Научная статья на тему 'Сравнительная характеристика клинико-функциональных проявлений хронического уретрогенного простатита у молодых мужчин'

Сравнительная характеристика клинико-функциональных проявлений хронического уретрогенного простатита у молодых мужчин Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
120
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Винник Ю. Ю., Николаев В. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительная характеристика клинико-функциональных проявлений хронического уретрогенного простатита у молодых мужчин»

Хронический простатит (ХП) в настоящее время занимает одно из ведущих мест среди заболеваний предстательной железы (ПЖ). Рост этой патологии в России обусловлен эпидемическим подъемом инфекций, передаваемых половым путем (ИППП), социально-экономическим расслоением общества, урбанизацией, изменением полового поведения мужчины и женщины [1, 2, 3].

Несмотря на многочисленные исследования отечественных и зарубежных ученых, некоторые вопросы этиологии, патогенеза, диагностики ХП остаются спорными и недостаточно ясными и требуют более глубокого изучения [4, 5]. Заболевание характеризуется хроническим циклического характера течением, с периодами ремиссий и обострений, а при неадекватном лечении и поздней диагностике приводит к потери функции органа. Это, в свою очередь, ведет к бесплодию, инвалидизации мужчины, напряжению внутрисемейных отношений, увеличению числа разводов [6,7,8].

Поэтому сегодня актуальным и перспективным является принцип индивидуального подхода к развитию и течению патологического процесса в организме человека. Такая задача может быть успешно решена с помощью клинической антропологии, изучающей индивидуально-типологическую изменчивость фенотипа, что позволяет рассматривать заболевание с позиций биологических особенностей организма [9,10]. Это научное направление дает возможность разработать меры профилактики, уточнить диагностику, подобрать адекватную схему лечения любого заболевания.

Цель нашего исследования - определить взаимосвязи между клинико-функциональными, микроциркуляторными проявлениями заболевания и типом конституции у молодых мужчин, страдающих ХП.

Объектом обследования были 150 мужчин, страдающих ХП, в возрасте от 17 до 35 лет. Больные ХП находились на стационарном или амбулаторном лечении в андрологическом отделении четвертой больницы г. Красноярска и андрологическом кабинете Красноярского краевого кожно-венерологического диспансера.

Комплексное обследование больных ХП, оценивающее тяжесть проявления заболевания, состояло из анализа анамнестических и клинических данных (продолжительность заболевания ХП, частота возникновения обострений, предрасполагающие к ХП факторы, ранее перенесенные ИППП, характеристика болевого, дизурического и сексуального синдромов), данных ректального осмотра ПЖ, лабораторных исследований (макроскопическое и микроскопическое исследование эякулята, микроскопическое исследование и определение феномена кристаллизации секрета ПЖ, бактериоскопическое и бактериологическое исследование уретрального содержимого с определением Neisseria gonorrhoeae, Trichomonas vaginalis, Gardnerella vaginalis, Ureaplasma urealiticum, Mycoplasma hominis, Chlamidia trachomatis, а также определение титра антител IgG в сыворотке крови к Chlamidia trachomatis методом ИФА), УЗИ ПЖ с проведением ЦДК и доп-плерографии уретральных и капсулярных артерий, исследование микроциркуляции гениталий методом лазердопплерфлоуметрии. Результаты УЗИ ПЖ сравнивались с показателями УЗИ ПЖ молодых здоровых мужчин контрольной группы. Антропометрическое обследование мужчин с последующим соматотипированием проводилось по схеме В.П. Чтецова с соавт. [11].

Для определения индивидуально-типологических особенностей все 150 больных ХП на основании антропометрических данных были разделены по соматотипам: грудной составили 66 (44%) мужчин, мускульный - 56 (36%), брюшной - 10 (6,67%), неопределенный - 20 (13,33%).

Среди обследованных больных ХП преобладали лица грудного соматотипа (44%), что значительно превышает частоту встречаемости грудного соматотипа среди здоровых мужчин и свидетельствует о конституциональной предрасположенности лиц грудного соматотипа к заболеванию ХП.

Соматометрические параметры и показатели компонентов, составляющих сому мужчин различных конституциональных типов у больных ХП, сравнивались с параметрами мужского населения г. Красноярска соответствующей возрастной группы. Масса тела у больных ХП всех конституциональных типов была достоверно выше (Р < 0,01), чем у здоровых мужчин. Также выявлено большое количество статистически достоверных различий аналогичных антропометрических параметров в пределах одной конституции между мужчинами региональной популяции и больными ХП. Это становится очевидным при сравнении основных компонентов тела в исследуемых группах. У мужчин с ХП грудного и брюшного соматотипов выявлено снижение относительных показателей жирового компонента. Установлено уменьшение относительной мышечной массы у больных ХП всех соматоти-пов. Статистически достоверных отличий относительных компонентов костной массы выявлено не было. Следовательно, мужчины, страдающие ХП, отличаются от мужчин популяции региона не только большей частотой заболевания лиц грудного соматотипа, но и статистически достоверным различием антропометрических параметров в пределах одноименных соматотипов.

Все обследуемые мужчины относились к юношескому и первому периоду зрелого возраста. В группе грудного соматотипа средний возраст был наименьшим (27,05 ± 0,54 года). Представители других соматотипов были старше: мускульного - 28,79 ± 0,57 года, Р < 0,05; брюшного - 30,60 ± 1,58 года, Р < 0,05, и неопределенного - 30,80 ± 0,99 года, Р < 0,01; и ХП у них развивался на 2-3 года позже. Средняя продолжительность заболевания ХП у представителей грудного соматотипа была 3,38 ±0,19 года, у брюшного - 4,80 ± 0,61 года, Р < 0,01, и у неопределенного - 4,40 ± 0,49 года, Р < 0,05. Лица мускульного соматотипа занимали промежуточное положение

(3,83 ± 0,22 года). При этом достоверно большее число больных с коротким анамнезом заболевания (до двух лет) состави ли лица грудного соматотипа (30,3%).

Анализируя факторы, способствующие развитию ХП у мужчин разных соматотипов, следует отметить, что достоверно чаще простудные заболевания и эпизоды переохлаждения выявлены у лиц грудного (45,5%) и неопределенного (55%) соматотипов. Жалобы, характерные для ИППП, чаще отмечались у лиц грудного (74,2%) и мускульного (74,1%) соматотипов. Малоподвижный образ жизни (60%), психологические перегрузки на работе и в семье (30%), аноректальный варикозный симптомокомплекс (50%), нерегулярная половая жизнь (50%) чаще имели место у лиц брюшного соматотипа. Таким образом, у мужчин брюшного соматотипа в анамнезе преобладают факторы, вызывающие застой секрета в ПЖ и венозный крови в органах малого таза.

Ведущей жалобой, независимо от соматотипа, являлись постоянные боли с преимущественной локализацией в области промежности. Однако для каждого соматотипа была выявлена характерная иррадиация болевого синдрома: для грудного соматотипа - пояснично-крестцовая область (24,4%) и яички (15,2%), для мускульного соматотипа -прямая кишка (18,5%), для брюшного соматотипа - прямая кишка (20%) и яички (20%), для неопределенного соматотипа - пояснично-крестцовая область (25%). Боли, вызванные физической нагрузкой, чаще отмечали лица неопределенного соматотипа (25%), боли, связанные, с эякуляцией, - лица грудного соматотипа (30,3%).

Дизурический синдром также имел конституциональную зависимость. Если больные грудного соматотипа достоверно чаще жаловались на неприятные ощущения в уретре (62,1%), выделения из уретры по утрам (72,7%), инициальные боли при мочеиспускании (25,8%) и затрудненное учащенное мочеиспускание (39,4%), позывы на мочеиспускание ночью (31,8%), то для брюшного соматотипа были характерны только никтурия (30%) и выделения из уретры по утрам (70%). Больные мускульного соматотипа чаще жаловались на постоянные боли в уретре (25,9%) и учащенное мочеиспускание (46,3%). У лиц неопределенного соматотипа достоверных отличий выявлено не было.

Наиболее яркие проявления сексуального синдрома отмечались у представителей грудного и брюшного соматотипов. Пациенты грудного соматотипа в большем количестве случаев имели неполную адекватную эрекцию (45,5%), ускоренную эякуляцию (59,1%), стертый оргазм (37,9%). У лиц брюшного соматотипа достоверно чаще отсутствовало половое влечение к женскому полу (20%), отмечалась усиленная спонтанная эрекция (70%), прерывистая адекватная эрекция (30%), отсутствие эякуляции (40%). Мускульный соматотип характеризовался меньшим числом неполных адекватных эрекций (22,2%), усиленными спонтанными эрекциями (16,7%), ускоренной эякуляцией (37%). Для лиц неопределенного соматотипа характерно увеличение случаев неполных адекватных эрекций (50%) и продолжительной эякуляции (20%), снижение усиленных спонтанных эрекций (25%).

Таким образом, анализируя клинико-анамнестиче-ские данные, можно отметить, что проявления ХП у мужчин различных соматотипов конституционально обусловлены.

Конституциональные особенности нарушения репродуктивной функции были выявлены при макро- и микроскопическом исследовании эякулята больных ХП. У лиц грудного соматотипа достоверно, по сравнению с мускульным соматотипом, наблюдалось увеличение малоподвижных сперматозоидов (12,56 ± 1,23%, Р < 0,05), общего числа патологических форм сперматозоидов (39,56 ± 0,87%, Р < 0,001), сперматозоидов с патологией в области головки (23,00 ± 0,66%, Р < 0,001) и хвоста (16,69 ± 0,48%, Р < 0,001), снижение концентрации лимонной кислоты (17,23 ± 0,49 ммоль/л, Р < 0,05). У мужчин брюшного и неопределенного соматотипов статистически достоверных особенностей нарушения репродуктивных функций не выявлено.

Нормальная кристаллизация секрета ПЖ реже встречалась у представителей грудного (10,6%) и брюшного соматотипов (0%), а чаще - у мускульного (24,1%) и неопределенного (40%).

Микроскопия секрета ПЖ выявила зависимость некоторых исследуемых параметров от соматотипа. Отмечено более значительное увеличение количества лейкоцитов у мужчин грудного (32,97 ± 1,63) и мускульного (31,28 ± 1,86) соматотипов. Единичные лецитиновые зерна в секрете ПЖ обнаруживались чаще у лиц грудного (Р < 0,001) и брюшного соматотипов (Р < 0,01). При бактериоскопическом и бактериологическом исследованиях уретрального содержимого частота обнаружения возбудителей ИППП была одинаковой. Однако Т. vaginalis реже встречалась у мужчин неопределенного соматотипа.

Ректальное пальцевое исследование выявило более выраженные изменения ПЖ у пациентов грудного и брюшного соматотипов. У грудного соматотипа ПЖ отличалась мягко-эластической консистенцией (54,5%), сглаженными границами (50%) и сглаженной междолевой бороздой (54,5%). Для брюшного соматотипа характерно увеличение ПЖ (90%), болезненность (90%) и неоднородность при пальпации (50%).

Следовательно, для мужчин грудного и брюшного соматотипов характерны более грубые нарушения феномена кристаллизации и снижение лецитиновых зерен в секрете ПЖ, а также выраженные изменения ПЖ при ректальном исследовании.

УЗИ ПЖ показало, что неоднородная эхоструктура ткани ПЖ преобладала у мужчин грудного и брюшного соматотипов (соответственно 78,8% и 100%). При этом переднезадний размер ПЖ был достоверно самым большим у представителей грудного соматотипа (2,42 ± 0,026 см), а у брюшного - поперечный (4,76 ± 0,057 см) и верхненижний (2,78 ± 0,080 см). Таким образом, размеры и эхоструктура ПЖ также имеют конституциональную за-

висимость. Однако при УЗИ с ЦЦК артерий ПЖ различий между соматотипами мы не отметили.

Исследование микроциркуляции гениталий методом лазер-допплерфлоуметрии в процессе лечения ХП выявило некоторые закономерности изменения микроциркуляции в зависимости от проводимого лечения, но конституциональных различий также обнаружено не было.

Корреляционный анализ позволил определить особенности корреляционных связей между клиниколабораторными, функциональными показателями и антропометрическими параметрами среди больных ХП, принадлежащих к различным типам конституции.

Проведенный корреляционный анализ выявил, что у лиц грудного соматотипа имеются средней степени достоверные корреляции между размерами ПЖ, содержимым эякулята и параметрами жировой и мышечной ткани. Особенно следует подчеркнуть наличие статистически достоверных обратных корреляционных связей средней силы между функциональными показателями микроциркуляции ПЖ и показателями микроциркуляции головки полового члена у больных первой группы через 20 дней после лечения (мужчины, у которых терапия ХП была наиболее эффективной). Размеры ПЖ, определяемые при УЗИ, имели средней степени статистически достоверные корреляционные связи между поперечным, верхненижним размерами и жировой складкой плеча спереди; переднезадним размером и обхватом ягодиц.

Улиц мускульного соматотипа размеры ПЖ, показатели эякулята, длительность и количество обострений ХП имели от средней до высокой степени корреляции с параметрами жировой и мышечной ткани. Размеры ПЖ, определяемые при УЗИ, имели средней степени статистически достоверные корреляционные связи между поперечным, верхненижним размерами и обхватом бедра; переднезадним размером и обхватом грудной клетки.

У лиц брюшного соматотипа размеры ПЖ, показатели эякулята, длительность и количество обострений ХП имели в основном высокой степени корреляции с параметрами мышечной, жировой и костной ткани. Поперечный, верхненижний и переднезадний размеры ПЖ, определяемые при УЗИ, имели высокой степени статистически достоверные корреляционные связи с жировой складкой спины.

У лиц неопределенного соматотипа размеры ПЖ, показатели эякулята, клинические проявления имели от средней до высокой степени корреляционные связи с параметрами жировой и костной ткани. Поперечный, верхненижний и переднезадний размеры ПЖ, определяемые при УЗИ, имели высокой степени статистически достоверные корреляционные связи с жировой складкой плеча сзади.

Т аким образом, проведенное исследование выявило конституциональные различия клиникофункциональных проявлений ХП у молодых мужчин. Учет индивидуально-типологических особенностей заболевания позволяет по-новому подойти к диагностике и профилактике ХП - диспансеризировать мужчин, предрасположенных к развитию ХП, предупредить тяжелые осложнения ХП, индивидуализировать лечебные мероприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.