Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА АВИАКОМПАНИЙ "АЭРОФЛОТ" И LUFTHANSA: ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ УСЛУГИ И ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ'

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА АВИАКОМПАНИЙ "АЭРОФЛОТ" И LUFTHANSA: ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ УСЛУГИ И ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
438
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВИАКОМПАНИЯ / АЭРОФЛОТ / LUFTHANSA / ПРИБЫЛЬ / ПАССАЖИРООБОРОТ / AIRLINE / AEROFLOT / PROFIT / PASSENGER TURNOVER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волохов Александр Владимирович

В данной статье производится сравнительная оценка деятельности таких авиакомпаний, как «Аэрофлот» и Lufthansa. Автор приходит к выводу, что «Аэрофлот» предлагает более широкий спектр услуг для своих клиентов. Помимо этого, российский перевозчик также демонстрирует лучшую динамику по увеличению ключевых экономических показателей. Однако Lufthansa обеспечивает на своих рейсах большую загрузку. Для увеличения занятости пассажирских кресел авиакомпании «Аэрофлот» предлагаются специальные рекомендации, составленные автором. Практическая значимость проведенного исследования состоит в возможности применения предложенного сравнения авиакомпаний для выявления сильных и слабых сторон как отечественных, так и зарубежных перевозчиков. Статья будет интересна специалистам авиакомпаний, желающих увеличить свой пассажирооборот.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ESTIMATION OF AEROFLOT AND LUFTHANSA AIRLINES: DYNAMICS OF DEVELOPMENT, PROVIDED SERVICES AND ASSESSMENT OF ECONOMIC INDICATORS

This article provides a comparative assessment of the activities of such airlines as Aeroflot and Lufthansa. The author concluded that Aeroflot offers a wider range of services to its customers. The Russian carrier also shows the best dynamics in terms of increasing key economic indicators. However, the German carrier can be characterized by a high degree of seat occupancy on its flights. To increase the occupancy of passenger seats of the Aeroflot the author offers a set of recommendations. The practical significance of the research consists in applying the comparison of carriers for identifying domestic or international company's strengths and weaknesses. The article will be useful for airlines' specialists who want to increase the company's passenger turnover.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА АВИАКОМПАНИЙ "АЭРОФЛОТ" И LUFTHANSA: ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ УСЛУГИ И ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ»

ЭКОНОМИКА, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРАВО

Том 10 • Номер 8 • Август 2020 ISSN 2222-534Х Journal of Economics, Entrepreneurship and Law

>

Первое

экономическое издательство

сравнительная оценка авиакомпаний «Аэрофлот» и Lufthansa: динамика развития, предоставляемые услуги и оценка экономических показателей

Волохов А.В. 1

1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия

АННОТАЦИЯ:_

В данной статье производится сравнительная оценка деятельности таких авиакомпаний, как «Аэрофлот» и Lufthansa. Автор приходит к выводу, что «Аэрофлот» предлагает более широкий спектр услуг для своих клиентов. Помимо этого, российский перевозчик также демонстрирует лучшую динамику по увеличению ключевых экономических показателей. Однако Lufthansa обеспечивает на своих рейсах большую загрузку. Для увеличения занятости пассажирских кресел авиакомпании «Аэрофлот» предлагаются специальные рекомендации, составленные автором. Практическая значимость проведенного исследования состоит в возможности применения предложенного сравнения авиакомпаний для выявления сильных и слабых сторон как отечественных, так и зарубежных перевозчиков. Статья будет интересна специалистам авиакомпаний, желающих увеличить свой пассажирооборот.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: авиакомпания, Аэрофлот, Lufthansa, прибыль, пассажирооборот

Comparative estimation of Aeroflot and Lufthansa airlines: dynamics of development, provided services and assessment of economic indicators

Volokhov A.V. 1

1 Financial University under the Government of the Russian Federation, Russia

введение. Актуальность темы исследования и постановка задач

Роль воздушных перевозок в развитии мировой экономики на сегодняшний день достаточно высока. Несмотря на многочисленные экономические кризисы, авиакомпаниям в течение 10 последних лет удалось в 1,5 раза увеличить свой пассажиропоток.

Глобализация мировой экономики тесно связана с развитием воздушных перевозок [16] №есепко, Раткк1то\1ск, 2020). Развитие воздушных перевозок способствует увеличению мобильности населения. Авиаперевозки характеризуются своей высокой скоростью, а также значительной дальностью беспосадочных перелетов.

Актуальность темы исследования определяется необходимостью модернизации рынка гражданских перевозок России. Многие эксперты отмечают, что отечественный рынок все еще находится на стадии развития с конца прошлого века. Сравнение основного отечественного перевозчика с крупным европейским позволит выявить ключевые моменты, на которые необходимо обратить внимание «Аэрофлоту» для модернизации своей деятельности, а следовательно, и внутреннего рынка в целом [7] (Prosvirina, 2020).

Научная гипотеза заключается в том, что увеличение спектра предлагаемых авиакомпанией услуг ведет к росту спроса на ее услуги.

Целью проведенного исследования является выявление сходств и различий в работе авиакомпаний «Аэрофлот» и Lufthansa.

Были поставлены следующие задачи для достижения установленной цели:

1. Выявить основных конкурентов для авиакомпаний на внутренних рынках.

2. Рассмотреть предоставляемые услуги исследуемых компаний.

3. Оценить экономические показатели работы авиаперевозчиков.

Научная новизна исследования состоит в том, что автором предложены рекомендации по увеличению пассажирской загрузки на рейсах авиакомпании «Аэрофлот». К ним относятся: снижение тарифов на перевозки, предоставление скидок для определенных категорий граждан, снижение требований для получения элитных уровней программы «Аэрофлот Бонус» и расширение чартерной программы авиакомпании.

ABSTRACT:_

This article provides a comparative assessment of the activities of such airlines as Aeroflot and Lufthansa. The author concluded that Aeroflot offers a wider range of services to its customers. The Russian carrier also shows the best dynamics in terms of increasing key economic indicators. However, the German carrier can be characterized by a high degree of seat occupancy on its flights. To increase the occupancy of passenger seats of the Aeroflot the author offers a set of recommendations. The practical significance of the research consists in applying the comparison of carriers for identifying domestic or international company's strengths and weaknesses. The article will be useful for airlines' specialists who want to increase the company's passenger turnover

KEYWORDS: airline, Aeroflot, Lufthansa, profit, passenger turnover

JEL Classification: L91, L93, L99 Received: 25.07.2020 / published: 31.08.2020

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers

For correspondence: Volokhov A.V. (vo1okhova1exander0yandex.ru)

CITATION:_

Volokhov A.V. (2020) Sravnitelnaya otsenka aviakompaniy «Aeroflot» i Lufthansa: dinamika razvitiya, predostavlyaemye uslugi i otsenka ekonomicheskikh pokazateley [Comparative estimation of Aeroflot and Lufthansa airlines: dynamics of development, provided services and assessment of economic indicators]. Ekonomika, predprinimatelstvo i pravo. 10. (8). - 2275-2290. doi: 10.18334/epp.10.8.1 10706

динамика развития «Аэрофлота» и Lufthansa

«Аэрофлот» сегодня - это самая большая отечественная авиакомпания на всем постсоветском пространстве. Наряду с тремя своими дочерними компаниями «Россия», «Аврора» и «Победа», «Аэрофлот» образует Группу «Аэрофлот», являющуюся крупнейшим авиационным холдингом в СНГ [5] (Dontsova, Volokhov, Moтkovkin, 2020).

История авиакомпании начинается в начале прошлого века, почти одновременно с созданием дня гражданской авиации СССР в 1923 году, что делает «Аэрофлот» одним из старейших авиаперевозчиков во всем мире (табл. 1).

Таблица 1

старейшие авиакомпании мира

название авиакомпании страна происхождения Год основания

KLM Нидерланды 1919

Avianca Колумбия 1919

Qantas Австралия 1920

Аэрофлот Россия 1923

Czech Airlines Чехия 1923

Finnair Финляндия 1923

Delta Air Lines США 1924

Air Serbia Сербия 1927

Iberia Испания 1927

Tajik Air Таджикистан 1930

Источник: Старейшие авиакомпании мира. Business Traveller. URL: //www.businesstraveller.com. ru/news/stareyshie-aviakompanii-mira/ (дата обращения: 27.07.2019).

Менее 20 лет понадобилось «Аэрофлоту», чтобы занять свое почетное место в элите мировой авиации. В конце 30-х годов отечественный авиаперевозчик становится крупнейшей авиакомпанией мира.

Во время Второй мировой войны все пассажирские перевозки вынужденно были приостановлены по решению правительства. Многие летчики ушли на фронт, самолеты авиакомпании стали обслуживать Красную Армию. Воздушные суда стали транспортировать продукты питания и вооружения по Советскому Союзу.

ОБ АВТОРЕ:_

Волохов Александр Владимирович, магистрант факультета международных экономических отношений (vo1okhova1exander0yandex.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Волохов А.В. Сравнительная оценка авиакомпаний «Аэрофлот» и Lufthansa: динамика развития, предоставляемые услуги и оценка экономических показателей // Экономика, предпринимательство и право. -2020. - Том 10. - № 8. - С. 2275-2290. doi: 10.18334/epp.10.8.1 10706

По окончании войны гражданские полеты возобновляются. Авиакомпания выполняет самые протяженные мировые маршруты: трансатлантические и трансконтинентальные. В парке авиакомпании появляются первые в мире реактивные и сверхзвуковые самолеты (Ту-104 и Ту-144 соответственно). К 1990 году авиакомпания становится безоговорочным мировым лидером по объему воздушных перевозок.

Распад СССР ознаменовал распад гражданского флота страны. В России образовалось несколько сотен перевозчиков. Благодаря государству, которое владеет 51% акций компании, «Аэрофлот» смог избежать банкротства и превратился в национального перевозчика [8] (Sobolev, 2018).

Глобальный экономический кризис 2008-2009 годов оказал существенное влияние на деятельность авиакомпании. Изменения в управленческой команде, вынужденное сокращение штата сотрудников, масштабное обновление флота способствовали преодолению экономических трудностей перевозчика.

«Аэрофлот» сегодня - это авиакомпания, обладающая одним из самых молодых парков самолетов. Парк воздушных судов насчитывает 246 единиц со средним возрастом эксплуатации, равным 5 лет. Детализация по моделям воздушных судов приведена в таблице 2.

Таблица 2

самолетный парк «Аэрофлота»

тип воздушного судна количество

B777 19

B737 47

A350 1

A330 18

A321 33

A320 74

SSJ-100 54

Всего 246

Источник: Самолетный парк. Аэрофлот - российские авиалинии. URL: //https://www.aeroflot. ru/ru-ru/flight/plane_park (дата обращения: 27.07.2020).

Исходя из анализа типов самолетов, находящихся в использовании авиакомпании, можно сделать вывод о том, что 85% всех самолетов предназначены для выполнения региональных и ближнемагистральных рейсов, в то время как на рейсах средней и дальней протяженности сосредоточено 15% авиапарка компании.

Самолетный парк авиакомпании активно модернизируется с появлением на рынке новых моделей, более вместительных и экономичных [14] (Norris, 2017). Компания активно поддерживает разработку российских самолетов. «Аэрофлот» - крупнейший заказчик отечественного ближнемагистрального самолета 8икЬо1 Бирег^е! 100 и сред-

немагистрального «МС-21» [1] (Bazikova, 2018). Авиакомпания планирует ввести в строй около 100 новых единиц данных судов до конца 2026 года.

«Аэрофлот» на сегодняшний день является основным российским перевозчиком [9] (Tikhonov, 2020). За 2019 год компания перевезла 37 млн пассажиров. Национальный перевозчик превосходит в данном показателе своего основного конкурента - S7 Airlines - в 2,5 раза1.

Lufthansa German Airlines, или сокращенно Lufthansa - немецкий флагманский авиаперевозчик. Вместе с авиакомпаниями SWISS, Austrian Airlines образует группу Lufthansa Group.

Авиакомпания начинает свою историю с 1926 года. За довольно короткий период объем коммерческих авиаперевозок авиакомпании достиг рекордных показателей для Европы. Размер флота в 30-х годах прошлого столетия достигал 162 единицы.

С наступлением Второй мировой войны коммерческая деятельность компании была почти полностью приостановлена. Наибольшая часть самолетов была направлена на выполнение военных задач, в то время как остальные продолжали выполнять рейсы внутри Европы. По окончании войны деятельность компании была приостановлена решением союзнической администрации.

Весной 1955 года Lufthansa возобновляет свое существование и вступает в реактивную эру, вводя в эксплуатацию современные воздушные суда.

Крупнейший послевоенный экономический кризис в 1992-1997 годах авиакомпания преодолевает за счет программы реабилитации: реформация и реструктуризация деятельности. Принадлежавшие ранее государству авиалинии подверглись приватизации, подразделения, отвечавшие за грузоперевозки, ремонт и техническое обслуживание, стали самостоятельными единицами.

В 1997 году Lufthansa совместно с такими перевозчиками, как Air Canada, Thai Airways, SAS и United Airlines, создает первый в мире авиационный альянс, получивший название Star Alliance.

Самолетный парк авиакомпании Lufthansa превосходит аналогичный парк «Аэрофлота» на 118 единиц, как мы видим из таблицы 3. Значительную часть парка немецкого перевозчика составляют дальнемагистральные самолеты.

Воздушные лайнеры Lufthansa на 70% от числа всего самолетного парка состоят из судов, предназначенных для выполнения региональных и ближнемагистральных перевозок, и на 30% - для выполнения дальнемагистральных перевозок.

Авиакомпания, так же, как и «Аэрофлот», вносит вклад в развитие авиационной промышленности страны. Конечно, в Германии не производится своего национального воздушного судна, как в России, но на заводе в Гамбурге, например, производится сборка самолетов Airbus, которые составляют значительную долю самолетного парка авиакомпании сегодня [13] (Mazaud, 2020).

1 Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация). URL: https://www.favt.ru/dejatelnost-vozdushnye-perevozki-perevozki-passazhirov (дата обращения: 28.07.2020)

Таблица 3

Самолетный парк Lufthansa

тип воздушного судна количество тип воздушного судна количество

A319 30 A350 15

A320 95 A380 14

A321 68 B747 32

A330 15 Bombardier CRJ 35

A340 34 Embraer 26

Источник: Lufthansa Group. Annual Report 2019. URL: https://investor-relations.lufthansagroup. com/fileadmin/downloads/en/financial-reports/annual-reports/LH-AR-2019-e.pdf (дата обращения: 22.07.2020).

На немецком рынке гражданских перевозок присутствуют только 15 местных перевозчиков, причем один из них, Eurowings, входит в Lufthansa Group. Из оставшихся 13 перевозчиков 7 являются чартерными авиакомпаниями, а остальные 6 занимаются бизнес-, лоу-кост- и местными перевозками. Данное деление перевозчиков позволяет Lufthansa поистине называться национальным перевозчиком страны.

структура предоставляемых услуг «Аэрофлота» и Lufthansa

Миссия любой авиакомпании - это превосходное выполнение предоставляемых ею услуг для потребителя. Безопасность и комфорт являются основными приоритетам воздушных перевозчиков.

Чтобы авиакомпании оставались востребованы на рынке гражданских перевозок, им приходится бороться за своих клиентов. Для этого необходимо доказать, что именно их авиакомпания предлагает самый широкий спектр предоставляемых услуг, как при обслуживании в аэропорту, так и на борту самолета.

Обратившись к таблице 4, можно сделать вывод о том, что авиакомпании «Аэрофлот» и Lufthansa предлагают широкий спектр услуг для своих пассажиров до отлета, во время полета и по его завершении.

Немецкий перевозчик предлагает большее количество направлений для перелетов. Данный факт подтверждается наличием в парке авиакомпании 110 дальнемаги-стральных самолетов. В «Аэрофлоте» таких воздушных судов насчитывается только 38 и они используются только для полетов на Дальний Восток, в Азию, Северную и Центральную Америку. Помимо рейсов в Азию, Северную и Центральную Америку, Lufthansa использует самолеты, предназначенные для путешествий на дальние расстояния, в Южную Америку, Австралию и Африку [12] (Li, Chai, Liu, 2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обе исследуемые авиакомпании позволяют своим пассажирам пройти регистрацию заблаговременно удобными для путешественников способами.

Что касается классов обслуживания пассажиров, то помимо привычных экономических и бизнес-классов, Lufthansa предлагает своим клиентам также перелеты пер-

Таблица 4

сравнение услуг, предоставляемых «Аэрофлотом» и Lufthansa

«аэрофлот» lufthansa

Сравнение предполетных процедур

Онлайн-регистрация + +

Доступ к онлайн-регистрации За 24 часа до вылета За 23 часа до вылета

Наличие мобильного приложения для самостоятельной регистрации + +

SMS-уведомление о статусе рейса + +

Выбор места + +

Условия для полета лиц с ограниченными возможностями + +

Ручная кладь Размеры: 55x40x23 см Вес: 10 кг Размеры: 55x40x23 см Вес: 8 кг

Уведомление о номере багажной ленты при выдаче багажа Франкфурт-на-Майне, Мюнхен, Штутгарт, Милан

Розыск багажа онлайн + +

Залы ожидания повышенной комфортности + +

Наличие субсидированных перевозок по отдельным регионам + -

Услуги на борту

Количество классов обслуживания 2 3

Развлечения на борту Фильмы, сериалы, ТВ, видеоклипы, аудиокниги, музыка, игры Фильмы, сериалы, ТВ, аудиокниги, музыка

Интернет на борту + +

Наличие специального питания + +

Количество видов специального питания 17 15

Шопинг на борту + +

Предзаказ товаров до вылета с доставкой их на борт + +

Повышение класса обслуживания + +

Премирование пассажиров

Программа лояльности для клиентов + +

Возможность накопления бонусов при использовании услуг партнеров программы + +

Специальные предложения при покупке билетов для участников программы - -

Корпоративная бонусная программа + +

Прочее

Возможность бронирования не только авиабилетов (аренда машин, подбор отелей) + +

Окончание табл. 4

«Аэрофлот» Lufthansa

Бронирование экскурсий через официальный сайт компании - +

Возможность приобретения виртуального подарочного сертификата + -

Страхование путешественника (за дополнительную плату) + +

«Деловой проездной» + -

Комбинированный билет на самолет и поезд + +

Заказ персонального трансфера при бронировании онлайн + +

Покупка международной SIM-карты - +

SMS о приземлении самолета + -

Экологическая политика компании + +

Услуга «Личный адвокат» + -

Покупка авиабилетов в рассрочку + -

Источник: составлено автором на основании информации, предоставленной официальными сайтами авиакомпаний «Аэрофлот» и Lufthansa.

вым классом. Дополнительные услуги на рейсах более распространены у «Аэрофлота». Помимо обширного вида специального меню и таких базовых средств развлечения в полете, как просмотр фильмов и прослушивание музыки, отечественный перевозчик предлагает популярные игры.

оценка экономических показателей работы авиакомпаний

Крупнейшая авиакомпания России образует Группу «Аэрофлот», которая включает в себя 4 отдельных перевозчика. Помимо ключевого игрока, в Группу входят также такие авиакомпании, как «Россия», «Победа» и «Аврора». Обратимся к рисунку 2 и проанализируем динамику их пассажирооборота.

Как видно из годовых отчетов Группы «Аэрофлот», с каждым годом пассажироо-борот компании растет. Темпы роста пассажирооборота достигают значений от 9% в 2019 году и доходят до 15% в 2017 году. Это происходит благодаря увеличению спроса на рейсах таких авиаперевозчиков, как «Аэрофлот» и «Россия», которые обеспечивают суммарно 80% всей нагрузки группы.

Авиакомпания «Аврора» демонстрирует стабильный показатель пассажирооборота на протяжении нескольких лет. Как известно, на Дальнем Востоке авиаперевозки менее развиты, чем в других частях нашей страны. Также перевозчики в Дальневосточном крае не могут предложить своим клиентам рейсы по популярным европейским направлениям напрямую, без пересадки в крупных городах России европейской части. Именно поэтому международные рейсы, осуществляемые в данном регионе, ограничиваются рейсами в некоторые азиатские страны.

40 35 30 25 20 15 10 5 0

2014 2015 2016 2017 2018 2019

Аэрофлот Россия Победа Аврора

Рисунок 2. Увеличение пассажирооборота группы «Аэрофлот» (в млн чел.) Источник: Годовой отчет за 2019 год. Аэрофлот - российские авиалинии. URL: https://ir.aeroflot.

ru/ffleadmin/user_upload/ffles/rus/common_info/gosa_doc_2020/AFLT-ar19-ru_1_.pdf (дата

обращения: 27.07.2020).

Авиакомпания «Победа» позиционирует себя как перевозчик в низком ценовом сегменте. Компания предлагает дешевые билеты для тех, кто способен летать без регистрируемого багажа. За 2014 год бюджетный перевозчик нашел своего клиента. Спрос с 2015-2017 года был неизменен и составлял около 5% всего пассажирооборота Группы «Аэрофлот». В 2018 авиакомпании удалось нарастить пассажирооборот до 7,2 млн пассажиров, а о 2019 - перевезти 10,3 млн человек.

C 2014-2019 годов пассажиры чаще выбирают такие авиакомпании, как «Аэрофлот», «Россия», «Аврора» и «Победа».

Во-пероых, во главе Группы «Аэрофлот» находится государственно-частная компания, которая преалагает перелеты по 152 регуларным направлехиям, что привлекает путешественников.

Во-вторых, российский рынок авиаперевозок характерен своей нестабильностью. Ежегодно признаются банкротами перевозчики, которые долоое время пользовались большой популярностью у населения. Так произошло и с «Трансаэро» в 2015 году, так и с «ВИМ-Авиа», завершившей свои полеты осенью 20177 года. Из-за вынужденного ухода с рынка авиаперевозок крупных компаний отечественные пассажиры практически не имеют выбора. Они вынуждены приобретать билеты у широко известных авиакомпаний, таких ак «Аэрофлот».

В-трельих, на сегодаяшний яень множество авиакомпаний занимаются пррмиро-ванием своих пассажиров [3] (Gorbunov, 2018). В случае с «Аэрофлотом» это бонусная программа «Аэрофлот Бонус», которая позволяет копить мили за счет перелетов регулярными рейсами, использования- совместных банковских карт с банками-парл-нерами авиакомпании, бронирования проживания и даже при простых покупках в магазинах соучастников данной программы [10] (de Jong, Behrens, van Ommeren, 2019). Поставленная, научная гипотеза дринимается.

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

2014 2015 2016 2017 2018 2019

Lufthansa German Airlines SWISS Austrian Airlines

Рисунок 3. Увеличение пассажирооборота группы Lufthansa (Group) (в млн чел.)

Источник: Lufthansa Group. Annual Report 2019. URL: https://investor-relations.lufthansagroup. com/ffleadmin/downloads/en/financial-reports/annual-reports/LH-AR-2019-e.pdf (дата обращения:

22.07.2020).

Немецкий авиаперевозчик Lufthansa также образует свою собственную группу -Lufthansa Group, участниками которой являются Lufthansa German Airlines, SWISS, Austrian Airlines [15] (Redpath, O'Connell, Warnock-Smith, 2017).

Рассмотрим увеличение пассажирооборота группы1 Lufthansa Group. На рисунке 3 можно заметить, что авиакомпании, входящие в группу, уверенно не продемонстрировали высокого роста увеличения пассажиропотока за 2014-2019 годы. Lufthansa German Airlines и SWISS смогли незначительно увеличить свои показатели при сокращении количества своих рейсов. Увеличение спроса на билеты могло быть связано с банкротством крупной немецкой компании Air Berlin в середине 2017 года [11] (Grosche, Klophaus, Seredynski, 2020). В ситуации, как и с банкротством «Трансаэро» и «ВИМ-Авиа» в России, местные пассажиры вынуждены пользоваться услугами крупных перевозчиков.

Если сравнить два графика, то мы заметим их прямую корреляцию, то есть увеличение одной переменной сопровождается увеличением второй. В Группе «Аэрофлот» и Lufthansa Group доминируют основные перевозчики - «Аэрофлот» и Lufthansa, приносящие наибольший доход своим группам. Примечателен тот факт, что данные две компании-лидеры позиционируются как «премиальные» перевозчики. Данные перевозчики предлагают своему клиенту высококачественный сервис, высокочастотную сеть маршрутов с широкой географией полетов, доступ в сеть маршрутов партнеров по альянсам SkyTeam и Star Alliance, удобное расписание, комфортабельные стыковки для международных трансферных пассажиров и молодой парк воздушных судов.

Для анализа процента занятости пассажирских кресел на рейсах авиакомпаний «Аэрофлот» и Lufthansa сравним их показатели занятости, которые представлены в годовых отчетах авиаперевозчиков (табл. 5). Показатель занятости пассажирских кре-

сел «Аэрофлота» с 2014-2019 годов принимает среднее значение в 80%. Российский перевозчик смог увеличить пассажирскую загрузку кресел на 5% в 2017 году по сравнению с 2014 годом, но в последующие периоды не смог его удержать на данном уровне. Lufthansa за тот же период времени увеличила занятость пассажирских кресел на 2,7%, учитывая, что в 2016 году данный показатель уменьшился на 1,7%. Процент занятости пассажирских кресел в мировой отрасли на данный момент составляет 81,2%. Как мы видим, аналогичный показатель Lufthansa превосходит это значение.

Таблица 5

Занятость пассажирских кресел с 2014-2019 годов (в процентах)

Авиакомпания 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Аэрофлот 77,8 78,3 81,4 82,8 80,5 79,2

Lufthansa 80,1 80,4 79,1 80,9 81,3 82,3

Источник: составлено автором на основании информации, предоставленной годовыми отчетами авиакомпаний «Аэрофлот» и Lufthansa.

Таблица 6

Выручка и валовая прибыль Группы «Аэрофлот» за последние 6 лет, в млн руб.

2014 2015 2016 2017 2018 2019

Выручка 319771 415173 495880 532934 611570 677881

Валовая прибыль 177378 231028 283104 293939 403952 454194

Источник: Годовой отчет за 2019 год. Аэрофлот - российские авиалинии. URL: https://

ir.aeroflot.ru/fileadmin/user_upload/files/rus/common_info/gosa_doc_2020/AFLT-ar19-ru_1_.pdf

(дата обращения: 27.07.2020).

Рассмотрим выручку и валовую прибыль «Аэрофлота» и Lufthansa за последние 6 лет.

Оценивая финансовые показатели компаний, можно отметить увеличение дохода от деятельности исследуемых авиакомпаний [6] (Petrashin, 2019). Совокупность полученных средств за исполнение услуг или продажу товаров ежегодно растет. В Группе «Аэрофлот» наибольший скачок роста приходится на 2015 год (табл. 6), когда обанкротилась авиакомпания «Трансаэро». В тот момент основной отечественный авиаперевозчик, выкупив компанию за 1 рубль, получил воздушные судна обанкротившейся компании в свое пользование. Увеличение парка самолетов (также в Группу «Аэрофлот» перешли сотрудники «Трансаэро»), выросший пассажирский спрос - все это увеличило выручку авиакомпании на 30% в 2015 году по сравнению с предыдущим годом. В последующих годах, а именно в 2016 и 2017, компания также демонстрировала рост по данному показателю. Наибольший рост приходился на 2016 и 2018 годы, когда выручка увеличивалась на 19 и 14% соответственно.

Lufthansa Group в исследуемый период также демонстрировала рост выручки, за исключением 2018 года (табл. 7). Максимальный годовой прирост приходится на 2015

год и составляет 7%. Процент роста выручки немецкого перевозчика ниже, чем российского. Это объясняется значительной конкуренцией в данной отрасли на европейском рынке.

Таблица7

Выручка и валовая прибыль Lufthansa Group за последние 6 лет, в млн евро

2014 2015 2016 2017 2018 2019

Выручка 30011 32056 31660 35579 35542 36424

Валовая прибыль 12940 14619 14646 16672 17706 17282

Источник: Lufthansa Group. Annual Report 2019. URL: https://investor-relations.lufthansagroup. com/fileadmin/downloads/en/financial-reports/annual-reports/LH-AR-2019-e.pdf (дата обращения:

27.07.2020).

Таблица 8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

EBITDA в «Аэрофлоте» в 2015-2019 годах (в млрд руб.)

Год Значение

2015 103,1

2016 137,6

2017 121,8

2018 151,5

2019 168,9

Источник: Годовой отчет за 2019 год. Аэрофлот - российские авиалинии. URL: https:// ir.aeroflot.ru/fileadmin/user_upload/files/rus/common_info/gosa_doc_2020/AFLT-ar19-ru_1_.pdf

(дата обращения: 27.07.2020).

Таблица 9

EBITDA в Lufthansa в 2015-2019 годах (в млн евро)

Год Значение

2015 3,395

2016 4,065

2017 5,362

2018 5,016

2019 4,718

Источник: Lufthansa Group. Annual Report 2019. URL: https://investor-relations.lufthansagroup. com/fileadmin/downloads/en/financial-reports/annual-reports/LH-AR-2019-e.pdf (дата обращения: 27.07.2020).

Обратимся к показателю EBITDA, оценивающему объем прибыли компании без учета расходов по уплате процентов по займам, налогов на прибыль и амортизации. Благодаря EBITDA мы можем оценить «чистую» эффективность компании, без налоговых отчислений, долговой нагрузки и безденежных статей бухгалтерского баланса [2] (Volkov, 2020).

Отечественный перевозчик продемонстрировал существенный рост данного показателя за период с 2015-2019 годов. Так, из таблицы 8 мы видим, что к 2019 году показатель EBITDA был увеличен в 1,6 раз по сравнению с 2015 годом. В 2017 году произошел спад показателя на 13%. Падение можно связать с расходами на авиатопливо, которые составляют одну четвертую операционных затрат компании. Топливные расходы увеличились из-за стоимости нефти и отстающей динамики валютного курса [4] (Gubenko, Rastova, Pankratova, 2019).

Lufthansa, в свою очередь, смогла продемонстрировать увеличение исследуемого показателя на 38% в течение 5 лет, однако в 2018 и 2019 годах данный показатель снижался при сравнении с прошлым годовым показателем (табл. 9).

Заключение

«Аэрофлот» и Lufthansa - одни из старейших авиакомпаний мира, берущих свое начало в начале прошлого столетия. История авиакомпания кажется похожей, ведь перевозчикам пришлось пройти через множество трудностей, чтобы сохранить свое имя и доверие пассажиров.

По результатам проведенного анализа услуг компаний стоит сделать вывод, что «Аэрофлот» предлагает более широкий спектр дополнительных услуг для своих клиентов. Помимо покупки билетов в рассрочку, компания предлагает своим пассажирам услугу «Деловой проездной». Данная услуга означает покупку единого билета «туда и обратно» на выделенные направления с возможностью совершить от 4 до 16 перелетов. Данной опцией можно воспользоваться только на перелеты внутри России. Также у компании существует услуга «Личный адвокат», - это набор сервисов для юридической защиты.

Подводя итог коммерческой деятельности компаний, стоит отметить, что обе авиакомпании продолжают увеличивать доход от своей деятельности. Если «Аэрофлот» делает это ежегодно, то Lufthansa имеет определенные спады (2016, 2018 годы). Показатель EBITDA российского перевозчика ежегодно увеличивается, в то время как у Lufthansa в 2018-2019 годах наблюдается его спад.

По показателю увеличения пассажиропотока «Аэрофлот» обходит Lufthansa. Однако немецкий перевозчик обеспечивает на своих рейсах большую загрузку. Для того чтобы занятость пассажирских кресел «Аэрофлота» соответствовала среднему значению по мировой отрасли компании, рекомендуется:

• Снижение тарифов на перевозки.

• Предоставление скидок для определенных категорий граждан.

• Снижение требований для получения элитных уровней программы «Аэрофлот Бонус».

• Расширение чартерной программы авиакомпании.

ИСТОЧНИКИ:

1. Базикова И.В. Основные проблемы реализации проекта «Sukhoi Superjet 100» // Вестник университета. - 2018. - № 6. - с. 48-54.

2. Волков М.А. Актуальные вопросы расчёта и практического применения мультипликаторов фундаментальной стоимости компаний с высокой долговой нагрузкой // Инновации и инвестиции. - 2020. - № 3. - с. 31-35.

3. Горбунов А.П. Туризм как ключевая отрасль развития технологий продвижения продукта через формирование лояльности потребителя // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. - 2018. - № 4. - с. 82-87. - doi: 10.22394/2079-1690-2018-1-4-82-87.

4. Губенко А.В., Растова Ю.И., Панкратова А.Р. Современное состояние и перспективы развития рынка пассажирских авиаперевозок в России // Экономика и экологический менеджмент. - 2019. - № 2. - с. 82-90. - doi: 10.17586/2310-1172-2019-12-282-90.

5. Донцова О.И., Волохов А.В., Морковкин Д.Е. Перспективы развития мировой авиации (на примере «Аэрофлота» и Lufthansa) // Экономические отношения. - 2020. -№ 2. - с. 363-380. - doi: 10.18334/eo.10.2.110109.

6. Петрашин В.Д. Управление производительностью в авиакомпании на примере ПАО «Аэрофлот - Российские Авиалинии» // Московский экономический журнал. - 2019. - № 9. - с. 659-672.

7. Просвирина Н.В. Анализ проблем малой авиации в России и возможные пути их решения // Естественно-гуманитарные исследования. - 2020. - № 2(28). - с. 232238. - doi: 10.24411/2309-4788-2020-10107.

8. Соболев Л.Б. Россия на мировом рынке пассажирских авиаперевозок // Экономический анализ: теория и практика. - 2018. - № 11(482). - с. 2027-2042. -doi: 10.24891/ea.17.11.2027.

9. Тихонов А.И. Оценка конкурентоустойчивости авиационной компании // Вестник Академии знаний. - 2020. - № 1(36). - с. 233-238. - doi: 10.24411/2304-6139-202000042.

10. Jong de G., Behrens C., Ommeren J. van Airline loyalty (programs) a^oss borders: A geographk discontinuity approa^ // International Journal of Industrial Organization. -2019. - p. 251-272. - doi: 10.1016/j.ijindorg.2018.02.005.

11. Gros^e T., Klophaus R., Seredynski A. Market ra^en^^on in German air transport before and after the Air Berlin bankrupky // Transport Polky. - 2020. - p. 78-88. - doi: 10.1016/j.tranpol.2020.05.006.

12. Li X., Chai X., Liu H. Co^eptual design optimization of a wide-body rammerrial air-сгаЙ using a rampetitiveness model // Prc^eedings of the Institution of Me^ankal Engineers, Part G: Journal of Aerospace Engineering. - 2020. - № 234(2). - p. 208-220. -doi: 10.1177/0954410019862082.

13. Mazaud F. Purchasing strategy and supply chain management, the Airbus productive system case // RAIRO - Operations Research. - 2020. - № 4. - p. 933-948. - doi: 10.1051/ ro/2019014.

14. Norris G. MAX stretch: Trailing-link main gear and modest stretch defne Boeing's 737 MAX challenger to Airbus A321neo // Aviation Week and Space Technology. - 2017. -№ 179(2). - p. 40-41.

15. Redpath N., O'Connell J.F., Warnock-Smith D. The strategic impact of airline group diversification: The cases of Emirates and Lufthansa // Journal of Air Transport Management. - 2017. - p. 121-138. - doi: 10.1016/j.jairtraman.2016.08.009.

16. Stecenko I.P., Parkhimovich A.V. Passenger air transportation market in Europe // Научный вестник. - 2020. - № 1. - p. 59-70. - doi: 10.26467/2079-0619-2020-23-1-59-70.

REFERENCES:

Bazikova I.V. (2018). Osnovnye problemy realizatsii proekta «Sukhoi Superjet 100» [Main problems of implementation of the project "Sukhoi Superjet 100"]. Vestnik Universiteta. (6). 48-54. (in Russian). Dontsova O.I., Volokhov A.V., Morkovkin D.E. (2020). Perspektivy razvitiya miro-voy aviatsii (na primere «Aeroflota» i Lufthansa) [Prospects of world aviation development (on the example of Aeroflot and Lufthansa)]. Journal of International Economic Affairs. 10 (2). 363-380. (in Russian). doi: 10.18334/eo.10.2.110109. Gorbunov A.P. (2018). Turizm kak klyuchevaya otrasl razvitiya tekhnologiy prod-vizheniya produkta cherezformirovanie loyalnosti potrebitelya [Tourism as key industry of technologies development of product advance through formation of consumer loyalty]. Gosudarstvennoe i munitsipalnoe upravlenie. Uchenye zapiski. (4). 82-87. (in Russian). doi: 10.22394/2079-1690-2018-1-4-82-87. Grosche T., Klophaus R., Seredynski A. (2020). Market concentration in German air transport before and after the Air Berlin bankruptcy Transport Policy. 94 78-88. doi: 10.1016/j.tranpol.2020.05.006. Gubenko A.V., Rastova Yu.I., Pankratova A.R. (2019). Sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya rynka passazhirskikh aviaperevozok v Rossii [The current state and prospects of passenger air transportation market development in Russia]. Ekonomika i ekologicheskiy menedzhment. (2). 82-90. (in Russian). doi: 10.17586/2310-11722019-12-2-82-90.

Jong de G., Behrens C., Ommeren J. van (2019). Airline loyalty (programs) across borders: A geographic discontinuity approach A geographic discontinuity approach. 62 251-272. doi: 10.1016/j.ijindorg.2018.02.005. Li X., Chai X., Liu H. (2020). Conceptual design optimization of a wide-body commercial aircraft using a competitiveness model Proceedings of the Institution of Mechanical Engineers, Part G: Journal of Aerospace Engineering. (234(2)). 208-220. doi: 10.1177/0954410019862082.

Mazaud F. (2020). Purchasing strategy and supply chain management, the Airbus productive system case RAIRO - Operations Research. 54 (4). 933-948. doi: 10.1051/ ro/2019014.

Norris G. (2017). MAX stretch: Trailing-link main gear and modest stretch defne Boeing's 737 MAX challenger to Airbus A321neo Aviation Week and Space Technology. (179(2)). 40-41.

Petrashin V.D. (2019). Upravlenie proizvoditelnostyu v aviakompanii na primere PAO «Aeroflot - Rossiîskie Avialinii» [Performance management in the airline company on the example of PJSC «Aeroflot - Russian Airlines»]. Moscow Economic Journal. (9). 659-672. (in Russian).

Prosvirina N.V. (2020). Analizproblem maloy aviatsii v Rossii i vozmozhnye puti ikh resheniya [Analysis of small aviation problems in Russia and possible ways of their solution]. Natural-humanitarian research. (2(28)). 232-238. (in Russian). doi: 10.24411/2309-4788-2020-10107.

Redpath N., O'Connell J.F., Warnock-Smith D. (2017). The strategic impact of airline group diversification: The cases of Emirates and Lufthansa Journal of Air Transport Management. 64 121-138. doi: 10.1016/j.jairtraman.2016.08.009.

Sobolev L.B. (2018). Rossiya na mirovom rynkepassazhirskikh aviaperevozok [Russia in the global passenger air transportation market]. Economic analysis: theory and practice. (11(482)). 2027-2042. (in Russian). doi: 10.24891/ea.17.11.2027.

Stecenko I.P., Parkhimovich A.V. (2020). Passenger air transportation market in Europe Nauchnyy vestnik. 23 (1). 59-70. doi: 10.26467/2079-0619-2020-23-1-59-70.

Tikhonov A.I. (2020). Otsenka konkurentoustoychivosti aviatsionnoy kompanii [Assessment of the competitiveness stability of aviation company]. Vestnik Akademii znaniy. (1(36)). 233-238. (in Russian). doi: 10.24411/2304-6139-2020-00042.

Volkov M.A. (2020). Aktualnye voprosy raschyota i prakticheskogo primeneniya mul-tiplikatorov fundamentalnoy stoimosti kompaniy s vysokoy dolgovoy nagruzkoy [Current issues of calculation and practical application of multipliers of the fundamental value of debt-laden company]. Innovation and Investment. (3). 31-35. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.