Научная статья на тему 'Позитивистская методология социально-философского познания'

Позитивистская методология социально-философского познания Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
881
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗИТИВИЗМ / МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ / КЛАССИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ НАУКИ / POSITIVISM / METHODOLOGY OF SOCIAL COGNITION / THE CLASSICAL IDEAL OF SCIENCE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Иванова Анна Сергеевна

Рассмотрены системообразующие принципы построения классической социологии ΧΙΧ в. Проведена историко-философская реконструкция идей А. Сен-Симона, О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма. Показано влияние естественно-научной модели рациональности, сформулированной Г. Галилеем и И. Ньютоном, на классическую социальную теорию; среди ключевых характеристик последней выделены структурное прочтение социальной реальности, количественные методы анализа, а также идеал ценностно-нейтрального исследования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Positivist methodology of socio-philosophical cognition

The paper focuses on some cornerstone principles of building classical sociology of the ΧΙΧ century. The ideas of H. de Saint-Simon, A. Comte, H. Spencer, E. Durkheim were reconstructed from the historical and philosophical point of view. Findings of the research show the influence of the scientific rationality model stated by G. Galileo and I. Newton on the classical social theory; among the key characteristics of the latter we marked «structural» interpretation of social reality, quantitative analysis methods, as well as an ideal of value-based neutral research

Текст научной работы на тему «Позитивистская методология социально-философского познания»

УДК 165.731

DOI: 10.18698/2306-8477-2018-9-555

Позитивистская методология социально-философского познания

© А С. Иванова МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

Рассмотрены системообразующие принципы построения классической социологии XIX в. Проведена историко-философская реконструкция идей А. Сен-Симона, О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма. Показано влияние естественно-научной модели рациональности, сформулированной Г. Галилеем и И. Ньютоном, на классическую социальную теорию; среди ключевых характеристик последней выделены структурное прочтение социальной реальности, количественные методы анализа, а также идеал ценностно-нейтрального исследования.

Ключевые слова: позитивизм, методология социального познания, классический идеал науки

Для понимания специфики предмета и метода социологии на стадии получения ею научного статуса необходимо обратиться к идеалу нововременной науки: именно по лекалам классической рациональности выстраивалось социальное познание в XIX в. Тремя столетиями ранее — в XVI в., как полагают многие историки и философы науки, произошла одна из наиболее радикальных революций человеческой мысли. Связывается она по праву с именем Г. Галилея: именно ему суждено было соединить «авторитет экспериментально установленного знания и принудительную силу математического вывода» [1, с. 403]. Физической теории необходимо придать математическую форму — именно этим принципом руководствовался впоследствии И. Ньютон, создавая «Математические начала натуральной философии»: «Натуральная философия должна была установить математические законы... установить посредством индукции, а не с помощью чистой спекуляции» [2, с. 246].

Следует подчеркнуть, что наука Нового времени конституируется в противопоставлении себя всем иным, ненаучным способам освоения мира. «Великое восстановление наук» возможно лишь при искоренении разного рода привычек ума и предрассудков, основанных на здравом смысле и опыте повседневности. Недопустимы и наивность обыденного сознания, и умозрения схоластов, не подтвержденные опытом. Таким образом, борьба ведется на два фронта: геометрическое мышление возвышает науку над наивным реализмом обывательской позиции, а инженерно-экспериментальная ориентация исследования крепко связывает ее с действительностью.

Именно поэтому не вполне корректна тематизация специфики новоевропейской науки как только лишь опытной — в противовес спекулятивной традиции средневековья. Речь не об эмпирии, а о математическом экспериментировании: «Экспериментирование состоит в методическом задавании вопросов природе; это задавание вопросов предполагает и включает в себя некоторый язык, на котором формулируются вопросы, а также некоторый словарь, позволяющий нам читать и интерпретировать ответы... Языком, на котором мы должны обращаться к природе. являются кривые, круги и треугольники — математический или, точнее, геометрический язык» [2, с. 129]. Именно математика, будучи языком самой природы, приравнивает человеческий разум к божественному. «Я утверждаю, — говорит Галилей в "Диалоге о двух главнейших системах мира", — что человеческий разум познает некоторые истины столь совершенно и с такой абсолютной достоверностью, какую имеет сама природа; таковы чистые математические науки. Хотя божественный разум знает в них бесконечно больше истин, ибо он объемлет их все, но в тех немногих, которые постиг человеческий разум, я думаю, его познание по объективной достоверности равно божественному» [1, с. 402].

Математическое естествознание есть поэтому специфический способ репрезентации объектов: качественно разнородная реальность уступает место универсальному, основанному на единых законах миропорядку. Классическая механика тем самым наследует онтологические притязания метафизики: «Если множественность сущего покидается в пользу единичности, то физика и метафизика совпадают. Физика как простое установление того, что дано, является в то же самое время метафизикой как полагание того, что вообще может быть» [3, с. 13].

Бытие едино в том смысле, что геометрический разум усматривает в нем не предметность как таковую, а ее абстрактные характеристики (протяженность, плотность). Новоевропейская наука Галилея мыслит модельно — ансамбль параметров заменяет суть вещи (в платоновском смысле). В этом контексте следует понимать замену греческого фюсиса новоевропейской Вселенной.

Вся радикальность подобной трансформации европейского мышления будет осмыслена лишь в XX столетии, в первую очередь в работах Э. Гуссерля и М. Хайдеггера. Классическая наука, самим фактом своего существования обязанная новой картине мира (или картине мира как таковой, по Хайдеггеру), будет рассматривать механику как наконец обретенную основу научности.

Для реконструкции базовых концептуальных положений классической науки обратимся к работе А. Эйнштейна «Физика, философия и научный прогресс». Работа была написана в середине XX в., в ней

автор обращается к той физике и тем ее временам, когда «всякое философствование было бы с презрением отброшено» [4]. В рамках этой модели исходят из допущения физической реальности, не зависящей от познания и наблюдения. «Ее можно полностью постичь с помощью теоретического построения, описывающего явления в пространстве и времени... обоснованием такого построения является только его эмпирическое подтверждение. Законы природы — это математические законы, выражающие связь между элементами теоретического построения» [4].

«Процессы в неорганической материи представлялись в виде своеобразного часового механизма, все детали которого полностью известны.» [4]. И, хотя сложность взаимодействия деталей не позволяла провести исчерпывающий анализ, «не было никаких сомнений в том, что неустанные усилия экспериментаторов и теоретиков шаг за шагом приведут ко все возрастающему пониманию всех процессов» [4]. Фундаментальные законы физики казались надежно установленными, поэтому «вряд ли можно было ожидать, чтобы они оказались неверными в органической области» [4].

Подобная установка санкционировала экспансию объяснительных моделей физики на сопредельные территории, в частности науки о живом. «В то время как физика развивалась как младшая сестра небесной механики, биология развивалась как младшая сестра физики» [4]. Таковы термины родства, в которых предстает система знания Нового времени.

Итак, механика не только определяет образ естествознания, но и воплощает идею науки, в рамках которой:

• реальность качественно однородна — живое сводимо к неживому;

• познание суть репрезентация некоторого не зависящего от него положения дел: объект существует вне и независимо от субъекта, метод производен от объекта;

• познаются не предметы, а их универсальные параметры (масса, сила и ускорение И. Ньютона); именно модельное описание — ключ к пониманию процессов неорганического (а также и органического) мира;

• законы извлекаются из данных опыта путем гипотетических обобщений;

• причинность есть жесткая каузальная обусловленность явлений.

Именно эта модель знания в XIX в. станет отправной при строительстве науки об обществе. Впервые ее проект был артикулирован А. Сен-Симоном. Именно он употребил словосочетание la physiologie sociale (социальная физиология). Нетрудно догадаться, что вдохновлялся великий французский просветитель достижениями естественных наук. В работе «Труд о всемирном тяготении» Сен-Симон не-

двусмысленно писал: «Прогресс человеческого ума дошел до того, что наиболее важные рассуждения о политике могут и должны быть непосредственно выведены из познаний, приобретенных в высших науках и в области физики» [5, с. 212]. Если биология — младшая сестра небесной механики, то ничто не помешает социальное растворить в физическом. В продолжение своих рассуждений Сен-Симон обращается к вопросу о перспективах перехода истории на стадию научного знания: «.Поскольку единственной наукой является классическая механика, то по своему строению история должна будет приблизиться к небесной механике» [5, с. 234]. Тем самым Сен-Симон воспроизводит формулу: классическая механика не одна из наук, но собственно наука.

В этой связи появление в работах Сен-Симона термина «социология» (считается, что он пришел на смену социальной физиологии в 1930-е гг.) содержательно ничего не меняло: никакой иной, кроме физической, науки об обществе быть не могло.

Огюст Конт, которому в историю европейской мысли суждено было войти в качестве первооткрывателя социологии, несомненно, многим был обязан Сен-Симону как в карьерном отношении — Конт некоторое время пребывал у Сен-Симона на службе, так и в идейном плане.

Мысль Конта также насыщена разного рода классификациями, приобретающими одновременно характер жестких иерархий и в исторической перспективе, и на концептуальном уровне. Прошлое в рамках позитивизма никогда не самоценно. Развитие есть снятие — наука фактически упраздняет все иные способы освоения реальности, теология и метафизика объявляются пройденным этапом в интеллектуальной эволюции человечества. Тем самым отношения научного и ненаучного в рамках позитивизма строятся на принципах взаимоисключения, а наука оказывается одновременно окончательным состоянием человеческого ума.

Принцип иерархизма всецело реализуется и применительно к позитивному мышлению, которое является современным для Конта. В его классификации, как известно, шесть наук — математика, астрономия, физика, химия, физиология (биология), социальная физика (социология). Однако на поверку последние пять оказываются лишь частными вариациями первой: математика «необходимо составляет исключительный отправной пункт последней, являющейся единственной основной целью всякой положительной философии» [6, с. 234].

Наука есть знание наблюдательное (Конт даже формулирует закон постоянного подчинения воображения наблюдению как главный принцип позитивного мышления), поэтому задачу построения общественной науки Конт напрямую увязывает с необходимостью пре-

одоления метафизического, т. е. чисто умозрительного способа рассмотрения действительности. Реальное в противоположность химерическому, полезное в противоположность бесполезному, достоверное в противоположность сомнительному — новая позитивная наука социология призвана была сменить спекулятивную социальную философию на путях познания реальности человеческой истории. Именно в этом контексте теоретики описывают становление социологии в терминах «родовой травмы»: наследуя весь багаж философских знаний относительно природы общества, социальная наука вместе с тем пыталась отправить метафизику в предысторию мысли. «Социология была предложена как проект одновременно и вписанный в ряд легитимированных научных дисциплин, и противопоставленный иным типам дискурсов, заявлявших свои претензии на "приватизацию" проблематики социального» [7, с. 248]. Подобная эпистемологическая двусмысленность предопределила, пользуясь выражением Э. Тирикьяна, «взаимное отчуждение» социальной науки и философии, заложниками которого долгое время оказывались обе формы мысли [8].

Необходимо отметить, что Конт также выступает последовательным реалистом, отчетливо формулируя принцип социологизма: «Положительное мышление. является прямо общественным. Для него человек в собственном смысле не существует, существовать может только человечество» [6, с. 185]. Общество существует до и помимо человека, именно оно должно стать предметом положительной социологии.

Схожими с Контом были представления о конфигурации социальной науки у философа-позитивиста Герберта Спенсера, предложившего проект синтетической философии. В основе этой идеи — убежденность в существовании универсальных законов, управляющих как органической средой, так и социальным миром. «Не подлежит сомнению, что действия людей, соединенных в общество, во всех их движениях и производительных процессах должны сообразовываться с законами физических сил» [9, с. 318]. Тот факт, что социальное должно соотноситься с физическим, для Спенсера является достаточным основанием для растворения первого в физическом субстрате — социальная реальность в этой ситуации оказывается реальностью биологической популяции. Таким образом, попытка привнесения идей дарвинизма в обществознание оборачивается органицизмом: всеобщий эволюционизм и естественный отбор — успешные объяснительные модели для социальной науки.

Не избежал влияния позитивизма и Э. Дюркгейм. Являясь ключевой фигурой всей западной социологии, Дюркгейм, несомненно, намного более изощрен в своих теоретических построениях по срав-

нению с редукционизмом первых социологов-позитивистов. Однако и его социальная теория может быть интерпретирована в рамках социологической классики.

Позитивность мышления французского социолога обнаруживается в первую очередь в том, что контовское «человек в собственном смысле не существует» [6] всецело приложимо и к его доктрине. Такова главная заповедь реалиста Дюркгейма: общество есть реальность sui generis, коллективное не сводимо к индивидуальному. Обнаруживаемый в знаменитом призыве интерпретировать социальные факты как вещи социологический реализм Дюркгейма требует изучения вещей самих по себе, отделяя их от сознающих и представляющих их себе субъектов. Идея, по Дюркгейму, познается изнутри, а вещь — это все, что непроницаемо для ума, что познается наблюдением и экспериментом. Именно логика вещей в концепции французского мыслителя есть модель объяснения человеческих действий.

При этом необходимо отметить, что Дюркгейм, причисляя себя к противникам разного рода философских спекуляций относительно устроения общества, вместе с тем упрекал первых позитивистов в метафизичности их построений, утверждая, что рассмотрению фактов они предпочли анализ общих понятий о социальной действительности. Так, у Конта фигурирует идея прогресса человеческого разума, однако прогресс всего человечества, по Дюркгейму, нельзя наблюдать. «Социальные явления суть вещи, и о них нужно рассуждать как о вещах. Вместо того чтобы наблюдать социальные факты, описывать и сравнивать их, довольствуются тем, что поясняют свои идеи... Науку о реальности подменяют анализом понятий, двигаясь не от вещей к идеям, а, наоборот, от идей к вещам» [10, с. 222].

Обвинения эти тем примечательнее, что и сам Дюркгейм социальную реальность интерпретирует в качестве надындивидуальной реальности идей, как коллективные представления. Социальные факты Дюркгейма суть «способы мышления, деятельности и чувствования», пусть и «находящиеся вне индивида и наделенные принудительной силой, вследствие которой они ему навязываются» [10, с. 413].

Таким образом, в рамках дюркгеймовской теории, равно как и в построениях Конта и Спенсера, «человеческий мир предстает как мир, управляемый объективными законами... а общество рисуется как объективная данность, в большей или меньшей степени противостоящая субъективным желаниям и целям. Люди считали, что их взаимоотношения берут начало в объективных законах, действующих с необходимостью законов физических, а их свобода заключается в том, чтобы сообразовать свое частное существование с этой необходимостью» [11, с. 329]. В свете приведенного высказывания Г. Мар-кузе отметим: модель классического обществознания, несомненно,

была вызвана к жизни самой социальной практикой XIX в., ее потребностями и спецификой формирующегося индустриального общества. В этой связи необходимо особо подчеркнуть, что обезличивание и омассовление лишь впоследствии станут предметом проникнутой этическим пафосом философской критики, а в экономическом отношении именно тенденции унификации и стандартизации создавали условия технологического прорыва западных обществ. При этом неизбежной платой за интенсивные процессы модернизации оказывалось упразднение исторической и культурной гетерогенности, а также деиндивидуализация общественной жизни. Как следствие, на первый план выходят абстрактные функционально-ролевые характеристики субъектов. «Большие подсистемы общества — производство, право, образование, наука, политика — ориентированы на использование и умножение формально-социальных аспектов бытия людей. Частно-индивидуальная жизнь людей оказывается "по ту сторону" жестких социальных структур» [12, с. 282]. Классическая социальная теория была нацелена на объяснение механизмов функционирования социального целого, индивид здесь не более чем статистическая переменная — человек есть всегда одномерный человек, человек-функция.

Итак, дисциплинарное оформление науки об обществе оправданно рассматривать в контексте интеллектуальной революции Просвещения которая «узаконила новый тип светского дискурса об обществе и окончательно закрепила и институциализировала идею социального изменения как "естественного состояния" общества» [13, с. 13]. Новый тип дискурса философы-позитивисты выстроили сообразно естественнонаучной модели рациональности, представленной в трудах Г. Галилея и И. Ньютона.

Небесная механика выступала в качестве раз и навсегда установленного основания знания, универсального методологического стандарта — модели постановки и решения исследовательской задачи. Социология в этой ситуации превращалась в социальную физику: притязания на научность с неизбежностью оказывались сопряжены с физикализацией. В связи с этим еще раз подчеркнем: принципиально невозможна была постановка вопроса о специфике науки об обществе, всякая специфичность сравнительно с естественно-научным стандартом артикулировалась лишь в негативном ключе как требующая преодоления незрелость дисциплины.

Подобная установка задавала соответствующую конфигурацию классической социологии. Предмет последней — объективно существующий социальный порядок как внешняя, отчужденная от человека реальность. В качестве не подлежащего сомнению выступает тезис о первичности надындивидуальных структур, их принудитель-

ного характера по отношению к действующим субъектам. По этой причине поступки людей в рамках классической модели — всегда некие неосознаваемые последствия социальных институций, а не собственно индивидуальное целеполагание.

Ориентация на поиск устойчивых, инвариантных характеристик объекта приводит к тому, что социальное лишается процессуально-сти: общество предстает как бы в готовом виде. На концептуальном уровне статика явно преобладает над динамикой. Социальное есть некая данность, его упорядоченность не проблематизируется — она рассматривается как относящаяся к самому порядку вещей.

В качестве «ставших», а не «становящихся» рассматриваются и методы: они жестко зафиксированы, их цель — объяснение и предсказание, а также контроль над изучаемыми явлениями. По аналогии с физическим социальное мыслится как однозначно детерминированное (в лапласовском ключе), отсюда идея подконтрольности человеческой истории.

В целом проекция идеала математизированного естествознания на социальные науки с неизбежностью оборачивается признанием безусловного авторитета количественных методов анализа. Как следствие, идея формализации социальной теории, ориентация на калькуляцию общественных процессов — это исследование всех параметров социальной жизни на предмет статистических корреляций. Такая методология социальной науки может быть интерпретирована в терминах философского исчисления Г. Лейбница, знаменитое «давайте посчитаем!» которого являлось попыткой полной математизации человеческого знания: для разрешения всякого спора «достаточно было бы взять в свои руки перья и сесть за свои счетные доски» [14, с. 387].

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-311-00157 «мол_а» «Разработка постне-классической методологии социального познания».

ЛИТЕРАТУРА

[1] Меркулов И.П. Эпистемология (когнитивно-эволюционный подход). Т. 1. Санкт-Петербург, РХГИ, 2003, 473 с.

[2] Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. Москва, Едиториал УРСС, 2004, 272 с.

[3] Кузьмин А.А. Критика рефлексивного разума. Нижний Новгород, НовГУ, 1998, 185 с.

[4] Эйнштейн А. Физика, философия и научный прогресс. URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Article/einscht_iizfil.php (дата обращения 1.04.2018).

[5] Сен-Симон А. Избранные сочинения. Т. 1. Москва; Ленинград, Издательство Академии наук СССР, 1948, 468 с.

[6] Конт О. Дух позитивной философии. (Слово о положительном мышлении). Ростов-на-Дону, Феникс, 2003, 256 с.

[7] Абушенко В.Л. Социальная теория: о возможности согласования дисциплинарных эпистемологических позиций. Вопросы социальной теории. Научный альманах, 2007, т. 1, вып. 1, с. 246-262.

[8] Тирикьян Э. Социологизм и экзистенциализм. Вопросы социальной теории. Научный альманах, 2007, т. 1, вып. 1, с. 51-76.

[9] Спенсер Г. Социология как предмет изучения. Санкт-Петербург, Типография А. Якобсона, 1896, 405 с.

[10] Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. Москва, Наука, 1991, 576 с.

[11] Маркузе Г. Разум и революция: Гегель и становление социальной теории. Санкт-Петербург, Владимир Даль, 2000, 540 с.

[12] Кемеров В.Е., Керимов Т.Х., сост. Социальная философия. Словарь. Москва, Академический проект, 2003, 560 с.

[13] Девятко И.Ф. Теории деятельности и практической рациональности. Москва, Аванта плюс, 2013, 336 с.

[14] Васильев В.В., Кротов А.А., Бугай Д.В. История философии. Москва, Академический проект, 2014, 783 с.

Статья поступила в редакцию 24.07.2018

Ссылку на эту статью просим оформлять следующим образом: Иванова А.С. Позитивистская методология социально-философского познания. Гуманитарный вестник, 2018, вып. 9.

http://dx.doi.org/10.18698/2306-8477-2018-9-555

Иванова Анна Сергеевна — канд. филос. наук, доцент кафедры «Философия» МГТУ им. Н.Э. Баумана. е-шаЛ: anna-msu@yandex.ru

AS. Ivanova

Positivist methodology of socio-philosophical cognition

© A.S. Ivanova Bauman Moscow State Technical University, Moscow, 105005, Russia

The paper focuses on some cornerstone principles of building classical sociology of the XIX century. The ideas of H. de Saint-Simon, A. Comte, H. Spencer, E. Dürkheim were reconstructed from the historical and philosophical point of view. Findings of the research show the influence of the scientific rationality model stated by G. Galileo and I. Newton on the classical social theory; among the key characteristics of the latter we marked "structural" interpretation of social reality, quantitative analysis methods, as well as an ideal of value-based neutral research.

Keywords: positivism, methodology of social cognition, the classical ideal of science

REFERENCES

[1] Merkulov I.P. Epistemologiya (kognitivno-evoliutsionnyy podkhod). T. 1. [Epistemology (Cognitive-evolutionary approach). Vol. 1]. St. Petersburg, RHGI Publ., 2003, 473 p.

[2] Koyre A. Etudes d'histoire de la pensee scientifique. Gallimard, 420 p. [In Russ.: Koyre A. Ocherki istorii filosofskoi mysli. O vliyanii filosofskikh kontseptsii na razvitie nauchnykh teorii. Moscow, Editorial URSS Publ., 2004, 272 p.].

[3] Kuzmin A.A. Kritika refleksivnogo razuma [Criticism of reflexive mind]. Nizhny Novgorod, NSU Pub., 1998, 185 p.

[4] Einstein A. Physics, Philosophy and Scientific Progress. Journal of the International College of Surgeons, 1950, XIV, pp. 755-758 [In Russ.: Einstein A. Physics, Philosophy and Scientific Progress. Available at: http://www.gumer.info/ bogoslov_Buks/Philos/Article/einscht_fizfil.php (accessed April 1, 2018)].

[5] Oeuvres choisies de C.-H. de Saint-Simon. [In Russ.: Sen-Simon A. Izbrannye sochineniya T. 1. Moscow; Leningrad, Izd. Akademii nauk SSSR Publ., 1948, 468 p.].

[6] M. Auguste Comte. Cours de Philosophie Positive. Paris, Rouen Frères, 1830. [In Russ.: Comte M.A. Dukh pozitivnoy filosofii. (Slovo o polozhitelnom myshlenii). Rostov-na-Donu, Phoenix Publ., 2003, 256 p.].

[7] Abushenko V.L. Voprosy socialnoy teorii: Nauchnyy almanakh (Questions of social theory: Scientific Yearbook), 2007, vol. 1, no. 1, pp. 246-262.

[8] Tirik'yan E. Voprosy socialnoy teorii: Nauchnyy almanakh (Questions of social theory: Scientific Yearbook), 2007, vol. 1, no. 1, pp. 51-76.

[9] Spenser H. The Principles of Sociology. In 3 vols. New York, 1898. [Spenser H. Sotsiologiya kak predmet izucheniya. St. Petersburg, Tipografiya A. Yakobsona, 1896, 405 p.].

[10] Durkheim E. De la division du travail social. Paris, Les Presses universitaires de France, 8e édition, 1967, 416 p. Collection: Bibliothèque de philosophie contemporaine [In Russ.: Durkheim E. O razdelenii obshhestvennogo truda. Metod sociologii. Moscow, Nauka Publ., 1991, 576 p.].

[11] Marcuse H. Reason and revolution. Hegel and the rise of social theory. London, Routledge and Kegel Paul Ltd., 451 p. [In Russ.: Marcuse H. Razum i revoljutsiya: Gegel i stanovlenie socialnoy teorii. St. Petersburg, Vladimir Dal Publ., 2000, 540 p.].

[12] Kemerov V.E., Kerimov T.H. Sotsialnayafilosofiya: slovar [Social Philosophy: Dictionary]. Moscow, Akademicheskiy proekt Publ., 2003, 560 p.

[13] Devyatko I.F. Teorii deyateynosti i prakticheskoy ratsionalnosti [Theories of activity and practical rationality]. Moscow, Avanta pljus Publ., 2013, 336 p.

[14] Vasilev V.V., Krotov A.A., Bugay D.V. Istoriya filosofii [History of philosophy]. Moscow, Akademicheskiy proekt Publ., 2014, 783 p.

Ivanova A.S., Cand. Sc. (Philos.), Assoc. Professor, Department of Philosophy, Bauman Moscow State Technical University. e-mail: anna-msu@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.