Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ПОЛЕВЫХ И ЛАБОРАТОРНЫХ ГАММА-СПЕКТРОМЕТРИЧЕСКИХ МЕТОДОВ РАДИАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ'

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ПОЛЕВЫХ И ЛАБОРАТОРНЫХ ГАММА-СПЕКТРОМЕТРИЧЕСКИХ МЕТОДОВ РАДИАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ Текст научной статьи по специальности «Нанотехнологии»

CC BY
28
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по нанотехнологиям , автор научной работы — А.С. Баринов, Ю.Н. Зозуль, И.П. Коренков, Т.Н. Лащенова, В.С. Лакаев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ПОЛЕВЫХ И ЛАБОРАТОРНЫХ ГАММА-СПЕКТРОМЕТРИЧЕСКИХ МЕТОДОВ РАДИАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ»

ции в воду. Методы жидкостной и газожидкостной хроматографии. — Минск, 2001.

3. Инструкция по санитарно-химическому исследованию изделий, изготовленных из полимерных и других синтетических материалов, предназначенных для контакта с пищевыми продуктами. — № 880-71. - М„ 1972. - С. 63-66.

4. Казаринова Н. Ф., Станкевич В. В., Гуменный В. С., Пинчук Л. М. Методы санитарно-химических исследований полимерных материалов, предназначенных для контакта с пищевыми продуктами. — Киев, 1982. - Т. 1.

5. Лурье Ю. Ю. Аналитическая химия промышленных сточных вод. - М., 1984. - С. 403-406.

6. Московкин А. С. // Журн. аналит. химии. — 2002. — Т. 57, № 6. - С. 614-619.

7. Новиков Ю. В., Ласточкина К. О., Болдина 3. Н. Методы исследования качества воды водоемов. — М., 1990. - С. 290-292.

8. Пермогоров А. /О., Тюрин В. Н. // Практ. сертификация. Фирма "Varían". — 1991. — Т. 1, вып. 1. — С. 17-22.

9. Предельно допустимые количества химических веществ, выделяющихся из материалов, контактирующих с пищевыми продуктами. — ГН 2.3.3.972-00. — М., 2000. - С. 13.

10. Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования. - ГН 2.1.5.1315-03. - М., 2004. - С. 23.

11. Смирнов П. В., Пантаева В. М., Подольская Т. И., Мишенина И. В. // Химический анализ веществ и материалов: Тезисы докладов Всероссийской конференции. - М., 2000. - С. 216-217.

12. Совершенствование методов анализа капролактама и определение малых количеств его в воздухе производственных помещений и сточных водах. — М., 1987.

13. Сониясси Р., Сандра П., Шлетт К. Анализ воды: органические микропримеси. — СПб., 2000.

14. Справочник по пластическим массам / Под ред. М. И. Гарбара и др. - М„ 1967. - Т. 1. - С. 422.

15. Федченко В. С., Кошкина Р. Д. Полимерные материалы в пищевой промышленности. — М., 1985.

Поступила 03.09.04

О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2006 УДК 614.73-074:543:42.062

А. С. Баранов, 10. //. Зозуль, И. П. Коренков, Т. Н. Лащенова, В. С. Лакаев

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ПОЛЕВЫХ И ЛАБОРАТОРНЫХ ГАММА-СПЕКТРОМЕТРИЧЕСКИХ МЕТОДОВ РАДИАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ

ГУП Москвы — объединенный эколого-технологический и научно-исследовательский центр по обезвреживанию РАО и охране окружающей среды (ГУП МосНПО "Радон")

Одной из основных задач в области охраны окружающей среды является контроль за содержанием радионуклидов в почвах, атмосферном воздухе, выпадениях и в воде.

Если в атмосферном воздухе и выпадениях содержание радионуклидов оценивается только лабораторными и стационарными методами, то их содержание в почвах возможно измерить и в полевых условиях, не проводя дополнительные работы по отбору проб, их транспортировке и подготовке к лабораторным методам измерений [11.

Целью данной работы является проведение сравнительной оценки результатов измерений, проведенных в полевых и лабораторных условиях методом гамма-спектрометрии.

Все исследования проводились в санитарно-защитной зоне (СЗЗ) и зоне наблюдения (ЗН) предприятия, относящегося к первой категории потенциальной радиационной опасности.

Согласно "Основным санитарным правилам обеспечения радиационной безопасности" (ОСПОРБ-99) к первой категории относятся радиационные объекты, при аварии на которых возможно воздействие на население и окружающую среду [2].

Выбор точек пробоотбора осуществлялся после изучения геологического разреза и оценки мощности эффективных доз излучения на территории СЗЗ.

Для определения структурной позиции исследуемого участка, выявления закономерностей пространственного размещения и типизации геодинамических систем разного ранга предварительно была составлена обзорная структурно-геоморфологическая карта масштаба 1:500 000. На карте особо были выделены районы, имеющие аномалии геологического строения, зафиксированы геологические нарушения, местоположение зон повышенной проницаемости горных пород, интенсивного радо-новыдсления и др.

На основе этих данных были определены направления профилей исследования радиационных характеристик СЗЗ и ЗН с привязкой их к карге с масштабом 1 20 000.

В полевых условиях в каждой точке с шагом измерения 200 м были проведены измерения следующих радиационных и физических характеристик измерения удельной

Бк/кг 120-,

100

80-

60

40-

20-

0 1

активности '"Се, "Яа, "К и и2Т11 в почвах при естественном залегании; измерения влажности почвы; измерения объемной активности подпочвенного радона (ОА Яп).

При обнаружении аномальных значений удельной активности в почвах проводились дополнительные измерения с сокращением расстояния между точками (шаг 50 и 100 м). Координатная привязка всех точек измерения осуществлялась прибором СРБ "Сталкер".

Измерения активности радионуклидов '"Се, "'Иа, 40К и игТЬ выполнялись прибором РСУ-01 "Сигнал" с сцинтшшяционным детектором СБДГ-02 на основе С^(Ыа). Диапазон измеряемой активности '"Сб — от 10 до 105 Бк. Основная погрешность измерения не превышает ±30%. Определение удельной активности радионуклидов проводили на дне шурфа глубиной 0,4 м и диаметром 0,2 м. Радоновая съемка выполнялась прибором РГА-01. Диапазон измерения — от 102 до 10' Бк/м'. Погрешность измерения составила: в диапазоне до I ■ Ю'Бк/м3 ± 30%; в остальном диапазоне ±15%. Измерения ОА Яп проводились по пробе подпочвенного воздуха, отбираемой из шпура глубиной 0,6 м с помощью воздухопрокачивающего устройства УДГА-01П и щупа для забора воздуха.

Х'Ч

—г-10

11

12

13

~~I 14

15

16

17

18

Рис. 1. Значения удельной активности "6Яа, измеренные в полевых и лабораторных условиях.

500 400 300

—•К—' Измерения на точке —•— Лабораторные данные (глубина 0 м) -о-- Лабораторные данные (глубина 0,2 м)

Рис. 2. Значения удельной активности радионуклидов 4°К (а) и 2"Т11 (б), измеренных в полевых и лабораторных условиях.

Здесь и на рис. 1, 3, 4: по оси абсцисс — номера исследуемых проб; по оси ординат — удельная активность проб.

Параллельно с проведением полевых измерений осуществляли отбор образцов почвы для лабораторных исследований. Были отобраны пробы почвы ненарушенной структуры в поверхностном слое и на глубине 0,2 м.

На месте взятия образцов почвы подготавливали горизонтальную площадку не менее 0,5 х 0,5 м, для чего растения срезали, а поверхность почвы выравнивали. Отбор образцов почвы ненарушенной структуры производился буровым методом с использованием стального цилиндра-бура высотой 70 мм, диаметром 48 мм. Установленный на подготовленную поверхность цилиндр накрывали квадратной доской и строго вертикально погружали в почву до полного заполнения без уплотнения почвы. Затем закрытый крышкой цилиндр окапывали и вынимали. Излишки почвы срезали ножом вровень с краем цилиндра — объем отобранной пробы соответствовал объему цилиндра. Весь объем почвы с помощью ножа помешали в банки с закручивающейся крышкой. На банке стеклографом подписывали индекс пробы в соответствии с установленной индексацией. Для отбора образца почвы на глубине 0,2 м горизонтальную площадку углубляли и отбирали пробу аналогичным образом |4].

Отобранные образцы почвы, сохраняя от нагревания и намокания, доставляли в лабораторию. Затем полученные образцы взвешивали, определяли влажность и проводили подготовку проб для проведения гамма-спектрометрических исследований.

где А, — активность 1-го нуклида в почве, Бк/кг; к,, — керма — постоянная /-го нуклида в почве; — керма — постоянная радия.

В процессе анализа полученного фактического материала было установлено, что значения удельной активности радионуклидов, измеренные в полевых и лабораторных условиях, различны.

С целью исключения систематической погрешности нами были определены поправочные коэффициенты к полевым измерениям. Для '"Се такой коэффициент составил 0,7, для гкЯа - 0,9, для «К - 1,03 и для ;"Т11 - 0,8.

С учетом этих коэффициентов нами были рассчитаны удельные активности *°К, "'Се, н6Яа и и2Т11, полученные полевыми методами (рис. 1—4).

Анализируя данные по "К и игТ11, можно сделать вывод, что результаты, полученные полевыми и лабораторными методами, практически совпадают и находятся в пределах погрешности методов.

Несколько иная картина отмечена при измерениях и '"Се.

На рис. 1 показано, что значения удельной активности 226Яа, определенные в полевых условиях, превышают значения, полученные в лаборатории. В среднем это превышение составляет более 30%.

Для выяснения этого явления были выполнены дополнительные полевые исследования, направленные на изучение объемной активности подпочвенного радона — радоновая съемка. Синхронные измерения АО Яп и удельной активности "'Яа были выполнены в 99 точках. Полученные результаты представлены на рис. 4.

Представленные данные показывают, что повышенные значения удельной активности гмКа, полученные в полевых условиях, можно объяснить влиянием на показания гамма-спектрометра (РСУ-01) продуктов распада радона.

Результаты лабораторных измерений удельной активности 13'Ся в пробах, отобранных на поверхности почвы, в среднем на 56% выше, чем результаты по пробам, отобранным на глубине 0,2 м.

Бк/кг 30-

25-

20-

15-

Рис. 3. Значения удельной активности "'Сб, измеренные в полевых и лабораторных условиях.

Исследования выполняли на гамма-спектрометре с сцинтилляционным детектором (Ыа1(Т1) 100 х 450 мм с колодцем, используя программное обеспечение "Прогресс". Геометрия сосуда для измерения — пластмассовый стакан диаметром 50 мм. Время измерения 3000 с. Основная погрешность измерения не превышает ±30%.

Удельную активность Ач>|1 вычисляли по формуле:

700-600-

/- 1

Бк/кг 1200-, 1100-1000-900-800-

Яа, Бк/кг

Рп, Бк/м3 -90000

80000

1-70000

60000

-50000

I-40000

30000

20000

10000

0 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50 55 60 65 70 75 80 85 90 95 100 105 1

О 10

226

йа

-X— Концентрация Яп Бк/м

Рис. 4. Значения синхронных измерений АО Яп и удельных активностей 226Яа в полевых условиях при естественном залегании.

Следует отметить, что использование полевого метода для оценки загрязнения почвы техногенным радионуклидом '"Се при измерениях на глубине 0,4 м не является оптимальным, поскольку данный радионуклид на 90% сконцентрирован в поверхностном слое почвы 13].

Тем не менее данный метод позволяет выявить аномальные участки с повышенным значением удельной активности '"Сб, которые требуют дополнительных исследований.

Выводы. Сравнительная оценка показаний полевых и лабораторных гамма-спектрометрических методов радиационного контроля показала:

1. Полевые лабораторные гамма-спектрометры дают хорошую сходимость результатов при измерении удельных активностей радионуклидов 40К и "гТ11 в пределах основной погрешности.

2. Установлены поправочные коэффициенты для полевых измерений. Так, для '"Ся этот показатель составил 0,7. для "К - 1,03, для ""Яа - 0,9 и для "ТИ - 0,8.

3. Показано, что при оценке удельной активности 2МЯа полевые гамма-спектрометры дают завышенные результаты на более чем 30% за счет влияния продуктов распада радона.

Литература

1. Ильин Л. А., Кириллов В. Ф., Коренков И. П. Радиационная безопасность и защита. Справочник. — М., 1996.

2. Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99). - М., 2002.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Петрова Т. Б., Метляев Б. В., Власов В. К, Охримен-ко С. Е. // АНРИ. - 2004. - № 3. - С. 35-41.

4. Руководство по методам контроля за радиоактивностью окружающей среды / Под ред. И. А. Соболева, Е. Л. Беляева. - М., 2002.

Поступила 29.10.04

©Ж. В. ОВЕЧКИНА, 2006 УДК 613.6:656.21

Ж. В. Овечкина

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА И СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ МОНТЕРОВ ПУТИ

ФГУП Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены Роспотрсбнадзора, Москва

Профессия монтера пути — одна из самых распространенных на железнодорожном транспорте и наиболее многочисленная из всех работников путевого хозяйства. Среди работников путевого хозяйства непосредственно работу на путях выполняют монтеры пути, бригадиры пути и дорожные мастера. Основные структурные подразделения путевого хозяйства — дистанции пути и путевые машинные станции (ПМС).

ПМС — это организации путевого хозяйства, выполняющие работы по ремонту пути с применением путевой техники, в том числе машин тяжелого типа. ПМС по ремонту пути выполняют работы на производственной базе и работы по ремонту железнодорожного пути с применением путевой техники на железнодорожных перегонах и станциях.

На производственной базе производится сборка и разборка звеньев рельсошпальной решетки на звсносборочных и звено-

разборочных механизированных линиях, ремонт шпал, ремонт путевой техники, маневровые работы, работы по транспортировке, складированию и хранению материалов верхнего строения пути.

На работников дистанции пути возложены работы по текущему содержанию пути, включающие систематический контроль за состоянием железнодорожного пути, выполнение различных видов ремонтных (работы по балласту, замене рельсов, шпал, стрелочных переводов) и погрузочно-разгрузочных работ, а также уборка полотна дороги.

Монтеры пути, выполняющие работы на станциях и перегонах, могут работать "в окно", когда нет движения поездов, но чаще всего при движении поездов. Работа "в окно" обычно производится, когда применяются путевые машины или при ремонте, связанном с разборкой железнодорожного пути.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.