Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДИК ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ'

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДИК ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
96
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ / МЕТОДИКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НОРМАТИВОВ / РАСЧЕТ ДИНАМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ / ИНДЕКСЫ РАЗВИТИЯ / METHODOLOGY FOR ASSESSING THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGIONS / METHODS USING STANDARDS / CALCULATION OF DYNAMIC INDICATORS / DEVELOPMENT INDICES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Крупина Екатерина Юрьевна, Криони Ольга Валерьевна

В статье дается сравнительная характеристика методик оценки социально-экономического развития регионов. Сделан вывод, что наиболее простыми для расчетов является методика с использованием нормативов, а также методики, основанные на расчете индексов, но также данные методики не в полном объеме отражают уровень социального развития регионов в динамике. А методика, основанная на расчете динамических показателей даже при достаточной громоздкости расчетов, отражает состояние социального развития регионов за несколько лет и в разрезе групп показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Крупина Екатерина Юрьевна, Криони Ольга Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF METHODS FOR ASSESSING THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGIONS

The article provides a comparative description of methods for assessing the socio-economic development of regions. It was concluded that the most simple to calculate is the method using standards, as well as methods based on the calculation of indices, but also these methods do not fully reflect the level of social development of regions in dynamics. A technique based on the calculation of dynamic indicators, even with a sufficiently cumbersome calculation, reflects the state of social development of regions over several years and in the context of groups of indicators.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДИК ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ»

Сравнительная характеристика методик оценки социально-экономического развития регионов | Современные технологии управления

О» sovman.ru/article/8804/

Отправить статью мне на email Авторы

Крупина Екатерина Юрьевна магистрант

Россия, Уфимский государственный авиационный технический университет Криони Ольга Валерьевна

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и экономического анализа Россия, Уфимский государственный авиационный технический университет

Аннотация

В статье дается сравнительная характеристика методик оценки социально-экономического развития регионов. Сделан вывод, что наиболее простыми для расчетов является методика с использованием нормативов, а также методики, основанные на расчете индексов, но также данные методики не в полном объеме отражают уровень социального развития регионов в динамике. А методика, основанная на расчете динамических показателей даже при достаточной громоздкости расчетов, отражает состояние социального развития регионов за несколько лет и в разрезе групп показателей.

Ключевые слова

методика оценки социально-экономического развития регионов, методика с использованием нормативов, расчет динамических показателей, индексы развития

Категории статьи:

Государственное и муниципальное управление

Читайте также

Статья также доступна (this article also available):

• Русский

• гЗз English (Английский)

Рекомендуемая ссылка

Крупина Екатерина Юрьевна , Криони Ольга Валерьевна

Сравнительная характеристика методик оценки социально-экономического развития регионов// Современные технологии управления. ISSN 2226-9339

. — №1 (88). Номер статьи: 8804. Дата публикации: 2019-04-30 . Режим доступа: https://sovman.ru/article/8804/

Оценка социального развития региона с учетом нормативов обеспеченности объектами социальной инфраструктуры

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают систематизацию нормативов градостроительного проектирования по видам объектов регионального значения и объектов местного значения в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п.1 статьи 29.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации региональные нормативы градостроительного проектирования устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами регионального значения, относящимися к следующим областям: транспорт (железнодорожный, водный, воздушный транспорт), автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидация их последствий; образование; здравоохранение; физическая культура и спорт; энергетика, иными объектами регионального значения населения субъекта Российской Федерации и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения субъекта Российской Федерации [1].

Перечень и расчетные показатели минимальной обеспеченности объектами социальной инфраструктуры по выбранным для анализа субъектам РФ приведены в таблице 1.

Как видим, большинство нормативов у рассматриваемых субъектов имеют одинаковые значения, однако нормативы в сфере образования различны. Различия наблюдаются как в самих значениях нормативов, так и в методе их расчета.

Таблица 1 — Нормативы обеспеченности объектами общественной инфраструктуры в некоторых регионах РФ

Учреждения,

предприятия,

сооружения

Общеобразовательные организации

Дошкольная организация

Продовольственные магазины

Непродовольственные магазины товаров первой необходимости

Стационары всех типов с вспомогательными зданиями и сооружениями

Амбулаторно-поликлиническая сеть, диспансеры без стационара

Санатории-профилактории

Театры

Территория плоскостных спортивных сооружений

Единицы измерения

количество учащихся на 1000 жителей

количество учащихся на 1000 жителей

м2 торговой площади на 1000 жителей

м2 торговой площади на 1000 жителей

1 койка на 1000 жителей

1 посещение в смену

1 место

1 место

м2 общей площади на 1000 жителей

Республика Башкортостан Республика Татарстан

100

35

70

30

По заданию на проектирование, определяемому органами здравоохранения (фактическая обеспеченность -7,85)

22

0,3 5

1950

Расчет по демографии с учетом уровня охвата школьников для ориентировочных расчетов 91 | 61 в том числе для X - XI классов 14 | 7

Расчет по демографии с учетом численности детей 53-62 | 52-55

70

30

По заданию на проектирование, определяемому органами здравоохранения, но не менее 13,47

По заданию на проектирование, определяемому органами здравоохранения, но не менее 18,15

0,3

5-8 1950

Самарская область

110

55

10,5

18,15

5

2000

Плавательные бассейны

квадратные метры зеркала воды на 1 тысячу человек

75

75

75

Таким образом, в некоторых регионах задаются фиксированные значения некоторых нормативов, в других регионах значения тех или иных нормативов будут варьироваться в зависимости от изменения определенных факторов.

Из таблицы 2 видно, что не все показатели можно рассчитать исходя из имеющихся в открытом доступе статистических данных.

К примеру, невозможно рассчитать количество квадратных метров плоскостных спортивных сооружений или плавательных бассейнов в расчете на 1000 жителей, так как имеются данные только о количестве данных сооружений. То же самое касается театров — при имеющихся данных количества посещений театров невозможно рассчитать фактическое значение норматива обеспеченности театрами.

Уровень обеспеченности объектами социальной инфраструктуры каждого региона определяется путем сопоставления нормативных и фактических значений того или иного норматива. Данный метод учитывает особенности каждого региона и довольно прост в применении, однако сравнение различных регионов получается провести довольно неоднозначно.

Таблица 2 — Сравнение нормативных и фактических значений обеспеченности регионов объектами социальной инфраструктуры за 2016 г.

Учреждения,

предприятия,

сооружения

Общеобразовательные организации

Дошкольная организация

Продовольственные магазины

Единицы измерения

количество учащихся на 1000

количество учащихся на 1000 жителей

м2 торговой площади на 1000 жителей

Республика Башкортостан

норм.

Республика Татарстан

100

35

70

Самарская область

факт. норм.

108,63 Расчет по

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

демографии с учетом уровня охвата школьников для

ориентировочных расчетов 91 | 61 в том числе для X -XI классов 14 | 7

54,09 Расчет по

демографии с учетом

численности детей 53-62 | 52-55

70

факт. норм. факт.

97,14 110

94,01

54,59 55

46,92

Стационары всех типов с

вспомогательными зданиями и сооружениями

Амбулаторно-поликлиническая сеть, диспансеры без стационара

1 койка на

1000

жителей

посещение в смену

По заданию на проектирование, 7, определяемому органами здравоохранения(фактическая обеспеченность -7,85)

22

25,94

По заданию на

проектирование,

определяемому

органами

здравоохранения,

но не менее 13,47

По заданию на

проектирование,

определяемому

органами

здравоохранения,

но не менее 18,15

6,52 10,5

7,62

24,05 18,15 24,87

Санатории-профилактории

Театры

Территория плоскостных спортивных сооружений

Плавательные бассейны

1 место

1 место

м2 общей площади на 1000 жителей

квадратные

метры

зеркала

воды на 1

тысячу

человек

0,3

1950

75

0,01

0,3

5-8 1950

75

0,01

5

2000 75

5

В разных регионах устанавливаются различные нормативы обеспеченности, и они не всегда могут совпадать, поэтому составить полную картину сравнения обеспеченности регионов объектами социальной инфраструктуры не всегда представляется возможным. Также данная методика с использованием большого количества нормативов не предусматривает интеграцию используемых нормативов или ранжирование их по степени значимости, что осложняет сравнение обеспеченности разных регионов объектами общественной инфраструктуры. К тому же не все показатели можно рассчитать исходя из имеющихся статистических данных или перевести в другие единицы измерения.

Использование методики динамических показателей для оценки социального развития региона

Методика позиционирования регионов по динамике комплексного развития социальной инфраструктуры, предложенная Боталовой М.Е., основана на системе оценочных показателей.

Данная система включает восемь предметных сфер оценки — жилье, образование, здравоохранение, транспорт, связь, физическая культура и спорт, культура, отдых и туризм.

В рейтинговой оценке используются статистические данные за период с 2012 по 2016 гг., обработка исходных данных проводится с помощью темпов роста и перевода их в коэффициентную форму для упрощения дальнейших вычислений.

Групповые динамические показатели рассчитываются по мультипликативной модели, основанной на средней геометрической. Интегральный показатель рассчитывается по технике расстояний путем определения сумм квадратов отклонения стандартизированных групповых динамических показателей сравниваемого региона от единицы, за которую принимается «эталонное» значение групповых динамических показателей оценки развития социальной инфраструктуры.

Стандартизация показателей проводится путем отношения величин групповых показателей по всем объектам сравнения к величине групповых показателей «эталонного» объекта.

В таблице 3 отображены результаты расчетов с выделенными «эталонными» регионами по каждой предметной сфере развития социальной инфраструктуры. Согласно данным таблице, наибольшее число раз среди трех анализируемых регионов оказывалась «эталонным» регионом Республика Татарстан.

Таблица 3 — Групповые динамические показатели оценки комплексного развития социальной инфраструктуры регионов

Субъекты Федерации

Республика Башкортостан

Республика Татарстан

Самарская область

Предметные сферы оценки развития социальной инфраструктуры

жилье образование здравоохранение транспорт связь физическая

культура и

0,9526 1,0095

0,8858 0,9771

1,0316 1,0057

1,0796 1,1212

0,9871

1,0078

0,8277

0,7877

спорт

1,1824 1,0079

1,2268 1,0561 1,1136 1,0925

культура отдых и

туризм

1,0191 0,8910

1,1639 1,1608

1,0511 1,0213

В таблице 4 отображены групповые динамические показатели после стандартизации и регионы, являющиеся «эталонными» по каждой группе показателей.

Таблица 4 — Стандартизированные групповые динамические показатели оценки комплексного развития социальной инфраструктуры регионов

Субъекты Федерации

Республика Башкортостан

Республика Татарстан

Самарская область

Предметные сферы оценки развития социальной инфраструктуры

жилье образование здравоохранение транспорт связь физическая

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

культура и

0,9234 1,0000 0,8586 0,9679 1,0000 0,9963

0,9629

1,0000

0,8805

спорт

1,0000 0,9638 0,9226 0,8214 1,0000 0,9667 0,7816 0,9077 1,0000

культура отдых и

туризм

0,8756 0,7676

1,0000 1,0000 0,9031 0,8799

Расчет интегральных показателей по каждому региону проводится по следующей формуле:

, (1) ,_

ИП,, = у'ХГ ,0 - ГПст,;)2

где ГСсту — групповые динамические стандартизированные показатели оценки развития социальной инфраструктуры ]-того региона по 1-й предметной сфере оценки;

п=8, по количеству оцениваемых предметных сфер.

По мнению автора предлагаемой методики все показатели, используемые в расчете, являются стимулянтами, стремящимися к росту, то «эталонным» объектом оценки в каждой предметной сфере определяется регион с максимальной величиной группового динамического коэффициента.

Ранжирование регионов проводится в обратном порядке, т.е. первое место присваивается региону с минимальной величиной показателя комплексного развития инфраструктуры. Ранжирование анализируемых регионов представлено в таблице 5.

Таблица 5 — Результаты рейтинговой оценки комплексного развития социальной инфраструктуры регионов за 20122016 гг.

Субъекты Федерации Рейтинговая оценка

Интегральный показатель, коэффициент Занимаемое место

Республика Башкортостан 0,2899 2

Республика Татарстан 0,2324 1

Самарская область 0,3071 3

Согласно таблице 5 наилучший рейтинг по итогам расчетов выявлен у Республики Татарстан, у нее наблюдается наименьшее значение интегрального показателя. Республика Татарстан лидировала по трем из восьми групповым показателям. У Самарской области и Республики Башкортостан значения интегральных показателей довольно близки, но все же позиции лучше у второй.

Таким образом, данная методика позволяет выявлять лидирующие по динамике регионы как в комплексе учитываемых предметных сфер, так и в каждой по отдельности.

Использование методик, основанных на расчетах индексов развития социальной инфраструктуры региона

Следующие рассматриваемые методики основываются на расчетах индексов развития социальной инфраструктуры региона.

Методика, предложенная авторами Артемовой О.В. и Логачевой Н.М., рассматривает три блока показателей для оценки уровня развития социальной инфраструктуры региона. Первый блок характеризует базовые условия региона:

1) валовый региональный продукт на душу населения:

КрврП= ВРПр/Чр, (2)

где ВРПр — валовой региональный продукт соответствующего региона, Чр — численность населения региона;

2) плотность населения региона:

Крпн= Чр/Пр, (3)

где Пр — площадь региона чел./км2;

3) бюджетная обеспеченность региона на душу населения, тыс. руб./чел., которая определяется отношением доходов консолидированного бюджета региона к численности населения региона:

Кр6о= ДБр/Чр (4)

4) среднедушевые денежные доходы населения региона Крсд, руб.

В качестве базы для формирования сопоставимых индексов в методике используется соответствующие среднероссийские значения. Таким образом, индекс по каждому показателю для каждого анализируемого региона будет определяться как соотношение соответствующего регионального и среднероссийского показателя.

На основе рассчитанных индексов определяется интегральный показатель, для которого методом экспертных оценок были определены веса каждого относительного показателя. По мнению экспертов наибольший вес в первом блоке показателей имеет индекс валового продукта на душу населения — 0,4. Далее по степени убывания весомости следует индекс бюджетной

обеспеченности региона на душу населения с весом 0,3; среднедушевых доходов населения с весом 0,2 и плотности населения региона с весом 0,1. Таким образом, интегрированный показатель по первому блоку рассчитывается по формуле (5):

ИП1=0,4ИврП+0,1 Ипн+0,3Ибо+0,2ИСд (5)

Второй и третий блоки характеризуют уровни развития инфраструктуры в сферах здравоохранения и образования региона, так как именно эти две сферы авторы методики считают основополагающими.

Второй блок состоит из следующих относительных показателей:

1) мощность больничный учреждений региона Крм6 (число больничных коек на 10 тыс. чел. населения региона);

2) мощность врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений региона Крмп (количество посещений в смену на 10 тыс. чел. населения региона);

3) инвестиции региона в здравоохранение региона на душу населения:

Криз=ИЗр/Чр, (6)

где ИЗр — инвестиции в здравоохранение региона, тыс. руб./чел.;

4) ввод в действие больничных учреждений региона КРв6 (число коек на 100 тыс. чел. населения региона);

5) ввод в действие врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений региона КРвП (число посещений в смену на 100 тыс. чел. населения региона).

Третий блок характеризует уровень развития элементов инфраструктуры в сфере образования:

1) охват детей дошкольными образовательными учреждениями региона Крду;

2) охват общеобразовательными учреждениями региона:

КРоу=ЧУр/Чр, (7)

где ЧУР — численность учащихся общеобразовательных учреждений региона (доля учащихся общеобразовательных учреждений от общей численности населения региона);

3) обеспеченность общеобразовательных учреждений региона персональными компьютерами КРПк (число рабочих мест с ЭВМ на 100 учащихся);

4) охват региона учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования:

КРпу=(ЧНУр+ЧСУр+ЧВУр)/Чр, (8)

где ЧНУр — численность учащихся в учреждениях начального профессионального образования региона, ЧСУр — численность учащихся в учреждениях среднего профессионального образования региона, ЧВУр — численность учащихся в учреждениях высшего профессионального образования региона, тыс. чел.;

5) инвестиции региона в образование на душу населения:

КРио=ИОр/Чр, (9)

где ИОР — инвестиции в образование региона, тыс. руб./чел.;

6) ввод в действие дошкольных учреждений региона Крвду (число мест на 10 тыс. детей дошкольного возраста региона);

7) ввод в действие общеобразовательных учреждений КРвоу (число ученических мест на 10 тыс. детей школьного возраста региона).

Индексы показателей второго и третьего блока рассчитываются аналогично индексам первого блока. Последующее интегрирование индексов осуществляется с помощью балльной системы. Если индекс региона:

• равен 0, то регион получает 0 баллов;

• менее 0,9, то 1 балл;

• от 0,9 до 1,1, то 2 баллов;

• более 1,1 — 3 балла.

Используемые для анализируемых регионов значения необходимых для расчета показателей первого блока данных представлены в таблице 6. Данные представлены согласно официальным статистическим источникам за 2016 год.

Таблица 6 — Оценка базовых условий развития регионов

Регион РФ ВРП на Численность Площадь Доходы

душу населения, тыс. региона, тыс. консолидированного

населения чел. кв.км бюджета, млн руб.

Республика 330,4 Башкортостан

Республика 499,8 Татарстан

Самарская 397,9 область

РФ

472,2

4 067,00

3 885,00

3 203,00

146 804,00

142,95

67,85

53,57

17 125,19

160 293,87 261 982,20 173 301,82 28 181 500,00

Среднедушевые денежные доходы населения, руб.

28 125,00

32 609,00 26 795,00 30 744,00

В следующей таблице представлены рассчитанные показатели первого блока.

Таблица 7 — Коэффициенты базовых условий развития регионов

Регион РФ Кврп Кпн Кбо Ксд

Республика Башкортостан 330,40 28,45 39,41 28 125,00

Республика Татарстан 499,80 57,26 67,43 32 609,00

Самарская область 397,90 59,80 54,11 26 795,00

РФ 472,20 8,57 191,97 30 744,00

В таблице 8 представлены итоги расчетов индексов по первому блоку показателей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 8 — Оценка базовых условий развития регионов

Регион РФ Иврп Ипн Ибо Исд И1 Ранг

Республика Башкортостан 0,700 3,319 0,205 0,915 0,856 3

Республика Татарстан 1,058 6,680 0,351 1,061 1,409 1

Самарская область 0,843 6,975 0,282 0,872 1,293 2

РФ 1,000 1,000 1,000 1,000 1,000 —

Согласно данным таблицы 8, можно сделать вывод о том, что из трех анализируемых регионов Республика Татарстан набрала наибольший интегрированный показатель, что говорит о более развитом уровне социальной инфраструктуры.

Наименьший ранг присвоен Республике Башкортостан, так как значения почти всех индексов находятся ниже среднероссийского уровня.

В таблице 9 приведены официальные данные за 2016 год, касающиеся сферы здравоохранения.

Таблица 9 — Данные для расчета показателей, характеризующих состояние социальной инфраструктуры в сфере здравоохранения

Регион РФ Число больничных коек на 10 тыс. чел.

Посещения в смену на 10 тыс. чел.

Инвестиции в здравоохранение, млн руб.

Число коек на Посещения в 100 тыс. чел. смену на 100 тыс. чел.

Республика 78,8 259,4 4 361,2 7,88 25,94 Башкортостан

Республика 65,2 240,5 5 580,5 6,52 24,05 Татарстан

Самарская 76,2 248,7 3 381,5 7,62 24,87 область

РФ 81,6 266,6 181 786 8,16 26,66

В следующей таблице отражены рассчитанные коэффициенты развития регионов в сфере здравоохранения для выбранных трех регионов и России в целом.

Таблица 10 — Коэффициенты, характеризующих состояние социальной инфраструктуры в сфере здравоохранения регионов

Регион РФ Кмб Кмп Киз Квб Квп

Республика Башкортостан 78,8 259,4 1,07 7,88 25,94

Республика Татарстан 65,2 240,5 1,44 6,52 24,05

Самарская область 76,2 248,7 1,06 7,62 24,87

РФ 81,6 266,6 1,24 8,16 26,66

В таблице 11 представлены рассчитанные индексы по показателям второго блока.

Таблица 11 — Индексы, характеризующих состояние социальной инфраструктуры в сфере здравоохранения регионов

Регион РФ Имб Имп Ииз Ивб Ивп

Республика Башкортостан 0,966 0,973 0,866 0,966 0,973

Республика Татарстан 0,799 0,902 1,160 0,799 0,902

Самарская область 0,934 0,933 0,853 0,934 0,933

РФ 1 1 1 1 1

В таблице 12 представлены итоговые данные, характеризующие уровень развития социальной инфраструктуры в сфере здравоохранения регионов. По итогом суммирования индексов второго блока показателей выяснилось, что все три анализируемые региона имеют одинаковое количество баллов, но при этом уровень некоторых индексов чуть ниже среднероссийского уровня.

Таблица 12 — Оценка уровня развития социальной инфраструктуры в сфере здравоохранения, в баллах

Регион РФ Имб Имп Ииз Ивб Ивп И2

Республика Башкортостан 2 2 1 2 2 9

Республика Татарстан 1 2 3 1 2 9

Самарская область 2 2 1 2 2 9

РФ 2 2 2 2 2 10

В таблице 13 предоставлены официальные статистические данные для расчета показателей третьего блока.

Таблица 13 — Данные для расчета показателей, характеризующих уровень развития социальной инфраструктуры в сфере образования регионов

Регион РФ

Доля от Численность учащихся Число

численности общеобразовательных рабочих

детей учреждений, тыс. чел. мест с дошкольного ЭВМ на возраста 100

Республика Башкортостан

Республика Татарстан

Самарская область

69,2 67,9 67,9

Численность учащихся в учреждениях начального профессионального

441,8

377,4

301,1

учащихся образования

1 130 71,7

2 200

1 340

71,7 58,3

Численность учащихся в Ч учреждениях у

среднегопрофессионального у образования в

п о

27,4

14,2

1

РФ

66,5

14 596,3

1 350

2 304,8

563

4

В таблице 14 отражены значения рассчитанных коэффициентов, характеризующих уровень развития социальной инфраструктуры в сфере образования анализируемых регионов.

Таблица 14 — Коэффициенты, характеризующие уровень развития социальной инфраструктуры в сфере образования регионов

Регион РФ Кду Коу Кпк Кпу Кио Квду Квоу

Республика Башкортостан 69,2 0,109 1130 0,050 1,032 60,5 22,88

Республика Татарстан 67,9 0,097 2200 0,061 1,703 60,7 33,32

Самарская область 67,9 0,094 1340 0,053 0,731 65,9 86,05

РФ 66,5 0,099 1350 0,050 1,435 63,5 29,26

В таблице 15 представлены рассчитанные значения индексов, характеризующих состояние социальной инфраструктуры в сфере образования регионов.

Таблица 15 — Индексы, характеризующие состояние социальной инфраструктуры в сфере образования регионов

Регион РФ Иду Иоу Ипк Ипу Иио Ивду Ивоу

Республика Башкортостан 1,04 1,09 0,84 1,02 0,72 0,95 0,78

Республика Татарстан 1,02 0,98 1,63 1,24 1,19 0,96 1,14

Самарская область 1,02 0,95 0,99 1,07 0,51 1,04 2,94

РФ 1 1 1 1 1 1 1

В следующей таблице представлены итоговые данные, характеризующие уровень развития социальной инфраструктуры в сфере образования регионов.

По итогам суммирования индексов третьего блока показателей был выявлен лидер — Республика Татарстан, чей уровень развития сферы образования по некоторым показателям превысил среденероссийский. Уровень развития сферы образования Самарской области близок к среднероссийскому, а уровень Республики Башкортостан — ниже.

Таблица 16 — Оценка уровня развития социальной инфраструктуры в сфере образования, в баллах

Регион РФ Иду Иоу Ипк Ипу Иио Ивду Ивоу И3

Республика Башкортостан 2 2 1 2 1 2 1 11

Республика Татарстан 2 2 3 3 3 2 3 18

Самарская область 2 2 2 2 1 2 3 14

РФ 2 2 2 2 2 2 2 14

Таким образом, данная методика позволяет определить дифференциацию регионов по уровню развития социальной инфраструктуры и сравнить с среднероссийским уровнем, а также определить приоритетные направления развития социальной инфраструктуры [2]. Плюсами данной методики является относительно простые вычисления, использование официальных статистических источников в открытом доступе. Однако в методике учитываются только сферы здравоохранения и образования, а также несколько базовых показателей, которые не в полной мере отражают развитие социальной инфраструктуры региона. Также сравнение показателей регионов с среднероссийским уровнем не всегда может адекватно отражать состояние социальной инфраструктуры региона, так как каждый регион обладает своими особенностями. Возможно, следует выбрать за базу значения показателей одного из регионов федерального округа и анализировать значения показателей регионов именно из одного и того же федерального округа.

Следующая рассматриваемая методика предложена авторами Ильченко А.Н., Абрамовой Е.А. и Ивановой Н.А. и основывается на расчете индекса развития социально-экономической инфраструктуры (ИРСЭИ), который состоит из социально-демографической и производственной составляющих.

В таблице 17 представлены данные официальных статистических источников за 2016 год, характеризующие развитие социально-экономической инфраструктуры.

Таблица 17 — Данные для расчетов социально-демографической составляющей индекса развития социально-экономической инфраструктуры (ИРСЭИ)

Регион РФ

Республика Башкортостан

Республика Татарстан

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Самарская область

Уровень ВРП на душу

населения, руб.

330 400

499 800

397 900

Численность учителей государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений (без вечерних общеобразовательных учреждений), на 1000 чел. населения

8,58

8,42

6,24

Численность врачей всех специальностей, на 1000 чел. населения

4,11

4,02

4,59

Общая площадь жилых помещений,

Среднегодовая численность занятых в экономике на

приходящаяся 1000 чел. в среднем на экономически одного жителя, кв.м

24,8

25,7

25,6

активного населения

875,28

954,54

989,40

Экономические возможности личности оцениваются реальным ВВП на душу населения (автор использует методику экспертов ООН):

(10)

где Pfxx - зафиксированный в регионе уровень ВВП на душу населения; Pmax = 40000, Pmnn = 100 (долл.США) - нормативы, рекомендуемые экспертами ООН для всех стран.

j _ loglOP/te-'oglOPmiti р loglOPmtLV-lcglOPmin'

Расчет частных индексов Ik , Ic, Ih, проводится на основе общей формулы (11): где Pfxx — фактическое значение показателя в регионе;

Pmax, Pmin — соответственно максимальное и минимальное значения среди всех исследуемых регионов.

J _ Pfix Pmin

Показатель развития транспортной сети оценивается по протяженности дорог общего пользования с твердым покрытием — TRa а также по протяжённости железнодорожных магистралей — TRb, (км на 1000 кв. км территории):

1« = V

TRafix-TRc

2 TRn

x-TRa

-+7;

TRbfix~TRbn

2 TRbmax~TR

где максимальное, минимальное и зафиксированное значения показателей определяются аналогично формуле (13).

Экологический потенциал окружающей среды рассчитывается на основе опубликованных ежегодных данных о количестве промышленных выбросов в атмосферу - Z1 , а также об объемах неочищенных сточных вод - Z2 (тонн на 1 кв. км территории в год).

Будет вычитаться полученная сумма из 1, чтобы сохранить «позитивную» направленность всех частных индексов:

г /2 71 —71 /2 77 — 77

Мпах 1 тгл

Уровень пресноводного водоснабжения территории - индекс !„ — рассчитывается на основе климатогеографического положения территории: годовой водосток W из бассейнов рек и озер (куб. км на 1 кв. км территории).

В таблице 18 отражены рассчитанные индексы социально-демографической составляющей.

Таблица 18 — Индексы социально-демографической составляющей уровня развития социально-экономической инфраструктуры регионов РФ

Регион РФ Индекс

Индекс обеспеченности

Индекс обеспеченности Индекс

экономических населения медицинскими и населения минимально деловой

возможностей образовательными услугами ^ благоустроенным жилищем № активности

личности ф бизнеса №

Республика 0,669 Башкортостан

Республика 0,738 Татарстан

Самарская 0,700 область

0,579 0,465 0,500

0,000 1,000 0,889

0,000 0,695 1,000

В таблице 19 отражены рассчитанные индексы производственной составляющей.

Таблица 19 — Данные для расчетов производственной составляющей индекса развития социально-экономической инфраструктуры (ИРСЭИ)

Регион РФ Протяженность

Протяженность Использование Выбросы

Сброс загрязненных

Республика Татарстан

Самарская область

автомобильных дорог железнодорожных свежей воды, загрязняющих сточных вод в

общего пользования с магистралей, км твердым покрытием, км на 1000 кв.км на 1000 кв.км

Республика 301 Башкортостан

430

310

102

129

256

куб. м на 1 кв. веществ в км территории атмосферу,

5 484,55

10 965,85

12 844,21

поверхностные водные объекты, тонн на 1 кв. км тонн на 1 кв. км территории территории

3,22

4,98

4,72

1 979,75

4 790,19

6 870,16

В таблице 20 отражены рассчитанные индексы производственной составляющей.

Таблица 20 — Индексы производственной составляющей уровня развития социально-экономической инфраструктуры регионов РФ

Регион РФ Индекс развития Индекс обеспеченности Индекс экологической чистоты

транспортной сети Кг пресной водой № окружающей среды ^

Республика 0,000 0,00 1,00 Башкортостан

Республика 0,588 0,74 0,21 Татарстан

Самарская 0,535 1,00 0,07 область

В таблице 21 представлены расчеты по указанным ранее формулам (1, 2, 3) ИРСЭИ.

Таблица 21 — Значения интегрального индекса уровня развития социально-экономической инфраструктуры (ИРСЭИ)

Регион РФ Isoc Iter ИРСЭИ

Республика Башкортостан 0,31 0,33 0,3262

Республика Татарстан 0,72 0,52 0,5848

Самарская область 0,77 0,54 0,6149

Итоговая величина ИРСЭИ варьируется в интервале от 0 до 1 и отражает привлекательность региона для населения и бизнеса в целом. Таким образом, данная методика позволяет комплексно охарактеризовать социально-экономическое развитие регионов с различных сторон: оценить привлекательность региона для трудовых ресурсов с точки зрения комфортности проживания, что отражает социально-демографическая составляющая, а также может служить индикатором для обоснования притока частных инвестиций (производственно-территориальная составляющая) [3]. Плюсами данной методики являются доступность расчетов, так как используются данные официальных статистических источников, и относительная простота вычислений, а также возможность отслеживания динамики ИРСЭИ для последующего анализа. Однако минусом данной методики является довольно небольшой и довольно ограниченный набор показателей, который может не в полной степени характеризовать уровень развития социальной инфраструктуры регионов.

Таким образом, по итогам расчетов уровня развития социальной инфраструктуры регионов были выявлены следующие положительные и негативные качества анализируемых методик (Таблица 22):

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 22 — Сравнительный анализ выбранных методик

Методика

Региональных нормативов обеспеченности объектами социальной инфраструктуры

Динамических показателей

Индексов с тремя блоками показателей

Индекса развития социально-экономической инфраструктуры (ИРСЭИ)

Плюсы

— простота вычислений (в основе метод сравнения);

— использование данных в открытом доступе;

— большое количество показателей, выделение групповых показателей;

— использование статистических данных в открытом доступе;

— выделение регионов, лидирующих в динамике как комплексно, так и в разрезе различных сфер;

— возможность определения приоритетного направления развития социальной инфраструктуры; -простота вычислений;

— использование статистических данных в открытом доступе;

— использование статистических данных в открытом доступе;

— использование показателей, отражающих качество жизни населения региона;

Минусы

— невозможность привести фактические показатели к нормативным из-за различных единиц измерения;

— использование в разных регионах несовпадающих нормативов;

— громоздкость расчетов;

— невозможность проведения расчета за конкретный год, а не за несколько периодов;

— учитываются только две сферы — здравоохранение и образование;

— использование в качестве базы среднероссийского уровня при большой дифференциации регионов;

— небольшое количество используемых показателей для отражения полной картины развития социальной инфраструктуры регионов.

Выводы

В качестве анализируемых регионов выбраны Республика Башкортостан, Республика Татарстан и Самарская область. В методике, основанной на нормативах обеспеченности объектами социальной инфраструктуры, сравниваются фактические показатели, достигнутые в регионах за 2016 г., с нормативными значениями. Однако при использовании данной методики не удается составить полную картину обеспеченности регионов объектами социальной инфраструктуры регионов из-за различия нормативов, установленных в разных регионах, которые не всегда одинаковы для каждого региона. Также данный метод не позволяет ранжировать сравниваемые регионы и рассматривать их социальное развитие в динамике.

Использование методики динамических показателей основано на выявлении лучших регионов в каждой из восьми предметных сфер оценки социального развития регионов и расчета интегрального показателя для дальнейшего рейтингования. Согласно данной методике, лучшим среди анализируемых регионов стала Республика Татарстан.

При практическом применении методики, основанной на расчете индекса развития социальной инфраструктуры региона по трем блокам показателей (базовые условия региона, развитие сферы здравоохранения и образования региона) оказалось, что также Республика Татарстан является регионом с наиболее развитой социальной инфраструктурой.

Далее рассматривалось практическое применение методики расчета расчете индекса развития социально-экономической инфраструктуры (ИРСЭИ), который состоит из социально-демографической и производственной составляющих. Согласно полученным результатам, наиболее привлекательным для населения и бизнеса регионом является Самарская область.

Таким образом, наиболее простыми для расчетов является методика с использованием нормативов, а также методики, основанные на расчете индексов, но также данные методики не в полном объеме отражают уровень социального развития регионов в динамике. А методика, основанная на расчете динамических показателей даже при достаточной громоздкости расчетов, отражает состояние социального развития регионов за несколько лет и в разрезе восьми групп показателей.

Библиографический список

1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040/. - Загл. с экрана.

2. Артёмова О.В., Логачёва Н.М. Методические подходы к оценке уровня развития социальной инфраструктуры регионов // Региональная экономика: теория и практика. — 2015. — №20. — с. 12-17.

3. Ильченко А.Н., Абрамова Е.А., Иванова Н.А. Статистический анализ развития регионов на основе интегральной оценки социально-экономической инфраструктуры // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 8-6. - С. 1440-1445.

4. Крупина Е. Ю., Криони О. В. Инвестиционное развитие Республики Башкортостан // Фундаментальные и прикладные разработки естественных и гуманитарных наук: современные концепции, последние тенденции развития: материалы XV Всероссийской научно-практической конференции (24 сентября 2018г.): в 4-х ч. Ч 4. - Ростов-на-Дону: изд-во Южного университета ИУБиП, 2018. - 357 с. — с. 317-322.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.