Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕНИЙ А. СЕН-СИМОНА И О. КОНТА'

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕНИЙ А. СЕН-СИМОНА И О. КОНТА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
361
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕН-СИМОН / ПОЗИТИВИЗМ / СОЦИОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Орешко А.Ю.

Наше исследование будет посвящено сравнению главных особенностей социальных концепций Анри Сен-Симона и Огюста Конта. Существует несколько точек зрения о том, что А. Сен-Симон был предшественником «отца» социологии О. Конта. Последний (Огюст Конт) перенял многие мысли и идеи своего учителя и воспроизвел их в своем учении. Но, так же как и любой человек, Конт имел своё видение на развитие новой общественной науки и этим отличался от Анри Сен-Симона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF THE TEACHINGS OF A. SAINT-SIMON AND O. COMTE

Our study will be devoted to a comparison of the main features of the social concepts of Henri Saint-Simon and Auguste Comte. There are several points of view that A. Saint-Simon was the forerunner of the "father" of the sociology of O. Comte. The latter (Auguste Comte) adopted many thoughts and ideas of his teacher and reproduced them in his teaching. But, like any man, Comte had his own vision of the development of a new social science, and this differed from Henri Saint-Simon.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕНИЙ А. СЕН-СИМОНА И О. КОНТА»

УДК 316.2

Орешко А.Ю. студент 1 курса направление «социология» Новосибирский государственный университет экономики и

управления Россия, г. Новосибирск

Oreshko A. Y.

Student of the 1st course of the direction "Sociology" Novosibirsk State University of Economics and Management

Novosibirsk, Russia

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕНИЙ А. СЕН-СИМОНА

И О. КОНТА

COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF THE TEACHINGS OF A. SAINT-SIMON AND O. COMTE

Наше исследование будет посвящено сравнению главных особенностей социальных концепций Анри Сен-Симона и Огюста Конта. Существует несколько точек зрения о том, что А. Сен-Симон был предшественником «отца» социологии О. Конта. Последний (Огюст Конт) перенял многие мысли и идеи своего учителя и воспроизвел их в своем учении. Но, так же как и любой человек, Конт имел своё видение на развитие новой общественной науки и этим отличался от Анри Сен-Симона.

Our study will be devoted to a comparison of the main features of the social concepts of Henri Saint-Simon and Auguste Comte. There are several points of view that A. Saint-Simon was the forerunner of the "father" of the sociology of O. Comte. The latter (Auguste Comte) adopted many thoughts and ideas of his teacher and reproduced them in his teaching. But, like any man, Comte had his own vision of the development of a new social science, and this differed from Henri Saint-Simon.

Ключевые слова: Конт, Сен-Симон, позитивизм, социология, социальная концепция.

Keywords: Comte, Saint-Simon, positivism, sociology, social concept.

Рассмотрим основные сходства и различия в социальных учениях.

По мнению Н. А. Нартова, в концепциях А. Сен-Симона и О. Конта есть много похожих моментов. Автор отмечает то, что поиск не повторяющихся идей и мыслей может быть затруднительным. Можно утверждать, что идея социальной реальности, которая является ключевой в становлении социологии как науки, была в значительной мере воспринята Контом у Сен-Симона. Нартов утверждает, что сам термин "позитивная философия" был использован еще в 1808 г. Анри Сен-Симон, т. е. задолго до публикации трудов основателя позитивной философии [1, с. 54].

Так же у Сен-Симона можно встретить тезисы (впоследствии развитые

Огюстом Контом) о том, что «социальная физика» или «социальная физиология», «наука о человеке»,— это часть всеобщей науки, которая основывается на научном наблюдении, и ее методология исследования должна быть та же, что и методы естественных наук.

Но в противовес сходствам в тезисах ученых, Н. А. Нартов говорит и о различиях в социальных мыслях французских философов. Он считает, что Огюста Конта нельзя просто назвать «продолжателем» идей Анри Сен-Симона. Между их концепциями существуют определенные фундаментальные и прикладные расхождения. По мнению автора, А. Сен-Симон делает основной упор на проблему социального прогресса, Конт, не отрицая прогресс, большее значение придает проблеме социального порядка. Конт — сторонник централизации политической власти, социальной иерархии и субординации, Сен-Симон, наоборот, предсказывает исчезновение государства и доказывает фундаментальное равенство между людьми. Но самое главное расхождение социальных концепций заключается в том, что идеи Анри Сен-Симона выражены чаще в виде отдельных высказываний, а у Огюста Конта, наоборот, те же идеи представлены в виде развернутых, систематических концепций и теорий [1, с. 55].

Так же нами были отмечены ещё некоторые сходства и различия учений французского философа Анри Сен-Симона и основоположника социологии Огюста Конта. Одним из сходств является то, что оба ученых отмечали существование эпох в истории человечества. Но так же мы бы хотели отметить принципиальное различие в социальных концепциях. У Конта в ходе эволюции и прогресса общественной жизни на первом месте стоит интеллектуальная революция, а затем только социальная.

Другим автором работы, в которой были выделены некоторые сходства в идеях А. Сен-Симона и О. Конта, был Д. Г. Подвойский. По мнению автора, теория Конта оформляется в своем ясном очертании в процессе осмысления идейного содержания социальной концепции Сен-Симона. В сущности, именно идеи, заимствованные у Сен-Симона, образовали тот стартовый плацдарм, от которого мысль Конта будет отталкиваться во всех своих последующих устремлениях. Д. Г. Подвойский утверждает, что Контом был воспринят общий дух сен-симоновской сциентократической утопии [2, с. 103]. Это отражалось в том, что новая «позитивная» наука об общественной жизни должна была занять ведущее место в научном мире, а, возможно, даже стать новой религией человечества.

Автор отмечает в своей работе, что для Анри Сен-Симона, как и для Огюста Конта, не существовало разделения системы позитивного знания на науки естественные и науки гуманитарные. Все науки - науки естественные. В действительности, существует только одна эмпирическая позитивная наука - физика. Она демонстрирует другим (менее развитым) областям знания эталонную модель «специфически научного» суждения о вещах [2, с. 104].

Сходством в социальных концепциях французских философов является и то, что О. Конт позаимствовал у своего учителя целый комплекс идей, относящихся к области теории общественно-исторического развития. Речь здесь идет не только о законе трех стадий в его конкретной содержательной формулировке, но также и об исключительно важной концепции «критических» и «органических» эпох [2, с. 106].

Таким образом, при сравнении социальных учений Анри Сен-Симона и Огюста Конта можно найти большое количество схожих положений развития общественной мысли и в целом новой науки об обществе. Но, каждый автор пытался внести своё мнение на ту или иную ситуацию. Поэтому можно выделить некоторые различия в теориях А. Сен-Симона и О. Конта. В современности, базовые идеи позитивизма нашли своё воплощение в некоторых мировых парадигмах.

Использованные источники:

1. Нартов Н.А. Социология: Учебник для бакалавров/Н.А. Нартов, О.А. Рыхлов, В.Н. Нартов: 6 изд.,перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2015. - 544 с.

2. Подвойский Д.Г. Предметно-методологическое самоопределение новой науки о человеческом обществе: Огюст Конт и его теория /Д.Г. Подвойский// Вестник РУДН. Серия: Социология. 2002. №1. С.100-115.

УДК 336.221

Осипова И.А. студент 4 курса Финансово-экономический факультет департамент Общественных финансов Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Россия, г. Москва В СОСТОЯНИИ ЛИ ОБЩЕСТВО ОБХОДИТЬСЯ БЕЗ НАЛОГОВ? Аннотация: В статье даётся обзор основных терминов налогообложения, рассматриваются функции и цели налогов. Проведён анализ применения термина «эластичность налоговой системы». Рассматриваются мысли представителей различных экономических школ по поводу налогообложения. В результате делается общий вывод о том, что общество не может обойтись без налогов.

Ключевые слова: налогообложение, Франческо Саверио Нитти, школа Анналов, Марк Блок, эластичность налоговой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.