Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СМЕРТНОСТИ ДЕТЕЙ ОТ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ'

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СМЕРТНОСТИ ДЕТЕЙ ОТ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
9
3
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дорожно-транспортный травматизм / смертность / травма / road traffic injuries / mortality / injury

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тен Е. Е., Курманова А. Р., Ибраимова Д. Д.

Высокие показатели смертности из-за дорожно-транспортных происшествий характерны для большинства стран мира и проблема носит глобальный характер. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла амбициозную цель сократить к 2030 г. вдвое число погибших и травмированных в результате дорожно-транспортных происшествий во всем мире. По Кыргызской Республике число случаев дорожно-транспортных происшествий увеличилось с 5868 в 2016 году до 7041 случаев в 2022 году. В динамике дорожно-транспортных происшествий по регионам республики выявлена тенденция прироста в 2019–2020 годы, сменившаяся убылью в 2022 году, за исключением города Бишкек с резким увеличением на +70,2%. Регионами с высокой частотой дорожно-транспортных происшествий явились Чуйская, Иссык-Кульская области и города Бишкек и Ош. Начиная с 2018 года, 2019 и 2021 годы при дорожно-транспортных происшествиях по вине водителя увеличивался травматизм детей, особенно в 2021 году по всем регионам республики. В 2022 году травматизм снижался, лишь в Баткенской, Нарынской и Чуйской областях установлен прирост. По регионам преобладают Баткенская, Таласская, Джалал-Абадская и Иссык-Кульская области. Наибольшие темпы прироста смертности детей при дорожно-транспортных происшествиях по вине водителя наблюдались в 2019–2022 годы. Регионами с высокой смертностью детей при дорожно-транспортных происшествиях по вине водителя относятся Чуйская, Таласская, Нарынская и Иссык-Кульская области. Необходимо в политике безопасности дорожного движения обеспечить целостный (системный) подход к решению проблемы снижения дорожно-транспортного травматизма и смертности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Тен Е. Е., Курманова А. Р., Ибраимова Д. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотрDOI: 10.33619/2414-2948/101/40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF MORTALITY OF CHILDREN DUE TO ROAD TRAFFIC INJURIES IN THE KYRGYZ REPUBLIC

High death rates due to road accidents are characteristic of most countries of the world and the problem is global. The United Nations General Assembly has adopted an ambitious goal to halve the number of road traffic fatalities and injuries worldwide by 2030. In the Kyrgyz Republic, the number of traffic accidents increased from 5868 in 2016 to 7041 cases in 2022. In the dynamics of road accidents in the regions of the republic, an increase trend in 20192020 was revealed, which was replaced by a decrease in 2022, with the exception of the city of Bishkek with a sharp increase of +70.2%. Regions with a high frequency of road accidents were Chui, Issyk-Kul regions and the cities of Bishkek and Osh. Starting from 2018, 2019 and 2021, with road accidents due to the fault of the driver, injuries to children increased, especially in 2021 in all regions of the republic. In 2022, injuries decreased, only in the Batken, Naryn and Chui regions there was an increase. By region, Batken, Talas, Jalal-Abad and Issyk-Kul regions prevail. The highest rates of increase in mortality of children in road accidents due to the fault of the driver were observed in 2019-2022. Regions with a high mortality rate of children in traffic accidents due to the fault of the driver include the Chui, Talas, Naryn and Issyk-Kul regions. It is necessary in road safety policy to ensure a holistic (systemic) approach to solving the problem of reducing road traffic injuries and mortality.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СМЕРТНОСТИ ДЕТЕЙ ОТ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice https://www.bulletennauki.ru

Т. 10. №4. 2024 https://doi.org/10.33619/2414-2948/101

УДК 616-036.22

https://doi.org/10.33619/2414-2948/101/40

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СМЕРТНОСТИ ДЕТЕЙ ОТ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

©Тен Е. Е., ORCID: 0000-0001-7417-3930, SPIN-код: 3186- 6048, канд. мед. наук,

Национальный институт общественного здоровья, Международная высшая школа медицины, г. Бишкек, Кыргызстан, elena_spcpm@yahoo.com ©Курманова А. Р., ORCID 0009-0001-9424-4182, Национальный институт общественного здоровья, г. Бишкек, Кыргызстан, aidanchik97@mail.ru ©Ибраимова Д. Д., ORCID: 0000-0001-7220-1168, SPIN-код: 3154-0711, канд. мед. наук, Национальный институт общественного здоровья, Кыргызско-Российский Славянский

университет, г. Бишкек, Кыргызстан

COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF MORTALITY OF CHILDREN DUE TO ROAD TRAFFIC INJURIES IN THE KYRGYZ REPUBLIC

©Ten E., ORCID: 0000-0001-7417-3930, SPIN-code: 3186- 6048, M.D., National Institute of Public Health, International Higher School of Medicine, Bishkek, Kyrgyzstan, elena_spcpm@yahoo.com ©Kurmanova A., ORCID 0009-0001-9424-4182, National Institute of Public Health, Bishkek, Kyrgyzstan, aidanchik97@mail.ru ©Ibraimova D., ORCID: 0000-0001-7220-1168, SPIN-code: 3154-0711, M.D., National Institute of Public Health, Kyrgyz-Russian Slavic University, Bishkek, Kyrgyzstan

Аннотация. Высокие показатели смертности из-за дорожно-транспортных происшествий характерны для большинства стран мира и проблема носит глобальный характер. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла амбициозную цель сократить к 2030 г. вдвое число погибших и травмированных в результате дорожно-транспортных происшествий во всем мире. По Кыргызской Республике число случаев дорожно-транспортных происшествий увеличилось с 5868 в 2016 году до 7041 случаев в 2022 году. В динамике дорожно-транспортных происшествий по регионам республики выявлена тенденция прироста в 2019-2020 годы, сменившаяся убылью в 2022 году, за исключением города Бишкек с резким увеличением на +70,2%. Регионами с высокой частотой дорожно-транспортных происшествий явились Чуйская, Иссык-Кульская области и города Бишкек и Ош. Начиная с 2018 года, 2019 и 2021 годы при дорожно-транспортных происшествиях по вине водителя увеличивался травматизм детей, особенно в 2021 году по всем регионам республики. В 2022 году травматизм снижался, лишь в Баткенской, Нарынской и Чуйской областях установлен прирост. По регионам преобладают Баткенская, Таласская, Джалал-Абадская и Иссык-Кульская области. Наибольшие темпы прироста смертности детей при дорожно-транспортных происшествиях по вине водителя наблюдались в 2019-2022 годы. Регионами с высокой смертностью детей при дорожно-транспортных происшествиях по вине водителя относятся Чуйская, Таласская, Нарынская и Иссык-Кульская области. Необходимо в политике безопасности дорожного движения обеспечить целостный (системный) подход к решению проблемы снижения дорожно-транспортного травматизма и смертности.

Abstract. High death rates due to road accidents are characteristic of most countries of the world and the problem is global. The United Nations General Assembly has adopted an

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice https://www.bulletennauki.ru

Т. 10. №4. 2024 https://doi.org/10.33619/2414-2948/101

ambitious goal to halve the number of road traffic fatalities and injuries worldwide by 2030. In the Kyrgyz Republic, the number of traffic accidents increased from 5868 in 2016 to 7041 cases in 2022. In the dynamics of road accidents in the regions of the republic, an increase trend in 20192020 was revealed, which was replaced by a decrease in 2022, with the exception of the city of Bishkek with a sharp increase of +70.2%. Regions with a high frequency of road accidents were Chui, Issyk-Kul regions and the cities of Bishkek and Osh. Starting from 2018, 2019 and 2021, with road accidents due to the fault of the driver, injuries to children increased, especially in 2021 in all regions of the republic. In 2022, injuries decreased, only in the Batken, Naryn and Chui regions there was an increase. By region, Batken, Talas, Jalal-Abad and Issyk-Kul regions prevail. The highest rates of increase in mortality of children in road accidents due to the fault of the driver were observed in 2019-2022. Regions with a high mortality rate of children in traffic accidents due to the fault of the driver include the Chui, Talas, Naryn and Issyk-Kul regions. It is necessary in road safety policy to ensure a holistic (systemic) approach to solving the problem of reducing road traffic injuries and mortality.

Ключевые слова: дорожно-транспортный травматизм, смертность, травма.

Keywords: road traffic injuries, mortality, injury.

Высокие показатели смертности из-за дорожно-транспортных происшествий характерны не только для Кыргызской Республики, но и большинства стран мира и проблема носит глобальный характер [1-4].

Исследование CDC (Center for Disease Control and Prevention) показывает, что в 2019 г в США наблюдался более высокий уровень смертности в результате дорожно-транспортных происшествий, чем в большинстве других стран с высоким уровнем дохода, и они отставали от этих других стран в спасении жизней на дорогах. Количество смертей в результате аварий в США еще больше увеличилось в 2020 г и 2021 г (https://kurl.ru/avouG).

Ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий погибает около 1,19 миллиона человек. Более половины всех случаев смерти в результате дорожно-транспортных происшествий приходится на уязвимых участников дорожного движения, включая пешеходов, велосипедистов и мотоциклистов. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла амбициозную цель сократить к 2030 г. вдвое число погибших и травмированных в результате дорожно-транспортных происшествий во всем мире (https://kurl.ru/QyHqI).

Согласно целевых ориентиров в стратегии Безопастности дорожного движения, принятых в России в крупных и средних по численности населения городах есть потенциал для реализации стратегии, где общий коэффициент смертности к 2024 г. не должен превышать 1,5-2 погибших на 100 тыс. человек, тогда как в небольших городах и сельских населенных пунктах — 2,5-3 погибших на 100 тыс. человек (https://kurl.ru/rOIRG).

В Национальной стратегии безопасности дорожного движения в Кыргызской Республике на 2023-2027 годы отмечается, что политика безопасности дорожного движения должна обеспечить целостный (системный) подход к решению проблемы снижения дорожно-транспортного травматизма и смертности. Одним из базовых принципов является признание приоритета жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении (https://kurl.ru/VIfkh).

Вышеизложенное обуславливает актуальность проведения комплексного статистического анализа смертности в результате дорожно-транспортных происшествий.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 10. №4. 2024

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/101

Материал и методы исследования

Количество дорожно-транспортных происшествий взяты из базы данных Национального статистического комитета Кыргызской Республики (https://kurl.ru/xwbsR) и отчетных форм Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Кыргызской Республики.

Численность населения для расчета частоты случаев дорожно-транспортных происшествий использована с Центра электронного здравоохранения Министерства здравоохранения Кыргызской Республики. Методы исследования: аналитический, статистический.

Результаты и их обсуждение

По Кыргызской Республике число случаев дорожно-транспортных происшествий увеличилось с 5868 в 2016 г до 7041 случаев в 2022 году (Таблица 1).

В динамике прирост наблюдался в 2017 г — на +6,0%, 2019 г — на +8,8%, 2021 г — на +19,3%.

По регионам динамика дорожно-транспортных происшествий различалась. В Баткенской области число случаев происшествий увеличилось в 2019 г на +17,5%, 2021 г — на +35,7%. По Джалал-Абадской области на +1,9% в 2017 г, +0,6% в 2020 г и на +10,5% в 2021 г.

В Иссык-Кульской области случаи дорожно-транспортных происшествий увеличились в 2020 г на +5,2%, 2021 г — на +20,6%, Ошской области — на +5,2% в 2019 г — +24,0%, в 2021 г.

В Чуйской области — на +8,7% в 2019 г и резкий скачок в 2 раза с темпом прироста +103,1%. Чаще динамика прироста наблюдалась по Нарынской области — на +3,5% в 2017 г, +26,5% в 2018 г, +8,9% — в 2019 г и +0,8% — в 2021 г.

В Таласской области также в основном было увеличение случаев дорожно-транспортных происшествий в 2019 г — на +19,2%, 2020 г — на +21,7%, 2021 г — на +14,5%.

В городе Ош прирост показателя отмечен в 2018 г — на +1,7%, 2019 г — на +18,3% и 2021 г — на +12,6%.

По г. Бишкек число дорожно-транспортных происшествий максимально увеличивалось в 2017 г — в 1,6 раз на +64,2%, 2022 г — в 1,7 раз на +70,2% и 2019 г — на +10,0%.

Сравнительный анализ по годам числа случаев дорожно-транспортных происшествий показал тенденцию прироста по всем регионам республики в 2019 г (за исключением Джалал-Абадской и Иссык-Кульской областей) и 2021 г (кроме г. Бишкек).

Важное значение имеет тенденция убыли во всех регионах в 2022 г, за исключением города Бишкек, причем с резким приростом на +70,2%.

В целом, выявлены регионы с высокой частотой дорожно-транспортных происшествий: Чуйская, Иссык-Кульская области и города Бишкек и Ош.

Анализ частоты дорожно-транспортных происшествий по вине водителя по Кыргызской Республике показал прирост в 2019 г. на +14,3% и 2021 г. на +38,6% (Таблица 2).

В 2019-2021 гг. значительное увеличение происшествий по вине водителя наблюдалось в Баткенской области (+20,5% и +20,1%, соответственно), Иссык-Кульской области (+35,7% и +68,4%, соответственно), Ошской области (+18,3% и +46,9%, соответственно), Чуйской области (+22,8% и +44,0%, соответственно). Для числа случаев дорожно-транспортных

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 10. №4. 2024

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/101

происшествий, произошедших по вине водителя в Нарынской области была характерна тенденция высокого прироста на +27,0% в 2017 г, +54,4% в 2019 г и +44,8% в 2022 г.

Таблица 1

ДИНАМИКА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ ПО РЕГИОНАМ КЫ1РГЫ1ЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (Центр электронного здравоохранения) на 100 000 населения

2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022

n P n P n P n P n P n P n P

Кыргызская Республика

5868 96,5 6346 102,3 5995 94,8 6663 103,2 6126 93,1 7437 111,1 7041 100,9

темп прироста/убыли, %

- - - +6,0 - -7,3 - +8,8 - -9,7 - +19,3 - -9,1

Баткенская

291 58,4 214 42,0 205 39,4 246 46,3 245 45,1 339 61,2 314 55,8

темп прироста/убыли, %

- - - -28,0 - -6,2 - +17,5 - -2,6 - +35,7 - -8,8

Джалал-Абадская

681 52,3 629 53,3 543 45,1 546 44,5 560 44,8 630 49,5 598 46,0

темп прироста/убыли, %

- - - +1,9 - -15,3 - -1,3 - +0,6 - +10,5 - -7,0

Иссык-Кульская

472 99,6 449 93,5 361 74,2 365 74,0 389 77,9 474 94,0 385 71,8

темп прироста/убыли, %

- - - -6,1 - -20,6 - -0,2 - +5,2 - +20,6 - -23,6

Нарынская

127 45,4 133 47,0 170 59,5 187 64,8 177 60,8 180 61,3 188 61,1

темп прироста/убыли, %

- - - +3,5 - +26,5 - +8,9 - -6,1 - +0,8 - -0,3

Ошская

761 59,7 755 58,0 633 47,6 680 50,1 644 46,6 812 57,8 733 50,6

темп прироста/убыли, %

- - - -2,8 - -18,0 - +5,2 - -7,0 - +24,0 - -12,4

Таласская

128 50,5 130 50,5 109 41,7 132 49,7 163 60,5 189 69,3 143 52,5

темп прироста/убыли, %

- - - 0 - -17,4 - +19,1 - +21,7 - +14,5 - -24,2

Чуйская

1621 180,8 1355 148,3 1229 131,9 1364 143,5 1294 133,7 2663 271,6 1 395 131,4

темп прироста/убыли, %

- - - -17,9 - -11,0 - +8,7 - -6,8 - +103,1 - -51,6

г. Бишкек

1352 139,4 2269 228,9 2313 227,9 2611 250,9 2183 205,1 1602 147,4 2 834 250,9

темп прироста/убыли, %

- - - +64,2 - -0,4 - +10,0 - -18,2 - -28,1 - +70,2

г. Ош

435 156,0 412 144,3 432 146,8 532 173,8 471 148,4 548 167,1 451 126,7

темп прироста/убыли, %

- - - -7,5 - +1,7 - +18,3 - -14,6 - +12,6 - -24,1

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 10. №4. 2024

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/101

Примечание: п — число наблюдений, Р — частота дорожно-транспортных происшествий

В Таласской области в 2018-2020 гг. увеличение показателя было на +9,0%, +23,0% и +4,0%, соответственно. Темп прироста по г. Бишкек составил +6,3% в 2018 г, +10,7% в 2019 г. и +52,4% в 2021 г., а по г. Ош в 2019 г. на +2,3%, 2020 г. на +15,2%, 2022 году на +7,5%. Резкое увеличение числа случаев дорожно-транспортных происшествий по вине водителя было в Джалал-Абадской области в 1,6 раз на +60,5% в 2021 г.

При рассмотрении по годам, по вине водителя случаи дорожно-транспортных происшествий имела тенденцию прироста по всем регионам республики в 2019 г (кроме Джалал-Абадской области), 2021 г за исключением Нарынской, Таласской областей и г. Ош. Следует отметить, что в 2022 году случаи снизились, кроме Нарынской области и г. Ош.

В целом, регионами с высокой частотой дорожно-транспортных происшествий по вине водителя явились города Бишкек и Ош, Чуйская и Иссык-Кульская области. В Национальной стратегии безопасности дорожного движения в Кыргызской Республике отмечено, что особенно высоким остается травматизм среди детей (17-19% среди раненных в ДТП), возрастная группа 10-16 лет является наиболее уязвимой. В среднем каждый четвертый случай ДТП с пешеходом — это авария с участием ребенка младше 16 лет (https://kurl.ru/QagTd).

Активная работа и принимаемые меры по борьбе с аварийностью на дорогах в течение последних лет позволили добиться повышения безопасности дорожного движения в Кыргызской Республике, изменить негативные тенденции в развитии ситуации с аварийностью и смертностью, особенно в период 2019-2021 гг. При этом достижения не удается сделать устойчивыми и продолжить снижение аварийности и смертности на дорогах (https://kurl.ru/QagTd).

Таблица 2

ЧАСТОТА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ ПО ВИНЕ ВОДИТЕЛЯ ПО РЕГИОНАМ КЫ1РГЫ1ЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ на 100 000 населения

2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022

n P n P n P n P n P n P n P

Кыргызская Республика

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1575 25,9 1432 23,1 1418 22,4 1655 25,6 1245 18,9 1754 26,2 1622 23,2

темп прироста/убыли, %

- - - -10,8 - -3,0 - +14,3 - -26,1 - +38,6 - -11,4

Баткенская

70 14,0 64 12,5 61 11,7 75 14,1 62 11,4 76 13,7 68 12,1

темп прироста/убыли, %

- - - -10,7 - -6,4 - +20,5 - -19,1 - +20,1 - -11,6

Джалал-Абадская

178 15,3 153 12,9 147 12,2 136 11,0 131 10,4 213 16,7 176 13,5

темп прироста/убыли, %

- - - -15,6 - -5,4 - -9,8 - -5,4 - +60,5 - -19,1

Иссык-Кульская

109 23,0 92 19,1 75 15,4 103 20,9 87 17,4 148 29,3 119 22,2

темп прироста/убыли, %

- - - -16,9 - -19,3 - +35,7 - -16,7 - +68,4 - -24,2

Нарынская

28 10,0 36 12,7 32 11,2 50 17,3 36 12,3 23 7,8 35 11,3

темп прироста/убыли, %

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 10. №4. 2024

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/101

2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022

n P n P n P n P n P n P n P

- - - +27,0 - -11,8 - +54,4 - -28,9 - -36,5 - +44,8

Ошская

220 17,2 202 15,5 160 12,0 193 14,2 156 11,3 233 16,6 225 15,5

темп прироста/убыли, %

- - - -9,8 - -22,5 - +18,3 - -20,4 - +46,9 - -6,6

Таласская

37 14,6 29 11,2 32 12,2 40 15,0 42 15,6 36 13,2 28 10,3

темп прироста/убыли, %

- - - -23,2 - +9,0 - +23,0 - +4,0 - -15,3 - -24,2

Чуйская

339 37,8 287 31,4 273 29,3 343 36,0 260 26,8 379 38,6 328 30,9

темп прироста/убыли, %

- - - -17,0 - -6,6 - +22,8 - -25,5 - +44,0 - -20,0

г. Бишкек

495 51,0 471 47,5 513 50,5 582 55,9 354 33,2 550 50,6 531 47,0

темп прироста/убыли, %

- - - -6,8 - +6,3 - +10,7 - -40,6 - +52,4 - -7,1

г. Ош

99 35,5 98 34,3 125 42,4 133 43,4 117 36,8 96 29,2 112 31,4

темп прироста/убыли, %

- - - -3,3 - -23,6 - +2,3 - +15,2 - -20,6 - +7,5

Примечание: п — число наблюдений, Р — частота дорожно-транспортных происшествий по вине водителя

Частота травм у детей при дорожно-транспортных происшествиях по вине водителя в Кыргызской Республике увеличились с 1754 случаев в 2016 г. до 2226 случаев в 2022 г. (Таблица 3).

По Республике частота травматизма детей имела тенденцию прироста в 2018 г. на +0,3%, 2019 г. — на +16,4%, 2021 г. — на +47,0%.

По Нарынской области во все годы травмы детей при дорожно-транспортных происшествиях наблюдалось увеличение, кроме 2020 г.

Высокий прирост в 2017 г. — на +51,2%, 2018 г. — на +53,2%, на 13,1% — в 2019 г., +10,6% — в 2021 г. и на +37,1% — в 2022 г.

В Ошской области преобладал прирост в 2017 г. — на +14,6%, 2018 г. — на +18,6%, 2019 г. — на +7,8%, 2021 г. — на +32,3%.

В Джалал-Абадской и Иссык-Кульской областях высокий темп прироста был в 2019 (32,3% и 34,3%, соответственно) и 2021 (59,1% и 45,4%, соответственно) годах. Травмы у детей при дорожно-транспортных происшествиях по Баткенской области особенно увеличились в 2021 г. на +55,2%, 2022 г. — на +18,1%, на +13,7% — в 2019 г. и на +0,1% — в 2018 г.

В Таласской области травматизм детей имел тенденцию убыли, лишь в 2021 г. рост составил +54,0%.

По Чуйской области убыль в 2016-2020 гг, сменилась приростом в 2021 и 2022 гг. на +14,4% и +0,5%, соответственно.

По городам Бишкек и Ош в последние годы травматизм детей увеличивался. В г. Бишкек в период 2018-2021 гг. прирост составил +25,0%, +31,4%, +4,3% и +20,8%,

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 10. №4. 2024

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/101

соответственно. По г. Ош травматизм детей при дорожно-транспортных происшествиях по вине водителя увеличился в 2018 г. — на +7,1%, 2019 г. — на +19,2% и 2021 г. — на +61,0%.

Начиная с 2018 г., 2019 г. и 2021 г. при дорожно-транспортных происшествиях по вине водителя увеличивался травматизм детей, особенно в 2021 г. по всем регионам Республики.

В 2022 г. травматизм снижался, лишь в Баткенской, Нарынской и Чуйской областях установлен прирост. По регионам преобладают Баткенская, Таласская, Джалал-Абадская и Иссык-Кульская области. Показателем 3.6.1 из Глобальных показателей целей в области устойчивого развития (ЦУР) является уровень смертности от дорожно-транспортного травматизма, определяемый числом погибших в дорожно-транспортных происшествиях на миллион населения. Согласно Европейской экономической комиссии ООН, включающей 56 стран, Кыргызстан по смертности в результате дорожно-транспортных происшествий занимал в 2016-2017 гг. — 1 место (157,5 и 150,0), 2018-2019 гг. — 2 (116,7 и 122,2), 2020 г. — 3 (1129,6) и 2021 г. — 1 место (136,0) (https://kurl.ru/PnEur).

Таблица 3

ЧАСТОТА ТРАВМ У ДЕТЕЙ ПРИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫ1Х ПРОИСШЕСТВИЯХ ПО ВИНЕ ВОДИТЕЛЯ ПО РЕГИОНАМ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ на 100 000 населения

2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022

n P n P n P n P n P n P n P

Кыргызская Республика

1754 28,8 1622 26,1 1656 26,2 1973 30,5 1456 22,1 2175 32,5 2226 32,0

темп прироста/убыли, %

- - - -9,3 - +0,3 - +16,4 - -27,5 - +47,0 - -1,5

Баткенская

550 110,4 531 110,4 574 110,5 668 125,7 412 76,0 653 118,0 770 137,0

темп прироста/убыли, %

- - - 0 - +0,1 - +13,7 - -39,5 - +55,2 - +18,1

Джалал-Абадская

379 32,7 328 27,8 327 27,2 441 36,0 328 26,2 531 41,7 500 38,4

темп прироста/убыли, %

- - - -15,0 - -2,1 - +32,3 - -27,2 - +59,1 - -7,9

Иссык-Кульская

148 31,2 119 24,8 98 20,1 133 27,0 109 21,8 160 31,7 148 27,6

темп прироста/убыли, %

- - - -20,5 - -19,0 - +34,3 - -19,2 - +45,4 - -13,0

Нарынская

23 8,2 35 12,4 54 19,0 62 21,5 41 14,1 46 15,6 66 21,4

темп прироста/убыли, %

- - - +51,2 - +53,2 - +13,1 - -34,4 - +10,6 - +37,1

Ошская

96 7,5 112 8,6 136 10,2 150 11,0 133 9,6 179 12,7 169 11,6

темп прироста/убыли, %

- - - +14,6 - +18,6 - +7,8 - -12,7 - +32,3 - -8,6

Таласская

233 92,0 225 87,5 180 69,0 229 86,2 168 62,4 262 96,1 220 81,0

темп прироста/убыли, %

- - - -4,9 - -21,1 - -25,0 - -27,6 - +54,0 - -15,7

Чуйская

213 23,7 176 19,2 176 18,9 149 15,6 147 15,2 171 17,4 186 17,5

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 10. №4. 2024

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/101

2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022

n P n P n P n P n P n P n P

темп прироста/убыли, %

- - - -19,0 - -1,5 - -17,4 - -2,5 - +14,4 - +0,5

г. Бишкек

36 3,7 28 2,8 36 3,5 48 4,6 52 4,8 63 5,8 56 4,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

темп прироста/убыли, %

- - - -24,3 - +25,0 - +31,4 - +4,3 - +20,8 - -17,2

г. Ош

76 27,2 68 23,8 75 25,5 93 30,4 66 20,8 110 33,5 111 31,1

темп прироста/убыли, %

- - - -12,5 - +7,1 - +19,2 - -31,5 - +61,0 - -7,1

Примечание: п — число наблюдений, Р — частота травм у детей при дорожно-транспортных происшествиях

Частота смертности детей при дорожно-транспортных происшествиях по вине водителя по регионам Кыргызской Республики в динамике снижалась, но в 2019 г. увеличилась на +7,7%, нулевой прирост — в 2020 г. и вновь прирост на +14,2% — в 2021 г. (Таблица 4).

Таблица 4

ЧАСТОТА СМЕРТНОСТИ ДЕТЕЙ ПРИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ ПО ВИНЕ ВОДИТЕЛЯ ПО РЕГИОНАМ КЫ1РГЫ1ЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ на 100 000 населения

2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022

n P n P n P n P n P n P n P

Кыргызская Республика

128 2,1 104 1,6 87 1,3 91 1,4 93 1,4 111 1,6 103 1,5

темп прироста/убыли, %

- - - -23,8 - -18,7 - +7,7 - 0 - +14,2 - -6,2

Баткенская

12 2,4 12 2,3 2 0,3 6 1,1 8 1,5 5 1,0 11 2,0

темп прироста/убыли, %

- - - -4,1 - -43,4 - +266,6 - +36,3 - -33,3 - +100,0

Джалал-Абадская

19 1,6 17 1,4 18 1,5 12 1,0 16 1,3 24 1,9 24 1,8

темп прироста/убыли, %

- - - -12,5 - +7,1 - -33,3 - +30,0 - +46,1 - -5,2

Иссык-Кульская

6 1,2 14 2,9 8 1,6 14 2,8 5 1,0 16 3,1 12 2,2

темп прироста/убыли, %

- - - +141,6 - -44,8 - +75,0 - -64,2 - +210,0 - -29,0

Нарынская

7 2,5 9 3,1 4 1,4 3 1,0 6 2,0 3 1,0 10 3,2

темп прироста/убыли, %

- - - +24,0 - -54,8 - -28,5 - +100,0 - -50,0 - +220,0

Ошская

32 2,5 17 1,3 14 1,0 12 1,0 15 1,1 31 2,2 27 1,8

темп прироста/убыли, %

- - - -48,0 - -23,0 - 0 - +10,0 - +100,0 - -18,1

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 10. №4. 2024

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/101

2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022

n P n P n P n P n P n P n P

Таласская

7 2,7 8 3,1 10 3,8 8 3,0 3 1,1 9 3,3 2 0,7

темп прироста/убыли, %

- - - +14,8 - +22,5 - -21,0 - -63,3 - +200,0 - -78,7

Чуйская

28 3,1 22 2,4 26 2,8 22 2,3 26 2,7 18 1,8 11 1,0

темп прироста/убыли, %

- - - -22,5 - +16,6 - -35,8 - +17,4 - -33,3 - -44,4

г. Бишкек

13 1,3 3 0,3 3 0,3 12 1,1 8 0,7 3 0,3 6 0,5

темп прироста/убыли, %

- - - -76,9 - 0 - +266,6 - -36,3 - -57,1 - +66,6

г. Ош

4 1,4 2 0,7 2 0,7 2 0,6 6 1,9 2 0,6 - -

темп прироста/убыли, %

- - - -50,0 - 0 - -14,2 - +216,6 - -68,4 - -

Примечание: п — число наблюдений, Р — частота смертности детей при дорожно-транспортных происшествиях

В целом число умерших уменьшилось со 128 детей в 2016 г до 103 — в 2022 г. В 2017 г во всех регионах наблюдалось снижение случаев смертности детей от дорожно-транспортных происшествий по вине водителя, за исключением Таласской области (с 7 до 8 случаев, +14,8%), Нарынской области (с 7 до 9 случаев, +24,0%) и Иссык-Кульской области (с 6 до 14 случаев, +141,6%).

В 2018 г исключением явились Таласская и Чуйская области (с 8 до 10 случаев, +22,5% и с 22 до 26 случаев, +16,6%, соответственно).

В 2019 г. прирост случаев смерти детей наблюдался в Баткенской области — с 2 до 6 случаев на +266,6%, Иссык-Кульской области — с 8 до 14 случаев с приростом на +75,0%, в г. Бишкек — с 3 до 12 случаев на +266,6%.

В 2020 г смертность детей увеличилась во всех областях, за исключением Иссык-Кульской, Таласской областей и г. Бишкек с 6 до 8 случаев — на +36,3% в Баткенской области с 12 до 16 случаев на +30,0% в Джалал-Абадской области, с 3 до 6 случаев на +100,0% в Нарынской области, с 12 до 15 случаев на +10,0% в Ошской области, с 22 до 26 случаев на +17,4% в Чуйской области, с 2 до 6 случаев на +216,6% в г. Ош.

В 2021 г. смертность детей при дорожно-транспортных происшествиях по вине водителя увеличилась в 4 областях. Увеличение случаев смертности с 16 до 24 случаев в Джалал-Абадской области (+46,1%), с 5 до 16 случаев в Иссык-Кульской области (+210,0%), с 15 до 31 случая в Ошской области (+100,0%), с 3 до 9 случаев в Таласской области (+200,0%).

В 2022 г. прирост умерших детей составил в Баткенской области +100,0% (с 5 до 11 случаев), Нарынской области на +220,0% (с 3 до 10 случаев), и г. Бишкек на +66,6% (с 3 до 6 случаев).

В целом в динамике наибольшие темпы прироста смертности детей при дорожно-транспортных происшествиях по вине водителя наблюдались в 2019-2022 гг. Проведенный анализ частоты смертности позволил выявить регионы с высокой смертностью детей при

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice https://www.bulletennauki.ru

Т. 10. №4. 2024 https://doi.org/10.33619/2414-2948/101

дорожно-транспортных происшествиях по вине водителя. К ним относятся Чуйская, Таласская, Нарынская и Иссык-Кульская области. Травмы в результате аварий, являются значимой причиной смерти в мире для всех возрастных групп и основной причиной смерти детей и молодых людей в возрасте 5-29 лет. Повышение защищенности от дорожно-транспортных происшествий и их последствий наиболее уязвимых участников дорожного движения, прежде всего детей и пешеходов» является одним из основных направлений реализации стратегии. ВОЗ говорит о необходимости создания системы, устойчивой к рискам, связанным с человеческим фактором. Основой этого подхода служат безопасные дороги и придорожные зоны, безопасный скоростной режим, безопасные транспортные средства и безопасные участники дорожного движения — все факторы, которые должны быть учтены для предотвращения дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом и сокращения серьезного дорожно-транспортного травматизма. По мнению Н. Г. Петровой (2023) проблема профилактики ДТП и снижения смертности от них может быть решена только при использовании системного подхода, включающего оптимизацию организации дорожного движения, улучшение инфраструктуры дорог, состояние транспортных средств, совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим и др. Однако центральное место должно уделяться воспитанию культуры всех участников движения, психологической готовности к соблюдению правил дорожного движения, оказанию первой помощи [5].

Выводы

1. В динамике дорожно-транспортных происшествий по регионам Кыргызской Республики выявлена тенденция прироста в 2019-2020 годы, сменившаяся убылью в 2022 г, за исключением города Бишкек с резким увеличением на +70,2%. Определены регионы с высокой частотой дорожно-транспортных происшествий: Чуйская, Иссык-Кульская области и города Бишкек и Ош.

2. По вине водителя случаи дорожно-транспортных происшествий имели тенденцию прироста по всем регионам республики в 2019 г (кроме Джалал-Абадской области), 2021 г за исключением Нарынской, Таласской областей и г. Ош. Следует отметить, что в 2022 г случаи снизились, кроме Нарынской области и г. Ош. В целом, регионами с высокой частотой дорожно-транспортных происшествий по вине водителя явились города Бишкек и Ош, Чуйская и Иссык-Кульская области.

3. Начиная с 2018 г, 2019 и 2021 гг. при дорожно-транспортных происшествиях по вине водителя увеличивался травматизм детей, особенно в 2021 г по всем регионам республики. В 2022 г травматизм снижался, лишь в Баткенской, Нарынской и Чуйской областях установлен прирост. По регионам преобладают Баткенская, Таласская, Джалал-Абадская и Иссык-Кульская области.

4. В целом в динамике наибольшие темпы прироста смертности детей при дорожно-транспортных происшествиях по вине водителя наблюдались в 2019-2022 гг. Регионами с высокой смертностью детей при дорожно-транспортных происшествиях по вине водителя относятся Чуйская, Таласская, Нарынская и Иссык-Кульская области.

Список литературы:

1. Пьянкова А. И., Фаттахов Т. А. Смертность от дорожно-транспортных происшествий в России: подходы к оценке, тенденции и перспективы // Демографическое обозрение. 2019. Т. 6. №3. С. 58-84. EDN: TONMY.

2. Chen S., Kuhn M., Prettner K., Bloom D. E. The global macroeconomic burden of road injuries: estimates and projections for 166 countries // The Lancet Planetary Health. 2019. V. 3. №9. P. e390-e398. https://doi.org/10.1016/S2542-5196(19)30170-6

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 10. №4. 2024

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/101

3. Омурбеков Т. О., Жороев М. Н., Самсалиев М. Ж. Анализ сочетанных травм у детей после дорожно-транспортного происшествия (данные городской детской клинической больницы скорой медицинской помощи, г. Бишкек) // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. №3. С. 145-149. https://doi.org/10.33619/2414-2948/52/13

4. Будаев Б. С., Кицул И. С., Банзарова Л. П., Рипп О. Г. Статистика смертности населения от дорожно-транспортных происшествий в республике Бурятия // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2021. №3. С. 533-549. https://doi.org/10.24412/2312-2935-2021-3-533-549

5. Петрова Н. Г. Дорожно-транспортный травматизм: психолого-социальные аспекты // Ученые записки СПбГМУ им. ИП Павлова. 2023. Т. 30. №1. С. 71-77. https://doi.org/10.24884/1607-4181-2023-30-1-71-77

References:

1. P'yankova, A. I., & Fattakhov, T. A. (2019). Smertnost' ot dorozhno-transportnykh proisshestvii v Rossii: podkhody k otsenke, tendentsii i perspektivy. Demograficheskoe obozrenie, 6(3), 58-84. (in Russian).

2. Chen, S., Kuhn, M., Prettner, K., & Bloom, D. E. (2019). The global macroeconomic burden of road injuries: estimates and projections for 166 countries. The Lancet Planetary Health, 3(9), e390-e398. https://doi.org/10.1016/S2542-5196(19)30170-6

3. Omurbekov, T., Zhoroev, M., & Samsaliev, M. (2020). Analysis of Combined Traumas in Children After Road Traffic Accidents (Data of the City Children's Clinical Hospital Ambulance, Bishkek). Bulletin of Science and Practice, 6(3), 145-149. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/52/13

4. Budaev, B. S., Kitsul, I. S., Banzarova, L. P., & Ripp, O. G. (2021). Statistika smertnosti naseleniya ot dorozhno-transportnykh proisshestvii v respublike Buryatiya. Sovremennye problemy zdravookhraneniya i meditsinskoi statistiki, (3), 533-549. (in Russian). https://doi.org/10.24412/2312-2935-2021-3-533-549

5. Petrova, N. G. (2023). Dorozhno-transportnyi travmatizm: psikhologo-sotsial'nye aspekty. Uchenye zapiski SPbGMU im. IP Pavlova, 30(1), 71-77. (in Russian). https://doi.org/10.24884/1607-4181-2023-30-1-71-77

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 15.03.2024 г. 24.03.2024 г.

Ссылка для цитирования:

Тен Е. Е., Курманова А. Р., Ибраимова Д. Д. Сравнительная характеристика смертности детей от дорожно-транспортного травматизма в Кыргызской Республике // Бюллетень науки и практики. 2024. Т. 10. №4. С. 363-373. https://doi.org/10.33619/2414-2948/101/40

Cite as (APA):

Ten, E., Kurmanova, A., & Ibraimova, D. (2024). Comparative Characteristics of Mortality of Children Due to Road Traffic Injuries in the Kyrgyz Republic. Bulletin of Science and Practice, 10(4), 363-373. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/101/40

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.