МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО. СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ
УДК 347.965
С. 75—78
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДВОКАТУРЫ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Игнатенко Ю. В.
Челябинский государственный университет E-mail: yegorov@narod.ru.
Егоров О. Н.
Челябинский государственный университет E-mail: yegorov@narod.ru.
Цель: исследование сходства и различий в организации и специфике адвокатуры Китайской Народной Республики и Российской Федерации.
Методология: использовались историко-правовой и формально-юридический методы.
Результаты: В статье подчёркивается, что адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и институтом гражданского общества. Адвокатура призвана защищать права, свободы и интересы граждан и юридических лиц, а также обеспечивать доступ к правосудию. Адвокатура РФ — это негосударственное и некоммерческое добровольное профессиональное объединение квалифицированных юристов, обладающих статусом адвоката, созданное для оказания юридической помощи в целях защиты их прав и законных интересов. Адвокатура Китая — незаменимая важная сила в формировании в стране социалистической правовой системы. Статья 3 Закона КНР об адвокатуре определяет, что адвокат должен соблюдать Конституцию и законы, строго придерживаться адвокатской этики служебной дисциплины; адвокат должен основываться на фактах, ставить закон в качестве критерия своей деятельности.
Новизна/оригинальность/ценность: статья является одной из относительно немногочисленных попыток сравнить адвокатуру Китайской Народной Республики и Российской Федерации.
Ключевые слова: адвокатура, адвокатура в Китайской Народной Республике, адвокатура Российской Федерации, сравнительный анализ.
COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF THE BAR OF THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA AND THE RUSSIAN FEDERATION
Ignatenko Yu. V.
Chelyabinsk State University E-mail: yegorov@narod.ru.
YegorovO. N.
Chelyabinsk State University E-mail: yegorov@narod.ru.
Purpose: to Study the legal profession of the people's Republic of China and the Russian Federation, to identify their differences and similarities.
Methodology: historical-legal and formal legal methods were used.
Results: the article highlights that the bar is a professional community of lawyers and is an institution of civil society. The bar is designed to protect the rights, freedoms and interests of citizens and legal entities, as well as to ensure access to justice. The bar of the Russian Federation is a non-governmental and non-commercial voluntary professional Association of qualified lawyers with the status of a lawyer, created to provide legal assistance in order to protect their rights and legitimate interests. The Chinese bar is an irreplaceable and important force in the formation of a socialist legal system in the Russian Federation. Position 3 of the Law on the bar of the people's Republic of China stipulates that a lawyer must comply with the Constitution and laws, strictly adhere to the lawyer's ethics and service discipline; the lawyer must be based on facts and set the law as a criterion for his/her activity.
Novelty/originality/value: the Article has a scientific value, as it is one of the first attempts to compare the bar of the people's Republic of China and the Russian Federation.
Keywords: advocacy, advocacy in the people's Republic of China, bar of the Russian Federation, comparative analysis.
Введение
Общеизвестно, что адвокатура как юридический институт имеет долгую историю, которая берет свое начало ещё в античные времена. С тех пор на всех этапах многовекового развития нашей цивилизации наличие адвокатуры считалось важным показателем зрелости того или иного общества и государства, их демократичности, фактором не только юридическим, но и социальным, политическим и даже культурным [4, с. 34]. Адвокатура — это элемент любого правового государства, призванный отстаивать нарушенные права и свободы граждан. В условиях современного политического и экономического развития России должно уделяться особое внимание её законодательному совершенствованию [2,с. 12].
Описание исследования
Сущность адвокатуры Российской Федерации заключается в следующем:
— во-первых, это негосударственная структура; то есть она не входит в систему органов местного самоуправления и органов государственной власти, не создается государством и не финансируется им; какие-либо элементы контроля со стороны государства мы находим лишь в нормативно-правовом регулировании общих положений об адвокатуре, в присутствии представителей ветвей государственной власти (и федерального, и регионального уровней) в квалификационной комиссии (в общей сложности 6 человек из 13 членов состава);
— во-вторых, это добровольное объединение юристов-профессионалов, обладающих статусом адвоката; целью является именно оказание юридической помощи всем в ней нуждающимся; при этом в рамках действующего законодательства адвокат в России неуклонно защищает интересы своего клиента — доверителя;
— в-третьих, это некоммерческая организация, потому что адвокатура не преследует
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО. СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ
цель извлечения прибыли, адвокатская деятельность законодателем чётко и принципиально отделена от предпринимательской;
— в-четвертых, это институт гражданского общества; наличие адвокатуры т. н. «французского» типа может, на наш взгляд, быть достоверным показателем формирования гражданского общества в правовом государстве, служить на международной арене для государства своеобразным маркёром того, что государство ставит во главу угла догмат права и не «боится» наличия независимой адвокатуры, дозволяет ей выступать своеобразным противовесом государственным правоохранительным структурам.
Адвокаты всегда являлись и являются гарантом защиты прав и интересов личности, граждан, государства [5, с. 518]. Как известно, адвокатура в нашей стране организована и действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности и равноправия адвокатов. В качестве правовых основ организации и деятельности адвокатуры признаются международные акты, касающиеся адвокатов (впрочем, роль международных документов в регулировании российской адвокатуры заслуживает отдельной статьи), и внутреннее российское законодательство, регламентирующее адвокатскую деятельность Закон об адвокатуре1, постановления Правительства РФ, другие нормативные акты, а также Кодекс профессиональной этики, принимаемый на Всероссийском съезде адвокатов Федеральной палаты адвокатов, иные нормативные документы ФПА, в т. ч. решения Совета Федеральной палаты адвокатов [3, с. 25—27]. Согласно п. 1 ст. 1 Закона об адвокатуре, адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвокатов в порядке, установленном указанным законом, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.
Теперь обратимся для сравнения к адвокатуре Китайской Народной Республики. В Китае деятельность адвокатуры регулируется Законом Китайской Народной Республики «Об адвокатах и юридическом представительстве» от 15 мая 1996 года (далее — Законом КНР об адвокатах)2. Согласно статье 2 Закона КНР
1 Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ : Федер. закон №63-ФЗ от 31.05.2002 г. (с посл. изм.) // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_36945/ (дата обращения: 05.10.2020).
2 Об адвокатах и юридическом представительстве : Закон Китайской Нар. Республики от 15 мая 1996 г. // UGL
об адвокатах, адвокатами являются лица, которые после получения законной лицензии на адвокатскую деятельность оказывают юридическую помощь обществу. Требование лицензии уже представляет собой определённое (хоть и относительно формальное) отличие в адвокатурах двух стран. Статья 3 Закона КНР об адвокатах определяет, что адвокат должен соблюдать Конституцию и законы, строго придерживаться адвокатской этики и служебной дисциплины. Адвокат должен основываться на фактах, ставить закон в качестве критерия своей деятельности. Задачи адвокатуры — это цели, чётко определённые законами государства и достигаемые в ходе адвокатской деятельности. Статья 1 Закона КНР об адвокатах определяет задачи адвокатуры — охрана законных прав и интересов стороны и отстаивание правильного осуществления правосудия. Эти две задачи адвокатуры взаимно дополняют друг друга, между ними существуют тесная связь и диалектическое единство. Это — детерминированное единство охраны законных прав и интересов стороны с отстаиванием правильного осуществления правосудия (кардинальное отличие от России!). Статус адвокатуры определяет ее права, а также соответствующую роль адвокатуры в общественной жизни и в ходе судебного процесса.
В Китае адвокат во время судебного процесса занимает независимое процессуальное положение. Адвокат не принадлежит народному суду и народной прокуратуре, но, вместе с тем, и отнюдь не принадлежит стороне процесса, что являет собой контрастное отличие от российской действительности. Адвокат в Китае участвует в процессе охраны законных прав и интересов стороны, занимая при этом независимое положение участника процесса. Китайскому адвокату обеспечены не только процессуальные права обычного участника процесса, но и соответствующие процессуальные права для выполнения адвокатского долга. Для ведения адвокатской деятельности адвокат в Китае обязан в первую очередь получить ценз адвоката, а также в ходе практики руководствоваться лицензионными условиями деятельности.
Заключение
Таким образом, в Китае адвокат, как минимум, декларируется в качестве некоего аудитора процесса правосудия, в качестве своеобразного, так его назовём, «второго прокурора», защищающего, прежде всего, закон. На это
Corporation. URL: http://law.uglc.ru/lawyer.htm (дата обращения: 05.10.2020).
лицензионное право выдаётся государством. В этом и состоит кардинальное отличие китайской адвокатуры от российской — сугубо корпоративной и обеспечивающей защиту прежде всего интересов (пусть и законных) одной стороны в судебном процессе. В чём-то ныне действующая китайская модель адвокатуры напоминает по своим базовым подходам советскую, действовавшую в СССР.
Подводя итог, хочется отметить, что адвокатура Китая — незаменимая важная сила в формировании в КНР социалистической правовой системы. Статья 3 Закона КНР об адвокатуре определяет, что адвокат должен соблюдать Конституцию и законы, строго придерживаться адвокатской этики служебной дисциплины. Адвокат должен основываться на фактах, ставить закон в качестве критерия своей деятельности.
Список литературы
1. Адвокатура и адвокатская деятельность : учебник для бакалавриата и специалитета/ А.А.Клишин [и др.] ; под ред. А.А.Клишина, А.А.Шугаева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Юрайт, 2019. —492 с.
2. Кольченко,А. И. Адвокатура в арбитражном процессе России и зарубежных стран / А. И. Кольченко, Н. Е.Яременко // Правопорядок: история, теория, практика. — 2017. — № 1 (12). — С. 11—15.
3. Пилипенко,Ю.С. Адвокатура сегодня / Ю.С.Пилипенко // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). — 2017. — № 12 (40). — С. 24—58.
4. Шамба, Т. М. Адвокатура как элемент системы правового государства: российские реалии и проблемы начала XXI века / Т. М. Шамба // Евразийская адвокатура. — 2017. — № 3 (28). — С. 33—37.
5. Хасанова, А. Р. Адвокатура в конституционном суде на примере зарубежных стран и Российской Федерации / А. Р. Хасанова // Аллея науки. — 2019. — Т. 1, — № 5 (32). — С. 517—521.
References
1. Advokatura i advokatskaya deyatelnost : uchebnik dlya bakalavriata i spetsialiteta/ A. A. Klishin [i dr.] ; pod red. A.A. Klishina, A.A. Shugaeva. — 2-e izd., ispr. i dop. — Moskva : Yurayt, 2019. — 492 s.
2. Kolchenko,A.I. Advokatura v arbitrazhnom protsesse Rossii i zarubezhnykh stran / A.I.Kolchenko, N. Ye. Yaremenko // Pravoporyadok: istoriya, teoriya, praktika. — 2017. — № 1 (12). — S. 11—15.
3. Pilipenko,Yu.S. Advokatura segodnya / Yu.S.Pilipenko // Vestnik Universiteta imeni O.Ye.Kutafina (MGYuA). — 2017. — № 12 (40). — S. 24—58.
4. Shamba, T. M. Advokatura kak element sistemy pravovogo gosudarstva: rossiyskie realii i problemy nachala KhKhl veka / T. M. Shamba // Yevraziyskaya advokatura. — 2017. — № 3 (28). — S. 33—37.
5. Khasanova,A.R. Advokatura v konstitutsionnom sude na primere zarubezhnykh stran i Rossiyskoy Federatsii / A. R. Khasanova // Alleya nauki. — 2019. — T. 1, — № 5 (32). — S. 517—521.
Дата поступления статьи в редакцию: 15.10.2020.