[гиена и санитария 3/2013
санитарно-гигиенических норм и достоверно не отличались от содержания в грудном молоке женщин с нормальной, доношенной беременностью.
Литер атур а
1. Бородин Е.А., Бородина Г.П. Биохимия материнского молока. М.;1992.
2. Володин Н.Н., Мухина Ю.Г. Детские болезни: Учебник. М.; 2011.
3. Кулаков В.И., Антонова А.Г., Байбарина Е.Н. Проблемы и перспективы выхаживания детей с экстремально низкой массой тела на современном этапе. Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2006; 4: 8-11.
4. Демьянова Т.Г., Григорьянц Л.Я., Авдеева Т.Г. и др. Наблюдение за глубоко недоношенными детьми на первом году жизни. М.: Медпрактика-М; 2006.
5. Баранов А.А., Тутельян В.А., ред. Национальная программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации. М.; 2010.
6. СанПин 2.3.2.1078-01. Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. М.; 2001.
7. Микроэлементы в грудном молоке: отчет о совместном кол-лаборативном исследовании ВОЗ/МАГАТЭ, 1989г. Женева: ВОЗ; 1991.
8. Скурихин И.М., Тутельян В.А., ред. Руководство по методам анализа качества и безопасности пищевых продуктов. М.: Брандес - Медицина; 1998.
9. Терлецкий Е.Д. Металлы которые всегда с тобой. М.: Знание;1986.
Reference s
1. Borodin E.A., Borodina G.P. Biochemistry of maternal milk . Moscow;1992 (in Russian).
2. Volodin N.N., Muhina Ju.G. Children’s diseases: Textbook. Moscow; 2011 (in Russian).
3. Kulakov V.I., Antonova A.G., Bajbarina E.N. Problems and prospects of nursing of children with extremely low mass of a body at the present stage. Rossijskij vestnik perinatologii i pediatrii. 2006; 4: 8-11 (in Russian).
4. Dem’janova T.G., Grigor’janc L.Ja., Avdeeva T.G. Supervision over deeply prematurely born children on the first year of life. Moscow: Medpraktika-M; 2006 (in Russian).
5. Baranov A.A., Tutel’jan V.A., red . The national program of optimization of feeding of children of the first year of life in the Russian Federation M.; 2010 (in Russian).
6. SanPiN 2.3.2.1078-01. Hygienic requirements of safety and nutrition value of foodstuff. Moscow; 2001.
7. Microelements in maternal milk: report on joint collaborative research of WHO/IAEA.1989g. Zheneva: VOZ; 1991.
8. SkurihinI.M., Tutel’jan V.A., red. Guide to methods ofthe analysis of quality and safety of foodstuff. Moscow: Brandes - Medicina; 1998 (in Russian).
9. TerleckijE.D. Metals, which always with you. Moscow: Znanie; 1986 (in Russian).
Поступила 15.02.12
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2013 УДК 613.955:612.65
А.Г. Платонова1, Н.А. Скоблина2, Н.А. Бокарева2, О.Ю. Милушкина2
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА
школьников москвы и Киева
1ГУ Институт гигиены и медицинской экологии им. А.Н. Марзеева НАМН Украины, 02660, Киев; 2НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБУ "НЦЗД" РАМН, 105064, Москва
Проведена оценка функционального состояния организма у 2929 московских и 2043 киевских школьников в возрасте от 8 до 16 лет. Показано, что по основным физиометрическим показателям физического развития московские и киевские дети 8-16 лет отличаются друг от друга. Установлены статистически значимые различия силовых возможностей: у киевских детей в возрасте 8-9 лет мышечная сила достоверно выше, чем у их московских сверстников. Констатируется, что силовые возможности 10-14-летних девушек и 16летних юношей в Киеве достоверно ниже, чем у детей того же возраста в Москве. Респираторные возможности киевских школьников во всех возрастно-половых группах достоверно ниже, чем у москвичей того же возраста. Предложено активизировать профилактические мероприятия, направленные на увеличение функциональных возможностей кардиореспираторной системы, в первую очередь для детей - жителей Киева.
Ключевые слова: функциональное состояние; физическое развитие; школьники; силовые возможности; респираторные возможности
Platonova A. G., Skoblina N.A., Bokareva N.A., Milushkina O.Yu. — THE FUNCTIONAL STATE OF THE ORGANISM OF 8 - 16 YEARS OLD SCHOOLCHILDREN RESIDING IN MOSCOW AND KIEV
‘Institute of Hygiene and Medical Ecology named after A. N. Marzeev, Kiev, Ukraine 01094; 2Scientific Centre of Child Healthcare", Moscow, Russian Federation, 119991
An assessment of the functional state of the organism in 2929 Moscow and 2043 Kiev schoolchildren aged 8 - 16 years. It was shown that in terms of main physiometric indices ofphysical development Moscow and Kiev children 8 - 16 years differ from each other. There were established statistically significant difference in the force capacities: in Kiev children aged 8 - 9 years muscle strength was significantly higher than that of their peers in Moscow. The force capacities of 10 - 14 year old girls and 16 - year old boys residing in Kiev were acknowledged to be significantly lower than that of in children of the same age residing in Moscow. Respiratory capacities in Kiev schoolchildren in all age and gender groups were significantly lower than in Muscovites of the same age. It was suggested to activate preventive measures aimed at increasing the functional capacities of the cardio-respiratory system, in the first place for the children - residents of Kiev.
Key words: functional state; physical development; schoolchildren; force capacities; respiratory capacities
74
Физическое развитие детей и подростков - уникальный критерий здоровья, который позволяет оценить как глобальные изменения биологической природы развития человека, так и быстротечные изменения в популяции [1]. Из-за несовершенства процессов роста и развития организм ребенка школьного возраста является очень чувствительным к отрицательному воздействию факторов среды обитания и одновременно к положительному влиянию профилактических мероприятий по сохранению и укреплению состояния здоровья в условиях организованных детских коллективов.
В связи с этим выявление особенностей процессов роста и развития детей на фоне различных социальноэкономических изменений в обществе, неудовлетворительных условий жизнедеятельности детского населения, разработка конкретных профилактических мероприятий по сохранению физического здоровья молодежи являются актуальной научной проблемой, которая требовала решения.
Традиционно, начиная с середины прошлого столетия, сотрудниками НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБУ НЦЗД РАМН (Москва) и ГУ ИГМЭ НАМНУ (Киев) регулярно проводились исследования физического развития городских школьников. Очередная серия таких исследований была закончена в 2011 г.
Актуальность настоящего исследования обусловлена отсутствием эпидемиологических данных о сравнительной оценке функциональных систем организма учащихся школ двух крупных мегаполисов - столиц государств.
Изучение физического развития школьников Москвы и Киева проводилось в рамках международного договора о творческом сотрудничестве методом естественного гигиенического эксперимента.
Цель исследования заключалась в изучении взаимообусловленности развития функциональных качеств у детей 8 - 16 лет, выявлении изменений в детской популяции школьников - жителей двух столиц путем сравнения результатов двух параллельных исследований.
Задачи исследования - дать характеристику функциональных показателей физического развития школьников в мегаполисах - Москве и Киеве - в первом десятилетии XXI века; провести сравнительный анализ функционального состояния организма мальчиков в возрасте от 8 до 16 лет в столицах двух государств; предложить комплекс профилактических мероприятий для учащихся школ.
Объектом исследования были показатели функционального состояния школьников в возрасте от 8 до 16 лет -учащихся общеобразовательных школ в Москве и Киеве.
Все исследования проводили в государственных общеобразовательных учреждениях (школах), руководители и родительский комитет которых одобрили участие детей в исследовании. Выполненная работа не ущемляла права, не подвергала опасности благополучие субъектов исследования и соответствовала требованиям биомедицинской этики.
Обследовано 2929 московских (1533 девочек и 1396 мальчиков) и 2043 киевских (1025 девочек и 1018 мальчиков) практически здоровых школьников. В период от 8 до 16 лет организм ребенка оказывается в "неустойчивом" состоянии, поскольку диапазон адаптационных
Для корреспонденции: Платонова Алина Георгиевна, e-mail: platonova65@yandex.ru.
реакций ограничен, а чувствительность к экзогенным воздействиям высока и организм подвергается более высокому риску развития пограничных и патологических состояний [2].
Методы и методы
Функциональное состояние организма детей изучали по унифицированной методике с использованием стандартного инструментария [9]. Оценивали показатели силовых возможностей (по данным кистевой динамометрии) и жизненную емкость легких (ЖЕЛ). С учетом цели и задач исследования для анализа были оставлены только дети славянской национальности (русские, белорусы, украинцы, дети от смешанных браков родителей этих национальностей), родившиеся и постоянно проживающие в мегаполисе.
Для измерения мышечной силы кистей рук использовали ручной динамометр до 90 кг: ребенок стоит прямо, отведя руку немного вперед и в сторону, кистью руки обхватывает динамометр и максимально сжимает его по команде; измерение производят 3 раза, записывают максимальный результат, точность измерения 0,5 кг.
ЖЕЛ измеряли при помощи воздушного спирометра: ребенок берет мундштук спирометра в правую руку, делает глубокий вдох и, плотно захватывая губами мундштук, выдыхает в него воздух; измерение производят 3 раза, записывают максимальный результат, точность измерения 100 мл.
Для описания и анализа показателей был использован пакет статистического анализа Statistica 6.0. ("StatSoft", США). Рассчитаны средние арифметические величины (M), ошибки средних (m), наименьшие и наибольшие значения (min и max), средние квадратические отклонения (о) основных физиометрических показателей.
Результаты и обсуждение
Результаты исследования и сравнительный анализ функциональных показателей учащихся 8—16 лет в Москве и Киеве представлены в таблице.
Ранее авторами было установлено, что среди школьников в двух городах наблюдается половой диморфизм
[8], который заключается в особенностях обменных процессов, темпа роста и развития как отдельных функциональных систем, так и организма в целом.
В физическом развитии московских детей наблюдается активность процесса акселерации с его дисгармоничным проявлением в плане состояния двигательных качеств. Полученные данные об изменении тотальных размеров тела московских школьников и показателей биологического развития свидетельствуют о положительных сдвигах в физическом развитии, что, возможно, связано с положительными изменениями социальноэкономической ситуации в Москве, тогда как среди киевских школьников преобладают процессы грацилизации, что сопровождается достоверно низкими значениями массы тела на фоне высоких значений длины тела, особенно среди девушек [13-15].
Среди киевской и московской популяций школьников отмечается неодинаковый темп развития основных функциональных систем — мышечной и дыхательной. Так, установлено, что силовые возможности (по данным кистевой динамометрии) у 8-9-летних киевских мальчиков и девочек достоверно (р < 0,001) превышают таковые у москвичей, а абсолютная разница составляет в среднем 1,96 кг у девочек и 2,35 кг у мальчиков. Начиная с 10—летнего возраста, мышечная сила руки у киевских детей обоего пола
75
гиена и санитария
З/2013
Функциональные показатели у школьников 8-16 лет в Москве и Киеве (M ± т)
Функциональные показатели
Воз- раст, лет число детей мышечная сила правой руки, кг ЖЕЛ, л
де- вочки маль- чики девочки мальчики девочки мальчики
8 112 92 Москва 5,60 ± 0,23 6,70 ± 0,23 1,69 ± 0,03 1,85 ± 0,03
9 125 87 6,40 ± 0,23 8,30 ± 0,29 1,66 ± 0,03 1,88 ± 0,04
10 149 120 9,30 ± 0,27 11,20 ± 0,38 1,64 ± 0,03 1,83 ± 0,04
11 141 115 13,40 ± 0,28 14,80 ± 0,32 1,84 ± 0,03 2,11 ± 0,04
12 121 93 14,70 ± 0,30 16,30 ± 0,40 2,16 ± 0,04 2,67 ± 0,02
13 107 89 16,70 ± 0,40 19,00 ± 0,70 2,33 ± 0,04 2,79 ± 0,04
14 105 81 20,90 ± 0,50 24,80 ± 0,80 2,48 ± 0,05 3,08 ± 0,05
15 100 81 21,90 ± 0,40 30,90 ± 0,90 2,57 ± 0,06 3,47 ± 0,08
16 68 55 21,40 ± 0,50 33,60 ± 0,90 2,58 ± 0,05 3,48 ± 0,08
8 104 101 7,22 ± 0,263 Киев 7,55 ± 0,26' 1,34 ± 0,013 1,40 ± 0,023
9 99 100 8,71 ± 0,273 9,75 ± 0,323 1,41 ± 0,023 1,52 ± 0,023
10 103 102 8,02 ± 0,362 10,55 ± 0,42 1,54 ± 0,022 1,70 ± 0,03‘
11 108 104 10,90 ± 0,333 15,78 ± 0,41 1,68 ± 0,023 1,92 ± 0,023
12 100 102 15,19 ± 0,46 16,75 ± 0,43 1,98 ± 0,023 2,16 ± 0,033
13 103 101 17,59 ± 0,47 20,33 ± 0,47 2,23 ± 0,02‘ 2,42 ± 0,043
14 103 101 18,96 ± 0,462 23,99 ± 0,45 2,33 ± 0,03‘ 2,48 ± 0,063
15 101 102 20,79 ± 0,42 28,83 ± 0,58 2,28 ± 0,033 3,11 ± 0,063
16 101 101 20,38 ± 0,33 28,42 ± 0,583 2,52 ± 0,03 3,08 ± 0,063
Примечание. Достоверные различия с показателями у московских сверстников
того же возраста и пола 1 — р < 0,05; 2 — р < 0,01; 3 — р < 0,001).
ухудшается и становится достоверно (р < 0,01; р < 0,001) меньше у девочек в 10—11 и 14 лет, у мальчиков в 16 лет. В остальных возрастно-половых группах средние показатели кистевой динамометрии у киевских школьников были меньше, чем у московских, без статистически достоверного подтверждения; абсолютная разница в среднем составляет 0,82 кг у девочек и 0,85 кг у мальчиков в Киеве.
В двух столицах силовые возможности у 15-16летних юношей достоверно превышают таковые у девочек - их сверстниц, однако киевские юноши достоверно слабее своих сверстников в Москве. Полученные данные указывают на худшие силовые возможности у детей среднего и старшего школьного возраста в Киеве и отсутствие в школах мероприятий по развитию силовых качеств и физической подготовке в целом.
Нами установлено достоверное и высокодостоверное (p < 0,05; p < 0,01; p < 0,001) преобладание респираторных резервов организма по показателям ЖЕЛ у всех московских детей 8—16 лет; абсолютная разница в среднем составляет 0,18 л у девочек и 0,37 л у мальчиков в сравнении со школьниками в Киеве [3].
Значение исследований роста и развития подрастающего поколения для гигиены детства неоднократно отмечалось представителями отечественной и зарубежной науки [4—7, 10—12, 16—17]. Одно из наиболее актуальных направлений таких исследований включает установление структурно-функциональных различий показателей физического развития детей "в однородных группах" и характеристику функциональных изменений в развитии
детской популяции.
Таким образом, комплексная оценка функционального состояния организма школьников показала, что показатели у московских и киевских детей 8—16 лет различаются. Установлены статистически значимые различия силовых возможностей: у киевских детей в возрасте 8—9 лет мышечная сила достоверно выше, чем у их московских сверстников. Силовые возможности 10—14-летних девушек и 16-летних юношей в Киеве достоверно меньше, чем у детей того же возраста в Москве. Респираторные возможности киевских школьников во всех возрастно-половых группах достоверно ниже, чем у москвичей того же возраста. Предложено активизировать профилактические мероприятия, направленные на увеличение функциональных возможностей кардиореспираторной системы, в первую очередь для детей — жителей Киева.
Поведенное исследование указывает на необходимость дальнейшего наблюдения за функциональным состоянием и физическим развитием киевских школьников.
Выводы. 1. Установлено, что в популяции современных московских и киевских школьников 8—16 лет процессы роста и развития функциональных возможностей согласуются с биологическими закономерностями; наблюдается половой диморфизм роста и развития.
2. Доказано, что по силовым возможностям (кистевая динамометрия) московские и киевские школьники различаются: силовые возможности у 8—9-летних киевских мальчиков и девочек достоверно (р<0,001) превышают таковые у москвичей того же возраста (абсолютная разница составляет 1,96—2,35 кг); в 10—16 лет мышечная сила у киевских детей обоего пола достоверно (р < о,01 ; р < 0 ,001) меньше, чем в Москве (абсолютная разница составляет 0,82—0,85 кг).
3. Установлено статистически значимое (р < 0,05; p < 0,01; p < 0,001) преобладание респираторных резервов организма, по данным ЖЕЛ, у московских детей обоего пола в возрасте от 8 до 16 лет.
4. Результаты оценки свидетельствуют о том, что социально-экономические изменения в столицах двух государств привели к существенным различиям функциональных возможностей организма у школьников 8—16 лет.
5. Выявлены негативные тенденции функциональных показателей мышечной и респираторной систем организма школьников 8—16 лет, что свидетельствует о разном уровне воздействия факторов и физической подготовленности школьников одного хронологического возраста в условиях воспитания и обучения в двух мегаполисах — столицах государств.
Литер атура
1. Антропова М.В., Бородкина Г.В., Кузнецова Л.М. и др. Физиология человека. 2000; 26 (1): 56—61.
2. Антонова Л.Т., Сердюковская ГН. Внутренние болезни и функциональные расстройства в подростковом возрасте. Охрана здоровья подростков. М.: Промедэк; 1993.
3. Баранов А.А., Кучма В.Р., Скоблина Н.А. Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий. М.; 2008: 58-61.
76
4. Башкиров П.Н. Учение о физическом развитии человека. М.: МГУ; 1962.
5. Властовский В.Г. Типология физического развития детей в свете акселерации роста и развития поколений (динамические наблюдения): Автореф. дис. ... д-ра биол. наук. М.; 1971.
6. Князев В.А., Матчев С.И., ред. Врачебный контроль и фармакотерапия в физкультуре и спорте, механизмы регуляции функциональных систем. М.; 2000.
7. Громбах С.М. Гигиена и санитария. 1967; 4: 87-90.
8. КучмаВ.Р., СкоблинаН.А., ПлатоноваА.Г. Гигиена и санитария. 2011; 1: 75-8.
9. Баранов А.А., Кучма В.Р., Ямпольская Ю.А. и др. Методы исследования физического развития детей и подростков в популяционном мониторинге: Руководство для врачей. М.; 1999.
10. Платонова А.Г., Еременко Г.М. В кн.: Материалы I конгресса Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья. Москва, 21-22 февраля 20о8 г. М.; 2008: 136.
11. Платонова А.Г., Серых Л.В. Здоровье населения и среда обитания. 2007; 2 (167): 9-10.
12. Полька Н.С., Сисоенко Н.В., Еременко Г.М. та шш. В кн..: Ппетчна наука та практика на pубежi столпы Матер. XIV з’зду ппешепв Украши. Дншропетровськ; 2004: 198-200.
13. Платонова А.Г. Здоровье населения и среда обитания. 2009; 8: 25-6.
14. Платонова А.Г. Здоровье населения и среда обитания. 2011; 1: 42-5.
15. Платонова А.Г. В кн.: Ш конгресс Российского общества школьной и университетской медицины в Москве, 24-27 февраля 2012 г. М.; 2012: 312-4.
16. Полька Н.С., Джуртська С.М., Яцковська Н.Я., Платонова А.Г. В кн.: Плена населених мКць: Зб. наук. пр. Кшв; 2009; вип. 53: 299-303.
17. Платонова А.Г. В кн.: Плена населених мгсць: Зб. наук. пр. Кшв; 2010; вип. 55: 317-21.
References
1. Antropova M.V., Borodkina G.V., Kuznecova L.M. et al . Fiziologiya cheloveka. 2000; 26 (1): 56-61 (in Russian).
2. Antonova L.T., Serdjukovskaja G.N. Internal diseases and functional frustration at teenage age . Health protection of teenagers . Мoscow: Promedjek; 1993 (in Russian).
3. Baranov A.A., Kuchma V.R., Skoblina N.A. Physical development of children and teenagers at a turn of the millennia. Мoscow; 2008: 58-61 (in Russian).
4. Bashkirov P.N. The doctrine about physical development of the person. Мoscow: МSU; 1962 (in Russian).
5. Vlastovskij V.G. Typology of physical development of children in the light of an aktseleration of growth and development of generations (dynamic supervision): Author. dis. ... Dr. biol. Science. Мoscow; 1971 (in Russian).
6. Knjazev V.A., Matchev S.I., еd. Medical control and pharmacotherapy in physical culture and sports, mechanisms of regulation of functional systems. Мoscow; 2000 (in Russian).
7. Grombah S.M. Gigiena i sanitarija. 1967; 4: 87-90 (in Russian).
8. Kuchma V.R., Skoblina N.A., Platonova A.G. Gigiena i sanitarija . 2011; 1: 75-8 (in Russian).
9. Baranov A.A., Kuchma V.R., Jampol’skaja Ju.A. et al . Methods of research of physical development of children and teenagers in population monitoring: The management for doctors. Мoscow; 1999 (in Russian).
10. Platonova A.G., Eremenko G.M. In: Materials I of the congress of the Russian society of school and university medicine and health. Moscow, 2008. February 21-22. Мoscow; 2008: 136.
11. PlatonovaA.G., Seryh L.V Zdorov’e naselenija i sreda obitanija. 2007; 2 (167): 9-10 (in Russian).
12. Pol’ka N.S., Sisoenko N.V., Eremenko G.M. et al. In: The sanitary science and practice at the turn of the century: Proceedings of the XIV congress of hygienists Ukraine. Dnepropetrovsk; 2004: 198-200 (in Ukraine).
13. Platonova A.G. Zdorov’e naselenija i sreda obitanija. 2009; 8: 25-6. (in Russian)
14. Platonova A.G. Zdorov’e naselenija i sreda obitanija. 2011; 1: 42-5 (in Russian).
15. Platonova A.G. In: Ш congress of the Russian society of school and university medicine and Moscow, on February 24-27, 2012. Мoscow; 2012: 312-4 (in Russian).
16. Pol’ka N.S., Dzhurins’ka S.M., Jackovs’ka N.Ja., Platonova A.G. In: Hygiene of populated areas: collection of scientific papers Kiev, 2009; issue 53: 299-303 (in Ukraine).
17. Platonova A.G. In: Hygiene of populated areas: collection of scientific papers Kiev, 2009; issue 55: 317-21 (in Ukraine).
Поступила 30.05.12
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2013 УДК 613.1:616-053.6
Д.А. Кузнецова1, Е.Н. Сизова2, О. В. Тулякова1
ВЛИЯНИЕ ПРОЖИВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВЫСОКИХ ШИРОТ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ
состояние и заболеваемость подростков
1ГОУ ВПО Вятский государственный гуманитарный университет, 610002, г. Киров; 2НОУ ВПО Вятский социально-экономический институт, 610002, г Киров
С целью определения влияния высоких широт на основные показатели крови, физическое развитие и заболеваемость подростков 14 лет г. Кирова (n = 139) и г. Ухты (n = 253) провели по стандартным методикам оценку основных параметров их крови, физического развития и заболеваемости. Проживание подростков в высоких широтах (г. Ухта) в сравнении с их сверстниками из умеренных широт (г. Киров) приводит к увеличению массы тела девушек на 4,7 кг и юношей на 5,8 кг, вызывает увеличение гендерных различий в концентрации гемоглобина и СОЭ и увеличивает общую заболеваемость.
Ключевые слова: высокие широты; подростки; масса тела; концентрация гемоглобина; СОЭ; заболеваемость
Для корреспонденции: Кузнецова Дарья Александровна (kdashik@mail . ru . ) .
77