Научная статья на тему 'Сравнительная характеристика сформированности навыков принятия решений и самопрезентации у старшеклассников с различным социальным статусом'

Сравнительная характеристика сформированности навыков принятия решений и самопрезентации у старшеклассников с различным социальным статусом Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
681
319
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АМОПРЕЗЕНТАЦИЯ / УМЕНИЕ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ / СТАТУС / САМОМОНИТОРИНГ / ДЕТИ-СИРОТЫ / СТАРШЕКЛАССНИКИ / СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ / PRESENTATION / ABILITY OF DECISION-MAKING / STATUS / SELF-MONITORING / ORPHANS / SENIORS / BEHAVIOR STRATEGY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Афонин И. А., Прусова А. В., Юшкова Н. М.

Представлены результаты исследования сформированности умений принятия решения и самопрезентации старшеклассников с различным статусом. Проведен сравнительный анализ полученных результатов в группе детей-сирот, воспитывающихся в интернатных учреждениях, и старшеклассников из семей, обучающихся в общеобразовательной школе. Показано, что сформированность самопрезентации и умения принимать решения у детей с различным статусом имеют статистически значимые отличия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Афонин И. А., Прусова А. В., Юшкова Н. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The comparative analysis of formation of ability of decision-making and self-presentation of seniors with the various status

Results of research of formation of ability of decision-making and self-presentation of seniors with the various status are presented. The comparative analysis of the received results in group of orphan children who are bringing up in residential establishments, and seniors from the families which are training at comprehensive school is carried out. It is shown that the formation of self-presentation and ability to make decisions at children with the various status differ

Текст научной работы на тему «Сравнительная характеристика сформированности навыков принятия решений и самопрезентации у старшеклассников с различным социальным статусом»

УДК 152.32

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКОВ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ И САМОПРЕЗЕНТАЦИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМ СОЦИАЛЬНЫМ СТАТУСОМ

Афонин Игорь Анатольевич, Прусова Анастасия Владимировна,

Юшкова Наталья Михайловна

Представлены результаты исследования сформированности умений принятия решения и самопрезентации старшеклассников с различным статусом. Проведен сравнительный анализ полученных результатов в группе детей-сирот, воспитывающихся в интернатных учреждениях, и старшеклассников из семей, обучающихся в общеобразовательной школе. Показано, что сформированность самопрезентации и умения принимать решения у детей с различным статусом имеют статистически значимые отличия.

Ключевые слова: самопрезентация, умение принятия решения, статус, самомониторинг, дети-сироты, старшеклассники, стратегии поведения.

Старший школьный возраст традиционно рассматривается как период вступления в самостоятельную жизнь [4]. По мнению исследователей (М.В.Гамезо, И.В.Дубровина, И.С.Кон, Л. М.Орлова, Д.И.Фельдштейн и др.), перед старшеклассниками возникает необходимость самоопределения профессионального и личностного, в тоже время в юношестве уже имеются определенные к этому предпосылки: активное развитие самосознания и самооценки, расширение диапазона социальных ролей, устойчиво сложившиеся интересы и стремления, способность учитывать свои возможности и внешние обстоятельства. Для эффективного функционирования в социальной среде необходимо обладать такими качествами, социально-значимыми умениями и навыками, как предприимчивость, способность к сотрудничеству, мобильность, самостоятельность, творческая активность, коммуникабельность, умение самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, а также способность предъявлять социуму вышеперечисленные умения, т. е. обладать навыками самопрезентации. Таким образом, навыки самопрезентации и принятия решений приобретают значимость в старшем школьном возрасте, когда человеку становится особенно важным отношение к нему других людей, что связано со свойственным желанием самоутвердиться, спроектировать траекторию личностного и профессионального развития.

Как отмечает Г.М. Андреева, юношество - «это период наиболее интенсивного принятия жизненно важных решений»[1]. Умение принимать решения в психологических исследованиях рассматривается как сложное умение, представляющее собой комплекс освоенных субъектом интеллектуально-волевых действий, обуславливающих успешное разрешение возникающих проблем и наиболее удовлетворяющий субъекта результат[7]. Также под принятием решений понимается «волевой акт формирования последовательности действий, ведущих к достижению цели на основе преобразования исходной информации в ситуации неопределенности» [6, с. 292]. На сегодняшний день процесс принятия решения рассматривается в рамках двух основных направлений: когнитивного и регулятивного. Сторонники первого подхода (Л.Г.Евланов, Т.В.Корнилова, О.И.Ларичев, О.К.Тихомиров и др.) рассматривают принятие решения как процесс, начинающейся с возникновения проблемной ситуации и заканчивающейся выбором наилучшего решения из множества альтернативных вариантов. Представители второго направления (А.В.Карпов, Н.Н.Азаров, Д.Н.Узнадзе и др. ) принятие решения понимают как процесс регуляции деятельности. Б.Ф Ломов принятие решения рассматривает в качестве одной из психологических составляющих любой деятельности.

В ряду значимых проблем старшего школьного возраста исследователи также выделяют необходимость формирования навыков самопрезентации, которые рассматриваются как представление себя другим людям, управление впечатлением о себе с помощью различных стратегий поведения. Основные теоретические и практические разработки в области самопрезентации были сформулированы в трудах зарубежных ученых, таких, как И.Гоффман, И.Джонс, М.Снайдер, Т.Питман, Р.Чалдини и др. В отечественной психологии этот феномен изучен мало. Исследованиями самопрезентации занимаются Г.В.Бороздина, Е.Л.Доценко, Ю.М.Жуков, Е.В.Михайлова и др. Однако, несмотря на то, что обучение навыкам самопрезентации в настоящее время очень востребовано и является одним из условий личностного развития человека, существует дефицит исследований в этой области [5].

Так как социальная среда является значимым фактором развития личности (Л.С. Выготский,

А.Н. Леонтьев, Д.И. Фельдштейн) мы предположили, что старшеклассники с разным социальным статусом, будут иметь различные показатели сформированности искомых умений и навыков. Статус мы рассматриваем как положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии.

В нашей работе были исследованы старшеклассники с разным социальным статусом: дети-сироты, воспитывающиеся в образовательных учреждениях интернатного типа, и дети из семей, обучающиеся в общеобразовательной школе.

Организация исследования.

Цель работы состояла в изучении и сравнительной характеристике сформированности умений принятия решений и самопрезентации у старшеклассников с различным статусом. Задачи исследования: изучение самопрезентации и умения принятия решений у старшеклассников с различным статусом, их сравнительная характеристика.

В качестве диагностической методики для исследования самопрезентации использовалась «Шкала самомониторинга М. Снайдера»[8]. М.Снайдер рассматривал самопрезентацию как личностную черту и предполагал, что одни люди в большей степени, чем другие обращают внимание на производимое ими впечатление, чем на свое реальное Я. Таких людей он назвал саморефлексирующими (self-monitors). М. Снайдер ввел понятие самомониторинга, которое выражает «...тенденцию к регулированию собственного поведения в целях соответствия социальной ситуации»[8, с.98]. Основное назначение разработанной шкалы самомониторинга - в исследовании индивидуальных различий в управлении производимым впечатлением в соответствии с требованиями коммуникативной ситуации. Для оценки достоверности результатов, полученных по этой шкале, был применен непараметрический метод сравнения независимых выборок (^-критерий Манна - Уитни).

С целью выявления сформированности умения принятия решений у детей-сирот и детей, воспитывающихся в семьях, мы использовали «Методику психологической диагностики совладающего поведения в стрессовых и проблемных для личности ситуациях» [3]. Данная методика определяет степень предпочтительности для испытуемых той или иной стратегии поведения (конфронтация, дистанцирование, самоконтроль, поиск социальной поддержки, принятие ответственности, бегство-избегание, планирование решения проблемы, положительная переоценка) в сложных ситуациях. С помощью критерия Х2 была определена достоверность различий в распределении испытуемых двух выборок по каждой стратегии поведения в сложных ситуациях.

Выборку исследования составили две группы старшеклассников - всего 73 человека: 1) воспитанники детского дома и школы-интерната в возрасте от 15 до 18 лет - 37 человек; 2) учащиеся общеобразовательной школы, воспитывающиеся в семьях, в возрасте от 15 до 18 лет - 36 человек.

Описание результатов исследования.

По результатам методики «Шкала самомониторинга М. Снайдера» были получены следующие результаты: у 6,85% исследуемых был отмечен высокий уровень самомониторинга, у 71,23% -средний и у 21,92% -низкий.

Анализ результатов свидетельствует, что из всех опрошенных только у 6,85% старшеклассников отмечен высокий уровень самомониторинга. Для таких людей характерно демонстрирование разнообразных коммуникативных умений, гибкость в общении, они зачастую бывают более эффективны, ориентируются на предъявляемые требования данной социальной ситуации. При стремлении создать благоприятное впечатление о себе демонстрируются лучшие качества, хорошо приспосабливаются к ожиданиям аудитории, при принятии решения меньше, по сравнению с людьми с низким уровнем самомониторинга, ориентируются на собственные истинные установки. Интересен тот факт, что этот уровень отмечен только у старшеклассников, воспитывающихся в семьях (13,9% от всех детей из семей). У детей - сирот, как из интерната, так и из детского дома, вообще этот уровень отсутствует (0%). Следовательно, дети-сироты в целом хуже приспосабливаются к требованиям различных ситуаций, в меньшей степени способны к регулированию собственного поведения, чем те, кто воспитывается семьях. Возможно, это связано со спецификой интернатных учреждений, в которых формирование социально-адаптивной личности затруднено [2].

Проанализируем результаты группы со средними показателями самомониторинга. Она составила 71,23% всех опрошенных, т.е. большая часть. При этом, аналогичные результаты отмечены у 66,7% в группе старшеклассников из семей и у 73% в группе детей-сирот. Можно сказать, что показатели двух групп примерно равны. Однако, нами было замечено различие в показаниях внутри группы детей-сирот, в зависимости от типа учреждения, в котором они проживают. Демонстрируют средний уровень самомониторинга 53% детей в школе-интернат, и 90% - в детском доме. Данное обстоятельство может быть обусловлено степенью «закрытости» учреждения: в интернате характер

взаимодействия с другими категориями детей более ограничен, чем в детском доме (учитывая факт обучения их в общеобразовательной школе).

Что касается низкого уровня самомониторинга, то его демонстрируют 21,9% респондентов. Рассмотрим характеристики, свойственные людям с низким уровнем самомониторинга: слабое представление о том, как их действия воспринимаются другими, проявляют меньшую гибкость в демонстрации разных форм экспрессивного поведения, для них сложно адаптировать свои действия к ожиданиям окружающих. Во взаимодействии с другими могут проявляться прямолинейность, сдержанность в контактах, демонстрируется поведение, соответствующее собственным установкам, ценностям, упорство в отстаивании своего мнения. Соответственно, они менее гибкие в выборе различных стратегий самопрезентации.

Сравним показатели низкого уровня самомониторинга двух групп старшеклассников. В первой группе (воспитывающихся в семье) количество человек с низким уровнем составило 16,6%, во второй (дети-сироты) - 27%. Таким образом, у большего количества детей-сирот выявлен низкий уровень самомониторинга, что может свидетельствовать о недостаточном развитии способности к использованию различных стратегий и тактик самопрезентации, использовании ограниченного набора поведенческих реакций и это может быть причиной проблем в межличностной коммуникации в постинтернатной жизни. Предположительно формирование навыков самопрезентации представ ляет-ся необходимым для расширения поведенческого репертуара детей-сирот, для повышения адекватного реагирования в различных ситуациях. В данном случае также присутствует различие в группе сирот. У 47% старшеклассников интерната отмечен низкий уровень самомониторинга, и у 10% воспитанников детского дома. Можем предположить, что эти данные также соответствуют проживанию в интернатной среде, влияние которой проявляется в ограниченности в контактах, скудном социальном опыте этой категории детей.

Также следует отметить, что приспособленность к различным ситуациям будет выше у людей, занимающих среднюю позицию, чем у тех, которые занимают крайние [5]. В нашем случае крайние позиции (очень низкий уровень по шкале самомониторинга - 2 балла) был выявлен только у сирот из школы-интерната, в то время как высокие показатели уровня самомониторинга демонстрировали только старшеклассники из семей. Эти данные еще раз указывают на то, что в целом у детей-сирот поведение регулируется внутренним эмоциональным состоянием, им свойственно в большей степени выражать себя в соответствии со своими чувствами. По мнению М.Снайдера «их поведение не реализуется в самопрезентации, созданной соответственно данной конкретной ситуации» [8].

Достоверность полученных результатов была проверена с помощью U-критерия Манна -Уитни. Проведенный анализ дает возможность утверждать, что разницу в уровнях сформированности самомониторинга у двух групп испытуемых с разным статусом можно считать статистически достоверной, т.к. выявленное эмпирическое значение меньше или равно критическому при p < 0,05 (^мп(488) < икр (516)).

Рассмотрим результаты, полученные в ходе выявления сформированности умения принятия решения у старшеклассников с различным статусом. Выборку исследования представили две группы старшеклассников - всего 66 человек: 1) воспитанники детского дома и школы-интерната в возрасте от 15 до 18 лет - 30 человек; 2) воспитывающиеся в семьях, учащиеся общеобразовательной школы в возрасте от 15 до 18 лет - 36 человек.

Достоверность различия (p<0,001) обнаружены по следующим стратегиям поведения: конфронтация, дистанцирование, самоконтроль, поиск социальной поддержки, принятие ответственности, бегство-избегание. Достоверных различий нет по шкалам планирования решения проблемы и положительной переоценки.

Стратегия планирования решения проблемной ситуации предполагает попытки преодоления проблемы за счет целенаправленного анализа ситуации и возможных вариантов поведения, планирования собственных действий с учетом объективных условий, прошлого опыта и имеющихся ресурсов. Умеренное использование данной стратегии поведения в сложных ситуациях в двух выборках (p<5,99) может быть связана с особенностями старшего школьного возраста, когда происходит развитие способности построения долгосрочных планов. Однако отсутствие выраженных предпочтений стратегии планирования решения проблемы у старших школьников, имеющих семьи и воспитывающихся в государственных учреждениях интернатного типа, может говорить о необходимости развития умения целенаправленного и планомерного разрешения проблемной ситуации у старшеклассников с различным статусом. Это позволит старшеклассникам более рационально принимать решения.

Стратегию положительной переоценки умеренно используют исследуемые в обеих группах (p<5,99). У старших школьников из семей отмечается низкий процент по показателю выраженного

предпочтения данной стратегии, а у детей-сирот вообще отсутствует. Данные могут свидетельствовать о неумении старшеклассников с различным статусом видеть возможности личностного роста в процессе преодоления проблемы, что объясняется начальным этапом формирования мировоззрения в данном возрасте.

Дети-сироты чаще используют стратегию поиска социальной поддержки в решении проблемы в отличие от детей из семей. Можно предположить, что из-за отсутствия отношений с «близким взрослым» у воспитанников интернатных учреждений, формируется ненасыщенная потребность в информационной, эмоциональной, действенной поддержке.

Стратегия самоконтроля предполагает попытки преодоления негативных переживаний в связи с проблемой за счет целенаправленного подавления и сдерживания эмоций, минимизации их влияния на восприятие ситуации и выбор стратегии поведения, высокий контроль поведения, стремление к самообладанию. Отсутствие выраженного проявления данной стратегии у детей-сирот и умеренное ее использование детьми с различным статусом может говорить о высокойэмоциональной вовлеченности в сложной ситуации, что может мешать эффективному принятию оптимального решения. Данная стратегия поведения в сложной ситуации соотносится с стратегией конфронтации, которая предполагает попытки разрешения проблемы за счет не всегда целенаправленной поведенческой активности, осуществления конкретных действий, направленных либо на изменение ситуации, либо на отреа-гирование негативных эмоций в связи с возникшими трудностями. У детей-сирот отмечается высокий показатель выраженного использования данной стратегии, что может свидетельствовать о не-сформированном умении планировать свои действия в сложных ситуациях, прогнозировании их результата, неоправданном упорстве старшеклассников из интернатных учреждений. Данная стратегия не способствует рациональному принятию решения, что может приводить к нежелательным последствиям и возникновению новых проблем.

Стратегия бегство-избегание предполагает попытки преодоления личностью негативных переживаний в связи с трудностями за счет реагирования по типу уклонения: отрицания проблемы, фантазирования, неоправданных ожиданий, отвлечения. Старшеклассников из семей, выражено использующих вышеназванную стратегию больше, чем детей-сирот. Вероятно, условия интернатного учреждения не стимулирует интровертивную функцию, поскольку сама среда открыта и очень ярко предъявляет проблему. У детей-сирот нет возможности побыть в одиночестве.

Стратегия принятия ответственности предполагает признание субъектом своей роли в возникновении проблемы и ответственности за ее решение. Исследование показало, что детям-сиротам юношеского возраста не свойственно выраженное предпочтение данной стратегии в отличие от детей из семей. Мы предполагаем, чтоинтернатная среда не способствует пониманию личной роли в возникновении актуальных трудностей и вследствие чего затрудняет развитие умения принимать решения, так как способность брать ответственность за свои поступки является одной из основных составляющих умения принятия решения.

Исходя из полученных данных, мы можем сделать ряд выводов:

У старшеклассников с различным статусом имеют место импульсивные способы решения проблемы, т.е. они склонны действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций, что не всегда является оптимальным вариантом выхода из сложной ситуации, но у детей-сирот эта особенность выражена в большей степени. Более того, для воспитанников интернатных учреждений юношеского возраста характерны стратегии поведения в сложных ситуациях, затрудняющие формирование умения принятия решений (конфронтация, редкое использование стратегии принятие ответственности, планирование решения проблемы, самоконтроль). Вышесказанное свидетельствует о необходимости целенаправленной работы по формированию умений принятия решений у детей-сирот, воспитывающихся в образовательных учреждениях интернатного типа.

Что касается сформированности навыков самопрезентации, у старшеклассников существуют различия в уровнях сформированности самомониторинга, как одного из показателей самопрезентации у двух групп испытуемых с разным статусом. При этом группа детей-сирот отличается более низким уровнем самомониторинга, чем группа старшеклассников из семей, что в свою очередь, может свидетельствовать о недостаточном развитии способности к использованию различных стратегий и тактик самопрезентации, ограниченном наборе поведенческих реакций, как предрасположенностью к возникновению проблем в межличностной коммуникации в постинтернатной жизни. Старшеклассники же из семей, исходя из полученных данных, больше ориентируются и приспосабливаются к требованиям возникшей ситуации, демонстрируя лучшие качества в стремлении создать благоприятное впечатление о себе, хорошо приспосабливаются к ожиданиям аудитории. Таким образом, необходимым представляется формирование навыков самопрезентации для расширения поведенческого

репертуара детей-сирот, для повышения адекватного реагирования в различных ситуациях.

Полученные данные важно учитывать при организации работы психологической службы в образовательных учреждениях для детей с разным социальным статусом при организации работы по формированию навыков самопрезентации и умения принятия решений.

Results of research of formation of ability of decision-making and self-presentation of seniors with the various status are presented. The comparative analysis of the received results in group of orphan children who are bringing up in residential establishments, and seniors from the families which are training at comprehensive school is carried out. It is shown that the formation of self-presentation and ability to make decisions at children with the various status differ.

The key words: self-presentation, ability of decision-making, status, self-monitoring, orphans, seniors, behavior strategy.

Список литературы.

1. Андреева, Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс-Формат, 2008. - 149с.

2. Володина Ю. А., Матяш Н.В., Сидорина М. С. Деинституционализация детей-сирот в открытом социокультурном пространстве. Монография. - М.: Педагогическое общество России, 2012. -256 с.

3. Методика для психологической диагностики совладающего поведения в стрессовых и проблемных для личности ситуациях: Пособие для врачей и медицинских психологов / под общ. ред. проф. Вассермана Л.И.- СПб.: СПб Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева, 2008

4. Матяш Н.В., Павлова Т.А. Возрастная психология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Педагогическое общество России, 2011.- 256 с.

5. Михайлова, Е.В. Обучение самопрезентации [Текст] : учеб.пособие / Е.В. Михайлова; Гос.ун-т - Высшая школа экономики. - 2-е изд. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. - 167,[1] с. - Лит.: с.152

- 161. - Прил.: с. 162-167.

6. Психологический словарь /Под общ.ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского, 1990.

7. Уварова С.Я. Психологическая готовность старшеклассников к принятию жизненно важных решений // Ярославский педагогический вестник - Том11 (Психолого-педагогические науки) - № 3 - 2010

8. Чикер В. А. Психологическая диагностика организации и персонала. — СПб.: Речь, 2004.

— 176 с.

Об авторах

Афонин Игорь Анатольевич - к.пед.н., доцент, Народный учитель России, директор МБОУ «Брянский городской лицей № 27 им. Героя Советского Союза И.Е.Кустова», г. Брянск, ул. Транспортная, д.11, кв.32. Тел. (4832)63-65-41. afonin.i.a.2012@yandex.ru

Прусова А. В. - аспирант кафедры общей и профессиональной психологии Брянского государственного университета имени академика И. Г. Петровского, г. Брянск, ул. Бежицкая 14. кор. 1А, к. 114. Тел. 8-920-864-56-95, prusova-nastya@mail. ru

Юшкова Наталья Михайловна - аспирант кафедры общей и профессиональной психологии Брянского государственного университета имени академика И. Г. Петровского, г. Брянск, ул. Бежиц-кая 16. кор. 2Б, к. 116/2, Tataki 1987@yandex.ru

The comparative analysis of formation of ability of decision-making and self-presentation of seniors with the various status.

I.A.Afonin, A.V.Prusova, N.M.Yushkova

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.