Научная статья на тему 'Сравнительная характеристика рейтингов делового климата'

Сравнительная характеристика рейтингов делового климата Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
387
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛОВАЯ СРЕДА / РЕЙТИНГ ДЕЛОВОГО КЛИМАТА / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / ОЦЕНКА БИЗНЕС-КЛИМАТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Левцова Т. И.

Рассматриваются существующие оценки делового климата и их практическая значимость, цели и недостатки. А так же производится описание различных рейтингов делового климата, выявляются основные различия между ними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительная характеристика рейтингов делового климата»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070

Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод, что мероприятие является очень затратным, но при этом эффект от его реализации стоит того. В целом процесс деловой оценки решает задачи улучшения текущей деятельности работников, определения перспектив и стратегии развития персонала таможни и создания благоприятного социально-психологического климата в трудовом коллективе.

2. Привлечение специалистов-преподавателей на рабочие места. Это мероприятие эффективно тем, что сотрудники, не отрываясь от выполнения своих основных задач, будут повышать свои умения и навыки в области таможенного дела. Нужно пригласить, как минимум, по одному преподавателю на каждое структурное подразделение. Плюсами этого мероприятия можно считать: повышение профессиональной культуры каждого отдельного сотрудника; увеличение объемов знаний и навыков не только по специализации работника, но и в других областях, связанных с таможенной деятельностью; формирование психологической устойчивости к изменяющимся условиям труда. Таким образом, обучение на рабочих местах является эффективным мероприятием, но очень затратным, так как каждому преподавателю нужно платить деньги за их услуги, а именно, по 10 тыс. руб. Всего затраты на реализацию этого мероприятия составят 40 тыс. руб. в месяц.

3. Введение наставничества как одного из методов адаптации персонала. Наставник поможет освоить основные требования профессиональной роли, формируя необходимые деловые качества, соответствующее отношение к работе.

4. Расширение издания учебно-справочной литературы. Это поможет сотрудникам приобрести новые знания и навыки в области своей специализации. Затраты на воплощение этого мероприятия составят: журнал «Таможенное дело» публикуется 2 раза в год (подписка на год = 1021 руб.), подписка журнала «Таможенное регулирование. Таможенный контроль» на год стоит 22 823 руб. Общая сумма затрат - 23 844 руб.

Исходя из этого, можно предположить, что предложенные мероприятия будут способствовать улучшению качества работы каждого отдельного сотрудника, а, следовательно, и Калужской таможни в целом.

Список использованной литературы:

1. Круглов В.Н., Трутнева Н.Ю. Кадровый менеджмент как залог экономической эффективности // «Пути социально-экономического развития региона: финансовое обеспечение, перспективы и направления оптимизации»: сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции / под редакцией Пироговой Т.Э., Никифорова Д.К. - Калуга: ИП Стрельцов И.А. (Издательство: «Эйдос»), 2015. - 357 с. - c. 110-114.

2. Круглов В.Н., Трутнева Н.Ю. Человеческий фактор как потенциал экономического роста // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет Экономика и управление. - 2014. - №4. - c. 106-108.

3. Круглов В.Н., Трутнева Н.Ю. Planning elements of organizational culture // Scientific and educational periodical joumal «The genesis of genius» Geneva, Switzerland, 2015 #5 - Vol-1, р.147. - с. 26-28.

© Латышева М.М., 2016

УДК 911.3

Т. И. Левцова

студентка 1 курса магистратуры, кафедра государственного, муниципального и корпоративного управления Рязанский государственный радиотехнический университет,

г. Рязань, Российская Федерация

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЙТИНГОВ ДЕЛОВОГО КЛИМАТА

Аннотация

Рассматриваются существующие оценки делового климата и их практическая значимость, цели и

144

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

недостатки. А так же производится описание различных рейтингов делового климата, выявляются

основные различия между ними.

Ключевые слова

Деловая среда, рейтинг делового климата, инвестиционный климат, оценка бизнес-климата.

Большинство подразделений производит продукцию по заказу других подразделений компании, передача продукции в пользование подразделений - заказчиков фактически может рассматривать как акт продажи. Подчеркнем, что эффективность каждого подразделения можно оценить, пользуясь теми же критериями, которые используются для анализа эффективности всего бизнеса.

Деловой климат является совокупностью внешних не зависящих от фирмы условий предпринимательской деятельности, определяющих инвестиционные и производственные решения фирм[1, 2]. Оценки делового климата базируются на том, насколько хорошая ситуация для фирм, независимо от того, как это затрагивает общество в целом. Рейтинги - один из таких инструментов оценки.

На сегодняшний день существуют десятки международных рейтингов, отражающих различные аспекты макроэкономической ситуации, делового климата и в стране, и в регионе. В данной статье рассмотрены лишь некоторые из существующих рейтингов делового климата, такие как Doing Business, Global Competitiveness Report (WEF), Global Entrepreneurship Monitor (GEM), IMD World Competitiveness Yearbook Rankings, Индекс 'Опоры' RSBI, Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ (АСИ).

Проект Doing Business предоставляет объективные показатели делового законодательства и его применения в 189 странах мира и в отдельных городах на субнациональном и региональном уровне. Проект, стартовавший в 2002 году, изучает местные предприятия малого и среднего бизнеса и оценивает нормативные акты, применимые к нему на протяжении всего жизненного цикла[4].

Собирая и анализируя всеобъемлющие количественные данные с целью сравнения законодательства в сфере бизнеса между странами и во времени, Doing Business побуждает экономики конкурировать за создание более эффективного законодательства. Предлагает измеримые показатели для реформ, и служит источником для ученых, журналистов, исследователей в частном секторе и для других сторон, интересующихся деловым климатом в каждой из представленных стран.

В дополнение Doing Business предлагает подробные субнациональные отчеты, которые детально освещают состояние делового законодательства и его реформирования в различных городах и регионах внутри государства. Эти отчеты предоставляют сведения о простоте ведения бизнеса, ранжируют каждую территорию и предлагают шаги по улучшению результативности в каждой из групп показателей. Выбранные города могут сравнивать свое законодательство в части ведения бизнеса с законодательством в других городах страны или региона и со 189 странами, которые входят в рейтинг Doing Business. Проекту помогает обратная связь от правительств, ученых, практиков и рецензентов. Первоначальная цель остается неизменной: обеспечивать реальную основу для понимания и улучшения регулятивной деловой среды во всемирном масштабе.

Global Competitiveness Report - доклады о глобальной конкурентоспособности, публикуемые с 1979 года, представляют собой наиболее всеобъемлющую оценку конкурентоспособности различных стран. В основании GCI лежат 12 главных принципов, которые предлагают всеобъемлющую картину ландшафта конкурентоспособности в странах мира, находящихся на различных стадиях экономического развития. Доклад включает подробные сведения, выделяющие конкурентные преимущества и уязвимости каждой из 140 рассмотренных в нем мировых экономик.

Проект Глобальный мониторинг предпринимательства (Global Entrepreneurship Monitor, GEM) представляет собой ежегодную оценку национального уровня и масштабов предпринимательства. Благодаря значительным и централизованно координируемым усилиям по сбору и обработке данных в международном масштабе GEM способен предоставлять информацию высокого качества, исчерпывающие отчеты и интересные истории, которые в значительной степени способствуют пониманию феномена предпринимательства.

В каждой стране GEM обращает внимание на два элемента: предпринимательское поведение и

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

отношение на индивидуальном уровне; национальные условия, как они воздействуют на предпринимательство. Целью проекта было изучение феномена, почему одни страны оказываются более «предпринимательскими», чем другие

Ежегодник по мировой конкурентоспособности (World Competitiveness Yearbook) - ведущий ежегодный отчет о состоянии конкурентоспособности государств, публикуемый IMD с 1989 года. Ежегодник сравнивает эффективность 62 стран по 300 критериям, измеряя различные аспекты конкурентоспособности. Для каждой из 62 стран проводится углубленный анализ, дающий представление об эффективности, имеющихся трудностях, перспективах конкурентоспособности, самых значительных улучшениях и наибольших неудачах, преимуществах, слабых местах и пути развития [7].

«Опора России» и Промсвязьбанк реализуют совместное исследование самочувствия бизнес ожиданий малого и среднего предпринимательства «Индекс Опоры RSBI». Ведется с третьего квартала 2014 года. Проводится на ежеквартальной основе. Цель проекта - «предоставить экспертному сообществу, самим предпринимателям и институтам поддержки актуальную и достоверную информацию о самочувствии важного сектора нашей экономики» [5]. Полученные результаты отражают мнение российских предпринимателей в целом, а также в разрезе отраслей, размера бизнеса и отдельных регионов исследования. Замер проводится по 9 компонентам: бизнес ожидания, продажи и прибыль, цены реализации, себестоимость, кадры, количество клиентов, доступность финансирования, баланс запасов, инвестиции Индекс основан на данных опроса руководителей компаний МСБ и является индикатором экономической ситуации, который обновляется каждый квартал.

Национальный рейтинг АСИ оценивает усилия региональных властей по созданию благоприятных условий ведения бизнеса и выявляет лучшие практики, а его результаты стимулируют конкуренцию в борьбе за инвестиции на региональном уровне. Цель рейтинга: оценить ключевые факторы создания благоприятного инвестиционного климата; оценить эффективность усилий региональных властей по улучшению состояния инвестиционного климата региона [3]. Методология включает в себя три ключевых элемента: систему показателей, принципы сбора и обработки данных, методику расчета результатов. При разработке методологии учтен опыт существующих отечественных и международных рейтингов. Система показателей Рейтинга разработана с учетом опыта аналогов, направленных на оценку состояния инвестиционного климата, а также с учетом опыта пилотной апробации Рейтинга в 2014 году. Рейтинг состоит из 50 показателей, которые группируются в 18 факторов, которые в свою очередь группируются в 4 направления: регуляторная среда, институты для бизнеса, инфраструктура и ресурсы, поддержка малого предпринимательства [6].

Для адекватной оценки делового климата следует изучать отчеты различных рейтингов, а не придерживаться одного из них. Так как имеются недостатки у значительной их части:

- какие бы авторитетные коллективы ни трудились над их составлением, даже им редко удается избежать субъективности (в последнее время и применительно к значительной части новых рейтингов по ряду причин это становится тем более актуально);

- некоторые же рейтинги и их составители откровенно политизированы (как считают участники рейтингов, полагающие, что заслуживают более высокой оценки).

Это порождает еще одну проблему. Участники склонны им доверять, если составители высокого оценили их заслуги и, наоборот, склонны искать оправдания, если их рейтинг оказался невысоким.

Рассмотренные рейтинги делового климата, измеряют и сравнивают условия, благоприятствующие и мешающие ведению бизнеса, применительно к различным регионам России.

Как бы там ни было, рейтингов становится все больше, методики их составления совершенствуются, появляются конкурирующие.

Список использованной литературы

1. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. М.: ГУ ВШЭ, 2000

2. Голобородко Е. И. Предпринимательский климат в крупных городах России // Эксперт, №12, с.45

3. Министерство экономического развития и торговли Рязанской области [Офиц. сайт]. URL: http://mineconom.ryazangov.ru (дата обращения: 12.02.2016).

4. Doing business [Электронный ресурс]. URL: http://www.doingbusiness.org (дата обращения: 12.02.2016).

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070

5. Индекс ОПОРЫ RSBI [Электронный ресурс]. URL: http://opora.ru/projects/index (дата обращения: 12.02.2016).

6. Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ [Электронный ресурс]. URL: http://investinregions.ru/rating (дата обращения: 12.02.2016).

7. IMD World Competitiveness Center [Электронный ресурс]. URL: http://www.imd.org/wcc (дата обращения: 12.02.2016).

© Левцова Т.И., 2016

УДК33

Лигай Д.К.

Студент

Владивостокский Государственный Университет Экономики и Сервиса

г.Владивосток, Российская Федерация

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЛАТЫ ТРУДА ГОСУДАРСТВЕННЫХ

СЛУЖАЩИХ НА ПРИМЕРЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «439 ВОЕННЫЙ ГОСПИТАЛЬ» МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация

В статье рассматривается разработка системы совершенствования организации оплаты труда государственных служащих на примере Федерального государственного казенного учреждения «439 Военный госпиталь» Министерства Обороны Российской Федерации

Ключевые слова

Денежное содержание, мотивация, оплата труда, государственные служащие

Идея установления зависимости оплаты труда государственных гражданских служащих от показателей эффективности их деятельности зародилась уже более десяти лет назад. Еще в Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 15 августа 2001 г., было установлено, что в процессе реформирования должны «существенно возрасти значимость непосредственного стимулирования индивидуальной и коллективной деятельности в целях повышения ее эффективности», а также «апробироваться механизмы, непосредственно связывающие уровень получаемого денежного содержания с результатами деятельности государственных гражданских служащих, подразделений и государственного органа в целом»

Совершенствование системы денежного содержания государственных служащих определено в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» [1] и Федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации» (2009-2013 гг.) [2].

Основные тезисы реформы государственного управления это:

- повысить уровень удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставляемых услуг до 90% к 2018 году.

- повысить долю граждан Российской Федерации, которые имею доступ к получению государственных, муниципальных услуг по принципу «одного окна» до 90% к 2018 году.

- повысить долю граждан Российской Федерации, которые получают услуги в электронном виде до 70% к 2018 году.

- понизить время на получение государственной или муниципальной услуги, снизить время ожидания в очереди до 15 минут.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.