Научная статья на тему 'Сравнительная характеристика психологических факторов риска склонности к аддиктивному поведению в юношеском возрасте у лиц получающих высшее и средне-профессиональное образование'

Сравнительная характеристика психологических факторов риска склонности к аддиктивному поведению в юношеском возрасте у лиц получающих высшее и средне-профессиональное образование Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
359
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительная характеристика психологических факторов риска склонности к аддиктивному поведению в юношеском возрасте у лиц получающих высшее и средне-профессиональное образование»

Статья

корреляции для подростков равен 0,24, а юношей 0, 32). В качестве дополнительных социальных факторов риска на основе тестов Малыгина В.Л., Ежова И.В. выделены: неполная семья (состав семьи: мать + отчим или отец + мачеха); взаимоотношения с родными: плохие, отчуждение, конфликты; употребление алкоголя в семье: регулярное или частое; отношение к учебе: пренебрежительное, частые прогулы, уход от общения с преподавателями, неудовлетворительная успеваемость (табл. 5).

Таблица 5

Социальные факторы риска склонности к аддиктивному поведению в группе А

Тип личности Социальные факторы

Неполная семья, состав семьи Отношения с родными Употребл. Алкоголя в семье Отношение к учебе

абс. % абс. % абс. % абс. %

Адаптивные подростки 2 5,5 1 2,75

Адаптивные юноши 1 2,75

Дизадаптивные подростки 1 2,75 7 19,4 6 72,2 5 13,8

Дизадаптивные юноши 2 5,5 2 5,5 1 2,75

В адаптивной группе и подростков, и юношей проявления аддиктивного поведения отмечаются эпизодически и проявляются в виде: безынициативности, уступчивости, недовольства собой, курения, обидчивости, раздражительности, неполной семьи. Для дизадаптивных характерны эти показатели, только устойчивые, и к ним добавляются проявления склонности к риску, употреблению алкоголя, наличие друзей, склонных к аддиктивному поведению, пьющая семья, негативное отношение к учебе, озлобленность, лживость, недовольство собой и окружающими, употребление наркотиков, пренебрежение к родителям.

Заключение. У адаптивных личностей среди социальных факторов риска склонности к аддиктивному поведению выявлены конфликтные взаимоотношения с родителями и неполная семья, а у дизадаптивных имеются конфликты с родителями, негативное отношение к учебе, употребление алкоголя в семье, ее неполный состав. У дизадаптивных юношей определено сочетание социальных факторов риска склонности к аддиктивному поведению, таких как неполная семья и конфликтные взаимоотношения с родными. У дизадаптивных подростков зафиксированы конфликты в семье, плохое отношение к учебе, частое распитие алкоголя в семье, ее неполный состав. У адаптивных подростков главными показателями аддиктивного поведения являются: уступчивость; склонность идти на поводу у сильного; недовольство собой и окружающими; употребление алкоголя, наркотиков, курение; наличие друзей склонных к зависимому поведению; склонность к риску, а у адаптивных юношей - употребление алкоголя и наркотиков; наличие друзей склонных к аддиктивному поведению, склонность к риску; склонность к разрушительным действиям. У дизадаптивных подростков на первом месте пренебрежительное отношение к родителям; систематические конфликты с близкими, уступчивость; склонность идти на поводу у более сильных; импульсивность, раздражительность и необдуманность поведения, употребление наркотиков, алкоголя и курение, у юношей -агрессия, враждебность; пренебрежение к социальному окружению; систематические конфликты с близкими, уступчивость; склонность идти на поводу у более сильных; импульсивность, раздражительность и необдуманность поведения и только за тем употребление наркотиков, алкоголя и курение.

Литература

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология.- Екатеринбург.-1999.- 624 с.

2. Авраменко А.И. и др. / Врач. дело, 1988.- №.1.- С. 89-90.

3. ЗмановскаяЕ.В. Девиантология.- М., 2003.

4. Кинг М. и др. Гипотератия вредных привычек.- М., 1998.

5. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе: деструктивное поведение в современном мире.- Новосибирск, 1990.

6. Малыгин В.Л и др. // Мат-лы Всерос. конф. «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью» .-.М., 2003.

7. Hermalin .TaredA. et al. // Drug and Alcohol Dependence.-1990.- № 26.- Р. 117-125.

УДК 616.89-008.447

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ РИСКА СКЛОННОСТИ К АДДИКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ У ЛИЦ, ПОЛУЧАЮЩИХ ВЫСШЕЕ И СРЕДНЕ-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

О.Ю. КАЛИНИЧЕНКО, В.Л. МАЛЫГИН*

Риск формирования зависимого поведения принято рассматривать с позиций биологической, психологической, социальной и духовной модели, где каждый из факторов или их сочетание (наследственность, особенности характера, микро- и макро-социальное окружение, зрелость личности в целом) участвует в формировании зависимости. В [2, 4] отмечают существенное значение органической неполноценности структур головного мозга в формировании личностных аномалий, включая аддиктив-ное поведение. Другие ученые считают аддикцию «симптомом семьи» [6-9]. Анализ семейных отношений у подростков выявил, что в семьях воспитанием детей занимались матери, чаще были разводы родителей, повторные браки, неполные семьи [10]. Неблагополучные отношения в семье подростков-наркоманов отмечаются в 69% случаев, сочетаясь с наследственной отяго-щенностью алкоголизмом. Наибольшее значение в возникновении аддиктивного поведения имеет безнадзорность и жестокое отношение к подростку, противоречивое воспитание, реже -воспитание в виде доминирующей или потворствующей гиперпротекции [1, 3]. В ряде работ отмечается, что наркомания наиболее часто формируется у лиц с аномалиями характера. Другим фактором аддиктивного поведения является психический инфантилизм [5, 7]. Низкая устойчивость к стрессам, сниженная приспособляемость к сложным ситуациям, плохая переносимость конфликтов, обусловленных неразвитостью или недостаточностью личностно-средовых ресурсов - часто бывают причиной обращения к психоактивных веществам (далее - ПАВ).

Цель работы - сравнительный анализ влияния личностнохарактерологических свойств на формирование аддиктивного поведения у лиц юношеского возраста, получающих среднепрофессиональное и высшее образование.

Таблица 1

Распределение обследуемых группы А и В в зависимости от типа личности

Тип личности В группе А В группе В

Абс. % Абс. %

Всего адаптивных, в т.ч.: 23 76,7 28 93,3

Выраженный адаптивный 0 0 0 0

Адаптивный А 2 6,7 3 10

Адаптивный В 7 23,4 14 46,6

Умеренно'-адаптивный уравновешенный 6 20 7 23,4

Умеренно'-адаптивный с компенсаторными качествами 8 26,6 4 13,3

Всего дизадаптивных, в т.ч.: 7 23,3 2 б,7

Умеренно'-дизадаптивный 3 10 2 6,7

Дизадаптивный А 0 0 0 0

Дизадаптивный В 1 3,3 0 0

Дизадаптивный С 1 3,3 0 0

Выраженный дизадаптивный 2 6,7 0 0

Всего: 30 100 30 100

Объекты и методы исследования. Исследование проводилось в период с мая 2004 г. по январь 2005 г. Объектом исследования стали юноши и девушки, учащиеся Калужского гидромелиоративного техникума (КГТ), получающие среднепрофессиональное образование (2-3 курс) и студенты факультета журналистики и связей с общественностью Калужского филиала Московского гуманитарно-экономического институт (КФ

МГЭИ), прилучающие высшее образование (специальность связи с общественностью 2-4 курс) в возрасте 17^22 лет. Методами исследования: тестирование, стороннее, выборочное наблюдение, метод экспертных оценок, сравнительный метод, математические методы расчета данных (среднее арифметическое, медиана, X-критерий Стьюдента). Для изучения социальных и личностнохарактерологических факторов формирования аддиктивного поведения были выбраны методики: тест раннего выявления личностных и социальных факторов формирования аддиктивного

* Калуга - Тула, ТулГУ, медфакультет, кафедра «Внутренние болезни»

Статья

поведения Малыгина В.Л., Ежова И.В. (компьютерная версия), методика измерения уровня тревожности Тейлора, тест-опросник Г. Айзенка EPI, методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки, методика СОП (склонность к отклоняющемуся поведению). Исследование проводилось в два этапа -исследование группы А и исследование группы В. В состав группы А вошли студенты КГТ - 30 чел. В группе В - 30 студентов КФ МГЭИ. Объем выборки всего 60 чел. (в т.ч. мужчин - 33 чел., женщин - 27 чел. ). Для объективизации данных, полученных в ходе психологического тестирования и включенного наблюдения, использовалась специально разработанная карта оценки проявлений аддиктивного поведения.

Таблица 2

Факторы склонности к аддиктивному поведению в группах А и В

Группа А Группа В

адапт. дизадапт. адапт. дизадапт.

Направленность личности

Высок. уровень социальнодуховной направленности 76,6 93,3

Умерен. индивидуальногедонистическая направлен. 6,7

Индивидуально- гедонистическая направлен. 23,3

Уровень эмоциональной устойчивости, волевого контроля и удовлетворенности своим положением в обществе

Высокий 96,7

Средний 86,6 3,3

Низкий 13,4

Агрессивные тенденции

Предрасположенность 6,7

Тенденция 23,7

Отсутствие 76,3 93,3

Деликвентные тенденции

Предрасположенность 6,7

Тенденция 16,6

Отсутствие 83,4 93,3

Аддиктивные тенденции

Предрасположенность 30 3,3

Тенденция 70

Отсутствие 96,6

Уровень тревожности

Высокий 33,3 3,3

Ср. с завышением 66,7

Ср с занижением

Низкий 96,7

Уровень способностей учитывать в своем поведении этические нормы,

Высокая 93,4

Средний 100 6,7

Низкий

Склонность к садомазахистским тенденциям

Выражена 20

Отсутствует 80

Содержание работы. Для сравнения результатов групп А и В была выдвинута нулевая гипотеза, которая свелась к предположению нормальности распределения генеральной совокупности (60 чел.), т. е. данные подвергаются математической и статистической обработке, как равномерные (без резких скачков), также предполагается, что в выборках А и В средние значения показателей статистически не различаются. Экспериментальные значения t-критерия Стьюдента равны 2,8, этот результат больше критических значений с ошибкой 0,01 (>кр), 2,8 > 2,678 - нулевая гипотеза о сходстве группы А и группы В принимается. После математической обработки проведен сравнительной анализа, отмечены различия между членами групп А и В (табл. 1).

Группа В имеет большее число адаптивный личностей по сравнению с группой А и меньшее число дизадаптивных личностей. В группе А степень выраженности дизадаптации (в группе В есть представители только умеренно-дизадаптивного типа, а в А к умеренно-дизадаптивному типу еще добавляются представители дизадаптивного типа В, дизадаптивного типа С и выраженного дизадаптивного типа). Это связано с неполной семьей; конфликтами с родителями; частым употребление алкоголя в семье (не реже 2-3 раз в неделю); негативным отношением к учебе, которое проявляется в систематических прогулах, конфликтах с преподавателями; факторами социального окружения на уровне референтных и микрогрупп, индивидуальнопсихологическими характеристиками: индивидуально-

гедонистическую направленность личности: низкий уровень эмоциональной устойчивости и волевого контроля; высокий уровень тревожности; неспособность учитывать в поведении этические нормы и чувства других людей; наличие физической и вербальной агрессии, негативизма и раздражительности; высокого уровня нейротизации (табл. 2).

Сравнение психологических характеристик показало, что существует предрасположенность к аддиктивному поведению в группе А и отсутствие потребности к изменению своего психического состояния посредствам ПАВ в группе В; средний уровень нейротизации в группе А, низкий - в группе В. В группе В среди дизадаптивных личностей отсутствуют девушки; в группе В значение индекса агрессивности и индекса враждебности ниже, чем тех же показателей в группе А.

Заключение. Сравнение результатов показали отличия в группах А и В, которые проявляются в том, что группа А имеет меньшее число адаптивных личностей по сравнению с группой В. Для дизадаптивной группы А определена выраженная потребность к аддиктивному поведению, имеется тенденция к садомаза-хистским тенденциям, импульсивность, безрассудство, склонность к риску. Для группы В выявлены низкий уровень тревожности и нейротизма. В обеих группах объективизация данных с применением карты проявлений аддиктивного поведения свидетельствует о том, что у адаптивных типов личностей аддиктив-ность отмечаются эпизодически, а для дизадаптивных групп характерна систематичность, устойчивость в проявлениях аддик-тивности.

Литература

1. Битенский B.C., Херсонский Б.Г. Психологические исследования и психотерапия в наркологии.- Л., 1989.- С. 83-88.

2. Гиндикин В.Я., Гурьева В .А. Личностная патология.- М. а, 1999.- 266 с.

3. Жмуров В.А., Огородников T-И. // Проблемы алкоголизма и наркомании.- Хабаровск, 1988.- С. 54-56.

4. Кондратьев Ф.В. Актуальные вопросы контроля наркотических средств и наркологии: Сб. науч. тр.- М., 1990.- С.53-61.

5. Лысенко И.П., Ревенок АД. // 8-й всесоюз. съезд невропа-тол., психиатров и наркол.- Т. I.- М., 1988.- С. 392-394.

6. Морозов Г.В., Боголепов Н.Н. Морфинизм.- М., 1984.174 с.

7. Пятницкая И.Н. Наркомании.- М., 1999.- 541 с.

8. Ураков И.Г., Исмайлов Б.И. Влияние некоторых предис-понирующих факторов на возникновение и становление различных форм наркотизма.- Ташкент, 1976.- С. 104—109.

9. Эйдмиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи.- СПб, 1999.- 656 с.

10. Stoker A., Svvadi H. // Drag and Alcohol Dependence.-1990.- Vol. 25.- C. 293-297.

УДК 612.014.45;612.117.4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПРИМЕНЕНИЕ СЕРОТОНИНА АДИПИНАТА ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ НАРУШЕННОЙ ФУНКЦИИ ГЛАДКОЙ МУСКУЛАТУРЫ У ХИРУРГИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ

О.Ю.ВРУБЛЕВСКИЙ, Н.А.КАРПУН, В.М. КЛЮЖЕВ*, А.П. СИМОНЕН-КОВ**

Возникновение дисфункции гладкой мускулатуры (ГМ) в желудочно-кишечном тракте (ЖКТ) и сосудистом русле в послеоперационном периоде ведет к функциональной кишечной непроходимости (ФКН), сосудистой недостаточности, тканевой гипоксии, возможной несостоятельности швов анастомозов, перитониту, моно- и полиорганной недостаточности. Разработка патогенетически обоснованных методов, нормализующих функцию ГМ организма в послеоперационном периоде, является актуальной и имеет научно-практическое значение. Ранее не совсем был ясен механизм автоматизма и сократительной активности ГМ, а также генез ее дисфункции, и нельзя эффективно управлять функцией ГМ у хирургических больных (ХБ).

Цель работы - выяснение роли серотонина и его рецепторов в генезе дисфункции ГМ и разработка патогенетически обоснованного метода коррекции нарушенной функции ГМ, направленного на улучшение результатов лечения ХБ.

В результате исследований и теоретических разработок [812; 15] создано представление о роли серотонина и серотонино-

**Москва, Главный военный клинический госпиталь им. Ак. Н.Н.Бурденко Москва НИЦ по изучению серотонина при Институте хирургии им.

А.В. Вишневского РАМН

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.