Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПОСЕЩАЮЩИХ ДЕТСКОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ'

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПОСЕЩАЮЩИХ ДЕТСКОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
186
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кравцива А.В., Прошина Д.А., Бекезин В.В.

Контроль за здоровьем детей дошкольного возраста - приоритетное направление современной системы здравоохранения. Согласно многочисленным исследованиям задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. В статье, по итогам обследования 30 детей в возрасте от 6 до 7 лет, представлены результаты комплексной сравнительной оценки показателей их физического и нервно-психического развития в зависимости от психического здоровья. Обучение детей группы коррекции по адаптированной образовательной программе в течение 6 месяцев сопровождается улучшением показателей нервно-психического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кравцива А.В., Прошина Д.А., Бекезин В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ASSESSMENT OF PHYSICAL AND PSYCHOMOTOR DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN ATTENDING PRESCHOOL INSTITUTIONS

Monitoring the health of preschool children is a priority in the modern health care system. According to numerous studies, mental retardation is one of the most common forms of mental illness in childhood. The article, based on the results of a survey of 30 children aged 6 to 7 years, presents the results of a comprehensive comparative assessment of the indicators of their physical and neuropsychic development, depending on mental health. Teaching children of the correction group according to an adapted educational program for 6 months is accompanied by an improvement in the indicators of neuropsychic development.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПОСЕЩАЮЩИХ ДЕТСКОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ»

УДК 616.89-002-053.5 DOI: 10.37903/SMA.2021.2.15

□ СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПОСЕЩАЮЩИХ ДЕТСКОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Кравцива А.В., Прошина Д.А., Бекезин В.В.

Научный руководитель - д.м.н., профессор Бекезин В.В.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28. kravtsiva1999@bk. ru - Кравцива А. В.

Резюме. Контроль за здоровьем детей дошкольного возраста - приоритетное направление современной системы здравоохранения. Согласно многочисленным исследованиям задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. В статье, по итогам обследования 30 детей в возрасте от 6 до 7 лет, представлены результаты комплексной сравнительной оценки показателей их физического и нервно-психического развития в зависимости от психического здоровья. Обучение детей группы коррекции по адаптированной образовательной программе в течение 6 месяцев сопровождается улучшением показателей нервно-психического развития.

Ключевые слова: задержка психического развития, дошкольный возраст, физическое развитие, нервно-психическое развитие, адаптированная образовательная программа.

□ COMPARATIVE ASSESSMENT OF PHYSICAL AND PSYCHOMOTOR DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN ATTENDING PRESCHOOL INSTITUTIONS

Kravtsiva A. V, Proshina D.A., Bekezin V.V.

Scientific adviser - Bekezin V.V., MD, PhD.

Smolensk State Medical University, 28, Krupskoj st., Smolensk, 214019, Russia kravtsiva1999@bk.ru - Kravtsiva A.V.

Abstract. Monitoring the health of preschool children is a priority in the modern health care system. According to numerous studies, mental retardation is one of the most common forms of mental illness in childhood. The article, based on the results of a survey of 30 children aged 6 to 7 years, presents the results of a comprehensive comparative assessment of the indicators of their physical and neuropsychic development, depending on mental health. Teaching children of the correction group according to an adapted educational program for 6 months is accompanied by an improvement in the indicators of neuropsychic development.

Keywords: mental retardation, preschool age, physical development, neuropsychiatric development, adapted educational program.

Введение. Проблема задержки психического развития (ЗПР) актуальна не только для педагогов, дефектологов и психологов, но и для педиатров, психиатров и детских неврологов. Данный диагноз устанавливается детям до младшего школьного возраста, в более старшем возрасте признаки недоразвития психических функций свидетельствуют об умственной отсталости [3].

Распространенность ЗПР составляет 8-10% в общей структуре психических расстройств. В.А. Чвякин отмечает, что пик выявляемости задержки психического развития приходится на дошкольный возраст [10]. По данным Власовой Т.А., среди детей дошкольного возраста встречаемость ЗПР составляет 5%, а в младшем школьном - 4-8%. Количество детей с данной патологией неуклонно растет и в настоящий момент достигает 25% среди детского населения [8, 9]. Согласно многочисленным исследованиям, задержка психического развития у мальчиков диагностируется в несколько раз чаще по сравнению с девочками [7].

Задержка психического развития - нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста [4]. Для ЗПР характерно неравномерное формирование процессов познавательной деятельности, что обусловлено недоразвитием речи и мышления, а также расстройствами в эмоционально-волевой сфере.

В соответствии с медицинской классификацией Лебединской К.С. различают четыре варианта ЗПР: конституциональный, соматогенный, психогенный и церебрально-органический. Перечисленные клинические варианты различаются особенностями структуры и соотношения главных компонентов данной патологии: преобладание интеллектуальных или эмоциональных нарушений. Из представленных выше вариантов чаще встречается церебрально-органический [6].

Для комплексной оценки состояния здоровья детей используются показатели их физического и психомоторного развития. Физическое развитие (ФР) является объективным показателем и представляет собой динамический процесс морфологического и функционального развития организма. Уровень ФР определяется для каждого нормативного возрастного периода [2]. Нервно-психическое развитие (НИР) ребенка - это совершенствование его интеллектуальных и двигательных навыков, отражающее способность к адекватному взаимодействию с окружающей средой. НИР - один из основных показателей зрелости нервной системы и нормального развития детей. Оценка проводится на двух уровнях: психическом и моторном. На первом уровне выделяют подуровни «развитие речи» и «социальная адаптация». На втором уровне - подуровни «общая деятельность» и «мелкая моторика» [5, 11].

Задержка психического развития может быть потенциально обратима при условии своевременно начатого, комплексного, непрерывного и системного коррекционно-развивающего обучения.

Цель - проведение контролируемого исследования для динамической оценки показателей физического и нервно-психического развития детей дошкольного возраста группы коррекции (дети с ЗПР) на фоне реализации адаптированной образовательной программы.

Материалы и методы. Исследование проводилось на базе МБДОУ Детский сад №77 «Золотая рыбка» г. Брянска. Методом простой случайной выборки в исследование были включены 30 детей дошкольного возраста (6-ти лет). Дети были разделены на две группы: 1-я группа (группа коррекции - дети с задержкой психического развития) и 2-я группа (контрольная группа - дети, развивающиеся в соответствии с возрастной нормой). Для оценки физического развития были использованы центильные таблицы основных антропометрических показателей: рост (см), масса тела (кг), окружность грудной клетки (см) и окружность головы (см) [1]. Показатели нервно-психического развития анализировались по 5 областям: моторное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное и художественное развитие (в каждой области оценивалось по нескольку критериев).

На 1 -м этапе было проведено сравнительное исследование физического и нервно-психического развития детей 1 -й и 2-й групп.

На 2-м этапе показатели НПР определялись в динамике у детей 2-й группы на фоне реализации адаптированной образовательной программы.

Адаптированная образовательная программа, предназначенная для детей в возрасте от 5 до 7 лет с ЗПР, была разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ № 1155 от 17.10.2013 г.). Целью программы является всестороннее развитие ребёнка, включающее освоение предметно-практической и продуктивной деятельности, сенсорное развитие, формирование диалогической и монологической речи, развитие навыков общения; формирование элементарных математических представлений, навыков игровой деятельности, предпосылок к учебной деятельности, а также сохранение и укрепление здоровья. Эти задачи реализуются с помощью различных методов работы с детьми: наглядный (предметные и сюжетные картинки), словесный (комментирование собственных действий), практический (угадывание предметов на ощупь), игровой (инсценировки,

театрализация) и репродуктивный (повторение, объяснение). В рамках программы предусмотрен индивидуальный подход к каждому ребенку, что обеспечивает эффективность обучения и позволяет успешно подготовить ребенка с ЗИР к школе [12].

При статистической обработке полученных данных использовали описательную статистику (М, g). Для оценки значимости различия между средними величинами показателей ФР применяли однофакторный дисперсионный анализ. Значимость различия между частотой встречаемости (%) качественных показателей НИР в динамике определялась с помощью критерия Хи-квадрат. За критический уровень значимости принимали значение достоверности - р <0,05. В исследовании использовали пакет статистических программ Microsoft Excel.

Результаты исследования и их обсуждения.

Результаты исследования показали, что параметры физического развития у детей 1 -й и 2-й групп между собой достоверно не отличались (табл. 1).

Таблица 1. Основные показатели ( жзического развития (ФР) у обследованных детей

Группы Показатели ФР

рост, М ± о масса, М ± о ОГК, М ± о ОГ, М ± о

1-я группа (n=15) И8,9±6Д9 21,7±2,89 57,2±2,54 52,1±1,4

2-я группа (n=15) 117,5±5,51 22±2,25 57,8±1,56 52,4±0,91

Нервно-психическое развитие у детей 1-й и 2-й групп оценивалось в рамках 5 областей (сфер). Сфера «Моторное развитие» включала 3 показателя: «Различает, называет и показывает», «Самостоятельно выполняет основные виды движения», «Демонстрирует простые действия». В сферу «Речевое развитие» были включены следующие критерии: «Способы и средства общения», «Грамматическая правильность речи» и «Формирование словаря». Сфера «Социально-коммуникативное развитие» - это «Волевые качества», «Интерес к учебе» и «Осознанное отношение к правилам безопасности». Сфера «Познавательное развитие» была представлена критериями «Формирование элементарных математических представлений», «Исследовательская деятельность» и «Ознакомление с окружающим миром». В последнюю очередь оценивалось «Художественное развитие» по 2 показателям: «Приобщение к искусству» и «Конструктивная деятельность». Применительно к каждому показателю (критерию) выделялись 3 уровня развития: низкий, средний и высокий.

Результаты сравнительной оценки нервно-психического развития детей 1 -й и 2-й групп, представленные в таблице 2, показали, что более низкие (р<0,05) уровневые оценки в областях «Моторное развитие», «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие» регистрировались у детей 1 -й группы.

Таблица 2. Уровневая оценка показателей НПР у обследованных детей_

Показатель НПР Уровень развития Группы

1-я группа (n=15), (абс. число,%) 2-я группа (n=15) (абс. число, %)

Моторное развитие

«Различает, называет и показывает органы чувств; знает об их функции» Низкий 3 (20%) 0 (0%)

Средний 8 (53%) 4 (27%)

Высокий 4 (27%)* 11 (73%)*

«Самостоятельно выполняет основные виды движения, например, прыжки в длину» Низкий 2 (13%) 0 (0%)

Средний 9 (60%) 4 (27%)

Высокий 4 (27%)* 11 (73%)*

«Демонстрирует простые действия персонажей» Низкий 5 (33%)* 0 (0%)*

Средний 7 (47%) 5 (33%)

Высокий 3 (20%)* 10 (67%)*

Речевое развитие

«Конструктивные способы и средства общения с окружающими» Низкий 0 (0%) 0 (0%)

Средний 10 (67%) 6 (40%)

Высокий 5 (33%) 9 (60%)

«Грамматическая правильность речи» Низкий 0 (0%) 0 (0%)

Средний 10 (67%%) 9 (60%)

Высокий 5 (33°%) 6 (40%)

«Формирование словаря» Низкий 0 (0°%) 0 (0%)

Средний 9 (60%) 9 (60%)

Высокий 6 (40%) 6 (40%)

Социально-коммуникативное развитие

«Волевые качества, организованность, дисциплинированность» Низкий 2 (13%) 0 (0%)

Средний 9 (60%)* 3 (20%)*

Высокий 4 (27%)* 12 (80%)*

«Интерес к учебной деятельности, желание учиться в школе» Низкий 3 (20%) 1 (7%)

Средний 10 (67%)* 2 (13%)*

Высокий 2 (13%)* 12 (80%)*

«Осознанное отношение к выполнению правил безопасности» Низкий 4 (27%) 1 (7%)

Средний 8 (53%) 3 (20%)

Высокий 3 (20%)* 11 (73%)*

Познавательное развитие

«Формирование элементарных математических представлений» Низкий 5 (33%) 1 (7%)

Средний 7 (47%) 5 (33%)

Высокий 3 (20%)* 9 (60%)*

«Развитие исследовательской деятельности» Низкий 4 (27%) 1 (7%)

Средний 8 (53%) 6 (40%)

Высокий 3 (20%) 8 (53%)

«Ознакомление с предметами окружающего мира» Низкий 0 (0%) 0 (0%)

Средний 12 (80%)* 3 (20%)*

Высокий 3 (20%)* 12 (80%)*

Художественное развитие

«Изобразительная деятельность» Низкий 0 (0%) 0 (0%)

Средний 8 (53%) 3 (20%)

Высокий 7 (47%) 12 (80%)

«Конструктивная модельная деятельность» Низкий 3 (20%) 1 (7%)

Средний 8 (53%) 5 (33%)

Высокий 4 (27%) 9 (60%)

Примечание: * - достоверность различий между частотой встречаемости различных уровней развития НПР детей 1-й и 2-й групп

Для обучения детей с задержкой психического развития в детском дошкольном учреждении предусмотрена адаптированная образовательная программа с целью коррекции имеющихся расстройств. Необходимость использования данной программы у детей 1-й группы подтвердилась в ходе исследования (табл. 2). В реализации программы в детском саду участвуют учитель-дефектолог, учитель-логопед и воспитатель (формы занятий -индивидуальные (по показаниям) и групповые). тельной программе в течение 6 месяцев, после чего была проведена повторная оценка показателей нервно-психического развития (после коррекции). Полученные результаты динамических изменений показателей НПР у детей 1 -й группы представлены в таблице 3.

Таблица 3. Уровневая оценка показателей НПР у детей 1-й группы в динамике на фоне применения адаптированной образовательной программы_

Показатель НПР Уровень развития До коррекции (абс. число, %) (п=15) Через 6 месяцев после коррекции (абс. число,%)) (п=15)

Моторное развитие

«Различает, называет и показывает органы чувств; знает об их функции» Низкий 3 (20%) 1 (7%)

Средний 8 (53%) 9 (60%)

Высокий 4 (27%) 5 (33%)

«Самостоятельно выполняет основные виды движения, например, прыжки в длину» Низкий 2 (13%) 0 (0%)

Средний 9 (60%) 6 (40%)

Высокий 4 (27%) 9 (60%)

«Демонстрирует простые действия персонажей» Низкий 5 (33%) 2 (13%)

Средний 7 (47%) 9 (60%)

Высокий 3 (20%) 4 (27%)

Речевое развитие

«Конструктивные способы и средства общения с окружающими» Низкий 0 (0%) 0 (0%%)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Средний 10 (67%%) 8 (53%%)

Высокий 5 (33%%) 7 (47%%)

«Грамматическая правильность речи» Низкий 0 (0%%) 0 (0%%)

Средний 10 (67%%) 10 (67%%)

Высокий 5 (33%%) 5 (33%%)

«Формирование словаря» Низкий 0 (0%%) 0 (0%%)

Средний 9 (60%%) 9 (60%%)

Высокий 6 (40%%) 6 (40%%)

Социально-коммуникативное развитие

«Волевые качества, организованность, дисциплинированность» Низкий 2 (13%%) 1 (7%%)

Средний 9 (60%%) 8 (53%%)

Высокий 4 (27%%) 6 (40%%)

«Интерес к учебной деятельности, желание учиться в школе» Низкий 3 (20%%) 2 (13%%)

Средний 10 (67%%) 9 (60%%)

Высокий 2 (13%%) 4 (27%%)

«Осознанное отношение к выполнению правил безопасности» Низкий 4 (27%%) 2 (13%%)

Средний 8 (53%%) 8 (53%%)

Высокий 3 (20%%) 5 (33%%)

Познавательное развитие

«Формирование элементарных математических представлений» Низкий 5 (33%%) 3 (20%%)

Средний 7 (47%%) 7 (47%%)

Высокий 3 (20%%) 5 (33%%)

«Развитие исследовательской деятельности» Низкий 4 (27%%) 3 (20%%)

Средний 8 (53%%) 8 (53%%)

Высокий 3 (20%%) 4 (27%%)

«Ознакомление с предметами окружающего мира» Низкий 0 (0%%) 0 (0%%)

Средний 12 (80%%) 9 (60%%)

Высокий 3 (20%%) 6 (40%%)

Художественное развитие

«Изобразительная деятельность» Низкий 0 (0%%) 0 (0%%)

Средний 8 (53%%) 6 (40%%)

Высокий 7 (47%%) 9 (60%%)

«Конструктивная модельная деятельность» Низкий 3 (20%%) 2 (13%%)

Средний 8 (53%%) 8 (53%%)

Высокий 4 (27%%) 5 (33%%)

Несмотря на то, что по результатам исследований достоверных различий в динамике между уровневыми оценками показателей НПР у детей 1 -й группы выявлено не было, тем не менее отчетливо регистрировалась положительная динамика в росте частоты регистрации высокоуровневых показателей.

Заключение. Таким образом, различий в физическом развитии у детей дошкольного возраста с исходным разным уровнем НПР в исследовании выявлено не было. Комплексный анализ уровневой оценки показателей НПР подтвердил более низкие (р<0,05) их значения в областях «Моторное развитие», «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие» у детей из группы коррекции (1 -я группа).

Использование адаптированной образовательной программы в течение 6 месяцев у детей группы коррекции улучшает уровневые показатели во всех сферах НПР, не достигая при этом уровней детей контрольной группы. С целью улучшения показателей НПР рекомендован комплексный пролонгированный (не менее 1 года) подход в коррекции имеющихся нарушений с участием педиатров, детских неврологов, детских психологов, психиатров, логопедов, дефектологов и родителей. Литература

1. Васильева Е.И. Физическое и психомоторное развитие детей. - Иркутск: ИГМУ, 2012. -74 с.

2. Мануева Р. С. Физическое развитие детей и подростков. Показатели. Методы оценки: Учебное пособие. - Иркутск: ИГМУ, 2018. - 52 с.

3. Максимова С.Ю., Бек-Авшаров А.О., Кошелева М.В. Изучение особенностей физического развития дошкольников 6-7 лет с ЗПР// Ученые записки. - 2009. - №8. - С. 83 -86.

4. Скоромец А.П., Семичова И.Л. Задержки психического развития у детей и принципы их коррекции // Лечащий врач. - 2011. - № 5. - С. 47-51.

5. Ткачук Е.А., Мартынович Н.Н. Оценка нервно-психического развития детей и основные клинические проявления нарушений со стороны нервной системы: Учебное пособие. -Иркутск: Сетевой институт дополнительного профессионального образования, 2020. - 75 с.

6. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. - Балашов: «Николаев», 2004. - 68 с.

7. Филиппова Н.В., Барыльник Ю.Б., Исмайлова А.С. Современный взгляд на задержку психического развития// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - №10. - С. 256-262.

8. Филиппова Н.В., Барыльник Ю.Б., Бачило Е.В., Исмайлова А.С. Эпидемиология нарушений психического развития в детском возрасте// Российский психиатрический журнал. - 2015. - №6. - С. 45-51.

9. Филиппова Н.В., Кормилицина А.С. Эпидемиологические аспекты нарушений психического развития в детском возрасте// Бюллетень медицинских Интернет-конференций. - 2016. - Т.6. - №6. - С. 1274-1276.

10. Чвякин В.А., Киселева Н.С. Психология детей с задержкой психического развития: Учебно-методическое пособие. - М.: МРСЭИ, 2014. - 92 с.

11. Шутова Н.В., Суворова О.В., Архипова М.В. Комплексная диагностика психомоторного развития дошкольников в условиях онто- и дизонтогенеза// Перспективы науки и образования. - 2019. - № 3. - С. 300-314.

12. Адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.ds396.ru/files/adaptirolvannaya-programma-zpr.pdf (дата обращения: 07.04.21)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.