Научная статья на тему 'Сравнительная характеристика мотивации, тревожности и стабильности нервных процессов с успеваемостью студентов'

Сравнительная характеристика мотивации, тревожности и стабильности нервных процессов с успеваемостью студентов Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Джабборов Ф.Ш., Шокирова М.Ш.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительная характеристика мотивации, тревожности и стабильности нервных процессов с успеваемостью студентов»

IX СЪЕЗД ФИЗИОЛОГОВ

КАЗАХСТАНА 110

Результаты. У животных 1 опытной группы наблюдалась гиперкоагуляция по внутреннему пути плазменного гемостаза и на конечном этапе свертывания. Концентрация РФМК повышалась в 2 раза. У крыс 2 опытной группы параметры системы гемостаза не отличались от контроля. Животные 3 опытной группы отреагировали на ежедневные 8-часовые тренировки гиперкоагуляцией по внешнему и внутреннему пути активации плазменного гемостаза, а также на конечном этапе свертывания. Уровень РФМК повышался в 4 раза. При этом ситуация усугублялась снижением антикоагулянт-ной активности на фоне угнетения фибринолиза. Уровень ирисина в сыворотке крови в 1 опытной группе повышался на 40%, во второй -на 51%, в 3 группе - не имел статистически значимых отличий от контрольной группы. Концентрация ССИ1 у животных 1 и 2 опытных групп достоверно не отличалась от контроля, в 3 опытной группе уровень ССИ1 увеличивался на 60%.

Выводы. Таким образом, исходя из динамики уровня ирисина, ССИ1 и состояния параметров гемостаза наиболее эффективным режимом физических тренировок для старых животных является ходьба в тредбане в течение 2 часов со скоростью 6-8 м/мин 3 раза в неделю на протяжении тридцати дней.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОТИВАЦИИ, ТРЕВОЖНОСТИ И СТАБИЛЬНОСТИ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ С УСПЕВАЕМОСТЬЮ СТУДЕНТОВ

Джабборов Ф.Ш., Шокирова М.Ш.

Учреждение НОУ «Медико-социальный институт Таджикистана», Душанбе, Республика Таджикистан

firuz.iabborov. 8887@mail.ru

Целью нашего исследования явилось проведение сравнительного анализа степени тревожности, экстраверсии-интроверсии и видов мотивации у студентов с их успеваемостью.

Методы и материал исследования. Нами обследовано 250 студентов (120 девушек и 130 юношей). Виды мотивации (мотивация с доминированием стремления к успеху, с доминированием избегать неудачи и немотивированные). Для определения тревожности использовали цветовой тест Люшера и Тейлор. Выраженность экстраверсии-интроверсии определяли по тесту Айзенка. Успеваемость оценивали по результатам сдачи трех итоговых занятий по нормальной физиологии.

IX СЪЕЗД ФИЗИОЛОГОВ

КАЗАХСТАНА 111

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты исследования показывают, что что 18% обследованных вошли в группу, в мотивации достижения у которых доминирует стремление к успеху. Они способны правильно оценивать свои возможности, успехи и неудачи и обычно выбирают для себя профессии, соответствующие имеющимся у них знаниям, умениям и навыкам. 77% обследованных вошли в группу в мотивации достижения успеха которых доминирует стремление избегать неудачи. Они проявляют неуверенность в себе, не верят в возможность добиться успеха, боятся критики. Они нередко игнорируют объективную информацию о своих способностях, имеют завышенную или заниженную самооценку, нереалистичный уровень притязаний. 5% обследованных относятся к группе не мотивированных студентов. Сравнительный анализ успеваемости с результатами мотивации показывает, что среди юношей в мотивации которых доминирует стремление к успеху каждый четвертый плохо успевающий (ПУ), каждый второй средне успевающий (СУ) и каждый шестой хорошо успевающий (ХУ). Среди девушек в мотивации которых доминирует стремление к успеху ПУ отсутствуют, каждая третья СУ и 2/3 - Ху. Анализ тревожности показывает, что каждый третий студент (31%) имеет повышенную (20%) и высокую (11%) тревожность. Анализ тревожности у юношей показал, что наибольшее количество (46%) имеют нормальную тревожность. У каждого пятого (19%) и каждого десятого (11%) студента отмечается соответственно повышенная и высокая степень тревожности и у каждого четвертого студента (25%) отмечается умеренная степень тревожности. Сравнительный анализ тревожности с успеваемостью показывает, что с нормальной тревожностью приблизительно одинаковое количество неудовлетворительных оценок у юношей (64%) и у девушек (67%). С умеренной, повышенной и высокой тревожностью у девушек больше неудовлетворительных оценок (89%; 92%; 100%), чем у юношей (60%; 84%; 81%). При индивидуальном рассмотрении успеваемости и степени тревожности отмечались лица с повышенной и высокой тревожностью с хорошей успеваемостью и лица с нормальной тревожностью, но с плохой успеваемостью. Повышенная и высокая степень тревожности для способных студентов является стимулом мобилизации функциональных систем организма для достижения конечного результата, а для студентов менее способных такая тревожность подавляет функциональные системы. Установлено, что тревожность обратнопроаорциональна экстраверсии и прямопропор-циональна нейротизму: чем более выражена экстрверсия и менее нейротизм, тем меньше тревожность.

Таким образом, среди студентов в мотивации которых доминирует стремление к успеху каждый четвертый юноша плохо

1ХСЪЕЗД ФИЗИОЛОГОВ КАЗАХСТАНА

успевающий, а среди девушек таковые отсутствуют. Наибольшая величина отношения Э/Н отмечается у студентов с нормальной тревожностью - 1,68.

СПЕЛЕОКЛИМАТОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД АДАПТАЦИОННОГО

ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОРГАНИЗМ ЗДОРОВОГО ЧЕЛОВЕКА

Дорохов Е.В., Семилетова В.А., Герасимова М.А.,

Горбатенко Н.П.

ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский

университет им. Н.Н. Бурденко» Министерства здравоохранения Российской федерации, Воронеж, Россия

Спелеотерапия (греч. spelaion пещера + терапия) — это немедикаментозный способ лечения, основанный на использовании микроклимата естественных пещер или подземных горных выработок соляных шахт в лечебных целях; разновидность климатотерапии. Это физиолечение, основанное на положительном влиянии на организм человека вдыхания воздуха, в котором содержится мелкодисперсный солевой аэрозоль.

На кафедре нормальной физиологии ВГМУ спелеокамера работает с 2006 года, площадью 14 м2. Аэроионный состав воздуха спелеокамеры, измеренный прибором «счетчик аэроионов малогабаритный МАС-1, зав.№ 200114» составляет: Р+ 818-1200 ион/см3, Р- 1500-1270 ион/см3. Мощность дозы гамма излучений - 1417 мкР/час (не превышает максимально допустимые дозы радиации для населения от природных источников - 50 мкР/час (из СанПин 2.6.1.2523-09 (НРБ 99/2009)).

В спелеокамере активно проводится изучение воздействия спелеоклимата на организм здорового человека, в котором принимают участие студенты-добровольцы 1-2 курса ВГМУ им. Н.Н. Бурденко. Исследования соответствуют этическим стандартам.

Исследование иммунной системы, кардиоритма, системы дыхания, центрального и периферического кровотока, ЭЭГ и зВП, умственной и физической работоспособности, психологического статуса участников исследования позволило выявить, что влияние спелеоклимата на организм человека преимущественно ограничивается внутрисистемными влияниями, затрагивая регуляторные системы организма на уровне вагосимпатического взаимодействия.

Сосудистая система отражает адаптационные особенности организма к действию аэроионов, в то время как изменение деятельности сердца выказывает неоднозначный ответ на действие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.