СРАВНЕНИЕ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛАХ РОССИИ И ЯПОНИИ
В.Н. Кремнева, канд. пед. наук, доцент Е.М. Солодовник, старший преподаватель Петрозаводский государственный университет (Россия, г. Петрозаводск)
DOI: 10.24411/2500-1000-2019-11464
Аннотация. Данная статья посвящена системам физического воспитания в России и Японии. Проанализированы учебные программы по предмету физическая культура в России, изучена структура построения занятий по физической культуре в Японии, проведен сравнительный анализ двух систем.
Ключевые слова: образование, физическая культура, спорт, Россия, Япония.
В образовательном процессе выдвигаются определенные требования к системе физического воспитания. Целью является повышение социокультурной эффективности сферы физической культуры и спорта для детей и подростков и спорта высших достижений для молодежи. Экономические, социальные, культурологические механизмы преобразования общества оказали существенное влияние на все сферы жизнедеятельности человека. В связи с этим, здоровье детей и подростков стало поистине мировой проблемой. Повсеместно отмечается снижение уровня физической подготовленности подрастающего поколения, а ведь именно он является важнейшим слагаемым здоровья и физического потенциала всего общества. Большинство специалистов полагают, что одним из важнейших факторов, способных исправить это положение, является совершенствование физического воспитания детей и подростков в общеобразовательных школах. Целью образования в области физической культуры является формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, в целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни, а также создание условий для оказания благоприятного воздействия на укрепление здоровья и дальнейшего вовлечения в активные занятия физической культурой и спортом. Существуют госу-
дарственные стандарты, определяющие образование в области физкультуры. Она должна проходить в специализированных классах, допущенных к проведению урока (спортзалы, например).
Физическая культура - обязательный учебный курс в общеобразовательных учреждениях России. Предмет «Физическая культура» является основой физического воспитания школьников. В сочетании с другими формами обучения - физкультурно-оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня и второй половины дня (гимнастика до занятий, физкультурные минутки, физические упражнения и игры на удлинённых переменах и в группах продлённого дня), внеклассной работой по физической культуре (группы общефизической подготовки, спортивные секции), физкультурно-массовыми и спортивными мероприятиями (дни здоровья и спорта, подвижные игры и соревнования, спортивные праздники, спартакиады, туристические слёты и походы) - достигается формирование физической культуры личности. Она включает в себя мотивацию и потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, овладение основными видами физкультурно-спортивной деятельности, разностороннюю физическую подготовленность. Целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного
сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Реализация цели учебной программы соотносится с решением следующих образовательных задач:
- укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению;
- формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры;
- развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;
- формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие физических (координационных и кондиционных) способностей;
- формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
- приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта.
Современная система общего и среднего физкультурного образования России в настоящее время переживает серьезный кризис, который проявляется в следующем:
- в недостаточной образованности населения в области физической культуры;
- в низком уровне здоровья и физической подготовки учащихся;
- в малом числе людей систематически занимающихся физической культурой и спортом (10-15%).
Интенсификация и оптимизация состоит в повышении целенаправленности обучения и усилении мотивации занятий физической культурой и спортом, применении активных и творческих методов и форм обучения (проблемные, исследовательские, сопряжённого развития кондиционных и координационных способностей, акцентированного и всестороннего развития координационных способностей, методики программно-алгоритмического типа, групповые и индивидуальные формы обучения, круговая тренировка и др.); в развитии навыков учебного труда; широком использовании компьютеров и других новых технических средств.
Задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннего раскрытия взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов в сфере физической культуры учитель реализует на основе расширения межпредметных связей из области разных предметов: литературы, истории, математики, анатомии, физиологии, психологии и др.
Прежде чем говорить о системе образования в Японии, следует отметить тот факт, что она значительно отличается от системы образования в России. Японские школьники и студенты отличаются трудолюбием. Его японцы ставят во главу угла. Оно ценится гораздо больше, чем ум, сообразительность, находчивость, остроумие и умение выкрутиться из любой ситуации. Быстро и качественно выполненная работа - вот главная цель у японских работников. Они могут подолгу сидеть за своим рабочим местом и стараться качественно выполнить свои задания в срок. Ещё одним фактом, отличающим японских школьников от русских можно назвать отсутствие споров со своим педагогом. Для них неприемлемо вступать в конфликт с вышестоящим органом. Японцы обязаны беспрекословно выполнять распоряжения своего начальника. Со времён средневековья у них сохранилось такое качество, как уважение к старшим.
В Японии здоровье граждан - часть национальной идеи, поэтому физическому воспитанию в школах уделяют очень мно-
го внимания. Тут преподают не спорт, а именно физическую культуру.
Школы в Японии включают в себя 3 уровня: начальный, средний и высший (старшая школа), собственно, как и в России. В начальной школе дети учатся 6 лет (6 классов). Средний уровень включает 3 года обучения. Старшая школа, так же как и средняя, составляет 3 года [1]. Каждый человек в Японии обязан окончить начальную школу. В ней детей обучают общеобразовательным предметам. С самого детства у детей вырабатывают «дух конкуренции», поэтому уже в начальной школе дети сдают сложные экзамены, результаты которых вывешивают на доску рейтинга на всеобщее обозрение. Это позволяет ученикам стремиться к получению лучшего результата, ведь никто не захочет находиться на последней строчке рейтинга.
На среднюю ступень образования (начальная средняя школа) дети поступают в возрасте 12 лет. Среднее образование также является обязательным для всех граждан государства. Во время обучения, сроком 3 года, помимо общеобязательных предметов, ученики изучают такие предметы как археология, светская этика, религиоведение. В некоторых частных средних школах есть одна особенность - мальчики и девочки могут получать образование отдельно друг от друга. Старшая средняя школа может быть представлена старшей школой, техникумами и специальными школами для инвалидов. Японцы учатся там с 15 лет на очной форме обучения. Эта ступень образования не является обязательной, однако многие решают окончить старшую школу. В ней идет подразделение на естественные и гуманитарные науки [2]. На всех ступенях образования ученики обязаны носить школьную форму. Также в их обязанность входит уборка школы. Некоторые средние и все старшие классы в Японии являются платными.
Зарплата учителя физкультуры зачастую равняется зарплате директора крупного завода. В школе, как правило, преподаётся 8-10 видов спорта, и для каждого есть свой преподаватель. Пожалуй, ни в одной стране мира нет такого внимательного от-
ношения к здоровью школьника. Уже в первом классе ребёнка тестируют и выявляют проблемы со здоровьем, анатомические особенности и склонности к определённым видам нагрузок. Если у школьника обнаруживаются проблемы со здоровьем, учитель физкультуры ведёт его до самого окончания обучения. Составляет программу питания, особые упражнения. Главная цель - выпустить из школы здорового человека, который знает особенности своего организма, владеет культурой движения и питания.
В Японии приветствуются занятия единоборствами с детства: в школах очень много секций каратэ, сумо, джиу-джитсу и других.
Здесь развита культура спортивных клубов, многие школьные секции тесно связаны с клубами, в которых ученик сможет состоять всю жизнь. Школьные клубы называются «букацу». В этих кружках школьники кроме спорта занимаются изучением иерархии и церемоний. Назначается староста, его заместитель, а внутри может создаваться дополнительная структура. Например, главный по хозяйственной части (следит за износом мячей, бит, флажков), главный по бухгалтерии (на кружки скидываются родители учеников), главный по расписанию и так далее. Таким образом, школьники приобретают навыки социализации и знания структуры общества.
Каждому гражданину Японии с детства известно слово «ундокай». Переводится примерно как «спортивная встреча». Это может случиться в любом возрасте: японца могут позвать бегать, прыгать и участвовать в соревнованиях. «Ундокай» - это долгие показательные выступления: соревнования в беге на разные дистанции, эстафеты, прыжки в мешках, подвижные игры, разные конкурсы. Зрители должны сидеть по пять-шесть часов или под открытым небом, или под тентами, на трибунах или на циновках - в зависимости от местных условий. Это событие проводится каждый год, начиная с детского сада, потом - в школе и в университете.
Начинается «ундокай» с построения, шествия с флагами, напоминает парад. К
организации мероприятия привлекают родителей, которые с семи утра устанавливают оборудование, приносят с собой еду и устраивают пикники. Команды детей маршируют, исполняют комплекс утренней гимнастики, танцуют групповой танец, кричат речёвки.
Кроме спортивных состязаний классический в Японии вид соревнования - закидывание маленьких мячиков в корзину на шесте. За определённое время команда должна забросить больше мячей, чем соперник. «Ундокай» длится по пять-семь часов, родители, соседи и учителя за это время могут познакомиться друг с другом. Всё это - часть системы подготовки ребёнка к взрослой японской реальности, где очень важна дисциплина, трудолюбие, умение работать на благо команды и на результат.
В начальной школе (первый-шестой классы, возраст - 6-12 лет) предусмотрено не меньше трёх часов занятий физической культурой и спортом в неделю. Программа начальной школы: общая физическая подготовка, гимнастика, лёгкая атлетика, плавание, игры с мячом, танцы, формирование навыков здорового образа жизни. По программе дополнительных занятий каждый ученик обязан посещать занятия в спортивном клубе не реже одного раза в неделю. В старших классах более 40% школьников занимаются спортом не менее девяти часов в неделю, а остальные 60% тратят на физкультуру два-три часа в неделю - это обязательный минимум.
В Японии есть лига школьного бейсбола, которую показывают по телевизору. Зрители обычно болеют за школу в своём районе. Победившие в каждом регионе (нужно выиграть пять матчей) едут на главный стадион страны - Косиэн, префектура Хёго. Там в течение нескольких дней проходит главный чемпионат школьного бейсбола. Всё это показывают по телевизору, а имена старшеклассников пишутся на экране, как во взрослом спорте. Для многих мальчиков Косиэн - это главная школьная мечта. Девочек на этот стадион берут болельщицами, они готовят танец и кричалки.
Японские преподаватели физподготов-ки обладают высочайшей квалификацией, в том числе медицинской. Такой учитель -и тренер, и наставник, и врач, и психолог. Если у ребёнка обнаружились проблемы со здоровьем уже в первом классе, учитель физкультуры ведёт его на протяжении всех школьных лет, подбирая ученику такие упражнения, такую систему питания и такой образ жизни, чтобы тот закончил школу здоровым человеком. Более того, к концу обучения японские юноши и девушки фактически становятся профессионалами в тех или иных видах спорта.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что такая социальная политика в области образования в Японии положительно влияет на все государство в целом.
В обеих странах физкультура является обязательным для изучения предметом, регламентируемый обязательными государственными стандартами. На протяжении занятий оценивается включенность детей в работу: наличие спортивной формы, дисциплина, активность. Таким образом, у детей формируется положительное отношение к спорту и возможность для анализа своих ошибок и самосовершенствования. По тому, как проводятся уроки, как организован процесс физического воспитания в образовательных учреждениях, можно сделать вывод о спортивной подготовленности страны. Понятно, что физическое развитие и здоровье имеют большое значение не только для отдельно взятой нации, но и для всего человечества. Большое внимание в Японии уделяется физическому воспитанию вне школы - это всевозможные секции и клубы. В японской школе преподаётся 8-10 видов спорта, за каждый вид отвечает отдельный учитель. В России школьная физкультура для многих школьников - это единственная возможность заниматься спортом. В российской школе преподаватель физкультуры ориентируется на усредненные показатели. Важным отличием российской школы является заниженное финансирование, непосредственно влияющее на укомплектованность спортзалов необходимым спортивным снаряжением, которое позволит проводить занятия и спортивные мероприятия на надлежащем уровне.
Библиографический список
1. Гришин М.Л. Современные тенденции развития образования в Азии. - М.: Эксмо, 2005. - С. 18.
2. Малькова З.А. Стратегия развития образования для XXI века в Японии // Прогностические модели систем образования в зарубежных странах. - М., 1994. - С. 46.
COMPARISON OF EDUCATION SYSTEMS IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE IN SCHOOLS OF RUSSIA AND JAPAN
V.N. Kremneva, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor E.M. Solodovnik, Senior Lecturer Petrozavodsk State University (Russia, Petrozavodsk)
Abstract. This article is devoted to physical education systems in Russia and Japan. The training programs on the subject of physical education in Russia are analyzed, the structure of building classes on physical education in Japan is studied, a comparative analysis of the two systems is carried out.
Keywords: education, physical education, sport, Russia, Japan.