Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ЖЕНСКОГО ПОЛА, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЕДИНОБОРСТВАМИ И КОМАНДНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА'

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ЖЕНСКОГО ПОЛА, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЕДИНОБОРСТВАМИ И КОМАНДНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
31
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мамонтова А.А., Яковлев В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ЖЕНСКОГО ПОЛА, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЕДИНОБОРСТВАМИ И КОМАНДНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА»

Физиология человека и животных, микробиология

Цель: выявить связь психологического здоровья и физического состояния молодых людей.

Методы исследования. Проведен социологический опрос среди 50 студентов 1 курса Российского университета дружбы народов (30 лиц женского пола, 20 мужского пола): был роздан тест-опросник «Определение уровня самооценки» по методике С.В. Ковалева; включено анкетирование о желании, реализации и методах похудения; рассчитан индекс массы тела (ИМТ); был предложен тест на наличие у респондентов распространенных психологических причин набора лишнего веса.

Результаты. На вопрос «Хотели бы вы похудеть?» положительно ответили 46 (92 %) опрошенных, 34 (68 %) из них предпринимают разные способы похудения в настоящее время. Чтобы снизить вес, студенты прибегают к таким способам, как уменьшение порций еды - 34 (100 %), контроль суточного потребления калорий - 24 (70,6 %), увеличение физических нагрузок - 14 (41,2 %), 3 (8,8 %) - вызывание рвоты после приема пищи, 1 (2,9 %) - прием медикаментозных препаратов, влияющих на метаболизм, 1 (2,9 %) - использование «специальных кремов для похудения». При этом избыточная масса тела выявлена только у 12 (24 %) респондентов, ожирения не было ни у кого из опрошенных, у 5 (10 %) -дефицит массы тела. Средний ИМТ среди всей когорты - 24,6. Средний ИМТ людей, желающих похудеть, - 22,3; средний ИМТ людей с избыточной массой тела - 26,9.

Из респондентов 23 (46 %) имеют нормальную самооценку, 18 (36 %) - заниженную, завышенную самооценку -9 (18 %). На вопрос: «Хотели бы вы изменить свою внешность?» 22 (44 %) опрошенных ответили, что хотят что-либо изменить в себе не по своему желанию, 15 (30 %) - по своему личному желанию, 13 (26 %) не хотят что-то в себе менять.

Самыми частыми психологическими проблемами, влияющими на пищевую мотивацию являются: низкая или нестабильная самооценка 37 (74 %); пассивная тревога и заедание эмоций и стресса 35 (70 %); перекусы от «скуки», а не по голоду 23 (46 %); перекусы «за компанию» с друзьями 28 (56 %); похвала в виде сладостей и «вредной» пищи 31 (62 %); голодание, диеты и серьезные ограничения в приеме пищи 20 (40 %).

Вывод. Часто основными факторами набора лишнего веса являются психологические проблемы, которые вызывают переедания. Причин перееданий огромное множество и у каждого они будут индивидуальны. Чтобы с ними разобраться требуется длительный анализ и работа над проблемами с помощью психолога. Важно медленно и осознанно принимать пищу, отличать психологический голод от физиологического. Обязательно надо рассчитывать ИМТ, так как дефицит ведет к негативным последствиям.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ЖЕНСКОГО ПОЛА, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЕДИНОБОРСТВАМИ И КОМАНДНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА

Мамонтова А.А., Яковлев В.В.

Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова, Санкт-Петербург, Россия Научный руководитель: Майдан В.А., канд. мед. наук, доцент

Цель исследования: разработать схемы тренировочного процесса у военнослужащих женского пола, занимающихся единоборствами и командными видами спорта, на основе анализа эмоционального интеллекта (ЭИ) как фактора риска снижения физической подготовленности.

Материалы и методы. Проведен анализ и систематизация данных литературы по исследуемой проблеме. Создана оригинальная анкета и проведен опрос военнослужащих женского пола по вопросам режима труда и отдыха, занятий физической подготовкой, посещения секций. ЭИ определялся по тесту Холла, который выделял следующие шкалы: эмоциональная осведомленность (ЭО), управление собственными эмоциями (УСЭ), самомотивация (С), эмпатия (Э), распознавание эмоций других людей (РЭДЛ). Проведена обработка результатов физической подготовленности в отношении скоростной, силовой и общей физической выносливости. В ходе исследования все опрошенные были разделены на занимающихся единоборствами, командными видами спорта и контрольную группу, состоящую из остальных видов спорта. Статистическая обработка результатов при помощи методов математического анализа в пакетах программ Statistica и Excel с вычислением средних значений, средней ошибки, критерия Стьюдента и использованием методов корреляционного анализа.

Результаты. Установлена зависимость эффективности тренировочного процесса от физической подготовленности, физиологических резервов организма, особенностей его конституции и психоэмоциональной сферы.

Влияние эмоциональной сферы на спортивные результаты является важным фактором, следовательно, состояние ЭИ позволяет спортсмену управлять эмоциональной составляющей во время соревнований, контролировать эмоции и направлять их в необходимую сторону. Это позволяет защитить внешнюю психическую деятельность спортсмена, что оказывает благоприятное влияние на спортивные результаты. Сущностные элементы ЭИ состоят в формировании тесных взаимосвязей эмоциональной и мнестической сфер, отражая качество взаимодействия между правым и левым полушариями головного мозга, которые дифференцируют на «разумную» и «творческую» составляющие.

Таким образом, достижения в профессиональном спорте определяются физической работоспособностью, эмоциональной и мнестической деятельностью, объединенными в термин «ЭИ».

Вестник медицинского института «РЕАВИЗ». 2023. Том 13. № 2. Приложение

Спортсменки-командницы во всех трех упражнениях показали высокие результаты, в то же время спортсменки, занимающиеся единоборствами, по сумме баллов незначительно отстают от командниц, особенно в отношении скоростной выносливости. Однако ЭИ у спортсменок уступает контрольной группе, отставание от остальных выборок значительно.

Анализ ЭИ показал, что у спортсменок, занимающихся единоборствами, значения показателей шкалы ЭО и РЭДЛ были оптимальными (10,8 ± 0,3 и 10,9 ± 0,3 соответственно), в то время как в отношении УСЭ показатели были недостаточными. В то же время у спортсменок-командниц лучше развита ЭО (9,9 ± 0,3), несколько хуже - Э (9,3 ± 0,3) и С (9,6 ± 0,3). Однако наиболее низкие значения зафиксированы в отношении - управления собственными эмоциями. При этом значения каждой отдельной шкалы ниже, чем аналогичные у спортсменок, занимающихся единоборствами.

Обращает внимание, что среднее значение по контрольной группе опережает остальные, однако в случае с РЭДЛ лидируют те, кто занимается единоборствами. При этом значения шкалы УСЭ во всех частях выборки находится в диапазоне низких значений (6,8 ± 0,3), когда все остальные находятся в диапазоне средних.

Таким образом в различных группах видов спорта и в контрольной группе наблюдаются общие черты: лучше всего выражена ЭО, в то время как УСЭ находится в диапазоне низких значений. При этом у спортсменок-командниц хорошо развита Э (лучше, чем у девушек, занимающихся единоборствами), однако менее развита С. ЭИ в данных случаях характеризуется различной направленностью.

Выводы. У спортсменок, занимающихся единоборствами, ЭИ направлен на нервно-психологическую устойчивость, а у командниц - на соревновательную надежность. Навык управления собственными эмоциями у всех групп находится в диапазоне низких значений, поэтому при психологической работе следует уделять ему повышенное внимание.

Для достижения результата в профессиональном спорте необходимо включение в тренерский штаб психолога, диетолога, гинеколога и специалиста по психопрофилактике.

Разработаны методики адаптации спортсменок к военно-прикладным видам спорта с учетом особенностей их конституционального строения, физиологии, психики и нравственных ориентиров.

СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

Акифьева К.Ю.

Медицинский университет «Реавиз», Самара, Россия Научный руководитель: Первова Ю.В., профессор

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) - это патология развития, при которой человек не может в полной мере управлять своими эмоциями, двигательной активностью и вниманием. При несвоевременной диагностике и отсутствии коррекции данное состояние может привести к проблемам внутри семьи и формированию асоциального поведения.

СДВГ - патология, которая встречается у 8 % детей и приблизительно у 2,5 взрослых.

Цель работы: выявить параметры внимания, скорость и точность выполнения заданных тестов, сравнить результаты здоровых студентов и у студентов с СДВГ.

Методы исследования: тест Тулуз - Пьерона, речевой вариант пробы Хеда.

Результаты исследования. Мы провели тесты на нескольких студентах мужского и женского пола в возрасте 18-25 лет из университета «Реавиз», а также из ПГК (поволжский государственный колледж).

Первым из таких тестов стал Речевой вариант пробы Хеда в виде опроса:

Инструкция: «Подними левую руку (начинать надо только с левой руки), покажи правый глаз, левую ногу». Инструкция: «Возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой - за правое ухо, правой рукой - за левое ухо, покажи левой рукой правый глаз».

В результате 67 % не составило труда пройди данную пробу, у 28 % возникли сложности с выполнением 2 задания, 6 % людей не смогли выполнить даже простую ориентировку.

Входе текущей пробы Хеда мы можем сделать вывод, что у 67 % людей в рамках этой пробы нет склонности к дислексии и левополушарной недостаточности. Данные заболевания обычно совместно протекают с СДВГ.

Левополушарная недостаточность- связана с отставанием в развитии таких функций, как переработка слуховой и визуальной информации. При этом синдроме в анамнезе нередко наблюдаются трудности звуковосприятия и звукопроизно-шения, в школьном возрасте обычно отмечается дислексия - специфическое расстройство способности к обучению, для которого характерны сложности с точным и быстрым распознаванием слов при чтении, а также с письмом под диктовку.

Тест Тулуз - Пьерона первично направлен на изучение свойств внимания (концентрации, устойчивости, переключа-емости, мозгового кровообращения).

В данном тесте принимали участие 10 человек: 65 % - норма, у 35 % - склонность к СДВГ.

Таким образом, синдром дефицита внимания, имеет большую социальную проблему для детей и взрослых пациентов, т. к. негативно влияет на процесс адаптации.

При отсутствии лечения могут развиться хронические формы заболевания, часто сочетающиеся с серьезной психопатологией. Необходимо дальнейшее изучение данного заболевания для последующей разработки системы профилактических мер с целью предупреждения его развития, расширения возможность ранней диагностики, составления схемы индивидуального лечения и воспитания в семье и школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.