2010 История №2(10)
УДК 94(575.3)
О.Х. Шарафиева
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНФЛИКТОВ В ТАДЖИКИСТАНЕ (1992-1997 гг.)
И БОСНИИ И ГЕРЦЕГОВИНЕ (1992-1995 гг.)
Дана краткая сравнительная характеристика двух внутренних конфликтов, проходивших в одно время и получивших международное значение. Конфликты рассматриваются по основным параметрам: предпосылки, основные участники, международное присутствие, процесс урегулирования и завершение конфликта.
Ключевые слова: Таджикистан, Босния и Герцеговина, гражданские войны, урегулирование конфликтов.
Конец 1980-х - начало 1990-х гг. стали одним из тех переломных периодов в истории, которые резко меняют всю существующую систему. Изменения затронули, главным образом, СССР и Восточную Европу, в то же время косвенно они повлияли и на другие регионы мира. Перестройка, начавшаяся в середине 1980-х гг. в СССР, должна была способствовать идеологическому, политическому и экономическому обновлению не только в самом Совет -ском Союзе, но и в других странах социалистического лагеря, однако вместо этого попытки демократизации привели к крушению всей системы в целом, в том числе и к распаду крупнейших многонациональных государств. В масштабах всей страны дезинтеграция СССР прошла достаточно мирно, но на периферии локальные конфликты приобретали достаточно ожесточенный характер. Одним из наиболее масштабных и кровавых конфликтов была гражданская война в Таджикистане. В Европе распад Социалистической Федеративной Республики Югославии сопровождался самым крупномасштабным конфликтом со времен Второй мировой войны. В рамках этого конфликта наиболее ожесточенной и продолжительной была война в Боснии и Г ерцеговине.
Хронологически конфликты в Боснии и Герцеговине (1992-1995 гг.) и Таджикистане (1992-1997 гг.) почти совпадают, оба эти конфликта были спровоцированы распадом крупных государств, частью которых они являлись. В прошлом ни Босния и Герцеговина, ни Таджикистан не существовали в качестве независимых государств: Босния и Герцеговина входила в состав Австро-Венгрии, а затем двух Югославий (Королевства Югославии - в межвоенный период и Социалистической Федеративной Республики Югославии - после Второй мировой войны), территория современного Таджикистана до оформления существующих границ в составе СССР была частью различных государств - Туркестанского генерал-губернаторства Российской империи, Бухарского ханства, на Памире существовали независимые княжества. Именно история формирования этих государств в современном виде во многом предопределила характер произошедших конфликтов и их участников. Главными действующими лицами войны в Боснии и Герцеговине стали этнические группы, проживающие на этой территории: сербы, хорваты, му-
сульмане (в Югославии мусульмане - название национальности, а не религиозная принадлежность). В Таджикистане, где этнические группы находятся только в стадии формирования, основными участниками были так называемые субэтнические группы, т.е. региональные кланы: Ходжентский, Ку-лябский, Гиссарский, Гармский и Памирский (Горнобадахшанский), и партии, представляющие их интересы: Исламская партия возрождения Таджикистана, Демократическая партия Таджикистана, «Растохез», «Лали Бадах-шон» и т.д.
Основным вопросом таджикского конфликта была, в первую очередь, борьба региональных кланов за перераспределение власти в свою пользу, угроза распада страны на отдельные регионы явилась лишь следствием этой борьбы. В боснийском случае стороны конфликта изначально стремились к сецессии, с последующим провозглашением независимости или присоединению к соответствующему государству (сербы - к Союзной республике Югославии, хорваты - к Хорватии), лишь мусульманская часть Боснии и Герцеговины (за исключением отдельной группы мусульман-автономистов) отстаивала целостность страны, поскольку в случае распада государства подконтрольная ей территория значительно сокращалась, а этнически родственной страны, к которой можно было присоединиться, не существовало.
Оба конфликта уже в силу своего географического положения не могли не приобрести международного значения. Хотя степень вмешательства значительно варьировалась от посредничества в ходе межтаджикских переговоров до силового воздействия в случае Боснии и Герцеговины. В эти внутренние конфликты практически с самого начала оказались вовлечены иностранные государства, прежде всего те, в которых проживало этнически родственное население: в случае Таджикистана - Россия и Узбекистан, в случае Боснии и Герцеговины - СРЮ и Хорватия. Заинтересованность также проявили соседи Таджикистана - Иран, Пакистан, Афганистан. Что касается Боснии и Герцеговины, регион попал в сферу интересов сначала стран ЕС, а затем и США. Этот факт определил следующий ход событий. Именно благодаря американской дипломатии состоялся союз мусульман и хорватов Боснии и Г ерцеговины, так называемая Мусульманско-хорватская федерация, а военная операция НАТО против сербов Республики Сербской, которые находились в союзе с сербами Книнской Краины в Хорватии и мусульманами-автономистами Боснии и Герцеговины, заставила их капитулировать и вынудила сесть за стол переговоров. До того времени неоднократно проходили конференции по ситуации в Югославии (Лондонская конференция 25-28 августа 1992 г., Женевская конференция сентябрь - октябрь 1992 г., планом Вэнса - Оуэна (1993 г.) и т.д.), однако достичь взаимоприемлемых соглашений не удавалось.
С 1 ноября в Дейтоне (США, штат Огайо) начались мирные переговоры, которые закончились 21 ноября подписанием пакета мирных соглашений. Дейтонские соглашения состояли из общей рамочной части и одиннадцати приложений, в которых излагается суть достигнутых договоренностей. Главной договоренностью было прекращение военных действий на всей территории Боснии и Герцеговины и вывод из региона всех вооруженных сил за
согласованную демаркационную линию, стороны обязались соблюдать условия перемирия, для поддержания которого на территорию Боснии и Герцеговины вводился крупный контингент натовских сил и Специальные международные полицейские силы (СМПС) ООН [1]. В качестве одного из приложений (Приложение 4) к Дейтонским соглашениям - конституция Боснии и Герцеговины. Согласно этому документу Республика Босния и Герцеговина состоит из двух образований - Федерация Боснии и Герцеговины и Республики Сербской. Таким образом, документально было зафиксировано искусственно созданное разделение республики, что, по мнению исследователя В.К. Волкова, «дало мощный толчок к её этническому расслоению, причем не на две, а на три части» [2].
В случае Таджикистана значительную роль сыграли миротворческие силы СНГ, главным образом состоящие из российских граждан. После распада СССР в Таджикистане остался значительный контингент российских войск, прежде всего, пограничников для охраны стратегически важной границы с Афганистаном. На начальном этапе конфликта российские войска не занимали какой-либо определенной позиции, а лишь стремились защитить своих граждан и русское население. Позже российское руководство выразило поддержку официальному таджикскому правительству, но активно не вмешивалось в ход боевых действий. Однако при его посредничестве удалось начать переговорный процесс. Подписанию Московских соглашений предшествовал длительный период межтаджикского диалога - серии раундов и личных встреч двух лидеров воюющих сторон с апреля 1994 по июнь 1997 г., во время которых согласовывались позиции по определенным вопросам и подписывались документы, впоследствии составившие основу окончательного соглашения. Важнейшим органом, осуществляющим принятые на переговорах решения и одновременно контролирующим их выполнение противоборствующими группами, стала Совместная комиссия, созданная на паритетных началах из 10 представителей обеих сторон. 17 августа 1995 г. удалось добиться подписания «Протокола об основных принципах установления мира и национального согласия в Таджикистане», это был важнейший документ, на основе которого должны были вестись дальнейшие переговоры. 23 декабря 1996 г. был подписан протокол о создании Комиссии по национальному примирению, которая должна была стать основным исполнительным и контролирующим органом на переходный период, также в круг задач КНП входил вопрос возвращения беженцев и включения их в общественнополитическую жизнь страны [3].
Результатом Московского раунда межтаджикских переговоров стало подписание 27 июня 1997 г. «Общего соглашения об установлении мира и национального согласия в Таджикистане» [4]. Соглашение включало в себя пакет документов, как подписанных в это же время, так и принятых ранее:
- Протокол об основных принципах установления мира и национального согласия в Таджикистане от 17 августа 1995 г. (Приложение I);
- Протокол по политическим вопросам от 18 мая 1997 г. (Приложение II) и относящиеся к нему Соглашение президента Республики Таджикистан Эмомали Шариповича Рахмонова с Руководителем Объединенной таджик-
ской оппозиции Саида Абдулло Нури по итогам встречи в Москве от 23 декабря 1996 г. (Приложение III); Протокол «Об основных функциях и полномочиях Комиссии по национальному примирению» от 23 декабря 1996 г. (Приложение IV); Положение о Комиссии по национальному примирению от 21 февраля 1997 г. (Приложение V); дополнительный протокол к Протоколу «Об основных функциях и полномочиях Комиссии по национальному примирению» от 21 февраля 1997 г. (Приложение VI).
- Протокол по военным проблемам (Приложение VII);
- Протокол по вопросам беженцев от 13 января 1997 г. (Приложение VIII);
- Протокол о гарантиях осуществления Общего соглашения об установлении мира и национального согласия в Таджикистане от 28 мая 1997 г. (Приложение IX).
Таким образом, Московское соглашение явилось результатом тщательной проработки каждого отдельного аспекта проблемы, стремления сторон к выработке компромиссного решения, которое позволило в дальнейшем властям и оппозиции участвовать совместно в политической жизни страны. Подписание соглашения автоматически не снимало те противоречия, которые и привели к конфликту, однако оно позволило заложить основы для их разрешения в будущем.
Помимо содержания этих договоров, стоит отметить тех официальных лиц, кто их подписывал. Московское соглашение заключали две стороны: президент Таджикистана Э. Рахмонов и лидер Объединенной таджикской оппозиции А. Нури. Дейтонские переговоры проходили в трехстороннем формате и завершились подписанием договора президентом Союзной республики Югославии С. Милошевичем, президентом Хорватии Ф. Туджма-ном и президентом Боснии и Герцеговины А. Изетбеговичем. При сравнении составов участников видно, что в отличие от Московских соглашений, подписанных представителями основных действующих сил конфликта, в Дейтонских соглашениях собственно внутрибоснийские участники (за исключением официальной мусульманской стороны) задействованы не были. Их интересы должны были представлять внешние «покровители», т.е. Хорватия и Югославия. Таким образом, Московское соглашение выглядело намного перспективнее, поскольку было выработано непосредственными представителями конфликтующих сторон.
В настоящее время ситуация в обеих республиках далека от окончательного урегулирования. Босния и Герцеговина фактически разделена на три мало взаимодействующие друг с другом общины, единство и спокойствие в стране поддерживается за счет постоянного присутствия внешних сил: миссий ООН, НАТО, ЕС. В Таджикистане ситуация тоже достаточно сложная: центральными властями фактически не контролируется Горный Бадахшан, Согдийская область стремится к проведению независимой экономической политики, что неизбежно ведет к её обособлению. Однако в перспективе при разумной политике властей, готовых на дальнейшее сотрудничество с оппозицией, и при помощи гарантов выполнения соглашения (в основном экономической) возможны улучшения, поскольку двусторонний договор изна-
чально закладывал механизмы совместного (курсив автора) решения проблем, а не разделения по этнического или какому-либо другому признаку, как в случае Боснии и Герцеговины.
Сравнительная таблица конфликтов в Боснии и Герцеговине и Таджикистане
Параметры сравнения Босния и Герцеговина Таджикистан
Хронологические рамки 1992-1995 1992-1997
Участники Этнические группы Субэтнические группы (региональные кланы), политические партии
Основной вопрос конфликта Сецессия, провозглашение независимости или присоединение к этнически родственным государствам Борьба за перераспределение власти
Международное участие Россия, США, страны ЕС, СРЮ, Хорватия Россия, Узбекистан, Иран, Пакистан, Афганистан
Процесс урегулирования Лондонская конференция 25-28 августа 1992 г., Женевская конференция сентябрь - октябрь 1992 г., план Вэнса -Оуэна (1993 г.) и т.д. Серия раундов межтад-жикских переговоров (апрель 1994 - июнь 1997 г.)
Мирный договор Дейтонские соглашения (21 ноября 1995 г.) Московское соглашение (27 июня 1997 г.)
Основные положения Прекращение боевых действий, сохранение единого государства, разделение его на две части: Мусульманско-хорватская федерация и Республика Сербская, ввод на территорию войск НАТО для поддержания мира Прекращение боевых действий, сохранение единого государства, создание механизмов взаимодействия власти и оппозиции
Литература
1. Приложения 10, 11. Дейтонские соглашения // Международные организации и кризис на Балканах. Документы. Т. 3 / Институт славяноведения РАН; Сост. и отв. редактор Е.Ю. Гуськова. М.: Индрик. С. 207-232.
2. Волков В.В. Дейтонское соглашение в действии: надежды и сомнения //
http://www.nasledie.ru/oboz/N5-6_97/5-6_07.HTM
3. Протокол об основных функциях и полномочиях Комиссии по национальному примирению // http://daccess-ods.un.org/TMP/9510506.html
4. Общее соглашение об установлении мира и национального согласия в Таджикистане, подписанное в Москве 27 июня 1997 г. // http://daccess-ods.un.org/TMP/9375276.html