В. М. Плашенков В. А. Абаев
СРАВНЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ И НЕ ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ
Работа представлена кафедрой МФОРиТ СПбГУФК им. Ф. Лесгафта. Научный руководитель - кандидат биологических наук, профессор А. Н. Потапчук
Статья посвящена изучению влияния занятий спортом на социальную активность студентов на примере спортивного ориентирования и шахмат.
The article is devoted to studying the influence of sport activities on the social activity of students.
Жизнь с ее быстрыми темпами и нарастающим потоком информации поставила перед высшими учебными заведениями, вузовским физкультурным движением новые задачи. Они связаны с необходимостью расширения сферы благотворного влияния за-
нятий физическими упражнениями и использования элементов спортивной интеллектуальной деятельности в учебе и трудовом творчестве1.
Большую роль в жизни общества играет студенческая молодежь, так как она пред-
1 15
ставляет собой ту социальную группу, которая несет в себе огромные потенциальные возможности будущего. Обучение и воспитание молодежи является важным средством ее социального развития, способом приобщения к будущей профессиональной деятельности. В связи с этим проблема воспитания социальной активности студенческой молодежи приобретает исключительно большое значение в деятельности вуза.
В то же время следует отметить, что вопросы формирования социальной активности студентов изучены недостаточно. В условиях высшей школы педагогам практически не предложены эффективные пути формирования социально активной личности.
Вышесказанное позволяет выделить ряд противоречий между:
• потребностями общества в высокой социальной активности его граждан и недостаточным уровнем развития ее у студентов;
• необходимостью формирования социально активной личности студентов вуза во внеаудиторной деятельности и отсутствием разработанных методик формирования социально активной личности.
Одной из актуальных задач, стоящих перед вузами, является изучение факторов, обеспечивающих высокий уровень умственной работоспособности студентов в процессе обучения.
Хорошее физическое развитие, оптимальный уровень функционального состояния спортсменов-ориентировщиков отмечены в целом ряде прикладных и теоретико-методологических исследований2.
Развивая генетические задатки, спорт-смены-ориентировщики в процессе многолетней подготовки достигают максимального уровня умственной работоспособности, выраженной у мужчин и женщин высокими показателями скорости мыслительных процессов, оперативного мышления, устойчивости внимания и способности к его переключению, зрительной и оперативной памяти3. Эти данные соответствуют показателям элиты работников умственного труда4.
Проблема развития человеческого интеллекта, особенностей интеллектуальной деятельности учащейся молодежи5, в том числе в процессе спортивной или физкультурной деятельности6, всегда занимала важное место в педагогических исследованиях.
Когда спортсмен-ориентировщик находится на трассе и ориентируется, его интеллект энергично работает. Этим объясняется то, что спортивное ориентирование рассматривается вместе с шахматами.
Цель исследования: выявление дидактических закономерностей использования разработанных организационно-педагогических мероприятий по оптимизации подготовки студентов на примере спортивного ориентирования и шахмат.
Методы исследования:
• теоретический анализ и обобщение литературных источников;
• анкетирование;
• исследование типологических свойств личности;
• исследование физических качеств (тесты).
Организация исследования. Исследование проводилось в 2000-2006 гг. в ряде вузов Санкт-Петербурга со студентами за -нимающихмися и не занимающимися спортом.
Исследование непосредственно связано с активным поиском возможностей повышения умственного потенциала человека, способностей к творческому труду.
Социальная активность является высшей формой социальной человеческой деятельности и проявляется как особое, интегральное качество человека, как его способность действовать сознательно, изменяя окружающую действительность, мир. Изменяя мир, человек меняет и самого себя.
Для того чтобы овладеть арсеналом знаний, умений и способностей, необходимо в учебно-воспитательном процессе, помимо привития профессиональных знаний и умений, формировать студентов как всесторонне и гармонически развитых, социально активных специалистов.
В проводимом нами исследовании в анкете был представлен ряд вопросов, ответы на которые позволят нам судить о соци-альной активности студентов. Например: «Участвуете ли Вы в общественной жизни вуза?»; «Работаете ли Вы?»; «Участвуете ли Вы в голосованиях?».
Были исследованы: две группы студентов, занимающихся спортивным ориентированием (СПбГУ и РГПУ им. А. И. Герцена), две группы студентов, занимающихся шахматами (ПГУПС и СПбГАСУ), и группа сту-
дентов, не занимающихся активно спортом (СПбГТУРП). Исследование проводилось на спортсменах массовых разрядов, в основном исследовались спортсмены 3, 2 и 1-го разрядов. Сведения о контингенте обследуемых студентов представлены в табл. 1, 2.
Результаты исследования показывают, что студенты, занимающиеся спортом, на 22% активнее участвуют в жизни вуза, на 24% чаще принимают участие в выборах и успеваемость у них на 20% выше, чем у студентов, не занимающихся спортом.
Таблица 1
Количество исследуемых студентов, занимающихся спортивное ориентированием (РГПУ им. А. И. Герцена и СПбГУ)
Разряд Юноши Девушки Итог
1 курс 2 курс 3 курс 4 курс Итог 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс Итог
3 1 4 4 - 9 3 2 6 - 11 20
2 3 2 - - 5 - 1 - - 1 6
1 - - 1 1 2 - - - - 0 2
КМС - 1 - - 1 - - 1 - 1 2
Итог 4 7 5 1 17 3 3 7 0 13 30
Таблица 2
Количество исследуемых студентов, не занимающихся регулярно спортом (СПбГТУРП)
Разряд Юноши Девушки Итог
1 курс 2 курс 3 курс 4 курс Итог 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс Итог
Без разр. 13 7 4 10 34 7 1 - 22 30 64
У студентов, занимающихся спортом, мышечная выносливость на 35%, быстрота на 13%, координация на 105% выше, чем у студентов, не занимающихся спортом.
У студентов, занимающихся спортом, социальная активность на 39% выше, чем у студентов, не занимающихся спортом.
Приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что социальная актив-
ность студентов, занимающихся спортом, достоверно выше, чем у студентов, не занимающихся спортом (р < 0,05 по ^критерию Стью дента).
Приведенные данные тестирования предполагают продолжение исследования для выявления более четких количествен -ных и качественных оценок.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Бальсевич В. К. Физическая подготовленность: средства и методы оздоровления физической культурой. М.: ВНИИФК, 1990.
2 Казанцев С. А. Интегральная подготовка спортсмена-ориентировщика: Дис. ... канд. пед. наук. СПб.: СПбГАФК, 2005.
3 Васильев Н. Д. Планирование учебно-тренировочной работы и методика подготовки дистанций и карт по спортивному ориентированию. М.: Госкомспорт СССР, 1987.
4 Айзек Г. Ю. Проверьте ваш IQ. М.: Центрполиграф, 2001.
5 Борисова Л. Н. Динамика интеллектуального развития взрослых и ее зависимость от уровня их образования. Л: ЛГПИ, 1990.
6 Гогунов Е. Н. Психология физического воспитания и спорта. М.: Academia, 2004.