Научная статья на тему 'Социальные факторы формирования зависимого поведения в подростковом и юношеском возрасте'

Социальные факторы формирования зависимого поведения в подростковом и юношеском возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2281
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Калиниченко О. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальные факторы формирования зависимого поведения в подростковом и юношеском возрасте»

Статья

рильных эфиров. Селективно ингибирует гистаминовые Н1-рецепторы и уменьшает проницаемость капилляров. Оказывает противоаллергическое и противозудное действие, характеризующееся быстрым началом и длительностью, достигающей 12 ч. Показания для применения раствора для инъекций: анафилакти-ческий/анафилактоидный шок, ангионевротический отек (как дополнительное средство); профилактика или лечение псевдо- и аллергических реакций (в т.ч. при введении контрастных веществ, переливании крови, диагностическом применении гистамина). Для премедикации вводился в/в медленно 1 мл раствора.

- пациенты, прошедшие трансплантацию на супрастине в виде премедикации. Супрастин-блокатор гистаминовых Н1-рецепторов, производное этилендиамина, предупреждает и облегчает течение аллергических реакций. Оказывает седативное и противозудное действие. Обладает периферической антихоли-нергической активностью, умеренными спазмолитическими свойствами. Показания: аллергические заболевания, в т. ч.: крапивница; сывороточная болезнь; ангионевротический отек; и т.д. В виде премедикации вводился в/в медленно 1 мл раствора.

- пациенты, прошедшие трансплантацию на целестоне в виде премедикации. Целестон - синтетический глюкокортикостероидный препарат для системного применения. Оказывает противовоспалительное и противоаллергическое действие. Препарат вызывает изменения в обмене веществ, модифицирует иммунные реакции, применяется при отеке головного мозга, при реакциях отторжения почечного аллотрансплантанта, столбняке, при трансфузионных реакциях (в т.ч. для предупреждения). В виде премедикации вводился в/в медленно 1 мл раствора.

У всех пациентов перед трансплантацией отмечался повышенный уровень артериального давления, его колебания перед началом процедуры составляли 10^20 мм рт.ст выше их обычных значений. Повышение частоты пульса отмечено у 6 чел. (40%), частота дыхания увеличилась у 5 (33%). У 80% пациентов были нарушения сна накануне трансплантации. Введение клеточного материала проходило в/в через кубитальную вену. Ни у одного пациента не было осложнений при постановке кубитального катетера. После налаживания инфузионной системы, больному проводилась премедикация одним из препаратов и подготовка клеточного материала для трансплантации. В течение 5-10 минут от установки инфузионной системы у 60% (9 чел.) стабилизировались показатели АД, ЧД, пульса. Особенно отчетливо это было у пациентов 1 и 2 групп (после проведения премедикации супра-стином и тавегилом). У лиц 3 группы (целестон) отмечен рост АД на 15-20 мм рт.ст. от исходного. К концу процедуры шла тенденция к снижению, но полностью АД не восстанавливалось, оставаясь повышенным на 5-10 мм рт.ст. от исходного уровня. Восстановление уровня АД отмечено через несколько часов у 3 чел. (60%), у 2 (40%) АД восстановилось на обычных значениях для только на следующий день. У 1 пациента (20%) возникли психозоподобная реакция в виде жжения за грудиной и в эпигастральной области, затрудняющее дыхание. На кардиомониторе при этом не было изменений в ЭКГ, АД, ЧД и пульсе. Эта реакция была купирована микродозами дормикума. Наблюдения относятся только к группе лиц с применением целестона в виде премеди-кации. У лиц в 1 группе после проведения премедикации сонливость была у 3 пациентов (60%), у 1 пациента (20%) наступил сон через 3 минуты после премедикации. У всех пациентов (100%) сонливость сохранялась в течение суток. У 4 чел. (80%) были головные боли. У 1 пациента (20%) - чувство усталости, головокружение сохранялось 2 суток. Во 2 группе (на супрастине) у 4 чел. (80%) отмечалась сухость во рту, кратковременная сонливость также у 80%. Головных болей, головокружения, усталости в ближайшие сутки ни у кого не было, как и повышение АД, ЧД. Все пациенты (п=15) наблюдались от 3 месяцев. Ни у одного больного не было отрицательных результатов после применения клеточных материалов. Все побочные действия во время и после трансплантации связаны с действием фармпрепаратов.

Заключение: Отработан алгоритм профилактики осложнений при трансплантации фетальных клеток печени человека больным кардиологического профиля. Все препараты (супрастин, тавегил, целестон) позволяют избежать возможных аллергических реакций при выполнении трансплантации клеточного материала. Применение конкретного препарата для профилактики осложнений зависит от соматического статуса пациента на момент выполнения трансплантации.

УДК 159.943

СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

О.Ю. КАЛИНИЧЕНКО*

К внешним социальным факторам, способствующим формированию зависимого поведения, можно отнести технический прогресс в области пищевой промышленности или фармацевтической индустрии, выбрасывающих на рынок новые товары -потенциальные объекты зависимости. Субкультура в самых разнообразных формах - подростковая группа, неформальное объединение, сексуальное меньшинство или просто мужская компания, причем, в подростковом и юношеском возрасте влияние субкультуры максимально. Это один из наиболее значимых социальных факторов зависимого поведения личности [2, 3]. Ведущая роль в происхождении аддиктивного поведения приписывается семье. В ходе исследований выявлена связь между поведением родителей и зависимым поведением детей. Развитию ребенка вредит неспособность матери понимать и удовлетворять его базовые потребности. Ведущая роль в формировании зависимости принадлежит младенческой травме. Травма может быть связана с физической болезнью, с утратой матери или ее неспособностью понимать ребенка, с несовместимостью их темпераментов [4, 5]. Серьезной проблемой семей зависимых личностей могут быть эмоциональные расстройства у родителей, которые сопровождаются алекситимией - неспособностью ыражать в словах свои чувства. Ребенок «заражается» в семье негативными чувствами, он обучается у родителей замалчивать свои переживания, подавлять их и даже отрицать само их существование.

Отсутствие границ между поколениями, чрезвычайная психологическая зависимость членов семьи друг от друга, гиперстимуляция- еще один негативный фактор. Важен для нормального развития ребенка процесс сепарации - постепенного отделения его от матери посредством ее уходов и возвращений, а также процессов индивидуализации ребенка.

Семья играет существенную роль не только в происхождении, но и в поддержании зависимого поведения. Родственники сами могут иметь различные психологические проблемы, в силу чего они провоцируют «срыв» аддикта, хотя и реально страдают от него. В случае же длительного сохранения аддиктивного поведения у кого-либо из членов семьи у родственников аддикта могут появляться серьезные проблемы и развиться состояние созависимости. Имеются в виду негативные изменения в личности и поведении родственников вследствие зависимого поведения кого-либо из членов семьи [3, 5, 6-7].

Для подростка существует повышенный риск «скатиться» в наркоманию или алкоголизм в семьях, где родители постоянно заняты, не устанавливают четких норм поведения, пользуют вид искаженного воспитания типа гипоопеки (когда дети предоставлены самим себе); непоследовательны в воспитании, когда за один и тот же поступок ребенка могут похвалить и наказать; где родители придерживаются жесткого стиля воспитания или, наоборот, гиперопеки (когда ребенок воспитывается в «оранжерейных» условиях), где ребенок имеет легкий и неконтролируемый доступ к деньгам и не осознает, как они достаются; а также в семьях, где приняты некоторые другие формы воспитания. Отношения в семье, основанные на любви, понимании друг друга, на демократическом контроле формируют барьеры, предотвращающие тягу подростка к алкоголю и наркотикам [5-6].

Макросоциальное окружение (школа, улица) в подростковом возрасте оказывают влияние на возможность возникновения аддиктивного поведение. Особенно это касается подростков с низкими компенсаторными возможностями, у которых под влиянием стрессовых факторов легко возникают реакции дизадапта-ции. Социальное окружение может проявляться высоким уровнем преступности, распространенностью незаконного оборота наркотиков, значительным влиянием асоциальных групп и оказываемого ими давления в учебных заведениях, культивированием привлекательности асоциального поведения с одновременным понижением значения истинных духовных ценностей.

Объект и методы исследования. Исследование социальных факторов риска формирования аддиктивного поведения в

О.Ю. Калиниченко

подростковом и юношеском возрасте проводилось на базе Калужского филиала Московского гуманитарно-экономического института (далее - КФ МГЭИ) и 32 лицея. Объектом исследования стали подростки - учащиеся 32 лицея в возрасте 15^ 17 лет и студенты КФ МГЭ в возрасте 18^22 г. Возрастные границы подросткового и юношеского возрастов определены в соответствии с периодизацией [1]. Методами исследования стали: тестирование, стороннее, выборочное наблюдение, метод экспертных оценок, сравнительный метод, метод семантического дифференциала. При изучении социальных факторов формирования зависимого поведения были использована методика Малыгина В.Л., Ежова И.В. - тест раннего выявления личностных и социальных факторов формирования аддиктивного поведения (компьютерная версия) и методика составления полярных профилей. Объем выборки составил 72 чел., среди которых 36 чел. - подростки и 36 - юноши. По итогам тестирования обе возрастные группы разделены на адаптивную и дизадаптивную подгруппы, и уже в рамках подгрупп проанализированы факторы риска зависимого поведения. В ходе исследования сопоставлены итоги тестирования, стороннего наблюдения, методов экспертных оценок и семантического дифференциала.

Содержание работы. В ходе 1-го этапа исследования с применением теста Малыгина В.Л., Ежова И.В. в соответствии с возрастными границами больные поделены на две подгруппы -адаптивную и дизадаптивную (табл. 1).

Таблица 1

Распределение подростков и юношей в зависимости от типа личности

Тип личности Подростки Юноши

Абс. % Абс. %

Всего адаптивных, в т.ч.: 26 72,2 31 86,1

Выраженный адаптивный 0 0 0 0

Адаптивный А 3 8,3 3 8,3

Адаптивный В 2 5,5 14 38,9

Умеренно-адаптивный уравновешенный 10 27,7 10 27,7

Умеренно- адаптивный с компенсаторными качествами 11 30,7 4 11,2

Всего дизадаптивных, в т.ч.: 10 27,7 5 13,9

Умеренно-дизадаптивный 6 16,7 5 13,9

Дизадаптивный А 0 0 0 0

Дизадаптивный В 1 2,75 0 0

Дизадаптивный С 1 2,75 0 0

Выраженный дизадаптивный 2 5,5 0 0

Всего: 36 100 36 100

В юношеской группе преобладают адаптивные типы личности над дизадаптивными. На 2-м этапе применен метод семантического дифференциала, для чего испытуемым обеих возрастных групп предложено проранжировать ряд характеристик могут привести к формированию зависимого поведения (табл. 2).

Таблица 2

Ранжирвоание проявлений аддиктивного поведения у адаптивных личностей

Проявления аддиктивного поведения Ранг

Подростки Юноши

Агрессия, враждебность, драчливость 10 11

Пренебрежение окружающими 11 9

Пренебрежение родителями 12 12

Правонарушения, контакты с криминалом 16 13

Побеги из дома 15 15

Бесконтрольность со стороны родителей 13 10

Систематические конфликты с близкими 14 8

Обидчивость, раздражительность, грубость 3 16

Прогулы школы 9 17

Робость, тревожность, капризность 17 14

Озлобленность, склонность к разрушению и садизму 8 5

Лживость 18 19

Пассивность, нелюбовь к труду 10 20

Уступчивость, подчинение более сильному 1 4

Употребление алкоголя, наркотиков, курение 4 1

Склонность к риску 7 3

Друзья, склонные к аддиктивному поведению 5 2

Импульсивность, нетерпеливость 6 6

Недовольство собой и окружающими 2 7

Завышенная / заниженная самооценка 20 18

Подростки с адаптивным типом личности склонны считать, что главным в проявлении аддиктивного поведении является: уступчивость; склонность идти на поводу у сильного; недовольство собой и окружающими; употребление алкоголя, наркотиков, курение; наличие друзей, склонных к зависимому поведению и к

риску; юноши считают самым важным употребление алкоголя и наркотиков; наличие друзей, склонных к аддиктивному поведению, склонность к риску и к разрушительным действиям.

Ранги проявления аддиктивного поведения дизадаптивны-ми подростками и юношами были определены иначе (табл. 3).

Таблица 3

Ранжирование проявлений аддиктивного поведения у дизадаптивных личностей

Проявления аддиктивного поведения Ранг

Подростки Юноши

Агрессия, враждебность, драчливость 11 4

Пренебрежение окружающими 12 5

Пренебрежение родителями 1 1

Правонарушения, контакты с криминалом 7 15

Побеги из дома 17 13

Бесконтрольность со стороны родителей 2 2

Систематические конфликты с близкими 8 12

Обидчивость, раздражительность, грубость 4 14

Прогулы школы 14 17

Робость, тревожность, капризность 9 9

Озлобленность, склонность к разрушению и садизму 16 12

Лживость 13 16

Пассивность, нелюбовь к труду 15 18

Уступчивость, подчинение более сильному 3 6

Употребление алкоголя, наркотиков, курение 6 7

Склонность к риску 18 8

Друзья, склонные к аддиктивному поведению 10 11

Импульсивность, нетерпеливость 5 3

Недовольство собой и окружающими 19 20

Завышенная / заниженная самооценка 20 19

Дизадаптивные подростки ведущими факторами зависимого поведения считают пренебрежительное отношение к родителям; конфликты с близкими, уступчивость; склонность идти на поводу у более сильных; импульсивность, раздражительность и необдуманность поведения, употребление наркотиков, алкоголя и курение. Дизадаптивные юноши считают практически так же, с тем исключением, что они к важным факторам формирования аддикта дополнительно относят агрессию, враждебность и пренебрежительное отношение к социальному окружению.

Проведен анализ рангов показателей аддиктивного поведения по критерию возраста и типа личности (табл. 4.).

Таблица 4

Сравнение рангов проявления аддиктивного поведения

Проявления аддиктивного поведения Ранг

Адаптивный тип личности Дизадаптивный тип личности

Под- ростки Юноши Подро- стки Юноши

Агрессия, враждебность, драчливость 10 11 11 4

Пренебрежение окружающими 11 9 12 5

Пренебрежение родителями 12 12 1 1

Правонарушения, контакты с криминалом 16 13 7 15

Побеги из дома 15 15 17 13

Бесконтрольность родителей 13 10 2 2

Конфликты с близкими 14 8 8 12

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обидчивость, раздражительность, грубость 3 16 4 14

Прогулы школы 9 17 14 17

Робость, тревожность, капризность 17 14 9 9

Озлобленность, склонность к разрушению и садизму 8 5 16 12

Лживость 18 19 13 16

Пассивность, нелюбовь к труду 19 20 15 18

Уступчивость, подчинение более сильному 1 4 3 6

Употребление алкоголя, наркотиков, курение 4 1 6 7

Склонность к риску 7 3 18 8

Друзья, склонные к аддиктивному поведению 5 2 10 11

Импульсивность, нетерпеливость 6 6 5 3

Недовольство собой и окружающими 2 7 19 20

Завышенная / заниженная самооценка 20 18 20 19

Были рассчитаны коэффициенты ранговой корреляции Спирмана между возрастными группами и типами личностей. Коэффициент ранговой корреляции между адаптивными типами личностей разных возрастных групп составил 0,72, а дизадаптив-ными типами личностей подростков и юношей равен 0,7, что указывает на прямую зависимость анализируемых показателей. Зависимость между подростками и юношами адаптивных и дизадаптивных групп выражена слабо (коэффициент ранговой

Статья

корреляции для подростков равен 0,24, а юношей 0, 32). В качестве дополнительных социальных факторов риска на основе тестов Малыгина В.Л., Ежова И.В. выделены: неполная семья (состав семьи: мать + отчим или отец + мачеха); взаимоотношения с родными: плохие, отчуждение, конфликты; употребление алкоголя в семье: регулярное или частое; отношение к учебе: пренебрежительное, частые прогулы, уход от общения с преподавателями, неудовлетворительная успеваемость (табл. 5).

Таблица 5

Социальные факторы риска склонности к аддиктивному поведению в группе А

Тип личности Социальные факторы

Неполная семья, состав семьи Отношения с родными Употребл. Алкоголя в семье Отношение к учебе

абс. % абс. % абс. % абс. %

Адаптивные подростки 2 5,5 1 2,75

Адаптивные юноши 1 2,75

Дизадаптивные подростки 1 2,75 7 19,4 б 72,2 5 13,8

Дизадаптивные юноши 2 5,5 2 5,5 1 2,75

В адаптивной группе и подростков, и юношей проявления аддиктивного поведения отмечаются эпизодически и проявляются в виде: безынициативности, уступчивости, недовольства собой, курения, обидчивости, раздражительности, неполной семьи. Для дизадаптивных характерны эти показатели, только устойчивые, и к ним добавляются проявления склонности к риску, употреблению алкоголя, наличие друзей, склонных к аддиктивному поведению, пьющая семья, негативное отношение к учебе, озлобленность, лживость, недовольство собой и окружающими, употребление наркотиков, пренебрежение к родителям.

Заключение. У адаптивных личностей среди социальных факторов риска склонности к аддиктивному поведению выявлены конфликтные взаимоотношения с родителями и неполная семья, а у дизадаптивных имеются конфликты с родителями, негативное отношение к учебе, употребление алкоголя в семье, ее неполный состав. У дизадаптивных юношей определено сочетание социальных факторов риска склонности к аддиктивному поведению, таких как неполная семья и конфликтные взаимоотношения с родными. У дизадаптивных подростков зафиксированы конфликты в семье, плохое отношение к учебе, частое распитие алкоголя в семье, ее неполный состав. У адаптивных подростков главными показателями аддиктивного поведения являются: уступчивость; склонность идти на поводу у сильного; недовольство собой и окружающими; употребление алкоголя, наркотиков, курение; наличие друзей склонных к зависимому поведению; склонность к риску, а у адаптивных юношей - употребление алкоголя и наркотиков; наличие друзей склонных к аддиктивному поведению, склонность к риску; склонность к разрушительным действиям. У дизадаптивных подростков на первом месте пренебрежительное отношение к родителям; систематические конфликты с близкими, уступчивость; склонность идти на поводу у более сильных; импульсивность, раздражительность и необдуманность поведения, употребление наркотиков, алкоголя и курение, у юношей -агрессия, враждебность; пренебрежение к социальному окружению; систематические конфликты с близкими, уступчивость; склонность идти на поводу у более сильных; импульсивность, раздражительность и необдуманность поведения и только за тем употребление наркотиков, алкоголя и курение.

Литература

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология.- Екатеринбург.-1999.- 624 с.

2. Авраменко А.И. и др. / Врач. дело, 1988.- №.1.- С. 89-90.

3. ЗмановскаяЕ.В. Девиантология.- М., 2003.

4. Кинг М. и др. Гипотератия вредных привычек.- М., 1998.

5. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе: деструктивное поведение в современном мире.- Новосибирск, 1990.

6. Малыгин В.Л и др. // Мат-лы Всерос. конф. «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью» .-.М., 2003.

7. Hermalin .TaredA. et al. // Drug and Alcohol Dependence.-1990.- № 26.- Р. 117-125.

УДК 616.89-008.447

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ РИСКА СКЛОННОСТИ К АДДИКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ У ЛИЦ, ПОЛУЧАЮЩИХ ВЫСШЕЕ И СРЕДНЕ-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

О.Ю. КАЛИНИЧЕНКО, В.Л. МАЛЫГИН*

Риск формирования зависимого поведения принято рассматривать с позиций биологической, психологической, социальной и духовной модели, где каждый из факторов или их сочетание (наследственность, особенности характера, микро- и макро-социальное окружение, зрелость личности в целом) участвует в формировании зависимости. В [2, 4] отмечают существенное значение органической неполноценности структур головного мозга в формировании личностных аномалий, включая аддиктив-ное поведение. Другие ученые считают аддикцию «симптомом семьи» [6-9]. Анализ семейных отношений у подростков выявил, что в семьях воспитанием детей занимались матери, чаще были разводы родителей, повторные браки, неполные семьи [10]. Неблагополучные отношения в семье подростков-наркоманов отмечаются в 69% случаев, сочетаясь с наследственной отяго-щенностью алкоголизмом. Наибольшее значение в возникновении аддиктивного поведения имеет безнадзорность и жестокое отношение к подростку, противоречивое воспитание, реже -воспитание в виде доминирующей или потворствующей гиперпротекции [1, 3]. В ряде работ отмечается, что наркомания наиболее часто формируется у лиц с аномалиями характера. Другим фактором аддиктивного поведения является психический инфантилизм [5, 7]. Низкая устойчивость к стрессам, сниженная приспособляемость к сложным ситуациям, плохая переносимость конфликтов, обусловленных неразвитостью или недостаточностью личностно-средовых ресурсов - часто бывают причиной обращения к психоактивных веществам (далее - ПАВ).

Цель работы - сравнительный анализ влияния личностнохарактерологических свойств на формирование аддиктивного поведения у лиц юношеского возраста, получающих среднепрофессиональное и высшее образование.

Таблица 1

Распределение обследуемых группы А и В в зависимости от типа личности

Тип личности В группе А В группе В

Абс. % Абс. %

Всего адаптивных, в т.ч.: 23 7б,7 28 93,3

Выраженный адаптивный 0 0 0 0

Адаптивный А 2 б,7 3 10

Адаптивный В 7 23,4 14 4б,б

Умеренно'-адаптивный уравновешенный б 20 7 23,4

Умеренно'-адаптивный с компенсаторными качествами 8 2б,б 4 13,3

Всего дизадаптивных, в т.ч.: 7 23,3 2 6,7

Умеренно'-дизадаптивный 3 10 2 б,7

Дизадаптивный А 0 0 0 0

Дизадаптивный В 1 3,3 0 0

Дизадаптивный С 1 3,3 0 0

Выраженный дизадаптивный 2 б,7 0 0

Всего: 30 100 30 100

Объекты и методы исследования. Исследование проводилось в период с мая 2004 г. по январь 2005 г. Объектом исследования стали юноши и девушки, учащиеся Калужского гидромелиоративного техникума (КГТ), получающие среднепрофессиональное образование (2-3 курс) и студенты факультета журналистики и связей с общественностью Калужского филиала Московского гуманитарно-экономического институт (КФ

МГЭИ), прилучающие высшее образование (специальность связи с общественностью 2-4 курс) в возрасте 17^22 лет. Методами исследования: тестирование, стороннее, выборочное наблюдение, метод экспертных оценок, сравнительный метод, математические методы расчета данных (среднее арифметическое, медиана, t-критерий Стьюдента). Для изучения социальных и личностнохарактерологических факторов формирования аддиктивного поведения были выбраны методики: тест раннего выявления личностных и социальных факторов формирования аддиктивного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.