Вестник медицинского института «РЕАВИЗ». 2023. Том 13. № 2. Приложение
0,05) и БОШ на 41,9 % (р < 0,01). У левшей при действии ЭМСБ также удлинялись ЯЯ-интервалы и снижалась ЧСС, но не так эффективно, как у правшей: на 6,1 % и 5,6 % (р < 0,05) соответственно. ИБ имел тенденцию к снижению на 22,15 % (р = 0,06) в опыте против снижения на 14,6 % (р = 0,3) в контроле. Состояние регуляторных механизмов у левшей значимо не менялось, однако надо отметить слабую тенденцию роста ПАР на обоих этапах исследования (на 15,0 % и 5,4 % соответственно; р>0,05).
Заключение. Наблюдаемые изменения ВСР свидетельствуют о снижении общего напряжения регуляторных механизмов и уровня адренергических влияний на миокард при воздействии паров ЭМСБ у правшей. Эффект влияния ЭМСБ на ВСР у левшей выражен в меньшей степени. Эти данные позволяют высказать предположение о различной эффективности применения ЭМСБ для коррекции функционального состояния организма и, в частности, сердечного ритма у лиц с лево- и правополушарным доминированием. Однако такое предположение требует дальнейших исследований.
ВЛИЯНИЕ МЕТФОРМИНА НА ПОВЕДЕНИЕ КРЫС Вагина А.Н.
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, Самара, Россия Научный руководитель: Ведясова О.А., д-р биол. наук, профессор
Метформин является препаратом первой линии для лечения сахарного диабета 2 типа, однако это не единственное его применение. Данный препарат имеет доказанную эффективность при болезни Хантингтона и болезни Альцгеймера, обладает противовоспалительным эффектом, защищает сосуды от окислительного стресса, оказывает антиатерогенное действие, снижает риски микро- и макрососудистых осложнений, может блокировать рост опухолей. Также при приеме метформина показано улучшение когнитивных функций у больных, перенесших инсульт, что представляет интерес для изучения влияния метформина на когнитивные процессы и поведенческие реакции.
Цель данной исследовательской работы заключалась в изучении влияния метформина на поведение крыс.
Исследование проводилось на 12 лабораторных крысах самцах одного возраста, было сформировано 2 группы по 6 животных: контрольная и экспериментальная. Животным экспериментальной группы вводили перорально метформин (200 мг/кг массы тела) в течение 14 дней. Контрольным крысам аналогичным способом вводили дистиллированную воду. В ходе изучения влияния метформина на исследовательское поведение, память и тревожность животных была проведена серия наблюдений в стандартных тестовых установках
«Приподнятый крестообразный лабиринт», «Открытое поле» и «Восьмирукавный радиальный лабиринт». Для мониторинга уровня глюкозы использовались глюкометр и тест- полоски.
Результаты показали, что в тестовой установке «Приподнятый крестообразный лабиринт» на 7-й и 10-й дни эксперимента у экспериментальных крыс, в отличие от контрольных, увеличилось количество посещений открытых рукавов лабиринта на 52 % (р < 0,05). Количество входов и выходов в закрытые рукава у экспериментальной группы в динамике наблюдений также увеличивалось, а у контрольной группы не менялось, что говорит об изменении тревожности у животных на фоне введения метформина. При анализе поведения крыс в тестовой установке «Открытое поле» у животных опытной группы наблюдалась тенденция уменьшения количества пересеченных сегментов по периферии и, наоборот, возрастало количество пересеченных сегментов по центру. У контрольной группы активность в центре поля практически не менялась, а по периферии - уменьшалась к последнему дню наблюдений. Число стоек у крыс, как в контрольной, так и экспериментальной группах, увеличивалось на протяжении всего эксперимента. Количество заглядываний в норки в опытной группе увеличивалось к 7-му дню эксперимента (на 40 %) тогда как в контроле не изменялось. При изучении когнитивных способностей животных в установке «Восьмирукавный радиальный лабиринт» у экспериментальных животных наблюдалось значительное снижение балла памяти (процент корректных входов в рукав) на 7-й день введения мет-формина. Возможно, это связано со снижением уровня глюкозы в крови, который, начиная с 7-го дня введения метфор-мина, у экспериментальных крыс становился достоверно ниже (р < 0,01), чем у контрольных.
Таким образом, на основании анализа поведения крыс в тестовых установках можно отметить, что метформин вызывает снижение тревожности, увеличение двигательной и исследовательской активности, но при этом замедляет формирование условно-рефлекторной памяти. Результаты проведенного исследования имеют значение в плане развития научных представлений о влиянии метформина и гипогликемии на уровень тревожности и когнитивные функции мозга.
ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ НА ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ
Синицына А.Р.
Российский университет дружбы народов, Москва, Россия Научный руководитель: Кульченко Н. Г., канд. мед. наук
Актуальность темы. Многие люди, в независимости от пола и возраста, хотят похудеть. Однако ставят себе жесткие ограничения по питанию, спорту и в итоге получаются вечные «срывы», бесконечные попытки снизить вес и возвращение к исходной проблеме, как только снимается жесткий контроль. Но для долговременного эффекта необходимо проработать негативные установки в голове и нормализовать пищевое поведение.
Физиология человека и животных, микробиология
Цель: выявить связь психологического здоровья и физического состояния молодых людей.
Методы исследования. Проведен социологический опрос среди 50 студентов 1 курса Российского университета дружбы народов (30 лиц женского пола, 20 мужского пола): был роздан тест-опросник «Определение уровня самооценки» по методике С.В. Ковалева; включено анкетирование о желании, реализации и методах похудения; рассчитан индекс массы тела (ИМТ); был предложен тест на наличие у респондентов распространенных психологических причин набора лишнего веса.
Результаты. На вопрос «Хотели бы вы похудеть?» положительно ответили 46 (92 %) опрошенных, 34 (68 %) из них предпринимают разные способы похудения в настоящее время. Чтобы снизить вес, студенты прибегают к таким способам, как уменьшение порций еды - 34 (100 %), контроль суточного потребления калорий - 24 (70,6 %), увеличение физических нагрузок - 14 (41,2 %), 3 (8,8 %) - вызывание рвоты после приема пищи, 1 (2,9 %) - прием медикаментозных препаратов, влияющих на метаболизм, 1 (2,9 %) - использование «специальных кремов для похудения». При этом избыточная масса тела выявлена только у 12 (24 %) респондентов, ожирения не было ни у кого из опрошенных, у 5 (10 %) -дефицит массы тела. Средний ИМТ среди всей когорты - 24,6. Средний ИМТ людей, желающих похудеть, - 22,3; средний ИМТ людей с избыточной массой тела - 26,9.
Из респондентов 23 (46 %) имеют нормальную самооценку, 18 (36 %) - заниженную, завышенную самооценку -9 (18 %). На вопрос: «Хотели бы вы изменить свою внешность?» 22 (44 %) опрошенных ответили, что хотят что-либо изменить в себе не по своему желанию, 15 (30 %) - по своему личному желанию, 13 (26 %) не хотят что-то в себе менять.
Самыми частыми психологическими проблемами, влияющими на пищевую мотивацию являются: низкая или нестабильная самооценка 37 (74 %); пассивная тревога и заедание эмоций и стресса 35 (70 %); перекусы от «скуки», а не по голоду 23 (46 %); перекусы «за компанию» с друзьями 28 (56 %); похвала в виде сладостей и «вредной» пищи 31 (62 %); голодание, диеты и серьезные ограничения в приеме пищи 20 (40 %).
Вывод. Часто основными факторами набора лишнего веса являются психологические проблемы, которые вызывают переедания. Причин перееданий огромное множество и у каждого они будут индивидуальны. Чтобы с ними разобраться требуется длительный анализ и работа над проблемами с помощью психолога. Важно медленно и осознанно принимать пищу, отличать психологический голод от физиологического. Обязательно надо рассчитывать ИМТ, так как дефицит ведет к негативным последствиям.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ЖЕНСКОГО ПОЛА, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЕДИНОБОРСТВАМИ И КОМАНДНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА
Мамонтова А.А., Яковлев В.В.
Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова, Санкт-Петербург, Россия Научный руководитель: Майдан В.А., канд. мед. наук, доцент
Цель исследования: разработать схемы тренировочного процесса у военнослужащих женского пола, занимающихся единоборствами и командными видами спорта, на основе анализа эмоционального интеллекта (ЭИ) как фактора риска снижения физической подготовленности.
Материалы и методы. Проведен анализ и систематизация данных литературы по исследуемой проблеме. Создана оригинальная анкета и проведен опрос военнослужащих женского пола по вопросам режима труда и отдыха, занятий физической подготовкой, посещения секций. ЭИ определялся по тесту Холла, который выделял следующие шкалы: эмоциональная осведомленность (ЭО), управление собственными эмоциями (УСЭ), самомотивация (С), эмпатия (Э), распознавание эмоций других людей (РЭДЛ). Проведена обработка результатов физической подготовленности в отношении скоростной, силовой и общей физической выносливости. В ходе исследования все опрошенные были разделены на занимающихся единоборствами, командными видами спорта и контрольную группу, состоящую из остальных видов спорта. Статистическая обработка результатов при помощи методов математического анализа в пакетах программ Statistica и Excel с вычислением средних значений, средней ошибки, критерия Стьюдента и использованием методов корреляционного анализа.
Результаты. Установлена зависимость эффективности тренировочного процесса от физической подготовленности, физиологических резервов организма, особенностей его конституции и психоэмоциональной сферы.
Влияние эмоциональной сферы на спортивные результаты является важным фактором, следовательно, состояние ЭИ позволяет спортсмену управлять эмоциональной составляющей во время соревнований, контролировать эмоции и направлять их в необходимую сторону. Это позволяет защитить внешнюю психическую деятельность спортсмена, что оказывает благоприятное влияние на спортивные результаты. Сущностные элементы ЭИ состоят в формировании тесных взаимосвязей эмоциональной и мнестической сфер, отражая качество взаимодействия между правым и левым полушариями головного мозга, которые дифференцируют на «разумную» и «творческую» составляющие.
Таким образом, достижения в профессиональном спорте определяются физической работоспособностью, эмоциональной и мнестической деятельностью, объединенными в термин «ЭИ».