Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНО УСТОЙЧИВОЙ ПОДГОТОВКИ'

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНО УСТОЙЧИВОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
15
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛЕЙБОЛ / МОТИВАЦИЯ / СПОРТИВНОЕ РАЗВИТИЕ / ТРЕНИНГИ / ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Снимщикова Ольга Александровна, Кайшева Арина Ильинична

Специфическая коррекция тактических построений и умение предвидеть возможные игровые моменты - ключевые задачи в любом виде спорта. В данной статье рассмотрена проблема, связанная с низкой психолого-эмоциональной насыщенностью игрока и как следствие-низким уровнем игровых действий. Целью исследования является получение количественных показателей оценки двигательных ошибок и результативных соревнований начинающего спортсмена. Систематизирована информация по тактическим рекомендациям в сочетании с дифференцированным формированием личности спортсмена. В исследовании приняли участие мальчики в возрасте десяти лет, после одного года обучения волейболу. По данным результатов проведён анализ физических и психологических показателей участников и предложен комплекс по улучшению технической и эмоционально устойчивой подготовки, позволяющей противостоять соревновательным, сбивающим факторам. Разработана система академической нагрузки с учётом дополнительной теоретико-методической информации физкультурно-спортивной направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Снимщикова Ольга Александровна, Кайшева Арина Ильинична

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF ADDITIONAL PSYCHOLOGICAL WORK WITH NOVICE ATHLETES ON THEIR PHYSICAL CHARACTERISTICS

Specific correction of tactical formations and the ability to anticipate possible game moments are key tasks in any sport. This article discusses the problem associated with the low psychological and emotional saturation of the player and, as a consequence, the low level of game actions. The aim of the study is to obtain quantitative indicators for assessing motor errors and effective competitions of a novice athlete. Information on tactical recommendations combined with differentiated formation of an athlete's personality is systematized. The study involved boys at the age of ten, after one year of volleyball training. According to the results, an analysis of the physical and psychological indicators of the participants was carried out and a complex was proposed to improve technical and emotionally stable training, allowing to resist competitive, knocking down factors. A system of academic load has been developed taking into account additional theoretical and methodological information of physical culture and sports orientation.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНО УСТОЙЧИВОЙ ПОДГОТОВКИ»

рона остается ниже 10 наномолей на литр (нм/л) в течение 12 месяцев. Обычно у мужчин уровень тестостерона составляет от 7,7 до 29,4, а у женщин - от 0,12 до 1,77 нм/л. Согласно этим рекомендациям, МОК, мужчины с гормональными ограничениями все еще могут поддерживать почти 500-процентное преимущество тестостерона над женщинами»'

21 июня 2021 года. Олимпийский комитет Новой Зеландии подтвердил, что 43-летняя тяжелоатлет Лорел Хаббард отобралась в сборную страны, чтобы блеснуть на Иг-рах-2020 в женской категории до 87 килограммов. Так Хаббард стала первым спортсме-ном-трансгендером, отобранным для участия в Олимпиаде (она же самая возрастная штангист, прошедшая квалификацию на турнир).

А 2 августа 2021-го на Олимпийских играх впервые выступил трансгендер: пускай Лорел с трех попыток не смогла преодолеть рубеж 125 килограммов и завершила свой путь в Японии с результатом 0,00, она все равно вошла в историю.

Да и сама участница не расстроится неудаче на Играх. Ведь, по словам Хаббард, главным в ее приключении был не пьедестал, а пропаганда "нового". Того, чему так боится открыться не только спорт, но и весь мир.

Однако главный вопрос остается открытым. Справедливо ли участие трансгенде-ров в Олимпийских играх? По нашему мнению, исходя из приведенных выше исследований, допускается вполне логичный вывод - мужчина (пусть и принимающий гормональные препараты), превосходит женщину в физическом плане и допуск его к соревнованиям не является справедливым решением.

ЛИТЕРАТУРА

1. Боцман О.С. Спорт как средство информационной войны / О.С. Боцман, В.Л. Пашута, АЛ. Козлов, A.A. Поярков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 1 (191). - С. 39-44.

2. Казанцева Н.В. Влияние допинговых скандалов на имидж российского спорта / Н.В. Казанцева, Е.В. Глазова, В.С. Казанцев // Учёные записки университета имени П. Ф. Лесгафта. -2021. - № 1 (191). - С. 106-110.

3. Сысоева Ю.В. Проблема допинга в современном спорте / Ю.В. Сысоев, А.В. Седнев // Молодой ученый. - 2019. - № 11 (249). - С. 419-420.

REFERENCES

1. Botsman, O.S. Pashuta, V.L., Kozlov, A.P. and Poyarkov, A.A. (2021), "Sports as a means of information warfare", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 1 (191), pp.39-44

2. Kazantseva, N.V., Glazova, E.V. and Kazantsev, V.S. (2021), "The influence of doping scandals on the image of Russian sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 1 (191), pp. 106-110.

3. Sysoeva, Yu.V. and Sednev, A.V. (2019) "The problem of doping in modern sport", Young scientist, Vol. 11 (249), pp. 419-420.

Контактная информация: judo101khv@mail.ru

Статья поступила в редакцию 13.10.2022

УДК 796.012.1

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНО УСТОЙЧИВОЙ ПОДГОТОВКИ

Ольга Александровна Снимщикова, преподаватель, Арина Ильинична Кайшева, студент, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар

Аннотация

Специфическая коррекция тактических построений и умение предвидеть возможные игровые моменты - ключевые задачи в любом виде спорта. В данной статье рассмотрена проблема, свя-

занная с низкой психолого-эмоциональной насыщенностью игрока и как следствие-низким уровнем игровых действий. Целью исследования является получение количественных показателей оценки двигательных ошибок и результативных соревнований начинающего спортсмена. Систематизирована информация по тактическим рекомендациям в сочетании с дифференцированным формированием личности спортсмена. В исследовании приняли участие мальчики в возрасте десяти лет, после одного года обучения волейболу. По данным результатов проведён анализ физических и психологических показателей участников и предложен комплекс по улучшению технической и эмоционально устойчивой подготовки, позволяющей противостоять соревновательным, сбивающим факторам. Разработана система академической нагрузки с учётом дополнительной теоретико-методической информации физкультурно-спортивной направленности.

Ключевые слова: волейбол, мотивация, спортивное развитие, тренинги, показатели физического развития.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.10.p408-412

INFLUENCE OF ADDITIONAL PSYCHOLOGICAL WORK WITH NOVICE ATHLETES ON THEIR PHYSICAL CHARACTERISTICS

Olga Aleksandrovna Snimshchikova, the teacher, Arina Ilyinichna Kaisheva, the student, Kuban State Technological University, Krasnodar

Abstract

Specific correction of tactical formations and the ability to anticipate possible game moments are key tasks in any sport. This article discusses the problem associated with the low psychological and emotional saturation of the player and, as a consequence, the low level of game actions. The aim of the study is to obtain quantitative indicators for assessing motor errors and effective competitions of a novice athlete. Information on tactical recommendations combined with differentiated formation of an athlete's personality is systematized. The study involved boys at the age of ten, after one year of volleyball training. According to the results, an analysis of the physical and psychological indicators of the participants was carried out and a complex was proposed to improve technical and emotionally stable training, allowing to resist competitive, knocking down factors. A system of academic load has been developed taking into account additional theoretical and methodological information of physical culture and sports orientation.

Keywords: volleyball, motivation, sports development, trainings, indicators of physical development.

ВВЕДЕНИЕ

Спорт, физическая активность, здоровый образ жизни, правильное, полезное пищевое поведение, психологический комфорт - важные составляющие для успешной спортивной карьеры, так же очень важна роль семьи в приобщении детей к спорту.

Психологическая готовность начинающего спортсмена принимать решения во время игры - это успешное выступление в соревнованиях. Начинающий спортсмен-ребенок нередко может получить различного рода травмы вследствие нескоординирован-ных действий, то есть неуверенности в правильности принятия решения. Для любого спортсмена очень важна психологическая поддержка, особенно если это начинающий спортсмен-ребенок [1, 3, 4].

Роль семьи в психологической подготовке начинающего спортсмена также важна, как и правильно подобранная программа тренировок и соревнований. Нередко давление со стороны родителей может негативно повлиять на психологическую подготовку ребенка, его способность быть самостоятельным, раскрепощённым, уверенным и как следствие влиять на умение принимать скоординированные решения. Для получения планируемого спортивного результата необходимо включать регламентированную соревновательную деятельность. Критерием эффективности может быть полная вероятность успеха [2, 5].

Психологическая подготовка является системой психолого-педагогических воздействий, которые применяются для формирования и совершенствования свойств личности и психических качеств спортсмена. Данная подготовка проводится в единстве с техниче-

ской, тактической и физической подготовкой. Процент психологической подготовки для любого начинающего спортсмена различен. Однако данный фактор играет немаловажную роль при систематических физических нагрузках, направленных на достижение определенного результата.

Лучшим решением для такой проблемы является совмещение тренировок и психологических тренингов с психологом или тренером, которые будут направленны на улучшение силы воли и мотивации и стимуляции ребенка. Нужно развивать не только мышцы, но и психологическое здоровье ребенка, следить за тем, чтобы он не разочаровывался в проигрышах и не замыкался в себе.

Целью данного исследования является сравнение и анализ развития физических характеристик и методов контроля психоэмоциональной сферы начинающих спортсменов.

Задачи исследования:

1. Оценка результатов работы начинающих спортсменов в играх.

2. Анализ полученных результатов и выявление уязвимых мест.

3. Актуализация рекомендаций.

4. Систематизация данных.

5. Исследование теоретических аспектов неспецифических средств.

Для решения данных задач и выявления проблем применялись следующие методы:

6. Моделирование ситуативной основы.

7. Анализ методических работ и источников спортивной литературы.

8. Обобщение спортивно-педагогического тестирования.

9. Индукция полученных результатов исследования и их математическая обработка.

10. Количественная оценка качественных характеристик.

В исследовании приняли участие 24 спортсмена, возрастом 10 лет, занимающиеся 1 год данным видом спорта. В каждой команде было по 6 человек основного состава и 6 запасных игроков.

Важность данного исследования заключается в выявлении наиболее информативных параметров функциональной подготовленности, способствует дальнейшему совершенствованию тактической, технической и практической подготовки соревнующихся, а также поиску целесообразного способа выполнения действий, направленных на достижение высоких результатов [3, 5].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

На рисунках представлены результаты тестирований между спортсменами двух команд-волейболистов. Тестирование состояло из пяти разделов, каждый из которых является важным для начинающего спортсмена. Первый тест - по В.М. Абалакову, второй -бросок набивного меча (1кг) двумя руками из-за головы в прыжке, третий тест - бег 30 метров с изменением направления перемещений по отрезкам 9-3-6-3-9 метров. Четвертый и пятый тесты - бег на расстояние 92 метра «ёлочкой» и трехкратное скоростное выполнение падений-переворотов на отрезке 6 метров. Все тесты являются надежными и эффективными для оценки физических характеристик группы начинающих спортсменов.

На рисунке 1 показаны результаты тестирований команды №1. Показатели за первый тест до и после тестирования и тренировок отличаются на 40%. По второму тесту -броску набивного мяча двумя руками из-за головы в прыжке - показатели различаются на 49%, третий тест - бег 30 метров с изменением направления перемещений показал различие в 43%. Четвертый и пятый тесты также показали положительные показатели - 18% и 25%

53,69

60 50 40 30 20 10

Тест 1 Тест 2 Тест 3 Тест 4 Тест 5

■ Уровень подготовки спортсменов (до тренингов)

■ Уровень подготовки спортсменов (после тренингов) Рисунок 1 - Результаты исследования Команды №1

Рисунок 2 выражает изменение физических характеристик начинающих спортсменов из команды №2. Показатели первого теста увеличились на 30%. При прохождении теста №2 результаты отличались на 39%, а третий - 25%. Четвертый и пятый тесты также показали положительные результаты - 8% и 20%.

с;

54

54

60 50 40 30 20 10

Тест 1 Тест 2 Тест 3 Тест 4 Тест 5

■ Уровень подготовки спортсменов (начало исследований)

■ Уровень подготовки спортсменов (окончание исследований) Рисунок 2 - Результаты исследования Команды №2

Согласно первому тестированию, спортсмены команды №2 показали результаты выше, чем команда №1, их показатели так же улучшились и после тренировок. Однако по окончании исследования было выяснено, что команда №1 дала показатели намного лучше второй команды.

ВЫВОДЫ

Проанализировав все полученные данные, можно сделать вывод, что психологическая работа и поддержка начинающих спортсменов придает им уверенности и мотивации идти дальше. Применять комплексы упражнений по развитию восприятия у начинающих спортсменов лучше всего на этапе совершенствования.

Таким образом, подводя итог вышесказанному и изучая закономерности психических проявлений спортсмена в процессе тренировочного и соревновательного этапа, можно сказать, что психологические тренинги сформировали правильную мотивацию. Создали базу данных, в которой будет храниться терапевтическая и диагностическая информация правильных психологических установок. Разработанный план адаптации командного развития скорректировал психологическое напряжение перед соревнованиями. Диагностика особенностей характера, индивидуальная программа тренировок и оценка имеющихся навыков и умений позволяет повысить общую эффективность команды.

0

0

ЛИТЕРАТУРА

1. Грец И.А. Исследование значимости физкультурно-спортивной деятельности в современном образе жизни учащихся старшего школьного возраста / И.А. Грец, Т.М. Булкова, А.В. Кон-драшенкова, В.В. Корнюхин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 5 (195). - С. 97-100.

2. Иванова Н.Г. Дифференциация двигательных режимов детей 10-12 лет с учетом особенностей физического и психофизиологического статуса : дис. ... канд. пед. наук / Иванова Наталья Геннадьевна. - Краснодар, 2006. - 205 с.

3. Иванова Н.Г. Профессиональное самоопределение, ошибки и их последствия / Н.Г. Иванова, Д.А. Васильева, А.А. Быковский А.А. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 5 (171). - С. 137-139.

4. Еременко В.Н. Повышение мотивации к занятиям физической культурой среди студентов / В.Н. Еременко, Г.Е. Тюпенькова, В.А. Питкин // Современное педагогическое образование. -2018. - № 3. - С. 59-62.

5. Бунин В.Я. Методика оценки эффективности соревновательных действий в спортивных играх на основе полиномиального распределения / В.Я. Бунин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 5 (195). - С. 55-61.

REFERENCES

1. Gretz, I.A., Bulkova, T.M., Kondrashenkova, A.V. and Komyukhin, V.V. (2021), "Research of significance of physical culture and sports activity in modern way of life of students of senior school age", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (195), pp. 97-100.

2. Ivanova, N.G. (2006), The differentiation of motor modes of children of 10-12 years old taking into account the peculiarities ofphysical and psychophysiological status, dissertation, Krasnodar.

3. Ivanova, N.G., Vasilieva, D.A. and Bykovsky, A.A. (2019), "Professional self-determination, mistakes and their consequences", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (171), pp. 137139.

4. Eremenko, V.N., Tyupenkova, G.E. and Pitkin, V.A.(2018), "Increasing motivation for physical training among students", Modern Pedagogical Education, No. 3, pp. 59-62.

5. Bunin, V.Ya. (2021), "Technique of an estimation of efficiency of competitive actions in sports games on the basis of polynomial distribution", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (195), pp. 55-61.

Контактная информация: syslik-oa@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 25.10.2022

УДК 796.011.3

ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ В ВОЕННЫХ ВУЗАХ

Константин Викторович Сорокин, кандидат педагогических наук, Евгений Александрович Дуюнов, кандидат педагогических наук, Военная академия РВСН имени Петра Великого, г. Балашиха, Московская область; Денис Викторович Сорокин, кандидат педагогических наук, доцент, Государственный аграрный университет - Московская сельскохозяйственная академия имени К.А. Тимирязева, Москва

Аннотация

В статье рассматривается актуальность и возможности формирования цифровой культуры на занятиях по физической подготовке в военном вузе, рассмотрены вопросы научной разработанности данной тематики, выявлены способы и особенности формирования цифровой культуры курсантов в военном вузе, определены основные направления построения электронно-информационной образовательной среды физической подготовки в военном вузе.

Ключевые слова: цифровая культура, электронно-информационно образовательная среда военного вуза, электронно-информационно образовательная среда физической подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.