Научная статья на тему 'Сравнительная характеристика системы регистрации лекарственных препаратов в Российской Федерации и странах Европейского союза'

Сравнительная характеристика системы регистрации лекарственных препаратов в Российской Федерации и странах Европейского союза Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
607
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИСТРАЦИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБРАЩЕНИИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ» / ГАРМОНИЗАЦИЯ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ РЕГИСТРАЦИИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ / MEDICINES REGISTRATION / THE FEDERAL LAW ON CIRCULATION OF MEDICINES / HARMONIZATION OF THE REGULATORY FRAMEWORK FOR MEDICINES REGISTRATION

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Бунятян Н. Д., Сакаева И. В., Косарева Т. В., Корсун Л. В., Саканян В. А.

В статье рассмотрены основные положения Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», касающиеся регистрации лекарственных препаратов в Российской Федерации. Представлены основные характеристики процесса регистрации лекарственных препаратов в странах Европейского союза (ЕС). Приведен сравнительный анализ процедур и нормативных документов, регулирующих процесс регистрации в РФ и странах ЕС. Подчеркнуто, что российские национальные стандарты в значительной мере гармонизированы с соответствующими нормативными документами ЕС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Бунятян Н. Д., Сакаева И. В., Косарева Т. В., Корсун Л. В., Саканян В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative analysis of drug registration system in the Russian Federation and in the European Union

The following article describes the main provisions of the Federal Law «On circulation of medicines» № 61-FZ dated 12 April 2010, regulating registration of medicines in the Russian Federation. Basic characteristics of the medicines registration process in the European Union are provided. Comparative analysis of the procedures and normative documents, regulating registration process in the Russian Federation and in the European Union has been performed. It has been outlined that Russian national standards are considerably harmonized with the relevant EU documents.

Текст научной работы на тему «Сравнительная характеристика системы регистрации лекарственных препаратов в Российской Федерации и странах Европейского союза»

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ РЕГИСТРАЦИИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СТРАНАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Н.Д. Бунятян, И.В. Сакаева, Т.В. Косарева, Л.В. Корсун, В.А. Саканян

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Научный центр экспертизы средств медицинского применения» Минздравсоцразвития России, Москва

Резюме: В статье рассмотрены основные положения Федерального закона от 12.04.2010 №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», касающиеся регистрации лекарственных препаратов в Российской Федерации. Представлены основные характеристики процесса регистрации лекарственных препаратов в странах Европейского союза (ЕС). Приведен сравнительный анализ процедур и нормативных документов, регулирующих процесс регистрации в РФ и странах ЕС. Подчеркнуто, что российские национальные стандарты в значительной мере гармонизированы с соответствующими нормативными документами ЕС.

Ключевые слова: регистрация лекарственных препаратов, Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств», гармонизация нормативной базы регистрации лекарственных препаратов.

COMPARATIVE ANALYSIS OF DRUG REGISTRATION SYSTEM IN THE RUSSIAN FEDERATION AND IN THE EUROPEAN UNION N.D. Bunyatyan, I. V. Sakaeva, T.V. Kosareva, L.V. Korsun, V.A. Sakanyan

Abstract: The following article describes the main provisions of the Federal Law «On circulation of medicines» №61-FZ dated 12 April 2010, regulating registration of medicines in the Russian Federation. Basic characteristics of the medicines registration process in the European Union are provided. Comparative analysis of the procedures and normative documents, regulating registration process in the Russian Federation and in the European Union has been performed. It has been outlined that Russian national standards are considerably harmonized with the relevant EU documents.

Key words: medicines registration, the Federal law On circulation of medicines, harmonization of the regulatory framework for medicines registration.

Высокие требования к качеству лекарственных средств (ЛС) — обязательное условие успешного развития фармацевтического рынка в направлении гармонизации с правилами Европейского союза (ЕС), а также гарантии здоровья и жизни людей.

При этом основной задачей является разработка нормативных актов, направленных на выработку единых правил, более экономичное использование всех ресурсов, аннулирование задержек в общем развитии фармацевтической отрасли, обеспечение доступности новых ЛС при полном соблюдении гарантий их качества, эффективности и безопасности. Для достижения этой цели разрабатывается и адаптируется к изменяющимся условиям нормативно-правовая база по регистрации лекарственных препаратов, проводится ее гармонизация в соответствии с международными требованиями и осуществляется ряд комплексных мер.

Порядок и механизм регистрации ЛС в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (Закон № 61-ФЗ) и подробно описан в главе 6 «Осуществление государственной регистрации лекарственных препаратов» данного закона [1]. Следует отметить, что в ранее действовавшем законе

№ 86-ФЗ «О лекарственных средствах» [2] порядок и процедуру государственной регистрации ЛС регулировала только одна статья, тогда как в Законе № 61-ФЗ регистрации посвящена глава, состоящая из 19 статей.

В соответствии с Законом № 61-ФЗ лекарственные препараты вводятся в гражданский оборот на территории РФ, только если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Одним их основополагающих нововведений Закона № 61-ФЗ является оптимизация и прозрачность процедуры регистрации ЛС, которая четко прописана по этапам и срокам [3]. До сих пор некоторые, особенно отечественные, лекарственные препараты проходили процедуру регистрации от начала и до конца годами, сталкиваясь со всеми проблемами, которые встречаются на этом пути.

Закон № 61-ФЗ разработан с учетом международного опыта в области регистрации ЛС, директив ЕС и других международных стандартов, прежде всего материалов Международной конференции по гармонизации технических требований к регистрации фармацевтических продуктов, предназначенных для применения человеком (ICH).

ОБЗОРНЫЕ И ПРОБЛЕМНЫЕ СТАТЬИ

ОБЗОРНЫЕ И ПРОБЛЕМНЫЕ СТАТЬИ

В странах ЕС регистрация лекарственных препаратов регулируется Директивой 2001/83/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС от 6.11.2001 «О своде законов Сообщества в отношении лекарственных препаратов для человека» (Директива), применяемой к лекарственным препаратам, выпускаемым промышленностью и предназначенным для размещения на рынке в государствах — членах ЕС [5].

В соответствии с международной юридической практикой Законом № 61-ФЗ определен орган, ответственный за процедуру регистрации, который прописан как «уполномоченный федеральный орган исполнительной власти» (УФО). УФО определен Постановлением Правительства РФ №650 от 20.08.2010 как Министерство здравоохранения и социального развития РФ [6].

Законом № 61-ФЗ значительно сближены российский и европейский подходы в определении ЛС, подлежащих государственной регистрации. Как и Директива, Закон № 61-ФЗ отныне содержит перечень лекарственных препаратов как подлежащих государственной регистрации (оригинальные лекарственные препараты; воспроизведенные лекарственные препараты; новые комбинации зарегистрированных ранее лекарственных препаратов; лекарственные препараты, зарегистрированные ранее, но произведенные в других лекарственных формах, в новой дозировке), так и лекарства, которые в регистрации не нуждаются:

• лекарственные препараты, изготовленные аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, которые имеют лицензию на фармацевтическую деятельность, по рецептам на лекарственные препараты и требованиям медицинских организаций, ветеринарных организаций;

• лекарственное растительное сырье;

• лекарственные препараты, приобретенные физическими лицами за пределами территории РФ и предназначенные для личного использования;

• лекарственные препараты, предназначенные для экспорта;

• радиофармацевтические лекарственные препараты, изготовленные непосредственно в медицинских организациях в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В Директиве перечень лекарственных средств, не подлежащих регистрации, кроме препаратов аптечного производства, включает в себя:

• препараты для научных исследований и испытаний;

• промежуточную продукцию, предназначенную для дальнейшей обработки производителями, имеющими лицензию;

• радионуклиды в форме изолированных источников;

• цельную кровь, плазму или клетки крови человеческого происхождения.

В отличие от Директивы Законом № 61-ФЗ определяются лекарственные препараты, государственная регистрация которых не допускается:

• различные лекарственные препараты под одинаковым торговым наименованием;

• один лекарственный препарат, выпускаемый производителем под различными торговыми наименованиями и представленный на государственную регистрацию в виде двух и более лекарственных препаратов.

В РФ документом, подтверждающим факт государственной регистрации лекарственного препарата, является регистрационное удостоверение, которое выдается бессрочно. Исключение составляют впервые регистрируемые в РФ лекарственные препараты, на которые срок действия регистрационного удостоверения ограничивается 5 годами. По истечении 5 лет при условии подтверждения государственной регистрации препарата выдается бессрочное регистрационное удостоверение. Документом, позволяющим вывести лекарственный препарат на рынок государств — членов ЕС, является торговая лицензия, которая обновляется каждые 5 лет по заявке владельца лицензии.

В соответствии с Законом № 61-ФЗ государственная регистрация лекарственного препарата осуществляется исключительно на имя юридического лица. При этом заявителем на регистрацию может быть как разработчик, так и другое юридическое лицо (по поручению организации — разработчика лекарственного средства).

Следует отметить, что в Законе № 61-ФЗ особо закреплена ответственность заявителя за нарушение законодательства РФ при обращении ЛС и за нарушение правил клинической практики, фальсификацию результатов клинического исследования лекарственного препарата для медицинского применения. Данные положения гармонизированы с положениями Директивы, в соответствии с которыми в течение всего срока действия торговой лицензии именно заявитель несет ответственность за качество, безопасность и эффективность лекарства, выпущенного на рынок. Заявитель обязан предоставлять исчерпывающую информацию о причинах этих изменений, их влиянии на эффективность, безопасность и качество ЛС.

Сроки проведения регистрации лекарственных препаратов в РФ в настоящее время гармонизированы с европейским законодательством, где принимаются все необходимые меры для того, чтобы процедура выдачи торговой лицензии завершалась в течение 210 дней с момента подачи официально принятой на рассмотрение заявки, включая

30-дневный срок, установленный для принятия решения о регистрации. Процедура регистрации ЛС четко прописана по этапам и срокам, при этом конкретно обозначен срок, который отводится на регистрацию лекарственного препарата: максимальный срок — 210 рабочих дней, срок регистрации для воспроизведенных препаратов сокращен до 60 дней. В указанный срок включается время, необходимое для повторного проведения экспертизы ЛС и/или этической экспертизы в соответствии со ст. 25 Закона № 61-ФЗ, при этом оговариваются срок экспертизы в экспертных организациях и время, необходимое на подготовку проекта приказа о регистрации ЛС (5 рабочих дней), выдачу регистрационного удостоверения и включения зарегистрированных лекарств в Государственный реестр РФ (ГР). Это обеспечивает быстрое поступление новых лекарственных препаратов на отечественный фармацевтический рынок.

Представляет интерес тот факт, что, в соответствии с Директивой, в исключительных случаях по объективным и обоснованным причинам, а также после консультаций с заявителем торговая лицензия может быть выдана при условии соблюдения особых обязательств. В таком случае после предоставления торговой лицензии заявитель обязан продолжать исследования лекарственного средства и уведомлять обо всех неблагоприятных побочных реакциях. В Законе № 61-ФЗ такой порядок выдачи регистрационных удостоверений не предусмотрен.

В ЕС для регистрации препаратов заявитель подает в уполномоченные и компетентные органы комплект регистрационных документов. Структура заявки и прилагаемых к ней материалов четко структурирована и унифицирована и представляется в формате Общего технического документа (Common Technical Document, CTD) [4]. CTD регламентирует только структуру досье, но не его содержание, отражая логическую последовательность всех этапов разработки и производства лекарственного средства.

Следует отметить, что структура российского регистрационного досье во многом приближена к CTD, принятому в ЕС. Однако подзаконные акты не содержат детальных инструктивно-методических указаний, в соответствии с которыми необходимо готовить документы регистрационного досье. В перечень документов, из которых составляется досье, не включены материалы по контролю этапов производства, валидации и/или квалификации процесса и валидации аналитических методик, которые необходимы для адекватной экспертной оценки качества регистрируемого лекарственного препарата.

Ключевым моментом в регистрации лекарственного препарата является экспертиза материалов регистрационного досье. Получение положительных результатов экспертизы лекарственного препарата

и испытаний его качества, безопасности и эффективности — необходимое условие вывода препарата на рынок.

Данная экспертиза включает в себя:

• экспертизу документов для получения разрешения на проведение клинического исследования препарата;

• экспертизу качества ЛС и отношения ожидаемой пользы к возможному риску применения, осуществляемую после проведения клинического исследования,

Закон № 61-ФЗ содержит исчерпывающий перечень условий и оснований для принятия решений на различных стадиях процедуры регистрации и устанавливает ответственность за них, оговорен круг лиц, производящих экспертизу, прописаны процедура ее проведения, оформление результатов и ответственность лиц, производящих экспертизу, за дачу заключения, содержащего необоснованные или фальсифицированные выводы.

В странах ЕС права, обязанности и полномочия всех участников процесса экспертизы четко описаны в законодательных актах. Важной особенностью европейской системы регистрации является представление заключений независимых экспертов по основным разделам досье («Качество», «Безопасность» и «Эффективность») вместе с заявкой на регистрацию. То есть оценка материалов регистрационного досье оптимизируется за счет привлечения экспертов самими заявителями. При этом необходимость привлечения сторонних организаций возникает редко. Такой порядок позволяет сократить объем работы регистрационных органов в части экспертизы материалов заявок.

В регуляторных документах как России, так и ЕС изложены основания, по которым заявителю может быть отказано в регистрации, например, если во время экспертизы регистрационных материалов не подтвердились выводы относительно эффективности, безопасности и качества ЛС или при неполном составе документов и данных, представленных заявителем.

Кроме того, впервые в Законе № 61-ФЗ предусмотрена отмена регистрации лекарственного препарата при вынесении судом решения о нарушении прав правообладателя объектов интеллектуальной собственности при обращении ЛС.

Закон № 61-ФЗ гармонизирован с европейскими требованиями относительно обязательной отдельной регистрации фармацевтических субстанций. Это является важным обстоятельством для отечественных фармпроизводителей, так как позволит сэкономить время и деньги, необходимые для продвижения их продукции на рынок. Как и в странах ЕС, спецификации качества, информация о происхождении, описание технологии производства и мер входного контроля субстанций отныне являются составной частью

ОБЗОРНЫЕ И ПРОБЛЕМНЫЕ СТАТЬИ

ОБЗОРНЫЕ И ПРОБЛЕМНЫЕ СТАТЬИ

регистрационных материалов на лекарственный препарат. Таким образом, Закон № 61-ФЗ делает равными условия выхода на рынок для отечественных производителей, сокращая его сроки как для оригинальных российских препаратов, так и для воспроизведенных, повышая тем самым конкурентоспособность отечественных производителей. При этом фармацевтическая субстанция, не используемая при производстве лекарственного препарата, после соответствующей экспертизы может быть включена в ГР.

С целью снижения административных барьеров, препятствующих получению заявителем необходимой информации о ходе регистрации, Законом № 61-ФЗ закреплена обязанность УФО размещать на официальном сайте в сети Интернет подробную информацию, связанную с процессом проведения государственной регистрации лекарственных препаратов. На веб-сайте http://grls.rosminzdrav.ru регу-

лярно размещается информация о ходе экспертизы ЛС, а также о зарегистрированных лекарственных препаратах и исключенных из ГР. Таким образом, заявитель может проследить выполнение всех процедур, зафиксированных в Законе, а граждане получают информацию о появлении в обороте новых лекарственных препаратов.

Сравнительный анализ основных нормативных документов по регистрации ЛС в РФ и странах ЕС показывает, что, учитывая уровень требований, предъявляемых к процедуре взаимного признания и гармонизации, российские национальные стандарты в значительной мере приведены в соответствие с нормативными документами ЕС и ICH. Это должно обеспечить надлежащее качество, эффективность и безопасность выводимых на рынок лекарств и в конечном итоге послужить надежной гарантией здоровья и жизни потребителя.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».

2. Федеральный закон от 22.06.1998 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах».

3. Стенограмма встречи Министра здравоохранения и социального развития РФ Т. А. Голиковой с Президентом РФ

Д.А. Медведевым - 12.04. 2010 г. // URL: www

kremlin.ru

4. The Common Technical Document for the Registration of Pharmaceuticals for Human Use. ICH Harmonised Tripartite Guideline. Brussel, February 6-7, 2002.

5. Директива 2001/83/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС от 6.11.2001 «О своде законов Сообщества в отношении

лекарственных препаратов для человека».

6. Постановление Правительства РФ от 20.08.2010 № 650 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» // URL: www.govern-ment.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.