Научная статья на тему 'Сравнительная оценка психофизиологических показателей студенток, начинающих обучение в университете'

Сравнительная оценка психофизиологических показателей студенток, начинающих обучение в университете Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
166
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гаврилова И. Н., Горбунов Н. П.

Представлены сравнительные данные психофизиологических показателей студенток 1 курса разных этнических групп. Выявлено, у что первокурсниц коми-пермяцкой национальности в течение учебного года наблюдался высокий уровень психоэмоционального напряжения и явно преобладала активность левого полушария по сравнению со студентками русской национальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гаврилова И. Н., Горбунов Н. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительная оценка психофизиологических показателей студенток, начинающих обучение в университете»

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТУДЕНТОК, НАЧИНАЮЩИХ ОБУЧЕНИЕ В УНИВЕРСИТЕТЕ

И.Н. Гаврилова, Н.П. Горбунов ПГПУ, г. Пермь

Представлены сравнительные данные психофизиологических показателей студенток 1 курса разных этнических групп. Выявлено, у что первокурсниц коми-пермяцкой национальности в течение учебного года наблюдался высокий уровень психоэмоционального напряжения и явно преобладала активность левого полушария по сравнению со студентками русской национальности.

Начальный период обучения в университете, являющийся важным моментом в жизни человека, характеризуется воздействием на организм студентов целого ряда новых факторов: напряженный умственный труд в течение длительного периода, занятость и первой и второй половины дня, эмоциональные перегрузки, малоподвижный характер труда, широкие социальные контакты в среде себе подобных, диссонанс между высокими запросами и потребностями, ограниченностью материальных средств, отсутствие режимов труда. Известно, что адаптация к этим новым микросоциальным условиям и высокие требования вузовских программ обучения носят иногда характер выраженной стрессовой реакции, что может являться причиной напряжения адаптационно-приспособительных возможностей организма и отражаться на производительности умственной деятельности [1].

Значительное напряжение компенсаторноприспособительных систем организма предъявляет особенно высокие требования к нервно-психической сфере человека. Обычно студенческие годы совпадают с периодом взросления организма, окончательного формирования, перестройки физиологических функций и психики. Молодой организм, с одной стороны, чрезвычайно чувствителен к воздействию внешних факторов, что усложняет адаптацию, а с другой, — очень пластичен, что облегчает адаптационный процесс.

Общеизвестно, что от того, как будут проходить процессы адаптации студентов в университете, зависят работоспособность и успеваемость [2]. В связи с этим серьезного научного анализа требует изучение условий учебы, динамики уровня здоровья и процессов адаптации, протекающих в организме студентов на начальной стадии обучения. Особое внимание при проведении данного исследования было обращено на студентов первого года обучения, которые попадают в новую сферу социальных отношений и деятельности, сталкиваются с новыми технологиями и формами обучения. Согласно современным данным, в этом возрасте (17-20 лет) устанавливается стойкость к различным нагрузкам и воздействиям окружающей среды,

окончательно формируются сердечно-сосудистая, эндокринная и центральная нервная системы.

Доминирующими психофизиологическими показателями при адаптации студентов к учебной деятельности являются следующие.

- Психоэмоциональное напряжение, развивающееся у человека, действующего в психологически сложных условиях при дефиците времени, огромного потока информации, высоком уровне требований к качеству и объему результатов деятельности и ответственности за возможную неудачу.

- Индивидуальный профиль функциональной асимметрии мозга, отражающий дифференцировку мозга и сформированность функциональных специфических систем.

- Уровень ситуативной и личностной тревожности, использующийся в качестве показателей адаптации к новой деятельности и могут быть прогностическими критериями развития приспособительных реакций в новой социальной среде.

В настоящее время накоплен большой фактический материал о неравнозначности левого и правого полушарий в организации психоэмоциональных процессов [3, 4]. В литературе практически отсутствуют данные о взаимосвязи латерального предпочтения и тревожности студентов разных этнических групп. Изучение особенностей функциональной асимметрии, особенностей адаптации к учебной деятельности студентов находится в настоящее время в числе основных, ее решение позволит определить предрасположенность к различным видам деятельности и формам адаптации.

По мнению ряда авторов, период острой адаптации, приходится на первый год обучения, продолжительность которого определяется индивидуальными особенностями студента [2]. Особый интерес в реализации адаптационных процессов представляет изучение роли этнических факторов. Прикамье - полинациональный регион, в котором русские являются основным этносом. Коми-пермяки, как этническая общность, имеет автономию в форме округа, что позволяет сохранять основной расовый тип, территорию, язык, особенно-

Физиология двигательной активности и спорта

сти культуры, этническое самосознание. Коми-пермяцкий народ в условиях доминирования русской культуры сумел сохранить свое богатое наследие. Единство исторических судеб, территориальная близость, необходимость межэтнических контактов, определенные трудности в экономической и политической сферах вынуждают коми-пермяцкий народ приспосабливаться к окружающим условиям [5]. Студенты коми-пермяки, приехавшие из Коми-Пермяцкого автономного округа и поступившие в университет, являются яркими представителями своего народа, они характеризуются выраженной этничностью.

Цель исследования

Изучение взаимосвязи функциональной асимметрии полушарий мозга, уровня тревожности с психоэмоциональным напряжением студенток 1 курса разных этнических групп.

Методика

В исследовании приняли участие студентки 1 курса ПГПУ в возрасте от 17 до 19 лет. Исследование проходило в 3 группах:

- 37 девушек являлись русскими студентками факультета биологии и химии;

- 31 девушка - русские студентки филологического факультета;

- 22 студентки - представительницы коми-пермяцкой национальности, обучающиеся на ко-ми-пермяцком отделении филологического факультета.

Определение психоэмоционального напряжения (ПЭН) и функциональной асимметрии полушарий (ФАП) осуществлялось на приборе «Акти-вациометр универсальный» АЦ-6 [6]. Используя тест Спилбергера Ч. Д., адаптированный Ханиным Ю.Л. оценивали тревожность в данный момент (ситуативная тревожность) и в обычной жизни (личностная тревожность) [7].

Результаты исследования и их обсуждение

При адаптации студентов к учебной деятельности огромную роль играет психоэмоциональное напряжение, являющееся особым видом сувствен-ного восприятия окружающей среды через функциональные структуры центральное нервной системы. Недостаточное влияние эмоциональных раздражителей вызывает инертность адреналовой системы. При этом человек не может настроиться на работу, совершает большое количество ошибок. При оптимальном ПЭН возникает умеренная активация симпатоадреналовой системы возникает состояние готовности к работе (увеличение объема, устойчивости, концентрации внимания) [6]. Чрезмерное влияние психо-эмоционалъных факторов может вызвать состояние нервно-психического перенапряжения (дистресс). Такое состояние возникает у людей с низкой адаптацией к сложным условиям труда. Хроническое перенапряжение обычно сочетается с переутомлением, снижением работоспособности [8].

Как показали результаты исследования оптимальное ПЭН наблюдалось у 10% испытуемых коми-пермяцкой национальности. Высокие показатели ПЭН отмечались у 65% первокурсниц филологического факультета, низкие - у 81% студенток биологохимического факультета. При этом в каждой группе испытуемых преобладали с высоким уровнем ПЭН студентки филологического факультета и коми отделения (65 и 57% соответственно), с низким уровнем ПЭН было выявлено 81% студенток биологохимического факультета.

Другим не менее важным психофизиологическим показателем является функциональная асимметрия полушарий. Среди нейрофизиологических факторов функциональная асимметрия больших полушарий играет, как известно, существенную роль в адаптации студента, т.е. поддержании функционального состояния гомеостатических систем и организма в целом, обеспечивает его сохранение, развитие, работоспособность в различных условиях. Успешность адаптации определяется типом межполушарного реагирования - доминированием правого (связанного с пространственно-образным типом переработки информации) либо же левого (связанного с вербальным типом) полушарий головного мозга [9].

Анализ распределения профилей ФАП характеризуется следующими показателями: 63% филологов имели межполушарную уравновешенность, 33% студенток биологохимического факультета -преобладание правого полушария, и 46% студенток коми отделения отличалось преобладанием левого полушария над правым. В группах студен-ток-первокурсниц биологохимического и филологического факультета выявлено преобладание межполушарной уравновешенности (49 и 63% соответственно), в группе студенток коми-пермяцкой национальности доминировали испытуемые с преобладанием левого полушария - 46%.

Чувство тревоги неизбежно сопровождает учебную деятельность студентов. Сама ситуация познания чего-то нового, неизвестного таит в себе неопределенность, а следовательно, и повод для тревоги. Учение и развитие личности наилучшим образом протекает тогда, когда тревога находится на оптимальном уровне (35—44 балла) [7]. Опасение вызывает высокий уровень тревожности (выше 45 баллов), являющийся показателем неблагополучия личностного развития, оказывает отрицательное влияние. Состояние тревожности изменяет адекватные реакции организма на внешние стимулы. При возникновении тревоги изменяется характер поведения, включаются механизмы психологической защиты, меняются адаптивные реакции [10].

У студенток 1 курса ситуативная и личностная тревожность характеризуется общими тенденциями. По результатам тестирования уровня личностной тревожности среди девушек факультета биологии и химии число студенток с высоким уровнем тревожности составило 59%, со средним

190

Вестник ЮУрГУ, № 3, 2006

Гаврилова И.Н., Горбунов Н.П.

Сравнительная оценка психофизиологических показателей студенток, начинающих обучение в университете

уровнем 30% и с низким 11%. У студенток филологического факультета повышенная личностная тревожность была выявлена в 58% случаев, средний и низкий уровень тревожности у 39% и 3% соответственно. У девушек коми-пермяцкого отделения обнаружилось в 68% случаев высокий уровень личностной тревожности, средний - в 32%.Следует отметить, что в этой группе студенток не было выявлено испытуемых с низким уровнем личностной тревожности.

Похожие результаты были получены при обработке данных уровня ситуативной тревожности: высокая степень была выявлена у 67% студенток коми - пермяцкого отделения; у 58% девушек филологического факультета и у 39% девушек факультета биологии и химии. Умеренная степень ситуативной тревожности наблюдалась у 26% испытуемых коми отделения, у 39 % студенток филологического отделения и у 28% студенток факультета биологии и химии. Низкая степень была характерна для 7% девушек коми, для 3% филологов и для 33% студенток биологов. Среди студенток каждой группы преобладали индивиды с высоким уровнем как личностной, так и ситуативной тревожности.

При анализе корреляционных связей между рассматриваемыми показателями выявлена достоверная положительная связь ПЭН, активности левого и правого полушарий головного мозга во всех трех группах. У студенток коми-пермяцкого отделения также существует связь между активностью левого полушария и коэффициентом асимметрии полушарий, в то время как у студенток факультета биологии и химии прослеживается положительная корреляционная связь между показателями ситуативной и личностной тревожности.

Полученные данные свидетельствуют о следующем.

- У студенток биологии и химии наблюдалось преобладание низкого уровня ПЭН, межпо-лушарная уравновешенность головного мозга и высокие показатели как личностной, так и ситуативной тревожности.

- У студенток филологического факультета отмечалось преобладание высокого уровня ПЭН, межполушарная уравновешенность головного мозга, более выраженная, чем у биологов и высокий уровень личностной и ситуативной тревожности.

- У представителей коми-пермяцкой национальности преобладали первокурсницы с высоким уровнем ПЭН, но этот показатель был ниже, чем у девушек филологического факультета. Наблюдалось доминирование левого полушария головного

мозга и более высокий уровень личностной и ситуативной тревожности, по сравнению с другими группами.

Выводы

1. Особенностью студенток коми-пермяцкой национальности и русских студенток филологического факультета является наличие высокого уровня психоэмоционального напряжения.

2. Ситуативная и личностная тревожность студенток 1 курса характеризуется общими тенденциями и ярче выражена у девушек коми-пермяцкого отделения с левосторонним латеральным предпочтением.

Литература

1. Проблемы валеологизации образовательной среды. Межрегиональный опыт, перспективы: Научно-методическое пособие / Научные редакторы Э.М. Козин, H.A. Заруба, Г.А. Кураев, С. И. Петухов. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999. -316 с.

2. Агаджанян H.A., Дегтярев В.П., Русинова Е.И. Здоровье студентов. - М.: РУДН, 1997. -148 с.

3. Казначеев В.П., Чуприков А.П. Функциональная асимметрия и адаптация человека //Тр. Мос. НИИ психиатрии. - Т. 78. -М., 1976. - С. 10.

4. Леутин В.П., Николаева Е.И. Психофизиологические механизмы адаптации и функциональная асимметрия мозга. - Новосибирск: Наука, 1988. -190 с.

5. Бачев Г. Т., Зубов Ю.П. Страницы истории Коми-Пермяцкого автономного округа. -Пермь, 1995.

6. Цагарелли Ю.А. Универсальный прибор для психодиагностики «Активациометр»// Психологический информационный бюллетень. - 1995. -№6.-Вып. 21.-С. 6-7.

7. Ханин Ю.Л. Краткое руководство по применению шкалы реактивной и личностной тревожности ЧД. Спилбергера. - Л., 1976. - 18 с.

8. Баевский P.M., Максимов А.Л., Берсенева А.П. Основы экологической валеологии человека. -Магадан: СВНЦДВО РАН, 2001. - 267 с.

9. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. - М.: Наука, 1982. -270 с.

10. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.: Московский психологосоциальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 304 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.