Научная статья на тему 'Сравнительная характеристика вредных привычек у студенток и курсантов женского пола'

Сравнительная характеристика вредных привычек у студенток и курсантов женского пола Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
129
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ / BAD HABITS / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЁЖЬ / STUDENT YOUTH / КУРЕНИЕ / SMOKING / АЛКОГОЛЬ-ЗАВИСИМОСТЬ / ALCOHOL DEPENDENCE / БУЛИМИЯ / BULIMIA / ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ / INTERNET ADDICTION / НАРКОМАНИЯ / NARCOMANIA

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шмидт А.А., Джигкаев М.А., Харкевич О.Н.

Целью исследования явился сравнительный системно-структурный анализ вредных привычек у студенток и курсантов женского пола младших и старших курсов. Методической основой исследования явился системный подход, использованы методы добровольного анонимного анкетирования, экспертной оценки, системноструктурного анализа, параметрической и непараметрической статистики (Statistica v. 10). Сравнительный системно-структурный анализ вредных привычек у 364 студенток и 427 курсантов женского пола младших и старших курсов выявил распространённость курения, интернет-зависимости, булимии, алкоголь-зависимости, наркомании и других. Доказана статистически значимо более высокая распространённость вредных привычек у студенток, в сравнении с курсантами, а также существенно более высокая их распространённость среди учащихся шестого курса, в сравнении с первым. Сделано заключение о насущной необходимости разработки эффективных программ по снижению вредных привычек у студенческой молодёжи с целью сохранения соматического и репродуктивного здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF BAD HABITS IN FEMALE STUDENTS AND FEMALE CADETS

The aim of the study was a comparative system-structural analysis of bad habits among female students and female cadets of junior and senior courses. Methodological basis of the study was the system approach, methods of voluntary anonymous questioning, expert evaluation, system-structural analysis, parametric and nonparametric statistics (Statistica v. 10) were used. A comparative system-structural analysis of bad habits revealed the prevalence of smoking, Internet addiction, bulimia, alcohol addiction, narcomania and others in 364 female students and 427female cadets in junior and senior courses. A statistically significantly higher prevalence of harmful habits among female students compared with the cadet was demonstrated, as well as a significantly higher prevalence among students in the sixth year compared to the first year. It was concluded that it is necessary to develop effective programs to reduce bad habits among student youth with a view to preserving somatic and reproductive health.

Текст научной работы на тему «Сравнительная характеристика вредных привычек у студенток и курсантов женского пола»

УДК 396.4:613.8.616-036.8 http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7425-2018-20-8-29-32

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК У СТУДЕНТОК И КУРСАНТОВ ЖЕНСКОГО ПОЛА Шмидт А.А., Джигкаев М.А., Харкевич О.Н. ФГБВОУВО «Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова», г. Санкт-Петербург, Российская Федерация Аннотация. Целью исследования явился сравнительный системно-структурный анализ вредных привычек у студенток и курсантов женского пола младших и старших курсов. Методической основой исследования явился системный подход, использованы методы добровольного анонимного анкетирования, экспертной оценки, системно-структурного анализа, параметрической и непараметрической статистики (Statistica v. 10). Сравнительный системно-структурный анализ вредных привычек у 364 студенток и 427 курсантов женского пола младших и старших курсов выявил распространённость курения, интернет-зависимости, булимии, алкоголь-зависимости, наркомании и других. Доказана статистически значимо более высокая распространённость вредных привычек у студенток, в сравнении с курсантами, а также существенно более высокая их распространённость среди учащихся шестого курса, в сравнении с первым. Сделано заключение о насущной необходимости разработки эффективных программ по снижению вредных привычек у студенческой молодёжи с целью сохранения соматического и репродуктивного здоровья. Ключевые слова: вредные привычки, студенческая молодёжь, курение, алкоголь-зависимость, булимия, интернет-зависимость, наркомания. COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF BAD HABITS IN FEMALE STUDENTS AND FEMALE CADETS Shmidt A.A., Dzhigkaev M.F., Kharkevich O.N. Military medical academy named after S.M. Kirov, Saint Petersburg, Russian Federation Annotation. The aim of the study was a comparative system-structural analysis of bad habits among female students and female cadets of junior and senior courses. Methodological basis of the study was the system approach, methods of voluntary anonymous questioning, expert evaluation, system-structural analysis, parametric and nonparametric statistics (Statistica v. 10) were used. A comparative system-structural analysis of bad habits revealed the prevalence of smoking, Internet addiction, bulimia, alcohol addiction, narcomania and others in 364 female students and 427female cadets in junior and senior courses. A statistically significantly higher prevalence of harmful habits among female students compared with the cadet was demonstrated, as well as a significantly higher prevalence among students in the sixth year compared to the first year. It was concluded that it is necessary to develop effective programs to reduce bad habits among student youth with a view to preserving somatic and reproductive health. Key words: bad habits, student youth, smoking, alcohol dependence, bulimia, Internet addiction, narcomania.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК [1] Акушерство: национальное руководство / под ред. Э. К. Айламазяна, В. И. Кулакова, В. Е. Радзинского, Г. М. Савельевой. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 1200 с. [2] Гинекология: национальное руководство / под ред. В. И. Кулакова, Г. М. Савельевой, И.Б. Манухина. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 1088 с. [3] Cunningham F.G. Williams Obstetrics. / F.G. Cunningham, K.J. Leveno, S.L. Bloom et al. - McGraw-Hill Education // Medical; 24 edition (April 28, 2014). - 2994 р. [4] Сажина Н.С. Охрана репродуктивного здоровья подростков как проблема социальной безопасности в России // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». - 2014. -№ 27. - C. 21-23. [5] Козачук Л.В. Профилактика нарушений репродуктивного здоровья у студентов // Научный альманах. - 2015. -Т. 10, № 8. - С. 496-498. [6] Павлова Л.А., Ермолаева Е.В. Здоровье и здоровый об- REFERENCES [1] Obstetrics: national leadership / ed. E.K. Ailamazyan, V.I. Kulakov, V.E. Radzinsky, G.M. Saveleva. - M.: GEOTAR-Media, 2014, 1200 p. (in Russian) [2] Gynecology: national leadership / ed. V.I. Kulakov, G.M. Saveleva I.B. Manuhin. - M.: GEOTAR-Media, 2009, 1088 p. (in Russian) [3] Cunningham F.G. Williams Obstetrics. / F.G. Cunningham, K.J. Leveno, S.L. Bloom et al. - McGraw-Hill Education // Medical; 24 edition (April 28, 2014). - 2994 p. [4] Sazhina N.S. Protecting teenagers' reproductive health as a social security issue in Russia. Sborniki konferentsii NITs Sotsiosfera, 2014, no. 27, pp. 21-23 (in Russian) [5] Kozachuk L.V. Prevention of reproductive health disorders in students. Nauchnyi al'manakh, 2015, vol. 10, no. 8, pp. 496-498 (in Russian). [6] Pavlova L.A., Ermolaeva E.V. Health and healthy lifestyle of Russian students. Byulleten' meditsinskikh internet-

раз жизни российского студенчества // Бюллетень медицинских интернет-конференций. - 2016. - Т. 6, № 1. - С. 101-102.

[7] Говязина Т.Н., Уточкин Ю.А. Контрацептивное поведение как фактор риска для репродуктивного здоровья студентов младших курсов медицинского университета // Анализ риска здоровью. - 2017. - № 2. - С. 88-95.

[8] Репродуктивное здоровье населения России - 2011: резюме отчета. - М.: Федеральная служба государственной статистики, 2012. - 60 с.

[9] Кукленкова Ю.А., Голик Н.М. Женщина в армии: специфика адаптации // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. - 2013. - № 7-4-1.

- С. 52-53.

[10] Пешков В.В., Деренчук В.В. Гендерные тенденции в процессе завершения формирования нового облика Вооруженных сил Российской Федерации // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. - 2014. - № 2.

- С. 84-89.

konferentsii, 2016, vol. 6, no. 1, pp. 101-102 (in Russian)

[7] Govjazina T.N., Utochkin Ju.A. Contraceptive behavior as a risk factor for the reproductive health of junior students in a medical university // Analiz riska zdorov'ju, 2017, № 2, pp. 88-95 (in Russian).

[8] Reproductive health of the Russian Federation population in 2011: Summary of the report. Moscow, Federal'naya sluzhba gosudarstvennoi statistiki Publ., 2012, 60 p. (in Russian)

[9] Kuklenkova Ju.A., Golik N.M. Woman in the Army: Specificity of Adaptation // Aktual'nye problemy gumanitarnyh i social'no-jekonomicheskih nauk, 2013. № 7-4-1. pp. 52-53 (in Russian)

[10] Peshkov V.V., Derenchuk V.V. Gender trends in the process of completing the formation of a new image of the Armed Forces of the Russian Federation // Mediko-biologicheskie i social'no-psihologicheskie problemy bezopasnosti v chrez-vychajnyh situacijah, 2014, № 2, pp. 84-89 (in Russian)

Распространённость вредных привычек среди студенческой молодёжи является одним из основных факторов риска нарушений соматического и репродуктивного здоровья как в нашей стране [1, 2], так и за рубежом [3]. На значительную распространённость вредных привычек у студентов, в том числе и медицинских высших образовательных учреждений, указывают результаты исследований многих авторов [47]. Каждая третья молодая женщина в Российской Федерации имеет вредные привычки, которые были сформированы в годы студенчества [8].

В настоящее время наблюдается тенденция усиления роли и влияния женщин в обществе. Женщины успешно осваивают профессии, традиционно считавшиеся мужскими, военная служба - не исключение [9]. Исследователи отмечают, что женщины в армии могут отлично выполнять свои обязанности, способствовать укреплению дисциплины, этических норм межличностного общения представителей обоих полов [10]. Поэтому актуальным является изучение распространённости вредных привычек у курсантов женского пола и их сравнительный анализ со студентками для разработки комплекса мероприятий по их сокращению.

Показатели возраста и антропометри

Цель исследования. Целью настоящего исследования явился сравнительный системно-структурный анализ вредных привычек у студенток и курсантов женского пола младших и старших курсов.

Материал и методы. Материалом исследования служили результаты ежегодного медицинского профилактического осмотра студенток, углубленного медицинского обследования курсантов женского пола и добровольного анонимного анкетирования. Для достижения поставленной цели в исследование включены 364 студентки Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова и Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова (группа 1), а также 427 курсантов женского пола Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова и Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского (группа 2). Учащиеся 1-го курса составили в группах 1 и 2 - по 200 человек в каждой, учащиеся 6-го курса составили в группах 1 и 2 - 164 и 227 человек соответственно. Показатели возраста, антропометрических данных и индекса массы тела (ИМТ) в группах исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1

ских данных в группах исследования

Показатели Груп па 1 Груп па 2

Курс 1 (n=200) Курс 6 (n=164) Курс 1 (n=200) Курс 6 (n=227)

Возраст, лет: - М±т 16,6±0,07 22,1±0,05 * 18,1±0,03 ** 22,1±0,04 *

- разброс (ггпп-тах) (16-19) (20-26)' (17-19) (21-23)'

Рост, см:

- М±т 163,8±0,50 166,6±0,46 * 166,2±0,40** 165,2±0,50

- разброс (ггпп-тах) (148-180) (156-180) (155-188) (151-178)

Масса тела, кг:

- М±т 57,4±0,67 57,8±0,60 60,9±0,46 ** 58,1±0,61 *

- разброс (ггпп-тах) (38-100) (43-75) (46-79) (46-77)

ИМТ, кг/М2:

- M±m 21,4±0,22 20,8±0,20 * 22,0±0,13 ** 21,4±0,28

- разброс (min-max) (15,0-33,4) (16,4-29,7) (17,8-27,0) (15,3-27,3)

Примечание: п - абсолютное количество учащихся в группах; статистически значимые различия по критерию соответствия Стьюдента (ЫевХ), р-ея <0,05: * - между курсами 1 и 6 в группах; ** - между студентками и курсантами соответствующих курсов. Статистически значимые различия по критерию соответствия х2, рХ2<0,05: ' - между курсами 1 и 6 в группах.

Средний возраст и возрастной диапазон учащихся на 6-ом курсе был достоверно выше, чем на 1-ом курсе, что обусловлено критериями включения в исследование. Возрастной диапазон учащихся 1-го курса существенно не отличался (16-19 лет и 17-19 лет соответственно, рх2>0,05), однако средний возраст студенток был достоверно меньше, чем курсантов (16,6±0,07 лет и 18,1±0,03 лет соответственно, р^ <0,05). Средний рост студенток 1-го курса был статистически значимо ниже (163,8±0,50 см), чем студенток 6-го курса (166,6±0,46 см, р^ <0,05), а также существенно ниже, чем курсантов 1-го курса (166,2±0,40 см, р^ей <0,05). Рост курсантов 1-го и 6-го курсов не имел значительных различий. Средний показатель массы тела студенток 1-го и 6-го курсов существенно не отличался. У курсантов 1-го курса он был статистически значимо больше (60,9±0,46 кг), чем у студенток 1-го курса (57,4±0,67 кг, р^ <0,05) и у курсантов 6-го курса (58,1±0,61 кг, р^ <0,05). Наибольший средний показатель ИМТ зарегистрирован у курсантов 1-го курса (22,0±0,13), наименьший -у студенток 6-го курса (20,8±0,20, р^ <0,05). Средний показатель ИМТ у студенток на 1-ом курсе был значительно выше, чем на 6-ом курсе (21,4±0,22 и

20,8±0,20 соответственно, p-test <0,05). Средний показатель ИМТ у курсантов на 1-ом курсе был также несколько выше, чем на 6-ом курсе, но достоверных различий не было (22,0±0,13 и 21,4±0,28 соответственно, P-test>0,05).

Все учащиеся имели менструальную функцию и традиционную сексуальную ориентацию. Средний возраст менархе у студенток и курсантов 1-го и 6-го курсов существенно не отличался и составил: у студенток - 12,7±0,09 лет и 12,8±0,10 лет соответственно; у курсантов - 12,6±0,08 лет и 12,9±0,12 лет соответственно.

Методической основой исследования явился системный подход. В работе использованы методы экспертной оценки, системно-структурного анализа и статистической обработки полученных результатов с помощью компьютерного пакета программ Statistica v. 10 (StatSoft, Inc., США) с использованием методов параметрической и непараметрической статистики.

Результаты исследования. Сравнительная характеристика вредных привычек в группах исследования представлена в таблице 2.

Таблица 2

Сравнительная характеристика вредных привычек в группах исследования

Вредные привычки Студентки Курсанты

курс 1 курс 6 курс 1 курс 6

Отсутствуют, п (%) Имеются, п (%) 36 (68,0) 64 (32,0) 54 (32,9)* 110(67,1)* 197 (98,5) ** 3 (1,5) ** 202 (89,0) ** 25 (11,0) ***

В том числе, п (%):

- курение - интернет-зависимость - булимия - алкоголь - наркомания 23 (11,5) 22 (11,0) ** 16 (8,0) ** 16 (8,0) 3 (1,5) *** 28 (17,1)* 18 (11,0) 12 (7,3) 14 (8,5) 2 (1,0) ** 1 (0,5) ** 17 (7,5) *** 4 (1,8) *** 5 (2,2) *** 2 (0,9) **

- токсикомания - - - -

- другие 14(7,0)** 8 (4,9)* - 3 (1,3) ***

Количество, п (%):

- 1 - 2 - 3 и более Среднее количество, М±т 45 (22,5) 11 (5,5)** 8 (4,0) ** 0,47±0,034 35 (21,3) 15 (9,2)* 4 (2 4) *■** 0,49+0,067 3 (1,5) ** 0,02±0,003 ♦ 21 (9,3) *** 4 (1,8) *** 0,14±0,025 •,♦

Примечание: статистически значимые различия по критерию соответствия х2, рх2<0,05: * - между курсами 1 и 6 в группах; ** - между студентками и курсантами соответствующих курсов. Статистически значимые различия по критерию соответствия Стьюдента (ЫевХ), р-ея <0,05: ' - между курсами 1 и 6 в группах; * - между студентками и курсантами соответствующих курсов.

Удельный вес вредных привычек у студенток 1-го курса была в 21,3 выше, чем у курсантов (32% и 1,5% соответственно, рх2<0,05), а у студенток 6-го курса - в 6,1 раза выше, чем у курсантов (67,1% и 11% соответственно, рх2<0,05). В тоже время наблюдался значительный прирост вредных привычек у студенток и курсантов 6-го курса, в сравнении с первым курсом, величина которого составила: у студенток - 109,7% (в 2,1 раза, рХ2<0,05), у курсантов - 633,3% (в 7,3 раза, рх2<0,05). Прирост вредных привычек у курсантов был статистически достоверно более высоким, чем у студенток (в 32,1 раза, рХ2<0,05). Удельный вес одной вредной привычки у студенток 1-го и 6-го курсов существенно не отличался, у курсантов 6-го курса он был в 14 раз выше, чем у курсантов 1-го курса. Более одной вредной привычки имели 9,5% студенток 1-го курса и 11,6% студенток 6-го курса, а также 1,8% курсантов 6-го курса.

Студентки младших и старших курсов указывали одинаково часто на наличие таких вредных привычек, как алкоголь-зависимость (8% и 8,5%), булимия (8% и 7,3%) и интернет-зависимость (по 11%). Курящих среди студенток 6-го курса было в 1,5 раза (на 48,7%) статистически значимо больше, чем на 1-ом курсе (17,1% и 11,5% соответственно, Рх2<0,05). В тоже время частота наркомании и других вредных привычек у студенток младших курсов была значительно выше, чем у студенток старших курсов (наркомания -1,5% и 0% соответственно, рХ2<0,05; другие вредные привычки - 7% и 4,9% соответственно, Рх2<0,05). В числе других вредных привычек учащиеся указывали неправильное и нездоровое питание (фаст-фуд, сладкие кулинарные изделия и напитки), не соблюдение режима сна и бодрствования, недосыпание, недостаточную двигательную активность.

Распространённость вредных привычек у курсантов 1-го курса составила 1,5%, что было существенно меньше, чем у студенток 1-го курса (32,0%, рх2<0,05) и у курсантов 6-го курса (11,0%, Рх2<0,05). Распространённость вредных привычек у курсантов 6-го курса была статистически значимо меньше, чем у студенток того же курса. Их рейтинг составили: курение - 7,5%, булимия - 2,2%, интернет-зависимость -1,8%, другие вредные привычки - 1,3%, алкоголь-зависимость - 0,9%.

Среднее количество вредных привычек у студенток 1-го и 6-го курсов существенно не отличалось, у студенток 1-го курса оно было в 23,5 выше, чем у курсантов (0,47±0,034 и 0,02±0,003, р^ <0,05), а у студенток 6-го курса - в 3,5 выше, чем у курсантов (0,49±0,067 и 0,14±0,025, р^ <0,05). Среднее количе-

ство вредных привычек у курсантов на 6-ом курсе было в 7 раз выше, чем на первом (р^ <0,05).

Результаты исследований Н.С. Сажиной (2014), Л.В. Козачук (2015), Л.А. Павловой (2016) и Т.Н. Го-вязиной (2017) также указывают на значительную распространённость алкоголизма, наркомании, токсикомании и других вредных привычек у студентов, которые часто используются для снятия стресса. Исследователи отмечают недостаточную эффективность существующих программ по внедрению здорового образа жизни у студенческой молодёжи [4-7].

Выводы. Полученные результаты указывают на насущную необходимость разработки эффективных программ по снижению вредных привычек у студенческой молодёжи женского пола с целью сохранения соматического и репродуктивного здоровья, и позволяют сделать следующие выводы:

1. Распространённость вредных привычек у студенток была статистически достоверно выше, чем у курсантов женского пола, на первом курсе - в 21,3 раза, на 6-ом курсе - в 6,1 раза.

2. Распространённость вредных привычек среди учащихся на шестом курсе была значительно выше, чем на первом, у студенток - в 2,1 раза, у курсантов-в 7,3 раза.

3. Удельный вес одной вредной привычки у студенток 1-го и 6-го курсов существенно не отличался и составил 22,5% и 21,3% соответственно, у курсантов 6-го курса он был в 14 раз достоверно выше, чем у курсантов 1-го курса - 9,3% и 1,5% соответственно. Более одной вредной привычки имели 9,5% студенток 1-го курса, 11,6% студенток 6-го курса и 1,8% курсантов 6-го курса.

4. Среди студенток младших и старших курсов распространённость курения составила соответственно 17,1% и 11,5%, интернет-зависимости - по 11%, алкоголь-зависимости - 8% и 8,5%, булимии - 8% и 7,3%, других вредных привычек - 7% и 4,9%, наркомании -1,5% только у студенток 1-го курса.

5. Распространённость вредных привычек у курсантов 1-го курса была незначительной - 1,5%, у курсантов 6-го курса их рейтинг составили: курение - 7,5%, булимия - 2,2%, интернет-зависимость - 1,8%, другие - 1,3%, алкоголь-зависимость - 0,9%.

6. Среднее количество вредных привычек у студенток 1-го и 6-го курсов существенно не отличалось, у студенток 1-го курса оно было в 23,5 выше, чем у курсантов, а у студенток 6-го курса - в 3,5 выше, чем у курсантов. Среднее количество вредных привычек у курсантов на 6-ом курсе было в 7 раз выше, чем на первом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.