Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДИК ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА'

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДИК ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
иностранный язык / преподавание / методики преподавания / foreign language / teaching / methods of teaching

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанов Владислав Денисович, Воронина Дарья Константиновна

Знание иностранных языков является необходимым в современном мире. Так как в массе своей иностранные языки используются для решения рабочих вопросов, сейчас самый востребованный уровень знания языка – разговорный с добавлением профессиональной лексики. Для того, чтобы научить студента языку, преподаватели используют различные методики. В этой статье описаны две методики преподавания английского языка – классическая и неклассическая (или коммуникативная), их преимущества и недостатки, а также проведен сравнительный анализ этих двух методик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF TEACHING ENGLISH

Knowledge of foreign languages is essential in the modern world. Since for the most part foreign languages are used to solve work issues, now the most demanded level of knowledge of the language is spoken with the addition of professional vocabulary. In order to teach a student a language, teachers use various techniques. This article describes two methods of teaching English – classical and non-classical (or communicative), their advantages and disadvantages, as well as a comparative analysis of these two methods.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДИК ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

УДК 372.881.1

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДИК ПРЕПОДАВАНИЯ

АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Степанов Владислав Денисович

студент, направление подготовки «Информационные системы и технологии», профиль подготовки «Информационные системы и технологии», Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

(НГПУ им. К. Минина), г. Н. Новгород, Россия E-mail: stepanovvd@std.mininuniver.ru Воронина Дарья Константиновна преподаватель кафедры теории и практики иностранных языков и лингводидактики, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (НГПУ им. К. Минина),

г. Н. Новгород, Россия E-mail: darya_d_07@mail.ru

METHODS OF TEACHING ENGLISH

Stepanov Vladislav Denisovich

student, field of study «Information systems and technologies», training profile «Information systems and technologies», Nizhny Novgorod Statе Pedagogical

University named after K. Minin, Nizhny Novgorod, Russia E-mail: stepanovvd@std.mininuniver.ru Voronina Daria Konstantinovna Lecturer of the department «Theory and practice offoreign languages and

Linguodidactics»,

Nizhny Novgorod Statе Pedagogical University named after K. Minin,

Nizhny Novgorod, Russia E-mail: darya_d_07@mail.ru

Аннотация. Знание иностранных языков является необходимым в современном мире. Так как в массе своей иностранные языки используются для решения рабочих вопросов, сейчас самый востребованный уровень знания языка - разговорный с добавлением профессиональной лексики. Для того, чтобы научить студента языку, преподаватели используют различные методики. В этой статье описаны две методики преподавания английского языка - классическая и неклассическая (или коммуникативная), их преимущества и недостатки, а также проведен сравнительный анализ этих двух методик.

Abstract. Knowledge of foreign languages is essential in the modern world. Since for the most part foreign languages are used to solve work issues, now the most demanded level of knowledge of the language is spoken with the addition of professional vocabulary. In order to teach a student a language, teachers use various techniques. This article describes two methods of teaching English - classical and non-classical (or communicative), their advantages and disadvantages, as well as a comparative analysis of these two methods.

Ключевые слова, иностранный язык, преподавание, методики преподавания.

Keywords: foreign language, teaching, methods of teaching.

Введение

Сейчас иностранные языки, в основном, используются для решения рабочих вопросов, поэтому скорость его изучения является одним из ключевых факторов при выборе обучения. В обучении иностранным языкам

используются две основные методики преподавания: классическая и неклассическая, которым и будет посвящена данная статья.

Глава 1. Классическая методика изучения иностранного языка.

Есть несколько составляющих классической методики преподавания языков.

1. Фокус на грамматике. В классической методике преподавания делается большой акцент на изучение грамматики. Понимание грамматики языка улучшает понимание самого языка, так как грамматика является основой любого языка.

2. Системность и последовательность. Изучение языка в классической методике является систематизированным и последовательным. Так, программа строится таким образом, чтобы ученик начинал с азов языка, постепенно узнавая всё более сложные темы грамматики и лексики.

3. Развитие навыков аудирования, письма, чтения и говорения. В классической методике преподавания уделяется большое внимание развитию четырёх навыков: аудирования, письма, чтения и говорения. Во время обучения студент развивает и совершенствует эти навыки. Такой подход позволяет формировать комплексное восприятие языка [2].

Классическая методика преподавания делает упор на грамматику и лексику. Это осуществляется за счёт систематизированного подхода к изучению языка, развития навыков, направленных на понимание языка, акцента на фонетике и письменных упражнениях.

Глава 2. Неклассическая методика преподавания иностранного языка.

Неклассический метод преподавания иностранного языка представляет собой более современный подход к обучению и стремится создать более интерактивную учебную среду, чем классический метод.

Вот несколько составляющих неклассической методики преподавания иностранного языка.

1. Коммуникативный подход. Основной акцент делается на развитие навыков коммуникации среди учащихся. Уроки строятся таким образом, чтобы

стимулировать учеников к использованию языка на практике. Так, ученик начинает использовать язык как можно раньше и использует его как можно больше.

2. Интерактивные методики. В неклассической методике активно используются дискуссии, проектные работы, решения кейсов. Такие методы позволяют студенту применять полученные языковые навыки на практике.

3. Использование мультимедийных технологий. Различные приложения, социальные сети и онлайн-ресурсы активно внедряются для того, чтобы разнообразить учебный процесс. Благодаря внедрению современного языка в обучение ученик слышит, как говорит носитель языка, и может узнать новые сленговые выражения [5].

Неклассическое преподавание английского языка ориентировано на развитие практических навыков использования языка в реальных ситуациях, стимулирует учащихся к активной коммуникации и создает условия для более глубокого и эффективного усвоения языка.

Одними из методов неклассической методики преподавания являются проектное обучение, решение кейсов.

Во время создания проектов, учащийся использует различные методы и средства для достижения цели проекта. Кроме того, ученик интегрирует знания и навыки из других предметных областей.

Кейс-метод является одним из интерактивных методов обучения, во время которого студенты пользуются знаниями теории, а также личными качествами для анализа информации и поиска решений практических проблем, про которые говорится в кейсе, находясь в условиях ограниченности времени и порой противоречивой информации.

Все выше упомянутые методы способствуют развитию коммуникативных навыков обучающихся. Причиной развития навыков является тот факт, что студенты должны уметь находить общий язык с коллегами и преподавателями, получая необходимую информацию и избегая конфликтов.

Глава 3. Сравнение классической и неклассической методики преподавания иностранных языков.

Мы проанализировали классическую и неклассическую методику преподавания иностранных языков [2; 4; 5] и составили таблицу «Сводная таблица сравнения методик преподавания английского языка» (см. табл.).

Таблица

Сводная таблица сравнения методик преподавания английского языка

Критерии сравнения Классическая методика Неклассическая методика

Цель Систематическое изучение грамматики, лексики, фонетики языка; формирование навыков чтения и перевода. Развитие коммуникативных навыков, умение думать на изучаемом языке.

Подход Формируются навыки аудирования, чтения, говорения и письма. Акцент на живом общении. Внедряются грамматические конструкции. Учитель даёт новую лексику.

Использование родного языка Родной язык используется довольно часто. На нём идёт объяснение нового материала. Все новые слова и выражения даются с переводом на родной язык. Использование родного языка сведено к минимуму. На занятиях родной язык не должен использоваться студентом или его употребление должно быть как можно реже.

Акцент в обучении Делается акцент на изучении грамматики и расширении словарного запаса у студентов. Делается акцент на развитие коммуникативных навыков.

Методики Заучивание лексики и грамматики, широкая практика перевода текстов. Живое общение, обсуждение актуальных тем, работа в группах, написание проектов.

Таким образом, две методики изучения иностранного языка имеют кардинальные различия. В классическом методе упор делается на знании большого количества грамматических конструкций и лексики, при этом «страдают» навыки коммуникации. В неклассической же методике делается упор на стремительное развитие коммуникативных навыков, при этом сложная лексика и грамматика уходят на второй план.

Заключение.

Рассмотрев обе методики изучения иностранных языков, можно прийти к выводу, что классическая методика больше подходит для основательного изучения языка (цель - уровень носителя), а неклассическая, напротив, подходит для людей, чья цель - быстро заговорить на иностранном языке.

Проанализировав специализированную литературу [1; 2; 4; 5; 6 и др.], мы пришли к заключению, что самое лучшее решение для изучения языка -комбинировать обе методики. Благодаря правильной постановке целей (финальной цели, а также промежуточных целей студента) и комбинации методик изучения иностранного языка можно добиться быстрого вовлечения студента в иностранный язык с последующим улучшением навыков до финального уровня.

Подводя итог, у обеих методик есть свои преимущества и недостатки, и выбор стоит делать, основываясь на потребностях и целях конкретного ученика. Зачастую, обучение студента при помощи только одной методики дает (позволяет увидеть) более медленный прогресс у него, нежели чем правильное комбинирование методик преподавания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абдрафикова А.Р., Гимадиева Э.Н. Методика обучения английскому языку: теория и практика. - Казань: Казанский федеральный университет, 2023. - 190 с. - URL: https://dspace.kpfu.rU/xmlui/bitstream/handle/net/175378/Uchebnoe_posobie_2023.p df?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 29.05.2024).

2. Вайцель М.П. Методики преподавания английского языка // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2011. - № 2 (8). - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/metodiki-prepodavaniya-angliyskogo-yazyka-1 (дата обращения: 29.05.2024).

3. Марков К.А., Тимофеева К.О. Формирование инженерного мышления будущих учителей с использованием цифровых ресурсов //

Современное педагогическое образование. - 2023. - № 11. - С. 308-312. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-inzhenernogo-myshleniya-buduschih-uchiteley-s-ispolzovaniem-tsifrovyh-resursov (дата обращения: 29.05.2024).

4. Сидикназарова З.М. Новые методы изучения английского языка // Вестник науки и образования. - 2021. - № 15-3 (118). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novye-metody-izucheniya-angliyskogo-yazyka-1 (дата обращения: 29.05.2024).

5. Солтанов К. Методика преподавания английского языка // Символ науки. - 2023. - № 4-2. - С. 121-122. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-prepodavaniya-angliyskogo-yazyka (дата обращения: 07.06.2024).

6. Сурженко О.Ю. Коммуникативная методика против традиционного метода обучения иностранному языку / О.Ю. Сурженко // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2015. - С. 160-162. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7230/ (дата обращения: 29.05.2024).

7. Ускова А.А., Поначугин А.В. Положительное и отрицательное воздействие интернета на жизнь человека // Проблемы науки. - 2019. -№ 5 (41). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/polozhitelnoe-i-otritsatelnoe-vozdeystvie-interneta-na-zhizn-cheloveka (дата обращения: 29.05.2024).

8. Цветкова С.Е. Концепция формирования межкультурной коммуникативной компетенции у будущих экономистов и пути её реализации. - Нижний Новгород: Нижегородский гос. технический ун-т им. Р.Е. Алексеева, 2013. - 163 с. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26329248 (дата обращения: 29.05.2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.