Научная статья на тему 'Сравнительная характеристика основ культуры воспитания детей в России и за рубежом'

Сравнительная характеристика основ культуры воспитания детей в России и за рубежом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2564
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ / ТРАДИЦИИ ВОСПИТАНИЯ / TRADITIONS OF UPBRINGING / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ В ВОСПИТАНИИ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ / VALUE ORIENTATIONS IN THE EDUCATION OF CULTURE OF BEHAVIOR / CULTURE OF UPBRINGING OF CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Садилова Оксана Павловна, Посохова Людмила Анатольевна

Рассматриваются особенности воспитания детей в традиции культуры России и странах Европы и Азии, представлена сравнительная характеристика воспитания детей в отечественной и зарубежной практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMPARATIVE CHARACTERISTIC OF BASES OF CHILDREN’S EDUCATION CULTURE IN RUSSIA AND ABROAD

The peculiarities of children’s upbringing in the culture traditions of Russia and the countries of Europe and Asia are examined, and a comparative characteristic of upbringing of children in domestic and foreign practice is presented.

Текст научной работы на тему «Сравнительная характеристика основ культуры воспитания детей в России и за рубежом»

УДК 37.011.3 ББК 74.00 С 14

О.П. Садилова

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и педагогики начального образования Сочинского государственного университета; E-mail: sadilova.op@yandex.ru

Л.А. Посохова

Кандидат педагогических наук, доцент кафедрыромано-германских языков Сочинского государственного университета; E-mail: phd2003@mail.ru

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВ КУЛЬТУРЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

(Рецензирована)

Аннотация. Рассматриваются особенности воспитания детей в традиции культуры России и странах Европы и Азии, представлена сравнительная характеристика воспитания детей в отечественной и зарубежной практике.

Ключевые слова: культура воспитания детей, традиции воспитания, ценностные ориентации в воспитании культуры поведения.

O.P. Sadilova

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Social Pedagogy and Pedagogy of Primary Education, Sochi State University; E-mail: sadilova. op@yandex.ru

L.A. Posokhova

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of the RomanoGerman Languages, Sochi State University; E-mail: phd2003@mail.ru

THE COMPARATIVE CHARACTERISTIC OF BASES OF CHILDREN'S EDUCATION CULTURE IN RUSSIA AND ABROAD

Abstract. The peculiarities of children's upbringing in the culture traditions of Russia and the countries of Europe and Asia are examined, and a comparative characteristic of upbringing of children in domestic and foreign practice is presented.

Keywords: culture of upbringing of children, traditions of upbringing, value orientations in the education of culture of behavior.

Культура в традиционном понимании - совокупность материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством за период развития [1-3]. С позиции культурологического подхода в педагогике имеет личностный и профессиональный смысл, где личность и педагогический процесс выступают в качестве равноправных субъектов

культуры. Поскольку культура как педагогический феномен связана с личностью, деятельностью, поведением, то воспитание является одним из направлений процесса формирования культуры личности и сущностным элементом педагогического процесса.

Проблема воспитания личности в педагогике, педагогической

антропологии, этнопедагогике и др. областях научного знания рассматривается также с двух позиций: как целенаправленная деятельность, обеспечивающая социальный заказ через образовательные системы, и как часть культуры общества, целью которой является развитие тех духовных ценностей, которые лежат в традиционном понимании этики и культуры в историческом и научном аспектах [4-6].

Рассмотрим исторические характеристики процесса воспитания в России и за рубежом. В Московском государстве (16-17 вв.) существовали правила организации семейной жизни; «домострой», определяющий взаимоотношения супругов и отношение семьи к детям.

В дореволюционной России был накоплен определенный опыт подготовки молодежи к семейной жизни. Опыт наших предков воспитывал в детях будущих заботливых родителей. Воспитание шло через народные сказки, фольклор, семейные бытовые традиции и правила духовного воспитания [6]. В обществе существовали ценности, основанные на религиозных убеждениях и социальной принадлежности: дворяне, разночинцы, купцы, рабочие, крестьяне и т.д.; основа воспитания -любовь и жертвенность, а поведение строится на принципах уважения, послушания и нравственности, основанных на духовных началах [2, 5].

Революционные события

1917 года «отменили» авторитет Церкви как в жизни государства, так и семьи, в том числе в процессе построения системы воспитания детей и молодежи. В 1922 г. с объединением Социалистического государства возник вопрос о воспитании «новой» личности. Однако, несмотря на некоторую «свободу отношений» в 2030-е годы и последующие жесткие рамки регламентирования прав и свобод граждан (30-40 гг.), принцип нравственности оставался одним из главных в процессе формирования личности «нового типа» в период до

1988-1989 гг. «перестройки», вплоть до реформ 1991-1993 гг. - «личност-но-ориентированное образование и воспитание»; 1996 г. - «технологический подход в обучении», вариативность правил и норм воспитания; в 2000 году Россия подписала Европейскую социальную хартию, международный договор, направленный на обеспечение социальных прав населения, 2001 г. - традиционные нравственные ценности переходят в плоскость конкурентоспособности и мобильности; 2003 - 2005; 2008 гг. - Россия входит в Европейское образовательное и культурное пространство, подписывает Болон-скую конвенцию, и начинается процесс модернизации образования, переходит на двухуровневое образование и организацию свободного характера воспитания. В чем проявляется «свободный характер»? Например, организация обучения и воспитания по принципу интереса. Нравится - не нравится - критерий отбора информации, регулируемый ребенком, подростком, школьником, молодым человеком. Эти и другие особенности действуют в русской практике до сих пор.

А как организовано и регламентировано воспитание за рубежом? Обратимся к практике.

США считаются одной из религиозных стран современного мира. По данным исследования 2002 года от Pew Global Attitudes Project, США признаны единственной страной, где большинство граждан имеют принадлежность к одной из конфессий. При этом в исследованиях, проведенных в США и Канаде в конце 90-х годов, среди подростков доля учащихся старших классов, имеющих отношения с разными партнерами (от одного до трех), составила 48%; 27% в зоне риска молодежных зависимостей; проблемы половой идентичности у 5% [7: 181]. Таким образом, принцип «свободы воспитания» и переориентация воспитательных воздействий с двусторонних на индивидуально-личностный

уровень представляется несколько опережающим психологическое развитие подростка, особенно в современных социально-политических, культурологических и социально-экономических условиях. Отношение к семье и браку за последние несколько десятилетий изменилось. Сегодня практика показывает, что средний возраст вступающих в брак в Америке - 30 лет, а дети появляются в семье ближе к 40 годам - и не менее 2-3 чел. Воспитанием занимаются преподаватели, няни, беби-ситтеры, но это достаточно дорогое удовольствие (около 7 тыс. у.е.). Дети, как правило, не обделены вниманием, а семейные походы на природу, пикники, экскурсии и загородные уикенды - традиция большинства семей. Существует специальный день, отведенный на семейные традиции - «family day», организация большинства увеселительных, общественных заведений и организаций также имеет ресурсы и материальные возможности для организации детского времени (магазины, рестораны, бизнес-центры, кино-концертные залы, библиотеки и др. оснащены детскими комнатами и специалистами, готовыми в любой момент организовать детское время). Однако доля живого общения детей с родителями не высока: как правило, отец практически недоступен для общения (некоторые ограничиваются материальной поддержкой или алиментами, составляющими 1/3 зарплаты), а мать уделяет лишь минимум внимания детям (в среднем от 1,5 до 3 часов в неделю). Еще одной особенностью воспитания на Западе и, в частности, в США является отсутствие прямых, скрытых наказаний, в качестве таковых используется беседа, все остальное может быть истолковано самим ребенком, окружающими, соседями, сверстниками как abuse (противоправные действия) (Ювенальная конституция, 2009, п.3.5). Законом также карается, если родители оставили ребенка до 12 лет одного дома

или в машине. Данное положение свидетельствует, что ребенок, начиная с 12-14 лет, самостоятелен в своих действиях и может подать в суд на родителей, опекунов, др. лиц, действия которых им расценены как насилие или превышение родительских прав. С 18 лет человек считается взрослым, самостоятельным, наделен всеми правами граждан США. Практика живого, свободного духа воспитания основана на следующих положениях, существующих и в обществе, и в практике обучения [2: 184]:

а) возможность выбора учеником дисциплин в рамках определенных категорий по склонностям (например, «технологии», «искусство», «иностранные языки»). Факультативно можно посещать курс сексуального воспитания. Это формирует чувство свободы уже в раннем возрасте и осознанный подход к учебе. Кстати, атмосфера на уроках тоже свободная;

б) обилие различных воспитательных, развлекательно-познавательных и оздоровительных мероприятий, регулярные костюмированные представления, утренники на всех ступенях и уровнях обучения и воспитания;

в) ориентация на индивидуальность, а не на коллектив: в старшей школе классов не существует, а в обучении делается упор на практические знания и навыки;

г) удобство - детям: в школу их возит школьный автобус, не надо носить портфели - все необходимое хранится в индивидуальном шкафчике-1оскеге с замком;

д) отметки выставляются по системе А/В/С^^, где А - лучшая отметка, F - неудовлетворительная [9].

Следует обратить внимание, что, с одной стороны, учителя, педагоги и др. взрослые оказываются в положении «родителей», т.е. соблюдают все правила и нормы взаимодействия с детьми, соблюдения их прав и свобод, а с другой - личность

не ограничена рамками круга, профессионального, группового, общественного, не существует понятия «общественная мораль», «нормы и правила поведения», «общественное табу», наконец, религиозное «придать анафеме»; только личность определяет нормы, правила, законы и принципы, которые она согласна выполнять, а окружающие принимают данную тактику поведения за «норму», но не «коллективную», а «личностную», и ограничения внешние (пол, возраст, уровень обучения, семейные, расовые, религиозные, культурные и др. особенности) в расчет не принимаются.

Похожая ситуация в Великобритании, странах Центральной Европы (Германия, Франция, Бельгия, Италия, Испания и др.), однако есть особенности, присущие традициям данной страны.

В странах Азиатско-тихоокеанского региона ситуация иная. С одной стороны, эти государства долгое время (почти весь 20-й век) считались развивающимися, «отстающими», т.е. опыт ведущих держав не оказывал на них существенного влияния: не было экономической, культурной, социально-политической и др. потребностей для распространения и внедрения «европейской модели культуры» в данный регион; с другой стороны, удаленность от Европы и США, тысячелетия самостоятельного развития создали основу уникальной культуры с особенностями каждой страны, континента, традиций, существующих и сегодня. Среди таких особенностей: ранний возраст вступления в брак и создание семьи, вообще понятия «самостоятельный человек»; по исламским обычаям будущие родители должны ответственно относиться к выбору своего избранника, так как он олицетворяет отца или мать будущего ребенка, начиная с 11-12 лет ребенок становится полноправным членом общества; в культуре Китая уделяется внимание прививанию ребенку разного рода добродетелей

с самого юного возраста. В официальном мировоззрении есть мнение, что каждый человек должен совершенствовать свою нравственность, которая позволит ему выстраивать качественные отношения с окружающими [курсив наш - О.С.]; в Турции воспитывается раскрепощенность и общительность с раннего возраста; основное качество, прививаемое детям-индусам, - доброта. Но эту доброту прививают не только по отношению к людям, но и цветам, насекомым, животным. В сознании детей - индийцев закрепляется истина о том, что нельзя бить и обижать животных, давить муравьев, наступать на ящериц, бросаться камнями в птиц, разорять их гнезда и вообще приносить кому-либо вред. Как видно, в странах Востока сохранились культурные ценности, имеющие не социальный, а нравственно-духовный, надличностный смысл и значение.

Рассмотрим особенности процесса воспитания в странах Северной Европы.

На примере Норвегии можно проанализировать традиции и особенности воспитания в русской и зарубежной культурах (кроме восточной).

Авторы большинства современных статей и журналов для молодежи в России стараются убедить в приоритете западного воспитания над славянским (русским), даже в ущерб христианским традициям невмешательства, так как наша российская парадигма воспитания «... безнадежно устарела» [10: 387]. Представления о воспитании культуры поведения, способы воспитания у нас и на Западе имеют особенности, обусловленные не только культурологическими, социально-политическими и этническими условиями, но и способами организации деятельности, игр детей, знаниями психологических, психофизиологических и др. антропологических характеристик. Однако в процессе анализа данных о системе воспитания

(на примере Норвегии) мы столкнулись с элементами, противоречащими не культурно-этическим, а социально-педагогическим условиям, что не может быть признано в качестве необходимого примера современного воспитания.

Например, в качестве априори нам предлагается принцип, основанный на утверждении: «...там принято относиться к младшим как к равноправным членам семьи. Запреты, наказания неприемлемы в процессе воспитания. Даже замечания могут расцениваться как нарушение личных прав ребенка, родителей в таких случаях могут лишить прав через суд» [8: 97]. Если данную позицию использовать в 100% случаев, мы рискуем получить индивида, не способного не только к рациональному способу организации деятельности, но и относящемуся к обществу как средству удовлетворения личных удовольствий и амбиций, что противоречит не только основам мировой культуры, но и современной социальной политики.

В основе воспитания гигиенические, культурологические навыки, организованные в семье и реализуемые в рамках принципа «инкуль-турации» [6: 112]. В Норвегии, как в др. странах, женщины отвергают косметику, юбки, редко используют каблук, предпочитают короткие волосы, стрижку. В одежде предпочтение отдается спортивному стилю, удобство является одним из главных критериев. Это приводит к тому, что не просто подтверждаются принципы равноправия мужчин и женщин, а нарушаются права маленьких граждан, где девочки с дошкольного возраста привыкают к минимизированному отношению к внешности, а в привычках появляются раскрепощенность и др. Женственность как основа поведения девочки, девушки на практике отсутствует. Одевая дочку на день рождения, родители нарядят ее в брючки «а ля мама», которые выглядят чересчур «секси» для ребенка, чем рюшечки и воланы [7-8].

Свобода выбора ребенка - еще один принцип воспитания в Норвегии. Если ребенок что-то хочет или нет, это закон для родителей и воспитателей, поэтому засохшие сопли вокруг носа, следы от слез, шоколада и др. - обычное явление на улицах, детских площадках. Взрослые не останавливают, а поощряют такое поведение. Считается, что ребенок не обладает достаточным интеллектом, чтобы вникнуть в понятие «грязно». Дети могут поднимать с пола и «есть» все, что упало, целый день не снимать одежду, не менять испачканные штаны и белье и др. Диатез, аллергия, астма, плохие зубы от постоянного употребления шоколада, сладкой воды и пр. также являются нормой [8]. Данное утверждение противоречит нормам гигиенических требований и медицинских показателей здоровья. Далее вопросы питания. Проанализировав данный опыт, можно прийти к заключению, что педагоги, родители не знают правила режима дня и сбалансированного питания детей, никогда не сталкивались с подобным опытом. В Норвегии дети разборчивы в еде, опять же на основе принципа равенства, ведь они равноправные взрослые. Не принято предлагать детям то, что они «не любят», принято обсуждать меню, и ребенок любого возраста может отказаться от блюда, которое с ним не оговаривали заранее; желания ребенка - закон для родителей, опекунов, заявления типа «По воскресеньям я пью лимонад и ем ореховые хрустики!» [9] принимаются в расчет; никто в разговорах с детьми не использует слова: «нужно»; «полезно»; «правильно»; «вредно» и др.

Как следствие, подростки в большинстве случаев эгоистичны, безнравственны, инфантильны, не способны противостоять обстоятельствам, подвержены стрессам, страхам и т.д.

Еще один закон и правило воспитания - ребенок должен быть здоров - также не является «кредо».

В случае простуды, гриппа, вирусной инфекции ребенок может иметь высокую температуру, но лекарства ему дадут лишь в случае, если он сам попросит, в противном случае окружающие будут терпеливо ждать, когда он поправится. «Никто не будет пихать в него лекарство насильно, если он того не хочет. А если совсем плохо станет, ему вежливо предложат: не хочешь таблетку? Возможно, тебе станет лучше» [7-8]. Данный пример граничит с отказом от заботы о ценности «жизнь и здоровье», зафиксированной в мировой практике культуры. Однако эта «свобода» и отсутствие любого насилия проявляется в большинстве видов деятельности детей и подростков от умения говорить до выбора партнера; от использования украшений до самообразования; от

желания общаться до отказа от материнства и брака.

Таким образом, организация воспитания в современной парадигме развития культуры опирается не только на принципы компетент-ностного и личностного подходов, основ Ювенальной конституции и законов развития конкурентоспособности мобильной личности, но и традиции культуры народов мира, где каждому отведено определенное место, иерархия ценностей включает не только социально-значимые характеристики, но и мировые, фундаментальные (общечеловеческие), существующие тысячелетия и действующие во все времена независимо от моды, тенденций удобства, личностных приоритетов, включая политические и социально-экономические параметры.

Примечания:

1. Гусинский Э., Апресян А. Этика. М., 2001. 489 с.

2. Кравченко А.И. Хрестоматия по культурологии. М., 2008. 384 с.

3. Культура народов мира / под ред. А.Н. Марковой. М., 2005. 648 с.

4. Марков В.Н. Психология типов личности, народов и эпох. М., 2003. 475 с.

5. Культурология: хрестоматия. М.: АСТ-Пресс, 2001. 578 с.

6. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М.: Академия, 200. 176 с.

7. Би Х. Наступление половой зрелости // Би Х. Развитие ребенка. СПб., 2004. С. 181-182.

8. Гари Р. Европейское воспитание / пер. с фр. В. Нугатова. М.: Эксмо, 2004. 384 с. URL: http://militera.lib.ru/prose/foreign/gary_r/index.html

9. Традиции и воспитание детей в разных странах. URL: raznie-deti.ru

10. Борзова Е.П. История мировой культуры. СПб., 2004. 672 с.

References:

1. Gusinsky E., Apresyan A. Ethics. M., 2001. 489 pp.

2. Kravchenko A.I. Reader on culturology. M., 2008. 384 pp.

3. Culture of the peoples of the world / ed. by A.N. Markova. M., 2005. 648 pp.

4. Markov V.N. Psychology of types of personality, peoples and eras. M., 2003. 475 pp.

5. Culturology: a reader. M.: AST-Press, 2001. 578 pp.

6. Volkov G.N. Ethnopedagogics. M.: Academia, 200. 176 pp.

7. Bee H. The onset of puberty // Bee H. Developing child. SPb., 2004. P. 181-182.

8. Gary R. European education / transl. from French by V. Nugatov. M.: Eksmo, 2004. 384 pp. URL: http://militera.lib.ru/prose/foreign/gary_r/index.html

9. Traditions and education of children in different countries. URL: raznie-deti.ru

10. Borzova E.P. History of world culture. SPb., 2004. 672 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.