Научная статья на тему 'Сравнительная характеристика коммуникативной толерантности и интолерантности'

Сравнительная характеристика коммуникативной толерантности и интолерантности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1078
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / ИНТОЛЕРАНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Донскова Людмила Александровна

Автор статьи рассматривает признаки толерантной/интолерантной личности и классифицирует формы коммуникативного проявления соответствующих личностных качеств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительная характеристика коммуникативной толерантности и интолерантности»

№ 5 (34), 2009 "Культурная жизнь Юга России" ^

л. А. ДОНСКОВА

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ИНТОЛЕРАНТНОСТИ

Автор статьи рассматривает признаки толерантной / интолерантной личности и классифицирует формы коммуникативного проявления соответствующих личностных качеств.

Ключевые слова: коммуникация, толерантность, диалогическое общение, интолерантная личность, межличностное восприятие.

В отечественной науке проблема толерантности изучается сравнительно недавно; она привлекает интерес теоретиков и практиков в контексте процессуальных аспектов общения, связанных с поиском фундаментальных условий толерантности. Рассмотрение данного вопроса включает в себя также изучение интолерантного поведения. Надо учитывать, что число причин для проявления толерантности, а еще более - интолерантнос-ти в современном мире неуклонно возрастает.

Антиномичные понятия толерантность и интолерантность - наиболее значимы для поведенческой характеристики индивидов в плане общественных отношений. В отечественной психологической науке принято рассматривать эти категории в связи с индивидуальными и личностными свойствами. По мнению психологов Г. У. Солдатовой и Л. А. Шайгеровой, «интоле-рантная личность характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружение, высокой тревожностью, потребностью в порядке, желанием сильной власти. Толерантная личность - это человек, хорошо знающий себя и признающий других. Проявления сочувствия, сострадания - важнейшая ценность толерантного общества и черта толерантного человека» [1].

Деление людей на толерантных и интолеран-тных, равно как и социальных действий на целе-рациональные и традиционные, достаточно условно, поскольку «крайние позиции встречаются редко <...> Тем не менее склонность вести себя толерантно или интолерантно может стать устойчивой личностной чертой, что и позволяет проводить такого рода различия» [2].

В целом толерантность мы определяем как способность индивида без агрессии воспринимать мнения, отличающиеся от его собственных, корректно реагировать на особенности поведения и внешности окружающих. Несомненно, толерантность также имеет свои пределы в условно выстроенной «пирамиде мнений»; после известной черты мы относимся к отклонениям от привычного непримиримо. Однако важно избегать нетерпимости к тем особенностям индивида, изменить которые он не в силах.

Толерантность / интолерантность находят непосредственное выражение в социальных отношениях и ответных действиях, поскольку атрибу-

тивно принадлежат к системе потребностей, интересов, мотивов, установок, целей. Толерантность порождает доверие, готовность к компромиссу и сотрудничеству, радость, общительность, дружелюбие. Интолерантность в поведении вызывает негативную реакцию, недоброжелательность, а также отрицательные эмоции - гнев, досаду и злость. По мнению С. К. Бондыревой, «толерантность и интолерантность - это особые отношения, которые формируются <...> на основе оценки некоего объекта (чаще другого индивида) благодаря постоянной связи» с ним [3].

Толерантность или интолерантность как свойства индивида зависят, по крайней мере, от двух факторов: способности к торможению (сдерживанию) неблагоприятных реакций и умения справедливо оценить значимость той или иной проблемы. Иногда переоценка ситуации, умственное переведение ее в иной контекст, в другую плоскость устраняет основания для негативных эмоций. Люди с гибким мышлением обычно толерантны.

К основным формам проявления интолерант-ности отечественные и зарубежные исследователи относят предубеждения, предрассудки, отрицательные стереотипы, насилие в поступках и в речи (запугивание, угрозы, оскорбления, насмешки, прозвища), дискриминацию, самоизоляцию от общества, ксенофобию. Интолерантность часто имеет скрытую, неявную форму, не выраженную в вербально высказываемой позиции. Ученые считают, что причины этого кроются в психике человека, который склонен отдавать предпочтение собственному мнению, противостоящему взглядам других. В соответствии с инстинктом самосохранения, защиты своего потомства происходит деление окружающих людей на «своих» и «чужих». Человек лоялен к своим близким и подозрителен к посторонним; это вполне естественно и необходимо для выживания.

Перечислим основные критерии толерантности:

- общение на равных и учет интересов «другого»;

- осознанное отношение к себе, к «другому», к обществу;

- положительные цели, выраженные позитивной лексикой;

- умение сохранять внутреннюю устойчивость, равновесие в трудных ситуациях;

122 "Культурная жизнь Юга России" № 5 (34), 2009

- способность личностного выбора [4].

Межличностная коммуникативная толерантность - особый метод построения взаимодействия, общения. Данное понятие толкуется, с одной стороны, как неотъемлемая характеристика, показатель профессионализма и зрелости, с другой - как конструируемый в процессе обучения образ, идеальная модель [5]. Проявления коммуникативной толерантности обусловлены тем, что индивид не воспринимает различий между собой и другими либо не испытывает негативных переживаний по этому поводу. Повышение уровня толерантности сопряжено, во-первых, со способностью преодолевать отрицательные впечатления от общения с партнером и, во-вторых, с умением устранять обстоятельства, их вызывающие (динамика психологического процесса показывает, что периоды терпимости сменяются моментами раздражения). Чем меньше неприемлемых различий находит человек между собой и партнером, тем выше уровень коммуникативной толерантности.

Интолерантность проистекает из убеждения индивида в том, что его собственная система взглядов и образ жизни стоят выше всех других. Коммуникативная интолерантность - это отстаивание своей точки зрения, негативная оценка чужого мнения, решение проблем с позиции властных отношений. Интолерантность связана с субъективной оценкой происходящего, с раздражением, с неприятием особенностей «других». Она свидетельствует о негибкости ума и препятствует достойному выходу из затруднительных положе-

ний, а это, в свою очередь, создает личностный дискомфорт в общении.

Вне всякого сомнения, толерантность необходимо воспитывать с самого раннего возраста. Она изначально закладывается как доброжелательность, умение не выходить за допустимые пределы в поведении, лояльность и интерес к другим, способность судить непредвзято. Предполагается также умение видеть и переживать свое глубинное сходство с другими людьми, без которых индивид существовать не может.

Можно утверждать, что толерантность человека первична, а интолерантность вторична; важно, чтобы эти обстоятельства не менялись местами в ходе повседневной жизни [6].

Литература

1. Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А. Тренинг «Учимся толерантности» // На пути к толерантному сознанию. М., 2000. С. 180-181.

2. Психодиагностика толерантности личности / под ред. Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой. М., 2008. С. 16.

3. Бондырева С. К. Толерантность: введение в проблему. М., 2003. С. 3-6.

4. МиримановаМ. С. Конфликтология. М., 2003. С. 98.

5. Касьянова Е. И. Нравственные основы толерантности в современной социокультурной ситуации: автореф. ... дис. д-ра филос. наук. СПб., 2009. С. 33.

6. Бондырева С. К. Толерантность: введение в проблему ... С. 237.

L. A. DONSKOVA. COMPARATIVE CHARACTERISTIC OF COMMUNICATIVE TOLERANCE AND INTOLERANCE

The author of the article researches the signs of tolerant and intolerant personality and classifies the forms of communicative display of appropriate personal characteristics.

Key words: communication, tolerance, dialogue communication, intolerant person, interpersonal perception.

с. Ю. ХАМД0Х0В

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ АВТОБИОГРАФИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ

В ПРОЗЕ АЛИМА КЕШОКОВА

Обращаясь к проблеме автобиографизма прозы кабардинского писателя а. Кешокова, автор статьи рассматривает романы «вершины не спят», «Сломанная подкова» и повесть «вид с Белой горы».

Ключевые слова: автобиографизм, исторический факт, художественный вымысел.

Всякое крупное произведение вызывает интерес к личности писателя, его судьбе и художественно-эстетической позиции. Это обстоятельство, заложенное в природу художественного повествования, выступает внутренней основой его поэтики.

Глубокая перспектива изображения действительности всегда тесно связана с богатой, насыщенной духовными исканиями жизнью писа-

теля. Первые романы в литературах Северного Кавказа интересны тем, что в их жанровую специфику, как правило, входит элемент автобиографизма. Не составляет исключения и проза А. Кешокова. Автобиографическое начало, несомненно, присутствует в романах «Вершины не спят» (1965), «Сломанная подкова» (1973), оно проступает в образах мальчика Лю и офицера Альбияна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.