Китая. М.: ИДВ РАН. 2010. С. 145—153; Каменное П.Б. Военно-промышленный комплекс КНР в 2009—2010 гг. / Экономика КНР: меры по преодолению влияния мирового финансового кризиса. М.: ИДВ РАН. 2010. С. 122—127; Каменное П.Б. Военно-промышленный комплекс КНР: достижения и проблемы / Экономическая стратегия КНР в XXI в. и вопросы сотрудничества с Россией. М.: ИДВ РАН. 2009. С. 212—228; Каменное П.Б. Космическая программа Китая / Экономика Китая вступает в XXI в. М.: ИДВ РАН. 2004. С. 207—216; Каменное П.Б. Космическая программа Китая / Экономическая стратегия КНР в XXI в. и вопросы сотрудничества с Россией. М.: ИДВ РАН. 2009. С. 229—245; Арбатое А.Г. Большой стратегический треугольник // НВО. 02—08.11.2012. № 39; Барятинский М. Танки Поднебесной // ВПК. 04—10.09.2013. № 34 (502); Белоброе Ю. Китайская стена между США и Ираном // ВПК. 25.04—01.05.2012. № 16 (433); Елен-ский О. «Длинная рука» Поднебесной // НВО, 26.10. — 1.11.2012, № 38; Есин В. Третий после США и России // ВПК. 2—8.5.2012, № 17 (434); Пеаное В. Белая книга Народно-освободительной армии Китая // НВО. 26.04—

17.05.2013. № 15 (756); Коноеалое П.Противоракетный джокер президента /

Защищенность Китая от военных угроз...

179

/ ВПК 30.01—05.02.2013. № 4 (472); Никольский В., Новичков Н. ВМС Китая сегодня и завтра // ВПК, 23—29.5.2012. № 20 (437); 30.05—05.06.2012. № 21 (438); Новичков Н. Новый лидер в торговле оружием // ВПК. 27.03. — 02.04.2013. № 12 (480); Новичков Н., Милованова Л. До серии пока далеко // ВПК 05—11.12.2012, № 48 (465); Новичков Н., Милованова Л. Успехи военного авиастроения Поднебесной // ВПК, 28.11—4.12.2012. № 47 (464); Новичков Н. «Варяг» в Китае. Взгляд с Украины // ВПК, 14—20.11.2012. № 45 (462); Преображенский Н. Китай расширяет семейство стратегических ракет // ВПК. 28.11—04.12.2012. № 47 (464); Савченко О.О. Китай инспектирует Черное море. Киев и Пекин укрепляет военно-техническое сотрудничество // НВО. 10—16.08.2012. № 27; Сивков ^.Направления экспансии Поднебесной // ВПК, 10—16.4.2013. № 14 (482); Сивков ^.Морское могущество Китая // ВПК. 21—27.08.2013. № 31 (500); Храмчихин А.А. «Оверлорд» по-Пекински // ВПК. 10—16.04.2013. № 14 (482); Храмчихин А.А. Китайский фактор АСЕАН // ВПК. 19—25.12.2012. № 50 (467); Храмчихин А. Феномен китайской военной мощи пока еще недооценен // НВО. 29.12.11—

19.01.2012. № 50 (694); Храмчихин А.А. Китайское пятое поколение // НВО. 07—13.12.2012. № 44 (738); Храмчихин А.А. Острова преткновения в Восточно-Китайском море // ВПК. 26.09—02.10.2012. № 38 (455); Храмчихин А.А. Атака китайского авиапрома // ВПК. 22—28.05.2013. № 19 (487); Храмчихин А.А. Логика китайской морской стены // ВПК. 01—14.05.2013. № 17 (485); Храмчихин А.А. Китай готов к большой войне // ВПК. 10—16.06.13. № 22 (490); Храмчихин А.А. Сюрприз из Поднебесной // ВПК, 24—

30.07.2013. № 28 (496); Храмчихин А.А. Стальные китайские кулаки // ВПК. 14—20.08.2013. № 31 (499); Храмчихин А.А. Китайская экспансия неизбежна // ВПК. 04—10.09.2013. № 34 (502); Храмчихин А.А. Поиск смысла ШОС // НВО. 27.09.2013. № 35 (776); Шлындов А.В. Военная мощь Поднебесной ищет ответы на угрозы сетецентризма // НВО. 08—14.3.2013. № 8 (749).

26 Показателями военной безопасности государства могут являться: 1) численность сухопутных войск (для КНР Сухопутных войск и Второго артиллерийского корпуса — 800 тыс. чел.); 2) численность ВВС и Войск ПВО (200 тыс. чел); 3) численность военного флота (для КНР Военно-Морских Сил — 200 тыс. чел.); 4) численность внутренних войск и военизированных полицейских частей (для КНР Народной вооруженной милиции — 1000 тыс. чел.); 5) численность вспомогательных воинских частей (для КНР Народного ополчения — 3650 тыс. чел.); 6) численность частей специальных служб (для КНР МГБ и МОБ — 50 тыс. чел.); 7) численность других войск и воинских (военизированных) формирований (100 тыс. чел.); 8) количество боевых танков (4000 шт.); 9) количество боевых бронированных машин (2000 шт); 10) количество артиллерийских систем (10 000 шт.); 11) количество ударных вертолетов (200 шт.); 12) количество пусковых установок ОТР и ТР (300 шт); 13) количество боевых самолетов

180

Международные отношения КНР

(1300 шт); 14) количество пусковых установок зенитных ракет (8000 шт.); 15) количество подводных лодок (30 шт.); 16) количество надводных кораблей (90 шт.); 17) количество боевых катеров (150 шт.); 18) доля расходов на оборону в ВВП (1,1 % к ВВП); 19) объем валового внутреннего продукта (ВВП) в ценах и ППС 2003 г. (4000 млрд долл.). В скобках указаны значения, считающиеся пороговыми (на диаграммах — единичными) для уровней военной безопасности КНР.

27 Здесь и далее предполагается, что наименьшее возможное значение /'-го нормированного частного показателя военной безопасности государства — ві,тіп = 0,01 — соответствует наименьшему уровню военной безопасности государства при фиксированных значениях остальных частных показателей-индикаторов. И, наоборот, наибольшее возможное значение /-го нормированного частного показателя — ві,тах = 100 — соответствует наибольшему уровню военной безопасности также при фиксированных значениях остальных частных показателей-индикаторов. Единичное значение /-го нормированного частного показателя — Р; = 1 — соответствует пороговому уровню военной безопасности государства.

Расчетная формула общего нормированного показателя военной безопасности j-го государства может иметь вид:

yBB,j =Пв j, 0,01 <Р:у < 100,

і =1

где yBEj — общий нормированный показатель уровня военной безопасности j-го государства, а, — вес /-го нормированного частного показателя, характеризующего военную безопасность j-го государства, а, — значение /-го нормированного частного показателя, характеризующего военную безопасность j-го государства.

При одинаковой значимости 19 компонент военной безопасности (т. е. при а/j = 1) наименьшее возможное значение общего нормированного показателя военной безопасности j-го государства — ysEj.mm = 10-38 — соответствует наименьшему уровню военной безопасности. И, наоборот, наибольшее возможное значение этого показателя — yBEj,max = 1038 — соответствует наибольшему уровню военной безопасности государства. Единичное значение общего (интегрального) нормированного показателя военной безопасности государства — yBEj = 1 — соответствует критическому уровню военной безопасности, понижение которого определяет военную опасность для j-го государства. Это значение соответствует общему (интегральному) условному «порогу», который, тем не менее, дает представление о некоторой границе между состоянием военной защищенности и состоянием незащищенности от внешних и внутренних военных угроз.

Для нашего случая (т.е. случая одинаковой значимости компонент военной безопасности и принятых правилах нормировки частных показателей

Защищенность Китая от военных угроз...

181

военной безопасности) уровень абсолютной военной безопасности государства составляет 1038, а уровень абсолютной незащищенности страны от военных угроз — 10-38. В общем случае компоненты военной безопасности имеют разную значимость для общего (интегрированного) показателя (уровня) военной безопасности государства. В частности, такая разнозначимость особенно проявляется для условий мирного времени, угрожаемого периода и военного времени, а также для различных форм разрешения военного конфликта.

28 Пороговые уровни военной безопасности государств Центральной и Северо-Восточной Азии приведены в таблице.

Страна Узбеки- стан Кир- гизия Таджи- кистан Туркме- нистан Афга- нистан РК и КНДР

Сухопутные войска (тыс. чел.) 150 20 30 35 150 550

ВВС и ПВО (тыс. чел.) 40 50 6 6 25 100

ВМС (тыс. чел.) 1,0 3 1 50

Внутренние войска (тыс. чел.) 40 80 20 20 150 3,5

Вспомогательные воинские части (тыс. чел.) 3,5 10,0 30 24 50 3,5

Части специальных служб (тыс. чел.) 1,5 3,0 10 15 40 1

Другие войска (тыс. чел.) 2,0 10,0 10 3 4,5

Боевые танки 440 500 90 1000 150 2000

Боевые бронированные машины 1500 800 120 2500 400 2500

Артиллерийские системы 1000 400 60 800 200 4400

Вертолеты 60 20 50 60 40 500

Пусковые установки ОТР и ТР 212

Боевые самолеты 235 100 20 150 140 600

Пусковые установки зенитных ракет 100 70 60 90 200 845

Подводные лодки 20

Надводные корабли 71

Боевые катера 20 25 130

Доля расходов на оборону (% к ВВП) 2,5 2,0 2,0 2,0 2,0 2

ВВП (млрд долл. в ценах и ППС 2003 г.) 30 5,0 2,0 25 6.0 600

Для остальных нормированных показателей военной безопасности приняты единичные значения.

182

Международные отношения КНР

О вооруженных силах Узбекистана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана см.: Захаров В.М.Военное строительство в государствах постсоветского пространства. М.: РИСИ. 2011. 380 с.; Малашенко А.В. Главная интрига Узбекистана // ВПК. 13—19.02.2013, № 6 (474); Старчак М.В. Прорехи в зонтике Центральной Азии // НВО. 22—28.03.2013. № 10 (751); Соколов Б. Или разбегутся, или уйдут к талибам // Военно-промышленный курьер. 05—11.06.2013. № 21 (489); Болъшега Г.Н. Мы помним тебя, Таджикистан // НВО. 17—23.08.12. № 28; Цыганок А. Военно-газовый нейтралитет // ВПК. 27.12.2006. № 50 (166); Корбут А. Трудовая армия пока остается // ВПК. 19.09.2007. № 36 (202); Соколов Б. Армия пустыни // ВПК.

17.7.2013. № 27 (495).

О вооруженных силах Афганистана см.: Василъев А. Ход строительства Вооруженных сил Афганистана // Зарубежное военное обозрение. 2006. № 7. С. 15—18; Сатаров В. Иностранное военное присутствие в Афганистане // Зарубежное военное обозрение. 2010. № 2. С. 3—14; Нестеркин В. Военное участие ФРГ в Афганистане // Зарубежное военное обозрение.

2008. № 10. С. 37—40.

О вооруженных силах Южной Кореи и КНДР см.: Вооруженные силы зарубежных государств: Информационно аналитический сборник / А.Н. Сидорин, Г.М. Мингатин, В.М. Прищепов, В.П. Акуленко. М.: Воениздат.

2009. 528 с.; Дюжев А. Состояние и перспективы развития вооруженных сил Республики Корея // Зарубежное военное обозрение. 2007. № 12. С. 12—17; Лихолетов А.А. Угрозы из прошлого века — реальные и мнимые. Ракетно-ядерные программы Северной Кореи // НВО. 08—14.06.2012. № 18; Евсеев В.В. Угрозы реальные и мнимые // НВО. 20—26.04.2012. № 13; Чуприн К.Ракетные войска «Великого наследника» // ВПК. 16—22.5.2012, № 19 (436); Михайлов А. Пхеньян никого не напугал // ВПК. 02—08.05.2012. № 17 (434); Храмчихин А.А. Тоннель номер три // НВО. 16—22.11.2012. №41 (735); Евсеев В.В. Северокорейская ракетная «угроза» // НВО. 08—

14.02.2013. № 4 (745); Коновалов И. Противоракетный джокер президента // ВПК. 30.01—05.02.2013. № 4 (472); Храмчихин А.А. Бомба для чучхе // НВО. 01—07.03.2013. № 7 (748); Евсеев В.В. Северокорейский ядерный потенциал // НВО. 01—07.03.2013. № 7 (748).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.