нию», предназначенная для измерения готовности реализовать различные формы аутоагрессивного поведения, позволила распределить испытуемых следующим образом:
- у 60% опрошенных выявлена низкая ценность собственной жизни, склонность к риску, выраженная потребность в острых ощущениях (от 50 до 70 баллов).
- 40 % испытуемых показали отсутствие готовности к реализации саморазрушаю-щего поведения, отсутствие тенденции к соматизации тревоги (менее 50 баллов).
Шкала №5 - «склонность к агрессии и насилию», предназначенная для измерения готовности испытуемого к реализации агрессивных тенденций в поведении, показала следующие результаты:
- у 30% испытуемых отмечено наличие агрессивных тенденций (от 50 до 60 баллов);
- 30% опрошенных имеют агрессивную направленность во взаимоотношениях с другими. Склонны решать проблемы посредством насилия, в поведении отмечена тенденция использовать унижение партнера по общению как средство стабилизации самооценки (от 60 до 70 баллов);
- 40 % испытуемых показали невыражен-ность агрессивных тенденций, неприемлемость насилия как средства решения проблем (менее 50 баллов).
По шкале №6 - «шкала волевого контроля эмоциональных реакций» - испытуемые распределились следующим образом:
- 60% опрошенных имеют слабость волевого контроля эмоциональной сферы, нежелание или неспособность контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций (от 50 до 70 баллов);
- у 40% выявлен жесткий самоконтроль любых поведенческих эмоциональных реакций, чувственных влечений (менее 50 баллов).
Шкала №7 - «склонность к делинквентному поведению» - позволила дифференцировать лиц с зафиксированными правонарушениями, вступавших в конфликт с общепринятым образом жизни и правовыми нормами. Испытуемые распределились следующим образом:
- у 40% опрошенных отмечено наличие делинквентных тенденций, низкий социальный контроль (от 50 до 60 баллов);
- 7% испытуемых имеют высокую готовность к реализации делинквентного поведения (более 60 баллов);
- у 53% выявлена невыраженность вышеперечисленной тенденции (менее 50 баллов).
Исследование половых различий показало, что у женской части подвыборки выявлен более высокий балл (40, 0 балла) по шкале «склонность к аддиктивному поведению», чем у мужской (42, 6 баллов), это свидетельствует
о том, что у женского пола социальный контроль поведенческих реакций выше, чем у мужского. Выявлено также отличие по шкале «склонность к агрессии и насилию» (55, 395 баллов), что подтвердил и проведенный корреляционный анализ (г=0,33). Женская часть подвыборки оказалась более агрессивна, тревожна и демонстративна. Как показал корреляционный анализ, показатели тревожности (г=0,42), эмотивности (г=0,40), циклотимности (г=0,33), демонстративности (г=0,47) и неуравновешенности (г=0,31) значимо коррелируют с полом испытуемых. Это говорит о том, что по вышеуказанным показателям женская часть выборки отличается большей выраженностью.
Данные, полученные в ходе проведенного исследования, положены в основу программы коррекции социальной установки несовершеннолетних, склонных к употреблению алкоголя.
Ю.П. ПОВАРЕНКОВ, А.Г. ХАЙМИНА
Профессиональное самоопределение воспитанников детских домов и школ-интернатов
Вопросы профессионального самоопределения широко изучены, в современной психологической науке есть множество подходов к пониманию сущности профессионального самоопределения, существуют авторские концепции профессионального самоопределения (Е.А. Климов, Ю.П. Поваренков, Н.С. Пряж-ников и Е.Ю. Пряжникова, В.Ф. Сафин и другие). Традиционно вопросы профессионального самоопределения разрабатывались применительно к подростковому возрасту, стадии оптации и выбора профессии, в рамках решения задач профориентации. Изучена природа профессионального самоопределения, его структура, обозначены основные компоненты и факторы. Однако остаются ли эти механизмы и факторы неизменными в специфических
условиях? В частности, соответствуют ли эти закономерности тем механизмам, по которым осуществляется профессиональное самоопределение в условиях воспитания вне семьи? В последнее время подчеркивается острота проблемы сиротства, поскольку в современном обществе количество детей, оставшихся без попечения родителей, постоянно растет, но как осуществляют свое профессиональное самоопределение эти дети, остается неизвестным. По-прежнему не изучены конкретные механизмы профессионального самоопределения детей-сирот, воспитывающихся вне семьи, структура и ведущие факторы этого процесса. Неясно, имеют ли эти процессы принципиальные отличия от процессов профессионального самоопределения подростков при условии воспитания их в семье. В то же время вопросы профессионального и жизненного самоопределения, эффективности и действенности этих процессов чрезвычайно актуальны для детей-сирот, воспитывающихся в детских учреждениях закрытого типа - детских домах, школах-интернатах. А к осуществлению полноценного и осознанного профессионального самоопределения воспитанниками детского закрытого учреждения предъявляются повышенные требования, поскольку при выпуске из него (а это значит в возрасте 14-15 лет) дети-сироты должны уметь строить и осуществлять свою жизнь самостоятельно [5, 15]. Профессиональное самоопределение на начальных его стадиях закладывает основы, определяет стратегию дальнейшего профессионального становления и развития личности. Профессиональное самоопределение составляет существенную часть жизненного самоопределения и весьма значимо для детей-сирот. Знание психологического содержания профессионального самоопределения воспитанников детских закрытых учреждений (детских домов и школ-интернатов), ведущих факторов осуществления этого процесса, причин и особенностей профессионального выбора детей-сирот поможет сделать помощь в их профессиональном и жизненном самоопределении более адресной и эффективной. Поскольку социальная ситуация развития де-тей-сирот обуславливает их специфические личностные и поведенческие особенности, затрудняющие социализацию и социальную адаптацию выпускников детских домов и интернатов, то можно предположить, что и процессы профессионального самоопределения
детей-сирот будут нуждаться в оптимизации и психологическом сопровождении. Детям-сиротам, воспитывающимся вне семьи, сложнее простраивать варианты своего профессионального будущего, самоопределяться, не имея в опыте образцов профессионального самоопределения родителей и обладая ограниченными возможностями широких контактов с представителями тех или иных профессиональных сообществ.
Исходя из вышесказанного, было предпринято эмпирическое исследование психологического содержания профессионального самоопределения воспитанников детских домов и школ-интернатов. Исследование проводилось на базе детских домов и школ-интернатов г. Ярославля, Ярославской обл. и г. Нижнекамского республики Татарстан. Экспериментальная группа включала в себя 101 выпускника детских закрытых учреждений - учащихся 9-х классов (66 человек) и 8-х классов (35 человек). Соотношение воспитанников детских домов и воспитанников школ-интернатов составило 30 и 71 человек соответственно. В контрольную группу вошли учащиеся 9-х классов школ г. Ярославля, воспитывающиеся в семье.
Целью нашего эмпирического исследования выступило изучение основных структурных компонентов профессионального самоопределения - мотивационного, когнитивного и операционального, а также результата процесса профессионального самоопределения - профессиональных намерений и профессионального выбора.
Программа исследования была разработана после анализа различных подходов и концепций профессионального самоопределения (А.В. Бодрова, Е.И. Головахи, Л.М. Карнозовой, Е.А. Климова, Т.В. Кудрявцева, Д.А. Леонтьева, Г.С. Никифорова, В.Л. Ос-совского, Ю.П. Поваренкова, Н.С. Пряжнико-ва, Е.Ю. Пряжниковой, Ю.А. Репецкого, Н.В. Самоукиной, В.Ф. Сафина, И.Н. Семенова, П.А. Шавира, В.Ю. Шегуровой, Е.В. Шелоба-новой и др.). Анализ взглядов на психологическое содержание процессов профессионального самоопределения [1, 3, 6, 7, 9, 10, 11,
12, 14, 16] и пилотажное исследование профессионального самоопределения воспитанников детских домов и школ-интернатов, предпринятое нами, позволили выделить три основных структурных компонента, обязательно присутствующих в процессе самооп-
ределения на этапе выбора профессии, и их показатели: в мотивационном -
- потребность в самоопределении,
- значимость будущей профессиональной деятельности для самореализации,
- частные мотивы занять определенную позицию в сфере профессиональной деятельности;
- в когнитивном -
- наличие профессиональных предпочтений,
- понимание себя, знание своих способностей, личностных качеств,
- наличие навыков, умения рефлексии, желание заниматься самоанализом,
- сформированность и представленность в сознании ценностей и смыслов;
среди качеств, важных для профессионального самоопределения и профессионального выбора (операциональный компонент) -
- интернальность личности,
- автономность,
- умение принимать самостоятельные решения, опыт принятия жизненно важных решений,
- умение планировать свою профессиональную жизнь,
- навыки саморегуляции деятельности,
- информированность.
Методический аппарат исследования составили как стандартизированные и апробированные, так и активизирующие методики, биографический метод, анкета, индивидуальная беседа [2, 4, 8, 15, 16, 17]. Методики, вошедшие в программу нашего эмпирического исследования, наиболее часто используются в практике профориентации и профессионального консультирования и разработаны авторами, исследовавшими вопросы профессионального самоопределения подростков и старшеклассников. В программу исследования были включены только те методики, которые отвечали особенностям личности ре-бенка-сироты, воспитанника детского дома или интерната: достаточно простые в формулировках вопросов (методика А.П. Чернявской, опросник Г.С. Прыгина, анкета, направленная на выявление особенностей профессионального самоопределения), активизирующие размышления о выборе профессии (опросники Н.С. Пряжникова). На последующем этапе методическое обеспечение исследования уточнялось в пилотажном проекте.
Практика показала, что методики, требующие развитой рефлексии от подростков (методика Е.Б. Фанталовой), слишком сложны для восприятия выпускников школы-интерната, методика «Мои настоящие и будущие социальные роли» на данной категории испытуемых слишком подвержена влиянию социальной зрелости подростков и их способности осознать понятие «социальная роль». Сообразно этому программа исследования была дополнена проективными и биографическим методами.
Помимо основной гипотезы о специфичности профессионального самоопределения в условиях воспитания вне семьи (иного содержания компонентов самоопределения и иной их структуры по сравнению с профессиональным самоопределением при условии воспитания в семье) в качестве гипотез нашего исследования были выдвинуты следующие: для воспитанников детского дома и школы-интерната характерно специфическое отношение к будущей профессиональной деятельности - будущая профессиональная деятельность не видится воспитанниками детских домов и школ-интернатов как значимая для собственной самореализации; способы организации профессионального самоопределения воспитанников детских домов и школ-интернатов отличаются от профессионального самоопределения подростков, воспитывающихся в семье: в процессе профессионального самоопределения в период пребывания в детском закрытом учреждении подростки не занимают субъектной позиции, не активны в самоопределении.
Результаты, полученные в ходе исследования, были подвергнуты качественной и количественной обработке. При обработке результатов использовались методы математической статистики: и-критерий Манна-
Уитни для определения значимости различий между выборками, коэффициент ранговой корреляции Спирмена для выявления структуры изучаемых компонентов профессионального самоопределения, факторный анализ по методу главных компонент для определения ведущих факторов в обозначенной структуре.
Результаты исследования показали, что профессиональное самоопределение осуществляется и в условиях воспитания в детском интернатном учреждении, но на иных основаниях. Итогом профессионального самоопре-
деления на этом этапе становятся сформированные профессиональные предпочтения и осуществленный профессиональный выбор -воспитанники детских домов и школ-интернатов в подавляющем большинстве про-
фессиональный выбор сделали (рис. 1) и имеют четкие профессиональные предпочтения, о чем свидетельствуют данные опросника Н.С. Пряжникова «За и против 1» (рис. 2).
При условии воспитания в детском закрытом учреждении
□ выбор будущей профессии сделан
□ с выбором профессии не определились
Рис. 1. Соотношение завершенности и незавершенности профессионального самоопределения среди выпускников детских домов и школ-интернатов и выпускников школ, воспитывающихся в семье.
В своих профессиональных намерениях выпускники детских учреждений более ориентированы на простой, низкоквалифицированный труд и на те профессии, которые чаще встречаются в их непосредственном социальном окружении (профессии педагогов, воспитателей, медработников, водителей). В связи с этим можно сделать вывод о достаточной реалистичности профессиональных намерений выпускников детских домов и школ-интернатов и их ориентированности на профессии и специальности учреждений среднего профессионального образования. Выпускники школ, воспитывающиеся в семье, более ориентированы на профессии творческого характера и управленческие профессии, в целом на профессии умственного труда.
О том, как осуществляется сам процесс самоопределения, можно судить по содержанию обозначенных трех компонентов.
Мотивация профессионального самоопределения у воспитанников детских домов и школ-интернатов характеризуется высокой степенью заинтересованности в самоопределении, новой информации о себе и о мире профессий, что выявилось в ходе всего исследования. Среди двух наиболее личностно значимых и ожидаемых событий будущего воспитанниками называется работа, профессиональная деятельность наравне с будущей собственной семьей (по данным технологии «каузометрии»). А ценность интересной работы в списке ценностей М. Рокича однозначно ставится ими на второе по значимости место после ценности здоровья.
Анализ конкретных мотивов выбора профессии показал, что преобладающий мотив выбора профессии и у воспитанников интернатных учреждений, и у подростков, воспитывающихся в семье, - собственный интерес к профессии (табл. 1)
Управление, менеджмент
■Герои"
Странствия Рабочие
< 1
Инженеры, программисты Наука
яжелое производство
Медицина
Педагоги, психологи
Торговля, сервис
2,40
Городской транспорт
"Творцы"
Бизнес, финанс
Служение Богу
Артисты Домашнее хозяйство
Бродяги-попрошайки
Крестьяне"
Преступления
ОВосп. ДД Восп. в семье
Рис. 2. Выраженность профессиональных предпочтений у воспитанников детских домов, школ-интернатов и подростков, воспитывающихся в семье (в баллах).
Таблица 1
Причины выбора профессии у воспитанников детских домов и школ-интернатов и подростков,
воспитывающихся в семье (в %)
Причины выбора Воспитанники детских домов, интернатов Подростки, воспитывающиеся в семье
Интерес, сходные увлечения, «нравится» 42 45
Высокая заработная плата 10 5
Собственные способности в этой сфере 0 20
Не знаю 31 15
Не было выбора 6 0
Остальные (перспективная профессия, легкая, устраивает место будущей работы) 11 15
Однако мотив выбора в соответствии с имеющимися способностями к предпочитаемой профессии, который составляет вторую по частоте причину выбора у подростков, воспитывающихся в семье, среди воспитанников детского дома, школы-интерната прак-
тически не встречается. Зато выпускники интернатных учреждений иногда (в шести процентах случаев) называют отсутствие выбора как повод, по которому называемая профессия выбрана случайно. Треть (31%) воспитанников детских домов и школ-интернатов не 61
могут назвать ни одного мотива, почему ими была выбрана та или иная профессия.
Относительно работы самосознания (когнитивный компонент) в процессе профессионального самоопределения можно сказать, что эта составляющая процесса недостаточно развита при условии воспитания вне семьи. По результатам методики «За и против 2» воспитанники детских домов и школ-интернатов в среднем могут назвать только 12 своих качества из 12-ти возможных, это достоверно меньше, чем у детей, воспитывающихся в семье (по критерию Манна-Уитни 0,001). Среди воспитанников детского
учреждения закрытого типа 25% вообще не могут охарактеризовать себя по каким-то личностным качествам, хотя практически все называют качества, которые выражены у них слабо, которыми они не обладают. Из личностных способностей и качеств менее всего у воспитанников детского дома, школы-интерната развита способность общаться с другими людьми (рис. 3) - различия достоверны на уровне 0,001. Также ниже они оценивают свои внешние данные, предприимчивость, логичность, координацию движений (0,01 уровень значимости).
Логичность
Аккуратность Выносливость, физич сила
Память, эрудиция
Нравственность, чувство долга
Эстетические способности
Воля, лидерство
,24
Координация движений 6
Предприимчивость
Внешние данные
Жизненный опыт
Умение общаться
Рис. 3. Выраженность личностных качеств воспитанников детских домов, школ-интернатов и подростков, воспитывающихся в семье (в баллах)
Нет ни одного качества, по которому бы подростки, воспитывающиеся в детском доме, интернате, оценили себя значимо выше школьников, воспитывающихся в семье. Собственные способности в предпочитаемой профессиональной сфере практически никогда не являются мотивом профессионального самоопределения.
Результаты методики «Кто Я?» показали, что у воспитанников интернатов и детских домов слабо или совсем не сформированы рефлексия, навыки самоанализа. Наиболее сильная степень различий среди всего масси-
ва данных в нашем исследовании между воспитанниками детских закрытых учреждений и подростками, воспитывающимися в семье, была получена именно по показателю само-осознанности и самопрезентации в этой методике (значимость различий равна 0). Отличается содержательная наполненность тех категорий, которыми описывают себя подростки. Структура «Я» воспитанников детского дома, интерната представлена в подавляющем большинстве только категориями физического «Я» и социального «Я». В самосознании подростков, воспитывающихся вне семьи,
очень слабо представлены характеристики рефлексивного и трансцендентного «Я». Са-моописания воспитанников интернатных учреждений очень однотипны и представлены в основном ответами типа «Какой Я?» (например, типичные ответы: «я добрая», «я красивая», «я общительный»). В ответах подростков, воспитывающихся в семье, гораздо больше описания индивидуального своеобразия и неповторимости, а также обобщающих категорий, таких как «Я человек», «Я часть общества» и «Я одна такая на свете», «Я всегда знаю, что делаю». Помимо этого в само-описаниях подростков, воспитывающихся в семье, встречаются характеристики самоот-ношения, какие-то критические оценки себя, ярко эмоционально окрашенные высказывания: «Я мисс интрига», «Я умный, когда мне надо», «Я как белая лебедь». В самоописаниях воспитанников детского дома, школы-
интерната практически всегда присутствуют эмоционально нейтральные характеристики себя, некие отраженные внешние оценки: «Я воспитанник детского дома», «Я помощник старшим», «Я будущий работник».
Чувство полезности людям
Рис. 4. Выраженность профессиональных ценностей воспитанников детских домов, школ-интернатов и
подростков, воспитывающихся в семье (в баллах)
Анализ смыслов и ценностей будущей профессиональной деятельности показал посредством методики М.Рокича и опросника «За и против 3», что все подростки, участвовавшие в исследовании, разделяют ценности здоровья и интересной работы в первую очередь. Но если у подростков, воспитывающихся в детском закрытом учреждении, ценность интересной работы сочетается с ценностью уважения со стороны окружающих, то для подростков, воспитывающихся в семье, почти так же, как и интересная будущая работа, значима материальная обеспеченность жизни.
Среди профессиональных ценностей (рис. 4) ведущей как для воспитанников детских домов и школ-интернатов, так и для подростков, воспитывающихся в семье, является ценность полезности их труда людям. Однако эти данные следует соотнести с тем фактом, что для подростков, воспитывающихся в семье, значимо более ценны власть и возможность влияния, которые дает предпочитаемая профессия.
Следовательно, мы можем сделать вывод о преимущественной ориентации воспитанников детских домов и школ-интернатов на общественную значимость и признание будущей профессии, а подростков, воспитывающихся в семье, - на собственное самоутверждение с помощью будущей профессиональной деятельности.
Блок качеств, операционально обеспечивающих процессы самоопределения у
воспитанников детских домов и школ-интернатов, характеризуется таким же уровнем развития, как и у подростков, воспитывающихся в семье. Воспитанники детских домов и школ-интернатов обладают таким же уровнем автономности, каким обладают подростки, воспитывающиеся в семье, по умению 63
принимать решения они нисколько не усту- свою профессиональную жизнь, эмоциональ-
пают последним. Воспитанники детских до- но включены в процесс профессионального
мов и школ-интернатов умеют планировать самоопределения (рис. 5).
Рис. 5 Выраженность показателей профессиональной готовности к выбору профессии (профессиональной зрелости) у воспитанников детских домов, школ-интернатов и подростков,
воспитывающихся в семье.
Значимые различия между воспитанниками детских домов и школ-интернатов и подростками, воспитывающимися в семье, выявились только по показателю информированности о мире профессий в ходе профессионального самоопределения (различия достоверны на уровне 0,01). По всем остальным качествам профессиональной зрелости значимых различий не было выявлено. Сложности начинаются при непосредственной организации деятельности: воспитанники детских домов и школ-интернатов менее способны к планированию своей деятельности, жизни, в том числе профессиональной, у них достоверно (0,01) ниже уровень развития навыков саморегуляции деятельности (по методике Г. С. Прыгина «Индекс самостоятельности»).
По параметру интернальности личности значимых различий в нашем исследовании не выявлено, однако отмечается явная тенденция к более низкому уровню интернальности подростков, воспитывающихся в детском доме или школе-интернате, по сравнению с уровнем интернальности подростков, воспитывающихся в семье.
Помимо иного содержательного наполнения компоненты профессионального самоопределения у воспитанников детских домов
и школ-интернатов организуются в гораздо более интегрированную структуру. Структура профессионального самоопределения подростков, воспитывающихся в семье, характеризуется меньшим количеством связей между его компонентами и меньшей силой этих связей. Анализ интеркорреляционных связей по коэффициенту корреляции Спирмена показал, что все компоненты и показатели профессионального самоопределения у воспитанников детских домов и школ-интернатов объединяются в жесткую структуру со множеством связей внутри этой структуры. У подростков, воспитывающихся в семье, таких сильных и многочисленных связей между компонентами структуры не наблюдается. У воспитанников детских домов, интернатов наибольшее количество структурных связей фиксируется вокруг способностей, важных для осуществления выбора и самоопределения, - качеств профессиональной зрелости.
Анализ структуры связей между компонентами профессионального самоопределения и факторный анализ полученных данных позволили обозначить ведущие факторы в процессе профессионального самоопределения воспитанников детских домов и школ-интернатов:
1 - способности делать выбор (качества профессиональной зрелости и навыки саморегуляции деятельности), причем все качества профессиональной зрелости и в первую очередь автономность имеют большой вес в этом факторе;
2 - фактор служения или духовный фактор, в который вошли профессиональные ценности духовного поиска и ощущения полезности своего труда людям, а также профессиональные предпочтения профессий служения Богу, медицины, профессий педагогов, юристов, крестьянского труда и отрицание профессий сферы бизнеса и криминальной сферы.
У выпускников школ, воспитывающихся в семье, совершенно другие факторы являются ведущими в общей структуре компонентов профессионального самоопределения.
1 - количество способностей и личностных качеств, которые может в себе выделить подросток, воспитывающийся в семье, предпочтения профессий криминальной направленности, собственная предприимчивость, внешние данные, умение общаться, координация движений и общая эрудиция.
2 фактор - профессиональные предпочтения профессий романтической направленности - путешественников, спасателей, пожарных, труд в сфере тяжелого производства и выделение личностных качеств выносливости, силы, воли и лидерства.
Таким образом, обобщая полученные эмпирические данные, можно сделать следующие выводы:
1. Специфика профессионального самоопределения воспитанников детских домов и школ-интернатов проявляется в психологическом содержании его основных компонентов: мотивационного, когнитивного, операционального. Компоненты профессионального самоопределения воспитанников детских домов и школ-интернатов по сравнению с профессиональным самоопределением подростков, воспитывающихся в семье, характеризуются:
- мотивационный компонент - большей значимостью для воспитанников детских домов и школ-интернатов будущей профессиональной деятельности;
- когнитивный - слабым осознанием себя, своих качеств, способностей;
- операциональный - меньшей, нежели при условии воспитания в семье, способностью к саморегуляции деятельности.
2. Компоненты профессионального самоопределения воспитанников детских домов и школ-интернатов образуют интегрированную структуру, ведущую роль среди которых играет операциональный.
3. В силу высокой значимости для воспитанников детских домов и школ-интернатов профессионального самоопределения и выбора к концу воспитания в детском закрытом учреждении они имеют значимо больше сформированных реалистичных профессиональных предпочтений, чем подростки, воспитывающиеся в семье. Воспитанники детских домов и школ-интернатов ориентированы на более простой, низкоквалифицированный труд и на те профессии, которые чаще встречаются в их непосредственном социальном окружении (педагогов, воспитателей, медработников, водителей), а также на специальности среднего уровня профессионального образования. Подростки, воспитывающиеся в семье, более ориентированы на профессии творческого характера и управленческие профессии, в целом на профессии умственного труда.
4. Профессиональные предпочтения воспитанников детских домов и школ-интернатов достоверно более соответствуют их профессиональным ценностям, но достоверно менее соотносятся с их личностными качествами, способностями и умениями, чем у подростков, воспитывающихся в семье.
5. Несмотря на то, что большинство воспитанников детских домов и школ-интернатов сделали свой профессиональный выбор, 43% из них не представляют конкретного содержания выбранной профессии (среди подростков, воспитывающихся в семье, такая категория составляет 20%); 70% из них не имеют определенных профессиональных планов и профессиональной перспективы, что объясняется сниженной активностью воспитанников детских домов и школ-интернатов в процессе профессионального самоопределения, несубъектной позицией относительно своего будущего, в том числе профессионального.
6. Изучение психологического содержания профессионального самоопределения воспитанников детских домов и школ-интернатов показало, что эти процессы недос-
таточно активно осуществляются в детском учреждении закрытого типа и что профессиональное самоопределение детей-сирот проходит на обедненной основе, поскольку не обеспечивается достаточным уровнем развития самосознания, процессов рефлексии, сформированными навыками самоанализа, а также способностью быть автономным и самостоятельным, умениями саморегуляции деятельности. Полученные результаты явно свидетельствуют о необходимости психологического сопровождения и помощи воспитанникам детских-домов и школ-интернатов в их профессиональном самоопределении.
Библиографический список
1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности: Учебное пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ, 2001. 511 с.
2. Винтин И.А. Особенности социального самоопределения старшеклассников // Социс. 2004. № 2. С. 86-93.
3. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наукова думка, 1998. 144 с.
4. Головаха Е.И. К исследованию мотивации жизненного пути личности: техника «Каузо-метрии» / Е.И. Головаха, А. А. Кроник // Мотивация личности. Сборник научных трудов / Отв. ред. А.А. Бодалев. М.: Изд-во АПН СССР, 1982. С. 99-108.
5. Дубровина И.В., Лисина М.И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического развития детей. Сборник научных трудов / Отв. ред. И.В. Дубровина, М.И. Лисина. М.: Изд-во АПН СССР, 1982. С. 3-19.
6. Карнозова Л.М. Самоопределение профессионала в проблемной ситуации // Вопросы психологии. 1990. № 6. С. 75-82.
7. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 304 с.
8. Кроник А.А. Каузометрия: Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути / А. А. Кроник, Р. А. Ахмеров. М.: Смысл, 2003. 284 с.
9. Кудрявцев Т.В. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности / Т.В. Кудрявцев, В.Ю. Шегурова // Вопросы психологии. 1983. № 2. С. 51-59.
10. Леонтьев Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего / Д.А. Леонтьев, Е.В. Шелобанова // Вопросы психологии. 2001. №1. С. 57-66.
11. Поваренков Ю.П. Профессиональное самоопределение как психологический механизм профессионального становления личности //
Реалии и перспективы психологической науки и практики в российском обществе: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Набережные Челны, 2005. С. 59-64.
12. Поваренков Ю.П. Системогенетический анализ профессионального самоопределения личности // Ярославский психологический вестник. Вып. 18. М.-Ярославль: Изд-во «Российское психологическое сообщество», 2005. С. 10-14.
13. Профессиональное и личностное самоопределение детей-сирот: Методическое пособие. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 1999. 67 с.
14. Профессиональное самоопределение и трудовой путь молодежи / Отв. ред. В. Л. Оссовский. М.: Наукова думка, 1987. 303 с.
15. Прыгин Г.С. Влияние особенностей саморегуляции деятельности на профессиональное самоопределение старшеклассников / Г. С. Пры-гин, В.И. Степанский, В.П. Фарютин // Вопросы психологии. 1987. № 4. С. 45-51.
16. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Институт практической психологии, 1996. 256 с.
17. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. 96 с.
Т.В. МАКЕЕВА, О.Ю. ЗОЗУЛЯ
Педагогическая поддержка творческого потенциала старшеклассников в условиях профильного обучения изобразительной деятельности
Специализированное профильное обучение школьников в области изобразительной деятельности призвано дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения, выявить способности и склонности каждого учащегося, помочь ему сориентироваться при выборе профессии. В условиях профильного обучения художественное творчество выступает в качестве основного фактора, который определяет выбор и освоение профессии художника.
Творческое воображение школьника в этот период находится в состоянии неустойчивого развития - в критической фазе, которая отделяет период самобытности от периода окончательного становления воображения, когда его рост заканчивается и соответствует этапу образования взрослого организма и становления личности человека. Поэтому при профильном обучении изобразительной деятельности особенно актуальным является по-