ВЫВОД: Разработанная модель управления профессиональной деятельностью профессорско-преподавательского состава Сибирского филиала Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России показала высокую эффективность и может быть рекомендована для внедрения в образовательный процесс филиалов вузов противопожарной службы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бордовский, Г. А. Управление качеством образовательного процесса : монография / Г. А. Бордовский ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - 359 с.
2. Бордовский, Г.А. Актуальные проблемы современной профессиональной подготовки / Г. А. Бордовский // Подготовка специалистов в области образования. Основные направления совершенствования. - СПб., 1996. - Вып. IV. - С. 14-18.
3. Валуйских, Н.В. Технология психолого-педагогического управления профессиональной подготовкой студентов в филиалах вуза / Н. В. Валуйских // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 5 (39). - С. 27-32.
4. Васильев, В.Н. Модели управления вузом на основе информационных технологий / В.Н. Васильев ; Петрозаводский гос. ун-т. - Петрозаводск : [б.и.], 2000. - 237 с.
5. Горшков, А. С. Управление региональной системой высшего образования / А.С. Горшков ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. - 215 с.
6. Пономарев, Н.Л. Образовательные инновации: государственная политика и управление : учебное пособие / Н.Л. Пономарев, Б.М. Смирнов. - М. : Академия, 2007. -192 с.
7. Савченко, Т.В. Научно-теоретические предпосылки совершенствования системы психолого-педагогического управления образовательным процессом в филиалах вузов России : монография / Т.В. Савченко ; Белгородский гос. ун-т. - Белгород : Изд-во БелГУ, 2005. - 89 с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 614.2 + 796/799
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ - ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА
ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ
Наталия Викторовна Сивас, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. академика И. П.
Павлова
Аннотация
Исследовано качество жизни студентов в зависимости от уровня двигательной активности. С помощью опросника SF-36 установлено, что уровень двигательной активности влияет не только на физическое функционирование, но и на другие составляющие качества жизни
Ключевые слова: качество жизни, двигательная активность, студент.
PHYSICAL ACTIVITY - THE BASIS OF QUALITY OF STUDENTS’ LIFE
Natalia Viktorovna Sivas, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St.-Petersburg Pavlov State Medical University
Annotation
Quality of students’ life was investigated, depending on the level of physical activity. The questionnaire SF-36 revealed that the level of physical activity does not only affect physical functioning but also other components of quality of life.
Keywords: quality of life, physical activity, student.
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы наблюдается значительный рост интереса к понятию «качество жизни». На протяжении многовековой истории развития цивилизации всегда присутствовала идея гармонии души, тела и сознания. В современном обществе эти ипостаси человека обретают особую ценность, так как определяют истинное качество жизни, искусство существования. Физическая культура оказывает непосредственное влияние на здоровье человека, фенотип личности, отвлекает молодежь от противоправного поведения, вредных привычек, служит фактором, замещающим негативные условия урбанизированной социальной среды и обеспечивающим качество жизни населения. Физическая культура, способствующая воспроизводству личности, социального целого, представляет собой не просто область социальной реальности, а объективный факт развития общества как единственное средство для производства всесторонне развитых людей, являющихся главной производительной силой и источником создания материальных и духовных благ. Социальное воспроизводство означает приращение сущностных сил личности на различных этапах жизнедеятельности. Надо прибавлять не годы к жизни, а жизнь к годам. Однако по данным официальной статистики только 12% населения России занимается физической активностью, что значительно ниже, чем в развитых странах [1].
Качество жизни является комплексной характеристикой физического, психологического, эмоционального и социального функционирования человека, основанной на его субъективном восприятии. В медицинском смысле понимание этого термина всегда связано со здоровьем. Здоровье - основной показатель качества жизни. Инструменты оценки качества жизни - общие и специфические опросники, разработанные экспертами ведущих мировых клинических центров в соответствии с принципами доказательной медицины, создали возможность количественной оценки этого субъективного понятия, что позволило расширить представление о состоянии человека в целом [2].
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В нашем исследовании был использован опросник SF-36, относящийся к опросникам для оценки качества жизни. Опросник SF-36 измеряет общее здоровье, то есть те составляющие здоровья, которые не являются специфичными для возрастных групп, определенных заболеваний или программ лечения. Его методика предназначена для изучения всех компонентов качества жизни. Опросник широко используется за рубежом с 1993 года [3], а русскоязычная версия опросника была создана в 1998 году. 36 пунктов опросника сгруппированы в восемь шкал:
- физическое функционирование, отражающее степень, в которой физическое состояние ограничивает выполнение физических нагрузок;
- ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием - влияние физического состояния на повседневную ролевую деятельность;
- интенсивность боли и ее влияние на способность заниматься повседневной деятельностью;
- общее состояние здоровья - оценка своего состояния здоровья в настоящий момент;
- жизненная активность подразумевает ощущение себя полным сил и энергии или обессиленным;
- социальное функционирование определяется степенью, в которой физическое или эмоциональное состояние ограничивает социальную активность (общение);
- ролевое функционирование обусловленное эмоциональным состоянием предполагает оценку степени, в которой эмоциональное состояние мешает выполнению работы или другой повседневной деятельности;
- психическое здоровье характеризует настроение, наличие тревоги, депрессии, общий показатель положительных эмоций.
Первые четыре шкалы группируются в показатель «физический компонент здоровья», вторые четыре шкалы - в показатель «психологический компонент здоровья». Значение показателей варьирует от 0 до 100 баллов, где 100 баллов представляет полное здоровье. В тестировании приняли участие студенты 1 и 2 курса всех факультетов, отнесенные по состоянию здоровья к основной медицинской группе. Часть студентов занималась на учебных занятиях два раза в неделю по общепринятой программе с невысокой интенсивностью физической нагрузки, а другая часть студентов - в спортивных секциях три раза в неделю с высокой интенсивностью физической нагрузки. Обработанные по специальной методике результаты тестирования представлены соответственно в таблице 1 и таблице 2.
Таблица 1
Показатели качества жизни студентов СПбГМУ им. акад.. И.П. Павлова
с низкой интенсивностью физической нагрузки (балл X ± а)
Шкала Все Мужчины Женщины
(п=135) (п=68) (п=67)
Физическое функционирование 67,2±7,1 77,5±9,5 66,0±7,8
Ролевое физическое функционирование 73,7±0,7 71,9±3,9 73,9±0,6
Боль 73,0±8,1 75,5±2,2 72,7±8,8
Общее здоровье 69,7±2,0 67,7±4,4 70,4±8,7
Жизнеспособность 58,7±5,1 69,4±2,4 57,4±4,9
Социальное функционирование 65,5±9,4 71,9±6,0 64,7±9,7
Ролевое эмоциональное функционирование 54,7±4,5 66,7±5,6 53,2±4,4
Психологическое здоровье 62,3±7,1 73,5±6,0 61,0±7,4
Физический компонент здоровья 49,0±6,9 48,7±,8,0 49,1±7,0
Психологический компонент здоровья 42,8±6,9 48,3±5,0 42,1±6,8
Таблица 2
Показатели качества жизни студентов СПбГМУ им. акад. И.П.Павлова с высокой интенсивностью физической нагрузки (балл X ± а)
Шкала Все Мужчины Женщины
(п=113) (п=59) (п=54)
Физическое функционирование 94,4±9,7 93,9±5,1 94,5±7,0
Ролевое физическое функционирование 77,0±8,5 73,7±8,2 78,2±8,8
Боль 80,3±1,4 78,2±1,8 81,1±1,5
Общее здоровье 70,8±4,4 72,3±9,4 70,6±3,9
Жизнеспособность 60,3±9,1 60,3±2,8 60,3±7,9
Социальное функционирование 80,1±9,2 83,6±7,7 78,9±9,7
Ролевое эмоциональное функционирование 61,6±8,0 66,7±3,3 59,9±9,6
Психологическое здоровье 66,0±7,1 68,8±2,0 65,0±6,0
Физический компонент здоровья 54,6±5,3 53,5±7,0 55,0±4,6
Психологический компонент здоровья 43,5±4,1 45,6±2,1 42,8±3,1
Несмотря на то, что все студенты, принявшие участие в анкетировании, имеют основную медицинскую группу, у них существуют отклонения в состоянии здоровья. Как следует из источников литературы, за норму принимают значение шкалы, равное 50. Почти все показатели в обеих группах превышают средний уровень. В двух исследуемых группах расхождение в значениях шкалы «ролевое функционирование» незначительное, показатели достаточно высокие, значит повседневная деятельность не ограничена физическим состоянием студентов. Шкала «боли» также имеет достаточно высокие показате-
ли в обеих группах, что свидетельствует о том, что боль отсутствует, либо незначительная и не ограничивает активности студентов. Достоверные отличия (P < 0,01) между группами выявлены по всем показателям, кроме двух показателей - ролевое эмоциональное функционирование и психологическое здоровье. Отсутствие достоверных отличий говорит о том, что разница в интенсивности занятий недостаточна для возникновения достоверных отличий данных показателей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Физическая активность является одним из ключевых аспектов качества жизни. Она делает человека не только физически более привлекательным, но и существенно улучшает его здоровье, позитивно влияет на продолжительность жизни, в первую очередь, активной её части. При занятиях физической культурой риск развития опасных для жизни заболеваний сосудов сердца и мозга, сахарного диабета, онкологических заболеваний является достоверно более низким. Физическая активность способствует улучшению контроля массы тела, прочности костной ткани (профилактика остеопороза), качества жизни. У студентов, занимающихся в учебных группах и в спортивных секциях, показатели качества жизни находятся в пределах нормы. Количество показателей, превышающих средний уровень, больше в группе студентов, занимающихся спортом. То есть, интенсивность занятий непосредственно влияет на качество жизни.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баранов, В. А. Физическая культура: ценностно-гуманистическая основа качества жизни современного человека : автореф. дис. ... д-ра философ. наук / Баранов В. А. -М., 2010. - 31 с.
2. Резниченко, С.В. Физическая культура и качество жизни / С.В. Резниченко // Строительные вести. - 2002. - № 14 (63). - С. 21-22.
3. SF-36 Health Survey. Manual and interpretation guide / J.E. Ware, K.K. Snow, M. Kosinski, B. Gandek // The Health institute, New England Medical Center. - Boston, Mass., 1993. - C. 21-28.
Контактная информация: [email protected]
УДК 797.15
ВЗАИМОСВЯЗЬ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ-ОРИЕНТИРОВЩИКОВ
Яна Вадимовна Сираковская, аспирант, мастер спорта по спортивному ориентированию,
Московская государственная академия физической культуры (МГАФК), п. Малаховка, Московская область
Аннотация
В статье рассматривается отношения тренеров по спортивному ориентированию к целенаправленному развитию познавательных (когнитивных) процессов юных ориентировщиков в целях совершенствования технико-тактической подготовки на начальном этапе обучения при использовании игрового метода.
Ключевые слова: спортивное ориентирование, метод экспертных оценок, техникотактическая подготовка, психологическая подготовка, познавательные (когнитивные) процессы, игровой метод.