УДК 371.39
Данелян А.А. студент магистратуры 3 курса информационно-библиотечного факультета
Краснодарский государственный институт культуры
Россия, г. Краснодар
научный руководитель: Невская П.В., доктор искусствоведения,
канд. филол. наук профессор кафедры русского и иностранных языков
и литературы
Краснодарский государственный институт культуры
Россия, г. Краснодар
ПРИНЦИПЫ И ПРИЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ГРАММАТИКИ НА
СТАРШЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Аннотация: в современном подходе к обучению иностранному языку роль грамматики рассматривается как важнейшая до тех пор, пока правильное использование грамматических навыков помогает развитию коммуникации. Уровень владения языком возрастает с повышением уровня знаний грамматических навыков.
На старшем этапе обучения языковая грамотность в значительной степени связана с правильным использованием разнообразных грамматических конструкций. В данной статье рассматриваются принципы и приемы обучения грамматике, позволяющие студентам в будущем успешно взаимодействовать с носителями английского языка.
Ключевые слова: иностранный язык, грамматические навыки, теория и методика преподавания, методические рекомендации.
Danelyan A.A. master student of the 3rd course of information and library faculty Krasnodar state institute of culture
Krasnodar
Research supervisor: Nevskaya P. V., doctor of art criticism,
Candidate of Philology professor of the department of Russian and foreign languages
and literature Krasnodar state institute of culture
Krasnodar
PRINCIPLES AND METHODS OF TEACHING GRAMMAR AT THE SENIOR STAGE OF LEARNING ENGLISH
Abstract: in the modern approach to teaching a foreign language, the role of grammar is seen as essential as long as the correct use of grammatical skills helps the development of communication.
The level of language proficiency increases with the level of knowledge of grammar skills.
At the senior stage of training, language literacy is largely associated with the correct use of a variety of grammatical structures. This article discusses the principles and techniques of teaching grammar that will allow students to successfully interact with native English speakers in the future.
Key words: foreign language, grammatical skills, theory and teaching methods, methodological recommendations.
Некоторые педагоги считают, что на начальном этапе обучения правильное применение грамматики будет менее важно, чем на продвинутом. Однако это неправильное мнение, так как именно на начальном этапе складывается представление об иностранном языке в целом, также помимо несомненных преимуществ в раннем изучении английского языка, большой акцент на грамматику создает хорошую основу для обучения на более поздних этапах. Латыпова Э.Р. пишет: «Обучение грамматике является сегодня одной из важных проблем современной методики преподавания иностранных языков» [3].
Результатом отсутствия единой методики преподавания грамматики иностранного языка на разных уровнях обучения является необходимость каждый этап начинать преподавание английского языка с изучения особенностей грамматического строя заново. Тем не менее, разные этапы обучения предполагают разный возраст учащихся и, соответственно, разные подходы к преподаванию.
Таким образом, на старшем этапе, целью обучения грамматическим структурам становится объяснение их коммуникативных функций, то есть для чего нужна способность использовать ту или иную структуру языка. Например, в английском языке мы можем использовать время Present Simple для описания планов, рассказа о себе и своих увлечениях, описания внешности, перечисления общеизвестных и общепринятых фактов и т.д. Симакова С.М. в своей статье отмечает: «Коммуникативная цель обучения грамматике в неязыковом вузе позволяет сформулировать основное требование к объему грамматического материала, подлежащего усвоению» [4, с.150]. Связывание языковой формы с ее значением играет решающую роль в обучении иностранному языку и понимается как обучение общению. Достичь этой цели можно несколькими способами. Один из них -анализировать целые фрагменты аутентичных текстов, содержащие заданную структуру, передающую конкретную мысль. Другой способ -спланировать языковую ситуацию таким образом, чтобы она четко указывала на выражение конкретной коммуникативной
функции. Например, рассматривая разговор в кафе или в магазине, студенты учатся делать заказ в форме: «I would like to... ».
Обучение грамматике на старшем этапе обучения проходит в три этапа. Первый - это представление структуры грамматики, второй -контрольные задания, а третий - коммуникативные задания. Задача преподавателя - выбрать наиболее подходящую и легко распознаваемую и запоминающуюся единицу презентации любого грамматического явления [2, с. 197]. Презентация нового грамматического материала может быть выполнена дедуктивным или индуктивным методом. Дедуктивный метод предполагает, что учитель может представить грамматическую структуру в качестве примера, обсуждая ее коммуникативную функцию и сформировать, а затем непосредственно сформулировать грамматическое правило.
Индуктивный метод требует большего участия студентов. Учитель представляет студентам примеры предложений, текстов, содержащих заданную структуру, и учащихся на их основе должны самостоятельно формулировать грамматические правила.
У обоих методов есть свои преимущества и недостатки. Дедуктивный метод стоит использовать в случае более сложных грамматических правил с разными функциями, так как некоторые конструкции очень тяжело выделить из контекста и попытаться понять их смысл без помощи преподавателя. Примером такого правила может стать время Present Prefect в английском языке или определенный и неопределенный артикль со всеми его вариантами употребления.
С другой стороны, относительно более простых правил грамматики, как например, образование множественного числа существительных в английском языке, применение индуктивного метода будет более уместно и эффективно, так как студенты смогут самостоятельно сделать выводы в виде четко сформулированных грамматических правил.
Следует отметить, что предпочтения относительно изложения грамматики могут зависеть от уровня знаний учащихся или доминирующего типа темперамента. Студенты с аналитическим складом ума, имеющие математический и логический интеллект, смогут анализировать тексты и примеры использования определенных структур самостоятельно, т.е. индуктивным методом. Другим студентам, вероятно, в процессе занятия потребуется дополнительная помощь педагога, например, им будет легче понять правило, сформулированное преподавателем и проиллюстрированное готовыми примерами.
При изложении грамматики будут полезны всевозможные графические материалы. Например, множественное число существительных dog (собака), sheep (овца) или child (ребенок) легко проиллюстрировать, изображая две или три собаки, и подписав этот рисунок в единственном и во множественном числе. Представленные в
качестве примеров три слова подобраны не случайно, так как они презентуют разные способы образования множественного числа.
Однако не у всех учащихся развито абстрактное мышление. Поэтому наиболее важными инструментами в обучении грамматике будут: как можно большее количество примеров, побуждающее студентов «экспериментировать» с использованием грамматических структур путем частой коммуникации и письма на изучаемом языке.
Среди разных типов упражнений, упрощающих понимание грамматики, следует обратить внимание, прежде всего, на «controlled exercises» или «контролируемые упражнения». Это упражнения, выполнение которых имеет только один правильный ответ и выполняется под контролем преподавателя. Современные учебные пособия по изучению иностранных языков предлагают большое количество таких заданий.
Приведем примеры «контролируемых упражнений»:
• найти ошибку в предложении. Студентам предлагается выявить ошибки, связанные с нарушением грамматических структур;
• закончить предложение. Студенты добавляют недостающие слова в предложения. Предложения должны быть сформулированы таким образом, что учащийся частично или полностью завершает всю изучаемую структуру;
• расположение предложений в тексте в правильном порядке. Студентам выдают предложения из текста в неправильном порядке. Задача - расположить все элементы последовательно и прочитать получившийся оригинальный отрывок текста. Это упражнение особенно полезно для изучения грамматических времен;
• обведите соответствующую форму в предложении. Студентам предлагается прочитать предложение и обвести одну из двух предложенных вариантов грамматических структур, которая является верной. Это упражнение привлекает внимание студентов к форме, а также контексту, в котором используется определенное правило грамматики;
Поскольку грамматика должна в первую очередь служить целям эффективного общения, в процессе обучения также необходимо планировать коммуникативные задачи, моделирующие контекст для практики грамматических структур. Один из способов создать такой контекст - это разработка упражнений на говорение, сформированных на основе определенного сюжета или рассказа. С. В. Боголепова отмечает, что при обучении грамматическому аспекту языка заметно, что его формирование происходит в тесной взаимосвязи с лексическим аспектом [1].
Также полезно обратить внимание на интересы и опыт студентов. Приведем примеры коммуникативных упражнений, в которых они смогут сосредоточиться на грамматических формах и их использовании:
• этюд / драматическая сценка. Студенты разыгрывают ситуацию из текста учебника или из другого источника, произнося предложения, содержащие целевую структуру;
• видеозаписи на мобильный телефон. Подобное задание можно подготовить дома, записав видео на мобильный телефон. Запись затем будет представлена в учебном классе. Таким образом можно организовать мини-кинофестиваль или подобное тематическое мероприятие, дающее студентам шанс не только показать свои знания иностранного языка, но и проявить свои таланты;
• запись аудиосообщения. С помощью мобильного телефона студенты записывают аудиофайл, содержащий предложения, нацеленные на отработку грамматической структуры, и представляю его классу. Примером может служить короткий разговор подруг о планах на выходные;
• изготовление плаката. Учащиеся делают плакат по теме занятия с описанием изученных грамматических структур. Например, практикуя повелительное наклонение, студенты делают плакат с описанием запретов и правил относительно поведения в классе;
• написание объявления. Это упражнение используется для практики того, как грамматически верно задавать вопросы на иностранном языке. В тексте объявления могут содержаться все типы вопросов: общий вопрос, вопрос к подлежащему, специальные вопросы, а также альтернативный и разделительный вопросы;
• онлайн-упражнения. В Интернете можно найти множество интересных пособий, сайтов и упражнений. Хорошим примером является сайт: Lingualeo.com, который предлагает интересные упражнения по лексике и грамматике английского языка. Данный сервис пользуется большой популярностью у современных студентов. Еще один ресурс, который стоит порекомендовать, - это веб-сайт: https://engblog.ru/ grammar. Engblog - это русскоязычный справочник по грамматике английского языка, который будет понятен новичкам и, в то же время, интересен продолжающим улучшать свои знания студентам.
В процессе обучения грамматике самой главной проблемой является боязнь студентов допустить ошибку. Обратная связь в процессе обучения грамматике в виде исправления ошибки - это важный элемент образовательного процесса. Исправление ошибок рекомендуется на этапе контролируемых упражнений, когда задача студентов - работать над выбором правильного ответа. На этапе упражнений на развитие коммуникационных навыков важно, чтобы высказывание учащегося было выслушано до конца, а затем дан необходимый комментарий по поводу допущенных ошибок с последующим разбором тех правил, в знаниях структур которых наблюдаются пробелы. Следовательно, исправление ошибок должно предотвращать запоминание неправильно составленных высказываний.
Таким образом, можно сделать вывод, что при обучении грамматике важно, чтобы студенты имели в своем распоряжении достаточный лингвистический материал, позволяющий им осуществлять переход от отдельно взятых слов к составлению сложных высказываний. В этом случае важно не только количество, но и качество взаимодействия с различными типами упражнений. Чем чаще студент слушает или читает различные тексты, выполняет упражнения и составляет собственные высказывания, тем больше у него возможностей использовать грамматические структуры в речи и на письме.
Использованные источники:
1. Боголепова С. В. Обучение грамматике в контексте коммуникативного подхода // Иностранные языки в школе. - 2016. - № 11. - С. 26-32.
2. Колобаев В. К., Жаворонкова Е. М. Психологические аспекты обучения грамматике английского языка // Символ науки. 2016. №12-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-aspekty-obucheniya-grammatike-angliyskogo-yazyka (дата обращения: 15.11.2020).
3. Латыпова Э. Р. Преобразование традиционного обучения грамматике английского языка // ИСОМ. 2014. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/npreobrazovanie-traditsionnogo-obucheniya-grammatike-angliyskogo-yazyka (дата обращения: 10.11.2020).
4. Симакова С. М. Обучение грамматике английского языка в неязыковом вузе // Вестн. Сам. гос. техн. ун-та. Сер. Психолого-педагогич. науки. 2013. №1 (19). URL: https://cyberlenmka.ru/artide/n/obucheme-grammatike-angliyskogo-yazyka-v-neyazykovom-vuze (дата обращения: 12.11.2020).