Научная статья на тему 'Сравнение стоимости строительства автомобильных дорог в России и в странах мира'

Сравнение стоимости строительства автомобильных дорог в России и в странах мира Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2986
509
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТОИМОСТЬ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА / COST OF ROAD CONSTRUCTION / ЦЕНООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ / PRICING FACTORS / СТРУКТУРА СМЕТНОЙ СТОИМОСТИ / COST STRUCTURE / СВОДНЫЙ СМЕТНЫЙ РАСЧЕТ / SUMMARY COST ESTIMATE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Решетова Екатерина Михайловна

Отставание темпов развития и транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог России от растущего уровня автомобилизации населения и бизнеса (с 25,4 млн автомобилей в 2000 г. до 48,4 млн автомобилей в 2013 г.) на фоне многомиллиардных государственных расходов на дорожное строительство дает повод для ошибочных выводов о стоимости строительства автомобильных дорог. В результате миф о многократном превышении стоимости строительства отечественных автомобильных дорог над аналогичными показателями зарубежных стран в России получил широкое распространение. Однако в этих подсчетах все не так однозначно. К тому же в отсутствие единой методики осуществления расчетов по определению удельной стоимости строительства автомобильных дорог любые попытки сравнения стоимости зарубежных проектов между собой представляются весьма сложными. В статье проводится анализ стоимости реализации объектов строительства и реконструкции автомобильных дорог в России, а также сравниваются полученные результаты с зарубежными аналогами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Решетова Екатерина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A COMPARISON OF THE COST OF ROAD CONSTRUCTION IN RUSSIA AND OTHER COUNTRIES

Slow development and operating conditions of roads in Russia along with rapid motorization of the population and businesses (frommillion vehicles in 2000 to 48.4 million vehicles in 2013) against a background of significant government spending on road construction, gives a reason for erroneous conclusions as to the cost of road construction. As a result, the myth of the extremely high cost of road-building in Russia in comparison with foreign countries has become highly widespread. However, these calculations are not perfectly correct. Moreover, in the absence of uniform methodology for calculation of the unit cost of road construction, any attempt to compare the costs of foreign and national projects practically makes no sense. The paper analyzes the costs of road-building and re-construction and compares the obtained results with similar foreign values.

Текст научной работы на тему «Сравнение стоимости строительства автомобильных дорог в России и в странах мира»

УДК 338.001.36

СРАВНЕНИЕ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ В РОССИИ И В СТРАНАХ МИРА

РЕШЕТОВА ЕКАТЕРИНА МИХАЙЛОВНА, канд. экон. наук, старший научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ E-mail: ekaterina.ddms@maiL.ru

Отставание темпов развития и транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог России от растущего уровня автомобилизации населения и бизнеса (с 25,4 млн автомобилей в 2000 г. до 48,4 млн автомобилей в 2013 г.) на фоне многомиллиардных государственных расходов на дорожное строительство дает повод для ошибочных выводов о стоимости строительства автомобильных дорог. В результате миф о многократном превышении стоимости строительства отечественных автомобильных дорог над аналогичными показателями зарубежных стран в России получил широкое распространение. Однако в этих подсчетах все не так однозначно. К тому же в отсутствие единой методики осуществления расчетов по определению удельной стоимости строительства автомобильных дорог любые попытки сравнения стоимости зарубежных проектов между собой представляются весьма сложными. В статье проводится анализ стоимости реализации объектов строительства и реконструкции автомобильных дорог в России, а также сравниваются полученные результаты с зарубежными аналогами.

Ключевые слова: стоимость дорожного строительства; ценообразующие факторы; структура сметной стоимости; сводный сметный расчет.

A Comparison of the Cost of Road Construction in Russia and Other Countries

EKATERINA M. RESHETOVA, PhD (Economics), senior researcher, the HSE Institute for Transport Policy & Economics

Slow development and operating conditions of roads in Russia along with rapid motorization of the population and businesses (from 25.4 million vehicles in 2000 to 48.4 million vehicles in 2013) against a background of significant government spending on road construction, gives a reason for erroneous conclusions as to the cost of road construction. As a result, the myth of the extremely high cost of road- building in Russia in comparison with foreign countries has become highly widespread. However, these calculations are not perfectly correct. Moreover, in the absence of uniform methodology for calculation of the unit cost of road construction, any attempt to compare the costs of foreign and national projects practically makes no sense. The paper analyzes the costs of road-building and re-construction and compares the obtained results with similar foreign values. Keywords: cost of road construction; pricing factors; cost structure; summary cost estimate.

Факторы, влияющие на цену строительства дорог

Информация о стоимости автомобильных дорог в России в силу ряда причин стала более чем политизированной и гораздо реже становится предметом научного анализа или инженерно-экономического аудита, нежели поводом для блогерских дискуссий и политических спекуляций. «Человека со стороны» привлекает кажущаяся простота расчета: раздели цену контракта, объявленную по

итогам торгов, на протяженность участка и сообщай общественности очередную рекордную цифру [1]. Обычно утверждается, что наши цены превосходят аналоги Евросоюза в 2,6 раза, США — в 3 раза, Китая — более чем в 7 раз [2, 3]. Но профессиональный подход к проблеме предусматривает более сложную информационную базу и технологию расчетов.

Каждая дорога — сооружение сугубо индивидуальное. Цена дороги в целом, как и каждого

конкретного его участка, обусловлена множеством факторов. Перечисление и описание этих факторов занимает более сотни страниц отечественного Свода правил «СП 34.13330.2012. Автомобильные дороги» [4] и еще более обширный фрагмент зарубежного текста в Highway Design Manual. Назовем только те из них, где вариации по уровням конкретного фактора могут изменить строительную цену 1 километра дороги не на проценты, а в разы:

• категория дороги и число полос движения;

• ареал прохождения участка согласно нормам дорожно-климатического районирования, классификации типов местности и грунтов, а также признакам ценных земель, застроенных районов, горной местности и т.п.;

• наличие, протяженность и проектные параметры искусственных сооружений (тоннелей, мостов, путепроводов, виадуков, эстакад, водопропускных труб, а также транспортных развязок, пересечений и примыканий в разных уровнях).

Заметим, что один только признак прохождения дороги в густонаселенной местности может привести к многократному удорожанию строительства. Причина состоит в том, что согласно отечественным нормативам (в отличие от распространенных зарубежных практик) в смету строительства включаются неизбежные в таких случаях затраты на перекладку коммуникаций, снос объектов недвижимости, отселение, компенсационное строительство, выплату компенсаций гражданам и владельцам недвижимости и т.п.

Разумеется, различия между отечественной и зарубежной практикой сметных расчетов не сводятся к отмеченной выше позиции; необходимо учесть и прочие ценообразующие факторы, различающиеся в конкретных странах: особенности структуры сметной стоимости строительства, величина налога на добавленную стоимость, порядок приведения фактических разновременных затрат по тем или иным проектам к единому моменту времени.

Объективное сравнение строительной стоимости тех или иных дорожных объектов не является тривиальной задачей даже в пределах одной страны. В зарубежной практике также наработаны соответствующие алгоритмы сравнения, реализованные, например, в известном американском ресурсе Internet-based Preliminary Highway Construction Cost Estimating Database.

Минимально необходимой базой для подобных сравнений являются:

1) расчет усредненной стоимости километра дороги в однополосном исчислении (1 км 1 полосы или lane miles) с выделением затрат на строительство, ремонт и реконструкцию, в том числе по элементам (основная трасса, искусственные сооружения, подходы, съезды, въезды). Данный расчет позволяет более точно определить стоимость строительства 1 километра дороги;

2) оценка стоимости строительства километра наиболее распространенных типов дорог одинакового класса (centerline miles, например четырехполосные дороги с разделительной полосой) в однотипных условиях строительства по рельефу местности и степени застроенности территории. Такой способ оценки применим при больших масштабах дорожного строительства, когда количество объектов позволяет установить статистически надежные результаты.

Среднеарифметическое значение удельной стоимости строительства 1 километра автомобильных дорог в России в 1,4-2,8 раза меньше, чем в развитых зарубежных странах

Любые вычисления усложняются также отсутствием единой методики осуществления расчетов по определению удельной стоимости строительства автомобильных дорог. В результате сказать однозначно, сколько стоит строительство одного километра автомобильной дороги в любой стране, весьма затруднительно.

Сравнение стоимости строительства автомобильных дорог

В европейских странах, США и Канаде в структуру затрат на строительство не входят затраты на подготовку территории (выкуп земли, свод лесов, а также вынос, снос и перенос зданий, сооружений и инженерных коммуникаций). Затраты на эти работы оплачиваются за счет бюджетов национального, регионального или местного уровня вне сметы строительства дороги.

Показателен в этой части опыт США. Ассигнования на строительство дорожных объектов вы-

Таблица 1

Затраты, не входящие в зарубежные оценки стоимости строительства 1 км дорог, но учитываемые в структуре сводного сметного расчета в России

Наименование статей и затрат Доля в сметных расчетах (Россия), %

Минимум Максимум Среднее

Выкуп земель и компенсационные затраты 0,1 30,0 3,2

Прокладка и перекладка инженерных коммуникаций, включая линии городского транспорта и ж/д 0,1 30,4 3,8

Подготовка площадки под строительство 0,1 21,4 2,9

Проектные и изыскательские работы 0,7 8,7 3,5

Прочие работы и затраты 0,2 17,5 5,4

Строительство искусственных сооружений (мосты, тоннели, эстакады) 0,8 74,8 29,0

Источник: расчеты автора на основании статистических данных ФДА «Росавтодор».

деляются из Федерального трастового дорожного фонда (Federal Highway Trust Fund) только в случае, если за счет заинтересованного штата или города уже выполнены работы, которые в отечественной практике относятся к I главе сводного сметного расчета (ССР): выкуп земли, компенсации собственникам, подготовка территории, вынос, снос и перенос зданий, сооружений и инженерных коммуникаций.

В отечественной практике эти затраты несет строительная организация. Они варьируются от 1% (на незастроенной территории) до 30% (по федеральным проектам в городских условиях) от общей стоимости объектов, а в отдельных случаях (сложные объекты в мегаполисах) превышают указанные значения.

В стоимость строительства автомобильной дороги в зарубежных странах, кроме затрат на подготовку территории строительства, не включается еще целый ряд затрат, учитываемых у нас в стране. Речь идет, во-первых, о затратах, связанных с разработкой предпроектной документации, а во-вторых, о прочих работах и затратах. Наибольшее удорожание возникает при проведении работ в зимнее время [5, 6]. Стандартно

выполняемые работы при строительстве дорожных объектов зимой становятся дороже в среднем на 5-7% (табл. 1).

При сопоставлении стоимостей проектов необходимо учитывать величину НДС, поскольку он имеет существенные колебания по различным странам (табл. 2), и даже в пределах одной страны, например в штатах Бразилии ставка НДС может составлять от 1,5 до 35%. Что касается развитых стран, то НДС отсутствует в таких странах, как США, где вместо него действует налог с продаж по ставке от 3 до 15%. В двух из 28 индийских штатов НДС не взимается. В международных базах данных (например, Всемирного банка) информация о стоимости объектов строительства приводится без учета НДС.

Таким образом, для обеспечения сопоставимости стоимости строительства и реконструкции российских автомобильных дорог с зарубежными проектами из общей суммы строительства были исключены затраты на подготовительные и сопряженные работы (глава 1 ССР), проектно-изыска-тельские работы и затраты (глава 12 ССР), прочие работы и затраты (глава 9 ССР), НДС (табл. 3).

Из полученных оценок стоимостей на строительство и реконструкцию объектов были

Таблица 2

Величина НДС по странам, %

Страна Россия Канада Германия Польша Эстония Турция Китай

НДС 18 7-13 19 23 20 18 17

выделены затраты по отдельным конструктивным элементам: дороги, проходящие по земляному полотну, искусственные сооружения (мосты, путепроводы), развязки и эстакады, прочие сооружения. Для обеспечения сопоставимости проходивших по земле участков с разным количеством полос для движения транспорта, оценочные значения стоимостей строительства дорог были приведены к одному километру одной полосы движения.

По результатам анализа установлено, что стоимость строительства и реконструкции автомобильных дорог составляет в среднем 58,8 млн руб., а также получены максимальные и минимальные значения по трем категориям дорог (табл. 3, рис. 1).

Для сравнительного анализа с Российскими проектами были выбраны такие страны, как США, Канада, Германия, Польша, Китай.

Министерствам транспорта отдельных стран также приходится регулярно составлять отчеты для обоснования средней стоимости строи-

тельства/реконструкции 1 километра автодорог. Однако зачастую даже в пределах одной страны расходы на строительство разнятся (рис. 2). Поэтому, когда дело доходит до очень больших и сложных проектов, значительные изменения в объемах и составе работ для каждого из них ограничивают полезность усредненных межстрановых сравнений. Для определения стоимости подобных объектов необходимо проводить детальный анализ их конкретных характеристик [8].

Так, разброс средней стоимости строительства 1 км дороги в США в зависимости от числа полос, приближения к городам, географических и геологических условий колеблется от 32,7 млн руб./км до 267,7 млн руб./км. Например, стоимость дороги Three Oaks Parkway Exit South, Florida (26,7 км) составила в ценах 2014 г. 86 млн руб./км полосы, стоимость Route 228, Virginia (12,2 км) — 169,5 млн руб./км полосы, стоимость дороги Pyramid Highway/US 395 Connection, Nevada (16,25 км) — 389,9 млн руб./км полосы.

й и н о л ч

щ

н к о

250

200

150

и

^ сЗ ° м Л

н из

О ^ О ft

2 щ

S ч

О 5

Н Й

О

100

50

El I категория ЕII категория 0III категория

Минимальная

Максимальная

Средняя

Рис. 1. Удельная стоимость строительства автомобильных дорог в Российской Федерации

Источник: расчеты автора на основании статистических данных ФДА «Росавтодор».

Стоимость строительства 1 км полосы движения, млн руб., без НДС

Таблица 3

0

Техническая категория дороги Стоимость 1 км полосы движения, млн руб., без НДС

Минимальная Максимальная Средняя

I категория 19,02 243,92 66,59

II категория 22,92 104,77 48,69

III категория 11,96 144,51 44,85

Таблица 5

Стоимость строительства и реконструкции дорог в разных странах мира в ценах 2014 г.

Страна Средняя стоимость млн руб./ км полосы Минимальная стоимость млн руб./км полосы Максимальная стоимость млн руб./км полосы Стандартное отклонение млн руб./км полосы Коэффициент вариации Кол-во проектов

Российская Федерация 58,8 11,9 243,9 44,4 0,76 70

США 127,05 32,7 389,9 102,1 0,80 20

Канада 163,9 36,6 330,9 75,3 0,59 18

Германия 81,2 5,2 348,5 81,7 1,00 49

Польша 25,8 12,2 42,5 10,4 0,40 43

Китай 29,03 10,1 82,9 14,5 0,49 83

Примечание: минимальные значения стоимости строительства участков дорог соответствуют условиям равнинного рельефа местности вне границ городской застройки, максимальные значения - условиям сильно пересеченной местности, плотной городской застройки.

Ю

^

& Д

ей М

н о л

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ч «

н к

о £

о

л н о о 2 к о н О

300,0 250,0 200,0 150,0 100,0 50,0 0,0

......................

£

¿г <<Р ф О,

Чу

/ * * *

//

£

Рис. 2. Стоимость строительства автомобильных дорог в некоторых штатах США, 2014 г., рублей за километр полосы

Примечание: цены в рублях вычислены следующим образом: цена, указанная в долларах за соответствующий год, умножена на дефлятор (с помощью калькуляторов инфляции) и умножена на среднегодовой курс рубля (года приведения). Например, если долларовый дефлятор за 2010 г. равен 1,05, значит, стоимость строительства дорог в 2010 г. умножалась на 1,05, чтобы получить стоимость в долларах в 2014 г. После чего полученное значение умножалось на среднегодовой курс рубля в 2014 г. - 38,6 руб. [9].

О большой разнице между минимальными и максимальными значениями стоимости свидетельствуют также данные по странам, приведенные в табл. 5.

Поскольку все дорожные проекты уникальны, то для объективного анализа стоимостей строительства

дорог в разных странах обратимся к выборке проектов и проведем на ее основании межстрановое сопоставление по статистическим показателям.

Среднеарифметическое значение удельной стоимости строительства 1 километра автомобильных дорог в России в 1,4-2,8 раза меньше,

14

3 12

я* 12 10

а 8

и

° 6 я ° н о <и

к

4

3

4

2

У!»:":

V-.

ЧД------

Ч-.

_V.

V. Ч'.

; Ч;

Россия США □ Германия

25-39,9 40,0-59,9 50,0-99,9 100,0-129,9 130,0-500,0 Стоимость строительства километра 1 полосы движения, млн руб.

Рис. 3. Диапазон изменения удельной стоимости километра дорог в России США и Германии (выборка 30 проектов)

чем в развитых зарубежных странах, более-менее сопоставимых по природно-климатическим условиям (имеются в виду США, Канада, Германия; более детальный анализ природно-климатических и прочих условий, влияющих на стоимость строительства дорог, представлен ниже).

Значения стандартного отклонения в США, Канаде и Германии, несмотря на меньшую площадь и протяженность этих стран, в 1,7-2,3 раза превышают российские. Это свидетельствует о большей вариабельности данных по стоимости дорог в пределах одной страны.

Для получения относительной меры разброса данных использовался коэффициент вариации, который для российских проектов находится в пределах среднего уровня, наблюдаемого в странах Европы и Северной Америки.

Дело, однако, не только в средних или максимальных значениях стоимости. Важно определить, насколько часто строятся наиболее дорогие или наиболее дешевые дороги? Самым наглядным способом для демонстрации ответа на данный вопрос является построение огибающих кривых распределения (рис. 3).

Очевидно, что в США и Германии диапазон изменения удельной стоимости километра дорог смещен в сторону более высоких значений.

Сравнительные оценки стоимости строительства дорог показывают, что затраты по российским

проектам в целом меньше средних значений по США, Германии и Канаде. В то же время реализация российских проектов дороже по сравнению с китайскими в среднем в два раза, а по сравнению с индийскими — в три раза. Следует отметить, что расчеты проведены по номинальному курсу доллара, но еще есть паритет покупательной способности. В последнее время все мировые валюты сильно подешевели. Курс доллара к рублю примерно 1 к 60, а по паритету покупательной способности - примерно 1 к 25. В Китае и Индии курс национальной валюты по отношению к доллару еще ниже, чем курс рубля. Фактически на сегодня номинальный и реальный курсы соответствуют более-менее только в США. Если все значения стоимостных оценок строительства дорог пересчитать в реальных курсах валют, то разница не будет сильно отличаться по развитым и развивающимся странам. Основные отличия будут обусловлены климатическими и геологическими условиями, стоимостью и доступностью материалов и, что немаловажно, стоимостью труда. Например, в Китае в последнее время стоимость рабочей силы возросла; в совокупности с ростом валютного курса велика вероятность, что дороги в «Поднебесной» на сегодняшний момент строят примерно за те же деньги, что и в России (значения по Китаю в табл. 5 приведены к 2014 г. исходя из цен 2000-2008 гг.).

0

Литература

1. Кричевский Н. Дороги России и дураки, которые ими очарованы. URL: http://ubep44. ru/index.php?page=stoimost-stroitelsva-dorog-v-rossii-v-sravnenii-s-mirovymi-rastsenkami (дата обращения: 10.03.2015).

2. Иноземцев В. Новые российские дороги будут стоить вдвое дороже. Почему?

3. URL: http://www.aif.ru/auto/15241 (дата обращения: 10.03.2015).

4. Делягин М. О российских дорогах — без дураков [Электронный ресурс]. URL: http:// delyagin.ru/articles/7897.html (дата обращения: 10.03.2015).

5. Актуализированная редакция СНиП 2.05.0285* (утв. приказом Минрегиона России от 30.06.2012 № 266).

6. ГСН 81-05-02-2007 Сборник сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время, письмо Росстроя от 28.03.2007 No СК-1221/02.

7. ГСНр 81-05-02-2001 Сборник сметных норм дополнительных затрат при производстве ремонтно-строительных работ в зимнее время. Постановление Госстроя России от 19.06.2001 N 61.

8. Total cost shown is derived from a standard typical section. The costs developed for this report are not project-specific and should be used for preliminary estimating purposes only. URL: http://www2.dot.state. fl.us/SpecificationsEstimates/costpermile.aspx (дата обращения: 10.03.2015).

9. Калькулятор средних курсов валют. URL: http://finance.rambler.ru/calculators/average/ (дата обращения: 10.03.2015).

10. СНиП 2.05.02-85* Автомобильные дороги. Госстрой России. 2004.

11. СНиП 12-01-2004 Организация строительства.

12. Kenneth A. Small, Clifford Winston, Carol A. Evans A New Highway Pricing and Investment Policy, 1989.

References

1. Krichevsky N. Roads of Russia and the fools who are fascinated by them. Available at URL: http://ubep44.ru/index. php?page=stoimost-stroitelsva-dorog-v-rossii-v-sravnenii-s-mirovymi-rastsenkami (accessed 03.10.2015).

2. Inozemtsev V. New Russian roads will cost twice as much. Why?

3. URL: http://www.aif.ru/auto/15241 (accessed 10.03.2015).

4. Delyagin M. About Russian roads without fools. Available at URL: http://delyagin.ru/ar-ticles/7897.html (accessed 03.10.2015).

5. SNIP 2.05.02-85 *, updated edition (app. Order Ministry of Regional Development of Russia from 30.06.2012 No 266).

6. GOS 81-05-02-2007 Collection estimated additional cost standards in production of construction and installation works in winter, letter Rosstroy, March 28, 2007 No SC-1221/02.

7. GSNr 81-05-02-2001 Collection estimated additional cost standards in the production of construction works in the winter. Resolution of the State Construction Committee of the Russian Federation, June 19, 2001 No 61.

8. Total cost shown is derived from a standard typical section. The costs developed for this report are not project-specific and should be used for preliminary estimating purposes only. Available at URL: http://www2.dot.state. fl.us/SpecificationsEstimates/costpermile.aspx (accessed: 03/10/2015).

9. Calculator of average exchange rates. Available at URL: http://finance.rambler.ru/calcula-tors/average (accessed 03/10/2015).

10. SNIP 2.05.02-85 * Highways. Russian State Building. 2004.

11. CNiP 12-01-2004 Organization of construction.

12. Kenneth A. Small, Clifford Winston, Carol A. Evans A New Highway Pricing and Investment Policy, 1989.

Из выступления В.В. Путина на пленарном заседании 10-го бизнес-форума общероссийской общественной организации«Деловая Россия» 26 мая 2015 г.

Нужно стремиться к тому, чтобы в производственный бизнес приходило как можно больше инициативных, деловых людей, готовых взять на себя ответственность и за работу предприятия, и за свои коллективы. Общество и государство заинтересованы в появлении массового слоя успешных, перспективных компаний. Их создание станет достойным ответом на непростые вызовы, которые стоят сейчас перед российской экономикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.