Научная статья на тему 'Сравнительная характеристика качества жизни врачей центров здоровья и руководителей лечебно-профилактических учреждений'

Сравнительная характеристика качества жизни врачей центров здоровья и руководителей лечебно-профилактических учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
328
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
центры здоровья / Качество жизни / врачи / руководители лечебно-профилактических учреждений / health centers / quality of life / physicians / heads of medical institutions

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дехнич Светлана Николаевна, Угненко Николай Максимович, Филимонова Ольга Леонидовна, Перегонцева Наталья Владимировна, Морозова Анастасия Сергеевна

Цель. Изучение различных аспектов качества жизни врачей, работающих в центрах здоровья, сравнительная характеристика критериев качества жизни среди врачей центров здоровья и руководителей лечебно-профилактических учреждений. Методы. Был использован опросник EUROHIS, включающий восемь основных вопросов о качестве жизни. Сформированы две группы респондентов из Брянской, Калужской и Смоленской областей. Первая группа опрошенных врачи центров здоровья (88 чел.), вторая руководители лечебно-профилактических учреждений (100). Результаты. Установлено невысокое качество жизни медицинских работников. Самые низкие оценки получил критерий достаточности денег для удовлетворения потребностей. Наиболее высокие оценки врачами и руководителями даны критерию достаточности сил для повседневной жизни. Значительные различия между врачами и руководителями отмечались по 7 критериям качества жизни. Более высокие оценки руководителями даны по таким критериям, как удовлетворенность жилищными условиями, достаточность денег для удовлетворения потребностей, достаточность сил для повседневной жизни, удовлетворенность состоянием собственного здоровья, качество жизни. Среди врачей центров здоровья в период становления этих центров более высокие оценки получили такие критерии, как удовлетворенность собой и взаимоотношениями с другими людьми. Выводы. В современных условиях модернизации системы здравоохранения возрастает значимость изучения качества жизни медицинских работников. Сложившаяся ситуация требует от управления здравоохранения всех уровней повысить внимание к вопросам социальной, материальной и психологической поддержки медицинских работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Дехнич Светлана Николаевна, Угненко Николай Максимович, Филимонова Ольга Леонидовна, Перегонцева Наталья Владимировна, Морозова Анастасия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Aim. To study various aspects of quality of life of physicians working in health centers, to conduct a comparative analysis of the criteria of the quality of life among physicians of health centers and heads of medical institutions. Methods. Used was the questionnaire EUROHIS, which included eight key questions about the quality of life. Formed were two groups of respondents in the Bryansk, Kaluga and Smolensk regions. The first group of respondents physicians of health centers (88 pers.), the second the heads of medical institutions (100). Results. Established was a low quality of life of healthcare providers. The criterion of sufficient funds to meet the needs received the lowest scores. The highest scores by doctors and managers were given to the criterion of sufficient power for the everyday life. Significant differences between doctors and managers were observed in 7 criteria of quality of life. Higher scores were given by the managers to such criteria as satisfaction with housing, enough money to meet the needs, enough power for everyday life, satisfaction with their own health, quality of life. Among the doctors of health centers during the formation of these centers the highest scores were given to such criteria as self-satisfaction and relationships with other people. Conclusions. In the current conditions of modernization of the healthcare system increases the importance of studying the quality of life of health professionals. The current situation requires the healthcare administration at all levels to pay more attention to issues of social, material and psychological support for health professionals

Текст научной работы на тему «Сравнительная характеристика качества жизни врачей центров здоровья и руководителей лечебно-профилактических учреждений»

ВЫВОДЫ

1. Показатели смертности от пневмонии и хронической обструктивной болезни в ОРИТ Самарского городского пульмонологического центра вполне сопоставимы с данными литературы, а от бронхиальной астмы выглядят даже предпочтительнее.

2. Увеличение выживаемости больных с бронхиальной астмой в условиях ОРИТ Самарского городского пульмонологического центра связано с применением новых стандартов лечения этой патологии на всех этапах медицинской помощи.

3. Максимальное использование возможностей фибробронхоскопического метода не только в диагностике, но и в лечении позволяет предотвращать и разрешать жизнеугрожающие состояния в экстренной пульмонологии, сопровождающиеся массивной обструкцией трахеобронхиального дерева бронхиальным секретом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авдеев С.Н. Неинвазивная вентиляция лёгких при острой дыхательной недостаточности // Пульмонология. - 2005. - №6. - С. 37 - 54.

2. Зильбер А.П. Этюды респираторной медицины. — М.: МЕДпресс-информ. - 2007. - 792 с.

3. Маркин А.В., Мартыненко Т.И. Респираторная поддержка при острой дыхательной недостаточности у больных тяжёлой пневмонией и обстрением хронической обструктивной болезни лёгких // Пробл. клин. мед. - 2005. - №2. - С. 68 - 69.

4. Чучалин А.Г. Белая книга. Пульмонология. -М., 2003 - 68 с.

5. Чучалин А.Г., Синопальников А.И., Страчун-ский Л.С. Пневмония. - М.: ООО «Мед. информ. агентство». - 2006. - 464 с.

6. Шурыгин Н.А. Мониторинг дыхания в анестезиологии и интенсивной терапии. - СПб: Диалект. -2003. - 416 с.

УДК 614.253: 614.253.6: 614.257

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ВРАЧЕЙ ЦЕНТРОВ ЗДОРОВЬЯ И РУКОВОДИТЕЛЕЙ ЛЕЧЕБНОПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Светлана Николаевна Дехнич1*, Николай Максимович Угненко1,

Ольга Леонидовна Филимонова1, Наталья Владимировна Перегонцева1,

Анастасия Сергеевна Морозова1, Павел Михайлович Беркс2

Смоленская государственная медицинская академия, 2Смоленская областная Дума

Реферат

Цель. Изучение различных аспектов качества жизни врачей, работающих в центрах здоровья, сравнительная характеристика критериев качества жизни среди врачей центров здоровья и руководителей лечебно-профилактических учреждений.

Методы. Был использован опросник EUROHIS, включающий восемь основных вопросов о качестве жизни. Сформированы две группы респондентов из Брянской, Калужской и Смоленской областей. Первая группа опрошенных - врачи центров здоровья (88 чел.), вторая — руководители лечебно-профилактических учреждений (100).

Результаты. Установлено невысокое качество жизни медицинских работников. Самые низкие оценки получил критерий достаточности денег для удовлетворения потребностей. Наиболее высокие оценки врачами и руководителями даны критерию достаточности сил для повседневной жизни. Значительные различия между врачами и руководителями отмечались по 7 критериям качества жизни. Более высокие оценки руководителями даны по таким критериям, как удовлетворенность жилищными условиями, достаточность денег для удовлетворения потребностей, достаточность сил для повседневной жизни, удовлетворенность состоянием собственного здоровья, качество жизни. Среди врачей центров здоровья в период становления этих центров более высокие оценки получили такие критерии, как удовлетворенность собой и взаимоотношениями с другими людьми.

Выводы. В современных условиях модернизации системы здравоохранения возрастает значимость изучения качества жизни медицинских работников. Сложившаяся ситуация требует от управления здравоохранения всех уровней повысить внимание к вопросам социальной, материальной и психологической поддержки медицинских работников.

Ключевые слова: центры здоровья, качество жизни, врачи, руководители лечебно-профилактических учреждений.

COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF THE QUALITY OF LIFE OF PHYSICIANS OF HEALTH CENTERS AND HEADS OF MEDICAL INSTITUTIONS. S.N. Dekhnich1, N.M. Ugnenko1, O.L. Filimonova1, N.V. Peregontseva1, A.S. Morozova1, P.M. Berks2. 1Smolensk State Medical Academy, 2Smolensk Regional Duma. Aim. To study various aspects of quality of life of physicians working in health centers, to conduct a comparative analysis of the criteria of the quality of life among physicians of health centers and heads of medical institutions. Methods. Used was the questionnaire EUROHIS, which included eight key questions about the quality of life. Formed were two groups of respondents in the Bryansk, Kaluga and Smolensk regions. The first group of respondents - physicians of health centers (88 pers.), the second — the heads of medical institutions (100). Results. Established was a low quality of life of healthcare providers. The criterion of sufficient funds to meet the needs received the lowest scores. The highest scores by doctors and managers were given to

*Автор для переписки: [email protected]

© 38. «Казанский мед. ж.», № 4.

the criterion of sufficient power for the everyday life. Significant differences between doctors and managers were observed in 7 criteria of quality of life. Higher scores were given by the managers to such criteria as satisfaction with housing, enough money to meet the needs, enough power for everyday life, satisfaction with their own health, quality of life. Among the doctors of health centers during the formation of these centers the highest scores were given to such criteria as selfsatisfaction and relationships with other people. Conclusions. In the current conditions of modernization of the healthcare system increases the importance of studying the quality of life of health professionals. The current situation requires the healthcare administration at all levels to pay more attention to issues of social, material and psychological support for health professionals. Key words: health centers, quality of life, physicians, heads of medical institutions.

Профилактическая направленность — один из основных принципов охраны здоровья граждан России. Характерной особенностью процесса модернизации системы здравоохранения стало появление в ней нового типа медицинских учреждений. Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития от 19.08.2009 г. № 597н «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение употребления алкоголя и табака», в регионах страны стали создаваться центры здоровья, основной целью которых являются профилактика заболеваний, формирование у населения здорового образа жизни, выявление приоритетных факторов риска, активизация работы различных школ здоровья. Приказом министерства определены алгоритм обследования пациентов в центрах здоровья, порядок оказания профилактической медицинской помощи лицам без клинических признаков заболевания с общими факторами риска основных неинфекционных заболеваний. Даны конкретные методики определения врачами уровней риска неинфекционных заболеваний.

На территории Брянской, Калужской и Смоленской областей в период с 2009 по 2011 г. было создано несколько центров здоровья для работы среди взрослого населения и детей. При этом параллельно формировались структурные подразделения этих учреждений с оснащением их материально-технической базы и обучением специалистов. По штатному расписанию территориальных центров здоровья в них работали 88 сотрудников с высшим медицинским образованием. В период становления центров врачам приходилось выполнять не только свои непосредственные обязанности, но и заниматься организационной работой — отработкой оптимальной модели функционирования центров здоровья в регионе. Осваивая новые алгоритмы работы, сотрудники данных учреждений выступали в роли организаторов здравоохранения.

Целью исследования являлись изучение различных аспектов качества жизни врачей, работающих в центрах здоровья в периоде становления и на начальных этапах функционирования этих центров, а также сравнительная характеристика критериев качества жизни среди врачей центров здоровья и руководителей лечебно-профилактических учреждений.

При выборе социологического опроса как инструментария исследования было учтено, что значительную роль играет оценка мнений 594

самих сотрудников (врачей) о разных аспектах качества жизни. Субъективные оценки не только достаточно четко коррелируют с объективной характеристикой здоровья, но и позволяют выявить нюансы, которые с помощью других методик определить затруднительно или невозможно [4]. До настоящего времени разработано около 700 общих и специальных опросников качества жизни [2, 3]. В ходе исследования применялся опросник EUROHIS, прошедший полевые испытания в ряде стран Европы в начале XXI века [1]. Данный опросник включает восемь основных вопросов, касающихся разных аспектов качества жизни:

• удовлетворенность собой,

• удовлетворенность взаимоотношениями с другими людьми,

• удовлетворенность состоянием собственного здоровья,

• оценка достаточности денег для удовлетворения потребностей,

• удовлетворенность жилищными условиями.

• оценка достаточности сил для повседневной жизни,

• удовлетворенность возможностями справляться с повседневными делами,

• оценка респондентами качества своей жизни.

Каждый из вопросов имеет закрытую форму и предполагает один из пяти альтернативных ответов от отсутствия удовлетворенности до полной удовлетворенности предложенным критерием качества жизни. Анкетирование респондентов проводилось одномоментно во время циклов усовершенствования в Брянской, Калужской и Смоленской областях (сентябрь — декабрь 2010 г.).

В первую группу опрошенных вошли все врачи центров здоровья (88 чел.), во вторую — руководители лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) данных регионов, объем выборки составил 100 человек. Среди опрошенных сотрудников преобладали женщины (88,2% и 81,3% соответственно).

Практический интерес представляет вопрос об удовлетворенности собой (табл. 1). В целом показатели удовлетворенности собой достаточно высоки среди как врачей, так и руководителей здравоохранения. Почти половина (49,8%) руководителей ЛПУ выбирали ответ «удовлетворены собой», что в 1,5 раза чаще, чем среди врачей центров здоровья, которые так отвечали в 33,3% случаев. Частота среднего уровня удовлетворенности собой была практически одинакова среди

Таблица 1

Оценки удовлетворенности собой, взаимоотношениями с другими людьми и состоянием собственного здоровья врачами центров здоровья и руководителями ЛПУ (в %)

двух сравниваемых групп — 39,2% среди врачей центров здоровья и 41,4% среди руководителей учреждений. Обращает на себя внимание, что частота полной удовлетворенности собой среди врачей центров здоровья в 4,6 раза выше, чем у руководителей учреждений здравоохранения. Если среди первых удельный вес полностью удовлетворенных собой составляет 15,7% (мужчин — 16,7%, женщин — 15,6%), то среди вторых — лишь 3,4% (мужчин — 7,7% , женщин — 0,0%).

В своей повседневной деятельности независимо от специальности врачи постоянно общаются со своими сотрудниками, пациентами и др. Критерий удовлетворенности межличностными взаимоотношениями получил преимущественно положительные оценки среди всех респондентов, при этом врачи центров здоровья удовлетворены своими взаимоотношениями с людьми в большей степени (табл. 1): так, ответ «удовлетворены более или менее» выбрали 31,4% врачей, «удовлетворены» — 56,9%, «удовлетворены полностью» — 7,8%. Среди руководителей такие ответы были соответственно у 36,4%, 49,8% и 6,9%.

По следующему критерию качества жизни — удовлетворенности состоянием собственного здоровья более высокие оценки дали организаторы здравоохранения (табл. 1). В целом «удовлетворены» и «удовлетворены своим здоровьем» третья часть врачей и около 50% руководителей медицинских учреждений. В 3,5 раза чаще руководи-

тели ЛПУ отмечали полную удовлетворенность состоянием своего здоровья (20,7%) по сравнению с врачами (5,9%). В то же время врачей, неудовлетворенных здоровьем (27,5%), было в 8 раз больше, чем руководителей (3,4%).

По сравнению с другими составляющими качества жизни критерий достаточности денег для удовлетворения потребностей имел самые низкие оценки респондентами (табл. 2). При этом руководители медицинских учреждений достаточность финансовых средств оценивают выше, чем врачи. Врачи чаще отвечали, что «денег в ос-

Таблица 2

Оценка достаточности денег для удовлетворения своих потребностей, удовлетворенности жилищными условиями, достаточности сил для повседневной жизни врачами центров здоровья и руководителями ЛПУ (в %)

Врачи центров здоровья Руково- дители ЛПУ

Оценки достаточности денег для удовлетворения своих потребностей

Совсем нет 15,7 3,4

В основном нет 43,1 17,2

Более или менее 25,5 34,5

В основном да 11,8 31

Вполне достаточно 3,9 13,9

Оценки удовлетворенности жилищными условиями

Полностью не удовлетворены 11,8 3,4

Не удовлетворены 29,4 13,8

Удовлетворены более или менее 15,7 24,2

Удовлетворены 35,3 37,9

Удовлетворены полностью 7,8 20,7

Оценки достаточности сил для повседневной жизни

Совсем нет 3,9 0

В основном нет 15,7 3,4

Более или менее 23,5 20,8

В основном да 29,4 51,7

Вполне достаточно 27,5 24,1

новном нет» (43,1%), среди руководителей такой ответ наблюдался в 2,5 раза реже (17,2%). 34,5% организаторов здравоохранения указали на то, что «денег более или менее достаточно», а 31,0% — «денег в основном достаточно». Среди врачей центров здоровья аналогичные ответы выбрали соответственно 25,5% и 11,8%. «Денег вполне достаточно» у 13,9% руководителей ЛПУ и только у 3,9% врачей, т.е. в 3,5 раза реже.

Обращает на себя внимание неудовлетворенность опрошенных врачей своими жилищными условиями (табл. 2). Среди руководителей медицинских учреждений этот показатель был выше 50%, при этом 37,9% из них ответили, что «жильем удовлетворены», а 20,7% — «полностью удовлетворены». «Жильем удовлетворены» 35,3% врачей центров здоровья, «полностью удовлетво-

Врачи центров здоровья Руково- дителей ЛПУ

Оценки удовлетворенности собой

Полностью не удовлетворены 5,9 3,4

Не удовлетворены 5,9 2

Удовлетворены более или менее 39,2 41,4

Удовлетворены 33,3 49,8

Удовлетворены полностью 15,7 3,4

Оценки удовлетворенности взаимоотношениями с другими людьми

Полностью не удовлетворены 2 6,9

Не удовлетворены 1,9 0

Удовлетворены более или менее 31,4 36,4

Удовлетворены 56,9 49,8

Удовлетворены полностью 7,8 6,9

Оценки удовлетворенности состоянием собственного здоровья

Полностью не удовлетворены 3,9 3,4

Не удовлетворены 27,5 3,4

Удовлетворены более или менее 33,3 41,5

Удовлетворены 29,4 31

Удовлетворены полностью 5,9 20,7

рены» лишь 7,8%, что в 2,6 раза ниже аналогичного ответа организаторами здравоохранения. Из числа респондентов полностью не удовлетворены жилищными условиями 11,8% врачей и лишь 3,4% руководителей.

По следующему критерию качества жизни — достаточности сил для повседневной жизни — более высокие оценки дали руководители медицинских учреждений (табл. 2). В 51,7% случаев они давали ответ «в основном да», в 24,1% — «вполне достаточно». Врачи центров здоровья аналогичные ответы указывали в 29,4% и 27,5% случаев. Ни один из организаторов здравоохранения не выбрал вариант ответа «сил совсем нет» (0,0%), а у врачей такой ответ значился в 3,9% случаев. Также чаще врачи оценивали свои силы как «в основном нет» (15,7%), руководители ЛПУ отвечали таким образом в 4,6 раза реже (3,4%).

Критерий качества жизни — удовлетворенность своими возможностями справляться повседневными делами — получил среднюю оценку, и в целом среди руководителей по сравнению с врачами частота положительных ответов была выше (табл. 3). Вариант ответа «более или менее» выбрали 33,3% врачей и 41,4% руководителей, «удовлетворены» — соответственно 27,5% и 37,9%. Самые крайние оценки чаще давали врачи цен-

Таблищ 3

Оценка удовлетворенности своими возможностями справляться с повседневными делами и качеством жизни врачами центров здоровья и руководителями ЛПУ(в %)

тров здоровья. Так, полностью не удовлетворены своими возможностями справляться с делами 3,9% врачей и 3,4% руководителей, а полностью удовлетворены соответственно 13,7% и 13,9%.

Несмотря на низкую заработную плату и не всегда удовлетворительную оценку возможностям справляться с делами, условиями труда, ни

один из респондентов не указал на очень плохое качество своей жизни (табл. 3). В целом руководители ЛПУ более высоко оценивают качество своей жизни. Так, никто из организаторов здравоохранения (0,0%) не расценил собственное качество жизни как «плохое». Хорошим качество своей жизни считают 44,8% руководителей ЛПУ и 49,0% врачей центров здоровья. «Очень хорошее качество жизни» констатировано по ответам у 6,9% организаторов здравоохранения и только у 2,0% врачей.

ВЫВОДЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Результаты проведенного исследования в целом свидетельствуют о невысоком качестве жизни медицинских работников — только 50% ответов респондентов имели положительные оценки по предложенным восьми критериям.

2. Самые низкие оценки получил критерий достаточности денег для удовлетворения потребностей: лишь 3,9% врачей и 13,9% руководителей указали, что денег вполне достаточно.

3. Наиболее высокие оценки врачами и руководителями даны критерию достаточности сил для повседневной жизни — положительных ответов соответственно 56,9% и 75,8%.

4. Значительные различия между врачами и руководителями отмечаются по 7 критериям качества жизни. Более высокие оценки руководителями даны по таким критериям, как удовлетворенность жилищными условиями, достаточность денег для удовлетворения потребностей, достаточность сил для повседневной жизни, удовлетворенность состоянием собственного здоровья, качество жизни. Среди врачей центров здоровья в период становления этих центров более высокие оценки получили такие критерии, как удовлетворенность собой и взаимоотношениями с другими людьми.

Таким образом, сложившаяся ситуация требует от руководителей здравоохранения всех уровней повысить внимание к вопросам социальной, материальной и психологической поддержки медицинских работников.

ЛИТЕРАТУРА

1. EUROHIS: Разработка общего инструментария для опросов о состоянии здоровья. — М., 2005. — 193 с.

2. Кучеренко В. З, Пешков М. Н, Хетагурова А. К., Эккерт Н. В. Теоретические основы качества жизни, связанного со здоровьем // Пробл. управ. здравоохр. — 2007. — №1. — С. 10 — 16.

3. Новик А. А, Ионова Т. И. Руководство по исследованию качества жизни в медицине. — М., 2007. — 320 с.

4. Решетников А.В. Социология медицины. — М.: Медицина, 2002. — 804 с.

Врачи центров здоровья Руково- дители ЛПУ

Оценка удовлетворенности своими возможностями справляться с повседневными делами

Полностью не удовлетворены 3,9 3,4

Не удовлетворены 21,6 3,4

Удовлетворены более или менее 33,3 41,4

Удовлетворены 27,5 37,9

Удовлетворены полностью 13,7 13,9

Оценка респондентами качества жизни

Очень плохое 0 0

Плохое 9,8 0

Ни плохое, ни хорошее 39,2 48,3

Хорошее 49 44,8

Очень хорошее 2 6,9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.