Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ТОКСИЧНОСТИ ДДТ И УРАНА НА ИНТАКТНЫХ ЖИВОТНЫХ И ЖИВОТНЫХ С ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫМ ГЕПАТИТОМ И НЕФРИТОМ'

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ТОКСИЧНОСТИ ДДТ И УРАНА НА ИНТАКТНЫХ ЖИВОТНЫХ И ЖИВОТНЫХ С ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫМ ГЕПАТИТОМ И НЕФРИТОМ Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
9
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A COMPARATIVE ASSESSMENT OF THE TOXICITY OF DDT AND [URANIUM FOR THE INTACT ANIMALS AND THOSE WITH EXPERIMENTAL HEPATITIS AND NEPHRITIS

In acute, subacute and chronic experiments undertaken no significant difference could be noted in the reaction of intact animals and those with model sicknesses to the introduction of the toxic substances in equal doses.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ТОКСИЧНОСТИ ДДТ И УРАНА НА ИНТАКТНЫХ ЖИВОТНЫХ И ЖИВОТНЫХ С ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫМ ГЕПАТИТОМ И НЕФРИТОМ»

такого действия, соотношения специфического и неспецифического, адаптационных возможностей женского организма, средств их повышения и др.

Проведение подобных исследований в широком плане необходимо во имя сохранения здоровья женщин, их трудового долголетия, высокого уровня работоспособности, рождения и воспитания здоровых детей.

ЛИТЕРАТУРА. Догле Н. В. Сов. здравоохр., 1968, № 7, с. 20. — С а -н о ц к и й И. В. Методы определения токсичности и опасности химических веществ (Токсиконометрия). М., 1970. — См ел я н с к и й 3. Б. Акуш. и гин., 1950, № 6, с. 12.— Фридлянд И.\Г. В кн.: Руководство по гигиене труда. М., 1963,[т. 2, с. 608.— Хоцянов Л. К. Вестн. АМН СССР, 1964, №7, с. 8. —Грацианская Л. Н. Гиг. и сан., 1962, № 7, с. 46.

Поступила 24/111 1972 г.

A STUDY OF THE EFFECT OF INDUSTRIAL OCCUPATIONAL FACTORS ON THE STATE OF HEALTH AND THE SPECIFIC FUNCTIONS OF A WOMAN'S BODY

Z. A. Volkova

The USSR public health and labour laws stipulate special protection measures for the labour and health of women and require special investigations for determining the effect produced by the industrial occupational factors on the state of health and the specific functions of a woman's body. The paper deals with methods of fulfilling such investigations.

УДК 61S.28S.7.025.1.099+615.916:546.7911:616-092.9

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ТОКСИЧНОСТИ ДДТ И УРАНА НА ИНТАКТНЫХ ЖИВОТНЫХ И животных С ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫМ ГЕПАТИТОМ И НЕФРИТОМ

М. В. Арсеньева I Московский медицинский институт им. И. М. Сеченова

В современной литературе периодически поднимается вопрос о создании наиболее чувствительной модели патологического состояния, которая позволила бы с наибольшей достоверностью судить о самых ранних сдвигах в организме, возникающих под влиянием вредного фактора. Исследований, посвященных этому вопросу, немного, и все они проведены только на уровне острой токсичности. Данные, представленные рядом авторов, свидетельствуют об увеличении чувствительности животных смоделированными поражениями органов в 2—4 раза (К. А. Буштуева; В. А. Чижиков). В отдельных случаях отмечалось увеличение чувствительности животных с экспериментальными заболеваниями в 10—50 раз (П. И. Безрук и Е. С. Розовская; Moore), однако, это, как правило, наблюдалось при моделировании инфекционных заболеваний (коклюш, дифтерия), в результате которых возникала кратковременная перестройка иммунобиологических свойств всего организма.

Учитывая актуальность проблемы, мы провели экспериментальные исследования для выявления пределов изменения чувствительности животных с экспериментальной патологией органов к действию токсических агентов и нахождения наиболее чувствительной модели патологического состояния организма. С этой целью моделировали заболевание печени и почек, так как эти органы играют основную роль в детоксикации вредных веществ в организме; кроме того, их патология занимает значительный процент в структуре хронических заболеваний населения. Все ¡.экспериментальные исследования мы проводили в условиях как острой, так и хронической интоксикации.

Опыты ставили на белых крысах-самцах. Экспериментальный гепатит вызывали широко описанным в литературе способом — пероральным введением четыреххлористого углерода (СС14). Конкретная схема моделиро-

вания поражения печени для эксперимента была отработана в наших опытах и заключалась в ежедневной затравке животных */& среднесмертельной дозы CCI4 в течение 10 дней, ^ерез 3 дня после введения CCI, начинали интоксикацию изучаемым веществом. Наличие модели подтверждали биохимически и гистологически. Но воспроизведенный таким способом гепатит отмечали у крыс лишь в течение первых 2 недель, после чего вследствие активного процесса регенерации функция печени восстанавливалась и к концу месяца ферментативно и морфологически пораженная печеночная ткань уже не отличалась от нормальной. Затравка более высокими дозами четыреххлористого углерода вызывала гибель животных. Поэтому в хроническом опыте для поддержания стабильности экспериментального гепатита ежемесячно в течение 3 дней вводили CCI 4 в той же дозе. Контролем за состоянием модели в течение эксперимента служила отдельная группа животных, получавших только CCI 4 в указанном режиме. Сохранение модели подтверждали изучением ферментов и гистологически (в конце эксперимента).

Модель токсического нефрита воспроизводили введением среднесмертельной дозы некронефротического яда — сулемы. Наличие нефрита у выживших животных диагностировали биохимически и гистологически. Дальнейшие наблюдения за группой контрольных животных с моделированным нефритом показали, что это патологическое состояние сохраняется только 1V2 месяца. Несмотря на то что данный способ моделирования не позволял поддерживать стабильное состояние модели в течение длительного эксперимента, мы рассчитывали, что дополнительное введение изучаемого вещества задержит или полностью исключит регенерационные процессы в почках.

В качестве действующего вещества в опытах с моделью гепатита использовали ДДТ — вещество с преимущественно гепатотропным действием. При наличии поражения почек животным вводили нефротоксические вещества — уран и хром.

При проведении острых опытов установлено, что LD50, ДДТ, урана и хрома для интактных животных соответственно составляли 300, 750 и 27,5 мг/кг, а для животных с моделированными поражениями печени и почек — 225, 800 и 25 мг/кг. Для сравнения предела адаптационных возможностей интактных животных и животных с моделированным гепатитом проводили количественную оценку кумулятивного эффекта по методу Лима. Критерием оценки служила гибель животных. При этом гибель животных с моделированным гепатитом была в тех же пределах, что и интактных животных; это свидетельствует об отсутствии снижения компенсаторных способностей организма с моделированным заболеванием печени. Определение количественной оценки кумулятивного эффекта урана и хрома выявило снижение адаптационных возможностей у животных с экспериментальным нефритом в первый период интоксикации, однако к концу эксперимента коэффициент кумуляции у интактных животных и животных с экспериментальным нефритом был практически одинаков. Следовательно у животных с моделированным поражением почек наблюдалось более позднее включение компенсаторных механизмов.

Кроме того, изучено влияние относительно малых концентраций токсических веществ в подостром эксперименте на животных с моделированными заболеваниями и животных без модели заболевания (интактных). В подостром 3-месячном эксперименте на контрольных и модельных животных состояние печени изучали при введении ДДТ в дозах 2 и 10 мг/кг и в течние 1 месяца в дозе 50 мг/кг, что составляет 1/ 12ь> 1/гь и 1/i LD50. Для оценки наиболее важных функций печени использованы следующие тесты: активность щелочной фосфатазы, аланиновой и аспарагиновой тран-саминаз и альдолазы в сыворотке крови, холинэстеразы, коэффициент ретенции бромсульфолеина, гистохимическую активнось сукциндегидро-геназы и а-глицерофосфатазы в ткани печени, а также патоморфологичес-

кое исследование. К концу эксперимента у животных, получавших ДДТ % в дозах 10 и 50 мг]кг, по сравнению с контролем отмечено достоверное повышение активности щелочной фосфатазы и аланиновой трансаминазы в сыворотке крови и снижение коэффициента ретенции бромсульфолеина. Кроме того, зарегистрированы отчетливые гистохимические и патомор-фологические изменения. Небольшая разница в повышении активности ферментов у животных с моделью гепатита по сравнению с интактными животными оказалась недостоверной. При введении дозы 2 мг/кг не отмечено действия по всем указанным тестам.

В аналогичном подостром эксперименте с моделированным нефритом изучали реакцию организма на введение урана в дозах 0,6, 6 и 60 мг/кг, что составляет Viooo. 7юо и Vio LD60 этого вещества. В опыте использованы следующие тесты: активность аспарагиновой трансаминазы и количество хлоридов в моче, активность щелочной фосфатазы и мочевины в сыворотке крови, удельный вес мочи и динамика веса животных. Доза 0,6 мг/кг не оказала действия по всем испытанным тестам на обе группы животных. При введении урана в дозах 6 и 60 мг/кг с 3-го месяца интоксикации наблюдалось достоверное увеличение активности щелочной фосфатазы,. количества мочевины в сыворотке крови и аспарагиновой трансаминазы в моче.

Уран только в дозе 60 мг/кг вызывал достоверное угнетение прироста f веса животных.

В этом опыте небольшая разница в показателях активности ферментов у интактных животных и животных с моделью нефрита при введении урана в равных дозах оказалась недостоверной.

Следовательно, в подострых экспериментах не обнаружено существенного различия в реакции контрольных животных и животных с экспериментальной патологией органов на введение токсических веществ в равных дозах.

Для уточнения полученных результатов был проведен хронический 6-месячный опыт на животных с моделью гепатита. Изучали влияние ДДТ в дозах 2 и 0,01 мг/кг (последняя, по литературным данным, является недействующей дозой) на обе группы животных. Для оценки функционального состояния использованы наиболее чувствительные тесты: активность аланиновой трансаминазы, щелочной фосфатазы и количество ß-липопро-теидов в сыворотке крови, активность холиевой кислоты и количество билирубина в желчи. Помимо биохимических показателей, в опыте изучено влияние ДДТ на состояние условнорефлекторной деятельности животных. ДДТ в дозе 0,01 мг/кг не вызвал изменений в организме животных по всем ► изучавшимся показателям. ДДТ в дозе 2 мг/кг вызывал у обеих групп животных достоверное увеличение активности щелочной фосфатазы и аланиновой трансаминазы, некоторое увеличение количества ß-липопротеидов, достоверное увеличение количества билирубина в желчи. Отмечалось также нарушение условнорефлекторной деятельности животных, выразившееся в удлинении времени исчезновения и восстановления условного рефлекса. Следовательно, и в этом опыте не было достоверного различия в реакции интактных животных и животных с экспериментальным гепатитом на введение ДДТ в равных дозах. Таким образом, в данной серии экспериментов мы не наблюдали существенного различия между реакцией здоровых и патологически измененных органов на введение токсических веществ с направленным органотропным действием.

Аналогичные результаты получили Wasser и Schenker, которые в острых опытах на мышах наблюдали одинаковый уровень токсичности хлористого аммония как для интактных животных, так и для животных с различными моделями экспериментального поражения печени, включая и модель токсического гепатита, вызванного СС14, а также алиментарного и вирусного гепатита. В хроническом 6-месячном эксперименте Vido не находил существенной разницы между реакцией здорового животного и

животного с гепатитом, воспроизведенным CCI 4, на действие токсического агента.

Следовательно, можно отметить, что не во всех случаях создание модели патологического состояния повышает чувствительность организма к действию токсических веществ. Очевидно, в организме есть значительные функциональные резервы, позволяющие ему справляться с токсическими нагрузками даже при патологии органов. Выяснению предела и скорости включения функциональных резервов служат данные об экстирпации органов. Известно, что удаление до 60% ткани печени или почек не ведет к гибели животных. Через некоторое время наступает регенерация ткани органа и восстановление его функций. Функция печени восстанавливается гораздо раньше (максимально через 4—6 дней), чем происходит регенерация ее ткани до исходного анатомического уровня (С. А. Боровков). Функциональные резервы почек также весьма велики: даже при удалении 3/í всей почечной ткани наступает полное восстановление ее функций в такой степени, которая достаточна для длительного поддерживания жизни (В. М. Га-панович). По мнению ряда авторов (Е. М. Тареев, и др.), в интактной почке функционируют в каждый момент все нефроны, при удалении части почечной ткани повышается функциональная активность оставшихся нефронов. Очевидно, тот же процесс происходит и в печени.

Таким образом, в нормально работающем органе имеется значительный функциональный резерв, который включается при патологическом процессе и позволяет успешно справляться с токсическими нагрузками при длительном поступлении их в организм в относительно малых дозах.

Очевидно, в наших условиях опыта функциональные возможности органов находились еще на достаточно высоком уровне. Приведенные данные могут представлять интерес для гигиенического нормирования с целью суждения о надежности установленных нормативов для больного человека.

Выводы

1. Моделирование патологического состояния наиболее поражаемых систем не всегда вызывает повышение чувствительности моделированных органов и систем к действию токсических веществ.

2. В основе регенерационных процессов лежит значительный функциональный резерв, который имеется в нормально работающем органе.

3. Введение токсических веществ на пороговых уровнях не усугубляло развития патологического состояния, вызванного предварительным моделированием, и не препятствовало развитию репаративных процессов.

ЛИТЕРАТУРА. Безрук П. И., Розовская Е. С. Фармакол. и токсикол., 1957, № 4, с. 61. — Б у ш т у е в а К. А. В кн.: Предельно допустимые концентрации атмосферных загрязнений. М., 1964, в. 8, с. 119. — Боровков С. А. Операции на печени. М., 1968. — Гапанович В. М. Функциональное состояние и компенсаторные возможности почек после их резекции. Дисс. канд. Витебск, 1968 — Tape-ев Е. М. Нефриты. М., 1958. — Чижиков В. А. Гнг. и сан., 1970, № 5, с. 19.—Moore R. Е., Biochem. Pharmacol., 1965, v. 14, p. 1831.—Vi do I., V i • do J., Bratisl. Lek. Listy, 1965, т. 45, c. 21, —Wasser К. S., Schenker S., Gut, 1963, v. 4, p. 20.

Поступила 19/VII 1971 г.

A COMPARATIVE ASSESSMENT OF THE TOXICITY OF DDT AND [URANIUM FOR THE INTACT ANIMALS AND THOSE WITH EXPERIMENTAL HEPATITIS AND

NEPHRITIS

M. V. Arsenieva

In acute, subacute and chronic experiments undertaken no significant difference could be noted in the reaction of intact animals and those with model sicknesses to the introduction of the toxic substances in equal doses.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.