Научная статья на тему 'Сравнительная оценка тренировочных программ различной направленности на этапе специализированной базовой подготовки в спортивных танцах'

Сравнительная оценка тренировочных программ различной направленности на этапе специализированной базовой подготовки в спортивных танцах Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
496
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЕ ТАНЦЫ / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ЭЛЕКТРОМИОГРАФИЯ / ПУЛЬСОМЕТРИЯ / ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАНЯТИЯ / SPORT-DANCE / TECHNICAL COMPETENCE / ELECTROMYOGRAPHY / TRAINING LESSONS / PULSIMETER APPLICATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тимченко Елена Сергеевна, Рубин Владимир Соломонович

Эффективность тренировочного процесса в спортивных танцах во многом зависит от программы каждого отдельного занятия, учета направленности, величин нагрузок, применяемых средств и методов, в соответствии с возрастными особенностями спортсменов-танцоров. В ходе исследования определена степень значимости основных критериев результативности в спортивных танцах в зависимости от программной сложности в каждом классе. Разработаны программы тренировочных занятий преимущественно технической, физической направленности, и отдельно на воспитание гибкости для спортсменов-танцоров 12-13 лет. Показано, что наряду с применением метода пульсометрии для оценки тренировочных программ различной направленности, целесообразно использовать данные электромиографических исследований, характеризующих непосредственную реакцию нервно-мышечного аппарата спортсменов на тренировочные воздействия. Результаты проведенного исследования позволяют повысить эффективность разработки программ тренировочного процесса в спортивных танцах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative analysis of training programs with different focuses on the stage of special-purpose basic training in sport dance

The efficiency of training process in sport dance highly depends on the program of each separate training lesson, focus, and amount of load, applied tools and methods in full accordance with age peculiarities of sport-dancers. The study shows the level of importance of the main performance criteria in sport dance depending on the program complexity in each dance level. Training programs have been developed with preferential technical and physical focus, and separately aimed at flexibility development for 12-13 year-old sport-dancers. It has been showed that in line with pulsimeter method application for the assessment of training programs of different focus, it is worthwhile to use electromyographic data, which characterize direct reaction of neuromuscular apparatus of sport-dancers on training impact. The study results allow increasing efficiency of training programs development in sport-dance.

Текст научной работы на тему «Сравнительная оценка тренировочных программ различной направленности на этапе специализированной базовой подготовки в спортивных танцах»

lege", Uchenye zapiski universiteta meni P.F. Lesgafta, No.8, Vol. 42, pp. 48-53.

3. Sivak, A.N. (2012), "Psychology-pedagogical conditions necessary for increase of efficiency of professional development of cadets of Internal Troops higher schools of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Uchenye zapiski universiteta meni P.F. Lesgafta, No. 1, Vol. 83, pp. 135-138.

4. Soshkin P.A. (2012), "Pedagogical conditions necessary for increase of efficiency of formation of valuable orientations at officers to pedagogical activity in military schools", Uchenye zapiski universiteta meni P.F. Lesgafta, No. 4, Vol. 86, pp. 146-148.

5. Soshkin P.A. (2012), "Factors defining valuable orientations of officers to pedagogical activity in military schools", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5, Vol. 87, pp. 127-130.

Контактная информация: sdd@mail.ru

Статья поступила в редакцию 21.07.2012.

УДК 796.912:793.3

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ТРЕНИРОВОЧНЫХ ПРОГРАММ РАЗЛИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА ЭТАПЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ БАЗОВОЙ ПОДГОТОВКИ В СПОРТИВНЫХ ТАНЦАХ

Елена Сергеевна Тимченко, соискатель,

Владимир Соломонович Рубин, кандидат технических наук, профессор, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и

туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Аннотация

Эффективность тренировочного процесса в спортивных танцах во многом зависит от программы каждого отдельного занятия, учета направленности, величин нагрузок, применяемых средств и методов, в соответствии с возрастными особенностями спортсменов-танцоров. В ходе исследования определена степень значимости основных критериев результативности в спортивных танцах в зависимости от программной сложности в каждом классе. Разработаны программы тренировочных занятий преимущественно технической, физической направленности, и отдельно на воспитание гибкости для спортсменов-танцоров 12-13 лет. Показано, что наряду с применением метода пульсометрии для оценки тренировочных программ различной направленности, целесообразно использовать данные электромиографических исследований, характеризующих непосредственную реакцию нервно-мышечного аппарата спортсменов на тренировочные воздействия. Результаты проведенного исследования позволяют повысить эффективность разработки программ тренировочного процесса в спортивных танцах.

Ключевые слова: спортивные танцы, техническая подготовленность, электромиография, пульсометрия, тренировочные занятия.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.07.89.p130-134

COMPARATIVE ANALYSIS OF TRAINING PROGRAMS WITH DIFFERENT FOCUSES ON THE STAGE OF SPECIAL-PURPOSE BASIC TRAINING IN SPORT

DANCE

Elena Sergeevna Timchenko, the competitor,

Vladimir Solomonovich Rubin, the candidate of technical science, professor,

Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism, Moscow

Annotation

The efficiency of training process in sport dance highly depends on the program of each separate training lesson, focus, and amount of load, applied tools and methods in full accordance with age peculiarities of sport-dancers. The study shows the level of importance of the main performance criteria in sport

dance depending on the program complexity in each dance level. Training programs have been developed with preferential technical and physical focus, and separately aimed at flexibility development for 12-13 year-old sport-dancers. It has been showed that in line with pulsimeter method application for the assessment of training programs of different focus, it is worthwhile to use electromyographic data, which characterize direct reaction of neuromuscular apparatus of sport-dancers on training impact.

The study results allow increasing efficiency of training programs development in sport-dance.

Keywords: sport-dance, technical competence, electromyography, training lessons, pulsimeter application.

ВВЕДЕНИЕ

В спортивных танцах выделяют пять критериев оценки исполнительского мастерства танцевальных пар: основной ритм и темп танцевального движения, линии тела, динамика, техника работы ног и стопы, музыкальность [4]. Данные критерии условно необходимо рассмотреть как критерии технической подготовленности. Поскольку, техника в спортивных танцах является непосредственным предметом оценивания, было предложено понятие техники рассматривать в широком и узком смысле. Техника в узком понимании - это совокупность движений, необходимых для эффективного решения двигательной задачи. По сути это набор движений, из которых состоит целостное спортивное упражнение (танец). В качестве компонентов техника в широком понимании включает: темп, ритм; технику в узком смысле; линии, динамику, музыкальность и т.д.

В спортивных танцах подготовленность спортсмена определяется классом исполнительского мастерства: «N», «Е», «D», «С», «В», «A», «S», «М», «Pr». В каждом классе к спортсменам предъявляются соответствующие требования [4]. Программа подготовки в классах конкретизирована по количеству изучаемых танцев, двигательных действий, элементов, то есть характеризует техническую сторону подготовки спортсменов-танцоров. На практике физическая подготовка спортсменов-танцоров носит эпизодический характер и в научно-методической литературе по спортивным танцам не освещена должным образом.

Из-за недостатка специальных исследований, отсутствуют указания по методике построения тренировочных занятий, применяемых тренировочных средств и методов, величин тренировочной и соревновательной нагрузки на различных стадиях многолетней подготовки. Отсутствие адаптированной системы тренировки в соответствии с возрастными особенностями юных спортсменов послужило поводом для рассмотрения проблемы применения имеющихся средств технической, физической подготовки в спортивных танцах. В работе предпринята попытка оценить ближайший эффект занятий различной направленности по отдельным функциональным показателям спортсменов-танцоров 1213 лет.

МЕТОДИКА

На первом этапе исследования применялся метод экспертных оценок для выявления степени значимости, установленных критериев технической подготовленности. Была разработана специальная анкета, которая предлагалась для заполнения ведущим специалистам в области танцевального спорта России. Экспертам предлагалось расположить в порядке убывания значимости критерии судейской оценки для каждого квалификационного класса спортсменов.

На втором этапе исследования была проанализирована биомеханическая структура танцевального шага с точки зрения биомеханики ходьбы человека как одного из основных элементов двигательных действий в спортивных танцах. Для оценки влияний тренировочных программ различной направленности использовали танцевальный шаг (элемент двигательного действия «поступательный ход») танец румба.

На третьем этапе были выбраны упражнения для занятий технической, физической направленности и отдельно на воспитание гибкости.

Четвертый этап предполагал проведение эксперимента с применением методов электромиографии и пульсометрии с целью оценки влияний тренировочных занятий различной направленности на отдельные показатели нервно-мышечной системы спортсменов - танцоров 12-13лет.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

В эксперименте приняли участие восемь спортсменов-танцоров (4-мальчика, 4-девочки), выступающих в категории «юниоры-1» (12-13лет), этап обучения - «специализированная базовая подготовка», D, С классы. В ходе исследования фиксировалась биоэлектрическая активность скелетных мышц нижних конечностей с применением комплекса «Мега - 6000» во время выполнения спортсменами «поступательного хода» вперед. Анализируемые мышцы, задействованные в изучаемом движении: четырехглавая мышца бедра (латеральная широкая мышца бедра); двуглавая мышца бедра; икроножная мышца голени; передняя большеберцовая мышца голени. На протяжении всех тренировочных занятия отслеживали ЧСС, используя систему Polar Team System.

В результате количественного анализа ЭМГ, были получены данные, позволяющие судить об изменении: активности мышц на заданных временных участках по показателю среднего значения амплитуд ЭМГ мышц (Аср), межкоординационных отношений по показателю коэффициента реципрокности (КР), а также об утомлении мышц по показателю медианы частотного спектра мощности ЭМГ Median Frequency (MF).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В результате обработки мнений экспертов были получены данные, которые позволили оценить характер распределения критериев эффективности технической подготовленности для всех классов, включая профессионалов. Наибольшая согласованность в значимости критериев технической подготовленности среди специалистов была достигнута при оценке уровней предварительной спортивной подготовки (классы N, Е, D) и этапа высших достижений (S, М, Pr). Для классов С, В и A отсутствует согласованность во мнениях экспертов о значимости различных критериев судейской оценки. На этапе специализированной базовой подготовки (классы D, С) наименее значимыми, по мнению экспертов, были определены «динамика» и «музыкальность». В соответствие с полученными данными - критерии «техника в узком смысле» и «темп, ритм» являются более значимыми для данного этапа подготовки.

Экспертная оценка показала, наличие у спортсменов 12-13 лет на этапе специализированной базовой подготовки техники в узком ее проявлении в качестве уже сформированного, достаточно стабильного компонента технической подготовленности. Наибольшую роль приобретает последующее техничное совершенствование спортсменов, которое должно осуществляться с учетом динамических и музыкальных характеристик танцевальных движений. Наличие стабильной технической базы у спортсменов подразумевает дальнейшее успешное совершенствования спортивного мастерства, освоения танцевальных программ сложности последующих классов.

Танец как соревновательное упражнение состоит из совокупности двигательных действий. Отдельно взятое двигательное действие («фигура») представляет собой набор движений (элементов). В свою очередь каждый элемент, характеризуется определенными техническими особенностями. В спортивных танцах танцевальный шаг является базовым элементом двигательных действий.

Определение биомеханической структуры выполняемого элемента в спортивных танцах позволяет целенаправленно осуществлять выбор физических упражнений, контролировать параметры применяемых тренировочных нагрузок.

С точки зрения биомеханики ходьбы человека танцевальный шаг характеризуется: одиночной опорой, периодом переноса, периодом опоры, двойной опорой [3].

Для экспериментальных занятий технической, физической направленности и отдельно на воспитание гибкости были выбраны упражнения специальной физической подготовки, общей физической подготовки для мышц ног, с учетом биомеханической структуры танцевального шага (элемента «поступательного хода» вперед) танец румба.

В результате электромиографического исследования дана оценка относительному участию исследуемых мышц в периодах переноса и опоры «поступательного хода» вперед. Большую активность по отношению к своему антагонисту вне зависимости от направленности тренировочных занятий в периодах переноса, и опоры сохраняет икроножная мышца голени и четырехглавая мышца бедра соответственно, что является свидетельством сформированного техничного навыка исполнения движения у юных спортс-менов-танцоров.

Применение в занятии технической направленности специальноподготовительных (подводящих) упражнений локального характера сходных к исследуемому движению по биомеханическим характеристикам стало причиной большего снижения активности икроножной, передней большеберцовой мышцы голени в периоде переноса, двуглавой мышцы бедра в периоде опоры. Четырехглавая мышца бедра обеспечивает выполнение большинства общеподготовительных упражнений в занятии физической направленности, что отражено в значительном снижении активности латеральной широкой мышцы бедра. В ходе занятия на воспитание гибкости активность исследуемых мышц снижается, но меньше, по сравнению с остальными занятиями.

В соответствии с направленностью занятий изменяется и показатель межкоорди-национных отношений мышц, задействованных в движении. Коэффициент реципрокно-сти в обоих периодах увеличился после тренировочных занятий технической, физической направленности. Тренировка на воспитание гибкости не повлияла на межкоордина-ционные отношения мышц.

Повышение активности антагонистов мышц обусловлено биомеханической структурой движения, стремлением спортсменов сохранить темпово-ритмические точностные характеристики шага в условиях возрастающего утомления в результате воздействия специфической нагрузки занятий технической и физической направленности.

Сравнение данных МБ характеристики четырех мышц показало, что при выполнении «поступательного хода» вперед после занятий физической и технической направленности было зафиксировано значительное нервно-мышечное утомление у исследуемых мышц, что отразилось в высоких значениях показателя МБ. Тренировочное занятие, направленное на воспитание гибкости спортсменов, также приводит к утомлению мышечной системы, но в меньшей степени, по сравнению с другими тренировочными программами. По данным пульсометрии тренировочные занятия физической направленности проводятся в развивающей зоне интенсивности при ЧСС 150-180 уд/мин. Для тренировки технической направленности характерна нагрузка средней интенсивности при ЧСС 130150 уд/мин. Тренировка, направленная на воспитание гибкости проводится в низкой зоне интенсивности при ЧСС до 130 уд/мин [1,2].

ВЫВОДЫ

Экспериментальные данные показали, что тренировочные занятия технической и физической направленности (различные по составу и направленности применяемых средств, объему и интенсивности нагрузки) приводят к существенным сдвигам со стороны мышечной системы юных спортсменов. Для повышения качества восприятия и последующей реализации усвоенного материла, желательно разводить во времени проведение занятий данной направленности.

Данные пульсометрии и электромиографии позволяют сделать вывод о том, что применение общеподготовительных упражнении в занятии физической направленности носит комплексный характер воздействия, показатель утомления мышц по сравнению с другими тренировочными занятиями более высокий. Применение средств физической направленности, целенаправленно воздействующих на соответствующие группы мышц, необходимо для создания полноценной физической подготовленности (базы) для более

качественного совершенствования на этой основе технического мастерства танцоров.

Техническая подготовка естественным образом приводит к сдвигам со стороны нервно-мышечной системы и в меньшей степени со стороны ССС. Применение специально-подготовительных упражнений в занятии, максимально приближенных по структуре и воздействию на организм спортсмена обеспечивает оптимальную возбудимость центральных и периферических звеньев двигательного аппарата.

Средства, в занятии преимущественно направленного на воспитание гибкости, рационально применять для функционального восстановления юных спортсменов, как в тренировочных занятиях, так и во время соревнований. Выявленное утомление от проделанной работы в тренировке незначительно по сравнению с другими занятиями; показатель ЧСС в среднем сохраняется в компенсируемой зоне интенсивности, применяемые упражнения характеризуются стабилизирующим эффектом воздействия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волков, Н. И. Оптимальное распределение тренировочных нагрузок в годичной подготовке конькобежцев - многоборцев / Н.И. Волков, Б.М. Васильковский, Л.П. Ремизов // Научно-спортивный вестник. - 1983. - № 2. - С. 16-18.

2. Система подготовки спортивного резерва: Под ред. Никитушкина В.Г.: Учеб. Пособие. - М. : ВНИИФК, 1994. - 319 с.

3. Скворцов, Д.В. Диагностика двигательной патологии инструментальными методами: анализ походки, стабилометрия / ДВ. Скворцов. - М. : Изд-во ЧП Андреева М.М., 2007. - 640 с. : ил.

4. Спортивные танцы. Справочник. Москва. - 2003. - 186 с. [эл. ресурс] // URL : http://www.russianmaster.ru/html/documents/rules/referencebook.pdf - Дата обращения 30.07.2012.

REFERENCES

1. Volkov, N.I., Vasilkovskii, B.M. and Remizov, L.P. (1983), “Optimum distribution of training loadings in year preparation of skaters - all-rounders”, Nauchno-sportivnyi vestnik, No. 2, pp. 16-18.

2. Ed. Nikitushkin, V.G. (1994), System ofpreparation of a sports reserve, publishing house VNIIFK, Moscow, Russian Federation.

3. Skvorcov, D.V. (2007), Diagnostics of an impellent pathology by tool methods : the gait analysis, stabilometrics, publishing house Andreev M. M. state of emergency, Moscow, Russian Federation.

4. Sport dances. Handbook. (2003), available at:

thttp://www.russianmaster.ru/html/documents/rules/referencebook.pdf.

Контактная информация: lt82@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 19.07.2012.

УДК 379.82: 796.01

СОСТОЯНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ДОСУГА

УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

Сергей Анатольевич Фирсин, кандидат педагогических наук, доцент, Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского

Аннотация

Данная статья посвящена состоянием физкультурного воспитания в системе досуга учащейся молодежи Саратовской области. Объектом исследования является социологическая информация, полученная от школьников, студентов Саратовской области. К числу таких средств, бесспорно, относится организации досуга детей и молодежи, которая является привлекательной для огромной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.