Научная статья на тему 'Религия и наука в трудах основателя первого позитивизма'

Религия и наука в трудах основателя первого позитивизма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
4976
814
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОГЮСТ КОНТ / ПЕРВЫЙ ПОЗИТИВИЗМ / НАУКА И РЕЛИГИЯ / AUGUSTE CONTE / POSITIVISM / SCIENCE AND RELIGION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Корсаков Аркадий Иванович

Статья посвящена позднему этапу в творчестве Огюста Конта основателя философии позитивизма. Возникновение и тенденции развития позитивизма были обусловлены общим моментом динамики философской мысли в Европе XIX века, верой в научный метод, который является основным мотивом всякого научного творчества. По идее трех стадий интеллектуальной эволюции, которую Конт разрабатывал вслед за А. Сен-Симоном именно с того момента, когда человечество начинает расставаться со своим «детским и юношеским» религиозно-мистическим периодом, оно обретает черты зрелости и становится чем-то вроде «Бога в себе». Таким образом, позитивизм обнаруживает живой парадокс, обретая в себе религиозно-мистические черты в процессе борьбы с религиозной картиной мира. Это с особенной очевидностью проявилось в поздних произведениях Конта, где в последней редакции своего учения он утверждал, что над иерархией наук, вершиной которых он полагал социологию, находится область еще более высокая, замыкающая всю картину мира, а именно область религии Человечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Religion and Science in the Works of the Founder of the First Wave of Positivism

This article attempts to deal with the last phase of the life and work of Auguste Conte, the founder of the philosophy of positivism. The appearance and development of this type of philosophy were conditioned by the new waves of thought which dominated European philosophy during the nineteenth century. It was believed that faith in a scientific method would guarantee the success of any kind of scientific endeavor. Conte developed his idea of a three level intellectual evolution from notions which had already been posited by Saint-Simon. According to this ideology, man begins to mature when he begins to abandon his childish and immature notions about the world, or in other words, his religious-mystical preoccupations. Eventually he becomes an adult and begins to discover a type of God in himself. But in this way, positivism itself begins to develop its own religious and mystical traits while at the same time conducting a fierce battle with a religious conception of the world. These ideas come especially to the fore in the later works of Conte. In these works, the philosopher stipulates that although sociology is at the absolute pinnacle of the sciences, there is yet another level, still higher than all these and that is the domain of the so-called religion of mankind.

Текст научной работы на тему «Религия и наука в трудах основателя первого позитивизма»

Вестник ПСТГУ I: Богословие. Философия

2012. Вып. 2 (40). С. 80-92

Религия и наука в трудах основателя

ПЕРВОГО ПОЗИТИВИЗМА А. И. Корсаков

Статья посвящена позднему этапу в творчестве Огюста Конта — основателя философии позитивизма. Возникновение и тенденции развития позитивизма были обусловлены общим моментом динамики философской мысли в Европе XIX века, верой в научный метод, который является основным мотивом всякого научного творчества. По идее трех стадий интеллектуальной эволюции, которую Конт разрабатывал вслед за А. Сен-Симоном именно с того момента, когда человечество начинает расставаться со своим «детским и юношеским» религиозно-мистическим периодом, оно обретает черты зрелости и становится чем-то вроде «Бога в себе». Таким образом, позитивизм обнаруживает живой парадокс, обретая в себе религиозно-мистические черты в процессе борьбы с религиозной картиной мира. Это с особенной очевидностью проявилось в поздних произведениях Конта, где в последней редакции своего учения он утверждал, что над иерархией наук, вершиной которых он полагал социологию, находится область еще более высокая, замыкающая всю картину мира, а именно — область религии Человечества.

За 150 лет, прошедших с момента опубликования Контом своей «Позитивной политики», тема религиозных аспектов развития позитивизма затрагивалась гораздо реже, чем этого можно было ожидать1. Именно вопросы взаимодействия

1 Приведем основные русскоязычные и переводные работы, затрагивающие эту тему: Милль Дж. С. Огюст Конт и позитивизм. СПб., 1906; Спенсер Г. О причинах моего разногласия с О. Контом. СПб., 1906; Уорд Л. Краткий обзор позитивной философии Огюста Конта. СПб., 1906; Соловьев В. С. Кризис западной философии. Против позитивистов // Он же. Сочинения: В 10 т. СПб., 1901. Т. 1; Он же. Идея человечества у А. Конта// Там же. Т. 8; Булгаков С. Н. Религия человекобожия у Л. Фейербаха. М., 1906; Он же. Основные проблемы теории прогресса // Проблемы идеализма. М., 1902; Любомудров И. Г. Введение в философию Огюста Конта. СПб., 1912; Оршанский И. Г. Позитивизм и контизм. Харьков, 1893; Смоликовский С. Изложение начал позитивной философии и социологии Конта. Варшава, 1886; Полетика И. А. Критика философской системы Конта и дополнение этой системы мыслями Гегеля и некоторых новейших философов. СПб., 1873; Кудрявцев-Платонов В. Д. Выступление на публичном акте МДА 1 октября 1874; Филиппов М. М. Конт и его метод. СПб., 1898; Яковенко В. И. Огюст Конт, его жизнь и философская деятельность. СПб., 1894. Лукьянов С. М. Позитивная биология О. Конта и философия. М., 1898; Лаппо-ДанилевскийА. С. Основные принципы социологической доктрины О. Конта // Проблемы идеализма. М., 1902; Кожевников В. А. Религия человекобожия у Фейербаха и Конта. Сергиев-Посад, 1913; Цингер В. Я. Точные науки и позитивизм.

религиозных и научных взглядов Огюста Конта и станут предметом настоящей статьи.

В период написания «Курса позитивной философии» целью работ философ объявлял наравне с созданием социальной физики систематизацию накопленных человечеством научных данных. В последующий период — создания религии Человечества — цель Конта трансформировалась в область священного и нравственного, что воплотилось в труде «Система позитивной политики», который, по мнению Конта, стал вершиной его творчества.

Сам Конт оценивает свою книгу «Система положительной политики» (1852) как завершающий труд всей своей жизни. Эпиграфом к книге взят афоризм современного Конту французского поэта Альфреда де Виньи: «Что такое великая жизнь? Жизнь того, кто смог мысли юности претворить в реальность в зрелом возрасте». Этот эпиграф, принятый Контом как девиз на пути создания религии Человечества, говорит о том, что дело по созданию таковой Конт считает «великим». Положительная философия теперь уходит на второй план, уступая в мыслях Конта место положительной политике, которая становится, по его собственному признанию, главной темой его исканий. Свой труд Конт начинает словами: «Эта моя решающая работа над предназначением духовной власти посвящена высотам моей жизни, которые основывают теоретическую власть, действительно достойную руководить восстановлением мнений и обычаев, заменяя окончательно исчерпавший себя монотеизм. Это последнее мое открытие заставило меня лучше оценивать главную трудность всеобщего синтеза, который я осмеливаюсь предпринять»2. Из этого видно, какую ценность начала приобретать для Конта создаваемая им религия: ею он намерен был увенчать «Универсальную систему» наук, описанную им в «Курсе позитивной философии». Конт многократно подчеркивает, что социология, выступавшая как завершение этой системы, является лишь предварительным этапом: «... решительное развитие рациональной позитивности подготовило окончательную разработку социальной науки, единственно способной систематизировать подобные предварительные работы, чтобы прямо приступить к построению понятия о Великом Существе»3.

В предисловии к «Системе позитивной политики» Конт пишет: «Позитивизм состоит в основном из философии и политики, которые всегда неразлучны, как база одной универсальной системы, где интеллект и коммуникабельность тесно связаны»4. Далее он повторяет высказанную еще в «Курсе позитивной философии» мысль о вступлении человечества на порог последней области развития, которую философ называет областью рациональной позитивности. На этом, с его точки зрения, непоколебимом основании он пытается построить новую западную веру и установить позитивное духовенство, являющееся окончательной формой духовенства по отношению к изжившему себя духовенству католиче-

М., 1874. В советское время религиозным аспектам позитивизма практически не уделялось внимания. Для современного состояния показателен сборник статей: Огюст Конт: Взгляд из России. М., 2000.

2 Comte А. Systeme de Politigue Positive, ои Traite de Sociologie, instituant la Religion de L’Humanite. P. 1851-1854. T. 1. P. 21.

3 Конт О. Общий обзор позитивизма. М. 2011. С. 154.

4 Comte. Op. cit. P. 7.

скому. Отвергая, таким образом, богооткровенную религию, Конт подробно описывает нравственные, организационные и обрядовые аспекты новой веры, долженствующей, по его мнению, прийти ей на смену.

Нравственная сторона учения Конта

Из текста «Системы позитивной политики» видно, как всякий вопрос для Конта упирается в вопрос нравственности. Он не допускает никаких побуждений, кроме нравственных, и не довольствуется тем, чтобы человек в случае нужды был готов отодвинуть свои личные интересы и наклонности на второй план перед лицом требований общего блага. Конт настаивает, чтобы каждый человек видел нечто преступное в малейшей заботе о своих личных интересах, кроме случаев, когда это может служить для выгоды других, а также испытывал бы угрызения совести от такой заботы и старался бы отдалиться от нее, — «так как существование человека представляется несистематизированным, не имеющим полного единства до тех пор, пока он стремится более нежели к одной цели. Всякое совершенство состоит в единстве»5 — это положение является аксиомой для Конта. Отсюда вытекает, что вся жизнь человечества и отдельных людей должна направляться к единственному предмету и слагаться в систему средств, направленных к одной и той же цели. Конт не допускал мысли, что человечество, состоящее из индивидуумов, может достигнуть большего благополучия, если каждый станет искать собственного счастья, даже при условии благополучия всех остальных.

Для Конта недостаточна нравственность Католической Церкви — где один идеал, точно выполненный, достаточен для спасения, а другой, более высокий, будучи осуществлен, дает сверхдолжные заслуги. Конт требует, чтобы все члены его Церкви были святыми, и предает их проклятию, если они не оказываются такими6. За три века до Конта подобные мысли, о святости каждого члена церкви, уже выдвигались его соотечественником, одним из основоположников Реформации, Жаном Кальвином, который в главном своем труде «Наставления в христианской вере» пишет: «Да, мы не принадлежим себе. И поэтому наши планы, намерения и обязанности более не определяются нашими разумом и волей. Поэтому не будем ставить себе целью поиск того, что нужно нашей плоти... Ибо самая страшная чума, поражающая людей и приводящая их к гибели, — это угождение самим себе»7. Конт, резко осуждая, вслед за Кальвином, эгоизм, перенес этику с личности на человечество через служение обществу, самоограничение и труд для улучшения условий жизни в этом дольнем мире: «Каждый, кто живет полезной деятельностью, обязан смотреть на себя как на составляющую часть общества, и на оплату следует смотреть не как вознаграждение за труд, но как на средство, предоставляемое обществом для возможности продолжать деятельность на общественное благо. Так как в новой промышленности каждый результаты своих дел адресует преимущественно другим, то следует и мысли об-

5 Comte. Op. cit. P. 7.

6 Ibid. P. 167.

7 Calvin J. Institution de la religion chrestienne / J.-D. Benoit, ed. 1960. Т. 3. P. 127.

ратить на благо других, т. е. на действительное положение дел»8. Но Конт, вероятно, хочет сказать, что труд на благо человечества мы должны расценить как самостоятельное благо, не связанное с вознаграждением. Справедливого вознаграждения требовать нельзя, поскольку здоровье и сама жизнь индивида принадлежат по праву его ближнему. Истинное вознаграждение за работу на благо общества, по Конту, состоит только в признательности общества. «Размер признательности, между тем, не должен превышать планку, за которой следует пренебрежение справедливыми требованиями других членов общества»9. Истинная нравственность, по Конту, имеет религиозный характер, внутренне объединяет человечество с отдельным человеком, прославляя социальные чувства и обличая индивидуализм, утверждая альтруизм и отвергая эгоизм. Слово «альтруизм», появившееся во Франции одновременно со словом «социология», было введено Контом для обозначения состояния, противоположного эгоизму. Состояние альтруизма должно привести к полному единству в личной и социальной жизни. В религии человечества Конта, опирающейся на безграничный альтруизм, организация общества, основанная на всеобщей и совершенной нравственной солидарности, заменяет теократию. Таким же образом теологию заменяет социология, богослужение — культ выдающихся представителей человечества.

Конт считает, что благо других есть единственное побуждение, на которое бы нам следовало опираться в своих действиях, что нам нужно бы стараться умерщвлять все желания, которые имеют в виду нашу личность, отказывать им во всяком удовлетворении, коль скоро это не составляет настоятельной физической потребности. Золотое нравственное правило в контовской религии — жить для других, аскетично устраняя в себе личностные мотивы поступков. Представители высшей касты, служители позитивной религии, у Конта, ведут аскетическую жизнь, им не разрешается владеть никаким имуществом. Из Евангелия от Матфея 18. 15 Конт скопировал схему анафематствования: «если частного увещевания недостаточно, то делается публичный выговор. Если и то не приносит эффекта — провинившийся отлучается от церкви. Если же богач становится отлученным от церкви, то это имеет такое значение среди масс, что он вынужден сам добывать себе кусок хлеба, т. к. никто более не будет работать на него»10. Большую часть своих идей о нравственном воспитании Конт заимствовал у римско-католической церкви. Но заповедь Спасителя — поступать так, как бы нам хотелось, чтобы поступали по отношению к нам, «любить ближнего своего как самого себя», недостаточна для Конта, ему кажется, что это все-таки имеет характер личных расчетов. Нам следовало бы, по Конту, совсем не любить себя, не достигая полного успеха в этом, мы должны стремиться подойти к цели как можно ближе. «Жить для других становится высшим счастьем. Тесно слиться с Человечеством, сочувствовать всем его бывшим превратностям. Предугадывать его будущие судьбы, деятельно способствовать их подготовлению — такова обыкновенно будет цель каждого существования. Ведь соответствующий этому культу строй мыслей рассматривает эгоизм как наш главный недостаток, кото-

8 Comte. Op. cit. T. 4. Р. 45.

9 Ibid.

10 Ibid. P. 242.

рый надлежащее индивидуальное или коллективное воспитание может значительно уменьшить, но никогда не может совершенно исправить»11.

Девиз позитивной религии точно формулирует идею альтруизма: «Себя люблю только ради тебя, люблю тебя больше, чем себя»12. Воспитание, по Конту, должно иметь в виду одно: обеспечение альтруизму преобладания над эгоизмом. Ум же должен подчиняться господству высоких социальных чувств над рассудком. Конт осуждает только такую суровость жизни, которая, ослабляя организм, делает нас менее способными быть полезными для других. Малейшее послабление себе, даже в пище, не нужное для здоровья и сил — он порицает как безнравственное. Все удовлетворения, исключая наслаждения душевной страстью, должны быть терпимы только как «неизбежные слабости». Душевная страсть в философии Конта возникает из любви к Человечеству. Об удовлетворении этой страсти Конт пишет: «Не будучи никогда стесненным по отношению к разуму, господство сердца освящает ум, посвящая его отныне беспрерывному служению общественности, с тем, чтобы он осветил эту деятельность и укрепил ее преобладающее значение»13. По Конту, жизнь, протекающая в угождении личным прихотям и удовольствиях, не запрещена законом, но считается настолько бесчестной, что имеющий малейшее чувство стыда не может вести ее. Упражнения ума и все способности человека должны быть направлены на общее благо. Другое употребление их следует считать нравственным преступлением. Отдельный человек, обязанный обществу своим развитием, должен полностью посвятить свои силы служению этому обществу. Смирение занимает основную роль во всех основных положениях религии человечества. Покорность и смирение есть главное условие нравственности и счастья14.

Структура позитивной религии, ее таинства и обряды

Основным содержанием «Системы позитивной политики» является обсуждение сущности новой религии, которая, по мысли самого Конта, в организации своей системы имеет значительное сходство с католицизмом. В системе Конта место Бога занимает истинное Великое Существо — Человечество, обладающее всеми видами единства. Общеколлективное «Великое Существо» — непрерывный и единый человеческий род, объединяющий собой прошлое, настоящее и будущее в общественной религии, должно стать предметом преданного почитания вместо Бога15. Сущность этого почитания состоит в служении Человечеству. Устремления человеческой природы — мысль, деятельность и любовь — сосредотачивает позитивная религия, руководящая философией, политикой, искусством. В институте служения общественная религия должна была обладать всей полнотой моральной власти. Позитивная Троица в философии Конта, кроме Великого Существа, включает в себя Великую Землю и Великое Пространство.

11 Конт. Цит. соч. С. 166.

12 Comte. Op. cit. T. 2. P. 179.

13 Конт. Цит. соч. С. 143.

14 Comte. Op. cit. Т. 4. P. 134.

15 О Великом Существе и его значении в мысли Конта см.: Соловьев В. С. Идея человечества у Августа Конта // Он же. Сочинения: В 2 т. М., 1988. Т. 2. С. 562-581, здесь: с. 572-578.

Конт смотрит на образ Человечества так, как если бы в прошедшем оно состояло только из людей, которые все в свое время и в своем положении достойно исполнили свою роль в жизни16. «Благородное соревнование, вызываемое постоянным восхвалением наших достойных предшественников, побудит каждого заслужить также это неотъемлемое присоединение к необъятному и вечному существу, слагающемуся более из усопших, чем из живущих»17. По Конту, Душа этого Великого Существа представляет собой объединенную любовью совокупность достойных приобщения индивидуальных человеческих душ, живущих и умерших. Достойны приобщения те, кто живут для других. Все существование отдельных людей относится к этому Великому Существу. Оно должно составлять все наше чувства и мысли. В нем возможно и субъективное бессмертие в памяти потомков. В этом стоит знаменитая мысль Конта: «мертвые управляют живыми». «Личность после смерти, включенная в Высшую Сущность, избавляется от любых законов физики, остается подчиненной только высшим законам, которые напрямую управляют фундаментальной эволюцией»18.

В подчинении судьбы живущих, независимой от них, высшей воле умерших состоит истинный прогресс. «Когда система поминовения будет вполне развита, ни один достойный человек не будет из нее исключен, как бы скромны ни были его заслуги перед семьей, городом, нацией или всем Западом. Существование в других представляет весьма реальную форму жизни, так как, в сущности, именно таким образом протекает лучшая часть нашей жизни»19.

В этом вопросе (о живых и мертвых), а также и во многих других, касающихся аскетизма и нравственности, взгляды Конта созвучны идеям русского религиозного мыслителя и философа, одного из основоположников русского космизма, Николая Федоровича Федорова. Подобно Конту, Федоров пишет о роли «систематизированной науки»20 в деле объединения умерших с живыми. Но идя в этом направлении дальше Конта, Федоров мечтал о реальном всеобщем воскрешении отцов детьми.

Поклонение образам человечества, по догматической классификации Конта, относится к разряду как личного культа с трехразовой воспоминательно-излиятельной молитвой, обращенной к родным женщинам, так и культу общественному. Поклонение же общественного культа, являющегося совокупностью его конкретных и абстрактных компонентов, состоит в соблюдении праздников неподвижного и подвижного циклов, больших и малых святых, сопоставляемых с месяцами, неделями и днями позитивистского года. А также в излиянии чувств перед образом богини матери — символом Единого Человечества, держащей на руках ребенка — символ Нового человечества. Единое человечество, по Конту, включает всех умерших до наступления позитивной стадии, достойных его членов, Новое же человечество составлено из современников «позитивной стадии»,

16 Милль. Цит. соч. С. 117.

17 Comte. Op. cit. Т. 4. P. 162.

18 Ibid. P. 60.

19 Конт. Цит. соч. С. 162.

20 ФедоровН. Ф. Собрание сочинений. М., 1997. Т. 4. С. 325.

наступившей после XIX в. «Это великое коллективное существо, “Grand Etre”, как на том особенно настаивает Конт»21.

Устанавливая «религию Человечества», Конт описывает мельчайшие подробности ее обрядовой формы. Он досконально продумывает все внешние элементы своей религии, аналогичные тем, которые существуют в Христианстве. В качестве храмов в новой религии должны были использоваться как устарелые католические костелы, так и научно-образовательные учреждения. Из девяти позитивных таинств, соответствующих этапам в жизни, он особо выделил крещение, венчание, отпевание. Год состоял из 13 месяцев, в одном случае названных Контом различными терминами, а в другом именами известных людей. Конт считает, что набожность заключается в молитве, которая не является просительной, а скорее является излиянием чувства. Ей предшествует воспоми-нательная молитва. С молитвой Конт предлагает обращаться к коллективному человечеству, которое он иногда называет богиней. Сфера социальных вопросов у Конта относится к функциям духовенства новой религии. Это вопросы образования и воспитания, а также вопросы медицины22.

Частная жизнь человека связана в религии Человечества с общественной, через установление девяти позитивистских таинств, соответствующих этапам в жизни. Первое таинство предполагало крещение новорожденного, при котором семья обращалась к духовенству, предлагая на служение человечеству нового его члена. Лицо по достижении возраста 14 лет проходило посвящение к жизни в обществе. По достижении 21 года юноша проходил обряд допуска на военную службу, а еще через семь лет он должен был быть инициирован на свободное служение благу человечества — заступление в должность по призванию.

Затем следовало брачное таинство. По достижении 42 лет человек посвящался в зрелость, исключающую совершение смертных грехов. Их совершение после указанного возраста навсегда лишало свершившего их посмертного принятия в Верховное Существо. После исполнения 63 лет происходила отставка и включение в совет при правительстве и духовенстве. Завершение объективной жизни и переход к субъективной происходили непосредственно перед смертью, когда человек преображался и получал таинство «трансформации» И только через 7 лет после смерти, будучи достойным того, он освящался и включался в «Великое Существо»23. Любовь к Человечеству, состоящему из всех умерших, живущих и тех, кто должен родиться, в религии Конта заменяет любовь к Богу. Отдельные личности в обществе представляют собой клетки великого организма (см. рис. 1).

Необходимость позитивной религии

По Конту, все развитие человечества заканчивается основанием положительной философии, после вступления человечества на путь позитивной религии. Со времени основания положительной философии главной задачей чело-

21 Милль. Цит. соч. С. 115.

22 Comte. Op. cit. Т. 2. P. 271.

23 Ibid. P. 210.

Рис. 1. 87

вечества стало регулирование накопленных сил. Раньше опасность заключалась в недостаче сил, в будущем нужно опасаться только того, чтобы ими не злоупотребляли. В развитии силы мысли Конт видит меньшую нужду, нежели в покорности и послушании. Конт считает, что из частей, которые составляют человеческую природу, ум требует наибольшего обуздания и управления. Этот элемент нашей натуры более бурный, чем даже эгоистические инстинкты. Опасности со стороны умственных сил нужно опасаться в то время, когда общество разделяется на высокообразованную группу и бессмысленную невежественную массу. Как справедливо пишет Поль Вейрих, современный исследователь творчества Конта: «В “размышлениях о духовной силе” Конт выдвигает и другие аргументы против политической экономии. Он пишет, что она основана на ложной концепции, что человек всегда эгоистичен и расчетлив. Даже сохраняя за этими предпосылками всю их логическую значимость, достаточно, впрочем, раздутую экономистами, тем не менее несомненно, что человек отнюдь не ведет себя исключительно или даже по большей мере, основываясь на расчете, и, кроме того, он отнюдь не способен всегда или чаще всего быстро рассчитывать (пользу. — А. К.)»24. Аналогично и в физике, науке в широком смысле слова, Конт учитывает другие духовно-религиозные аспекты человеческой природы.

Сам Конт разделяет свое творчество на «первую и вторую карьеру», но французский социолог Раймон Арон делит творчество Конта на три периода, последний из которых он представляет работой — «Система позитивной политики, или Социологический трактат об основах религии человечества» (выходила в свет с 1851 по 1854 г.)25.

В период, непосредственно предшествующий началу создания Контом его религии Человечества, мы обнаруживаем парадокс: философ, который превозносил положительную науку, здесь осуждает ученых26, страстно преданных своей профессии. Ученые в его представлении оказываются значительно хуже основной массы людей. По мнению Конта, они посвящают себя своей узкой области, чуждаются широты взглядов; у них отсутствуют нравственные интересы; единственной их целью является приобретение репутации и другой личной выгоды; ученые пытаются отвлечь внимание людей от главного, сводят науку к бесполезным исследованиям, не имеющим значения для интересов человечества. В обязанности церковной власти, по Конту, должно входить осуждение таких ученых. Смысл этого кажущегося противоречия заключается в том, что сами взгляды на положительную науку, ее место и значение со временем у Конта меняются: наука уходит на задний план в пользу его религиозно-социологических концепций27. Конт в поздних своих произведениях в резких тонах критикует анархическую науку, не имеющую опоры в корректирующей ее действия религии. «Здравый смысл и мораль вскоре осудят всякую теоретическую специальность, которая не будет рассматриваться и разрабатываться сообразно энциклопедиче-

24 Weirich P. Auguste Comte, John Stuart Mill, et l’economie politique // Bulletin de la Societe Americaine de Philosophie de Langue Frangaise. 1996. T. 4. P. 43.

25Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993. С. 87.

26 Comte. Op. cit. T. 2. P. 122.

27 Ibid. T. 4. P. 95.

ским взглядам, способным связать ее с совокупностью нашего существования. И только таким путем можно бороться с идиотизмом и эгоизмом, пустившими уже очень глубокие корни и необходимо вызванными современной анархией»28. Всякая умственная деятельность, по Конту, не относящаяся непосредственно к нравственно-теоретической пользе всего человечества, вредна. Мысль, проливающая свет на общий метод, заслуживает большего внимания, чем чисто практическая. Все, что не несет блага человечеству, не только не достойно уважения, но и преступно, по Конту, т.к. стоит на одной ступени с праздной забавой. Тот, кто посвящает свое время исследованиям, без которых можно было бы обойтись, достоин презрения. «Конт дошел до настоящей ненависти к научным и всяким чисто умственным занятиям и допускал их сохранение только в пределах строгой необходимости. Более всего он боялся, чтобы люди не рассуждали и не стремились знать больше, чем им достаточно»29.

Первый позитивизм Конта, представленный в курсе позитивной философии, базируясь на системе по упорядочению научных знаний, претерпел значительные преобразования, приобретя качественно новые свойства в его системе позитивной политики. Философия, лишенная в мировоззрении позитивизма своего древнего предназначения, заняла место систематизатора накопленного наукой знания, но все же оставляла незанятой вершину иерархической лестницы наук «курса позитивной философии». Вейрих в той же статье находит у Сен-Симона даже идею классификации наук: «Конт по примеру своего учителя дал классификацию наук и в ее основу он, по существу, положил классификацию Сен-Симона. Сначала идут науки абстрактные: математика, которая есть безусловное начало всех других наук, потом небесная физика или астрофизика, физика земная, химия, биология, социология. Последняя разделилась впоследствии на социологию и мораль, родственную дисциплину, и подобное разделение существовало вплоть до времени, когда социология и мораль были сплавлены в позитивную религию. Математика и другие естественные науки должны были сами в определенный момент стать интегральными частями этой позитивной религии, чтобы сформировать ее догматику»30.

Эта идея действительно целого человечества является вершиной позитивной философии Конта. Еще в IV томе «Курса позитивной философии» он формулирует ее с большой осторожностью на научной основе, но с 1851 года возникает оформившаяся религиозная модификация позитивизма, явившегося завершением трудов над «подготовительной» позитивной философией.

Вероятно, внезапно возникшее представление о сущности будущего мировоззрения вызвало у Конта внутренний конфликт с уже имеющимся и привело его к подобию мистического созерцания, существующего в восточной философии и философии Плотина31. «Это прямое восстановление духовной власти во

28 Конт. Цит. соч. С. 155.

29 Милль. Цит. соч. С. 151.

30 Weirich. Ор. еИ. Р. 46—47.

31 См., например: «Рамакришна... в течение шести месяцев, по его утверждению, находился в каталептическом состоянии экстаза, в каком пребывали, судя по описаниям, древние факиры» (Ролан Р. Жизнь Вивекананды. Жизнь Рамакришны. М., 1991. С. 74—75).

мне молниеносно вызвало непрерывное размышление в течение восьмидесяти часов»32. Таким был общий результат решающего кризиса в жизни и мыслях Конта, за которым следует период, который он оценивает как «огромную операцию и глубокую мозговую бурю»33.

Религия, с этих пор вставшая на высочайшее место в иерархической лестнице наук, распространяла свое влияние от форм жизни отдельного индивидуума до семьи и далее от государства до всего человечества, таким образом, заняв собой все пространство социальной жизни общества. Так, философия Конта, изначально признав основанием любого знания лишь опытную сферу, в результате проделанной работы по тщательной систематизации и анализу этого знания пришла к новому, твердому основанию знания на вере. «Позитивизм построил социальную науку на основании всех предварительных наук и установил, таким образом, умозрительное единство. Его принцип согласования, обнимавший деятельность, распространяется затем на чувство, и строит цельный синтез, столь же самородный, сколь и синтетический, способный все преобразовать через посредство культа истинного Великого Существа»34.

Учение о Едином Человечестве является связующим звеном между ранней и поздней философией Конта, к этому звену приходит «система позитивной философии», а «позитивная политика» имеет это учение отправной точкой.

По мнению известного французского социолога Раймона Арона, социология Конта естественно следует из Курса позитивной философии Конта35. Анализируя дальнейшее творчество Конта периода после 1851 года, когда стала выходить в свет «Система позитивной политики, или Социологический трактат об основах религии человечества», Арон делает заключение о закономерности создания Контом на основе социологии — Религии Человечества: «Если из социологии надо вывести религию, что лично я остерегаюсь делать, то единственной возможной религией представляется мне, в конечном счете, религия Конта»36.

Первый позитивизм: от науки к религии

Так, при более близком знакомстве с философией позитивизма разрушается бытующее представление о позитивизме как об одномерном течении, направленном от религии и метафизики к опытной науке. Проведенный анализ показывает также невозможность рассматривать позитивизм исключительно как философию науки и научную философию. Основные представители первого позитивизма в своих трудах демонстрируют, насколько нерасторжима связь позитивизма с религией.

Иллюзорным оказывается стремление позитивистов освободить философию и науку от древних мировоззренческих философских проблем и преобразовать философию в техническую дисциплину по систематизации научных знаний.

32Comte. Op. cit. T. 1. P. 34.

33 Ibid. P. 35.

34 Конт. Цит. соч. С. 170.

35 Арон. Цит. соч. С. 90.

36 Там же. С. 129.

Отторгая религию, Конт находился на пути создания своей религии. Наличие в истории философии подобных парадоксов наталкивает на мысль о том, что необходимым условием работы разума является не только неотъемлемое присутствие веры в основаниях любого знания37, но и особая духовная потребность, приводящая философов, ищущих разумной упорядоченности своих идей, к религиозной вере. Если обращение Конта к религии как к «высшей точке и пределу его творчества», по его же заявлению, является логически вытекающим из его «Курса позитивной философии», в котором устанавливается общая иерархия наук, то возможно ли увидеть те же тенденции в формировании позитивной философии в целом? Ведь в дальнейшем своем развитии сама философия позитивизма, пройдя четыре этапа и изменяясь вслед за развивающейся наукой, пришла в конечном итоге к признанию неизбежности метафизических оснований науки.

Все сказанное приводит к выводу о существовании закономерностей, сообразно которым в развитии философских течений происходит последовательная смена стадий разделения и воссоединения с религиозным мировоззрением. Фиксация и осмысление логической связи между совокупностью первоначальных установок, вызвавших к жизни позитивистское мировоззрение, и его последующими преобразованиями могли бы помочь в описании этих закономерностей применительно к развитию позитивной философии. Ведь на основании анализа изменений в вопросах отношения к религии и науке в среде представителей позитивизма можно сделать вывод, что они обусловлены необходимостью для «позитивной философии» прийти к «позитивной религии».

При рассмотрении взаимоотношений науки и религии в историческом развитии перед нами неизменно встают новые проблемы, обусловленные постоянным изменением границ между этими явлениями. Обратившись к истокам научного познания, т. е. недоказуемым гносеологическим предпосылкам науки, мы столкнемся с тем, что источником самого научного метода познания является вера. Вера научная, не будучи тождественна вере религиозной, имеет, однако, с нею ряд существенных общих черт. Вероятно поэтому и «позитивная философия» Конта, обусловленная развивающейся наукой, с необходимостью должна была прийти к его «позитивной религии».

Ключевые слова: Огюст Конт, первый позитивизм, наука и религия.

37 «Скандалом для философии и общечеловеческого разума является необходимость принимать лишь на веру существование вещей вне нас» (Кант И. Критика чистого разума // Он же. Сочинения: В 6 т. М., 1964. Т. 3. С. 101).

Religion and Science in the Works of the Founder of the First Wave of Positivism

A. Korsakov

(St Tikhon’s University)

This article attempts to deal with the last phase of the life and work of Auguste Conte, the founder of the philosophy ofpositivism. The appearance and development of this type of philosophy were conditioned by the new waves of thought which dominated European philosophy during the nineteenth century. It was believed that faith in a scientific method would guarantee the success of any kind of scientific endeavor. Conte developed his idea of a three level intellectual evolution from notions which had already been posited by Saint-Simon. According to this ideology, man begins to mature when he begins to abandon his childish and immature notions about the world, or in other words, his religious-mystical preoccupations. Eventually he becomes an adult and begins to discover a type of God in himself. But in this way, positivism itself begins to develop its own religious and mystical traits while at the same time conducting a fierce battle with a religious conception of the world. These ideas come especially to the fore in the later works of Conte. in these works, the philosopher stipulates that although sociology is at the absolute pinnacle of the sciences, there is yet another level, still higher than all these — and that is the domain of the so-called religion of mankind.

Keywords: Auguste Conte, Positivism, Science and religion.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.