Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНАЯ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЫЛИ НЕКОТОРЫХ СМОЛ НА ОСНОВЕ ЗАМЕЩЕННОГО ФЕНОЛА'

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЫЛИ НЕКОТОРЫХ СМОЛ НА ОСНОВЕ ЗАМЕЩЕННОГО ФЕНОЛА Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
26
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНАЯ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЫЛИ НЕКОТОРЫХ СМОЛ НА ОСНОВЕ ЗАМЕЩЕННОГО ФЕНОЛА»

зателей. Однако такая предрасположенность после введения разрешающей дозы не реализовалась в аллергию. У животных же, получавших ДОФ в указанной дозе подкожно, наблюдалась выраженная аллергическая реакция, проявившаяся характерной клинической картиной, протекавшей по типу классического анафилактического шока (беспокойство, взъерошивание шерсти, грызущие челюсти, почесывание мордочек, непроизвольные мочеиспускание и дефекация).

Выводы

1. Использование средств для упаковки и укупорки на основе поливинилхлорида, пластифицированного ДОФ, в отраслях пищевой промышленности не вызывает опасения возможной аллергизации организма.

2. Использование этих средств для хранения продуктов, способных поступать в организм парентеральным путем, должно вызывать определенную настороженность.

ЛИТЕРАТУРА. Дуева Л. А., Алдырева М. В. — «Гиг. труда», 1969, № 9, с. 104—110. — Иванийкий В. А. — В кн.: Гигиена применения полимерных материалов и изделий из них. Киев, 1969, с. 332. — Николаев А. И. — В кн.: Материалы 2-го Всесоюзного симпозиума по проблеме: «Аллергия и иммунология». Т. 3. Львов — Москва, 1971, с. 271—273. — С о с о м к и н И. Е. — «Лабор. дело», 1968, № 12, с. 707—709.

Поступила 1/1X 1975 г.

УДК 613.632:613.6331:678.632

В. С. Шведченко, М. А. Крапоткина, В. А. Галицкая

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЫЛИ НЕКОТОРЫХ СМОЛ НА ОСНОВЕ ЗАМЕЩЕННОГО ФЕНОЛА

Московский научно-исследовательский институт гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана

Развитие химии синтетических продуктов способствует постоянному внедрению веществ, не получивших еще гигиенической оценки. К их числу относится совершенно новая группа смол из числа фенолальдегидных на основе замещенного фенола винилацетилено-вой структуры. В настоящее время разработано около 10 таких новых смол, из которых 4 (ВДУ, ВРС, ФКУ и ДКУ) уже приняты к промышленному производству (3. С. Утянский и соавт.).

По химическому составу эти смолы отличаются от известных фенолформальдегидных смол тем, что в них входят наряду с известными мало или совсем не изученные в токсикологическом отношении сложные фенолы винилацетиленовой структуры и их производные. Экспериментальное изучение смол проводилось с учетом возможного токсического и фибро-генного действия.

В острых опытах (мыши, крысы) при однократном введении в желудок 30% взвеси смол в 2% растворе крахмала в количестве от 7000 до 20 000 мг на I кг веса смертельный эффект у мышей (у 6 из 8) получен лишь при введении максимально возможной дозы (20 000 мг/кг) смолы ВРС. При многократном повторном введении взвеси смол, когда общее количество вещества для мышей составляло 45 000 мг/кг, а для крыс — 75 000 мг/кг, смертельный эффект не был получен. Отмечено лишь некоторое отставание в весе тела у мышей опытной группы (со смолой ВРС) по сравнению с контрольной.

Пробы с плаванием, определение длительности гексеналового сна, прижизненная окраска тканей, накопления радиоактивного фосфора в органах, данные патоморфологиче-ских и биохимических исследований подтвердили малую токсичность изучаемых смол в остром и подостром опытах на мышах и крысах. При этом отмечено, что пыли смол ФКУ и ДКУ мало отличаются по биологическому действию, поэтому в хронический ингаляционный опыт была взята только пыль ФКУ.

В хроническом эксперименте на белых крысах смолы ВДУ, ВРС, ФКУ и ДКУ изучали при однократном интратрахеалыюм (по 50 мг пыли, наблюдение 12 мес) и ингаляционном воздействии в камерах при экспозиции по 4 ч ежедневно на протяжении 6 (для смол ВДУ и ВРС) и 4 (для смолы ФКУ) мес. Концентрации пыли смол ВДУ и ВРС в камере колебались от 320 до 350 и 13—16 мг/м3 соответственно, а пыли ФКУ — на уровне 500 мг/м3. При выборе концентрации для ингаляции исходили из максимально возможной и на уровне ПДК для нетоксичной пыли.

В процессе эксперимента проводили динамическое наблюдение за общим состоянием, поведением и весом животных, морфологическим составом крови, длительностью времени рефлекторных реакций, биохимическими показателями крови (белковый состав сыворотки, активность ферментов), перед забоем животных определяли способность тканей органов фиксировать краску, в различные сроки (4, 6, 9, 12 мес) от начала опыта проводили па-томорфологические исследования внутренних органов, в ткани легких определяли количество липидов и оксипролина. Следует сразу отметить, что при действии малых концентраций

пыли ВДУ и ВРС, а также при интратрахеальном введении пыли всех смол по всем перечисленным показателям существенных изменений не обнаружено.

При ингаляционном воздействии больших концентраций пыли, особенно пыли ВРС, на первом месяце опыта у животных отмечались признаки беспокойства, а у некоторых — сукровичные выделения из носа. Длительное ингаляционное воздействие пыли ВДУ, ВРС и ФКУ вызвало на первом месяце опыта изменения показателей активности ферментов. Так, в группе животных, подвергавшихся воздействию пыли ВДУ и ВРС, отмечено повышение активности аланиновой и аспарагиновой трансаминаз. Несмотря на то что отмеченные изменения носили однонаправленный характер в обеих опытных группах, эти колебания были более выражены при воздействии пыли ВРС. Кроме того, в этой группе замечено повышение активности оксидазы и изменение соотношения белковых фракций сыворотки крови в сторону повышения уровня у-глобулина. В серии опытов с пылью ФКУ отмечено достоверное увеличение активности трансаминаз и снижение активности ацетилхолинэсте-разы на первом месяце наблюдений К концу эксперимента все показатели опытных групп были близки к таковым контрольной группы.

Патоморфологические исследования 1 внутренних органов показали, что только в легких имеются существенные изменения, обусловленные действием пыли смол, причем они были более четко выражены при интратрахеальном способе введения пыли. При ингаляции пыли были более выражены изменения со стороны бронхов и межуточной ткани, при интратрахеальном введении преобладало формирование клеточно-пылевых очажков со значительным числом гигантских клеток инородных тел.

Сравнивая изменения при гистологическом исследовании, следует подчеркнуть однотипный характер действия смол ВДУ и ВРС и ФКУ и ДКУ. Обе смолы — ФКУ и ДКУ — вызывают катаральный бронхит, гиперплазию лимфоидной ткани, образование гранулем с многоядерными гигантскими клетками двух типов и клеточно-пылевых очажков. Обе пыли выводятся лимфо- и бронхогенными путями и не дают гнойных процессов. Склеротический процесс при воздействии обоих видов пыли слабо выражен и медленно прогрессирует. Вместе с тем можно отметить, что смола ФКУ вызывает несколько менее выраженный катаральный процесс в ранние сроки, а к концу наблюдений (12 мес) эти изменения более выражены, чем при действии ДКУ. При действии ДКУ аргирофильные волокна более грубые, при воздействии ФКУ они тоньше, но количество их больше.

Отаеченные изменения, обусловленные действием пыли смол ВДУ и ВРС, также близки. Обе пыли вызывали катарально-десквамативный бронхит, явления межуточной пневмонии и развитие клеточно-пылевых очажков-гранулем. Однако введение смолы ВРС сопровождалось более выраженными фагоцитозом, пролиферацией гистиоцитарных и лимфо-идных элементов, особенно вокруг бронхов, что характерно для разражающего действия. При воздействии смолы ВДУ преобладали гигантоклеточная реакция и прорастание колла-геновыми волокнами отдельных клеточно-пылевых очажков, что указывает на несколько больший фиброгенный эффект этой пыли. В целом изменения в легких от действия всех изученных нами смол прогрессировали медленно и не сопровождались развитием выраженного склероза. Морфологические изменения в легких достаточно четко коррелировали с результатами определения количества оксипролина и липидов в легочной ткани.

По сравнению с контролем содержание оксипролина и липидов в опытных группах с пылью ФКУ и ДКУ очень близко. Общее количество оксипролина как вначале, так и к концу опыта невелико и соответствует возрастным изменениям, свойственным Этому показателю.

В эксперименте с интратрахеальным введением (к 9—12 мес) и ингаляционном воздействии больших концентраций в конце опыта наблюдалось заметное увеличение количества оксипролина и липидов, несколько большее в опытах со смолой ВДУ. Следует отметить, что абсолютный прирост оксипролина невысок — в 1,2—2 раза.

Несколько различный характер действия изученных видов пыли, вероятно, связан с физико-химическими особенностями их. Так, обнаруженные морфологические и по ряду биохимических показателей изменения в основном в начальный период воздействия свидетельствуют о преимущественно раздражающем характере действия, что может быть обусловлено присутствием в пыли смол фенола, формальдегида и метакриловой кислоты. Большая способность растворяться, особенно в слабощелочных средах, видимо, определяет более выраженные раздражающие свойства смолы ВРС, в то время как смола ВДУ, действуя в твердом агрегатном состоянии, вызывает более выраженный фиброгенный эффект, хотя в целом по действию обе смолы близки.

Выводы

1. Результаты исследований позволяют отнести пыль смол на основе замещенного фенола к веществам малотоксичным и неопасным в отношении возможности острого отравления, но обладающим слабораздражающим и фиброгенным действием.

2. Нормирование этих смол должно проводиться главным образом по оценке фибро-генного эффекта. Учитывая, что в ряде других, уже нормированных полимеров пыль изученных смол близка к фенолформальдегндным, предлагается в качестве предельно допустимой концентрация ее 6 иг/м*.

Поступила 30/VII 1975 г.

1 Морфологические исследования выполнены А. Д. Промысловой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.