Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ НА ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ'

ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ НА ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
151
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Синицына А.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ НА ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ»

Вестник медицинского института «РЕАВИЗ». 2023. Том 13. № 2. Приложение

0,05) и БОШ на 41,9 % (р < 0,01). У левшей при действии ЭМСБ также удлинялись ЯЯ-интервалы и снижалась ЧСС, но не так эффективно, как у правшей: на 6,1 % и 5,6 % (р < 0,05) соответственно. ИБ имел тенденцию к снижению на 22,15 % (р = 0,06) в опыте против снижения на 14,6 % (р = 0,3) в контроле. Состояние регуляторных механизмов у левшей значимо не менялось, однако надо отметить слабую тенденцию роста ПАР на обоих этапах исследования (на 15,0 % и 5,4 % соответственно; р>0,05).

Заключение. Наблюдаемые изменения ВСР свидетельствуют о снижении общего напряжения регуляторных механизмов и уровня адренергических влияний на миокард при воздействии паров ЭМСБ у правшей. Эффект влияния ЭМСБ на ВСР у левшей выражен в меньшей степени. Эти данные позволяют высказать предположение о различной эффективности применения ЭМСБ для коррекции функционального состояния организма и, в частности, сердечного ритма у лиц с лево- и правополушарным доминированием. Однако такое предположение требует дальнейших исследований.

ВЛИЯНИЕ МЕТФОРМИНА НА ПОВЕДЕНИЕ КРЫС Вагина А.Н.

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, Самара, Россия Научный руководитель: Ведясова О.А., д-р биол. наук, профессор

Метформин является препаратом первой линии для лечения сахарного диабета 2 типа, однако это не единственное его применение. Данный препарат имеет доказанную эффективность при болезни Хантингтона и болезни Альцгеймера, обладает противовоспалительным эффектом, защищает сосуды от окислительного стресса, оказывает антиатерогенное действие, снижает риски микро- и макрососудистых осложнений, может блокировать рост опухолей. Также при приеме метформина показано улучшение когнитивных функций у больных, перенесших инсульт, что представляет интерес для изучения влияния метформина на когнитивные процессы и поведенческие реакции.

Цель данной исследовательской работы заключалась в изучении влияния метформина на поведение крыс.

Исследование проводилось на 12 лабораторных крысах самцах одного возраста, было сформировано 2 группы по 6 животных: контрольная и экспериментальная. Животным экспериментальной группы вводили перорально метформин (200 мг/кг массы тела) в течение 14 дней. Контрольным крысам аналогичным способом вводили дистиллированную воду. В ходе изучения влияния метформина на исследовательское поведение, память и тревожность животных была проведена серия наблюдений в стандартных тестовых установках

«Приподнятый крестообразный лабиринт», «Открытое поле» и «Восьмирукавный радиальный лабиринт». Для мониторинга уровня глюкозы использовались глюкометр и тест- полоски.

Результаты показали, что в тестовой установке «Приподнятый крестообразный лабиринт» на 7-й и 10-й дни эксперимента у экспериментальных крыс, в отличие от контрольных, увеличилось количество посещений открытых рукавов лабиринта на 52 % (р < 0,05). Количество входов и выходов в закрытые рукава у экспериментальной группы в динамике наблюдений также увеличивалось, а у контрольной группы не менялось, что говорит об изменении тревожности у животных на фоне введения метформина. При анализе поведения крыс в тестовой установке «Открытое поле» у животных опытной группы наблюдалась тенденция уменьшения количества пересеченных сегментов по периферии и, наоборот, возрастало количество пересеченных сегментов по центру. У контрольной группы активность в центре поля практически не менялась, а по периферии - уменьшалась к последнему дню наблюдений. Число стоек у крыс, как в контрольной, так и экспериментальной группах, увеличивалось на протяжении всего эксперимента. Количество заглядываний в норки в опытной группе увеличивалось к 7-му дню эксперимента (на 40 %) тогда как в контроле не изменялось. При изучении когнитивных способностей животных в установке «Восьмирукавный радиальный лабиринт» у экспериментальных животных наблюдалось значительное снижение балла памяти (процент корректных входов в рукав) на 7-й день введения мет-формина. Возможно, это связано со снижением уровня глюкозы в крови, который, начиная с 7-го дня введения метфор-мина, у экспериментальных крыс становился достоверно ниже (р < 0,01), чем у контрольных.

Таким образом, на основании анализа поведения крыс в тестовых установках можно отметить, что метформин вызывает снижение тревожности, увеличение двигательной и исследовательской активности, но при этом замедляет формирование условно-рефлекторной памяти. Результаты проведенного исследования имеют значение в плане развития научных представлений о влиянии метформина и гипогликемии на уровень тревожности и когнитивные функции мозга.

ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ НА ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ

Синицына А.Р.

Российский университет дружбы народов, Москва, Россия Научный руководитель: Кульченко Н. Г., канд. мед. наук

Актуальность темы. Многие люди, в независимости от пола и возраста, хотят похудеть. Однако ставят себе жесткие ограничения по питанию, спорту и в итоге получаются вечные «срывы», бесконечные попытки снизить вес и возвращение к исходной проблеме, как только снимается жесткий контроль. Но для долговременного эффекта необходимо проработать негативные установки в голове и нормализовать пищевое поведение.

Физиология человека и животных, микробиология

Цель: выявить связь психологического здоровья и физического состояния молодых людей.

Методы исследования. Проведен социологический опрос среди 50 студентов 1 курса Российского университета дружбы народов (30 лиц женского пола, 20 мужского пола): был роздан тест-опросник «Определение уровня самооценки» по методике С.В. Ковалева; включено анкетирование о желании, реализации и методах похудения; рассчитан индекс массы тела (ИМТ); был предложен тест на наличие у респондентов распространенных психологических причин набора лишнего веса.

Результаты. На вопрос «Хотели бы вы похудеть?» положительно ответили 46 (92 %) опрошенных, 34 (68 %) из них предпринимают разные способы похудения в настоящее время. Чтобы снизить вес, студенты прибегают к таким способам, как уменьшение порций еды - 34 (100 %), контроль суточного потребления калорий - 24 (70,6 %), увеличение физических нагрузок - 14 (41,2 %), 3 (8,8 %) - вызывание рвоты после приема пищи, 1 (2,9 %) - прием медикаментозных препаратов, влияющих на метаболизм, 1 (2,9 %) - использование «специальных кремов для похудения». При этом избыточная масса тела выявлена только у 12 (24 %) респондентов, ожирения не было ни у кого из опрошенных, у 5 (10 %) -дефицит массы тела. Средний ИМТ среди всей когорты - 24,6. Средний ИМТ людей, желающих похудеть, - 22,3; средний ИМТ людей с избыточной массой тела - 26,9.

Из респондентов 23 (46 %) имеют нормальную самооценку, 18 (36 %) - заниженную, завышенную самооценку -9 (18 %). На вопрос: «Хотели бы вы изменить свою внешность?» 22 (44 %) опрошенных ответили, что хотят что-либо изменить в себе не по своему желанию, 15 (30 %) - по своему личному желанию, 13 (26 %) не хотят что-то в себе менять.

Самыми частыми психологическими проблемами, влияющими на пищевую мотивацию являются: низкая или нестабильная самооценка 37 (74 %); пассивная тревога и заедание эмоций и стресса 35 (70 %); перекусы от «скуки», а не по голоду 23 (46 %); перекусы «за компанию» с друзьями 28 (56 %); похвала в виде сладостей и «вредной» пищи 31 (62 %); голодание, диеты и серьезные ограничения в приеме пищи 20 (40 %).

Вывод. Часто основными факторами набора лишнего веса являются психологические проблемы, которые вызывают переедания. Причин перееданий огромное множество и у каждого они будут индивидуальны. Чтобы с ними разобраться требуется длительный анализ и работа над проблемами с помощью психолога. Важно медленно и осознанно принимать пищу, отличать психологический голод от физиологического. Обязательно надо рассчитывать ИМТ, так как дефицит ведет к негативным последствиям.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ЖЕНСКОГО ПОЛА, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЕДИНОБОРСТВАМИ И КОМАНДНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА

Мамонтова А.А., Яковлев В.В.

Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова, Санкт-Петербург, Россия Научный руководитель: Майдан В.А., канд. мед. наук, доцент

Цель исследования: разработать схемы тренировочного процесса у военнослужащих женского пола, занимающихся единоборствами и командными видами спорта, на основе анализа эмоционального интеллекта (ЭИ) как фактора риска снижения физической подготовленности.

Материалы и методы. Проведен анализ и систематизация данных литературы по исследуемой проблеме. Создана оригинальная анкета и проведен опрос военнослужащих женского пола по вопросам режима труда и отдыха, занятий физической подготовкой, посещения секций. ЭИ определялся по тесту Холла, который выделял следующие шкалы: эмоциональная осведомленность (ЭО), управление собственными эмоциями (УСЭ), самомотивация (С), эмпатия (Э), распознавание эмоций других людей (РЭДЛ). Проведена обработка результатов физической подготовленности в отношении скоростной, силовой и общей физической выносливости. В ходе исследования все опрошенные были разделены на занимающихся единоборствами, командными видами спорта и контрольную группу, состоящую из остальных видов спорта. Статистическая обработка результатов при помощи методов математического анализа в пакетах программ Statistica и Excel с вычислением средних значений, средней ошибки, критерия Стьюдента и использованием методов корреляционного анализа.

Результаты. Установлена зависимость эффективности тренировочного процесса от физической подготовленности, физиологических резервов организма, особенностей его конституции и психоэмоциональной сферы.

Влияние эмоциональной сферы на спортивные результаты является важным фактором, следовательно, состояние ЭИ позволяет спортсмену управлять эмоциональной составляющей во время соревнований, контролировать эмоции и направлять их в необходимую сторону. Это позволяет защитить внешнюю психическую деятельность спортсмена, что оказывает благоприятное влияние на спортивные результаты. Сущностные элементы ЭИ состоят в формировании тесных взаимосвязей эмоциональной и мнестической сфер, отражая качество взаимодействия между правым и левым полушариями головного мозга, которые дифференцируют на «разумную» и «творческую» составляющие.

Таким образом, достижения в профессиональном спорте определяются физической работоспособностью, эмоциональной и мнестической деятельностью, объединенными в термин «ЭИ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.