Научная статья на тему 'Сравнение социальной активности студентов, занимающихся и не занимающихся спортом'

Сравнение социальной активности студентов, занимающихся и не занимающихся спортом Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
8847
1083
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
спорт / занятие спортом / физическая культура / социальная активность / формирование социальной активности / влияние занятий спортом на социальную активность / спортивное ориентирование

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Плашенков В. М., Абаев В. А.

Статья посвящена изучению влияния занятий спортом на социальную активность студентов на примере спортивного ориентирования и шахмат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to studying the influence of sport activities on the social activity of students.

Текст научной работы на тему «Сравнение социальной активности студентов, занимающихся и не занимающихся спортом»

В. М. Плашенков В. А. Абаев

СРАВНЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ И НЕ ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ

Работа представлена кафедрой МФОРиТ СПбГУФК им. Ф. Лесгафта. Научный руководитель - кандидат биологических наук, профессор А. Н. Потапчук

Статья посвящена изучению влияния занятий спортом на социальную активность студентов на примере спортивного ориентирования и шахмат.

The article is devoted to studying the influence of sport activities on the social activity of students.

Жизнь с ее быстрыми темпами и нарастающим потоком информации поставила перед высшими учебными заведениями, вузовским физкультурным движением новые задачи. Они связаны с необходимостью расширения сферы благотворного влияния за-

нятий физическими упражнениями и использования элементов спортивной интеллектуальной деятельности в учебе и трудовом творчестве1.

Большую роль в жизни общества играет студенческая молодежь, так как она пред-

1 15

ставляет собой ту социальную группу, которая несет в себе огромные потенциальные возможности будущего. Обучение и воспитание молодежи является важным средством ее социального развития, способом приобщения к будущей профессиональной деятельности. В связи с этим проблема воспитания социальной активности студенческой молодежи приобретает исключительно большое значение в деятельности вуза.

В то же время следует отметить, что вопросы формирования социальной активности студентов изучены недостаточно. В условиях высшей школы педагогам практически не предложены эффективные пути формирования социально активной личности.

Вышесказанное позволяет выделить ряд противоречий между:

• потребностями общества в высокой социальной активности его граждан и недостаточным уровнем развития ее у студентов;

• необходимостью формирования социально активной личности студентов вуза во внеаудиторной деятельности и отсутствием разработанных методик формирования социально активной личности.

Одной из актуальных задач, стоящих перед вузами, является изучение факторов, обеспечивающих высокий уровень умственной работоспособности студентов в процессе обучения.

Хорошее физическое развитие, оптимальный уровень функционального состояния спортсменов-ориентировщиков отмечены в целом ряде прикладных и теоретико-методологических исследований2.

Развивая генетические задатки, спорт-смены-ориентировщики в процессе многолетней подготовки достигают максимального уровня умственной работоспособности, выраженной у мужчин и женщин высокими показателями скорости мыслительных процессов, оперативного мышления, устойчивости внимания и способности к его переключению, зрительной и оперативной памяти3. Эти данные соответствуют показателям элиты работников умственного труда4.

Проблема развития человеческого интеллекта, особенностей интеллектуальной деятельности учащейся молодежи5, в том числе в процессе спортивной или физкультурной деятельности6, всегда занимала важное место в педагогических исследованиях.

Когда спортсмен-ориентировщик находится на трассе и ориентируется, его интеллект энергично работает. Этим объясняется то, что спортивное ориентирование рассматривается вместе с шахматами.

Цель исследования: выявление дидактических закономерностей использования разработанных организационно-педагогических мероприятий по оптимизации подготовки студентов на примере спортивного ориентирования и шахмат.

Методы исследования:

• теоретический анализ и обобщение литературных источников;

• анкетирование;

• исследование типологических свойств личности;

• исследование физических качеств (тесты).

Организация исследования. Исследование проводилось в 2000-2006 гг. в ряде вузов Санкт-Петербурга со студентами за -нимающихмися и не занимающимися спортом.

Исследование непосредственно связано с активным поиском возможностей повышения умственного потенциала человека, способностей к творческому труду.

Социальная активность является высшей формой социальной человеческой деятельности и проявляется как особое, интегральное качество человека, как его способность действовать сознательно, изменяя окружающую действительность, мир. Изменяя мир, человек меняет и самого себя.

Для того чтобы овладеть арсеналом знаний, умений и способностей, необходимо в учебно-воспитательном процессе, помимо привития профессиональных знаний и умений, формировать студентов как всесторонне и гармонически развитых, социально активных специалистов.

В проводимом нами исследовании в анкете был представлен ряд вопросов, ответы на которые позволят нам судить о соци-альной активности студентов. Например: «Участвуете ли Вы в общественной жизни вуза?»; «Работаете ли Вы?»; «Участвуете ли Вы в голосованиях?».

Были исследованы: две группы студентов, занимающихся спортивным ориентированием (СПбГУ и РГПУ им. А. И. Герцена), две группы студентов, занимающихся шахматами (ПГУПС и СПбГАСУ), и группа сту-

дентов, не занимающихся активно спортом (СПбГТУРП). Исследование проводилось на спортсменах массовых разрядов, в основном исследовались спортсмены 3, 2 и 1-го разрядов. Сведения о контингенте обследуемых студентов представлены в табл. 1, 2.

Результаты исследования показывают, что студенты, занимающиеся спортом, на 22% активнее участвуют в жизни вуза, на 24% чаще принимают участие в выборах и успеваемость у них на 20% выше, чем у студентов, не занимающихся спортом.

Таблица 1

Количество исследуемых студентов, занимающихся спортивное ориентированием (РГПУ им. А. И. Герцена и СПбГУ)

Разряд Юноши Девушки Итог

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс Итог 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс Итог

3 1 4 4 - 9 3 2 6 - 11 20

2 3 2 - - 5 - 1 - - 1 6

1 - - 1 1 2 - - - - 0 2

КМС - 1 - - 1 - - 1 - 1 2

Итог 4 7 5 1 17 3 3 7 0 13 30

Таблица 2

Количество исследуемых студентов, не занимающихся регулярно спортом (СПбГТУРП)

Разряд Юноши Девушки Итог

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс Итог 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс Итог

Без разр. 13 7 4 10 34 7 1 - 22 30 64

У студентов, занимающихся спортом, мышечная выносливость на 35%, быстрота на 13%, координация на 105% выше, чем у студентов, не занимающихся спортом.

У студентов, занимающихся спортом, социальная активность на 39% выше, чем у студентов, не занимающихся спортом.

Приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что социальная актив-

ность студентов, занимающихся спортом, достоверно выше, чем у студентов, не занимающихся спортом (р < 0,05 по ^критерию Стью дента).

Приведенные данные тестирования предполагают продолжение исследования для выявления более четких количествен -ных и качественных оценок.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Бальсевич В. К. Физическая подготовленность: средства и методы оздоровления физической культурой. М.: ВНИИФК, 1990.

2 Казанцев С. А. Интегральная подготовка спортсмена-ориентировщика: Дис. ... канд. пед. наук. СПб.: СПбГАФК, 2005.

3 Васильев Н. Д. Планирование учебно-тренировочной работы и методика подготовки дистанций и карт по спортивному ориентированию. М.: Госкомспорт СССР, 1987.

4 Айзек Г. Ю. Проверьте ваш IQ. М.: Центрполиграф, 2001.

5 Борисова Л. Н. Динамика интеллектуального развития взрослых и ее зависимость от уровня их образования. Л: ЛГПИ, 1990.

6 Гогунов Е. Н. Психология физического воспитания и спорта. М.: Academia, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.