УДК 657.1
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФЗ «О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ» №129 И № 402
© 2016
Шнайдер Ольга Владимировна, кандидат экономических наук, профессор кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Лязин Александр Михайлович, магистрант кафедра «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Аннотация. В статье раскрываются особенности ведения бухгалтерского учета, регламентируемые основным законодательным актом, т.е. Федеральным законом № 402 «О бухгалтерском учете» в контексте с предыдущей его редакцией за номером 129. Одним из важнейших условий для функционирования экономики, ее элементов в виде хозяйствующих субъектов, инфраструктуры и органов исполнительной власти является наличие определенной информации, позволяющей принимать обоснованные решения, удовлетворяющей ряду требований. Теоретически и исторически доказано, что такую информацию может давать только бухгалтерский учет в виде годовой бухгалтерской отчетности. Сведения о финансовом положении формируется главным образом в виде бухгалтерского баланса, информация о финансовых результатах деятельности субъекта - в виде отчета о финансовых результатах, а данные об изменениях в финансовом положении - в виде отчетов: о движении денежных средств, об изменениях капитала. Совокупность ряда дополнительных показателей, указанных отчетов и соответствующих пояснений к годовой бухгалтерской отчетности обеспечивает полноту и достоверность информации о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и движения денежных средств. Эта информация необходима внутренним пользователям бухгалтерской финансовой отчетности (руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации) для принятия экономически обоснованных решений при осуществлении хозяйственной деятельности, а также внешним пользователям (инвесторам, кредиторам, государственным органам исполнительной власти и др.). Недостаток информации, предоставляемой пользователям, может негативно сказаться на развитии деятельности экономического субъекта. Если потенциальные деловые партнеры не получат интересующих их сведений о финансовой устойчивости, платежеспособности, перспективах развития экономического субъекта, то вряд ли они захотят иметь деловые с ним отношения. Вместе с тем, отчетность необходима для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и служит исходной базой для последующего планирования. Отчетность должна быть достоверной, своевременной.
Ключевые слова: анализ, баланс, бухгалтерский учет, годовой отчет, денежные средства, детализация, достоверность, закон, информация, отчетность, прибыльность, стандарты, своевременность, систематизация, финансовое положение, эффективность деятельности.
COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF THE FZ «ON ACCOUNTING» №129 AND № 402
© 2016
Schneider Olga Vladimirovna, candidate of economical science professor of the chair
"Accounting, analysis and audit" Lyazin Alexander Mixailovich, master of the department "Accounting, analysis and audit" Togliatti State University, Togliatti (Russia)
Abstract. The article reveals the peculiarities of accounting, regulated basic legislative act, ie, Federal Law № 402 "On Accounting" in the context of the previous his editorship of the number 129. One of the most important conditions for the functioning of the economy and its elements in the form of economic entities, infrastructure and executive authorities is the existence of certain information to make informed decisions satisfying number of requirements. Theoretically and historically it is proven that such information may only give accounting in the form of annual financial statements. For information about financial position is formed mainly in the form of a balance sheet, information on the financial performance of the subject - in the form of a report on the financial results and the data of changes in financial position - in the form of reports: cash flow statement, changes in equity. The aggregate number of additional parameters, such reports and related disclosures in the annual financial statements provide complete and correct information about the financial position, financial performance and its cash flows. This information is required for internal users of accounting financial statements (executives, founders, participants and owners of property of the organization) for the adoption of economically sound decisions in the exercise of economic activities, as well as external users (investors, creditors, state executive bodies and others.). The lack of information provided by users, may adversely affect the development of the activity of the economic entity. If the potential business partners do not get interested in their information about financial stability, solvency, prospects of development of the economic entity, it is unlikely that they will want to have a business relationship with him. However, reporting is necessary for the operational management of business activities, and serve as a reference base for future planning. Reporting must be accurate, timely.
Keywords: analysis, balance, accounting, annual report, money, detail, reliability, law, information, reporting, profitability, standards, timeliness, systematization, financial position, efficiency.
Проведем сравнительный анализ действующего Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 N 402-ФЗ [1] и предыдущего от 21.11.1996 № 129-ФЗ [2] для определения состава, иерархии документов, внутреннего содержания, области применения и степени детализации стандартов экономического субъекта.
Федеральный закон № 402 «О бухгалтерском учете» описывает такие понятия как [1, ст. 3]:
стандарт бухгалтерского учета - документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета;
план счетов бухгалтерского учета - систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета.
Законодатель не упоминает об Учетной политике как
о понятии, используемом в настоящем федеральном законе. Определение этого документа как понятия в предыдущем ФЗ-129 [2, ст. 2] также отсутствует. В тоже время ФЗ «О бухгалтерском учете» № 402 [1, ст. 8] описывает Учетную политику как «Совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета».
Согласно ФЗ №402 к документам, регулирующим бухгалтерский учет в России, отнесены стандарты экономического субъекта, предназначенные для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учета. Необходимость и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандартов устанавливаются экономическим субъектом самостоятельно [1, ст. 21].
Из текста ФЗ №402 [1] неясно Учетная политика является самостоятельным документом утверждае-
мым приказом, как в предыдущем ФЗ №129 [2, ст. 6] «Принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета», или Учетная политика это просто набор внутренних правил учета, распределенный по множеству документов, и необязательный к утверждению лицом ответственным за бухгалтерский учет.
Статьей 6 предыдущего ФЗ № 129 предусматривалось утверждение учетной политики, и утверждались следующие документы: рабочий план счетов, формы первичных учетных документов, правила документооборота и технология обработки учетной информации [2, ст. 6].
В соответствии с ФЗ №402 рабочий план счетов не утверждается, а формы первичных учетных документов согласно данного законодательного акта «определяет руководитель», правила документооборота и технология обработки учетной информации также не подлежат утверждению руководителем[1, ст. 9].
Вызывает интерес то, что на федеральном уровне стандарты независимо от вида экономической деятельности устанавливают требования к учетной политике, документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете, плану счетов бухгалтерского учета и порядок его применения [1, ст. 21]. Однако, на уровне предприятия утверждение этих внутренних регламентирующих документов стало необязательным.
Необходимо отметить и факт того, что если раньше главным документом, регламентирующим учет на предприятии, была «Учетная политика» то теперь главным документом стали [1, ст. 21] «Стандарты экономического субъекта».
Исходя из логики законодателя, который убрал из ФЗ 3 402 [1] обязательность утверждения на уровне предприятия внутренних регламентирующих документов: «Учетная политика», «Рабочий план счетов», «Правила документооборота», «Журнал первичных учетных документов» и применил новое понятие «Стандарты экономического субъекта» можно сделать вывод, что «Стандарты экономического субъекта» должны включать в себя информацию и правила содержащиеся в документах «Рабочий план счетов», «Правила документооборота», «Журнал первичных учетных документов».
Поскольку «Учетная политика» не входит в перечень документов регулирующих учет [1, ст. 21] то, «Учетная политика» из разряда регулирующих документов переходит в разряд информативных документов, поясняющих [1, ст. 8] способы ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета.
Рассмотрим, как менялись требования к учету и отчетности со времен существования СССР по настоящее время. Система бухгалтерского учета, существовавшая в условиях планируемой экономики, была обусловлена общественным характером собственности и потребностями государственного управления экономикой. Главным потребителем информации, формирующейся в системе бухгалтерского учета, выступало государство в лице отраслевых министерств и ведомств и планирующих, статистических и финансовых органов [3].
Предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами, были обязаны вести бухгалтерский учет по двойной системе и составлять месячные, квартальные и годовые бухгалтерские отчеты и балансы [4, п.2]. Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью предприятий и организаций, утверждение типовых форм бухгалтерской отчетности и инструкции о порядке заполнения этих форм осуществляло Министерством финансов СССР [4, п.4].
При составлении бухгалтерских отчетов и балансов должны были обеспечены:
- полнота отражения всех хозяйственных операций; результатов инвентаризации;
- тождество данных аналитического учета оборотам и
остаткам по счетам синтетического учета на первое число каждого месяца, а также показателей бухгалтерских отчетов и балансов данным синтетического и аналитического учета. Основанием для записей в бухгалтерском учете служат надлежаще оформленные оправдательные документы.
Несоблюдение этих основных условий рассматривается как неправильное составление бухгалтерских отчетов и балансов.[4, п.7]
Первичные документы фиксируют факт совершения хозяйственной операции. Они должны содержать достоверные данные и создаваться своевременно, как правило, в момент совершения операции. [5, п.2.2]
Первичные документы создаются на бланках типовых и типовых междуведомственных форм, разрабатываемых и утверждаемых ЦСУ СССР, а также на бланках специализированных форм, разрабатываемых и утверждаемых министерствами и ведомствами.
Применение бланков устаревших и произвольных форм не допускается. [5, п.2.3]
Содержащаяся в принятых к учету первичных документах информация, накапливается и систематизируется в учетных регистрах.
Формы учетных регистров, порядок записей в них, обработки и использования определены инструкциями о журнально-ордерной форме счетоводства.
Информация о хозяйственных операциях, произведенных предприятием из учетных регистров переносится в сгруппированном виде в бухгалтерские отчеты, порядок составления которых установлен Положением о бухгалтерских отчетах и балансах.[5, п.3.1,3.2,3.3]
Таким образом, бухгалтерский учет в период плановой экономики представлял собой жестко регламентированный инструмент по сбору и обработке информации о деятельности предприятий и организаций. Каждый этап сбора и обработки информации, начиная от форм первичных учетных документов, далее регистров учета и форм отчетности имел прямую связь с предыдущим этапом и был единым для всех организаций и предприятий относящихся к одной отрасли. Основными задачами такого учета были обеспечение сохранности социалистической собственности и представление информации об экономике страны в целом для управления государством.
Первым документом, созданным в постсоветский период стал приказ Минфина РФ от 20.03.1992 N 10 который обозначил основные задачи бухгалтерского учета:
- формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятия; обеспечение контроля за наличием и движением имущества;
- своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности, а также для ее использования инвесторами, поставщиками, покупателями, кредиторами, налоговыми, финансовыми, банковскими органами и иными заинтересованными организациями и лицами [6, п.2].
Основные правила ведения бухгалтерского учета сводились к тому, что:
бухгалтерский учет ведется на основе натуральных измерителей в денежном выражении путем сплошного, непрерывного, документального и взаимосвязанного их отражения.[6, п.1], способом двойной записи в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета.
Предприятие, учреждение, самостоятельно устанавливает организационную форму бухгалтерской работы, определяет форму и методы бухгалтерского учета, основываясь на действующих в Российской Федерации документах [6, п.3]:
- при этом должны быть обеспечены соблюдение в течение отчетного года принятой учетной политики, полнота отражения в учете за отчетный период всех хозяйственных операций, и результатов инвентаризаций имущества и обязательств;
- тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на первое число каждого месяца. [6, п.5,6,7]
Основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета [6, п.7] являются первичные учетные документы, фиксирующие факт совершения хозяйственной операции.
Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно по окончании операции.
Содержащаяся в первичных документах информация, накапливается и систематизируется в учетных регистрах, рекомендуемых Министерством финансов Российской.
Информация из учетных регистров переносится в сгруппированном виде в бухгалтерскую отчетность.[6, п.8]
По сравнению с советским периодом технология формирования бухгалтерской отчетности не изменилась - информация из первичных учетных документов попадает в регистры учета, затем группируется, и переноситься в бухгалтерскую отчетность. Формы первичных учетных документов, форма и содержание регистров учета, а также формы отчетности регламентированы государством.
Основным принципиальным отличием от советской системы стали: самостоятельность предприятий в определении методов организации учета. Введено новое понятие - «Учетная политика», которая формируется в начале отчетного периода и является основным внутренним документом регламентирующим учет на предприятии; появление новых пользователей бухгалтерской информации таких как: инвесторы, поставщиками, покупателями, кредиторами, налоговыми, финансовыми, банковскими органами и иными заинтересованными организациями и лицами.
Следующий приказ Минфина РФ от 26.12.1994 N 170 особых изменений не внес. По прежнему информация о хозяйственных операциях, произведенных за определенный период времени, из регистров бухгалтерского учета переносится в сгруппированном виде в бухгалтерскую отчетность. [7, п.8]
Серьезные изменения были зафиксированы в приказе Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н
Основными отличиями от предыдущих законодательных актов было то, что данный документ определил:
- бухгалтерский учет как упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций [8, п.4];
- объекты учета - имущества организаций их обязательства и хозяйственные операции задачи бухгалтерского учета - формирование полной и достоверной информации о деятельности организации для внутренних и внешних пользователей бухгалтерской отчетности[8, п.4];
- ответственность руководителя организации за организацию бухгалтерского учета в организации, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций [8, п.5];
- обязанность руководителя утверждать учетную политику, рабочий план счетов, и нетиповые формы первичных учетных документов, рекомендательный характер форм регистр бухгалтерского учета;
- бухгалтерскую отчетность и ее состав[8, п.30].
Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, о его изменениях, а также финансовых результатах ее деятельности [9-11].
При этом организации самостоятельно определяют детализацию показателей по статьям отчетов. [12, п.3]
Предприятиям дано право самостоятельно выбирать: детализацию статей - наполнение информацией форм бухгалтерского баланса. Прямая связь между учетным документом - регистром учета и статьей баланса в отчетности советской эпохи обеспеченной самой структурой элементов учета и отчетности заменена на взаимосвязь подверженную индивидуальным особенностям специалиста организующим бухгалтерский учет на предприятии. Жесткая система формирования бухгалтерской отчетности заменена на систему, которой требуется независимой оценка достоверности и полноты информации, представленной в отчетности.
В связи с решением Верховного Суда РФ от 08.07.2016 N АКПИ16-443:
- отменено понятие бухгалтерского учета как упорядоченной системы сбора, регистрации и обобщения информации;
- из объектов бухгалтерского учета исключены: имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности;
- отменены типовые формы первичных учетных документов.^]
Вместо этого бухгалтерский учет определен как процесс формирования документированной систематизированной информации таких объектов [1, ст. 1] как: факты хозяйственной жизни; активы; обязательства; источники финансирования его деятельности; доходы; расходы; иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами [1, ст5].
Факт хозяйственной жизни это сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств [1, ст3].
Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета [1, ст.9].
Поскольку понятие факт хозяйственной жизни трактуется шире чем понятие хозяйственной операции, то появляется необходимость учитывать события которые происходят за пределами периметра экономического субъекта, для чего необходимо пересматривать план счетов и вводить дополнительные счета по учету таких событий, также необходимо вводить экспертную оценку способности событий происходящих в жизни субъекта влиять на финансовое положение;
Формирование бухгалтерская (финансовой) отчетности становиться творческим процессом [14-21] который только основывается на данных регистров учета и, следовательно содержит дополнительную информацию не хранящуюся в регистрах учета.
Попробуем провести сравнительный анализ действующего Федеральный закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ и предыдущего от 21.11.1996 № 129-ФЗ для определения состава, иерархии документов, внутреннего содержания, области применения и степени детализации стандартов экономического субъекта.
В ФЗ №402 [1. ст.3] описывает такие понятия как:
- стандарт бухгалтерского учета - документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета;
- план счетов бухгалтерского учета - систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета;
Законодатель не упоминает об Учетной политике как о понятии используемом в настоящем федеральном законе. Определение этого документа как понятия в предыдущем ФЗ [2, ст.2] также отсутствует.
В тоже время [1. ст.8] описывает Учетную политику как «Совокупность способов ведения экономическим
субъектом бухгалтерского учета».
К документам, регулирующим бухгалтерский учет, отнесены стандарты экономического субъекта, которые предназначены для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учета [1, ст.21]. Необходимость и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливаются этим субъектом самостоятельно.
Из текста [1] неясно является Учетная политика самостоятельным документом утверждаемым приказом как в предыдущем законе [2, ст.6] «Принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета» или Учетная политика это просто набор внутренних правил учета, распределенный по множеству документов, и необязательный к утверждению лицом ответственным за бухгалтерский учет.
Если обратиться к предыдущему закону [2, ст.6] при утверждении учетной политики также утверждались: рабочий план счетов, формы первичных учетных документов, правила документооборота и технология обработки учетной информации.
В [1] рабочий план счетов не утверждается, формы первичных учетных документов [1, ст.9] «определяет руководитель», правила документооборота и технология обработки учетной информации также не подлежат утверждению руководителем.
Интересно, что на федеральном уровне [1, ст.21] стандарты независимо от вида экономической деятельности устанавливают: требования к учетной политике, документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете, плану счетов бухгалтерского учета и порядок его применения. Но на уровне предприятия утверждение этих внутренних регламентирующих документов стало необязательно.
Если раньше главным документом регламентирующим учет на предприятии была «Учетная политика» то теперь главным документом стали [1,ст.21] «Стандарты экономического субъекта». Законодатель исключил из [1] обязательность утверждения на уровне предприятия внутренних регламентирующих документов: «Учетная политика», «Рабочий план счетов», «Правила документооборота», «Журнал первичных учетных документов». Понятно, что нормальное функционирование системы бухгалтерского учета невозможно без наличия на предприятии этих «выбывших» документов. Задачи, решавшиеся с помощью этих документов, возложены на вновь введенное понятие на «Стандарты экономического субъекта». Следовательно, можно сделать вывод, что «Стандарты экономического субъекта» должны включать в себя информацию и правила содержащиеся в документах «Рабочий план счетов», «Правила документооборота», «Журнал первичных учетных документов».
Поскольку «Учетная политика» не входит в перечень документов регулирующих учет [1, ст.21] то, «Учетная политика» из разряда регулирующих документов переходит в разряд информативных документов, поясняющих [1,ст.8] способы ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета.
В заключение статьи необходимо отметить, что в отличие от советской эпохи, когда в бухгалтерском балансе фиксировались остатки по счетам учета, сформированных на основании фактов, существовало полное тождество данных учета и данных бухгалтерской отчетности. В настоящее время закреплена норма, обязывающая формировать информацию в регистрах учета и бухгалтерскую отчетность на основании не только реальных остатков по счетам на отчетную дату, но и событий способных оказать влияние на финансовое положение предприятия. Вместо беспристрастного, прямого, системного инструмента фиксации и зеркального отражения фактов деятельности мы получили замотивиро-ванное на положительное эмоциональное восприятие 26
инвесторов, экспертно зависимое формирование отчетности с элементами вероятностного характера. В этих условиях возрастет роль бухгалтерского сообщества и общественных организаций на плечи которых ложится выработка не только форм первичных учетных документов но и единых принципов и единых подходов к оценке и классификации событий способных оказать влияние на финансовое положение субъекта, а также правил регистрации в учете таких событий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 23.05.2016 № 149-ФЗ).
2. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 № 129-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 28.11.2011 № 339-ФЗ).
3. Постановление Правительства РФ от 06.03.1998 N 283 «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности».
4. «Положение о бухгалтерских отчетах и балансах» (утв. Постановлением Совмина СССР от 29.06.1979 N 633) (ред. от 22.10.1990).
5. «Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете» (утв. Минфином СССР 29.07.1983 N 105).
6. Приказ Минфина РФ от 20.03.1992 N 10 (ред. от 04.06.1993, с изм. от 13.12.1993) «Об утверждении Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации».
7. Приказ Минфина РФ от 26.12.1994 N 170 (ред. от 03.02.1997) «О Положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации».
8. Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н (ред. от 24.12.2010, с изм. от 08.07.2016) «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации».
9. Алтухова Н.В. Бухгалтерский учет на предприятии как сложная система // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 1 (10). С. 10-12.
10. Игошин А.Н., Черемухин А.Д. Методика оценки величины человеческого капитала сельскохозяйственных организаций на основе данных годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 167-171.
11. Киченина Т.Н. Интеграция принципов бухгалтерского учета для негосударственного и государственного секторов управления // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 3. С. 78-83.
12. Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н (ред. от 06.04.2015) «О формах бухгалтерской отчетности организаций».
13. Решение Верховного Суда РФ от 08.07.2016 N АКПИ16-443.
14. Никифорова Е.В. Объективно-ориентированный подход к формированию прогнозной финансовой отчётности как основного источника информации об устойчивом развитии экономического субъекта // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 3. С. 64-67.
15. Зубенко Е.Н. 402 Федеральный закон «О бухгалтерском учете» - новое в системе учета // Вестник НГИЭИ. 2014. № 7 (38). С. 63-70.
16. Курилова А.А. Экономические процессы внутреннего контроля как элемента финансового механизма управления на предприятии автомобильной промышленности // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 2. С. 34-37.
17. Койбаева М.Х. Финансовое регулирование экономики в современных условиях // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 4. С. 35-38.
18. Латанова Е.В. Основные виды финансовых стратегий и этапы их формирования // Азимут научных ис-
следований: экономика и управление. 2014. № 4. С. 5154.
19. Совалева Н.А. Управление финансовой устойчивостью хозяйствующего субъекта // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 3. С. 88-90.
20. Шумилова И.В., Шнайдер О.В. Учётно-аналитическое обеспечение управления финансовой устойчивости предприятий // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 3. С. 104-106.
21. Никифорова Е.В., Шнайдер О.В. Экономический потенциал как совокупность ресурсов финансово-хозяйственной деятельности // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2013. № 1. С. 20-22.