Научная статья на тему 'Сравнительная оценка психотропной активности мелатонина на различных поведенческих моделях'

Сравнительная оценка психотропной активности мелатонина на различных поведенческих моделях Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
60
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Бейер Э. В., Скорняков А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительная оценка психотропной активности мелатонина на различных поведенческих моделях»

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ПСИХОТРОПНОЙ АКТИВНОСТИ МЕЛАТОНИНА НА РАЗЛИЧНЫХ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ МОДЕЛЯХ

Бейер Э.В., Скорняков А.А.

Ставропольская государственная медицинская академия, кафедра фармакологии, г. Ставрополь

Основной гормон мозговой железы эпифиза мелатонин обладает психотропными свойствами. Однако их спектр и выраженность зависят от многих переменных факторов, к числу которых надо отнести используемую дозу гормона. Поскольку для него показано отсутствие линейной зависимости доза-эффект, представлялось интересным с использованием различных методов оценки поведения провести сравнительную оценку эффективности нескольких дозировок.

Тревожность животных оценивали в «открытом поле» и крестообразном лабиринте. В «открытом поле» отдельно регистрировали число пересеченных периферических и центральных сегментов, а также общую двигательную активность, определяемую как сумму тех и других. Кроме того, подсчитывали количество вертикальных стоек. В крестообразном лабиринте регистрировали число входов и выходов в открытые и закрытые рукава, время пребывания в них, вертикальные стойки и свешивания. Для оценки памяти использовали выработку условного рефлекса пассивного избегания, определяя латентный период перехода животного из светлого в затемненный участок камеры после предварительного электроболевого наказания. Разным группам животных (по 6 особей в каждой) вводили 0,1 мг/кг, 1 мг/кг и 10 мг/кг мелатонина внутрибрюшинно за 30 минут до начала опыта. Все данные сравнивали с результатами контрольной группы (введение физиологического раствора).

У животных, получавших физиологический раствор, несмотря на стрессирующий характер инъекционной процедуры, отмечался довольно низкий уровень подвижности в «открытом поле» без посещения центральных сегментов арены и слабой вертикальной активностью с редкими (3-8) стойками. Под влиянием мелатонина происходило усиление локомоции, судя по прогрессирующему росту числа пересечённых периферических и центральных сегментов, а также повышалось количество вертикальных стоек и частота груминга. Наиболее отчетливо большинство указанных показателей менялись при использовании самой низкой (0,1 мг/кг) дозы вещества, в то время как высокая (10 мг/кг) оказалась наименее эффективной. Сходные результаты получены и при изучении поведения крыс в крестообразном лабиринте. После небольших доз гормона (0,1 мг/кг) крысы чаще посещали открытые рукава лабиринта и более длительное время находились в них. Критерием роста исследовательской активности служило достоверное повышение числа вертикальных стоек и увеличение частоты свешиваний. Доза 1 мг/кг вызывала сходные, но менее выраженные изменения поведения, а 10 мг/кг вновь оказались наименее эффективными. Иные результаты получены при изучении состояния памяти животных с использованием условной реакции пассивного избегания. В этом случае максимальное увеличение латентного периода перехода, свидетельствующее об улучшении мнестических функций, обнаружено после введения 1 мг/кг и 10 мг/кг мелатонина.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что низкие дозы мелатонина (0,1 мг/кг) на разных моделях эффективно снижают тревожность крыс, усиливая локомоторную и исследовательскую формы активности. В то же время для влияния на когнитивные процессы животных необходимы более высокие дозировки гормона.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2011. Т.13.

2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2010. Т.12.

3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2009. Т.11.

4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2008. Т.10.

5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2007. Т.9.

6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2006. Т.8.

7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2005. Т.7.

8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2004. Т.6.

9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2003. Т.5.

10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2002г. . Т.4.

11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2001г. . Т.3.

12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2000г. . Т.2.

13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2011. Т.13.

14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2010. Т.12.

15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т.11.

16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т.10.

17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т.9.

18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т.8.

19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т.7.

20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т.6.

21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т.5.

Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т.4.

23. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т.3.

24. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т.2.

Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.