Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ВРАЧЕЙ ПОЛИКЛИНИК И СТАЦИОНАРОВ, РАБОТАЮЩИХ В КРУПНОМ (САНКТ-ПЕТЕРБУРГ) И МАЛОМ (БОЛОГОЕ) ГОРОДЕ'

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ВРАЧЕЙ ПОЛИКЛИНИК И СТАЦИОНАРОВ, РАБОТАЮЩИХ В КРУПНОМ (САНКТ-ПЕТЕРБУРГ) И МАЛОМ (БОЛОГОЕ) ГОРОДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
73
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
FORCIPE
Область наук
Ключевые слова
ВРАЧИ / СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / ФАКТОРЫ НАПРЯЖЁННОСТИ ТРУДА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Круглова Д.А., Казакова В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ВРАЧЕЙ ПОЛИКЛИНИК И СТАЦИОНАРОВ, РАБОТАЮЩИХ В КРУПНОМ (САНКТ-ПЕТЕРБУРГ) И МАЛОМ (БОЛОГОЕ) ГОРОДЕ»

Abstracts Nationwide scientific forum of students with international participation «STUDENT SCIENCE - 2020»

переживания несоответствия требований (внутренние и внешние) ресурсам (внутренними и внешними) специалиста[1].

Цель исследования: определить наличие и степень сформированности синдрома эмоционального выгорания у студентов-медиков в процессе учебной деятельности.

Материалы и методы: у 30 студентов 6 курса обучения медицинского университета проведена диагностика синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) по опроснику, предложенному В.В. Бойко (2002) в адаптации сотрудников кафедры гигиены детей и подростков с гигиеной питания и труда ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России (2020) с последующим определением степени сформированности симптомов, стадий и фаз.

Результаты: установлено, что в структуре сформированности СЭВ в условиях учебной деятельности в медицинском университете первое место занимала фаза резистенции (41,9%); на втором месте — фаза напряжения (34,5%), на третьем месте — фаза истощения (23,6%). В стадии формирования определено у каждого третьего студента (32%) симптом «неудовлетворенности собой» фазы напряжения; у 40% студентов — симптом «редукция профессиональных обязанностей» и у каждого третьего студента (28%) — «неадекватное эмоциональное реагирование» и «эмоционально-нравственная дезориентация» фазы резистенция. В фазе истощения сформировано у 32% студентов была «эмоциональная отстранённость». Ведущими сформированными симптомами фазы напряжения являлись «тревога и депрессия», который встречался у 40% студентов и «переживание психотравмирующих обстоятельств (у 32% студентов). В фазе резистенции сформированы были у 64% студентов «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» и у 36% студентов — «редукция профессиональных обязанностей»; в фазе истощения сформировались у 32% студентов симптом «эмоциональная отстранённость» и у 24% студентов — «эмоциональный дефицит»; у 36% студентов определено также в стадии формирования «эмоциональный дефицит» и «личностная отстранённость».

Выводы: практически каждый третий студент имеет ряд симптомов синдрома эмоционального выгорания, что требует в учреждениях такого типа внедрять профилактические мероприятия по нормализации психоэмоционального благополучия студентов с целью повышения их профессиональной надежности в будущей профессии. Литература

1. Огнерубов Н.А. Синдром эмоционального выгорания у врачей // Вестник российских университетов. 2013. № 4-1. — С. 1337-1341.

сравнительная характеристика профессионального выгорания врачей поликлиник и стационаров, работающих в крупном (санкт-петербург) и малом (Бологое) городе

Круглова Д. А., Казакова В. В.

Научный руководитель: к.м.н. доцент Васильева И.В. Кафедра общей гигиены

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Контактная информация: Круглова Дарья Александровна — студентка 3 курса, педиатрического факультета. E-mail: byxvinarsld@mail.ru

Ключевые слова: врачи, синдром эмоционального выгорания, факторы напряжённости труда.

Актуальность: актуальность темы заключается в том, что синдром эмоционального выгорания может являться одной из причин снижения качества медицинского обслуживания и следствием нарушения интересов пациентов. Немаловажно и то, что он ведёт к уничтожению личности высококвалифицированных специалистов одной из самых нужных человечеству профессий [2, 3].

FORCIPE

VOL. 3 SUPPLEMENT 2020

ISSN 2658-4174

Материалы всероссийского научного форума студентов с международным участием «СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА - 2020» 559

Цель исследования: сравнить распространённость синдрома эмоционального выгорания и выявить влияние факторов напряжённости труда на его развитие у врачей поликлиник и стационаров разных по размеру городов.

Материалы и методы: 1. Методика «Диагностика эмоционального выгорания личности» по В.В. Бойко [1], и анкета с интересующими нас параметрами: специальность, возраст, стаж, пол, количество ставок, количество пациентов в день, количество фактических рабочих часов в день, количество ночных смен в неделю (при их наличии), совмещение с работой в других медицинских учреждениях. 2. Обработка полученных данных в Exel.

Результаты: средний итоговый показатель выгорания в г. Бологое в поликлинике — 107 баллов, в стационаре — 132; в СПб в поликлинике — 122, в стационаре — 74.В поликлинике г. Бологое показатель выгорания зависит от факторов «стаж работы» и «количество пациентов в день», а в поликлинике г. Санкт-Петербург — от фактора «количество фактических рабочих часов в день». В стационаре г. Бологое показатель выгорания зависит от факторов «количество ставок» и «количество ночных смен в неделю», а в стационаре г. Санкт-Петербург — от факторов «количество ставок», «стаж работы», «количество пациентов в день» и «количество ночных смен в неделю». Ведущая сформированная фаза СЭВ в г. Бологое: поликлиника — фаза резистенции, стационар — напряжения и резистенции; в СПб: поликлиника — истощения, стационар — резистенции. Ведущим симптомов СЭВ у врачей поликлиники г. Бологое является «Переживание психотравмирующих обстоятельств», а в поликлинике г. Санкт-Петербург — «Неудовлетворённость собой». Ведущими симптомами СЭВ у врачей стационара г. Бологое являются «Переживание психотравмирующих обстоятельств», «Расширение сферы экономии эмоций», а в стационаре г. Санкт-Петербург — «Переживание психотравмирующих обстоятельств», «Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование».

Выводы: по итогам опроса в Бологое 77%, а в Санкт-Петербурге 50% врачей имеют признаки СЭВ. Влияние на работу врачей оказывает количество фактических рабочих часов в совокупности со стажем работы и высокой напряженностью труда. Наиболее тяжёлая фаза развития стресса — фаза истощения — сформировалась у врачей поликлиники г. Санкт-Петербург. Наиболее распространённый симптом СЭВ — «Переживание психотравмирующих обстоятельств». Профилактика профессионального выгорания проводится на индивидуальном уровне (рекомендуется активный отдых) и на организационном — тестирование абитуриентов мед. ВУЗов на профпригодность, проработка ситуационных задач: «Врач — пациент» и введение в штатную структуру лечебных учреждений психолога. Литература

1. Бойко В. В. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания. // Практическая психодиагностика / ред. Райгородского Д.Я. — Самара, 1999.

2. Гранкина А.Д., Тулинова Н.Д. Эмоциональное выгорание у студентов различных направлений и факторы его формирующие. В сборнике: Студенческая наука — 2018 Рецензируемые научно-практические материалы Всероссийского научного форума студентов и молодых ученых с международным участием; 2018; С. 125-126.

3. Щерба Е.В., Ковалева С.В. Психоэмоциональное состояние учащихся. Вестник Российского государственного медицинского университета. 2001; № 2. С. 180.

ИССЛЕДОВАНИЕ И АНАЛИЗ ЗАБОЛЕВАНИЙ, НАИБОЛЕЕ ХАРАКТЕРНЫХ ДЛЯ ВРАЧЕЙ-СТОМАТОЛОГОВ

Демиденко К. Ю., Дехтярева Н. С., Казибекова Я. И., Сафронова А. А.

Научный руководитель: ассистент Данилова В.В. Кафедра общей гигиены

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Контактная информация: Демиденко К.Ю., Дехтярева Н.С., Казибекова Я.И., Сафронова А.А. — студентки 3 курса, педиатрический факультет. E-mail: yanakazibekova@mail.ru

Ключевые слова: профессиональные заболевания; микроклимат; врачи-стоматология.

FORCIPE

ТОМ 3 СПЕЦВЫПУСК 2020

elSSN 2658-4182

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.