Научная статья на тему 'Социальная активность студентов, занимающихся и не занимающихся спортом: сравнительный анализ'

Социальная активность студентов, занимающихся и не занимающихся спортом: сравнительный анализ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
639
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты / будущая профессия / физическая подготовка / образование / выбор профессии / влияние спорта на успеваемость / students / future profession / physical training / education / choice of profession / influence of sport on academic performance

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Э. Р. Ханиева

В статье рассматривается влияние спортивной деятельности на успеваемость студентов, уровень их социальной активности, вовлеченность в научную деятельность. Целью исследования выступает выявление дидактических закономерностей использования разработанных организационно-педагогических мероприятий по оптимизации подготовки студентов на примере спортивного ориентирования, в котором рассмотрены основные проблемы в развитии социальной активности людей. Сделан вывод, что социальная активность выше у студентов, занимающихся спортом, чем у студентов, не занимающихся спортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Э. Р. Ханиева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL ACTIVITY OF STUDENTS ENGAGED AND NOT ENGAGED IN SPORTS: A COMPARATIVE ANALYSIS

The article considers the influence of sports activity on students ' academic performance, on the level of their social activity, on involvement in scientific activity. The aim of the study is to identify didactic patterns of use of the developed organizational and pedagogical measures to optimize the training of students on the example of orienteering, which deals with the main problems in the development of social activity of people. It is concluded that social activity is higher in students involved in sports than in students not involved in sports.

Текст научной работы на тему «Социальная активность студентов, занимающихся и не занимающихся спортом: сравнительный анализ»

СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ И НЕ ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Э.Р. Ханиева, студент

Научный руководитель: Г.А. Чеджемов, старший преподаватель Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-11329

Аннотация. В статье рассматривается влияние спортивной деятельности на успеваемость студентов, уровень их социальной активности, вовлеченность в научную деятельность. Целью исследования выступает выявление дидактических закономерностей использования разработанных организационно-педагогических мероприятий по оптимизации подготовки студентов на примере спортивного ориентирования, в котором рассмотрены основные проблемы в развитии социальной активности людей. Сделан вывод, что социальная активность выше у студентов, занимающихся спортом, чем у студентов, не занимающихся спортом.

Ключевые слова: студенты, будущая профессия, физическая подготовка, образование, выбор профессии, влияние спорта на успеваемость.

Студенты играют большую роль в развитии общества, так как они представляют собой социальную категорию, которая несет в себе огромные потенциальные возможности для будущего. Обучение молодежи оказывает влияние на их дальнейшую профессиональную подготовку, что обусловило важность решения этой проблемы высшими учебными заведениями.

Важнейшей задачей образовательно-воспитательного процесса является развитие субъектов данной социальной группы, а именно студенческого сообщества, как личностей. В связи с чем, университет создает условия для участия студентов в общественных мероприятиях для карьерного роста, научно-исследовательского развития студентов, что обеспечивает экономический рост страны по мере вовлечения их в процесс производства [1].

Основным стимулом для всех субъектов экономики является удовлетворение своих потребностей, целей, под которыми понимают необходимость в каком-либо объекте. Мотивация, в свою очередь, является внутренним толчком к осуществлению деятельности, исходящее от интересов, позиции человека.

Основными проблемами в развитии социальной активности студентов являются:

1. Наличие высокой потребности населения в высокой социальной активности его граждан и низкий уровень его развития у студентов.

2.Необходимость формирования социальной активности личности студентов во внеаудиторной деятельности и отсутствие методов, разработок для формирования социальной активности студентов.

Среди функций ВУЗа как субъекта образовательно-воспитательного процесса, можно также выделить анализ тех факторов, которые оказывают влияние на уровень умственной работоспособности студентов во время их обучения.

Современный темп жизни требует соответствующего уровня физической подготовленности молодежи. Для успешного построения будущего студент должен владеть навыками физического самосовершенствования, а также иметь точное представление о здоровом образе жизни.

К сожалению, воспитание физических качеств молодежи, как свидетельствуют результаты огромного количества исследований, проходит не так оптимистично, как требуется для благополучного развития растущего организма [2]. Отсюда следует, что недостаток физического образования студентов необходимо восполнить при помощи усиления образовательного

процесса в сторону развития его культуро-образующих функций.

Прикладные и теоретико-

методологические исследования показали, что обладающие оптимальным физическим развитием спортсмены, длительное время вовлеченные в процесс подготовки, имеют более высокий уровень умственной работоспособности, нежели среднестатистический человек, не занимающийся спортом. Это проявляется в сравнительно высокой скорости мыслительных процессов, устойчивости внимания, в показателях зрительной и оперативной памяти [3].

Проблема особенностей интеллектуальной деятельности студентов, в том числе в процессе спортивной или физкультурной подготовки, была актуальна в исследованиях преподавателей.

Развивая генетические задатки, спорт-смены-ориентировщики в процессе многолетней подготовки достигают максимального уровня умственной работоспособности, выраженной у мужчин и женщин высокими показателями скорости мыслительных процессов, оперативного мышления, устойчивости внимания и способности к его переключению, зрительной и

В результате опроса и статистического анализа, было выявлено, что у студентов, занимающихся физической деятельностью, активность в участии жизни ВУЗа на 25% и показатель успеваемость в учебной деятельности на 28% выше, чем у остальных.

оперативной памяти. Эти данные соответствуют показателям элиты работников умственного труда [4].

Проблема развития человеческого интеллекта, особенностей интеллектуальной деятельности учащейся молодежи, в том числе в процессе спортивной или физкультурной деятельности, всегда занимала важное место в педагогических исследованиях.

Исследование проводилось в 2019 г. в СГЭУ и в Самарском государственном университете со студентами, занимающимися и не занимающимися спортом.

Для студентов социальная активность является внутренним условием его самореализации как субъекта, нацеленного на преобразование окружающей действительности, мира в целом. Изменяя мир, человек меняет и самого себя [5].

Исследование проводилось методом анкетирования, результаты которого представлены в таблице 1, 2. Исследованы две группы, занимающиеся физической подготовкой, две группы, критерием которых было занятие профессиональным видом спорта, и группа студентов, не занимающихся спортом.

Таким образом, из выше сказанного можно сделать вывод, что социальная активность студентов, занимающихся спортом выше, чем у студентов, не занимающихся им.

Таблица 1. Количество студентов, занимающихся спортом

Разряд Самарский университет СГЭУ Итого

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс Итого 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс Итого

3 3 4 3 - 10 3 4 5 - 12 22

2 5 2 4 - 11 - 2 3 5 10 21

1 2 - - - 2 3 - 6 - 9 11

КМС - - - 1 2 - - 3 2 5 6

МС - - - 3 3 - - - - - 3

Итого 12 6 7 4 28 6 11 17 7 36 64

Таблица 2. Количество студентов, не занимающихся спортом

Разряд Самарский университет СГЭУ Итого

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс Итого 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс Итого

Без разрешения 20 12 13 13 58 23 14 11 15 63 121

Библиографический список

1. Апциаури, Л.Ш. Спорт как социальное явление и фактор социализации личности / Л.Ш. Апциаури // Теория и практика физической культуры. - 2003. - №1. - С. 12.

2. Бальсевич В.К. Физическая подготовленность: средства и методы оздоровления физической культурой. - М.: ВНИИФК, 1990.

3. Гагунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта. - М.: Academia, 2004.

4. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования, 2004.

5. Апциаури, Л.Ш. Спорт как социальное явление и фактор социализации личности / Л.Ш. Апциаури // Теория и практика физической культуры. - 2003. - №1. - С. 12.

SOCIAL ACTIVITY OF STUDENTS ENGAGED AND NOT ENGAGED IN SPORTS:

A COMPARATIVE ANALYSIS

E.R. Khanieva, student Supervisor: G.A. Chedzhemov, senior lecturer Samara state university of economics (Russia, Samara)

Abstract. The article considers the influence of sports activity on students ' academic performance, on the level of their social activity, on involvement in scientific activity. The aim of the study is to identify didactic patterns of use of the developed organizational and pedagogical measures to optimize the training of students on the example of orienteering, which deals with the main problems in the development of social activity of people. It is concluded that social activity is higher in students involved in sports than in students not involved in sports.

Keywords: students, future profession, physical training, education, choice of profession, influence of sport on academic performance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.