СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДИК ОЦЕНКИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЗАЕМЩИКОВ В КОММЕРЧЕСКОМ
БАНКЕ Кукота В.А.
Кукота Валерия Андреевна - магистрант, факультет заочного и дистанционного обучения, Челябинский государственный университет, г. Челябинск
Аннотация: в статье представлена сравнительная характеристика методик оценки кредитоспособности заемщиков, используемых отечественными и иностранными банками. Кроме того, выявлен ряд проблем при их использовании в отечественной практике.
Ключевые слова: банк, кредит, заемщик, кредитоспособность, внутрибанковская технология, кредитная организация.
Отзыв банковских лицензий Центральным банком продолжается и происходит в основном как следствие размещения банками средств в виде кредитов в низкокачественные активы, имеющие низкую ликвидность. Ситуация осложняется нулевым темпом прироста экономики и падением потребительского спроса. Налицо рост просроченной задолженности по кредитам, особенно по малому бизнесу. В этих условиях необходимо усилить внимание кредитных организаций к качественному уровню своих внутрибанковских технологий по выдаче кредитов и правильной оценке кредитоспособности заемщиков, за что наряду с коммерческими банками отвечает и регулятор их деятельности, а именно Центральный банк России.
Для оценки кредитоспособности клиентов коммерческие банки применяют разнообразные модели и методики анализа, базирующиеся на агрегированных количественных и качественных характеристиках заемщика.
Применение методик определения кредитоспособности заемщиков - юридических лиц необходимо для снижения рисков невозврата кредитов, позволяет более эффективно определить перечень экономических показателей для каждого вида экономической деятельности; провести учет отраслевой специфики субъектов хозяйствования; выполнить определение рейтингового класса заемщика с учетом величины предприятия (большое, среднее или малое).
Как правило, во всех методиках на основе комплексной оценки определяется удельный вес и приоритетность каждого критерия с целью определения суммы бальных оценок. Затем составляется таблица степени рискованности и принятия решений. На базе полученных экспертных оценок и удельного веса критерия определяется совокупная оценка кредитного риска по каждому отдельному заемщику и принимается решение о кредитоспособности клиента - потенциального заемщика и о целесообразности выдачи ему кредитных средств [1].
В практике банков США применяются «Правила шести Си», в которых критерии отбора клиентов обозначены словами, которые начинаются с буквы «Си»: Character - характер заемщика, Capacity - финансовые возможности, Cash -денежные средства, Collateral - обеспечение кредита, Conditions - общие экономические условия, Control - контроль.
Английскими банками для анализа кредитоспособности клиента широко используются принципы кредитования, определенные в моделях комплексного анализа, таких как CAMPARI: Character - репутация заемщика, Ability - способность вернуть кредит, Marge - доходность операции, РоигроБе - целевое назначение кредита, Amount -сумма кредита, Repayment - условия погашения, Insurance - обеспечение.
Применяется также и методика PARTS, аббревиатура которой означает: Purpose -назначение полученных заемных средств, Amount - размер ссуды, Repayment - возврат
кредита и процентов, Term - срок, на который предоставляется кредит, Security -обеспечение возврата кредита.
В методике PARSER используются показатели: Person - репутация потенциального клиента, Amount - обоснование суммы кредита, Repayment - определение возможности погашения займа, Security - оценка обеспечения, возможность реализации залога, Expediency - целесообразность предоставления займа, Remuneration - вознаграждение банка (процентная ставка) за кредитный риск.
В мировой практике достаточно широко применяется система анализа кредитоспособности MEMO RISK: Management - качество менеджмента, Experience -опыт, Market - общие обстоятельства для бизнеса заемщика, Operations - оценка бизнеса заемщика, Repayment - определение возможности погашения кредита, Interest - процентная ставка, Security - обеспечение, Kontrol - контроль.
Система 4 FC (четыре основы кредитоспособности) включает показатели: Management quality - качество менеджмента, Industry dynamics - специфика отрасли и ее динамика, Security realization - обеспечение и возможность реализации залога, Financial condition - финансовое состояние заемщика.
Сравнительная характеристика используемых показателей различных методик по оценке финансового состояния заемщика на основе моделей комплексного анализа приведена в таблице [2].
Однако наряду с преимуществами использования методик оценки кредитоспособности заемщиков, базирующейся на расчете финансовых показателей, к которым можно отнести простоту расчетов, доступность аналитической информации, высокую точность и объективность полученных результатов, их применение имеет ряд недостатков:
Таблица 1. Сравнительная характеристика методик оценки кредитоспособности заемщиков
Критерии оценки Методики оценки кредитоспособности заемщиков
CAMPARI PARTS PARSER MEMO RISK «6С» «4FC»
Репутация заемщика, качество менеджмента, управленческие навыки + + + + +
Опыт - - - + - -
Специфика отрасли бизнеса заёмщика, динамика отрасли + + +
Обеспечение кредита, возможность реализации залога, способ страхования кредитного риска + + + + + +
Контроль - - - + - -
Финансовое состояние заемщика, оценка бизнеса, состояние капитала + + +
Экспозиция денежных потоков и кредитных нужд + +
Возможность погашения кредита + + + + + -
Обоснование суммы кредита + + + - + -
Вознаграждение за кредитный риск, процентная ставка + +
Целесообразность предоставления займа - - + + - -
Цель кредита + + - - - -
Срок кредита - + - - - -
- ограничение исключительно финансовыми показателями и недооценка роли качественных факторов кредитоспособности и условий кредитования;
- неконкретность выбора системы базовых количественных показателей;
- отсутствие других критериев оценки способности заемщика выполнить свои обязательства, включая погашение кредита банка, кроме фактических показателей деятельности заемщика за истекший период;
- статичность рассчитанных коэффициентов, раскрывающих текущее состояние заемщика на момент получения кредита.
- отсутствие информации о динамике указанных показателей деятельности предприятия, повышает риск в процессе кредитования заемщика;
- высокая чувствительность к недостоверности исходных данных;
- громоздкость при использовании статистических отраслевых и межотраслевых данных.
Проведенный анализ методик и моделей оценки кредитоспособности заемщиков, используемых отечественными и иностранными банками, свидетельствует о несовершенстве данных методик и выявляют ряд проблем при их использовании в отечественной практике.
В частности, зарубежные методики не являются адаптированными к отечественной экономике и не учитывают ряд важных условий, в которых работают российские предприятия, а именно: особенности в системе бухгалтерского учета и налоговом законодательстве, влияние инфляции на формирование показателей деятельности предприятия, отраслевую принадлежность предприятия, специфичность национального рынка и прочее. Также предельные значения показателей, предложенные зарубежными учеными, часто являются недосягаемыми для российских предприятий.
Отечественные методики в основном базируются на расчете финансовых показателей, которые рассчитываются на основании данных финансовой отчетности за последний отчетный период, в то время как использование качественных характеристик заемщика (деловая репутация, состояние финансовой отчетности, характеристика бизнеса, анализ внешней среды) является второстепенным.
Самым распространенным недостатком в деятельности банков по вопросу оценки кредитоспособности является отсутствие достаточного информационного обеспечения о текущем финансовом состоянии заемщиков отсутствие навыков критической оценки объективности финансовой отчетности. Также нельзя игнорировать случаи умышленного искажения заемщиками официальной бухгалтерской отчетности или за счет завышения получаемых доходов, либо занижения осуществленных расходов. Никакая, даже самая совершенная методика анализа заемщика не обеспечивает объективности полученных результатов, если исходная информация недостаточно полная или ненадежная.
Зависимость предоставления объективного заключения относительно надежности заемщика от достоверности исходных данных является также существенным недостатком отечественных моделей оценки кредитоспособности клиентов.
Кроме того, существенной проблемой является необходимость учета динамики финансовых показателей предприятия - заемщика и обеспечение достоверности данных, которые являются базовыми для оценки платежеспособности коммерческих банков России.
Таким образом, в настоящее время России требуется совершенствование методов и рейтинговой системы и разработка комплекса мер, которые смогут существенно улучшить уровень оценки кредитоспособности предприятий-заемщиков, а благодаря этому улучшить процесс кредитования, принципы принятия решения, совершенствовать механизмы управления кредитным портфелем банков, принципов формирования кредитной политики и методы формирования резервов.
Список литературы
1. Мищенко И., Славянская Н.Г. Банковские операции: учебник. К.: Знания, 2015. 727 с.
2. Епифанов А.А., Дехтяр Н.А. Оценка кредитоспособности и инвестиционной привлекательности субъектов хозяйствования. С.: УАБД НБУ, 2014. 286 с.
РОЛЬ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В ФОРМИРОВАНИИ
КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1 2 Саркисян А.Ф. , Саркисян А.Ф.
1Саркисян Андрей Феликсович - магистрант;
2Саркисян Артем Феликсович - магистрант, кафедра инновационного менеджмента и предпринимательства, Институт магистратуры Ростовский государственный экономический университет, г. Ростов-на-Дону
Аннотация: в настоящее время, когда рынок освободился от подавляющего множества иностранных конкурентов, отечественные производители начали борьбу за потребителя между собой. На собственном опыте развитые страны доказывают, что побеждает тот, кто предпочитает действовать на основе внедрения инноваций, а главной целью их стратегии выступает разработка новых продуктов и услуг. В мировом масштабе инновации - это необходимость выживания, сохранения конкурентоспособности и дальнейшего процветания. Только инновационная деятельность может оказать существенное влияние на формирование конкурентной стратегической концепции промышленного предприятия.
Ключевые слова: инновационное развитие, инновации, конкурентная стратегия, инновационная деятельность, конкурентоспособность предприятия.
В настоящее время, когда рынок освободился от подавляющего множества иностранных конкурентов, отечественные производители начали борьбу за потребителя между собой. На собственном опыте развитые страны доказывают, что побеждает тот, кто предпочитает действовать на основе внедрения инноваций, а главной целью их стратегии выступает разработка новых продуктов и услуг.
В наибольшей степени предприимчивые бизнесмены не растерялись в рыночных условиях. Они сумели адаптироваться к рынку и создать отделы маркетинга, которые находятся в тесной связи с потребителями. В это же время были установлены новые системы управленческого учета, которые могли показать реальную картину финансового положения предприятий. Но оказалось, что этого мало для создания долгосрочной конкурентоспособности компаний. Только инновационная деятельность может оказать существенное влияние на формирование конкурентной стратегической концепции промышленного предприятия.
Целью написания данной работы является изучение роли инноваций в формирования конкурентной стратегии предприятия.
Любое предприятие сталкиваются с проблемой выбора стратегии. От стратегии предприятия зависит его успех, что подчеркивает актуальность данной статьи.
Практической значимостью статьи заключается в определении роли инновационного развития и повышении конкурентоспособности, является исследование роли инноваций, инновационного развития в формировании конкурентной стратегии предприятия, повышении эффективности его деятельности.