Научная статья на тему 'Воспитание ребенка в семье'

Воспитание ребенка в семье Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8233
764
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТәРБИЕ / ОТБАСЫЛЫқ ТәРБИЕ / ОТБАСЫЛЫқ ТәРБИЕ ТүР-ЛЕРі / ОТБАСЫ ТәРБИЕСіНДЕГі КЕМШіЛіКТЕР / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / СЕМЕЙНОЙ ВОСПИТАНИЕ / FAMILY EDUCATION / ТИПЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ / TYPES OF FAMILY UPBRINGING / FAMILY UPBRINGING ERRORS / ОШИБКИ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мардахаев Л. В.

Рассматривается семейное воспитание, основные его типы. А также характерные варианты (типы) родительского поведения в процессе воспитания своих детей; факторы, существенно влияющие на воспитание в семье; типичные ошибки семейного воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education of a child in a family

Family education, its basic types and specific types of parental behavior in the process of child upbringing; factors that significantly affect the education in the family; typical errors of family education are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Воспитание ребенка в семье»

м

- Bk

Я* Ъ

JI.B. Мардахаев,

доктор педагогических

наук, профессор, заведующгш кафедрой социальной и семейной педагогики РГСУ, г. Москва.

Не1зг1 свздер: тэр-бие, отбасылъщ тэрбие, отбасылъщ тэрбие тур-лер1, отбасы тэрбиеандегi s кемшшктер.

g Ключевые слова: вос-

^ питание, семейной воспита-

« ние, типы семейного воспи-

3 тания, ошибки воспитания в

^ семье. «

Keywords: education, с family education, types of s family upbringing, family о upbringing errors.

¡г1

ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ Ацдатпа

Макалада отбасыльщ тэрбие жэне оньщ Heri3ri тур-лер1 карастырылады. Сонымен катар, ез балаларын тэр-биелеу урдюшде ата-аналар тэрт1бшщ сипаттамалары; отбасы тэрбиесшщ факторлары; отбасы тэрбиесшдеп кемшш1ктер бершген.

Аннотация

Рассматривается семейное воспитание, основные его типы. А также характерные варианты (типы) родительского поведения в процессе воспитания своих детей; факторы, существенно влияющие на воспитание в семье; типичные ошибки семейного воспитания.

Annotation

Family education, its basic types and specific types of parental behavior in the process of child upbringing; factors that significantly affect the education in the family; typical errors of family education are considered in the article.

В семье родители строят свою воспитательную систему. Такая система формируется на основе личного опыта родителей, полученных в своих семьях, «обогащенным» данными литературы и советами других людей, к которым прислушивались в процессе воспитательной деятельности. По своему существу любая система семейного воспитания, есть ни что иное, как проявление субъективности родителя в ее понимании и реализации.

От системы семейного воспитания во многом зависит, какой ребенок вырастит, что удастся у него воспитать, какие ценности, нормы и правила передать. Под воздействием ее формируются основы социальности человека, становление его как личности.

Семейное воспитание - это воспитание детей, осуществляемое родителями или лицами, их заменяющими (родственниками, опекунами). Оно во многом определяется типом семейного воспитания. Выделяют различные типы семейного воспитания, сказывающиеся на своеобразии (типе) формируемой личности. Они позволяют выделить следующие типы (своеобразия) формирования личности:

а) статусное воспитание в семье:

- гражданское воспитание - воспитание гражданина - человека, отвечающего требованиям определенного общества, среды жизнедеятельности, утвержденным принципам, нормам и правилам;

- светское воспитание - воспитание, отвечающее требованиям изысканного этикета - «требованиям света»;

- элитарное (элита от франц. elite -наиболее видные представители какой-либо части общества, группировки и т.п.) воспитание - воспитание, сложившееся в элитном обществе, группе (направленное воспитание человека по социальному предназначению - царских особ, князей и пр.);

- маргинальное (от лат. marginalis -находящийся на краю) воспитание - воспитание человека, который по своему уровню культуры находится вне рамок («на краю», «на обочине») основных структурных социальных образований данного общества, господствующих в нем социокультурных норм и традиций нравственных устоев;

б) социального назначения воспитания:

- национальное воспитание - воспитание, основанное на национальном опыте, традициях, обычаях и направленное на формирование определенного типа личности - представителя определенной нации;

- религиозное (конфессиональное) воспитание - воспитание в соответствии с канонами конфессионального учения и опыта, сложившегося в определенной религиозной среде и конфессии, к которой принадлежат родители;

- интегральное (от лат. integer - целый) воспитание - воспитание, основанное на межнациональном опыте, носящее общечеловеческий характер, сложившееся под воздействием многочисленных факторов среды и передающееся из поколения в поколение;

- классовое воспитание - воспитание человека с учетом своеобразия принадлежности его к определенному общественному классу. Это своеобразие определяется отношением к средствам производства, труду, людям;

- партийное воспитание - воспитание человека в среде с определенными партийными установками, взглядами, отношениями. В основе его лежит соответ-

ствующая идеология. Оно присутствует и в предыдущих воспитаниях. Все зависит от преобладающей у родителей и взрослых формы общественного сознания - научного, религиозного и пр.;

в) характерологических черт (стиля) семейного воспитания, влияющие на своеобразие формируемой личности. В зависимости от стиля воспитательной деятельности, той обстановки, которая складывается в семье, формируется, как отмечал П.Ф. Лесгафт (1837-1909), и соответствующий тип личности ребенка: лицемерный, честолюбивый, добродушный, забитый -мягкий, забитый - злостный, угнетенный. Стиль семейного воспитания определяет доминирующий способ взаимодействия между родителями и детьми, выражающийся в степени их взаимопонимания, причастности к решению общих проблем, общности мировоззрения и содержании испытываемых друг другу чувств. Среди них выделяют следующие:

- авторитарное (от франц. autoritaire

- властный) воспитание - воспитание властное (часто не признающего и не прислушивающегося к чужому мнению, уверенного в своем непререкаемом авторитете). В семье это часто проявляется в стремлении родителей как можно лучше воспитать свое дитя, но не знающих как это лучше сделать. Иногда такое воспитание отражает своеобразие (властность и ограниченность) личности воспитателя;

- либеральное (анархическое) (от греч. anarchia - безначалие, безвластие) воспитание - воспитание человека без ограничений, на основе полной свободы, вседозволенности. Оно способствует формированию человека недисциплинированного, не признающего авторитетов, власти, беспорядочного и своевольного;

- гуманистическое (от лат. humanus

- человеческий) воспитание - воспитание просвещенного, свободомыслящего и человеколюбивого гражданина;

- демократическое (от греч. démos

- народ + kr tos - власть) воспитание -воспитание человека приверженного к об-

Сз? S

К <

m О

СП

à «

о

w «

О

Он

С w s

U

W Сг1 S

[—I

О

4

о «

о н w

5 w s

U ©

О

и

о -

s ©

S

К <

m О

СП

à «

о

w «

О

Он

С w s

U

W

1т1 S

[—I

О

4

о «

о н w

5 w s

U ©

О

и

о -

s ©

щественному порядку, способного отождествлять свое место и роль в соответствии с требованиями общества, активно участвующего в общественной жизни;

- инфернальное (от лат. infernalis - находящийся в аду) воспитание - воспитание человека одержимого бурными страстями, демонического (свойственный демону);

плюралистическое (от франц. pluralisme - множественный - проявление в деятельности и общении широкого спектра мнений, ориентаций, многовариантности оценок, высказываемых индивидом относительно значимых для него ситуаций) воспитание - воспитание человека способного проявлять себя в деятельности и общении с позиций широкой эрудиции и гибкости, терпимо относиться к проявлениям различного спектра других мнений, суждений, взглядов;

- прагматическое (от греч. pragma - действие) воспитание - воспитание, основанное на практической деятельности воспитанника и его личном опыте. Оно направлено на воспитание у человека преимущественно того, что может пригодиться ему в реальной жизни (на практике). Результатом такого воспитания является человек-прагматик - практико-ориентиро-ванный, деловой человек, придерживающийся в своей деятельности, поведении и общении только того, что имеет для него жизненно важное значение;

- творческое воспитание (его называют интеллектуальным, инновационным и пр.) - воспитание, основанное на творчески усвоенном знании данных науки о воспитании и достижений реальной практики, осуществляемое с учетом индивидуальности ребенка.

Содержание воспитания в семье определяется его направленностью - умственное, нравственное и т.п. Оно рассматривается в теории и методики воспитания.

Анализ литературы и опыта работы с родителями позволил выделить наиболее характерные варианты (типы) родительского поведения в процессе воспитания своих детей:

1) строгий — родитель действует в основном силовыми, директивными методами, навязывая свою систему требований, жестко направляя ребенка по пути социальных достижений, при этом зачастую блокируя собственную активность и инициативность ребенка. Этот вариант в целом соответствует авторитарному стилю;

2) объяснительный — родитель апеллирует к здравому смыслу ребенка, прибегает к словесному объяснению, считая, что ребенок равен ему и способен понимать обращенные к нему разъяснения;

3) автономный — родитель не навязывает решения ребенку, позволяя ему самому найти выход из сложившейся ситуации, предоставляя ему максимум свобод в выборе и принятии решения, максимум самостоятельности, независимости; родитель поощряет ребенка за проявление этих качеств;

4) компромиссный — для решения проблемы родитель предлагает ребенку что-либо привлекательное в обмен на совершение ребенком непривлекательного для него действия или предлагает разделить обязанности, трудности пополам. Родитель ориентируется в интересах и предпочтениях ребенка, знает, что можно предложить взамен, на что можно переключить внимание ребенка;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5) содействующий — родитель понимает, в какой момент ребенку нужна его помощь и в какой степени он может и должен ее оказать; он реально участвует в жизни ребенка, стремится помочь, разделить с ним его трудности;

6) сочувствующий — родитель искренне и глубоко сочувствует и сопереживает ребенку в конфликтной ситуации, не предпринимая, однако, каких-либо конкретных действий. Родитель тонко и чутко реагирует на изменения в состоянии, настроении ребенка;

7) потакающий — родитель готов предпринять любые действия, даже в ущерб себе, для обеспечения физиологического и психологического комфорта ребенка. Родитель полностью ориентирован на ребенка:

¥

он ставит потребности и интересы ребенка выше своих, а часто и выше интересов семьи в целом;

8) ситуативный — родитель принимает решение в зависимости от той ситуации, в которой он находится; у него нет универсальной стратегии воспитания ребенка. Система требований родителя к ребенку и стратегия воспитания лабильная и гибкая;

9) зависимый — родитель не чувствует уверенности в себе, своих силах и полагается на помощь и поддержку более компетентного окружения (воспитателей, педагогов и ученых) или перекладывает на них свои обязанности. Большое влияние на родителя оказывает также педагогическая и психологическая литература.

Собственно воспитательная деятельность в семье, ее направленность и результативность зависит от многих факторов, которые могут сказываться как на позитивном, так и на негативном проявлении. Наиболее существенными негативными факторами семьи, существенно влияющие на воспитание детей и их крайними формами проявления, являются:

негативный социокультурный фон, микроклимат семьи. Такая среда создает напряженность, дискомфортность, возбудимость, делает ребенка особенно уязвимым, негативно сказывается на его развитии и воспитании;

- недостатки (крайности) в заботе о ребенке со стороны родителей (родительской заботе). Заботой считается поддержка и оказание всех видов помощи ребенку: обеспечение питанием, одеждой, учебными принадлежностями и книгами, лечением в случае болезни и т.п. Крайними формами ее проявления выступают: чрезмерная (гиперпротекция) и недостаточная (гипопро-текция);

- степень удовлетворения родителями потребностей ребенка: потворствование; игнорирование;

- родительский контроль - непосредственные и опосредованные действия со стороны родителя, направленные на осуществление проверки и/или надзора за

поведением, действиями и поступками своего ребенка в целях приведения их в соответствие со своими требованиями норм и правил: разрешающий, умеренный и чрезмерный (доминирующей гиперпротекции). Родительский контроль сопровождается определенными требованиями-обязанностями и требованиями-запретами. Требования обязанности определяют место и роль ребенка в семье, круг его непосредственных обязанностей и могут носить рациональный, потворствующий и чрезмерный характер; требования запреты: чрезмерность требований; недостаточность требований.

В воспитании ребенка в семье встречаются многочисленные проблемы. Большинство из них обусловлены педагогической подготовленностью родителей к воспитанию, их индивидуальным своеобразием и своеобразием воспитанника. Наиболее типичными из них являются:

1. «Близорукость» воспитательных представлений (недостаточность знаний, представлений о воспитании, воспитательных ситуациях на различных этапах возрастного развития ребенка). Как следствие - неумение создавать и использовать возможности воспитательной ситуации; появление необоснованных для индивидуальности ребенка требований, предписывающих и предсказывающих ожидания родителей, нереализованность значимых целей воспитания.

2. «Фальстарт в воспитании» или нехватка терпения, выдержки перед началом активного этапа воспитательного процесса. Активность многих родителей, занявшихся ребенком после его рождения (ведение дневника, замеры физиологических данных, тенденции развития речи и т.п.), резко падает нередко к 1,5-2 годам. К 2,5-3-летнему возрасту ребенка у родителей наблюдается своего рода последствия «фальстарта» - преждевременная трата сил, известный уровень усталости, переходящий в беспечность и устранение от воспитания. Прозрение, наступающее к 4-5-летнему возрасту ребенка, подтвержда-

ем з к с

ер О

го £

« О

м «

О

Он

С

м ^

и м

¡г1

[—I

О ч

о «

о н м

м

и ©

О

и

о -

©

О?

К С ер О

го £

« О

м «

О

Он

С

м ^

и м

1т1

[—I

О ч

о «

о н м

м

и ©

О

и

о -

©

ет, что время упущено.

3. Воспитание детей «по образу и подобию» своего детства - это наиболее распространенная форма воспитательной деятельности родителей. Такой опыт бывает далеко не лучшим, но он трансформируется родителями с большим упорством, без замечаний негативных последствий в воспитании ребенка.

4. Противопоставление родительских отношений к детям. Оно возникает: при длительном отсутствии одного из родителей в семье в силу каких-либо причин; самоустранении одного из родителей от воспитания детей; амбициозности родителей (одного из родителей) и др.

5. Потворствующая гиперпротекция как отражение хронического «синдрома маленького ребенка» или предпочтение видения в подростке детских качеств. Родители игнорируют взросление детей, чрезмерно опекая, снижая уровень требований, сдерживая развитие, стимулируя инфантилизм (сохранение в психике и поведении взрослеющего человека особенностей, присущих детскому возрасту).

6. Снисходительная гиперпротекция как пониженный уровень требований к ребенку, что проявляется в неуверенности родителей, при котором создается ситуация - «минимум требований - максимум прав»;

7. Атрибутивная проекция как следствие «проекции родителем собственных нежелаемых качеств на ребенка», что ведет к его отвержению или жестокому обращению.

8. Избирательная гиперпротекция

при воспитании двух и более детей, проявляемая в виде покровительства, благосклонности, как правило, к младшему ребенку.

9. Доминирующая гиперпротекция

как чрезмерная опека и мелочный контроль. Часто это вызывается фобией утраты ребенка, что заставляет одних тревожно прислушиваться к любому его пожеланию и спешить удовлетворить, других - мелочно опекать.

10. Гиперпротекция и жесткое обращение - неразвитость родительских чувств переросшее в эмоциональное отвержение, жесткое обращение. Оно может иметь место у родителей, которые сами в детстве испытывали дефицит родительского тепла и любви.

11. Эмоциональное отвержение родителем сына или дочери, проявляемые в виде неприятия одного из детей по различным причинам.

12. Гипопротекция - предоставление ребенка самому себе.

13. Скрытая гипопротекция - формальный контроль и реальная невключенность в жизнь ребенка.

Негативные последствия воспитания нередко обуславливают типичные ошибки семейного воспитания - это те действия (бездействия), которые не осознано или делают вид, что не осознано, осуществляют родители в интересах воспитания ребенка. С.Ф. Спиваковская выделила типичные группы ошибок, в зависимости от их влияния на социализацию ребенка:

1-я группа обусловлена индивидуально-личностным своеобразием родителей:

а) родители неправильно компенсируют чувства и переживания: тревожное чувство, страх одиночества, нервный срыв в виде окрика и физических наказаний, желание быть авторитетом, бесконечные замечания и назидания;

б) взрослый переносит свои недостатки на личность своего ребенка, обвиняя его во всем;

в) разрыв между словом и делом в поведении родителей.

2-я группа обусловлена степенью сформированности родительских качеств, необходимых для воспитания детей:

• неприятие детей, в следствие нес-формированности материнского чувства;

• непонимание ребенка, особенно в период подросткового возраста;

• слишком высокие требования к ребенку;

• противоречивость требований к ребенку на различных этапах его развития;

• негибкость в отношениях с детьми: заострение внимания на пустяках, не умение учитывать изменившуюся ситуацию, трафаретные требования, навязчивость мнений.

Непосредственное проявление типичных ошибок семейного воспитания:

• чрезмерное внимание родителей к единственному сыну (дочери), ведущее к гиперопеке. Тепличные условия, отстранение ребенка от любых жизненных проблем, способствуют формированию черствости, инфантильности и неспособности сопереживать человеческие трудности и трагедии, преодолевать жизненные трудности в критической ситуации;

• стремление родителя (чаще матери) сделать так, чтобы у ребенка детство было беззаботным и легким, так как у него (нее) оно было трудным, стараясь обеспечить его материальное благополучие в ущерб личного, что ведет к материальному извращению;

• нетребовательность родителей к сыну (дочери), не предъявление к нему (ней) необходимых требований из-за его (ее) болезни, боясь ухудшить здоровье;

• неумение пользоваться методами воспитания, особенно поощрением и наказанием;

• противоречивость воспитательных воздействий (то чрезмерная строгость, то нетребовательность, попустительство, то запугивание, то завышенная строгость, то не-уместные наказания и пр.);

• отсутствие единства требований родителей в воспитании ребенка. В подобной ситуации ребенок быстро адаптируется и начинает паразитировать. Он спекулирует на позиции того воспитателя, которая в большей степени его устраивает;

• поддержка недовольства сына (дочери) школой, учителями, что снижает авто-

ритет учителя и негативно сказывается на его воспитательной деятельности;

• избирательность в отношении к детям, что сталкивает их между собой негативно сказывается на каждом;

• недооценка роли личного примера родителей. В этом случае родители позволяют требовать от ребенка одно, сами демонстрируя ему совершенно другой пример. Ожидать от ребенка в подобных ситуациях выполнения требований родителя очень сложно;

• неоправданная идеализация своих детей («мой ребенок самый умный, талантливый, необыкновенный») и пр.

• отстранение детей от посильного домашнего труда, что формирует иждивенчество;

• отсутствие такта в отношении с ребенком;

ссоры родителей в присутствие де-

тей;

• переоценка родителями своих воспитательных возможностей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Все негативные факторы по-разному сказываются на воспитании ребенка и требуют постоянного учета в воспитательной деятельности родителей.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Куликов, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание[Текст]: Учебник для студ. сред, и высш. пед. учеб. зав./Т.А. Куликова. - М.: Изд. центр «Академия», 1999.

2. Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение[Текст] // Избр. пед. соч. -М.: Педагогика, 1988

3. Макаренк, A.C. Книга для родите-лей[Текст] // Пед. соч.: В 8 т. - Т. 5. - М.: Педагогика, 1985.

4. Мудрость воспитания: Книга для родителей. -М.: Педагогика, 1987.

S

к с m О

го £

« О

w «

О

Он

С

w

U

W Сг1 S

[—I

О

4

о «

о н w

5

w

U ©

О

и

о -

©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.