УДК 616.22-008.5:362.7/.8
i СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В СЕМЬЯХ С ЯВНОЙ ФОРМОЙ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ
Боровкова В.Н., Свобода П.Н., Бурлакова П.В., Примак А.А., Шестакова В.Н.
Научные руководители - профессор, д.м.н. Шестакова В.Н., доцент, д.м.н. Сосин Д.В
Смоленский государственный медицинский университет,
Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28.
bor. vika2016@yandex. ru
Резюме. Объектом исследования стали дети с речевыми нарушениями, обучавшиеся в коррекционном классе (n=20), воспитывающиеся в семьях с явной формой неблагополучия, которые составили основную группу наблюдения. В группу сравнения вошли дети, обучавшиеся в обычном классе по общеобразовательной программе (n=20) из аналогичных семей, но не имевшие дефектов речевого развития. Сбор материала проводился путём выкопировки первичной информации из истории развития ребенка (ф. 112/у). Для нормального речевого развития ребенка общение должно быть значимым, проходить на эмоционально положительном фоне и побуждать его к ответу. В современной науке к лицам с нарушениями речи принято относить людей с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройствами коммуникационной и обобщающей функции речи.
Ключевые слова: адаптационные возможности, речевые нарушения, семья,
неблагополучие.
i COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF ADAPTIVE CAPABILITIES OF CHILDREN WITH SPEECH DISORDERS WHO ARE BROUGHT UP IN FAMILIES WITH A CLEAR FORM OF TROUBLE
Borovkova V N.,Svoboda PN., Burlakova V. P., Primak, A. A., Shestakova V. N.
Scientific adviser - professor, m.d. department of outpatient pediatrics Shestakova V.N., and associate professor, m.d. department of normal physiology Sosin D.V.
Smolensk State Medical University, 28, Krupskoj St., Smolensk, 214019, Russia.
bor.vika2016@yandex.ru - V.N.Borovkova.
Abstract. The object of the study was children with speech disorders who studied in the correction class (n=20), who were brought up in families with a clear form of trouble, who formed the main group of observation. The comparison group included children who were enrolled in a regular class in the General education program (n=20) from similar families, but did not have speech development defects. The material was collected by copying primary information from the child's development history (f. 112/y). For normal speech development of the child, communication must be meaningful, take place on an emotionally positive background and encourage him to respond. In modern science, people with speech disorders are usually referred to as people with psychophysical abnormalities of various severity, causing disorders of the communication and generalizing function of speech.
Key words: adaptive capabilities, speech disorders, family, trouble.
Введение. С развитием речи у ребенка связано формирование личности в целом, развитие основных психологических процессов. Но если между ребенком и окружающими людьми возникает преграда или его контакты со старшими резко сокращаются, то нормальное речевое развитие замедляется или прекращается. Доказано, что дефекты речи являются распространенным нарушением здоровья детей, частота встречаемости их колеблется от 30,7% до 92,0%. По данным И.В. Равич-Щербо (1999), E.L. Grigorenko (2001), В.А. Shaywitz et al. (2001) дислексия у детей школьного возраста варьирует от 10 до 20,0% и выше. Среди детей с тяжелыми речевыми нарушениями и с задержкой психического развития дислексия наблюдается в 20-50,0% случаев, недостатки произношения выявляются
у 25%-30,0% детей дошкольного возраста и у 20,0% детей младшего школьного возраста, нарушения письменной и устной речи наблюдаются у 5-20,0% старшеклассников. По данным О.С. Волковой, В.Н. Шестаковой и В.А. Доскина (2007) нарушения речи выявляются у 23,6% обучающихся детей общеобразовательных организаций. Е.Ю. Муц, Ж.Г. Чижова, М.А. Ермашева (2015) установили, что у подростков, имеющих проблемы соматического генеза дефекты речевого развития диагностируются 26,7% и количество их от года к году возрастает. Дети с речевыми нарушениями - это категория детей, имевшие достаточно четкие специфические характеристики, связанные с состоянием здоровья, которое препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Диапазон различий в развитии таких детей чрезвычайно велик. От практически нормально развивающихся детей, которые испытывают временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы и речевого аппарата. От ребенка, способного при специальной поддержке «на равных» обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками, до детей, которые нуждаются в адаптированной к их возможностям программе образования. В доступной литературе недостаточно освещены вопросы, касающиеся адаптации детей с дефектами речи в период школьного обучения, воспитывающихся в семьях с явной формой неблагополучия для проведения профилактических мероприятий.
Цель исследования, явилось изучения адаптационных возможностей детей с дефектами речевого развития, воспитывающихся в семьях с явной формой неблагополучия для проведения профилактических мероприятий.
Матодика. Объектом исследования стали дети с речевыми нарушениями, обучавшиеся в коррекционном классе (п=20), воспитывающиеся в семьях с явной формой неблагополучия, которые составили основную группу наблюдения. В группу сравнения вошли дети, обучавшиеся в обычном классе по общеобразовательной программе (п=20) из аналогичных семей, но не имевшие дефектов речевого развития. Сбор материала проводился путём выкопировки первичной информации из истории развития ребенка (ф. 112/у), результатов анкетирования родителей и педагогов, с последующим клиническим осмотром и комплексной оценкой состояния здоровья. Адаптационные возможности оценивались согласно разработкам A.B. Аболенской, В.П. Самохваловой, Г.Н. Разживиной (1989). Статистическую обработку полученных данных проводили с помощью стандартного пакета программ с использованием параметрических и непараметрических критериев.
Результаты. Установлено, что у детей основной группы наблюдения адаптационные возможности достоверно хуже, чем в группе сравнения (р<0,05). На третьем году обучения только 5,0% детей основной группы наблюдения успешно адаптировались к школьному процессу, что на 45,0% меньше, чем в группе сравнения (р<0,05). На первом году обучения у них достоверно чаще формировалась стадия истощения (50,0%) и резистентности (45,0%), отсутствовал оптимальный уровень адаптации. На втором году обучения сохранялась аналогичная ситуация. Только к концу третьего года обучения снизилась стадия истощения на 10,0% и увеличилась стадия резистентности до 55,0%, стадия напряжения не превышала 5,0%. К выпускному классу из начальной школы у большинства детей с речевыми нарушениями наблюдалась стадия резистентности (50,0%) и у 30,0% детей сохранялась стадия истощения. У данного контингента детей возросла и стадия напряжения до 20,0%, что свидетельствовало о росте показателей адаптации. В группе сравнения на первом году обучения чаще наблюдался оптимальный уровень адаптации (35,0%) и стадия напряжения (40,0%), что свидетельствовало о хороших адаптационных возможностях. На втором году обучения стадия напряжения возросла до 45,0% детей, что на 5,0% меньше, чем в первом классе, но достоверно больше, чем в основной группе наблюдения (р<0,05). Количество детей с оптимальным уровнем адаптации увеличилось до 40,0%, чего не наблюдалось в основной группе. При выпуске большинство детей группы сравнения имели хорошие адаптационные возможности (50,0%), что достоверно больше, чем у детей с речевыми нарушениями (р<0,05). Хорошая социальная, личностная и академическая адаптация
отмечалась у 65,0%, 55,0% и 40,0% школьников, что на 20,0%, 25,0% и 10,0% лучше, чем в основной группе наблюдения. Доля учеников с низкой социальной адаптацией за 2-й год обучения в группе сравнения возросла с 5,0% до 10,0%. В то время как с низкой личностной адаптацией уменьшилась с 10,0% до 5,0%, а с низкой академической адаптацией осталась без изменений (20,0 % и 20,0%). Количество детей с низкой социальной, академической и личностной адаптацией было больше в основной группе наблюдения (20,0 %; 25,0 % и 20,0%). Оказалось, что у третьеклассников адаптационные возможности в 1,5 раза хуже, чем на втором году обучения. Это, вероятно, обусловлено снижением резервных возможностей организма детей в период школьного обучения и свидетельствовало о том, что дети с дефектами речи изначально хуже адаптировались к школьному процессу, и в последующем их адаптация происходила более медленными темпами. Это способствовало снижению успешности обучения у 20,0% третьеклассников. Дети из группы сравнения учились более успешно (40,0%), чем дети с нарушениями речи (15,0%, р<0,05). Следует отметить, что к окончанию младшей школы хорошо адаптировались к школьному процессу 30,0% учащихся группы сравнения и 10,0% детей с речевыми нарушениями, удовлетворительно 55,0% и 20,0% школьников. Высокую социальную, личностную и академическую адаптацию чаще имели дети из группы сравнения (15,0%, 20,0%, 20,%), чем дети основной группы наблюдения (10,0%, 5,0% и 5,0%, соответственно). За четвертый год обучения возросло на 5,0% школьников с низкой социальной адаптацией только в основной группе наблюдения.
Выводы.
Дети с речевыми нарушениями, воспитывающиеся в семьях с явной формой неблагополучия, хуже адаптируются к школьному процессу. У детей с речевыми нарушениями, воспитывающиеся в семьях с явной формой неблагополучия, более выражены показатели нарушения социальной и личностной адаптации, что важно учитывать и своевременно корректировать при работе с таким контингентом детей. Дети с речевыми нарушениями, воспитывающиеся в семьях с явной формой неблагополучия, являются группой риска по нарушению адаптации с первого года обучения и нуждаются в постоянном медико-психолого-педагогическом сопровождении.
Литература
1. Волкова О.С., Доскин В.А., Шестакова В.Н. Характеристика семей детей, страдающих речевыми нарушениями. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2007. - №3. - С. 23-26.
2. Волкова О.С., Чижова Ж.Г., Терещенко Е.И., Доскин В.А. Возрастная динамика формирования речи и факторы, влияющие на возникновение дефектов речевого развития у младших школьников. // Вестник Смоленской медицинской Академии. Смоленск. 2005. -№4. - С. 136-139
3. Заводенко H.H. Школьная дезадаптация в педиатрической практике // Лечащий врач. -2005. -№ 1.-22-27 с.
4. Логопедия. Теория и практика / Под ред.д.п.н. профессораФиличевой Т.Б.. - Москва: Эксмо, 2017, - 608 с
5. Шестакова В.Н. Концептуальные взгляды на здоровье ребенка . - Смоленск, 2003.—591 с
6. Шестакова В.Н., Конова С.Р., Чижова Ж.Г.,. Сосин Д.В,. Давыдова Н.В., Козиева Л.Г. Особенности развития детей на всех этапах онтогенеза и современные подходы к оказанию помощи детям с речевыми нарушениями. - Смоленск, 2018. - 472 с